Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Часть 5.
Перспективы и планы ИППО в ХХI веке 

 

У ИППО намечаются большие перспективы, скажите, можно ли считать, что прежнее ИППО умерло, и сейчас действует или появитсяв будущем что-то совершенно другое, принципиально новое? 

Я против того, чтобы считать, что Императорское Православное Палестинское Общество когда-либо умирало. Мы как раз в начале нашего разговора, достаточно подробно проследили, что, даже в самые трудные годы военного коммунизма в 1918 году, в годы сталинской эпохи в 1948–1950 годы Палестинское Общество с новой силой, с новым дыханием продолжало свою деятельность. Менялись формы политической власти в России, менялись они и в Палестине. Мы работали при турецких султанах, мы работали при Британском мандате, мы работаем при государстве Израиль. Точно так же мы в России работали – при царе-батюшке, при большевиках, при демократах, теперь работаем в постдемократической России.

В принципе, Императорское Православное Палестинское Общество не зависит от форм правления в России или в Палестине. Успех Общества нево власти, дело во внутренней глубокой духовной связи с тысячелетней историей Православия, вот в чем дело. При этом, еще раз повторяю, ононе узкоконфессиональное, оно не часть церковной администрации и не подчинено церковной администрации, хотя является православным ив высоком смысле Православным Обществом.

В том и состоит его уникальность. И, может быть, именно в силу этого Общество никогда не умирало. Оно оказалось непотопляемым в разных катаклизмах истории. Общество выходило всё более сильным, и опять близко восстанавливала свои первоначальные функции. Оно никогдане умирало, а продолжалось, и оно будет продолжаться и дальше.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития Императорского Православного Палестинского Общества на современном этапе? Возможно ли возрождение ИППО на уровне дореволюционной деятельности – в единстве государства, Церкви и общества? 

Если говорить о масштабах и цельности проекта, который был, скажем, в дореволюционное время, сегодня он вряд ли возможен. Он недостижимпо очень простой причине. Императорское Православное Палестинское Общество было задумано и функционировало первые 35 лет своего существования до 1917 года как национальный, православный, хотя и не церковный и не государственный, а общественный и даже частный проект. В то время и во главе МИДа, и во главе любых учреждений Российской Империи, и во главе самой Империи стояли православные люди. И во главе Палестинского Общества стояли православные люди – великий князь Сергий Александрович был глубоко верующим человеком, а егопреемница Елизавета Федоровна причислена к лику святых.

В настоящее время мы радуемся тому, что восстановлена теснейшая связь Палестинского Общества с Матерью Церковью, и Святейший Патриарх по нашему уставу является главой Комитета почетных членов Общества. По уставу именно Комитет почетных членов призван разрабатывать, предлагать какие-то новые направления деятельности и изыскивать для этого средства. Но, конечно, такой государственно-церковный симбиоз, какой был до 1917 года, сегодня невозможен.

А усиливает ли перспективы Общества на общественно-политическом уровне избрание председателем Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Вадимовича Степашина, возглавляющего в настоящее время Счетную палату России? 

Да, в последние годы произошли важные качественные изменения в руководстве ИППО. В 2007 году Председателем Общества был избран Сергей Вадимович Степашин, государственный деятель с огромным опытом, тактом и авторитетом. Заместителем Председателя по международным вопросам является замминистра иностранных дел России Александр Владимирович Салтанов. Русская Православная Церковь также представленав Совете Палестинского Общества известными иерархами. Еще совсем недавно митрополит, а ныне Святейший Патриарх Московский, Кирилл был постоянным членом Совета и тоже заместителем Председателя Общества. Сейчас Его Святейшество возглавляет Комитет почетных членов.

Конечно, всё это чрезвычайно повысило ранг и общественный статус Палестинского Общества, хотя Сергей Вадимович Степашин иногда шутит, «но вы не думайте, что я брат царя». Нет, конечно, он не брат царя. Но умелое сочетание государственных, церковных и общественных интересов, правильный выбор политических и духовных приоритетов, понимание того, что русское присутствие в мире — это во многом русское православное присутствие, что Палестинское Общество и его работа в Святой Земле представляет модель именно такого присутствия, — то, что это начинают понимать первые лица государства, исполняет нас надеждой.

Приход в Общество людей из государственного сектора позволило начать диалог с Православным Палестинским Обществом на Святой Земле, возглавляемым архиепископом Берлинским и Германским Марком. Что Вы можете об этом сказать, есть ли в этом какие-тореальные перспективы?

В 2007 году состоялось историческое воссоединение Русской Православной Церкви зарубежом с Матерью Церковью – Московским Патриархатом. Русская Церковь во всем мире восстановила своё единство. Это требует и от нас предпринять усилия, чтобы объединить различные ветви Палестинского Общества. Православное Палестинское Общество, возглавляемое архиепископом Берлинским и Германским Марком, с которымнаше руководство провело несколько встреч, идет на это объединение, во всяком случае, на сотрудничество, на широкое разноплановое сотрудничество. Растет понимание того, что работать надо вместе, что русское дело в Святой Земле должно делаться общими усилиями объединенного Палестинского Общества. И поэтому я думаю, что все почкования, о которых мы в первый час нашей беседы говорили, рано или поздно станут достоянием прошлого.

Как Вы оцениваете развитие паломничества через ИППО? Должна ли Церковь принимать в этом участие, как прежде, – материальное, просветительское. Какое будущее ИППО в этом направлении могло бы быть оптимальным?

Сейчас вопрос о паломничестве является довольно сложным. Да, мы в 1992 году восстановили историческое название и попыталисьвосстановить три основных приоритетных направления деятельности, в том числе, попытались — между 1994 и 1998 годами, перед дефолтом — организовывать свои группы паломников в Святую Землю. Но в современной России в силу демократических и экономических преобразований возникли сотни и тысячи туристических, паломнических, псевдопаломнических фирм и организаций, которые работают в этой сфере. Обыкновенный туристический тур нетрудно назвать «паломническим». Церковь попыталась как-то всё это осмыслить и разграничить, даже ввестив правовое поле. Для этого был создан Паломнический центр Московской Патриархии, генеральным директором которого является С. Ю. Житенёв, и он же возглавляет паломническую секцию Палестинского Общества.

Сейчас во многих, чтобы не сказать — почти во всех епархиях, при многих влиятельных и известных обителях, а иногда даже при некоторых приходах существуют свои агентства, свои паломнические службы, которые посылают паломников. Конкуренция со стороны Палестинского Общества им не нужна. Церковь строит свои гостиницы на Святой Земле. В Вифлееме построена большая гостиница, в Тивериаде с помощьюфонда «Единства Православных народов» небольшая гостиница, планируется развитие паломнической деятельности Русской Духовной Миссии здесь в Иерусалиме.

С этой точки зрения Палестинское Общество оказывается в конкуренции как со светскими туристическими организациями, так и с церковнымипаломническими, что не позволит возродить паломническую фнкцию ИППО в прежних масштабах. Эта ниша во многом просто занята.

Другое дело, в чем мы сильны? Мы сильны своей традицией, своим историческим преемством, своим бесценным научным опытом. Мы могли бы заниматься научным паломничеством. Как раньше было? Приезжает в Святую Землю профессор А. А. Олесницкий, возвращается в Россиюи издает два тома, единственные в русской литературе, по археологии Святой Земли. Приезжает Василий Николаевич Хитрово, изучает и пишеткниги о состоянии Православия и развитии паломничества в Святой Земле. Приезжает Алексей Афанасьевич Дмитриевский, останавливаетсяу нас на Сергиевском подворье — и изучает рукописи Иерусалимской библиотеки. Вот эта сторона – безусловно, наша, и мы бы могли, наверное, это делать в современных условиях.

Более того, можно подключить не только научные, но и учебные центры, например, работать с университетами, работать со Свято-ТихоновскимПравославным университетом, с другими учебными заведениями. Это была бы совершенно новая и по существу не развитая на сегодняшний день форма организации паломничества. Ведь не обязательно же возить бабушек, пусть бабушек возят епархиальные и монастырские паломнические службы, а мы будем дедушек возить – профессоров и академиков, возить студентов, нам же нужно воспитывать молодое поколение.

Василий Николаевич Хитрово горько сетовал перед смертью, что не смог подготовить, оставить после себя наследников и продолжателей своего дела. Архимандрит Антонин, понимая, что у него не будет наследников, преемников и продолжателей, горестно говорил, что «приедет какой-нибудь “батюшка” в кавычках, которому ничего будет не нужно», не нужна будет та Русская Палестина в высоком смысле, которуюон создавал. И мы сегодня должны думать о том, для кого мы вошли в Сергиевское подворье, для кого мы восстанавливаем русское присутствиев Святой Земле, в том числе, научное, религиозное и культурное, кто придет после нас, какая будет смена.

Если удастся соединить научную деятельность с паломнической, Палестинское Общество сможет обрести свою нишу на рынке туристическихи паломнических услуг. Нишу самую высокую из всех, VIP-персон тоже надо воспитывать. Ведь не секрет, что люди, даже достигшие высоких степеней и в государстве, и в руководстве культурой, и в руководстве наукой, очень мало сегодня знают о Русской Палестине, о Палестинском Обществе и о необходимости русского присутствия здесь. Вот миссия Общества, высокая и традиционная, которую мы должны продолжить.

 

Наконец, надо расширять и различные формы непосредственно научной работы, в том числе, и научно-издательскую базу. Вот у нас здесь,на Сергиевском подворье, неплохая библиотека, в России тоже есть весьма востребованные и до сих пор не изданные книги. Сейчас в Петербургепод эгидой Палестинского Общества совместно с издательством Олега Абышко начата серия «Библиотека Русской Палестины». Первый том уже вышел, это была монография А.А. Дмитриевского «Императорское Православное Палестинское Общество», второй том сейчас выходит — сборник статей того же Дмитриевского «Русская Духовная Миссия в Иерусалиме». Потом выйдут тома сочинений В.Н. Хитрово, Б.П. Мансурова, А.А. Олесницкого, Д.Д. Смышляева… Все лучшие достижения нашего научного и литературного наследия должны быть изданы, возвращеныв научный и культурный оборот современного российского общества. Нужно восстановить международный научный престиж Палестинского Общества, его исторические связи с Немецким Палестинским Обществом (Der Deutsches Palästina Verein), с Британским Палестинским фондом исследований (The Palestine Exploration Fund) и с другими организациями, с которыми когда-то В. Н. Хитрово состоял в переписке. Журнал «Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества» всегда охотно предоставлял свои страницы иностранным исследователям.

Все это позволит Палестинскому Обществу на базе нашего Сергиевского подворья найти свое место в работе по восстановлению российского духовного и культурного присутствия в мире, влияния России за рубежом. У нас сегодня научного присутствия за рубежом нет. Нет на сегодняшний день аналога Русского археологического института в Константинополе. И Палестинское Общество представляет собой в этом отношении апробированный, гибкий и надежный инструмент восстановления нашего духовного и научного присутствия.

Возникает вопрос финансирования. Достаточно ли сейчас у Палестинского Общества благотворителей, как это было до революции? 

Да, до революции были люди, щедро жертвовавшие при жизни, а затем не забывавшие ИППО в своих завещаниях. Марья Михайловна Киселева из Пензы две церкви в Палестине построила, а перед смертью завещала 50 тысяч рублей Палестинскому Обществу, протоиерей Петр Затворницкий тоже 50 тысяч рублей оставил Палестинскому Обществу и 25 десятин земли. Графиня О. Е. Путятина построила амбулаториюв Назарете и завещала деньги на создание такой же амбулатории в Бет-Джале.

Таких благотворителей и жертвователей сейчас у нас пока нет. Может быть, это временный период. Вот нувориши и нуворишки пройдут,и следующее поколение уже даст нам прежних Мамонтовых, Морозовых и т. д. С другой стороны, сегодня государство начинает понимать общественное и культурное значение Палестинского Общества. В соединении того и другого появляются новые возможности для финансированияи научных, и паломнических, и ремонтно-восстановительных проектов, в том числе, непосредственно в Святой Земле.

Как мы видим, планов и перспектив у ИППО довольно много, и нужно смену растить. Работа с молодежью, что об этом можно сказать, какс молодым поколением надо работать? 

Обязательно надо работать с молодежью. Мы уже говорили, как сожалел об отсутствии смены Василий Николаевич Хитрово. Говорили, как к 1934 году, когда ушли из жизни старые руководители Палестинского Общества, Общество было вынуждено фактически прервать на некотороевремя свою работу. Чтобы этого не случилось с нами и с нашим следующим поколением, мы уже сегодня должны принимать меры для того, чтобы воспитывать смену и привлекать молодежь в Палестинское Общество. Да, конечно, очень хорошо, что у нас есть ветераны, которые, как я, 35 летявляются членами Палестинского Общества, есть Юрий Михайлович Кабищанов, который 45 лет в Палестинском Обществе, мы в этом году отметим его 75-летие, он с 1964 года в Палестинском Обществе.

Но нужно, чтобы пришла молодежь, и чтобы молодежь прониклась не просто внешним интересом, а традициями, духом Палестинского Общества, это очень важно. Мы должны всячески пропагандировать эту идею, я очень надеюсь на продуктивность научного молодежного конкурса имени В.Н. Хитрово. Объявив этот конкурс, рассчитанный на поощрение молодых исследователей — аспирантов, дипломников, начинающих ученых, мы сообщили об этом во всех учебных заведениях, с помощью члена Совета нашего Общества, декана исторического факультета МГУ, члена-корреспондента Академии наук С.П. Карпова, мы об этом сообщили всем деканам исторических факультетов России. Но, видимо, пока еще инерция такова, что настоящего научного интереса к палестинской и русско-палестинской проблематике среди молодых ученых, среди учащихсяи аспирантов высших учебных заведений, к сожалению, пока не наблюдается. Молодые научные кадры не осознали еще значенияи перспективности этой темы, а для молодого человека очень важна перспективность, хочется поскорее всё сделать и поскорее защититься. А у нас «поскорее» не получается, у нас — сначала пойди и покопайся в архивах, в этих разрядных, инвентарных, амбарных книгах и напишидиссертацию. Здесь нужны патриоты, здесь нужны люди, которые действительно со всей силой молодого горения отдались бы задачам научного изучения и продолжения научной деятельности Императорского Православного Палестинского Общества. Но работа эта необходима, она нами ведется и думаю, будет шириться и продолжаться.

Надо ли изучать историю Императорского Православного Палестинского Общества в школе? Вообще введена ли история Императорского Православного Палестинского Общества в школу, в ВУЗы, в большую науку или это узкая изолированная область для специалистов?

Всё сказанное мною сейчас показывает, что для начала надо изучать и анализировать историю ИППО в научных трудах, чтобы по-новому,творчески и продуктивно, без ненужных коллизий и противоречий строить в современных условиях отношения между церковными институтамии светскими, между Палестинским Обществом и Русской Духовной Миссией, между Палестинским Обществом и МИДом. Для того, чтобы готовитьи разрабатывать концепцию будущего развития Палестинского Общества как одного из главных и апробированных средств осуществления русского присутствия в Иерусалиме и в регионе.

Конечно, Палестинское Общество достойно того, чтобы его деятельность изучалась в высших учебных заведениях, во всяком случае, исторического профиля. В светских университетах, в Свято-Тихоновском Православном университете, в духовных академиях, безусловно, должна изучаться история Палестинского Общества как часть русского церковного делания в Святой Земле. Ну и, наконец, Вы спросили, о школах. Думаю, что рассказ о значении Палестинского Общества в культурной копилке Российской Империи и российской науки имеет смысл вводить в каких-тоформах, допустим, как спецкурс, в институтах и в университетах, а в школах — как абзац в учебнике.

Что Вы планируете сделать по приезде в Москву после описи архивов? Уже задумали статью написать или книгу? Или родилась идея конференции? 

Первое, что я сделаю по приезде в Москву, соберу научную секцию Палестинского Общества и сделаю доклад-отчет о том, что я здесь видел, о том, как мы с Вами здесь работали в очень непростых условиях, о том, что мы нашли, о том, как может развиваться дальнейшая научная работа нашего Иерусалимского отделения и Сергиевского подворья конкретно. Это первое, что я сделаю.

Что касается конференций, то я уже сказал, что есть несколько задумок. Мы попытаемся в какой-то форме что-то из наших планов в текущем году осуществить.

Относительно изданий, некоторые найденные здесь в Иерусалиме на Сергиевском подворье документы будут включены в подготовляемое трехтомное издание документов «Россия в Святой Земле». Безусловно, новые данные будут учтены также мною в готовящейся монографии, которая будет называться «Императорское Православное Палестинское Общество – век XIX, век XХI». Словом, результаты, обретенные здесь,на Сергиевском подворье, в совместной нашей работе, войдут в научный потенциал Общества, будут использованы в научной деятельности, в том числе, в моих научные публикациях и разработках.

Огромное спасибо Вам за беседу, дорогой Николай Николаевич, успехов Вам на научном поприще в рядах Императорского Православного Палестинского Общества.



10 марта 2009 г.

Иерусалим, Сергиевское подворье 
Беседу вел председатель Иерусалимского отделения ИППО Павел Викторович Платонов
Фото из архива ИППО и П. Платонова.



версия для печати