Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / История / Деятельность ИППО в Святой Земле / Строительство в Палестине. Александровское подворье. Храм во имя Марии Магдалины в Гефсимании. Сергиевское подворье. Николаевское подворье. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Мжделе. Церковь Георгия Победоносца в Кане Галилейской. Н.Н. Лисовой

РУССКОЕ ДУХОВНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ И НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX В.

(Отрывок из книги)

 

Глава 7.

Императорское Православное Палестинское Общество (1882-1917)

 

7.6. Строительство в Палестине 

 
     Хронологически первым в раду проектов ИППО в Иерусалиме было Александровское подворье. Еще в 1859 г. первым российским консулом В. И. Доргобужиновым в непосредственной близости от храма Гроба Господня был приобретен у коптского священника участок земли, на котором предполагалось построить здание консульства. Но строительство было отложено, а потом и вовсе отменено: консульский дом был воздвигнут позже на Русских Постройках. Причиной стало обилие археологиче­ских древностей на приобретенном участке. Уже первые археологические разведки, сделанные известными археологами — французом графом М. Вогюэ (1864 г.) и анг­личанином К. В. Вильсоном (1865 г.), — позволили судить о чрезвычайной ценности сохранившихся остатков древности и тем самым — о необходимости систематиче­ских раскопок, на которые у Палестинского Комитета (а тем более позже у Пале­стинской Комиссии) не было средств.
 
     Ситуация изменилась с возникновением в мае 1882 г. Православного Палестин­ского Общества. Раскопки на Русском месте стали первым масштабным русским на­учно-исследовательским проектом в Палестине. Их результатом стало открытие Порога Судных Врат, через которые Христос шел на Голгофу (подробнее см. ни­же). Вскоре встал вопрос о строительстве над местом раскопок соответствующего архитектурного «футляра». Но вопрос о нем затягивался в связи с тем, что у турец­ких властей, а более всего в Иерусалимской Патриархии, крепли подозрения, что русские собираются построить в непосредственной близости от храма Гроба Гос­подня собственную большую церковь. Наконец, 13 сентября 1887 г. председатель ППО великий князь Сергий Александрович получает поздравительную телеграмму: „Первый камень на Раскопках торжественно положен сегодня при большом стече­нии народа и при всеобщем энтузиазме. Нижеподписавшиеся члены Общества и паломники, радуясь достопамятному событию, почтительно поздравляют Ваше Императорское Высочество». Телеграмма подписана консулом Д. II. Бухаровым, архимандритом Антонином, уполномоченным ИППО и Иерусалиме Д.Д.Смышляевым, консульским агентом в Яффе В. II. Тимофеевым, архитектором Г. Франгиа и други­ми присутствовавшими на церемонии членами Палестинского Общества.
 
     Завершение проекта потребовало трех лет. Новое подворье, именовавшееся первоначально «Русский Дом», было освящено в день тезоименитства великой княгини Елизаветы Федоровны 5 сентябри 1891 г. (94). Внутри подворья была уже практически подготовлена к освящению церковь с иконостасом и размещенными в нем икона­ми, поскольку еще годом раньше, и сентябре 1890 г., ожидали прибытия и Иеруса­лим наследника-цесаревича Николая Александровича, но приезд его, как было уже сказано, не состоялся, а Патриарх Иерусалимский всяческии затруднял и оттягивал открытие нового русского храма.
 
     Церковь во имя снятого Александра Невского над Порогом Судных Врат была освящена, в результате совместных усилий Сергия Александровича и русских дипло­матов, лишь через шесть лет — 22 мня 1896 г. — и память почившего к тому времени императора Александр» III — создателя Императорского Православного Палестин­ского Общества.
 
     Уполномоченный ИППО в Иерусалиме Н.Г.Михайлов сообщал об этом знаменательном событии в своем донесении великому князю: «С рассветом 22-го мая все ниши подворья, больница, здания Духовной Миссии и Русский Дом близ Гро­ба Господня украшены были флагами и транспарантами с вензелями Их Импера­торских Величеств и Вашего Императорского Высочества с Августейшей супру­гой. Ровно в 6 утра с колокольни Воскресенского храма раздался торжественный звон. Через несколько минут Патриарх, сопровождаемый греческим духовенством и управляющим нашим Генеральным Консульством, с 8 русскими и греческими кавасами во главе шествия, вошел и Русский Дом и тотчас же начал освящение церкви» (95).
 
     Следующим памятником в Иерусалиме, снизанным с деятельностью ИППО и его председателей, является нарядный семиглавый храм во имя Марии Магдалины в Гефсимании. Храм построен в типичном дли царствования Александра III ново­русском стиле. Характерные московские маковки и кокошники делают его не только одним из выразительнейших памятников Русской Палестины, но и своеоб­разным архитектурным символом современного Иерусалима.
 
     ...Во время пребывания в Иерусалиме мел и к их князей Сергии и Павла Александровичей и Константина Константиновичи (в мае 1881 г.) архимандрит Антонин подсказал братьям идею соорудить храм в память об их матери императрице Марии Александровне (1824-1880), указав в качестве наиболее удачного места для постройки верхнюю чисть Гефсиманского сада на склоне Елеона. Осенью 1882 г. после долгих сложностей с покупкой место было приобретено ни имя генерального консула в Иерусалиме Н.Ф. Кожевникова Два года спустя в Иерусалим командируется В.Н.Хитрово для решения организационных вопросов по строительству храма. Одновременно рескриптом на имя архимандрита Антонина великий Сергий Александрович просит его принять на себя главное руководство и наблю­дение за постройкой церкви (96).
 
     Автором проекта был замечательный русский архитектор Давид Иванович Гримм (1823-1898). Яркий представитель славного в анналах российской интел­лигенции сословия «русских немцев», Давид Иванович всю свою творческую жизнь посвятил своей второй родине, России, русскому церковному зодчеству. По окон­чании Академии художеств, где он стал затем и академиком и профессором, он много ездил по странам бывшего «Византийского содружества», специализируясь на изучении церковных памятников Закавказья. По его проектам — под личным его руководством или по письменным указаниям — сооружены храмы в память 900-летия Крещения Руси в Херсонесе, под Севастополем, в память покорения Кавказа — в Тиф­лисе; целый ряд русских зарубежных (посольских и «курортных») церквей — в Женеве, Копенгагене, Ницце. За церковь Марии Магдалины в Гефсимании Д. И. Гримм по­лучил должность ректора архитектуры в Академии художеств (97).
 
     Закладка храма состоялась 21 января 1885 г. В закладной надписи было сказано: «Сей священный храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины зало­жен по воле благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Августейших Его братьев великих князей Владимира, Алексея, Сергия и Павла Александровичей в память в Бозе почившей родительницы их благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны» (98). 3 июня 1885 г. Антонин теле­граммой извещает помощника Председателя ППО М. П. Степанова: «Plan poloutchen gotow trouditsia". Смета строительства, оцененная иерусалимским архитектором и ар­хеологом К. Шиком (ему первоначально хотели поручить строительство) в 443 тыс. франков, была признана слишком большой. 7 февраля 1886 г. Степанов сообщает Ан­тонину о том, что разрешено строить, исходя из сметы в 100 тыс. рублей. Шик отка­зывается. Телеграмма Сергия Александровича М. П. Степанову от 20 марта 1886 г.: «Очень досадно. Не знаю, что предпринять. Сергей» (100). На другой день архимандрит Антонин телеграфирует в Петербург В. Н. Хитрово о том, что следует поручить строи­тельство молодому иерусалимскому архитектору Георгию Франгья: «Franguias тоже находит мало 100 тысяч, но берется построить без пола, крестов, дерева, металла. Надо согласиться и спешить делом. Антонин» (101). В письме Антонину от 5 апреля 1886 г. М. П. Степанов цитирует письмо Сергия Александровича из Ливадии: «Прихожу к за­ключению, что постройку Гефсиманской церкви следует поручить архитектору Фран­гья, если о.Антонин за него ручается. Пускай строит за 100 тыс. рублей, а там будет видно, как поступить: главное, чтобы строили и чтобы отец архимандрит не отказался следить внимательно за этим делом» (102). И уже в мае консул Д. Н. Бухаров доносит тому же М.П.Степанову для передачи великому князю: «На чудном месте воздвигается памятник, достойный царской семьи и славы России. Каждый месяц будете получать графический отчет о ходе работ. Католики раздирают на себе ризы от досады» (103).
 
     Храм был построен за три года. Его сооружение и украшение обошлось не в 100 тыс. рублей, как первоначально предполагалось, а в сумму, ровно в два раза большую. Император пожертвовал на строительство 100 тыс. рублей, каждый из че­тырех его братьев - по 15тыс. рублей, сестра, великая княгиня Мария Александ­ровна, герцогиня Эдинбургская, - 5 тыс. рублей. Среди жертвователей и лиц, при­нимавших участие в изготовлении убранства церкви, - на первом месте великая княгиня Елизавета Федоровна: она собственноручно вышила ковер перед жертвенником. Главным украшением храма является иконостас белого мрамора с темной бронзой, иконы для которого были написаны известным художником В. П. Вере­щагиным. Большие панно на каждой из четырех стен работы С. Иванова (не фрески, а живопись по холсту, прикрепленному затем к стене) отражают основные эпизоды из жизни Магдалины.
 
     Для участия в торжественном освящении, состоявшемся в праздник Покрова Божией Матери, 1 октября 1888 года, великий князь Сергий Александрович с Елиза­ветой Федоровной и братом Павлом Александровичем совершают новое паломничество в Иерусалим (для братьев — уже второе). Программа путешествия включала посеще­ние многих достопримечательностей и святых мест Восточного Средиземноморья 1М. Помимо Константинополя, где паломникам был оказан самый почетный прием, они посетили Смирну, развалины Ефеса, Бейрут, Баальбек, Дамаск, Хайфу, Наза­рет, Кану Галилейскую и Фавор.
 
     29 сентября в седьмом часу утра крейсер «Кострома» бросил якорь у Яффы. Сойдя на берег, великие князья направились по шоссе к Святому Граду. Как сооб­щал официальный «Правительственный Вестник», «в предместьях Иерусалима толпы народа ожидали приезда Их Высочеств и бегом бросились сопровождать Их экипаж; дома консульств были разукрашены флагами; две триумфальные арки бы­ли сооружены на пути следования, из коих одна против построек Палестинского Общества; улица, вдоль стен русских казенных построек, была красиво убрана флагами, гирляндами цветов и вензелями; на стенах теснились русские обыватели Св. Града и паломники; раздалось русское «ура». Из храма Св. Троицы, находяще­гося посреди Русских Построек, доносился трезвон колоколов. У Яффских ворот Иерусалима стоял турецкий батальон с музыкою на правом фланге. Их Высочества оставили экипажи и ровно в 4 часа дня вступили в Св. Град, причем со стен башни царя Давида был сделан салют из орудий.
 
     От Яффских ворот Их Высочества направились пешком к храму Св. Гроба Гос­подня. Открывали шествие 30 кавасов с серебряными булавами, за ними шли великие князья, великая княгиня, свита, русское консульство и власти; батальон сопровож­дал шествие по сторонам шпалерами» (105).
 
     Главные торжества происходили непосредственно в храме Марии Магдалины. «По пути следования Их Высочеств, от дома русского консульства до церкви, стояли турецкие солдаты; конный конвой следовал за экипажем великих князей, а у ворот церковной ограды стоял почетный караул с музыкой, которая, при приближении Их Высочеств, заиграла русский гимн. По выходе из экипажа у ворот, Их Высоче­ства направились пешком к церкви, при звоне колоколов вновь построенной церкви и русской церкви Вознесения, построенной о. Архимандритом Антонином на вер­шине Елеонской горы; на площадке, против храма, были выстроены матросы, в чис­ле 90 человек, с клипера «Забияка» и крейсера «Кострома», с офицерами на правом фланге. На той же площадке собрались приглашенные: губернатор Иерусалима Реуф-паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульство и слишком 150 человек русских паломников. Сергий Александрович поздоровался с командою, обошел Фронт, и затем Их Высочества поднялись по лестнице в церковь, в дверях которой были встречены Блаженнейшим Никодимом с двумя архиереями и нашей Духов­ною Миссиею в облачении. Когда Их Высочества вступили в церковь, Патриарх поднял с аналоя св. мощи, после чего начался крестный ход кругом наружных стен храма. Вел. князья и вел. княгиня, а за ними и все присутствующие последов крестным ходом. Открывали и замыкали шествие по 10 матросов, а прочие матросы шли по сторонам духовенства шпалерами. Перед входными вратами храма, которые закрыли тотчас по выходе из церкви крестного хода, Патриарх прочитал установленное Евангелие. После третьего обхода врата растворились, и духовенство, а за ним и Их Высочества вступили в храм. Началось освящение по чину, согласно православному уставу, причем молитвы Патриарх читал по-славянски.  При положении св. мощей в ковчег, Патриарх троекратно провозгласил вечную память Императрице Марии Александровне; хор пропел вечную память, и все присутствовавшие опустились на колени. Минута была торжественная и в высшей степени трогательная. (106)
 
     ...Паломничество в Святую Землю стало одним из важнейших моментов в созревании решения Елизаветы Федоровны о переходе в православие. Для убежденной немки-лютеранки из верующей протестантской семьи, имевшей право по русским законам оставаться в своем исповедании, это было сознательным и очень непростым шагом. 5 января 1891 г. она пишет наследнику цесаревичу Николаю Александровичу (будущему государю Николаю II): «Я наконец решила присоединиться к вашей религии и хочу сделать это к Пасхе, чтобы иметь возможность причаститься на Страстной неделе. Это великий шаг, т.к. для меня начнется новая жизнь, однако я верю, что Господь благословит такое решение» (107). И двумя месяцами позже: «Суббота перед Вербным воскресением будет для меня великим днем. В нашей маленькой церкви эта служба пройдет очень тихо, а после Пасхи мы уедем в Москву» (великий князь Сергий Александрович уже назначен генерал-губернатором Москвы)108. 13 апре­ля 1891 г. принцесса Элла стала православной.
 
     История имела любопытное продолжение. В 1932 г. две подруги-шотландки, Б.Робинсон и А. Спрот, приехали в Иерусалим на поклонение святым местам, приняли православие, а вскоре затем и монашество и учредили на свои средства новую женскую монашескую общину. Первоначально она располагалась в Вифании — на русском участке, напротив греческого монастыря Марфы и Марии, приобретенном в 1909 г. начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Леонидом (Сенцовым) т, а затем была переведена в Гефсиманию, где и был, при храме Марии Магдалины, создан доныне существующий русский женский монастырь (в юрис­дикции РПЦЗ). Основанная ими в Вифании русская православная школа для дево­чек-арабок сегодня единственная русская школа в Палестине, последняя хранитель­ница просветительных традиций Императорского Православного Палестинского Общества.
 
Скажем кратко о других памятниках Русской Палестины.
 
     Прежде всего, это упомянутое уже выше Сергиевское подворье в Иерусалиме. Еще в 1885 г., когда стало ясно, что Русские Постройки, воздвигнутые Палестинским Комитетом в начале 1860-х гг., не вмещают уже растущего числа паломников, Палестинское Общество ставит вопрос о строительстве дополнительного, нового подворья.
 
     Первоначально планировалось строить новое здание на территории Старых построек (т.е. участка, застроенного в 1860-1864гг.). Но в мае 1886г. уполномо­ченному Общества в Иерусалиме Д. Д. Смышляеву удалось приобрести по соседст­ву с Русскими Постройками новый участок, на котором и было решено начать строительство. Закладка фундамента состоялась 29 октября 1886 г. Строительными работами руководил городской; работами руководил городской архитектор Иерусалима православный араб Георгий Франгья. Общая сумма, в которую обошлось Палестинскому Обществу строительство, составила 328 тыс. франков. (110)
 
Самым поздним в ряду Иерусалимских проектов является Николаевское подворье, названное так в память о последнем российском самодержце. Договор на проектирование с петербургским архитектором А.Е.Элкиным был заключен в 1902 г., закладка здания состоялась 5 сентября 1903 г. (в день тезоименитства великой княгини Елизаветы Федоровны) Как проектирование, так и строительство в силу общих неблагоприятных обстоятельств шли туго. Здание, не вполне законченное отделкой, было освящено лишь 6 декабря 1905 г. - в праздник Святителя Николая Чудотворца (112). Расходы на его строительство составили 168 546 рублей (112).
 
     Памятники, связанные с деятельностью ИППО и с именем его председателя великого князя Сергия Александровича существуют и вне Иерусалима. ИППО самого начала своей деятельности уделяло большое внимание благотворительности и строительству в Галилее. В 1885 году  Муджедиле (Мжделе, по другому написанию) была построена первая церковь Палестинского Общества в Святой Земле – храм во имя преподобного Сергия Радонежского. В том же году строится на средства Общества церковь Георгия Победоносца в Канне Галилейской. Щедрая помощь оказывалась также главному православному храму Назарета – церкви Благовещения у Святого Источника. Иконы в серебряных окладах, написанные по заказу ИППО мастерами-иконописцами Троице-Сергиевой Лавры, доныне украшают интерьер храма (113).
 
     История русского участка в Назарете восходит к 1864г., когда российский консульский агент К.Аверино неподалеку от церкви Благовещения приобрел участок земли для будущей странноприимницы. Но лишь в 1901г. состоялась закладка подворья на этом участке. Строительство (по проекту немецкого архитектора и археолога их Хайфы Г.Шумахера) продолжалось три года. Освящение подворья произошло в сентябре 1904 г.
 
© Н.Н.Лисовой
Полная или частичная перепечатка и цитирование только с письменного разрешения автора и по согласованию с редакцией сайта Иерусалимского отделения ИППО
 

Примечания

 
94.    Сообщения ИППО. 1892. Вып. 5. С. 587.
95.    АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 496. Л. 105-113.
96.    Там же. Д. 492. Л. 6.
97.    Кондаков С. Н. Список русских художников. С. 320-321.
98.    Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 412.
99.    АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 492. Л. 8.
100.  Там же. Л. 57.
101.  Там же. Л. 58.
102.  Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 408.
103.  Там же. С. 419.
104.  Маршрут путешествия Их Императорских Высочеств Государя Великого Князя Сергия Александровича, Государыни Великой Княгини Елизаветы Федоровны и Государя Великого Князя Павла Александровича // АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 192.
105. Правительственный вестник. СПб., 27 октября 1888 г. (Цит. по: Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. С. 161.)
106. Там же. С. 163.
107. Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Письма, днев­ники, воспоминания, документы. Изд. 2. М., 1996. С. 10—11.
108. Там же. С. 13-14.
109. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: новые документы и материалы // Богословские труды. М., 2001. Сб. 36. С. 275, 303.
110. Сергиевское подворье занимает участок в 4,25 тыс. кв. м. Двухэтажное здание главного корпуса с трех сторон обнимает внутренний дворик с садом, с четвертой (северной) стороны идут одноэтажные  хозяйственные постройки. На углу, при пересечении двух улиц, высится главная достопримечательность подворья — башня с площадкой наверху, над которой до революции в праздничные дни гордо развевался «палестинский» флаг —флаг ИППО. В башне размещались библиотека (в нижнем этаже) и столовая для состоятельных паломников — в верхнем. (Россия в Святой Земле. Документы и материалы.
Т. 1. С. 478. См. также: Сводный каталог русских недвижимостей в Святой Земле. № 2. Сергиевское подворье // Там же. С. 692.)
111. Там же. С. 608.
112. Палестина — Россия: связь времен. М., 1993. С. 16.
113. Лисовой Н. Н. «Приди и виждь»: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000. С. 17—18.
 
 

Автор: Лисовой, Николай Николаевич

версия для печати