Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / История / История русского присутствия в Святой Земле / История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме / Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1865-1894 гг.)

© Архив Иерусалимского отделения ИППО. Фото конца XIX века

 

 

Антонин (в миру — Андрей Иванович Капустин, 12.08.1817 - 24.03.1894) — уроженец Пермской губернии. Архимандрит, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Магистр богословия. Выдающийся историк-византист, археолог и археограф, лингвист и нумизмат. Один из учредителей и почётный член Имп. Православного Палестинского Общества, почётный член Русского археологического общества, Одесского общества истории и древностей, Афинского археологического общества, Немецкого восточного археологического общества и других русских и иностранных научных обществ.

Архимандрит Антонин родился 12 августа 1817 года в селе Батурине Шадринского уезда Пермской губернии, расположенном на берегу речки Солодянки, в 25 километрах к югу от Шадринска, рядом с Далматовским монастырем. В 1765 году по грамоте митрополита Тобольского Павла в Батурино была заложена первая деревянная Спасо-Преображенская церковь, в которой со времени строительства храма и на протяжении более 100 лет священниками и дьяконами служили только выходцы из рода священников Капустиных. Строительство церкви выпало на долю основателя священнического рода в Батурино — Василия Трофимовича Капустина (1732-1808). Дед В.Т. Капустина, Михаил Капустин, был выходцем из Великого Устюга, а его отец, Трофим Михайлович Капустин, служил где-то священником. Внук о. Трофима, Леонтий Васильевич Капустин, дед Архимандрита Антонина, служил священником в Далматовском монастыре, а с 1802 по 1816 год исполнял обязанности благочинного, за что имел много благодарностей. Иоанн Леонтиевич Капустин, отец Архимандрита Антонина, всю жизнь был сельским священником в селе Батурино. Мать о. Антонина, Мария Григорьевна Варлакова, также происходила из семьи священника. Все шестеро сыновей о. Иоанна Капустина закончили Далматовское духовное училище. Второй его сын Андрей (в монашестве о. Антонин Капустин), сперва учился с 1825 по 1830 год в далматовских духовных приходском и уездном училищах, потом с 1830 по 1836 год учился в Пермской духовной семинарии, а с 1836 по 1839 год учился в Екатеринославской духовной семинарии.

В Екатеринославскую духовную семинарию он перешёл благодаря влиянию своего дяди, архимандрита Ионы (Капустина), впоследствии епископа Екатеринбургского, в 1836 году назначенного ректором Екатеринославской духовной семинарии, который брал на себя заботы о дальнейшем воспитании племянника. Именно в Екатеринославле, куда Андрей Капустин переехал летом 1836 года, раскрылись его таланты, среди которых особенно выделялось знание греческого языка и любовь ко всему греческому. Недаром впоследствии патриарх Иерусалимский Кирилл говорил, что архимандрит Антонин знает греческий язык, как ни один природный грек, а сам отец Антонин признавался, что часто ловил себя на том, что думал по-гречески. В Екатеринославе им написана стихотворная "Седьмица Страстей Христовых", изданная в Киеве в 1850 году. Дядя настоял на том, чтобы для лучшего изучения предметов Андрей проучился в последнем классе семинарии два года.

По окончании курса Екатеринославской духовной семинарии Андрей Капустин был зачислен в Киевскую духовную академию, где проучился с 1839 по 1843 год. Близость Киевской Лавры и Братского монастыря способствовали духовному росту студентов. Андрей Капустин был сильнейшим учеником Академии, он писал стихи, рисовал, увлекался акварелью. Закончил курс обучения вторым по разрядному списку студентов со степенью магистра богословия и был назначен сперва преподавателем немецкого, а затем греческого языка в Киевской духовной академии. Преподавая, он подготовил свой первый печатный труд.

7 ноября 1845 года, по испрошении родительского благословения, полученного письмом от от 20 января 1845 года, Киевским митрополитом Филаретом был пострижен в монахи под именем Антонин, 18 ноября рукоположен во иеродиакона, а 21 ноября — во иеромонаха.

Иеромонах Антонин оставался на службе в Академии до 1850 года, будучи преподавателем обличительного богословия и библейской герменевтики, а потом помощником инспектора. Последние пять лет пребывания в Академии отец Антонин занимался порученным ему исправлением русского перевода бесед Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна.

В 1850 году по прошению назначен настоятелем русской посольской церкви в Афинах и пробыл в этой должности 10 лет. Неудобное положение посольской церкви на окраине города не устроило о. Антонина, и он решил превратить в православный древний христианский храм святого Никодима, построеный в 11 веке и подаренный Греческой Палатой России в 1847 году. Он сам, по своей инициативе, принимал участие в восстановительных работах и в раскопках, предпринятых в ходе реставрации. Министерство Иностранных Дел признало полезность его деятельности и превратило церковь святого Никодима в посольскую. Отец Антонин построил храму колокольню и украсил стены храма фресками с изображениями афинских святых. В январе 1853 года, за восстановление древнего храма, Святейшим Синодом был возведён в сан архимандрита. Тогда же ему был пожалован кабинетный наперсный крест с бриллиантами, который он, будучи уже на смертном одре, отписал в духовном завещании Далматовской обители на память о воспитаннике и в благодарность за преподанные азы наук.

В Афинах началось его увлечение археологией и Древним Востоком. Вёл большую изыскательскую работу, копировал выдающиеся реликвии Афин, Рима, Неаполя, египетские памятники. Публиковал статьи в журнале Киевской духовной академии "Воскресное чтение" и издал книгу "Древнехристианские надписи в Афинах".

В 1854 году, будучи в отпуске, посетил родную Пермскую губернию.

В 1857 году, ещё до известного путешествия в Иерусалим и на Синай Авраама Сергеевича Норова, архимандрит Антонин впервые посетил Иерусалим, описав свои впечатления в книге "Пять дней на Святой Земле и в Иерусалиме, в 1857 году". В книге описываются библейские и евангельские места, положение православной церкви в Палестине, ее отношения с другими конфессиями и повседневная жизнь местного населения. Это было одним из первых изданий путевых записок о Палестине и Иерусалиме, принадлежащих русским путешественникам.

В 1860 году архимандрит Антонин был переведён к посольской церкви в Константинополе. В 1863 году по поручению Св. Синода посетил Афон, а в 1865 году Румелию, Македонию, Фессалию до Адриатического моря, описав своё путешествие в книге "По Румелии". Константинопольский период его жизни был наиболее плодотворным в его научной деятельности. Он занимался палеографией, собрал богатый археологический материал по церковной истории. Он стал почётным членом археологических обществ разных православных стран.

В 1863 году архимандрит Антонин отослал во все четыре духовные академии России (в Санкт-Петербург, Москву, Киев и Казань) 2050 античных и средневековых монет. В Санкт-Петербургской Академии эти монеты хранились поначалу в библиотеке, а после учреждения в 1879 году Церковно-археологического музея Духовной академии, они вошли в состав его коллекции. В Киеве монеты, присланные Антонином, поступили в Музей церковных древностей при Киевской Духовной академии, коллекции которого в 30-е годы были национализированы. Ныне нумизматическая коллекция этого музея является частью собрания Национального музея истории Украины.

В 1865 году семья священников Капустиных отметила 100 летний юбилей непрерывного священствания в селе Батурино. Отец Антонин пожертвовал Батуринскому храму топазовый, в серебряной оправе напрестольный крест, украшенный разными драгоценными камнями с частицей Животворящего древа креста.

16 июля 1865 года по Указу Св. Синода архимандрит Антонин был назначен настоятелем русской духовной миссии в Иерусалиме, а через четыре года стал её главой и сохранял этот пост до конца жизни. Русская духовная миссия в Иерусалиме была открыта в 1847 году по инициативе выдающегося историка и археолога архимандрита Порфирия (Успенского), который став её первым начальником открыл здесь православное греческо-арабское училище, типографию и несколько школ. Архимандрит Антонин "вступил в заведование русской духовной миссией в Иерусалиме в то время, когда, с учреждением Императорского консульства в Св. Граде, не только вся политическая часть, но и заведывание бытом православных поклонников, сперва всецело лежавшая на обязанности духовной миссии, были от неё отняты... Миссию хотели низвести до значения причта консульской церкви, вполне подчинённого Иерусалимской патриархии. Оборона прав русской духовной миссии... всецело составляет заслугу архимандрита Антонина, чего Россия не должна забывать".

Ему приходилось постоянно противодействовать проискам инославной пропаганды, а средств на содержание русской духовной миссии ежегодно отпускалось только около 15 тыс. руб., тогда как латинская и протестантская церкви там тратили миллионы. Содержание самому архимандриту Антонину полагалось 3 тыс. руб., между тем как английский епископ получал до 15 тыс. в год. И вот с такими -то средствами начальник русской духовной миссии в Иерусалиме успешно ратовал за русские интересы в Св. земле против латинян и других недоброжелателей.

В утверждённых Синодом штатах Миссии не предусматривалось выделение средств на приобретение земельных участков и из своих личных, совершенно недостаточных средств, о. Антонин, несмотря на самые скромные свои требования и поистине аскетическую жизнь, вряд ли мог уделить много. Отец Антонин мог расчитывать только на пожертвования из России, что, разумеется, было совершенно случайным источником денежных средств, тогда как нужно бывало для какой-нибудь срочной покупки иметь немедленно под руками более или менее крупную сумму, чтобы закрепить за собой право на какое-нибудь интересное место. Для покупки Горней Мельников собрал около 20 000 рублей, "христианнейшая графиня" Ольга Евфимиевна Путятина построила на свои средства несколько амбулаторий в Назарете и Бетджале. Кавалерственная дама Мария Михайловна Киселёва построила храмы в Иерихоне и Назарете. Член Государственного совета Борис Павлович Мансуров — строитель Троицкого собора, Елизаветинского и Мариинского подворий, то есть гостиниц для паломников. Игумен Вениамин — основатель Вениаминовского подворья… Но основная масса пожертвований, которая в течение 25 лет, по словам профессора Дмитриевского, едва ли превзошла 250 000 рублей, была принесена о. Антонину рядовыми богомольцами. Простые люди жертвовали свои копеечки на знаменитых "вербных" сборах — в Вербное воскресенье перед Пасхой.

Таким образом он буквально вырвал из рук европейцев и приобрёл для русских много важных для всего христианства мест в Св. Граде и около него, связанных с земной жизнью Иисуса Христа. Он приобрёл на Святой Земле для Русской Православной Церкви большое количество земельных участков и недвижимости, построил здесь храмы и монастыри, паломнические приюты и школы для местного арабского населения. Именно архимандрит Антонин положил основание в создание того уникального исторического наследия, которое мы называем Русской Палестиной. В конце 1868 года он приобрёл знаменитый Дуб Мамврийский близ Хеврона — место явления Аврааму Святой Троицы. В 1914 году здесь построен храм Святых праотцев — последний русский храм в Святой Земле, возведенной до революции. В 1870 году архимандрит Антонин приобрёл участок на Елеонской горе близ места Вознесения Христа, где приступили к строительству храма во имя Вознесения Господня. 7 июня 1886 года освятили храм с 64-метровой колокольней, получившей название "Русская свеча".

Целым событием для Иерусалима стало прибытие Елеонского колокола. Он был заказан благочестивым поклонником Святых мест купцом и солепромышленником из города Соликамска Пермской губернии Александром Рязанцевым. До этого он уже пожертвовал отцу Антонину в разное время несколько тысяч рублей. И его завершающим вкладом в дело строительства будущего русского монастыря был заказанный в Москве роскошный колокол 213 см. в диаметре и около трёх метров высоты весом в 308 пудов и 20 фунтов. На верхней полосе колокола имеется надпись: "Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа". По нижнему краю, в два ряда тоже славянским шрифтом написано "Колокол пожертвован в Святой Град Иерусалим на святую гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня. Лит в царствование Благочестивейвшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Императора Александра Александровича, при супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, при наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Николае Александровиче и при начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине, по усердию русского поклонника Святых Мест Соликамского купца Александра Рязанцева с сыном Василием Александровичем. 1883. Москва. Завода Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. 308 п 20 ф".

12 марта 1884 года Колокол А.В. Рязанцева был отправлен из Одессы на пароходе "Корнилов" и выгружен на берег Яффы. Через некоторое время колокол был перенесен из Яффы в Иерусалим. Вот как описывает это событие сам отец Антонин: "И вот — 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая весь город на ноги. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения". По прибытию на русские постройки, уже не сотни, а тысячи людей выдвинулись нести колокол на Елеон, дорога на который оставляла желать лучше. На самой Елеонской горе это были узкие тропинки, вырубленные в скале, извившейся между скалами уступами в 35-40 градусов крутизны. Но для русских православных поклонником это не было препятствием, а во время остановок они пели "Спаси Господи люди Твоя, при громогласном упоминании имени обожаемого монарха".

Любимое детище архимандрита Антонина — селение Горнее, где он мечтал "создать приют для именитых русских отшельниц, желающих в невозмутимой тишине окончить дни своей тревожной жизни". 19 января 1886 года архимандритом Антонином были даны Горненской общине особые правила, регулирующие жизнь этого скита.

По просьбе о. Антонина Св. Синод установил особый праздник "Целования", который с нарочитым умилением обычно празднуется из года в год 30 марта, если Благовещение не падает на страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы), привлекая огромное количество народа как из среды русских паломников, так и особенно абиссинцев. Из Миссии из Иерусалима идет крестный ход с иконой Благовещения в Горнюю, навстречу выходит свой крестный ход из Горней с иконой Целования Божией Матери с праведной Елисаветой. Икона Благовещения в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы остается в Горней до 24 июня, до дня Рождества Предтечи, когда снова возвращается в Троицкий собор в Иерусалим. Отцом Антонином была написана служба для этого праздника "Целования", переплетающаяся с дивной и полной таинственного смысла службой попразднства Благовещения.

В одном из углов приобретённого в Яффе сада, возле пещеры Тавифы, отцом Антонином был раскопан подземный некрополь с массой интересных находок. Раскопки только подтвердили местное предание о том, что этот сад, называемый по-арабски "Дарбаттейн-Дабита", есть не что иное, как место погребения праведной Тавифы, воскрешённой апостолом Петром. Ежегодно в третье воскресенье по Пасхе, когда читается именно этот отрывок из апостольских Деяний (Деян 9, 40), после богослужения арабы устраивали процессию к пещере Тавифы а затем народное веселие.

Всего за время своего служения на Святой Земле архимандрит Антонин приобрел более четырехсот тысяч квадратных метров земли. Недовольные его деятельностью европейцы всячески старались удалить его всевозможными способами. На Западе понимали, что такое время, когда можно подчас даже сравнительно дешево скупить ценнейшие владения в Палестине, уже больше никогда не повторится. Но архимандрит Антонин перенёс всё, отказался даже от ариерейского сана ради интересов русских в Святой земле. Архимандрит Киприан позднее писал: "Дивные и величественные русские храмы, в которых совершается славянское богослужение, гостеприимные приюты для паломников, памятники археологии и истории — всё это деяния одного человека, его воли, ума, энергии. Имя этого человека архимандрит Антонин (Андрей Иванович Капустин)... Ему одному Россия обязана тем, что твердой ногой встала у Гроба Господня".

Он оказывал массу услуг прибывавшим из России паломникам.

В Иерусалиме Отец Антонин продолжил увлечение историей, археологией, астрономией (он часто наблюдал за звездами через телескоп, который считал лучшей и самой ценной вещью из своего имущества), нумизматикой, до глубокой старости писал стихи и рисовал. В 1883 году произвёл раскопки около храма Гроба Господня, в результате чего были открыты остаток стены древнего Иерусалима с Порогом Судных Врат, через которые вели на казнь Иисуса Христа, и пропилеи Константиновой базилики. На этом месте позднее был воздвигнут храм в честь благоверного князя Александра Невского. Он совершил ещё несколько археологических раскопок и устроил в Иерусалиме при миссии музей христианских древностей. Печатался в "Трудах Киевской духовной академии", "Воскресном Чтении", "Духовной Беседе", "Душеполезном Чтении", "Церковном Вестнике", Христианском Чтении".

Он был одним из учредителей Православного Палестинского Общества, созданного в 1882 году для поддержания православия на Востоке и для облегчения паломникам путешествий по святым местам, получившего почетное именование Императорского. Первым его председателем стал Великий Князь Сергей Александрович, а после его гибели — его супруга Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна. В 1886 году в Иерусалиме Общество начало строить Сергиевское подворье, — рядом с Троицким собором, зданием Русской Духовной Миссии, консульством, больницей, Мариинским и Елизаветинским подворьями. До революции Палестинскому обществу и Русской духовной миссии на Святой Земле принадлежало 70 участков земли с храмами, монастырями, школами, больницами, подворьями, вмещавшими до 10 тысяч паломников в год.

В 1883 году в музей Русского Археологического общества от архимандрита Антонина поступило несколько сотен греческих, римских и средневековых монет. Позже архимандрит Антонин преподнёс в дар Православному Палестинскому обществу коллекцию монет Древней Греции, Рима и Византии, насчитывавшую 564 экземпляра — в 1886 году это собрание было опубликовано И.В. Помяловским.

Архимандрит Антонин — автор важнейшего источника о деятельности русской духовной миссии в Палестине, личного дневника (30 томов), озаглавленного "Повесть временных лет", в котором он на протяжении тридцати лет, начиная с 1841 года, аккуратно, день за днем, почти до самой смерти фиксировал события, происходившие в жизни, положение православия в Палестине. Последняя запись была сделана 5 января 1894 года. Его стихи, акварели и зарисовки, а также фотографии, газетные и журнальные вырезки, вклеенные в страницы дневника, сопровождают и иллюстрируют текст, делая его еще более значимым памятником эпохи.

31 октября 1893 года празновался полувековой юбилей учёно-литературной и служебной деятельности архимандрита Антонина. За многолетние и многоплодные свои труды архимандрит Антонин был избран в разное время почётным членом Императорского Православного Палестинского Общества, почётным членом Русского археологического общества, Одесского общества истории и древностей, Афинского археологического общества, Немецкого восточного археологического общества и других обществ как русских, так и иностранных. Награждён орденами Св. Владимира 2 степени, Св. Анны 1 степени и др.

При всей занятости отец Антонин исправно вычитывал всю положенную монастырскую ежедневную службу.

24 марта 1894 года умер в Иерусалиме на 77 году жизни. Согласно завещанию, погребен в устроенной им самим церкви во имя Вознесения Господня на вершине горы Елеонской, в правой нише крестообразного храма.
 
По материалам сайта "Культурное наследие Прикамья"

Публикации:


  1. Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие особенно чествуемые дни постной и цветной Триоди / А.А. — Киев, 1850.
  2. Седмица страстей Христовых. — Киев, 1850.
  3. Христианские древности Греции// Журнал министерства народного просвещения. — СПб., 1854. — Ч. 81, отд. 2. — С. 31-68, 143-230.
  4. Заметки поклонника Святой Горы // Труды Киевской духовной академии. — 1861. — Т. III. — Октябрь. — С. 222.
  5. Заметки поклонника Святой Горы // Труды Киевской духовной академии. — 1861. — Т. III. — Ноябрь. — С. 349.
  6. Заметки поклонника Святой Горы // Труды Киевской духовной академии. — 1860. — Кн. 1; 1861. — Кн. 2, 11, 12; 1862. — Кн. 5-6; 1863. — Кн. 1, 4-5, 7.
  7. О разрытиях внутри Российско-посольской церкви в Афинах // Известия Русского Археологического общества. — 1861. — Т. 2, вып. 3. — С. 129- 145.
  8. Винифия // Христианские чтения. — 1863. — Ч. 2. — С. 268-269.
  9. Заметки XII-XV вв., относящиеся к крымскому городу Сугдее (Судаку), приписанные на греческом Синаксаре // ЗООИД. — 1863. — Т. 5. — С. 595-628.
  10. Заметки поклонника Святой Горы // Труды Киевской духовной академии. — 1863. — Т. II. — Июль. — С. 307-308.
  11. Пять дней на Святой Земле и в Иерусалиме, в 1857 году. С изображением Иерусалимскаго храма Воскресения / А.А. — М.: Университетская типография (Катков и Ко), 1866. — 113 с.; 1 л. фронтиспис.
  12. Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие особенно чествуемые дни постной и цветной Триоди / А.А. 2-е изд., испр. в 2-х кн. — М., 1867.
  13. 26-е января 1868 г.: (В лавре св. Саввы) // Труды Киевской духовной академии. — 1868. — Кн. 4.
  14. От Босфора до Яффы // Труды Киевской духовной академии. — 1869. — Кн. 3-5.
  15. Св. Николай, еп. Пинарский и архим. Сионский... // Труды Киевской духовной академии. — 1869. — №6.
  16. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию // Труды Киевской духовной академии. — 1870. — №5.
  17. Из записок Синайского богомольца // Труды Киевской духовной академии. — 1872. — Т. II. — С. 287
  18. Древний канонарь синайской библиотеки // Труды Киевской духовной академии. — 1874. — № 5-6.
  19. О древних христианских надписях в Афинах. — СПб., 1874.
  20. Фараон, Моисей и Исход // Труды Киевской духовной академии. — 1875. — № 11-12.
  21. Св. преподобномученица Сусанна Палестинская // Труды Киевской духовной академии. — 1877. — №2.
  22. Поездка по Румелии. — СПб., 1879.
  23. Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме. — СПб., 1884.
  24. Из Румелии. — СПб., 1886.
  25. Мучение cв. Домны... // Труды Киевской духовной академии. — 1889. — №1.
  26. Пять дней на Святой Земле. — М.: Индрик, 2007. — 256 с.

Источники:


  • Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. — Пермь: Изд-во "Пушка", 2002. — С. 189-191, портр.
  • Дмитриев А.А. Материалы для биографии памятных деятелей из Пермских уроженцев // Труды Пермской учёной архивной комиссии. Выпуск V. — Пермь, 1902. — С. 29-30.
  • Дмитриевский А.А. Начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) / Дмитриев А.А. — СПб., 1904.
  • Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). — М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2005. — 231 с.
  • Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. — Белград, 1934. — 195 с.
  • Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 2-е изд. — М., 1997. — 195 с.
  • Пашков А.А. Батурина-Батуринское. Священнический род Капустиных. — Шадринск: Изд-во ПО "Исеть", 2004. — 464 с.
  • Помяловский И.В. Описание древних и средневековых монет, принесенных в дар Православному Палестинскому обществу архимандритом Антонином, начальником Духовной миссии в Иерусалиме // Палестина и Синай. Ч. I. Вып. 2. — СПб., 1886.
  • Филиппов М.В. О научной и литературной деятельности архимандрита Антонина Капустина (в связи с 90-летием со дня его кончины: 1894-1984) // Богословские труды. — М., 1986. — Т. 27. — С. 212-219.

версия для печати