Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / История / Подвижники и основатели ИППО / Дмитрий Дмитриевич Смышляев / От Урала до Иерусалима: труд и подвиг Дмитрия Смышляева. Н. Н. Лисовой

От Урала до Иерусалима: труд и подвиг Дмитрия Смышляева

 

В 2008 году исполнилось 180 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Смышляева (1828–1893 гг.), замечательного пермского исследователя-краеведа, земского деятеля, автора более 100 книг и публикаций, первого уполномоченного Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме, создателя знаменитых Сергиевскогои Александровского подворий.


Почетный гражданин Перми

 

XIX век был для Российской империи временем расцвета в культуре, духовности, экономике. На арену истории выходят новые социальные силы: русское купечество, гордые своим нарочитым «мужицким» демократизмом дети и внуки вчерашних крепостных, основатели промышленных групп и торговых династий.

 

Русская жизнь в те годы не замыкалась в столичных регионах. Пермь не была в этом смысле исключением. «Биармия» викингских саг, первопроходческий плацдарм Строгановых и Ермака, она и в середине XIX столетияоставалась форпостом русской цивилизации в Приуралье, «первым городом по внешнему благоустройству, оживлению и числу коммерческих предприятий».

 

Представителем, хотя и не вполне типичным, нового класса был потомственный купец по рождению, ученыйи меценат по призванию, почетный гражданин города Перми Д. Д. Смышляев.

 

Его дед, Емельян Смышляев, купец 3-й гильдии, происходил из Соликамска, где владел кожевенным и мыловаренным заводами. Отец, Дмитрий Емельянович, записавшись в пермское купечество, выбился в 1828 г. в 1-ю гильдию, занимал пост пермского городского головы. В том же годуу него родился сын Димитрий.

 

Начальное обучение Д. Д. Смышляев прошел в отчем доме. Затем учился в Пермской классической гимназии, которую окончил в 1844 году.На том, собственно, и закончилось его образование. Но качество тогдашней школьной системы, любознательность и неустанное самообразование помогли купеческому сыну стать по-настоящему образованным человеком.

 

Дмитрий Дмитриевич недолго занимался торговыми делами. После смерти отца он продал свой бизнес и посвятил себя общественнойи научно-издательской деятельности, связанной в основном с уральским краеведением. В течение ряда лет зимы он проводил в Петербургеза работой в Академии наук и Публичной библиотеке, лето — на родине, в Перми. В том числе принимал участие в исследованиях по проекту Пермско-Уральской железной дороги.

 

В июле 1870 г.— в Пермской губернии вводилось тогда земское самоуправление — Смышляев был избран первым председателем губернской земской управы. На этом посту полностью проявился его организаторский талант. Достаточно назвать составленный им проект устройствав Перми земской учительской семинарии, одобренной лучшими педагогами того времени, проект организации санитарной службы в губернии,основательный доклад «О состоянии сельского хозяйства в Пермской губернии и о мерах к его улучшению». По почину Смышляева была реорганизована губернская Александровская больница, проведены статистические исследования края, создан местный литературный орган —«Сборник Пермского земства».

 

Путь в Святую землю

 

В 1864–1865 гг. Дмитрий Дмитриевич отправляется в первое свое паломничество на Православный Восток. Вскоре начали печататься его путевые очерки, а также переведенные им книги французского исследователя С. Мунка «География Палестины» и «Еврейские древности». В 1881 г. опубликована работа Смышляева о Мертвом море и городах библейского Пятиградия.

 

21 мая 1882 г. в Петербурге было создано Императорское Православное Палестинское Общество. В состав членов-учредителей вошел и Д. Д. Смышляев, ставший также уполномоченным Палестинского Общества в Пермской губернии.

 

В 1885 году, решившись на новое паломничество, он обратился в Совет Общества с просьбой снять с него, на период поездки, обязанности уполномоченного по Пермской губернии. Совет решил иначе: сделать его уполномоченным в самой Палестине.

 

Русское присутствие в Святой земле имело уже к тому времени свою историю. В Иерусалиме с 1847 г. работала Русская Духовная Миссия,в Петербурге с 1864 г. существовала Палестинская Комиссия при Азиатском департаменте МИД, Русское Общество Пароходства и Торговлиисправно возило паломников из Одессы в Яффу и обратно. В Иерусалиме в 1860–1864 гг. были возведены Русские Постройки — Троицкий собор, здания Русской Духовной Миссии и консульства, мужское и женское подворья и Русская больница.

 

В ноябре 1885 г. Смышляев поселился в качестве простого паломника на Русских Постройках. Позже, радушно принявший земляка начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин), устроит ему квартиру у себя, в здании Миссии. А пока Дмитрий Дмитриевич жадно впитывает новые впечатления. За два десятка лет, прошедшие с первого его приезда, все в Святой земле изменилось. Родилась новая, волнующая воображение реальность — Русская Палестина.

 

18 ноября 1885 г.: первая загородная совместная экскурсия — отец Антонин на лошади, Смышляев на ослике — в старый арабский Айн-Карем или новую православную Горнюю, где «разбросаны в полугоре веселые белые домики, церковь с колокольней и две гостиницы русского поселка». (Теперь это Русский Горненский женский монастырь).

 

12 февраля 1886 г.: «В Иерихоне обнаружил целую русскую колонию. Кроме превосходного дома о. Антонина, я нашел там дома и садыиеромонаха Иоасафа (Плеханова), Богдановой, Сушковой… Купчиха Киселева построила церковь, которую на второй неделе поста Патриарх приедет освящать. Церковь очень хорошенькая. Образа все писаны в России, где и иконостас делан. Землею Плеханова заведует крестьянин Ярославской губернии Иван Андреевич Рыков…Есть интересные остатки древних зданий, мозаичных полов, много драгоценных для археологии находок».

 

 

Сергиевское подворье

 

Главная задача, которую ставило перед собой Православное Палестинское Общество,—максимально расширить площадь помещений для паломников. Дмитрий Дмитриевич взвалилна себя почти непосильный труд, руководя строительством двух главных русских объектов: Нового (Сергиевского) подворья и Русского Дома у Порога Судных Врат (будущего Александровского подворья).

 

Сергиевское подворье (Москобийе-эль-Джедиде), расположенное в центре Иерусалима, по соседству с Русской Духовной Миссией и Троицким собором, и сегодня является крупнейшимиз архитектурно-строительных объектов Палестинского Общества на Ближнем Востоке.

 

Об истории приобретения и застройки участка мы подробно узнаем из перепискиД. Д. Смышляева с Секретарем ППО М. П. Степановым и основателем Общества В. Н. Хитрово.

 

26 марта 1886 г. Смышляев писал в Петербург Хитрово: «Заявляю решительно и окончательно мое мнение, что если Общество желает что-либостроить в Иерусалиме, то оно должно приобрести для этого покупкою место. Иначе никакого толку из его хлопот и денежных затрат не выйдет, и яне возьму греха на душу способствовать Обществу в пагубе значительного капитала. Место есть в соседстве с Русскими Постройками — целый квартал. На него уже есть покупатели, надо не упустить, а я постараюсь удержать продавца до Вашего ответа». 12 апреля 1886 г. последовала телеграмма из Петербурга: «Соглашаемся с предложением. Семь тысяч посылаем».

 

Проектировать подворье был приглашен состоявший на службе у турецкого правительства в должности инженера Палестины левантийский грек, архитектор Георгий Франгья, привлеченный ранее Палестинским Обществом руководить строительством храма Марии Магдалины.

 

Строить Смышляев решил сам — «хозяйственным способом, без подрядчика». Для бесперебойной работы он просил присылать из Петербурга по20 000 франков по первым числам каждого из весенних и летних месяцев (в сезон дождей строительство прекращалось). Впрочем, бывали исключения. Телеграмма от 25 апреля 1887 г.: «Переведите 30 т. фр. Много платить за материалы». Бывало и так: «Деньги (за июнь)не получены. Взято заимообразно у о. Антонина 15 000 фр.».

 

Дмитрий Дмитриевич на первых порах и сам, может быть, не отдавал себе ясного отчета, за что берется. Строительство не только Сергиевскогоподворья — вообще Русского Иерусалима можно по праву назвать эпопеей героической. На захолустной окраине Османской империи, без дороги инфраструктур, без подготовленной рабочей силы предстояло создать городские постройки с необходимыми инженерными службами. Значительная часть стройматериалов ввозилась из Европы. Главную рабочую силу составляли арабы-палестинцы, нанятые из окрестныхдеревень. Вчерашних погонщиков верблюдов приходилось обучать строительным профессиям.

 

В отличие от других подрядчиков, нещадно эксплуатировавших почти даровую рабочую силу, Смышляев проявлял не вполне типичную для колониальной страны заботу о своих строителях. Организаторский талант уполномоченного позволил привлечь арабов, греков, итальянцеви сплотить их в дружную команду, способную создавать шедевры в русском национальном стиле. Излишне говорить, что самому руководителю приходилось нередко быть в одном лице и подрядчиком, и инженером, и сторожем, и чернорабочим. 10 февраля 1887 г. во внимание «заслуг по исполнению трудных обязанностей» он был избран почетным членом Палестинского Общества с вручением золотого знака и диплома.

 

29 апреля 1889 г., в день рождения Председателя ИППО, великого князя Сергия Александровича, на угловой башне Сергиевского подворья впервые был поднят флаг Палестинского Общества. Освящено подворье было уже после отъезда Смышляева из Иерусалима — 20 октября1889 года.

 


Александровское подворье

 

Другим замечательным памятником Русского Иерусалима, построенным Смышляевым, является Александровское подворье с храмом св. князя Александра Невского и Порогом Судных Врат — буквально в сотнеметров от главной святыни христианства, храма Гроба Господня.

 

Небольшой участок площадью 1429 кв. м приобретался не в один прием. 3 сентября 1859 г. в мусульманском суде Иерусалима был составлен первый ходжет — акт о продаже коптским священником Джирьисом (Георгием), поверенным коптского духовенства в Иерусалиме, русскому консулу В. И. Доргобужинову участка земли по улице Даббага. Первоначально здесь планировалось строить здание русского консульства. Но строительство было отложено по причине обилия археологических древностей.

 

Необходимые финансовые возможности для раскопок появились после создания в 1882 г. ПравославногоПалестинского Общества. Раскопки проводились под руководством архимандрита Антонина (Капустина)и известного немецкого археолога, знатока иерусалимских древностей Конрада Шика в полном соответствиис требованиями археологической науки. Результаты превзошли ожидания. 10 июня 1883 г. был открыт уникальный памятник евангельского времени — Порог Судных Врат, через которые Спаситель шел на Голгофу, а также фрагменты иерусалимской стены I в. н.э. и остатки храма Воскресения, построенного св. равноапостольным императором Константином (335 г.).

 

Открытие потребовало сооружения своеобразного архитектурного футляра над священным Порогом. Здание было заложено 11 сентября 1887 г.,а освящено 5 сентября 1891 года. Руководил строительством Д. Д. Смышляев.

 

Александровское подворье представляет собой сложный архитектурный комплекс. Его основой является здание базиликального типа (высота10 м, длина 22 м), половину которого ныне занимает храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (освящен 22 мая 1896 г.в память об императоре Александре III, основателе ИППО). Другую половину составляет археологическая зона с Порогом Судных Врат.

 

Вставали перед Уполномоченным и новые вопросы. Предлагался для покупки участок в Назарете (под строительство здания учительской семинарии), в Бет-Джале архимандрит Антонин передал Обществу основанную им школу вместе с домом и прилежащим участком и нужно было решать вопрос, за кем остается хозяйственная часть — содержание виноградников и самих построек.

 

В Иерихоне Обществу был подарен участок земли иеромонахом Иоасафом (Плехановым), где Совет ППО предписал Смышляеву «при первой возможности приступить к научным раскопкам», на что было выделено 1500 рублей. Найденные при раскопках вещи рекомендовалось —«громоздкие оставить на месте находки, мелкие перевезти в Иерусалим и поставить в особое помещение (начало нашего будущего Иерусалимского музея)».

 

Приходится удивляться, как глубоко и профессионально этот человек, 30 лет как оставивший торговые дела, входил в финансовые, юридические, инженерные, архитектурные и даже научные подробности, не боясь смелых решений.

 

К 1 января 1888 г. картина будущего Александровского подворья выглядела следующим образом: «Устроена цистерна и жилые помещения для временного отдыха паломников, ожидающих начала службы в храме Воскресения, примерно на 100 человек. Помещение для них устроенона террасе с каменной лестницей из 6 отдельных больших комнат и большой общей палаты. Здание построено из дерева и мелкого камняи оштукатурено снаружи и внутри; покрыто черепицей; вставлены рамы в окна и навешены двери; полы настланы из красных изразцовна цементе. В этих зданиях работы в наступившем году могут быть произведены в таких размерах, как позволят средства Общества».

 

При этом деятели Православного Палестинского Общества вообще отличались скромностью и бессребренничеством. Так, членам Совета даже неловко было узнать, что Смышляев по-прежнему получает всего 600 франков в месяц. На эти деньги он должен был нанимать квартиру, платитьза свой стол, а в торжественные дни, как официальному представителю Общества, устраивать приемы. С учетом чрезвычайных расходов Совет решил назначить своему Уполномоченному прибавку на представительность — 2400 франков в год, т. е. по 200 франков (менее 100 рублей)в месяц.

 

 

Возвращение на родину

 

Здоровье ухудшалось, палестинский климат отрицательно сказывался на физическоми моральном состоянии… В октябре 1888 года он подал заявление об отставке. В тот раз его уговорили остаться, предоставив до весны отпуск.

 

И все же летом Смышляев окончательно объявил о своем уходе. Председатель ИППО великий князь Сергий Александрович 6 июля 1889 г. почтил Смышляева собственноручно подписанным рескриптом. В нем говорилось: «Мне приятно выразить Вам мою глубокую признательностьза Вашу самоотверженную деятельность, и я никогда не забуду, что Вам Императорское Православное Палестинское Общество обязано было возможностью поставить на твердое основание свою сложную деятельность в Святой земле».

 

Совет ИППО постановил повесить в приемной Сергиевского подворья в Иерусалиме его портрет с надписью: «Первый уполномоченный Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме. 1885–1889 гг.».

 

Так закончилась «смышляевская эпопея». Дмитрий Дмитриевич возвратился в Пермь. Невзирая на состояние здоровья, он решил вернутьсяк краеведческим занятиям и занял должность секретаря Губернского Статистического Комитета. Смерть застала его за работой над третьим томом сборника «Пермский край». Он умер 15 ноября 1893 г. и был похоронен в родовой усыпальнице.

 

Согласно его духовному завещанию, в дар церкви была передана икона Воскресения Господня, которую он привез из Иерусалима. Икона была написана на доске от купола Кувуклии Гроба Господня, в нее вставлена подлинная частица от камня Святого Гроба. Другая святыня была завещана Смышляевым в Пермскую мужскую гимназию, которую он окончил: золотой крест с частицей Животворящего Древа, пожалованный ему Патриархом, вместе с Патриаршей грамотой. Впоследствии эта частица Креста Господня была заключена в капсулу и вставлена в икону свв. равноап. Константина и Елены, которая и теперь благоговейно хранится в семье одного из священнослужителей Пермской епархии.

 

Н. Н. Лисовой

15.04.2008  

Московская перспектива № 40 2008 г.
 

Дмитрий Дмитриевич Смышляев (1828–1893)

Известный общественный деятель, историк. Он был первым председателем губернской земской управы (1870–1879), почетным членом Палестинского Императорского общества, Уральского общества любителей естествознания, а также ряда других обществ. Кавалер многих орденов, в том числе такого редкого, как орден Гроба Господня.

Смышляев много путешествовал, написал несколько книг, на свои средства издавал краеведческий сборник «Пермский край». Из летописиВ. С. Верхоланцева узнаем, что похоронен сей «замечательный человек, известный всей России, на Новом кладбище под храмом». Склеп отцаи сына Смышляевых восстановлен в 2004 году. В честь Д. Д. Смышляева и ныне проводятся регулярные Смышляевские чтения в Пермскойобластной библиотеке имени А. М. Горького, а на здании Центральной городской библиотеки имени А. С. Пушкина (бывший дом Смышляевых, позднее Пермская городская дума) открыта мемориальная доска.

По материалам сайта Издательство «Маматов»

ВИДЕОсюжет Рифей ТВ
День памяти Смышляева в Перми, 29 ноября 2010 г.



Дом Смышляева в Перми


Дом Смышляева — особняк в историческом центре Перми, памятник архитектуры. Название получил по фамилии владельцев здания в 1842—1864 гг. — купца Дмитрия Емельянович Смышляева и его сына Дмитрия Дмитриевича Смышляева. Расположен по адресу Улица Коммунистическая, 25.

 

Этот дом был построен в 1790-е годы. Его первым владельцем был Иван Романович Жмаев — купеци городской голова Перми, а предполагаемым архитектором — Пётр Тимофеевич Васильев. Первоначально здание было одноэтажным. После смерти Жмаева в 1807 году дом унаследовала его дочь, Мария Ивановна, жившая там с мужем — пермским губернским казначеем Дмитрием Васильевичем Дягилевым.

 

При доме Жмаева был прекрасный сад и большая оранжерея, расположенная во всю длину существующего по настоящее время брандмауэра. В оранжерее были прекрасные абрикосовые и персиковые деревьяи виноградные кусты, дававшие обильные плоды. Оранжерею разделяла на две половины круглая, в виде башни с куполом, каменная двухэтажная беседка, на стенах которой были изображены ландшафты,на потолках резвящиеся нимфы и амуры. Все это сгорело в 1842 году.

 

В начале 1842 года Дмитрий Емельянович Смышляев купил этот дом у наследников Д. В. Дягилева. Но вскоре, во время пожара 14 сентября1842 года, дом был полностью уничтожен. Смышляев восстановил дом на прежнем фундаменте, надстроив второй этаж. В 1857 году, после смерти Дмитрия Емельяновича, этот дом перешёл в собственность его сына Дмитрия Дмитриевича Смышляева.

 

Впоследствии в этом Доме располагались разные учреждения и организации. С 1 января 1863 года по 1877 год — Марьинский общественный банк. С 1863 году здесь находились часть помещений Купеческого клуба (с 1882 года Общественное Собрание). После 1864 года Дмитрий Дмитриевич Смышляев продал дом казне и уехал в Палестину. Затем там находилась Пермская городская Дума. В 1876 году городская общественная библиотека впервые получила помещения на втором этаже особняка, впоследствии она расширялась, занимая в здании все новые помещения. В начале ХХ века, пермская библиотека была одной из лучших губернских библиотек России. В 1882—1885 гг. к зданию был сделан пристрой с парадным крыльцом и достроен с Петропавловской улицы третий этаж. С 1922 года уже все здание стало принадлежать областной публичной библиотеке.

 

После переезда в 1966 году библиотеки в новое здание, в этом доме открылись городская библиотека имени А. С. Пушкина и детская библиотека имени Б. С. Житкова.

Считается, что именно этот дом изображён в романе «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака как «Юрятинская городская библиотека».


Автор: Лисовой, Николай Николаевич

версия для печати