Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Библиотека / Иерусалимский вестник / Иерусалимский вестник ИППО № II, 2012 / II. Из архива ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме / Письма секретаря ИППО Василия Николаевича Хитрово директору Назаретской мужской семинарии А. Г. Кезме в период с августа 1888 по сентябрь 1890 года. Е. Л. Румановская / № 2. Объяснения по поводу именования Е. Кезмы оттоманским подданным. Упрек в необстоятельном описании визита В.К. Вопросы о школе для мальчиков в Назарете, о вечерних чтениях; выполнение поручений А. Кезмы, поклон А.И. Якубовичу. 25 октября 1888 г.

 

№ 2

Объяснения по поводу именования Е. Кезмы оттоманским подданным. Упрек в необстоятельном описании визита В.К. Вопросы о школе для мальчиков в Назарете, о вечерних чтениях; выполнение поручений А. Кезмы, поклон А.И. Якубовичу          

                                                                                25/X 88                                                                                          Окт. <ября>[1]    
Прежде всего, многоуважаемый Александр Гаврилович, из себя выходить и убиваться от того, что во Всемилостивейшей грамоте Вы названы Оттоманским подданным, нет никакой обиды. Ни личного Вам оскорбления, ни умаления Ваших заслуг не нанесено. Если бы Вы хладнокровно обсудили этот предмет, то Вы бы увидали, что иначе и нельзя было сделать, раз желательно было Вам дать орден. Вы знаете, лучше меня, что вопрос о Вашем подданстве далеко не приведен к желаемому результату и окончанию, да и приведен быть не может. Для признания Вашего русским подданным необходимо согласие Оттоманского правительства, а даст ли оно его, Вы лучше моего знаете, что едва ли. Оставайся в России Вы или возвратитесь Вы в Россию, Вы будете Русским подданным по Вашему воспитанию, а в Турции, как это ни грустно, приходится признавать Вас Турецким подданным. И скажите мне, пожалуйста, чем это в данном случае уж так скверно. Но и не в этом дело, а в том что для удостоверения Вашей личности спросят у вас не грамоту на орден, а Ваш паспорт, паспорт же у Вас русский, значит убиваться есть еще меньше причин. Наконец, чтоб поднести грамоту к подписи нужно было Вас как-нибудь назвать, нельзя назвать Русским подданным, потому что как такой Вы должны были к чему-нибудь приписаться:  к купечеству, мещанству и т.п., назвать вас учителем частного общества тоже нельзя, и оставалось бы лишить Вас Всемилостивейшей награды. Следовало ли, это я сомневаюсь, и вообще изо всего дела смотрите, пожалуйста, на одно, дали  мне награду очень лестную, которая доказывает, что на мои труды  обращают внимание. Благодарение Богу, а об остальном <чудить?> нечего.  

 

А теперь со своей стороны сделаю Вам упрек: и я лично убедительно просил Вас сообщить мне подробно о пребывании Его Высочества, и М.П. Степанов[2] Вам это поручил. Меня интересовало, где Вы встретили В.К., где были выстроены дети, что они говорили, а Вы все это скомкали на одну страницу, что вовсе не клеится с Вашей всегдашнею обстоятельностию.  

 

Далее Вы знаете, как меня интересует вопрос о школе для приходящих мальчиков в Назарете, Вы вытребовали от Д.Д. Смышляева[3] на этот проект 2000 фр.<анков>, а меж тем ни полслова о ней не пишете, открыта ли она или нет, и если открыта, где, сколько учеников, какие учителя, откуда, зная, что все это нас здесь интересует и тем больше подробностей.  

Таким же образом прием 2 курса сделан еще в начале Сентября, а я доселе не знаю, сколько новых, кто именно, откуда.  

 

От Д.Д. [Смышляева] имею я письмо от 12 Октября, и он по это число, как пишет, не имеет от Вас сведений.  

 

Д.Д. [Смышляев], вероятно, в конце этого месяца, т.е. Ноября уедет месяца на 4 из Иерусалима и поэтому, конечно, как условились, ему нельзя Вам будет писать и потому по старому пишите и присылайте отчеты непосредственно на мое имя, впредь до возвращения в Петербург М.П. Степанова.  

 

А что вечерния чтения. Получили ли вы книги и волшебный фонарь и портреты Ея Высочества. Пожалуйста, уведомляйте всегда о получении, а то почему же я могу знать, что посланное дошло.   [4]

 

На днях вышлю Вам из моей библиотеки небольшую пачку книг.  

 

3 экз.<емпляра>  Вашего перевода молитвы я получил от М.П. Степанова перед его отъездом.  

 

На будущий год два пансиона подписались на «Новое время», «Русский поклонник» и «Русский вестник»[5]. Вы просили меня еще о детском и педагогическом журнале, а также духовном, об этом последнем, право, не знаю, который выслать, я напр.<имер>, предпочитаю «Труды Киевской духовной академии»[6], но это журнал ученый, и я не знаю, какой именно журнал Вы желаете.  

 

Относительно фисгармонии я свое обещание помню, вопрос не в деньгах, а как ее доставить, чтоб добралась до Назарета фисгармония, а не щепки.  

 

М.А. Черкасова[7] выписала через комиссионера в Бейрут фисгармонию из Франции, какая она будет, не знаю. Если хороша, то можно будет выписать через того же комиссионера.  

 

Передайте от жены и меня А.И. Якубовичу наш сердечный поклон и благодарность за память, скажите ему, что и мы часто вспоминаем совместное наше плавание по водам Средиземного моря.  

 

Поручение Ваше относительно Вашего капитала мною исполнено в точности, как увидите из прилагаемого счета, получу по <нему> 1 Ноября следующие проценты за полгода и с остатком куплю еще один билет. Я бы с радостью их Вам переслал, но опасаюсь пересылать через почту и постараюсь это сделать с первою предоставившеюся верною оказиею.  

 

Относительно места для нашего пансиона или вернее постройки для него дома Вы видели мою готовность, но что же я буду здесь делать за 6 т.<ысяч> верст. Это возможно только на месте. Готов я и теперь, как и тогда, но большего при всем желании сделать не могу.     

 

Затем мой искренний вам привет, да сохранит под своим Святым покровом Пресвятая Матерь Вас и всех детей наших                                            

ВХитрово         

 


© Елена Леонидовна Румановская,

доктор филологических наук,

 

Иерусалимский вестник Императорского Православного Палестинского Общества.

Выпуск № II.

Издательство: Иерусалимское отделение ИППО.

Иерусалим. ISBN 978-965-7392-45-4. 2012.

Страницы 137-139.

 

© Иерусалимское отделение ИППО

Копирование и любое воспроизведение материалов этой статьи разрешено только после письменного разрешение редакции нашего сайта: ippo.jerusalem@gmail.com

 

Примечания                 



[1] Пометка фиолетовыми чернилами.
[2] Степанов Михаил Петрович (1853-1917) – генерал-лейтенант, адъютант великого князя Сергия Александровича, один из членов-учредителей ИППО, с 1882 по 1889 г. – Секретарь Общества,  на семь четырехлетних сроков избирался помощником председателя, каковым являлся до апреля 1917 г. О деятельности Степанова в ИППО см.: Н.Н. Лисовой. Из истории руководства Императорского Православного Палестинского общества// Православный палестинский сборник. – 2005. – № 102. – стр. 9–13.
[3] Смышля́ев  Дмитрий Дмитриевич (1828-1893) – земский деятель, краевед, историк, библиограф, в 1885-1889 гг. находился в Палестине в качестве уполномоченного ИППО. Автор книги «Синай и Палестина. Из путевых заметок 1865 года». См. о нем: Солодовникова Н.П. Дмитрий Дмитриевич Смышляев. (Опыт биографического очерка) // Свидетель века: Дом Смышляева в Перми: К 180-летию Д.Д. Смышляева / Сост. Н.М. Найденова. — Пермь, 2008. — стр. 119-146.
[4] На верху страницы 2 пометки разными чернилами: «25 Окт. 1888 г. К письму от 25/Х 88 г.».
[5] «Но́вое вре́мя» – русская газета, издавалась в 1868-1917 в Петербурге, издатель А.С. Суворин (1876-1912); «Русский паломник» (а не «Русский поклонник», как в тексте) - журнал, издавался в 1885-1917 гг.,  «Русский вестник» - литературный и общественно-политический журнал, один из наиболее влиятельных журналов второй половины XIX в., выходил в Москве (1856-1887) и Санкт-Петербурге (1887-1906).
[6] "Труды Киевской Духовной Академии" - научно-богословский журнал Киевской духовной академии, издававшийся с 1860 по 1917 год. В 1996 году издание возобновлено.
[7] Черкасова Мария Александровна – деятельница ИППО, в 1879–1882 гг., находясь в Японии, стала первой руководительницей женской школы, открытой на территории Русской Духовной миссии в Токио, в 1887 г. ею была открыта школа для девочек в Бейруте, в 1890–1897 гг. там же появились еще 4 русские школы. Педагогическая деятельность Черкасовой в Ливане продолжалась 25 лет, до сих пор в Бейруте есть улица Мама, названная в ее честь. См.: XXV-летие русских школ в Бейруте и служения в них М.А. Черка­со­вой // Сообщения Императорского православного палестинского общества. 1912. – Т. XXIII. Вып. 1. (Январь-март). – стр. 77-84; Письмо заведующей русскими школами в Бейруте М.А. Черкасовой в канцелярию ИППО (1905) // Россия в Святой Земле. – Т.1 – стр. 167-172.
 

версия для печати