Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / История / История русского присутствия в Святой Земле / Императорское Православное Палестинское Общество. История / Палестина в книжной культуре, литературе и публицистике Западной Сибири XVIII – нач. XX вв. В.В. Цысь, О.П. Цысь

Палестина в книжной культуре, литературе и публицистике   Западной Сибири XVIII – нач. XX вв.[1]   

 

Фотоальбом "Палестина и Египет". Фотографы Ф. Бонфис и Цангаки. Март 1894 г. Фотограф Филипп Бонфис работал в Святой Земле с 1886 по 1893 гг., фотограф Цангаки снимал в 1892 году. В этой галерее мы хотим вам представить многообразие Святой Земли. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Фотоальбом "Палестина и Египет". Фотографы Ф. Бонфис и Цангаки. Март 1894 г.

Фотограф Филипп Бонфис работал в Святой Земле с 1886 по 1893 гг., фотограф Цангаки снимал в 1892 году. 

 

Распространение и утверждение православия на сибирской земле в конце XVI–XIX вв. крепкими духовными узами неразрывно связало ее население с родиной христианства. Первоначально информация о святынях Палестины, ее прошлом и настоящем жители Западной Сибири могли черпать из литературных источников. К их числу следует отнести не только текст Священного Писания, но и рукописные и печатные хождения паломников, жития, повести. Например, в ходе археографических экспедиций института истории Сибирского отделения РАН, был выявлен старообрядческий рукописный сборник второй половины XVIII в., включавший значительный фрагмент текста Хождения Трифона Коробейникова в Иерусалим [1]. Популярностью пользовалась переводная драма петровской эпохи – «Повесть о царице и львице», в которой в качестве действующих лиц выступали члены семьи «палестинского царя». Сохранились также списки XVIII в. жития преподобного Мартиниана («Близ града Кесарии Палестиньския гора...»), пандекты Антиоха Палестинского, рассказывавшие, в том числе, о нашествии персов на Святую землю в 614 г., Слово о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим и др.

 

В XIX в. в церковных и школьных библиотеках Западной Сибири можно было встретить такие издания как «Философическая история иудеев со времени упадка племени Маккавеев до наших времен» Ж.Б. Капефига [2], «Путешествия русских людей в чужие земли» И.П. Сахарова [3] (здесь, в частности, сообщалось о хождении игумена Даниила в Палестину в начале XII века).

 

Все эти сочинения рассказывали или о далеком прошлом Святой земли, или же Палестина выступала лишь общим фоном, на котором развертывались поучительные для читателя или слушателя события. Современная Палестина, с ее непростой политической и конфессиональной ситуацией оказывалась заслоненной мифологизированным образом, восходящим к библейским преданиям.

 

В духовных учебных заведениях сведения из истории Палестины первоначально можно было получить при изучении трудов отцов церкви, собственно текста Священного Писания или же его изложения, например, на основе книги «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» И. Гибнера.

 

Совершившиеся в первой половине XIX столетия преобразования духовно-учебных заведений, нашедшие отражение в Уставе 1808 г., «Правилах» 1840 г., дали возможность семинаристам более обстоятельно знакомиться с историей, географией, этнографией Святой земли на основе современных научных данных. Так, «Правила о преобразовании учебной части» рекомендовали ввести новый предмет в среднем отделении – церковно-библейскую историю.

 

Наглядным примером того, как раскрывалась перед учащимися тема Святой земли, могут послужить конспекты, составленные известным историком церкви, преподавателем Тобольской духовной семинарии (в 1838–1848 гг.), Омского кадетского корпуса (с 1848 г.) протоиереем А.И. Сулоцким (1812–1884 гг.) [4]. Особый интерес представляют неопубликованные и не введенные доныне в научный оборот рукописи А.И. Сулоцкого: «Библейская история израильского народа», «Библейская история Палестины», сохранившиеся в фондах Государственного учреждения Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» [5].

 

Рукопись «Библейская история израильского народа» представляет собой большую тетрадь, содержащую 152 ненумерованных листа. Предположительно текст можно датировать началом 40-х гг. XIX века. Сочинение, разделенное на 50 параграфов, включает не только описание Палестины и близлежащих стран (Египта, древней Колхиды, Месопотамии, Аравии), но и состояние общественной и семейной жизни их «древних обитателей». А.И. Сулоцкий проводит филологический разбор древнееврейских топонимов, этнонимов, соотносит их смысл с греческими переводами, во многих местах дает ссылки на сочинения светских писателей древнего и нового времени (Иосифа Флавия, Тацита, Иустина Философа, Страбона, Плиния, Г. Лейбница, Е. Робинсона и др.) [6]. «Библейская история Палестины», написанная на 82 листах, освещает вопросы библейской географии в трех главах, разделенных в общей сложности на 31 параграф [7].

 

Текст Священного Писания, соотнесенный в трудах А.И. Сулоцкого с античными и современными источниками и исследованиями, давал возможность учащимся Тобольской духовной семинарии детально ознакомиться с историческими, географическими, природно-климатическими, этнографическими условиями, в которых разворачивались события, нашедшие отражение на страницах Ветхого и Нового Заветов.

 

С распространением во второй половине XIX в. книготорговли и книгоиздания в широкой продаже появляются научно-популярные книги, где раскрывались связанные с Палестиной сюжеты. Важным источником в этом отношении является опубликованный в 1890 г. «Каталог книг Публичной библиотеки П.И. Макушина в Томске» [8]. Среди 5745 названий книг первой в Сибири общедоступной библиотеки нашлось место и небольшой части работ, посвященных Святой земле. Их можно разделить на следующие основные группы: 1) Издания по всемирной истории или географии [9] и др. 2) Труды богословского содержания, по истории раннего христианства [10]. 3) Редкие произведения, как русских, так и зарубежных паломников и путешественников в Палестину [11].

 

Таким образом, на протяжении нескольких столетий представления о Палестине жители Западной Сибири черпали почти исключительно из ветхозаветных и евангельских сказаний, а со второй половины XIX века – из немногочисленных научных и научно-популярных изданий.

 

Ситуация начинает меняться с момента создания местных отделов Императорского Православного Палестинского общества (ИППО): Томского (с 1894 г.) и Тобольского (с 1897 г.). Одной из важных задач, намеченных уставом ИППО, явилась популяризация знаний о Святой земле, привлечение внимания к православному паломничеству на родину Спасителя, помощь единоверцам Палестины. Ее достижение было невозможно без широкого распространения различного рода изданий ИППО: брошюр, листков, репродукций с видами основных достопримечательностей Иерусалима и его окрестностей и др.

 

Число бесплатно раздаваемой на организованных местными отделами чтениях литературы колебалось от 5 тыс. шт. в 1899–1900 отчетном году (от. г. – начинался с 1 марта) до 63 тыс. шт. в 1903–1904 от. г. в Томской епархии [12] и до 26 тыс. шт. в 1902–1903 от. г. в Тобольской епархии [13]. Преобладали листки с репродукциями фотографий Святой земли, тексты религиозно-нравственного и поучительного содержания, недорогие брошюры. Среди них можно отметить рекламный буклет в стихах «На берегу Галилейского моря. (Из моих Палестинских впечатлений)» К. Патина, листки «Русские подворья в Иерусалиме», «Больница на русских постройках в Иерусалиме», «Геннисаретское озеро», «Голгофа» [14] и т. п. С начала ХХ в. выпуск подобного рода изданий был налажен в Тобольске в типографии Братства св. вмч. Дмитрия Солунского.

 

В последние годы XIX в. при архиерейском доме в Томске формируется подборка книг на палестинскую тематику, которой могли свободно пользоваться все члены общества не только для личных нужд, но и для подготовки чтений для народа.

 

Следует отметить, что Западно-Сибирские отделы не имели возможность наладить выпуск собственной литературы, ограничившись распространением присланных из Москвы и Санкт-Петербурга изданий, посвященных Святой земле. Тем не менее, некоторые сотрудники отделов, как правило – преподаватели духовных учебных заведений, представители томской и тобольской интеллигенции – сами становятся авторами подобного рода литературы.

 

В частности, можно указать на брошюру делопроизводителя Томского отдела ИППО (с 1897 г.), кандидата богословия, смотрителя Томского духовного училища (с 1893 г.), ректора Томской духовной семинарии (с 1912 г.), протоиерея А.М. Курочкина, выпущенную в серии «Чтения о Святой земле» [15]. Эта научно-популярная работа представляет собой краткий обзор истории православия в Палестине и деятельности ИППО. Автор не ограничивается историческими экскурсами, а считает возможным выступить и с антизападными политическими заявлениями [16].

 

В новой брошюре А.М. Курочкина, изданной двумя годами позднее, речь шла о значении Святой земли для православного человека, о той помощи, которую оказывает ИППО русским паломникам в Палестине [17].

 

Еще одно издание из этой же серии принадлежало перу преподавателя Томского духовного училища А.И. Левочского [18]. Автор в мрачных красках описал деятельность «иностранных совратителей» в Святой земле, под которыми подразумевались католические и протестантские миссионеры, обратил внимание на бедственной положение православных арабов.

 

Не остался в стороне от популяризации идей ИППО и Томский преосвященный Макарий (Невский), кратко изложивший историю взаимоотношений России и Палестины, начиная со времен Древней Руси [19].

 

В дальнейшем различного рода общедоступные рассказы о современном положении Святой земли и деятельности ИППО стали регулярно появляться на страницах Тобольских и Томских епархиальных ведомостей [20]. Указанные выше сочинения носили, преимущественно, вторичный характер, не претендовали на переосмысление роли и места Святой земли в судьбах русского народа и России. Стиль изложения и содержание были рассчитаны на использование их в качестве пособий для подготовки к проведению Палестинских чтений.

 

К оригинальным работам следует отнести рассказы паломников о путешествии в Палестину. Необходимо отметить, что начиная с 80-х гг. XIX в. число сибиряков, посещавших Святую землю непрерывно возрастало, достигая нескольких десятков человек в год. Авторами статей или небольших заметок о Палестине выступали представители белого духовенства. В частности, большой интерес имеет работа Туринского священника И.А. Селихова, рассказывающая о посещении Иерусалима в 1906 году [21]. Она написана в форме дневника, на страницах которого автор по-детски непосредственно делился впечатлениями о невиданных ранее местах и чудесах природы, исторических памятниках, христианских святынях. Некоторые бытовые подробности жизни на русских подворьях в Иерусалиме приводятся в статье священника с. Омутинское, Ялуторовского уезда Тобольской губернии В.М. Федюшина [22]. Характер путевых заметок носят «Письма из Иерусалима» бывшего преподавателя Тобольской духовной семинарии В.И. Протопопова [23].

 

Образ Палестины в трактовке сотрудников Западно-Сибирских отделов ИППО хотя и претерпевал определенную эволюцию, но в целом включал несколько стабильных элементов. Во-первых, перед слушателями представала исконно православная земля, жители которой нуждаются в помощи единоверцев из России. Во-вторых, Палестина рассматривалась как «духовная родина» христианина, чьи горы, реки, озера, селения неразрывно связаны с земной жизнью Спасителя, напоминают о различных событиях, зафиксированных в Священном писании. В-третьих, «бескорыстная» деятельность русских в Святой земле противопоставлялась алчным устремлениям западных стран.

 

Кадровый потенциал образовательных учреждений Западно-Сибирских губерний был недостаточен для того, чтобы поставить изучение Палестины на научную основу. Тем не менее, в результате просветительской деятельности Императорского Православного Палестинского общества из полулегендарной страны, известной по текстам Священного писания, Палестина превращалась в реальный географический объект, населенный живыми людьми, вполне доступный для посещения.  

 

© Цысь В.В., Цысь О.П.

ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»

г. Нижневартовск

УДК 93/94

Материал прислан авторами 31 января 2015 г.

Литература

 

  1. Рукописи XVI–XX вв. и книги кириллической печати из собрания Института истории СО РАН. (Сост.: Н.Д. Зольникова, А.И. Мальцев, Т.В. Панич, Л.В. Титова). Новосибирск, 2010. С. 141. 
  2. Опись книг Обдорской Петропавловской церкви Березовского уезда // Книжные сокровища Югры: Рукописные и старопечатные книги из собраний города Ханты-Мансийска. Екатеринбург, 2003. С. 444. 
  3. Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске (далее – ГУТО ГА в г. Тобольске). Ф. И-5. Оп. 1. Д. 6. Л. 11, 14об. 
  4. Протоиерей Александр Иванович Сулоцкий. (Некролог) // Тобольские епархиальные ведомости (далее – ТЕВ). 1884. № 10. С. 220; Сулоцкий А.И. Авторская исповедь // ТЕВ. 1884. № 10. С. 223. 
  5. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-144. Оп. 1. Д. 73, 80. 
  6. Там же. Д.  80. Л. 92об; 94об–96об; 118об; 127об–130 и др. 
  7. Там же. Д. 73. Л. 19–82. 
  8. Каталог книг Публичной библиотеки П.И. Макушина в Томске. Томск: Типография Михайлова и Макушина, 1890. 164 с. 
  9. Реклю Ж.Э. Земля и люди. Всеобщая география. В 10 тт. СПБ., 1878–1889; Грубе А.В. Географические очерки и картины. Вып. 5. Константинополь. Иерусалим. Сахара. Египет. М., 1861–1863; Фарар Ф. Жизнь Иисуса Христа. М., 1876. 
  10. Богословский М. Священная история ветхого завета. М., 1882; Он же. Священная история нового завета. СПб., 1866; Ренан Ж.Э. Разорение Иерусалима. М., 1886; Сегаль Б. История еврейского народа в библейский период. Варшава, 1869 и др. 
  11. Диксон В. Святая земля. СПб, 1869. 324 с.; Каминский В.К. Воспоминания поклонника св. гроба. СПб., 1859. Ч. 1–2. 699 с. 
  12. Томские епархиальные ведомости. 1899. № 7. С. 32; Сибирская жизнь. 1904. 23 марта. 
  13. Курочкин А.М. Православие в Святой Земле и деятельность Императорского Православного Палестинского Общества для его поддержания. СПб, 1899. 23 с. 
  14. Российский государственный исторический архив. Ф. 797. Оп. 96. Д. 239. Л. 4–5; Отчет о деятельности Тобольского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1911–1912 г. // Тобольские епархиальные ведомости. 1912. № 8. С. 2. 
  15. Курочкин А.М. Православие в Святой Земле и деятельность Императорского Православного Палестинского Общества для его поддержания. СПб., 1899. 23 с. 
  16. Там же. [Электронный ресурс]: http://www.ippo.ru/istoriya-ippo/pravoslavie-v-svyatoy-zemle-i-deyateljnostj-imperatorskogo-pravoslavnogo-palestinskogo-obschestva-dlya-ego-podderzhaniya.html (дата обращения: 21.03.2014). Курочкин А.М. Беседа о деле, совершаемом в Святой Земле Императорским Православным Палестинским Обществом. СПб., 1901. 23 с. 
  17. Левочский А.И. Инославные в Святой Земле. СПб., 1896. 19 с. 
  18. Беседа о Святой Земле и Императорском Православном Палестинском Обществе Преосвященного Макария Епископа Томского и Барнаульского. СПб.,  1899. 16 с. 
  19. Матвеев Д., свящ., Инспектор Семинарии. Галилея и ее святыни // ТЕВ. 1903. № 6. Отдел неофиц. С. 140–157; № 7. Отдел неофиц. С. 165–168; Гусев К., священник. Селение Еммаус и священные воспоминания, соединенные с ним // ТЕВ. 1906. № 7. Отдел неофиц. С. 128–130; № 8. Отдел неофиц. С. 149–153; Гусев К., священник. Паломничество в Святую Землю и его причины // ТЕВ. 1910. № 15. Отдел неофиц. С. 353–357; № 16. Отдел неофиц. С. 379–385 и др. 
  20. Туринский свящ. С-л-х-в. О паломническом странствовании моем на ближний Восток в Турции // ТЕВ. 1906. № 16. Отдел неофиц. С. 422–425; № 20. С. 527–531; 1907. № 2. Отдел неофиц. С. 28–34; № 7. Отдел неофиц. С. 198–202;  № 13. С. 373–380; № 17. Отдел неофиц. С. 493–501; 1908. № 12. Отдел неофиц. С. 214–215; № 16. Отдел неофиц. С. 302–306; 1909. № 7. Отдел неофиц. С. 177–184; № 12. Отдел неофиц. С. 296–303; № 13. Отдел неофиц. С. 339–343; № 17. Отдел неофиц. С. 460–463. 
  21. Федюшин В. Из дневника священника-паломника // ТЕВ. 1902. № 7. Отдел неофиц. С. 72–73. 
  22. Протопопов В.И. Письма из Иерусалима // ТЕВ. 1911. № 5. Отдел неофиц. С. 95–100; № 6. Отдел неофиц. С. 114–123; № 10. Отдел неофиц. С. 193–200; № 11. Отдел неофиц. С. 232–236.   

 

Literature    

 

1. XVI–XX centuries manuscripts and Cyrillic script books from the Collection of the Institute of History at the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Compliers.: N.D. Zol’nikova, A.I. Maltsev, T.V. Panich, L.V. Titova). Novosibirsk 2010. p. 141.

2. Inventory of  books from the St. Peter and St. Paul’s Church in Obdorsk of  the Berezov Uyezd // Treasure books of Yugra: manuscripts and early-printed books from the collection of the city of Khanty-Mansiysk [Knizhnyie sokrovischa Yugry: Rukopisnyie i staropechatnyie knigi iz sobraniy goroda Hanty-Mansiyska]. Yekaterinburg, 2003. p. 444.

3. State Institution of Tyumen Oblast’ “Tobolsk State Archives” (hereinafter – SITO TSA). History Fonds-5. Inventory 1. File 6. Leaf. 11, 14 verso.

4. Archpriest Aleksandr Ivanovich Sulotskiy (Obituary) // Tobolskie Eparchialnye vedomosti (hereinafter – TEV). 1884. № 10. p. 220; Sulotskiy A.I. The author’s confession // TEV. 1884. № 10. p. 223.

5. SITO TSA. History Fonds – 144. Inventory 1. File 73, 80.

6. ib. File  80. Leaf 92 verso; 94 verso–96 verso; 118 verso; 127 verso–130 and others.

7. ib. File. 73. Leaf 19–82.

8. Book catalogue of the Public Library founded by P.I. Makushkin in Tomsk. Tomsk: Mikhailov and Makishkin’s printing house, 1890. 164 p.

9. Recluse J.E. The Earth and its Inhabitants. The Universal Geography. In 10 volumes [Zemlya i lyudi. Vseobschaya geografiya. V 10 tt.]. SPb., 1878–1889; Grube A.V. Geographical sketches and paintings. No 5. Constantinople. Jerusalem. Sahara. Egypt [Geograficheskie ocherki i kartiny. Vyp. 5. Konstantinopl’, Iyerusalim. Sahara. Egipet]. M., 1861–1863; Farrar F. The Life of Christ. M., 1876.

10. Bogoslovskiy M. The Old Testament History [Svyaschennaya istoriya vethogo zaveta]. M., 1882; ib. The New Testament History [Svyaschennaya istoriya novogo zaveta]. SPb., 1866; Renan J.E. Destruction of Jerusalem [Razorenie Ierusalima], M., 1886; Segal’ B. History of Jewish people during the Biblical time [Istoria evreyskogo naroda v bibleyskiy period]. Warsaw, 1869 and others.

11. Dixon V. The Holy Land, Saint Petersburg, 1869. 324 p.; Kaminskiy V.K. Memoirs of the worshipper of the Holy Sepulcher [Vospominaniya poklonnika sv. groba], SPb., 1859. P. 1–2. 699 p.

12. Tomskie Eparchialnye vedomosti. 1899. № 7. p. 32; Siberian Life [Sibirskaya zhizn’]. 1904. March 23.

13. TEV. 1903. № 7. p. 104.

14. Report on the actions carried out by the Tobolsk Branch of the Imperial Orthodox Palestine Society between 1911 and 1912 // TEV. 1912. № 8. p. 2.

15. Kurochkin A.M. Orhodoxy in the Holy Land and actions carried out by the Imperial Orthodox Palestine Society to ensure its sustainability. Saint Petersburg: V. Kirshbaum’s Printing Office, 1899. 23 p. 

16. ib. [Electronic resource]: http://www.ippo.ru/istoriya-ippo/pravoslavie-v-svyatoy-zemle-i-deyateljnostj-imperatorskogo-pravoslavnogo-palestinskogo-obschestva-dlya-ego-podderzhaniya.html (the webpage was accessed on 21.03.2014)

17. Kurochkin A.M. Conversations about the deeds of the Imperial Orthodox Palestine Society in the Holy Land [Beseda o dele, sovershaemom v Svyatoy Zemle Imperatorskim Pravoslavnym Palestinskim Obschestvom]. Saint Petersburg: V. Kirshbaum’s Printing Office, 1901. 23 p.

18. Levochskiy A.I. Non-Orthodox Christians of the Holy Land [Inoslavniye v Svyatoy Zemle]. SPb: V. Kirshbaum’s Printing Office, 1896, 19 p.

19. Observation made by Eminent Makariy, the Bishop of Tomsk and Barnaul on the Imperial Orthodox Palestine Society and the Holy Land [Beseda o Svyatoy Zemle i Imperatorskom Pravoslavnom Palestinskom Obschestve]. Saint Petersburg: V. Kirshbaum’s Printing Office, 1899. 16 p.

20. Matveiev D., priest, Inspector of Seminary. Holy Sites around the Sea of Galilee [Galileya i yejo svyatyni] // TEV. 1903. № 6. Unofficial unit,  p. 140–157; № 7. Unofficial unit, p. 165–168; Gusev K., priest. The memories of the city of Emmaus [Seleniye Emmaus i svyaschenniye vospominaniya soedinenniye s nim] // TEV. 1906. № 7. Unofficial unit, p. 128–130; № 8. Unofficial unit, p. 149–153; Gusev K., priest. Pilgrimages to the Holy Land and their reasons [Palomnichestvo v Svyatuyu Zemplyu i yego prichiny] // TEV. 1910. № 15. Unofficial unit, p. 353–357; № 16. Unofficial unit, p. 379–385 and others.

21. Turinsky priest Selikhov. On my pilgrimage to the Middle East, Turkey [O palomnicheskom stranstvovanii moyom na Blizhniy Vostok v Turtsii] // TEV. 1906. № 16. Unofficial unit, p. 422–425; № 20. p. 527–531; 1907. № 2 Unofficial unit, p. 28–34; № 7. Unofficial unit, p. 198–202;  № 13. p. 373–380; № 17. Unofficial unit, p. 493–501; 1908. № 12. Unofficial unit, p. 214–215; № 16. Unofficial unit. р. 302–306; 1909. № 7. Unofficial unit, p. 177–184; № 12. Unofficial unit. p. 296–303; № 13. Unofficial unit, p. 339–343; № 17. Unofficial unit, p. 460–463.

22. Fedyushin V. The Diary of a pilgrim priest [Iz dnevnika svyaschennika-palomnika] // TEV. 1902. № 7.  Unofficial unit, p. 72–73.

23. Protopopov V.I. Letters from Jerusalem [Pis’ma iz Iyerusalima] // TEV. 1911. № 5. Unofficial unit, p. 95–100; № 6. Unofficial unit, p. 114–123; № 10. Unofficial unit, p. 193–200; № 11. Unofficial unit, p. 232–236.  



[1] Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-61-01001

 


Авторы: Цысь Валерий Валентинович, Цысь, Ольга Петровна

версия для печати