Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / История / Подвижники и основатели ИППО / Василий Николаевич Хитрово / В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой

В. Н. Хитрово —
основатель Императорского Православного Палестинского Общества

 

В. Н. Хитрово, основатель и многолетний руководитель Императорского Православного Палестинского Общества. Он смог больше чем кто-либо вместить и больше чем кто-либо дать. Говоря об истории Русской Палестины, всякий беспристрастный исследователь назовет его имя среди первых — рядом с именами Порфирия (Успенского) и Антонина (Капустина).

«Если есть на свете страна, которую можно назвать общею родиною человечества, то это бесспорно —Палестина. Кто из нас не произносил священные имена Синая, Иордана, Иерусалима и Вифлеема тогда, когда не понимал еще различия между добром и злом. Три религии, верующие во Единого Бога, привыкли смотретьна Иерусалим как на средоточие их вероисповедания. Сорок веков прошли над этой страной, оставляя в ней, как геологические наслоения, свою летопись. Изучать ее — то же, что изучать развитие рода человеческого. Каждому,от простого богомольца до пытливого ученого, посещение и изучение этой страны дает столько, сколько кто можетв себе вместить» (1).

Так писал в одной из своих книг В. Н. Хитрово, основатель и многолетний руководитель Императорского Православного Палестинского Общества. Он смог больше чем кто-либо вместить и больше чем кто-либо дать. Говоря об истории Русской Палестины, всякий беспристрастный исследователь назовет его имя среди первых — рядом с именами Порфирия (Успенского) и Антонина(Капустина).

Русское дело в Палестине в эпоху реформ

Василий Николаевич Хитрово родился 5 июля 1834 г. Получив блестящее образование в Александровском Царскосельском лицее, он поступилна службу в Государственный контроль, затем, с 1858 г.— в Морское министерство, во главе которого стоял тогда, в чине генерал-адмирала,младший брат и ближайший соратник Александра II великий князь Константин Николаевич.

Военные и политические результаты Крымской войны заставили правительство приступить к осуществлению обширной и серьезнейшейпрограммы реформ в социально-экономической и духовной жизни России. Освобождение крестьян, военная и судебная реформы, реорганизациив духовном ведомстве — инициатива этих и других преобразований исходила, как говорили тогда, от «партии Мраморного дворца», получившей наименование по петербургской резиденции великого князя Константина. Ее называли также «партией реформ». Не забывали в Мраморномдворце и о внешней политике — прежде всего о восстановлении русских позиций на Востоке.

Традиционно русская политика в регионе базировалась на привычном — и для России, и для ее партнеров — представлении о том, что роль Православной Империи на мусульманском Востоке состоит не в защите каких-либо своих интересов, но лишь в покровительстве и защите прав христианского населения Турции — в том числе принадлежавших ей Сирии и Палестины. Но зато в этом покровительстве Россия играла исключительную, решающую роль. В 1840 — 1850-х гг., особенно в связи с результатами военной кампании, России пришлось существенно потесниться в пользу европейских держав. В новых условиях нужен был новый подход, способный скомпенсировать политический проигрыши вынужденные уступки. Концепция, предложенная Константином Николаевичем и его единомышленниками, состояла, в духе времени,в формировании сферы собственных интересов в Святой Земле и, значит, собственного плацдарма проникновения. Удобным и перспективныморудием для этого являлась исторически интенсивная и легко поддающаяся активизации стихия русского паломничества. Упорядочитьи поставить эту стихию на поток, сделать предприятием если не экономически выгодным, то в какой-то мере самоокупаемым, а для этого создать соответствующую инфраструктуру в Палестине и обслуживающую ее транспортно-коммуникационную систему на Черном и Средиземном морях таковы были требования момента.

В дипломатическом плане задача состояла в том, чтобы тяжкие для черноморского флота условия Парижского мира не отразилисьна перспективах русского проникновения на Ближний Восток. И наши дипломаты в целом с задачей справились. В 1856 г. создается Русское общество пароходства и торговли (РОПИТ), организовавшее регулярные паломнические рейсы из Одессы в Яффу, что позволило быстро увеличить потоки русских паломников. В 1857 г. возобновляется прерванная Крымской войной деятельность Русской Духовной Миссиив Иерусалиме, а в 1858 г. там учреждается Русское консульство. В апреле-мае 1859 г. состоялось первое августейшее паломничество: великий князь Константин Николаевич, с супругой Александрой Иосифовной и сыном Николаем, в ходе длительного плавания по Средиземному морю прибыли в Святую Землю (2).

Это сразу позволило решить ряд насущных проблем, связанных с покупкой недвижимости в Иерусалиме и укреплением российского политического влияния. Великий князь осмотрел и одобрил первые русские приобретения — место близ храма Гроба Господня, где Палестинским обществом будет впоследствии построено Александровское подворье, и большая территория вне городских стен, на Мейдамской площади, где воздвигнуты были «Русские постройки» с Троицким собором. Для строительства последних был учрежден в том же 1859 г. Палестинский комитет, которыйи возглавил, по возвращении в Россию, Константин Николаевич. Сотрудниками по Комитету стали естественно состоявшие у него в Морскомминистерстве давние друзья и соратники: А. В. Головнин, Б. П. Мансуров, кн. Д. А. Оболенский.

Вместе с Головниным и Мансуровым в генерал-аудиториате Министерства служит и молодой коллежский асессор Хитрово (3). Впрочем,к палестинским делам он в этот период еще не имел касательства. Зато в Архиве Военно-Морского флота сохранились сведения о егокомандировке за границу для изучения новейших методов бухгалтерского учета. Позже он служил в Министерстве финансов, занимался устройством в России первых ссудо-сберегательных товариществ и руководил ими в течение 20 лет (4). Полученный профессиональный опыт очень пригодится ему впоследствии для организации безукоризненно четкого финансового механизма Палестинского общества.

С завершением в 1864 г. иерусалимских построек Палестинский Комитет исчерпал свои функции, дальнейшее руководство паломническим делом решено было оставить за Министерством иностранных дел. Для этого была сформирована Палестинская комиссия при Азиатском департаментеМИДа — в составе уже знакомого нам Б. П. Мансурова, директора Азиатского департамента графа Н. П. Игнатьева и представителя Святейшего Синода кн. С. Н. Урусова (5). Смету обеспечивал все тот же ежегодный «Вербный» сбор, а вершителем дел оставался Мансуров — «Мансур-паша»,как его — одни почтительно, другие иронически — называли в Иерусалиме (6).

Казалось бы, цель была достигнута: Русские постройки за 35, лет (с 1865 г. до 1901 г.) приняли 86 тыс. паломников, большинство из которыхпрожили в Иерусалиме от нескольких месяцев до полугода (7). «Русская Палестина» стала реальным фактором в жизни христианского Востока.И хотя ее материальное обеспечение, о котором призвана была заботиться Палестинская Комиссия, отнюдь не было блестящим, программа Русских построек не была выполнена полностью, мужское и женское подворья остались одноэтажными (согласно высочайше утвержденному проекту они планировались двухэтажными), -об этом быстро забыли, сочтя, что и так «сделано больше, чем предполагалось». Мансуров впредь занимался в основном своей личной «тихой войной» с Русской Духовной Миссией (и чуть было не добился ее упразднения в 1879 г.). Подворьяс прошествием лет ветшали, становились тесны для растущего числа приезжих; общественность била тревогу, а бюрократические отчеты мансуровской комиссии оставались казенно-благополучными: рассчитывали на непритязательность и безропотность простонароднойпаломнической массы.

В начале 1880-х гг. Святую Землю посетил известный писатель-путешественник доктор А. В. Елисеев с краткой инструкцией Хитрово: «прожить2–3 месяца среди поклонников и представить верный отчет о виденном и слышанном». Опубликованная им по возвращении книга «открылаво всей наготе безотрадное положение богомольцев» (8). Назревала новая реорганизация русского дела на Востоке — с выдвижением на первыйплан (при решающей по-прежнему роли государственных структур и церковной «кружки») более свободной и демократической общественной инициативы, воплощением которой стало Православное Палестинское общество.
Лисовой Николай Николаевич, доктор исторических наук, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель Председателя ИППО.

 
Примечания


(1) Хитрово В. Н. Палестина и Синай. Библиографический указатель русских книг и статей о святых местах Востока, преимущественно палестинскихи синайских. СПб., 1876. С. I.
(2) Переписка императора Александра II с Великим Князем Константином Николаевичем. Дневник Великого Князя Константина Николаевича. М., 1994. С. 96–97, 100–101,110–112,164–167.
(3) Памятная книжка Морского Ведомства на 1861 год. СПб., 1861. С. 92–93.
(4) см.: Хитрово В. Н. Сельские ссудо-сберегательные товарищества. Вып.1. СПБ., 1881; Изд.7. СПБ, 1886.
(5) Отношение председателя Палестинского комитета А-В. Головина на имя Министра иностранных дел князя А. М. Горчакова от 10 апреля 1864 г.// АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д.2525, л. 4–4 об.
(6) Дмитриевский А. А. Памяти Б. П. Мансурова // Сообщения ИППО. 1910
(7) Несколько летописных данных из первых дней существования Русских подворий в Иерусалиме // Сообщения ИППО. 1901. Т. ХП. Вып.1. С. 72.
(8) Отчет Православного Палестинского общества за 1885–1886 год. СПб., 1886. С. 4–5.


Фрагмент вступительной статьи Н. Н. Лисового к переизданию книги В. Н. Хитрово «К Животворящему Гробу Господню» — Паломнический центр Московского Патриархата, 2006 г.

Автор: Лисовой, Николай Николаевич

версия для печати