Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Библиотека / Востоковедение / Густерин, Павел Вячеславович / Исламовед Николай Егорович Торнау. П.В. Густерин

 

Исламовед Николай Егорович Торнау  

 
Научное наследие первого российского исследователя мусульманского права Николая Егоровича Торнау известно лишь узкому кругу специалистов, а о его жизни вообще мало кто знает. Даже в таком авторитетном издании, как «История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года» (М., 1997) его имя упоминается всего два раза по ходу изложения материала, хотя труды Торнау стали прорывом в своей области и до сих пор сохраняют научное значение.
 
 
***
 
Точная дата рождения Николая Егоровича Торнау неизвестна, также как и год его рождения — 1811, или 1812.
 
Воспитанник Императорского Царскосельского лицея Николай Торнау в 1829 г. поступил на службу в Коллегию иностранных дел[1]. В 1833 г. он был назначен 2-м секретарем российской дипломатической миссии в Тегеране, а в 1834 г. — секретарем генерального консульства в Тавризе[2]. Служба в Персии определила дело всей его жизни.
 
Будучи на Востоке, Торнау не упустил возможности изучить восточные языки, в том числе, кроме персидского — языка страны пребывания, арабский и турецкий. Его успехи в языках обратили внимание главы миссии графа Симонича, который сделал Торнау своим ближайшим помощником.
 
В 1837 г. персидские войска предприняли поход на афганский город Герат. В их лагере находился и граф Симонич, поскольку Россия в то время поддерживала Персию в ее противостоянии с Афганистаном, который в свою очередь поддерживала Великобритания. Неудача похода, а также в некоторой степени авантюрные действия Симонича вызвали неудовольствие Министерства иностранных дел России, и Симонич, а вместе с ним и Торнау были отозваны в Петербург.
 
Прослужив около трех лет в Азиатском департаменте МИДа, Торнау изъявил желание перейти в Министерство внутренних дел, и в 1840 г. он был назначен в город Шемаху[3] товарищем[4] начальника Каспийской области[5]. Здесь Торнау прослужил до 1846 г., причем в 1843 г. он был командирован на несколько месяцев в Тифлис[6] для работы в Комитете об устройстве высшего сословия между мусульманами Закавказского края.
 
Вернувшись в Петербург, Торнау через некоторое время подал прошение о переводе его на службу в Министерство юстиции. Это его желание происходило от предыдущей его деятельности: во время службы на Кавказе Торнау постоянно сталкивался с необходимостью учитывать положения мусульманского права, а отсутствие каких-либо изданных государством руководств по этим вопросам навело его на мысль восполнить этот пробел российской юридической литературы, чему он и посвятил свои научные занятия. С 1846 г. Торнау работал в Комитете для рассмотрения мусульманских узаконений, учрежденном при II отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии. С 1853 г. он исполнял обязанности редактора первого перевода этих законов на русский язык. В 1863 г., по упразднении названного Комитета, Торнау был причислен ко II отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии с поручением продолжать начатую работу.
 
Торнау является автором немногочисленных, но важных по своему значению трудов. За первый и наиболее объемный из них, «Изложение начал мусульманского законоведения» (СПб., 1850)[7], рецензентом которого выступил М. Казембек[8], Торнау был удостоен Демидовской премии Петербургской Академии наук. Уже через пять лет появился его перевод на немецкий язык (Das Moslemische Recht aus den Quellen dargestellt von Nicolaus v. Tornauw. Leipzig, 1855). Этот перевод, выполненный с некоторыми изменениями, был необходим европейским ученым, поскольку на Западе подобных работ в то время не было: в зарубежной науке первая сопоставимая с трудом Торнау работа — «Основные начала мусульманского права» Л.В.К. ван ден Берга[9] — появилась лишь в 1874 г.[10] Благодаря немецкому изданию своей первого труда Торнау в 1863 г. был избран почетным членом дрезденского естественнонаучного общества «Исида».
 
В последующем были изданы другие работы Торнау: «Мусульманское право» (вып. Первый, «О праве наследства по закону») (СПб., 1866), «Особенности мусульманского права» (Дрезден, 1880; СПб., 1892) и «О праве собственности по мусульманскому законодательству» (СПб., 1882). В своих работах по исламоведению, посвященных, как видно, только фикху, Торнау трактует мусульманское право как единую законченную систему, но источники, которыми он пользовался, шиитского происхождения, что объясняется местом его службы. Труды Торнау можно назвать полевыми исследованиями, поскольку работы западных авторов имели для него вспомогательное значение, а ключевую роль играли консультации мусульманских законоведов, с которыми Торнау часто встречался, и которым он выразил благодарность в Предисловии к своей первой книге.   
 
 
Торнау

Титульный лист первой книги Н.Е. Торнау   

 
Ценность работ Торнау для государства состояла также в том, что они носили прикладной характер. Как писал сам автор в том же Предисловии, «многолетнее пребывание на Востоке… убедили (меня. — П.Г.) в крайней необходимости иметь полные и достоверные сведения о духовных и гражданских законах мусульман, о законах, кои управляют всем общественным и частным бытом последователей ислама и коими, на основании Свода Российских Законов[11], они не только судятся между собою, но еще должны быть, в иных случаях, судимы и управляемы правительственными местами[12] и лицами». А в целом благодаря исследованиям Торнау российское исламоведение встало на значительно более высокую ступень, предвосхитив некоторые западноевропейские начинания в этой сфере.
 
После службы в Министерстве юстиции Торнау занимал должности правителя канцелярии рижского военного губернатора и генерал-губернатора Остзейского края[13], обер-прокурора 2-го отделения 3-го департамента Правительствующего Сената, заведующего делами Закаспийского торгового товарищества, председателя Харьковской судебной палаты и члена Государственного Совета. В последней должности тайный советник, сенатор, кавалер орденов Св. Александра Невского и Белого Орла, барон Торнау состоял в 1875–1878 гг., после чего по состоянию здоровья вышел в отставку.
 
Умер Николай Егорович Торнау в Дрездене 17 (29) апреля 1882 г.  
 
© П.В. Густерин, научный сотрудник Российского института стратегических исследований.
Материал прислан автором порталу "Россия в красках" 24 февраля 2013 г.
 
 

Примечания


[1] Государственный орган внешних сношений Российской империи, существовавший наряду с Министерством иностранных дел до 1837 г.
[2] Современная транскрипция — Тебриз. 
[3] На территории современного Азербайджана.
[4] То есть помощником и заместителем.
[5] Административно-территориальное образование с центром в городе Шемаха, которое включало российские территории, прилегавшие к Каспийскому морю 
[6] Современная транскрипция — Тбилиси.
[7] Переиздано репринтным способом по заказу Советского общества мусульман в 1991 г.
[8] Казембек, Мирза Мохаммед Али (Александр Касимович) (1802–1870) — крупный российский востоковед. Член-корреспондент Петербургской АН (1835). Выходец из Персии. Автор работ по истории Кавказа, Персии, Средней Азии и Крыма, истории ислама, иранским и тюркским языкам.
[9] Ван-ден-Берг, Людовик Виллем Кристиан (1845–1927) — нидерландский исламовед.
[10] Русский перевод, выполненный В.Ф. Гиргасом, был издан в Петербурге в 1882 г. и переиздан в Москве в 2006 г. 
[11] Свод законов Российской империи — собрание законодательных актов России, издание которого началось при императоре Николае I (1825–1855). 
[12] То есть органами. 
[13] То есть Прибалтики.
 

Автор: Густерин, Павел Вячеславович

версия для печати