Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Проекты / Работа над ошибками в медиа

Работа над ошибками в медиа

 

 

На различных Интернет-ресурсах можно встретить статьи, посвященные истории русского присутствия в Святой Земле, паломничества, Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), рассказы о его деятелях и подвижниках, которые содержат искаженные факты. Иногда это непредумышленные неточности, возникающие от слабого знания истории, иногда бездумное копирование информации с других сайтов, а иногда сознательная мифологизация или даже фальсификация истории в определенных целях.

 

С появлением в апреле 2016 года "обновленной версии, созданной коллективом профессионалов", искажением истории ИППО грешит даже официальный сайт Императорского Православного Палестинского Общества, в котором, казалось бы, должно быть научное отношение к публикуемымм материалам и историческим фактам без пафоса и досужих вымыслов. Но, видимо, люди, занимающиеся в настоящее время информационной политикой Общества, считают это не столь важным для репутации Общества. А жаль, ведь с официального сайта черпают информацию многие журналисты, историки и краеведы, просто люди, интересующиеся историей и современными реалиями ИППО, и они уверены, что официальный сайт публикует достоверную информацию.

 

Многие авторитетные цифровые издания ведут специальные рубрики, в которых исправляют свои неточности, допущенные при первоначальной публикации, специально мониторят реакцию в соцсетях и прислушиваются к мнению экспертов.

 

Мы тоже пришли к такой идее, считаем, что давно назрела необходимость в подобной чистке текстов. Новый проект Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества призван исправлять подобные ошибки, обнаруженные в медиа-пространстве.

 

Для работы над ошибками, искажающими историю и деятельность ИППО, мы будем приводить скриншоты страниц с неверными циататами из различных источников (приоритет - официальным сайтам и имеющим регистрацию как СМИ) и опровергать их с указанием правильной информации.

 

Надеемся, что это поможет нашим коллегам-журналистам избегать недостоверных фактов в статьях и не вводить в заблуждение пользователей и читателей.

 

Со своей стороны приглашаем к сотрудничеству пользователей нашего сайта, присылайте ссылки на искажение фактов на разных сайтах, в том числе и на нашем, если такое явление обнаружится на наших страницах.

 

Недвижимости ИППО

Сергиевское подворье в Иерусалиме

Архив цитат - официальный сайт ИППО ippo.ru

 

Комментарий ИО ИППО
Сергиевское подворье ИППО в Иерусалиме примыкает к т.н. Русским постройкам, располагавшимся на Мейданской площади. Это место, состоявшее из нескольких земельных участков, в сер. 19 века располагалось на пустыре вне городских стен, там проходили гулянья по праздникам и военные ученья. Место было пустынное, никакого жилья рядом. Зато отвечало требованиям, поставленным Палестинским комитетом для выбора участка под русские постройки, - простор, чистый воздух, место возвышенное, ровное с хорошим панорамным обзором окрестностей, перспективное, т.к. рядом шли дороги на Яффу, в Вифлеем, Наблус и к Крестовому монастырю. Покупкой ряда соседних участков занимался первый консул в Иерусалиме В.И. Доргобужинов, который предпринял особые усилия, чтобы приобрести место не слишком далеко от городских стен, ведь военные законы Порты не разрешали постройки ближе пушечного обстрела крепостных стен. Благодаря ему загородное место для строительства странноприимных приютов было выбрано в 200 шагах от Яффских ворот. Никто из членов императорской фамилии этот участок, как и впоследствии, в 1886 году, землю непосредственно под Сергиевское подворье, не выбирал. Великий князь Константин Николаевич, прибывший в апреле 1859 года в Иерусалим в паломничество, лишь одобрил выбор русского консула. До конца 1859 года участок был окончательно сформирован покупкой нескольких частных участков и присоединением участка, подаренного султаном. оформлялись участки на Императорское Российское правительство.

 

По тем временам, это место вовсе не считалось "лучшими землями Иерусалима".

 

"Избрав местом устроения русских богоугодных заведений загородный участок земли по Яффской дороге, строители и деятели Палестинского Комитета встретились на первых же порах с рядом возражений со стороны русских людей относительно целесообразности и пригодности устройства этих построек вне городской черты и, как в ту пору казалось, и в месте, удаленном от главных святынь Святого Града. Многие, пишет главный строитель этих построек Б.П. Мансуров, «не верили в возможность привлечения русских богомольцев в приюты, расположенные вне города»". (А.А. Дмитриевский. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882 - 1907. СПб. 2008. С.120)

 

Только со временем вокруг Русского места началось активное строительство, и возник район Нового Иерусалима.

 

Архив цитат - официальный сайт ИППО ippo.ru

 

 

Комментарий ИО ИППО
Оставим за скобками пассаж о строительстве многочисленных подворий на Святой Земле дворянами и обычными людьми, это даже для государства и ИППО было очень дорого, но вряд ли Сергиевское подворье в Иерусалиме сильно отличалось от других подворий отсутствием храма. Скорее наличие церкви было исключением - храм имелся только на Александровском подворье в Иерусалиме, но подворье и строилось как защитное укрытие для святыни - Порога Судных врат, так что храм там был главным смыслом. Из построенных на Святой Земле  подворий ИППО церкви при них больше нигде не устраивались - ни в Иерусалиме, ни в Хайфе, ни в Назарете.

 

Сергиевское подворье в Иерусалиме откроют после реставрации 18 июля - РИА Новости 31.05.2017

 

Комментарий ИО ИППО
На Сергиевском подворье, как и на других подворьях ИППО, ни разу не останавливались члены императорской семьи. Последнее августейшее паломничество (великого князя Сергея Александровича с супругой и братьями) состоялось осенью 1888 года, тогда строительство Сергиевского подворья только-только завершалось, и шла отделка.

Ту же ошибку повторяет ТАСС, спустя 5 лет.

 

На Сергиевском подворье в Иерусалиме открыли музей "Россия на Святой Земле" - ТАСС 12.06.2022


Комментарий ИО ИППО
Публикуя фейк о посещении Сергиевского подворья членами императорской семьи, ведущее российское издание идет еще дальше - пишет историческую ложь о том, что Сергиевское подворье в Иерусалиме состояло в списке проданных в 1964 году Израилю русских дореволюционных недвижимостей. Журналисты, не озабоченные правдивостью излагаемых "исторических" фактов часто путают Сергиевское подворье в Иерусалиме и в Назарете. Назаретское Сергиевское подворье действительно было продано, но Сергиевское подворье в Иерусалиме не было объектом продажи, поэтому его удалось вернуть.

Русские сезоны в Иерусалиме: для чего России Сергиевское подворье - Planet today 14.08.2019

 

 

Комментарий ИО ИППО
Если вы просто зайдете на Сергиевское подворье без приглашения, то вряд ли ощутите, что это российский культурно-просветительский центр на Святой Земле, т.к. вас встретят закрытые двери в помещения музея, архива и библиотеки.
Сергиевское подворье не строилось на деньги великого князя Сергея Александровича, это были средства Императорского Православного Палестинского Общества, которые собирались с немалым трудом, т.к. это был дорогой проект.
Храма не было ни на каких подворьях ИППО на Святой Земле, кроме Александровского в Иерусалиме. В целевое назначение подворий никогда не вкладывался религиозный смысл, это были постройки хозяйственно-бытового назначения для приема паломников.

Регулярно проходившие на Сергиевском подворье собрания православных священнослужителей - это что-то вообще трудно вообразимое, так же, как культурная и дипломатическая миссия. У Русской духовной миссии было свое просторное здание неподалеку, где ее сотрудники могли собираться для обсуждения любых вопросов. Функции дипломатической миссии на ИППО никогда не возлагались, т.к. вопросы дипломатии находились в ведении генерального консульства в Иерусалиме, подчинявшегося МИД. Культурное просвещение путем работы библиотеки и музея на подворье было адресовано паломникам, которые проживали на подворье, а также учителям и учащимся школ ИППО. 

На Сергиевском подворье располагалась контора управления недвижимостями, которые принадлежали Обществу. К ним ни в коей мере не относились какие-либо монастыри и недвижимости, построенные Русской духовной миссией. Русская Палестина строилась не только силами ИППО.

Вряд ли стоит слишком переоценивать роль Сергиевского подворья в жизни Иерусалима в период Царской России. Духовной жизнью ведала Русская духовная миссия, а сравнивать культурную жизнь с русскими сезонами Дягилева совсем неуместно, ни по рахмаху, ни по сути. ИППО не занималось организацией в Святом граде и на Сергиевском подворье русских театральных сезонов.

Больших площадей на Сергиевском подворье для каких-то масштабных мероприятий историчеески не запланировано, поэтому все ныне проводимые мероприятия носят камерный локальный характер. В Фейсбуке Сергиевское подворье позиционируется управленческой командой как гостиница и ресторан Sergei Palace. Судя по отзывам, часть культурных мероприятий там проводится путем сдачи зала в аренду, как пишут в ФБ "3000 шек. за 2 часа сказали стоит зал... Ну явно не концертный...". А фейсбук-фолловерам предлагают бесплатную выпивку: "Да, чуть не забыли: гарантируем хорошее настроение и для наших фейсбук-фолловеров первый напиток - за наш счёт!!!" Таким образом, до революции подворье служило нуждам русских паломников, способствуя удешевлению их расходов, а теперь это обычный частный коммерческий проект "Совета ИППО в Израиле" во главе с И.Р. Ашурбейли, реализуемый в месте, связанном со славной  русской историей и отреставрированном на налоги россиян.

 

Елизаветинское подворье в Иерусалиме

Возвращение Сергиевского подворья: как это было, есть и будет - официальный сайт ИППО ippo.ru, 20.10.2017

 

 

Комментарий ИО ИППО

Первоначально первые странноприимные подворья на Русских постройках не имели собственных имен, в документах они назывались просто мужское и женское. Когда было построено Сергиевское подворье, его называли Новое. Но в докладе на общем собрании ИППО 8 апреля 1901 года секретарь ИППО В.Н. Хитрово уверенно называет подворья по именам: Елизаветинское, Мариинское, Сергиевское, Александровское. То есть к 1900 году эти названия уже были устоявшимися. Следуя логике редакции ИППО, хочется понять, как же тогда называлось подворье до 1918 года, и кто же после гибели великой княгини Елизаветы Федоровны мог в Иерусалиме дать имя подворью? Гроб с ее телом доставили в Иерусалим в 1921 году, русских там была горстка, а на подворьях ИППО хозяйничали британские учреждения. Религиозными памятниками ни Елизаветинское, ни Сергиевское подвлорье не являются, это были обычные корпуса для размещения паломников.

 

Степашин рассказал о российской исторической собственности в Иерусалиме - РИА Новости, 17 мая 2019

 

 

Комментарий ИО ИППО

На вывеске, размещенной на фронтоне Елизаветинского подворья, надпись гласит "Елизаветинское подворье", а не "Русская духовная миссия" (ее здание находится напротив), вырезан не знак креста, а знак Императорского Православного Палестинского Общества, в основе которого лежит христограмма.

Елизаветинское подворье ИППО не возводило, здание подворья было построено в 1860-64 гг., еще до создания ИППО. В ведение ИППО подворье было передано в числе других имуществ в 1889 году от Палестинской комиссии, которая была закрыта.

 

Александровское подворье в Иерусалиме

"Там пока западенцы": кто бьется за российскую святыню в центре Иерусалима - РИА Новости, 25.07.2017

Комментарий ИО ИППО

Очень громкое слово - "владеющая" - применено к организации, занимающей сейчас Александровское подворье в Иерусалиме. Владение подразумевает собственность, но никаких прав на владение этим подворьем у группировки Гофмана-Воронцова нет. Владельческие документы на земельный участок и здание подворья, которое построило ИППО, оформлены на Императорское Российское правительство. До революции ИППО владело этим подворьем, т.к. оно его построило и содержало, но записано оно было на Русское правительство, т.к. османские законы не позволяли записать эту недвижимость на ИППО. Про группировку Гофмана можно сказать, что она занимает, находится, ремонтирует, управляет... историческим зданием ИППО, но она им не владеет, ни продать, ни подарить, ни передать никому его не может.

 

Два Иерусалима - информационный портал Strana.ru, 06.04.2018

 

 

Комментарий ИО ИППО
Архимандрит Антонин (Капустин) не давал имени подворью, которое было возведено позднее на найденном им месте Порога Судных врат. Строительством и эксплуатацией подворья занималось Императорское Православное Палестинское Общество, и первоначально подворье именовалось Русский Дом. 22 мая 1896 г. на подворье освятили домовую церковь в честь святого Александра Невского - святого покровителя императора Александра III - создателя Палестинского общества, к этому времени почившего. К этому времени уже скончался и архимандрит Антонин (Капустин). Наименование Александровское закрепилось за подворьем позднее. 

 

Никакого сестричества, тем более императорского, на Александровском подворье ИППО в Иерусалиме до революции никогда не было. ИППО содержало обычный штат обслуживающего персонала, а также несколько чтиц, которые читали Неусыпаемую псалтирь у Порога Судных врат, в том числе по заказам из России.

 

Степашин рассказал о российской исторической собственности в Иерусалиме - РИА Новости, 17 мая 2019


 

Комментарий ИО ИППО
Россия не приобретала здание Александровского подворья, оно было построено ИППО на участке, находящемся в собственности русского правительства, после проведенных на нем археологических раскопок.

Для сведения журналистов - применительно к Христу следует употреблять слово "воскресение", а не "воскрешение".  Он других воскрешал из мертвых, но сам воскрес.

 

Личности

Князь Олег Константинович Романов - пожизненный действительный член ИППО

Члены ИППО возложили цветы к памятнику Почетного члена Общества Князю Олегу Константиновичу Романову - официальный сайт ИППО ippo.ru 9.10.2017

 

 

 

В Москве при поддержке ИППО представили новое издание «Храм Святителя Николая в Бари. А. В. Щусев» - официальный сайт ИППО ippo.ru 18.10.2017

 

 

Комментарий ИО ИППО

Князь Олег Константинович не был почетным членом ИППО, он был пожизненным действительным членом, т.е. единовременно внес членские взносы действительного члена за 25 лет вперед - сразу 500 рублей. За это ему полагался серебряный членский знак.

"29 сентября 1914 года напутствованный принятием Св. Таин в Бозе почил смертию героя-мученика действительный пожизненный член Императорского Православного Палестинского Общества Его Высочество Князь Олег Константинович". (из доклада секретаря Общества А.А. Дмитриевского на общем годовом собрании Императорского Православного Палестинского Общества 26 апреля 1915 г. / Сообщения ИППО. 1915. Т.26. С.136)

 

Мария Михайловна Киселева - почетный член ИППО

ИППО отметит 220-летие со дня рождения попечительницы Святой Земли Марии Киселевой - официальный сайт ИППО ippo.ru 26.03.2018

 


Комментарий ИО ИППО

Мария Михайловна Киселева была почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества.

 

Далее в этом же сообщении говорится:

 

 

Отдел ИППО в Пензе был открыт в 1894 году. Отделы ИППО начали открываться с 1893 года. Надеемся в экспозиции, посвященной Марии Михайловне, в Музее ИППО не будет допущено подобных недостоверных фактов.

 

Святыни

Порог Судных врат

Директор Палестинского общества: русские — единственные, кто не приходил на Святую землю с мечом - ТАСС 19.07. 2017

 

 

Архив цитат - официальный сайт ИППО ippo.ru

 

Комментарий ИО ИППО

Интересный рейтинг святынь предлагает "директор ИППО в Государстве Израиль". Тройкой признаваемых всем христианским миром святынь всегда считались - храм Гроба Господня (храм Воскресения), базилика Рождества в Вифлееме и место Крещения на Иордане, именно там всегда огромное скопление паломников. 

Что касается значимости археологических древностей, включенных в ансамбль Александровского подворья, то, безусловно, освященные близостью Голгофы и Гроба Господня, они приоткрывают нам кусочек древнего Иерусалима, но даже их первооткрыватель архимандрит Антонин (Капустин) не пытался применить к Порогу Судных врат какую-либо иерархию святости и даже выражал некоторое сомнение в правильной трактовке находки. «Чтобы открытым нами дверям служить когда-то городскими воротами, как будто они не довольно велики, 2,58 метра, это ведь всего-навсего 3 аршина с половиной. Такие двери и в частных домах не редкость» (из письма архимандрита Антонина В.Н. Хитрово от 11 июня 1883 г. / Россия в Святой Земле. Т. 1. М.: Международные отношения. С. 549)

Императорское Православное Палестинское Общество, которое одной из своих важных целей считало сопровождение паломников к святым местам, установило 4 христианские святыни для обязательного посещения паломниками, оставив остальные на усмотрение самих поклонников. "Четыре общие христианские святыни: храм Воскресения, погребальная пещера Пресвятой Богородицы, Иордан и храм Рождества; ими полагает Императорское Православное Палестинское Общество ограничить обязательное вождение Русских поклонников" (из записки секретаря ИППО В.Н. Хитрово генеральному консулу в Иерусалиме. 1891 г. Россия в Святой Земле. Т. 1. М.: Международные отношения. С. 273). К моменту написания этой записки Порог Судных врат был уже давно открыт, над ним было построено Александровское подворье с помещением для церкви св. Александра Невского, которое в ожидание освящения использовалось как столовая для паломников. Но, как видим, в списке обязательных для поклонения святынь Порог не значился.   

 

"Там пока западенцы": кто бьется за российскую святыню в центре Иерусалима - ТАСС 25.07.2017

 

 

Комментарий ИО ИППО

"Сестры милосердия" увлеченнно рассказывают не историю этого места, а мифы, сочиненные ими для привлечения паломников в последние годы. Ни о каком камне с Голгофы на Александровском подворье не упоминает ни один из дореволюционных путеводителей или паломников. Протоиерей В. Я. Михайловский в своей книге "Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни" в главе "Настоящее Александровского подворья" прямо указывает, что камень, на котором стоит Распятие, привезен из окрестностей Иерусалима: "... внизу, ныне закрытый стеклянным чехлом, древний, современный Спасителю помост, по которому ступали Пречистые Его ноги, когда Его вели от первосвященника к Пилату. Перед помостом стоит поминальный столик; здесь еженедельно служится панихида в Бозе почившем Императоре Александре III, по всем почившим благодетелям и членам Палестинского Общества. Налево от него аналой, на котором непрестанно днем и ночью, как сказано выше, читается Псалтирь, а за помостом, на обломке скалы, привезенной из окрестностей Иерусалима, водружено Распятие". (Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни. Второе издание Императорского Православного Палестинского Общества с 16 рисунками и планами протоиерея В. Я. Михайловского. С.-Петербург, 1901. С.53.).

 

Возвращение исторической русской собственности на Святой Земле

Сергиевское подворье в Иерусалиме

Директор Палестинского общества: русские — единственные, кто не приходил на Святую землю с мечом - ТАСС, 19.07.2017

"В Иерусалиме на этой неделе открылось после реставрации возвращенное России Сергиевское подворье. Двухэтажная каменная постройка с внутренним двором и башней по соседству с Русской духовной миссией и Троицким собором была возведена в центре Иерусалима в конце XIX века и использовалась для приема паломников, в том числе членов императорской семьи. О том, как будет функционировать подворье в самом центре Иерусалима, об уникальности комплекса и о планах по возвращению другой утраченной собственности в Иерусалиме рассказал в интервью ТАСС директор Императорского православного палестинского общества (ИППО) в Государстве Израиль Игорь Ашурбейли".

 

Комментарий ИО ИППО

И.Р. Ашурбейли не занимался возвращением исторического здания Сергиевского подворья в Иерусалиме, он появился в рядах ИППО лишь в 2014 году, поэтому для него безвозмездное возвращение России Сергиевского подворья выглядит как простое везение. На самом деле это был длительный и сложный юридический и политический процесс. С 1899 года подворье было номинально зарегистрировано на имя первого председателя Императорского Православного Палестинского Общества великого князя Сергея Александровича. И хотя первоначально оно было включено в "апельсиновую сделку", но в ходе переговоров советская сторона его вычеркнула из списка, и подворье не было продано Израилю в 1964 году. Здание было передано генеральному опекуну, которому арендаторы помещений подворья перечисляли арендную плату. При возвращении подворья России выплаченные за много десятилетий деньги остались у Израиля. Кроме того, широко не афишируются очень крупные суммы компенсаций, выплаченные Россией учреждениям, которые арендовали помещения подворья, и которые почти три года не освобождали их после официальной передачи подворья России. Реставрация на подворье тоже не была такой уж быстрой - работы длились с 2011 по 2016 гг.

 

Новейшая история ИППО

Россия на Святой земле: Императорское Православное Палестинское Общество получило официальный статус в Израиле - журнал "РФ-сегодня" на сайте "Парламентская газета", 17 ноября 2015

 

 

Комментарий ИО ИППО

Юридическая регистрация Императорского Православного Палестинского Общества в Израиле при содействии Иерусалимского отеления ИППО была осуществлена гораздо раньше 2015 года, а именно в 2011 году, о чем было получено официальное свидетельство (№ 500303235 от 8 марта 2011 г.). Вскоре в патентном бюро министерства юстиции Израиля был зарегистрирован знак Императорского Православного Палестинского Общества (№ 244299 от 30 января 2012 года).  В 2015 году назначенный курировать деятельность ИППО в Иерусалиме И.Р. Ашурбейли как человек состоятельный, решил устроить несколько запоздалый торжественный прием по этому случаю. О роли коллег по Обществу, в которое он вступил гораздо позже этих важных событий, он не стал вспоминать, хотя процесс регистрации длился долгих 6 лет, а начал громко заявлять о якобы только что свершившейся официальной регистрации ИППО при его участии, раздавая многочисленные интервью в российских и израильских СМИ. Но это не более чем пиар-ход новоназначенного лица, а не констатация действительности.

Очень смело звучит в журнале цифра в 25 га земли, которые занимали здания ИППО в Иерусалиме. Если учесть, что вся площадь внутри стен старого города Иерусалима равна всего 88 га, а постройки вне стен в конце 19 века из-за набегов бедуинов были крайне малочисленны, то по мнению авторов статьи, получается, что ИППО принадлежала четверть всей площади Иерусалима того времени.

Не соответствует исторической действительности словосочетание "возрожденное в 1992 году ИППО", т.к. после 1917 года Общество меняло названия, формат деятельности, степень активности, но не закрывалось.

 

продолжение статьи:

 

Комментарий ИО ИППО

Надо отдать должное З. Элькину - он лучше осведомлен в новейшей истории ИППО в Иерусалиме, чем И.Р. Ашурбейли, т.к. упоминает о научной конференции, состоявшейся в Иерусалиме в 2005 году, на которой некоторые ее организаторы с израильской стороны вошли в состав Иерусалимского отделения ИППО, учрежденного в рамках конференции выездным заседанием членов Совета ИППО, прибывшими для участия в конференции из Москвы почти в полном составе. К словам министра стоит добавить, что И.Ю. Крачковский вступил в ИППО еще до революции, продолжал в нем состоять в советский период, и даже несколько лет возглавлял Общество. Это опять-таки подтверждает тот факт, что Общество не прекращало свою деятельность после 1917 года, хотя и не имело возможности некоторое время действовать на Святой Земле.

Слова И.Р. Ашурбейли искажают историческую правду. У ИППО директоров на Святой Земле никогда не было, в Иерусалим назначались управляющие, которые координировали все сферы деятельности ИППО, строго выполняя указания Совета ИППО из Санкт-Петербурга. После 1914 года, с началом первой мировой войны, учреждения ИППО были закрыты, и вновь приехать в Иерусалим члены Общества смогли лишь в 1919 году, после падения Османской империи и установления британского мандата. Именно членам Общества, которые оказались эмигрантами для советской России, стоит сказать спасибо за сохранение русского имущества на Святой Земле. Что смогли, они сохранили и после создания государства Израиль передали недвижимости советской стороне. Так в 1950 году на Сергиевском подворье появилось представительство Российского Палестинского Общества, которое, как могло, поддерживало в порядке Сергиевское подворье в Иерусалиме и занималось возвратом иной собственности ИППО, которое атеистическое советское правительство посчитало ненужным и частично продало Израилю фактически за бесценок. Сергиевское и Александровское подворья в Иерусалиме проданы не были.  Вряд ли И.Р. Ашурбейли с полномочиями директора ИППО в Израиле (позднее эта должность траснформировалась в председателя Совета ИППО в Израиле) настолько  всемогущ, что единолично сможет что-то вернуть и воссоздать на Святой Земле из утраченного. Это работа очень многих людей в течение многих лет, и вопрос во многом политический, который решается на высшем уровне двух государств. 

 

Степашин привез патриарху Иерусалима Феофилу III Вифлеемскую звезду - ТАСС, 17 мая 2019

Степашин рассказал о российской исторической собственности в Иерусалиме - РИА Новости, 17 мая 2019

 

 

Комментарий ИО ИППО
На самом деле международный семинар для руководителей отделений ИППО на Святой Земле впервые прошел в 2013 году. Это был пятый по счету семинар для руоводителей отделений, и все их можно считать международными, т.к. в них участвовали представители зарубежных отделений. Но до 2013 года семинары проходили в России, а в 2013 году впервые за рубежом. Естественно, была выбрана Святая Земля как регион ради которого было создано Общество. Сергиевское подворье тогда находилось на реставрации, но руководители отделений ИППО там смогли побывать и приняли участие в Сергиевских чтениях, организованных Иерусалимским отделением ИППО. Подробнее об этом см. на нашем сайте http://jerusalem-ippo.org/projects/deleg/15_11_2013/ и  http://jerusalem-ippo.org/xronika/2/2013/14_11/


версия для печати