Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Медиа / СМИ о нас / 2006 / 13 марта 2006 г. Русское духовное наследие в Иерусалиме под угрозой исчезновения

Русское духовное наследие в Иерусалиме под угрозой исчезновения

12 марта в Иерусалимском отделении ИППО обсуждалась дальнейшая судьба русских построек в Иерусалиме. Принято решение привлечь внимание общественности к этой проблеме и донести обеспокоенность общественных организаций и частных лиц, заинтересованныхв восстановлении справедливости, до израильских властей, сообщает Православное научно-просветительское общество в Иерусалиме «Россия в красках».

Русское духовное присутствие на Святой Земле имеет многовековую историю. Оно зародилось с принятием христианства на Руси и с особеннойяркостью проявилось во 2-й половине 19-го века. На сегодняшний день россияне все больше узнают о многогранной деятельности русских благотворительных организаций, действовавших на Святой Земле. Для многих впервые открывается смысл важнейшего для России служения, которое осуществляли Русская Духовная Миссия (РДМ) в Иерусалиме и Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО).

Если заглянуть в прошлое своих семей, то многие из православных верующих смогут проследить у себя в роду предков, совершивших паломничество на Святую Землю. Православное паломничество всегда было неотъемлемой частью образа жизни верующего русского человека.Эта традиция уходит корнями в ту древнюю Русь, воспетую еще в литературном памятнике игумена Даниила в 12 веке, когда он пришелв Иерусалим ко Гробу Господню, для того, чтобы поставить неугасаемую лампаду с молитвой о земле Русской.

В начале 20-го века, когда количество паломников достигало цифры 20 тысяч человек в год, на Святой Земле было построено множество подворий, приютов, больниц, православных монастырей, церквей, семинарий, была образована русская почта, консульство, а также около100 школ для местных жителей и большое количество объектов недвижимости, принадлежавших русским гражданам. Первая мировая война поставила под угрозу всё это величайшее культурное наследие, т. к. Россия вступила в войну с Османской империей, в состав которой входила Палестина. Всё русское имущество и недвижимость были отобраны турками, но, к счастью, в 1917 году в Палестину победоносно вступили британские войска генерала Аленби, что положило начало британского Мандата над Палестиной. Часть имущества была возвращена тем русским гражданам, которые не могли вернуться в советскую Россию, а также эмигрантам, которые были обречены на изгнание. Однако британские власти возвратили далеко не всё русское имущество законным владельцам, используя политическую катастрофу в России, захваченную большевиками-атеистами, которые оборвали все невидимые нити, связывавшие на протяжении многих веков русский народ и Святую Землю.

В 1948 году на территории Палестины было образовано государство Израиль и Хашимитское королевство Иордания. Одна часть русской недвижимости оказалась в Израиле, а другая в Иордании. На территории государства Израиль были возрождены Русская Духовная Миссия Московского Патриархата и Императорское Православное Палестинское Общество, которое в советский период было переименованов Палестинское Общество. В то же время на территории Иордании оставалась Русская Духовная Миссия, подчинявшаяся Синоду Русской Православной Церкви Заграницей. Недвижимость, находящаяся на территории государства Израиль, была оккупирована в 1948 годуизраильскими государственными структурами, однако с возрождением деятельности РДМ МП и ИППО в Иерусалиме, израильтяне были вынуждены вернуть часть русского имущества, при этом все же удерживая за собой его большую долю. Далее начались имущественные споры между Церковью и израильскими властями, которые насильственно арендовали большинство русских построек.

В начале 50-х годов резко меняется политика правительства государства Израиль по отношению к СССР, и прекращается передача русского имущества законным владельцам. Любые попытки возвращения русской недвижимости были обречены на провал. Русским постройкам в центреИерусалима отводилась важная роль в перспективных планах молодого и динамично строящегося еврейского государства. Когда переговоры о русской недвижимости зашли в тупик в 1959 году, и у СССР не было никаких шансов на возвращение имущества, израильтяне предложили «выгодную сделку» по продаже русской недвижимости государству Израиль. Как заявили представители специально созданного израильского госкомитета по русской недвижимости «в любом случае это имущество останется за общественными структурами государства Израиль, либо оно будет продано СССР, либо перейдет к нам в долгосрочную аренду» (свыше 100 и более лет – прим. авт.). После пятилетних торгов советское правительство во главе с Н. С. Хрущевым пошло на сделку, которая впоследствии получила название «апельсиновой», потому что две третиот общей суммы (4,5 млн. долларов США) были «выплачены» импортом израильских цитрусовых в СССР. Несмотря на то, что в 1964 году это было внушительной суммой, ее нельзя сопоставить с сотнями гектаров незаконно проданной русской земли. Важно отметить, что до сих пор эта сделкане имеет юридической силы. Ведь соглашение было подписано между правительствами, которые не являлись фактическими владельцами этой недвижимости. Во многих документах в качестве владельцев русских земель значатся частные лица, общественные и церковные организации,а также Русская Православная Церковь. Советское правительство никогда не являлось хозяином этих земель, однако было признано таковым государством Израиль. Еще одним немаловажным доводом против правомерности этой сделки является тот факт, что во время переговоров и приподписании соглашения ни разу не была задействована ни одна юридическая инстанция, и сделка осуществлялась вне правового поля. Так илииначе, в 1964 году Россия потеряла сотни гектаров земель и десятки величественных зданий, когда-то построенных на пожертвованиярусских людей.

В 1967 году были прерваны дипломатические отношения между СССР и государством Израиль, которые восстановились лишь в начале 90-х годов. Но, несмотря на это, до сегодняшнего дня ничего не было возвращено из русской недвижимости законным владельцам в лице Русской Духовной Миссии и Императорского Православного Палестинского Общества. На неоднократные запросы и требования с российской стороны израильское правительство дипломатично молчит, более того строит далеко идущие планы по эксплуатации русских построек в центре Иерусалима. После длительной подготовки в ноябре 2005 года кабинет министров правительства А. Шарона одобрил проект размещения в русских постройкахв центре Иерусалима академии художеств «Бецалель», которая в этом году празднует свой 100-летний юбилей. В результате этих действий ставится под угрозу архитектурный облик Русского Иерусалима, созданного в 19-м веке Российской Империей. Таким образом, может быть нарушен неповторимый исторический и архитектурный вид Святого Града, а главное, навсегда исчезнет веками складывавшееся русское духовное наследие в Иерусалиме.

Одной из неотъемлемых частей русского Иерусалима является Сергиевское подворье, которое не было внесено в «апельсиновую сделку» идо сегодняшнего дня юридически числится за Императорским Православным Палестинским Обществом, но эксплуатируется министерством сельского хозяйства государства Израиль. При этом на подворье находятся опечатанные комнаты, в которых до 1967 года находиласьштаб-квартира ИППО. Помимо Елизаветинского и Николаевского подворий на территории «Русского Иерусалима», которые вошли в списокпроданной недвижимости по «апельсиновой сделке», кабинет министров предложил также отдать в эксплуатацию и Сергиевское подворье, что является вопиющим фактом, свидетельствующим о неправомочности действий со стороны правительства Израиля. (Подобные акты совершаются также в отношении помещения Русской Духовной Миссии, большая часть которого арендуется израильским мировым судом).

Можно привести еще один удручающий пример утраты русского наследия в Иерусалиме. На одной из самых важных исторических улиц Иерусалима, носящей название улицы Пророков, в 1887 году был куплен дом православным священником иеромонахом Вениамином, служившимв РДМ, который на протяжении многих лет собирал пожертвования для строительства приюта в Иерусалиме. Изначально квартиры в этом доме предоставлялись паломницам из Англии и Германии, несмотря на их неправославное вероисповедание, которым негде было остановиться. В 1889году иеромонах Вениамин безвозмездно передает этот приют в пользование Императорского Православного Палестинского Общества, потому как испытывал сложности в его содержании и управлении. Именно ИППО было на тот момент единственной организацией, способной эффективно содержать приют, удовлетворяя нужды его жильцов. Впоследствии старец Вениамин был избран почетным членом ИППО.

 


5 июля 1892 года, в день тезоименитства председателя ИППО Великого князя Сергея Александровича были торжественно открыты новые ворота подворья, спроектированные известным иерусалимским архитектором Георгием Франгия, «с мраморной доской и с надписью золотыми буквами»,а также знаком ИППО. Отец Вениамин выделил на это 100 наполеондоров и ворота, по свидетельству смотрительницы подворья К. А. Хомутовой,«вышли краса всему городу. Его Высочеству не совестно будет иметь такой приют, все иностранцы любуются» (письмо надзирательницыК. А. Хомутовой к помощнику председателя ИППО М. П. Степанову, 7 октября 1892 г.). В августе 1893 на пожертвования русских паломников иеромонах Вениамин строит новый корпус на участке подворья. 10 сентября 1897 года старец Вениамин отошел ко Господу и его отпевание возглавил лично патриарх Иерусалимский Дамиан. Отец Вениамин был похоронен на православном кладбище на горе Сион. После его смерти подворье стало носить имя Вениаминовского приюта в память о благочестивом старце, хотя официально было оформлено на имя председателя ИППО Великого князя Сергея Александровича.

В отличие от подворий, находившихся в русских постройках и предоставлявших временный (как правило, сезонный, с Рождества до Пасхи) приют паломникам, это была своеобразная богадельня, где за небольшой вступительный взнос русские женщины, желавшие окончить свои днив Иерусалиме, могли «откупить» себе отдельную комнату или место в общей, с 2–3 совладелицами. Вениаминовский приют пользовался доброй славой среди обитательниц Русской Палестины. Во всяком случае, на каждое вакантное место немедленно находилось несколько желающих,и Совету ИППО впоследствии даже нередко приходилось вмешиваться из Петербурга, чтобы соблюсти справедливость в очередности.

В период Британского мандата на подворье вместе с постоянными обитательницами жили работники ИППО, поскольку Вениаминовский приют находился рядом с Сергиевским подворьем, где находилась контора управления подворьями ИППО. После образования государства Израиль в1948 году улица Пророков вместе с Вениаминовским подворьем оказались на территории государства Израиль. Там оказались русские православные люди, жившие в Иерусалиме, которые не пожелали перейти на сторону Иордании в восточный Иерусалим. В начале 60-х годов, когда готовилась «легендарная апельсиновая сделка», несмотря на то, что во всех официальных бумагах Вениаминовское подворье было записано на имя председателя ИППО, оно было продано советским правительством государству Израиль, которое и разместило в нем израильскую благотворительную организацию «Яд Сара», по сей день занимающую помещение приюта.

На сегодняшний день, в рамках проекта муниципалитета Иерусалима по расширению улицы Пророков, планируется снести Вениаминовское подворье как «здание, не представляющее никакой архитектурной ценности». Несмотря на возрождение связи России и Святой Земли ис увеличением потока паломников в Иерусалим, продолжается планомерное обезличивание и стирание исторической памяти Русской Палестиныи самое парадоксальное, что никто из правозащитных организаций, включая ЮНЕСКО, не говоря уже о российских организациях, призванных защищать русское историческое наследие, даже и не помышляют хотя бы о привлечении общественного внимания к этой немаловажной проблеме. ИППО, пожалуй, первая из российских организаций, которая, несмотря на недавнюю активизацию своей деятельности в Иерусалиме,уже сделала первые шаги в попытке возвращения еще уцелевших памятников русской культуры на Святой Земле. Остается только надеяться, что люди, которым дорога судьба русского культурного наследия на Святой Земле, не останутся равнодушными к поднятой теме и примут активное участие в его возвращении России.

Иерусалим, 13 марта 2006 г.
Источник: Православие.ру

версия для печати