Юбилеи 2019 года

125 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо

 

Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. Павел Платонов

 

165 лет
Завершение деятельности первого состава РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

160 лет
Паломничество великого князя Константина Николаевича на Святую Землю


Первые Августейшие паломники на Святой Земле. 1859 год. Татьяна Тыжненко

 

130 лет
Поднятие флага ИППО над Сергиевским подворьем в Иерусалиме в честь дня рождения вел.кн. Сергея Александровича


Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): история и современность. Павел Платонов

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




 

№ 11

Сообщение о получении писем, о посылке 8 икон, об освящении подворья ИППО в Иерусалиме и желательности присутствия там старшего класса пансиона. Дела пансиона: экзамены и соображения по их изменению, по разделению предметов на 2 категории; согласие на введение урока геометрии, несогласие на введение урока бухгалтерии; о распределении учебных часов между учителями; о покупке изданного в Бейруте учебника арифметики вместо перевода; не рекомендуется делать перевод краткого катехизиса; вопрос об учебниках истории и географии; утверждение сумм на оплату персонала и наем дома; перевод учителя из Рамы в Мждель. Просьба присылать не трехмесячные, а ежемесячные отчеты. Вопрос о питании учеников (употреблении в пост скоромного). Неуверенность в дате приезда Хитрово. Замечание об оценках учеников      

Получено 7 Сентября 89 г.[1]        6/VIII 89           Августа[2]    
Оба письма Ваши, многоуважаемый Александр Гаврилович, от 4 и 12 Июля с приложениями, а равно и депеша мною своевременно получены.  

 

Прежде, чем перейти к делам о пансионе, спешу уведомить Вас, что 8 икон, согласно Вашему желанию, высланы Вам через Иерусалим.  

 

Кроме того спешу Вас также уведомить, что между 8 и 14 Сентябрем произойдет в Иерусалиме освящение нашего подворья.[3] Крайне было бы желательно, если Вы не отложили Ваше посещение со старшим классом Иерусалима, чтобы Вы со школой присутствовали на освящении, для этого желательно, чтобы Вы прибыли в Иерусалим не позже 7 и остались там до 15. По Вашему письму вижу, что Вы предполагали собрать старший класс с каникул 14 Сентября. Очевидно, их придется собрать к 1 Сентября, чтоб поспеть к 7 в Иерусалим. Не знаю, можно ли это сделать или нет, во всяком случае, желательно было бы. Николай Григорьевич Михайлов[4], который за отъездом Д.Д. Смышляева исправляет должность нашего уполномоченного, предварен о Вашем прибытии со школою, и ему поручено устроить для Вас помещение и принять на счет общества Ваше содержание в Иерусалиме. Буду просить Вас дня за 3 до прибытия в Иерусалим телеграфировать[5] ему, когда именно рассчитываете Вы быть в Иерусалиме.  Конечно, Вас будет сопровождать А.И. Якубович. По прибытии в Иерусалим Вы явитесь к Н.Гр. [Михайлову] и условитесь с ним, как и когда лучше будет представиться Вам и школе Патриарху, консулу и о. Архимандриту.  

 

Переходя затем к пансиону, есть несколько вопросов,[6] которые бы мне хотелось разрешить, и первый из них касается вопроса экзаменов.[7] Как видно из Вашего письма, экзамены длились с 1 по 28 Июня, при небольшом числе предметов. Очевидно, такие продолжительные экзамены объясняются довольно значительным промежутком для экзаменов, даваемым ученикам для приготовления к ним. Но едва ли характер такой следует придавать экзаменам в нашем Назаретском пансионе.[8] При ограниченном числе учеников, Вам слишком хорошо, экзамены с подготовкою едва ли необходимы. Гораздо[9] важнейшее значение имеют собственно для Вас экзамены без подготовки, т.е. поверка того, что действительно ученики усвоили себе[10] и что знают без приготовлен<ия>. Экзамены вообще по билетам имеют значение контроля и могут быть допускаемы лишь, когда по многочисленности учеников начальству нужно проверить не столько познания учеников, сколько способ преподавания учителя. В Назарете этого значения экзамены не имеют и поэтому они должны иметь иной характер, это что ученики усвоили себе в течение года или известного периода без приготовления.[11]Я представляю себе экзамены в Назаретском пансионе необходимым<и> приблизительно в такой форме, положим в Декабре,  Марте[12] или Июне без предварения учеников Вы приходите с учителем преподаваемого предмета и спрашиваете каждого из всего пройденного до Декабря, из пройденного от Октября до Декабря, в Марте от Октября до Марта и т.д.[13]Годовые баллы показывают прилежание, баллы такого экзамена[14] то, что воспитанник себе усвоил. Очевидно, эти последние будут за исключением редких случаев, хуже годовых, да иначе и быть не может, ибо требовать, чтобы они себе все усвоили, что проходили, немыслимо.   Таким же образом вопрос переэкзаменовки[15], он имеет значение, когда по экзаменац<ионным> отметкам переводят из класса в класс, это есть известная льгота, которая дается, чтобы воспитанник мог на каникулах подготовиться. У нас в пансионе, очевидно, она такого значения не имеет, во-первых, он все-таки остается в курсе, если[16]бы даже и не выдержал переэкзаменовки, а во-вторых, как можно требовать, чтобы они у себя дома на каникулах стали подготовляться к переэкзаменовке. Это было бы такое исключение, что если ученик это действительно сделал, то его следовало бы за одну выдержку характера поставить первым учеником. Но и помимо этого я понимаю еще, как можно дать переэкзаменову по Истории, Географии, Языкам, но, воля Ваша, не могу понять, как можно дать переэкзаменовку по пению.[17]  

 

При оценке успешности учеников, мне кажется, следует предметы разделять на две категории, к первой[18] причислять:              

 

Закон Божий               
Историю               
Географию                
Арифметику               
Русский,
Арабский и Греческий языки               
и Поведение,
ко второй:               
Чистописание               
Черчение               
Русское и Греческое пение.  

 

Только успешность первой категории следует принимать в соображение для оценки ученика.  

 

Если воспитанник так отстал от своих однокурсников, напр.<имер>, на тех экзаменах, о которых я говорил выше, то остается перевесть его в младший курс.  

 

Увольнять же, мне кажется, следует только за неисправимое дурное поведение или за полнейшую неспособность.  

 

Относительно преподавания в старшем курсе вместо 2 часов Арифметики, 1 час для Арифметики, другой для Геометрии, я ничего не имею.[19]  Что касается до преподавания бухгалтерии, я думаю, что в конце концов это только более систематическая задача Арифметических задач, и сомневаюсь в пользе завести её как отдельный предмет, тем более, что и свободного часа для нее не имеется, а брать час от греческого нежелательно.[20]  

 

Что же касается до принятия Вами на себя преподавания Арифметики[21] в младшем курсе, то конечно, отстается Вас только благодарить.[22] Не имея точного распределения учебных часов между Вами, А.И. и Арабским учителем, затрудняюсь сказать что-либо положительного. До сих пор, если я не ошибаюсь, преподавание Арифметики в младшем классе лежало на Арабском учителе. Вы, меняясь уроками с А.И., освобождаете от 3 часов арабского учителя и принимаете их на себя. Если это так, то я положительно протестую против всякого увеличения Ваших урочных часов, даже если Вы делите этот труд с А.И.[23] Полагаю, что у Вас слишком много занятий, чтоб принимать на себя еще новую работу. К тому же, я не вижу особой для сего необходимости. Хороша ли, дурна ли[24] арабская система преподавания, но тем не менее в старшем курсе оказывается возможным расширить ее, преподавая введением геометрии, значит в младшем классе не так плохо ее преподают.  

 

При этом случае повторяю, что уже писал ранее зимою или весною нынешнего года, мне говорили, что в Бейруте католиками или протестантами издана прекрасная арифметика по Европейской системе, я не вижу необходимости напрасно трудиться над ее переводом, если таковая есть. Справьтесь об этом основательно и достаньте ее  прежде самому трудиться над переводом.  

 

Что касается до перевода краткого катехизиса, то нужно быть с этим делом[25]более, чем осторожным. Пространик катехизис Филарета[26] переведен на арабский язык. Лучше принять его в руководство, вычеркивая излишки. Это будет осторожнее, чем самому переводить это, что[27] более, чем трудно, и кроме того, может подвергнуться нареканиям. Поэтому мне казалось бы необходимым повременить переводом или еще более изданием. А если издавать, то принять существующий перевод Пространного катехизиса, вычеркнув что в нем лишнего против краткого, и в таком виде напечатать извлечение.  

Что касается до истории и до географии, вопрос этот[28] усложняется тем, что и на русском языке подходящего руководства для восточных школ не имеется. Нужно написать оба руководства прежде всего по-русски. Мы здесь хлопотали о сем и пока безуспешно. Хочу предложить Совету вызвать[29] эти руководства, предложив за каждое премию. Могу только выслать для передачи А.И. программу курса истории и географии, которой можно руководствоваться, принимая существующие учебники.[30]  

 

Что касается до назначения 14 фр.<анков> в месяц жалованья женщине, заведующей бельем, по 11 фр.<анков> в месяц каждому из прислужников и 60 фр.<анков> в месяц заведующему хозяйственной частью в пансионе, то расходование этих сумм в этом размере с 1 Сентября Вам разрешается.  

 

Также разрешается Вам наем дома[31]для школы с 1 Сентября 1889 по 1 Сентября 1890 г. по 500 фр.<анков> в год и приобретение в Бейруте необходимых Вам плиты и переносных печей[32].  

 

Разрешается Вам перевод учителя из Рамэ в Мждель и определение на его место в Рамэ того, которого Вы найдете наиболее подходящим, и если таковым окажется Российский священник, то тем лучше[33.  

 

Предлагая А.И. относительно помещения, я предполагал сделать ему приятное, если же затем это его не устраивает, то я нисколько не настаиваю[34].  

 

В Сентябре месяце с. г. [сего года] буду просить Вас вместо третных отчетов предоставлять нам ежемесячные отчеты. Вас это не[35] затруднит, а для нас с расширением дела становится необходимым. Эта же мера проводится и во всех остальных наших Палестинских учреждениях.  

 

Относительно употребления в пост скоромного, об участках земли в Назарете, о постройке церкви в Раме и приобретении там участка земли под школу и постройки оной я ничего в этом письме Вам сказать положительного не могу, ибо на себя решение этих вопросов взять не могу, а должен доложить Совету, который соберется 16 Августа, какое последует решение, я Вас уведомлю.  

 

Меня только удивляет одна вещь, что я впрочем не раз высказывал. Ведь[36]мы[37] знаем, как жили и что ели наши пансионеры прежде поступления в пансион. Очевидно, и живут, и едят они лучше, а мне все говорят о неудовлетворительности гигиенических и климатических условий. Мне кажется, что ребенок должен быть сыт, не заставляйте его голодать – это важное, а воля Ваша, будет ли он есть скоромное или поститься – дело второстепенное.[38]  

 

Когда буду у Вас нынешнею зимою, все еще определить не могу, во всяком случае, предуведомлю Вас заблаговременно. Вместе с Вами, Бог даст, будем освящать церковь в Кане, В.К. поручил мне присутствовать при этом, боюсь только, что приеду, и церковь все же готова не будет.  

 

Относительно Рамэсской церкви я полагаю фирмана не нужно, это есть восстановление существующей. Письменное разрешение на нее Патриарха мы имеем, а что придется кой-кому дать бакшиша, об этом сомнения быть не может.   
Да хранит Вас и всех ваших Господь Бог и Пресвятая Его Матерь                                                                    
В Хитрово    
Еще забыл было сказать, что Вам за охота ставить при отметках +,  – , ½, не проще ли в таком случае перейти на 12 и даже 20-балльную систему. Мне также кажется, Вы слишком строго оцениваете достоинства учеников, заслуживающих за год награду – книгу или что-либо подходящее, думаю, что при 5 баллах поведения нужно её выдавать тому, у которого большее число баллов.

 

© Елена Леонидовна Румановская,

доктор филологических наук,

 

Иерусалимский вестник Императорского Православного Палестинского Общества.

Выпуск № II.

 

Издательство: Иерусалимское отделение ИППО.

Иерусалим. ISBN 978-965-7392-45-4. 2012.

Страницы 152-156.

 

© Иерусалимское отделение ИППО

Копирование и любое воспроизведение материалов этой статьи разрешено только после письменного разрешение редакции нашего сайта: ippo.jerusalem@gmail.com

 

Примечания



[1] Пометка карандашом на верху страницы.
[2] Пометка фиолетовыми чернилами.
[3] Сергиевское подворье ИППО было торжественно освящено 20 октября/1 ноября (ст., нов. стили) 1889 г. в день рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны, супруги председателя ИППО великого князя Сергия Александровича.
[4] Михайлов Николай Григорьевич - уполномоченный ИППО с 1889 г. (позднее Управляющий русскими подворьями в Палестине»), бывший капитан торгового флота, прослуживший в Иерусалиме до 1910 г.
[5] От слова «Вас» до слова  «телеграфировать» подчеркнуто карандашом.
[6] От этого слова слева на полях отчеркнуто чем-то вроде фигурной скобки.
[7] Последние 2 слова подчеркнуты карандашом.
[8] Окончание отчеркивания на полях.
[9] Отсюда начинается карандашное отчеркивание на полях слева.
[10] От слова «поверка» до слова «себе» подчеркнуто карандашом.
[11] От слов «это что» до слова «приготовления» подчеркнуто карандашом.
[12] Слово «Марте» вписано над строкой.
[13]  На верху страницы цифра 2 – черными чернилами и пометка «6 Августа 1889 г.» - фиолетовыми чернилами.
[14] На этой строке заканчивается карандашное отчеркивание на полях.
[15] Слова «вопрос переэкзаменовки» подчеркнуты карандашом.
[16] Слова «остается на курсе если» подчеркнуты карандашом.
[17] Слово «пению» подчеркнуто.
[18] Слова «оценке успешности учеников», «предметы разделить на две категории, к первой» подчеркнуты карандашом.
[19]  Текст от слова «успешность» до слов «не имею» подчеркнут карандашом.
[20] От слова «систематическая» до конца предложения  - подчеркнуто карандашом.
[21] Зачеркнуто: «Арабского языка».
[22] Слова «Вас только благодарить» подчеркнуты карандашом.
[23]  От слов «то я положительно» до конца предложения  - подчеркнуто карандашом.
[24] На верху страницы цифра 3 – черными чернилами и пометка «6 Августа 1889 г.» - фиолетовыми чернилами.
[25] Начиная со слов «или протестантами» и до слова «делом» - подчеркнуто карандашом.
[26] Имеется в виду «Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви» святителя Филарета (Дроздова), издан в 1823-1824 гг., дважды подвергался изменениям (в 1827-1828 гг. и 1839 г.).
[27] От слов «лучше принять» и до слов «это, что» - подчеркнуто карандашом.
[28] От слов «до истории» и до слова «этот» - подчеркнуто карандашом.
[29] Вызвать – т.е написать. Цит. по :В.Н. Хитрово. Собрание сочинений и писем. Т.3. Из эпистолярного наследия.  Комментарии Н.Н. Лисового. – СПб.: Изд. Олега Абышко, 2012. –  стр. 250.
[30] Предложение целиком подчеркнуто карандашом.
[31] Подчеркнуты карандашом цифры жалованья и, начиная от слов «60 фр.», до слова «дома».
[32] Подчеркнуто карандашом от слова «фр.<анков>» до слова «печей».
[33] Подчеркнуто карандашом от слова «разрешается» до слова «Мждель» и от слова «если» до слова «лучше».
[34] Подчеркнуто карандашом от слов «если же» до слова «настаиваю».
[35] Подчеркнуто карандашом от слова «вместо» до слова «не».
[36] Отчеркнуто на полях волнистой линией карандашом от слова «относительно» до слова «ведь».
[37] На верху страницы цифра 4 – черными чернилами и пометка  «6 Августа 1889 г.» - фиолетовыми чернилами.
[38] Подчеркнуто карандашом от слова «мне» до слова «второстепенное».

версия для печати