Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Скрытая конкуренция     

 

В конце данного раздела работы хотелось бы отметить несколько деталей, очень важных для понимания деятельности школ Общества.   

 

Отсутствие русских преподавателей в отдалённых районах объясняется многими причинами. Здесь не только низкое жалованье, но и конкурентная борьба, часто скрытая, за умы местного населения, постоянно ведущаяся школами разных конфессий.   

 

В архивах мало документов об этой борьбе, ибо все происходило в повседневной деревенской жизни - если так можно сказать - на очень тонких нюансах. Всё же в отчёте Общества за 1886-1887 годы[1] обращают на себя внимание в разделе «Отчёт отделения поддержания православия в Святой Земле» отрывки из писем М.С. Са­вельевой,[2] преподававшей в те годы в школе для девочек в Назарете. Следующий далее текст находится на с. 125 указанного отчёта.   

 

«Англичане собираются открыть школу, где каждой девочке за то, что она будет приходить в школу, будут платить помесячно. Можем ли мы выстоять против подобной конкуренции? Я же могу раньше сказать, что помешаю открыть им эту школу и ни одной девочки не выпущу из школы. Мне приходится за учительниц, побаиваться потому, что английская школа платит хорошо и часто учительницы, встречаясь с нашими, переманивают их к себе».   

 

Очевидно, что далеко не каждый обладал достаточной силой, чтобы выдерживать подобную скрытую борьбу в повседневной жизни изо дня в день, особенно если подобное происходило в отдалённых селениях. Немало материала по данному сюжету есть и в гораздо более позднем документе - в уже цитировавшейся «Объяснительной записке к смете по содержанию…». Описываемые факты относятся, как можно ду­мать, к 1910-1911 гг. Ссылки даются, как обычно по архиву А.А. Дмитриевского.   

 

Автор «Объяснительной записки............ » пишет (Л. 4 об. - Л. 5), что медицинская помощь в протестантских и католических учреждениях зависела от вероисповедания кли­ента (или от его добровольного желания сменить веру, если речь шла о православных). В конце «Объяснительной записки…» автор подробно пишет о бюджете французских филантропических и школьных организаций на Ближнем Востоке. Католические организации (и особенно французские) в Сирии охарактеризованы как основные противники Палестинского Общества и арабских Православных Церквей.  

 

Необходимо, когда речь идет о значении школ Палестинского Общества для араб­ского мира, подчеркнуть несколько моментов, которые обычно ускользали от иссле­дователей. Выше уже говорилось о том, что школы Общества различались между собой во многих отношениях - по количеству учеников и преподавателей, по характерис­тикам самого здания, по экономической ситуации. Школьных зданий, по настоящему пригодных для учебного процесса, с достаточным количеством помещений, было не­много. Всё это вело с самого начала к большим различиям в возможностях воздей­ствия преподавателя на учеников, а также - в возможностях учеников усваивать про­грамму. Иначе говоря, значение школ Общества в жизни арабского населения было различным.   

 

Приводившиеся несколько выше характеристики роли русских школ в формирова­нии арабской интеллигенции относятся прежде всего к учительским семинариям в Назарете и Бет-Джале. Совсем иной была судьба первой русской школы Палестин­ского Общества, открытой в 1883 году в деревне Мджель недалеко от Назарета и, видимо, закрытой на рубеже веков, ибо в доку­ментах начала ХХ-го века она уже не упоминается[3]  .   

 

Показательно описание этой школы в официальном отчёте Общества за 1888-1890 годы. «Школа помещается в маленькой комнате с одним окном и голыми стенами. Учеников - 16 - все грязные, оборванные. Впрочем, от приводящих учеников в бедном сирийском селении нельзя и требовать чистоты и порядочности в одежде, дети одеваются по средствам своих родителей, а к опрятности по их же примеру не привыкли. При всём том школа выполнит свою задачу, если укрепит детей в правилах родной веры и сохранит их от инославной пропаганды, которая уже нашла себе приют в том же селе в протестантский школе».[4]   

 

При подведении итогов школьной деятельности Палестинского Общества в Палестине, Сирии и Ливане представляется необходимым отметить несколько моментов.    

 

Учительские семинарии в Назарете и Бет-Джале обеспечивали своих выпускников хорошим по меркам того времени образованием.   

 

Выпускники учительских семинарий Палестинского Общества и после закрытия школ долгое время оставались единственным педагогами региона, обеспечивавшими преемственность образования в новых исторических условиях, после завершения первой мировой войны[5].  

 

Обычные школы Палестинского Общества обеспечивали начальным образованием жителей сельской местности региона, где – в то время – нередко не было вообще никаких школ и никакого образования.   

 

Немаловажную роль в истории школ Палестинского Общества сыграла и одна особенность российской действительности того времени. Оказывавшиеся в регионе русские педагоги были энтузиастами своего дела, что не случайно. Как писал И.Ю. Крачковский по поводу школ Общества: «в составе русских преподавателей нередко встре­чались демократически настроенные лица, особенно из воспитанников русских учительских семинарий или институтов, которые часто попадали на Восток».[6]

 

© А.Г. Грушевой

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН (Сектор Ближнего Востока)

Материал прислан автором 11 сентября 2014 г. порталу Иерусалимского отделения ИППО

 

 

Примечания

 


[1] Опубликовано – СПб. 1888.
[2] Мы, к сожалению, не знаем, кому были адресованы эти письма.
[3] По поводу этой школы см.: Седьмой Отчёт Императорского Православного Палестинского Общества за 1888-1890 годы. СПб., 1891. С. 110-114.
[4] Седьмой Отчёт Императорского Православного Палестинского Общества за 1888-1890 годы. СПб. 1891. С. 113-114.
[5] О выпускниках русских школ см. подробно - Салех Д.. Просветительская дея­тельность России в Палестине // ПС., вып. 31 (94). М., 1992. С. 138-147. См. также Махамид О. Россия и Палестина. Диалог на рубеже XIX-XX веков. СПб. 2002. С. 49-108.
[6] См. подробно: Крачковский И. Ю. Горький и арабская литература // Избран­ные сочинения. М-Л. 1956. С. 273-274.

версия для печати