Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Библиотека / Иерусалимский вестник / Иерусалимский вестник ИППО № II, 2012 / II. Из архива ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме / Письма секретаря ИППО Василия Николаевича Хитрово директору Назаретской мужской семинарии А. Г. Кезме в период с августа 1888 по сентябрь 1890 года. Е. Л. Румановская / № 18. Поздравление с праздником. Повторение инструкций о строительстве церкви в Раме; новая инструкция: прекратить работы, сохранить материал, рассчитать наблюдателя за работами и ожидать фирмана. 21 марта 1890 г.

 

№ 18

Поздравление с праздником. Повторение инструкций о строительстве церкви в Раме; новая инструкция: прекратить работы, сохранить материал, рассчитать наблюдателя за работами и ожидать фирмана. Дела школы: о заканчивающих учениках – выбор стипендиата, оставление 3-х не окончивших курса учеников при пансионе, перевод с 1-го на 2-й курс при общем количестве в 24 человека, согласие принять 2 учеников из Сирии. Сообщение о присылке 2 новых русских учителей. Удовлетворение просьбы А.И. Якубовича от отпуске. Сообщение о приложении смет, предупреждение о непревышении утвержденных сумм. Вопрос о найме помещения; уточнение денежных и хозяйственных вопросов; обсуждение маршрута летней экскурсии. Вопрос о паспорте Кезмы. Календарь праздников, добавления к нему                                       

                                                               21/III 90          Март[1]      

 

Четыре Ваших письма, многоуважаемый Александр Гаврилович, лежат передо мною неотвеченными, причина тому, что с возвращением из Св. Земли пришлось догонять все, что я прогулял, а месяцы Январь, Февраль и Март здесь для нас всех самые хлопотливые, но кроме того, прежде, чем отвечать, нужно было здесь обсудить и решить, а это делается не особенно скоро.   Прежде, чем перейти собственно к делам, от всей души Вас обнимаю и поздравляю с наступающим праздником, дай Бог Вам встретить его здорово и провести весело.  

 

Затем, переходя к делам нашим, прежде всего о Рамесской церкви. Не отвечал я на Ваши телеграммы и письма о ней, потому что не приходилось ничего менять в данной инструкции еще из Иерусалима. Работайте, пока не поставят часового, и даже когда его поставят, пока не замахнется штыком. Вы так и поступили. Когда первыми противниками постройки являются Патриарх, Святогробское братство и митрополит Акрский, т.е. люди, которым это было должно быть ближе всего, очевидно, мы ничего сделать на можем, ответственность не на нас падает, а на патриархию. Скажу больше, противодействие исходило и от самих жителей, ибо спрашиваю Вас по совести, чем они нам помогли.  

 

Что делать теперь дальше. С 1 Мая прекратите всякую дальнейшую работу,[2] не только по кладке церкви, которую Вы не начинали, но даже по заготовлению материала.  

 

Заготовленный материал нужно отдать на хранение и наблюдение старшего нашего учителя в Рамэ. Главное, чтобы его не растаскали, а наблюдать за этим он может.  

 

Очевидно, Абу Халлака нужно рассчитать по 1 Мая, а затем как пока работы не предвидится и делать ему нечего.  

 

О фирмане для церкви пусть хлопочут сами жители Рамэ. Вам я только строго-настрого запрещаю дать какой бы то ни было бакшиш Акрскому митрополиту или кому-либо из греческого духовенства.  

 

Когда фирман будет получен, тогда мы увидим, что будем делать – будем ли сами строить церковь, уступим ли материал. Пока он весь составляет нашу собственность, распоряжаться которою мы предоставляем исключительно себе. Поэтому он не составляет ни собственность жителей, ни собственность церкви, и это прошу Вас иметь в виду.  

 

Перехожу затем к школам.  

 

К 15 Июня экзамены у Вас будут окончены, за исключением 3 учеников, о которых я Вам послал депешу сегодня, оканчивают курс 4 пансионера. Из них одного мы возьмем стипендиатом в Киевскую семинарию. Кто будет назначен стипендиатом, зависит[3] от Вас, по совещании с прочими учителями пансиона. Я полагаю, чтобы не было нарекания в несправедливости,[4] лучше всего взять все баллы за время с Сентября 1888 – Июнь 1890, принимая баллы экзамена и поведения, и у кого их окажется больше, тот и имеет право быть посланным стипендиатом, о чем Вы меня по решении немедленно уведомите.  

 

Останутся затем 3 ученика, не окончивших курс, я бы полагал их всех 3-х оставить при пансионе. Они должны жить в пансионе на правах прочих пансионеров, т.е. пользоваться столом, одеждою и квартирою и, кроме того, каждый из них получает по 10 фр.<анков> в месяц жалованье. Цель их оставления на год при пансионе – приготовить их к педагогической практической[5]деятельности, поэтому они под руководством учителей должны заниматься с учениками 1 курса и школы, а также быть репетиторами с более слабыми учениками.  

 

Относительно пансионеров 1 курса, который у Вас считается II, то как мы условились при свидании, нужно будет перевести во 2 курс только тех из них, которые будут того заслуживать. Вы помните, что мы условились исключать за неуспешность только при переводе из младшего в старший курс, дабы понапрасну не тратить старания на таких учеников, от которых пользы нельзя ожидать.  

 

Сколько перейдет затем из младшего в старший курс, не знаю, но это число обуславливает и количество учениов, которых нам приходится принять в младший класс. Общий комплект пансионеров мы определили в 24.  Поэтому если перейдут все 11, то вновь принять нужно 13[6], если перейдут 10, то принять – 14, если 9 – то 15. Из вновь принимаемых учеников, как мы условились, 2-х  Вы можете принять из Дамаска или Бейрута, одним словом, из Сирии[7]. Остальных нужно взять из наших школ из Назарета, Мжделе и Рамэ. Когда сделать прием, зависит от Вас, но поступить они должны 15 Сентября.  

 

Я здесь веду переговоры и к осени думаю выслать Вам двух русских учителей, из которых один будет в состоянии вести и преподавать какое-либо ремесло.  

 

По приезде их, я думаю,  необходимо освободить Вас совершенно от дежурства. Для дежурства останутся А.И., 2–ое новых и арабский учитель. Желательно также, чтобы их помощником по дежурствам был бы ежедневно один из пансионеров, окончивших курс и оставленных в пансионе.  

 

А.И. Якубович при свидании в Назарете просил разрешения на отпуск в России на каникулярное время. Если он изъявит желание, нет основания его не удовлетворить, при этом кроме причитающегося ему по 1 Сентября жалованья, выдайте ему 500 фр.<анков> на дорогу.  

 

Посылаю Вам при сем утвержденные Советом Общества сметы на пансион, мужскую школу и мужские школы в Рамэ и Мжделе. Прошу Вас убедительно из общей суммы сметы не выходить, ибо этого даже мы в Совете разрешить не можем, так как смета эта представляется на усмотрение Государя Императора, но передержки по одним статьям Вы можете покрывать остатками по другим, лишь бы только не выходить из общей суммы сметы.  

 

На Майскую треть 1890 г. я Вам денег[8]не вышлю, думаю, что за приостановлением работ по церкви в Рамэ, у Вас хватит на всю треть.  

 

Что касается найма помещения[9], то делайте, как Вы найдете лучшим, остаться ли в прежнем помещении, нанять ли дом Английского врача. Он, конечно, помещен лучше, т.е. вид города, но достаточен ли он для помещения пансиона. К тому, кто, собственно, его хозяин, не Правительство же? И не далеко ли он от города. В нем следует поместить 24 ученика и 3 окончивших, кроме того, Вас, арабского учителя, Вашего помощника по хозяйственной части, прислугу[10] и желательно 2 комнаты для будущих Русских учителей, если этого последнего нет, нечего делать, придется или поместить их в странноприимном доме,  или нанять им помещение. Последнее было бы не особенно желательно. Поэтому сообразив все это, решайте, как Вы найдете лучшим.  

 

Из единовременных расходов пансиона оказывается, что у нас останется не 4, а 3 ученика, окончивших курс, поэтому на них придется расходовать не 480, а 360 фр.<анков>, из остающихся 120 фр.<анков> можно будет выдать путевые отправляемому стипендиату, 500 же фр.<анков> А.И. я Вам возмещу при ближайшей посылке денег.  

 

В последний раз, т.е. в 1888 г. было очень много израсходовано на обзаведение, но тогда нужно было все заводить для нового курса. В настоящее время обзаводиься приходится не многим, и я на этот предмет думаю, назначенной суммы будет достаточно. Вы имеете 640 и на ремонт инвенратя 300 фр.<анков>, итого 940 фр.<анков>. С этими деньгами нужно привести все одеяние, а равно и белье[11], всех 24 пансионеров и 3 вышедших в такой вид и тело, о котором я Вам писал года два тому назад и о чем мы с Вами говорили, т.е. о теплом платье.[12]  

 

Не назначил я ничего на прогулки, Вы мне ничего не писали о них и не знаю, предпринять ли Вам их. В Иерусалим я бы нынешний год их не повел, а по Галилее, напр.<имер> Кефр Кенна, Тивериада, Фавор, Бейсан, Иордан, Наин, Дженин, а затем пройти между Кармилом и Самарийскими горами в Самарию (еврейская колония), оттуда в Дор Атлит и Кайфу, я бы сделал, находя это очень полезным. Но при этом не торопился, давал ученикам, где возможно, отдыхать и оставаться день лишний. На это можете употребить ассигнования на мелочные расходы. Когда же это сделать, с 15 Июня – 1 Июля или с 1 Сентября по 15 Сентября предоставляю <вполне?> Вашему усмотрению.  

 

Относительно расписания уроков, вновь Вами присланном, не пишу теперь ничего, предоставляя вернуться к этому перед началом учебного курса 1890/91 года.  

 

О покупке железного шкафа, я ничего не имею против, если Вы таковой найдете, но и должен Вас предупредить, что против пожара мало который из них пригоден и против воров, главное в крепости и замке. Если найдете, покупайте и уведомьте, деньги вышлем.  

 

О переводе денег, я ничего изменить не могу, на будущее время[13] все деньги,  надлежащие нашим Назаретским учреждениям, будут высылаться Н.Г. Михайловым Вам для передачи по принадлежности. На жалобы обращать внимание нечего. Иначе мы устроить не можем. На Вас мы смотрим как на центральное наше учреждение в Назарете.  
Кроме присланных смет, имейте в виду, что у нас ассигновано

 

на ремонт Мждельской церкви                                300 фр.<анков>
на жалованье Мждельского священника              375.   
                                                                           

________                                                                                     

675 –  

 

Из этих сумм первую нужно расходовать по мере надобности, а вторую выдавать по третям по 125 фр. <анков> священнику.  

 

Относительно исключения 3 воспитанников старшего курса. Кандидата Сулемана и Муса напрасно спрашивал меня по телеграфу, относительно первых двух дело было решено еще при нашем свидании и никакой дальнейшей инструкции не требовало.  

 

Кажется, таким образом ответил я на все Ваши вопросы, и недоимки за мною больше не имеется, за исключением выслать просимые Вами книжки, что исполню при первой возможности. Буду ожидать теперь ответов на мои вопросы и предложения.  

 

Да хранит Вас Господь Бог и Его Пресвятая Матерь.                                                                                 
ВХитрово.      

 

Я надеюсь, что воспользовавшись Вашим проездом через Бейрут, Вы переговорите с К.Д. Петковичем относительно Вашего паспорта. Без школы ничего не можем сделать, так что решение затем зависит не от нас, а от него.  

 

Относительно празднования праздников в Назарете нашим пансионом и школою, посылаю вам наш календарь, означенные там праздники приходится <придется?> праздновать и у нас, но только эти праздники; к ним нужно присовокупить, с одной стороны, праздник в честь Султана, если он у Вас празднуется, а с другой, 29 Апреля день рождения Е.И.В. Великого Князя Сергея Александровича и 20 Октября день рождения Е.И.В. Великой Княгини Елизаветы Федоровны. День их тезоименитства как падающие на каникулярное время, 5 Июня и 5 Сентября, праздновать не придется.  

 

Нельзя ли сделать попытку о разрешении нашим ученикам петь в церкви. Очевидно, попытку у митрополита Назаретского, а не у патриарха.

 

© Елена Леонидовна Румановская,

доктор филологических наук,

 

Иерусалимский вестник Императорского Православного Палестинского Общества.

Выпуск № II.

 

Издательство: Иерусалимское отделение ИППО.

Иерусалим. ISBN 978-965-7392-45-4. 2012.

Страницы 162-166.

 

© Иерусалимское отделение ИППО

Копирование и любое воспроизведение материалов этой статьи разрешено только после письменного разрешение редакции нашего сайта: ippo.jerusalem@gmail.com

Примечания



[1] Пометка фиолетовыми чернилами.
[2]  От слов «с 1 Мая» до слова «работу» подчеркнуто карндашом.
[3]  От слов «из них» до слова «зависит» отчеркнуто волнистой линией карандашом на полях.
[4] На верху страницы надпись черными чернилами: «К письму от 21 Марта 1890 г.»
[5] От слов «в месяц» до слова «практической» отчеркнуто на полях волнистой линией черными чернилами.
[6]  От слова «сколько» до цифры «13» отчеркнуто на полях волнистой линией черными чернилами.
[7] От слова «учеников» до слова «Сирии» отчеркнуто на полях волнистой линией черными чернилами.
[8]  На верху страницы надпись фиолетовыми чернилами: «К письму от 21 Марта 1890 г.».
[9] Слово вставлено над строкой.
[10]  Слово вставлено над строкой.
[11] Слова «а равно и белье» вставлены над строкой.
[12] От слова «деньгами» до слова «платье» текст отчеркнут на полях волнистой линией карандашом и написано по-арабски:
[13]  На верху страницы надпись фиолетовыми чернилами: «К письму от 21 Марта 1889 г.»

версия для печати