120 лет
Кончина Василия Хитрово - инициатора создания ИППО
135 лет
Завершение самых трудных работ на Сергиевском подворье ИППО
120 лет
Учреждение проекта Николаевского подворья на Совете ИППО
Николаевское подворье ИППО в Иерусалиме. Н.Н. Лисовой
Приглашаем в паломничество по Святой Земле
Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму
Иерусалимское отделение ИППО разместило в Интернете выпуски "Иерусалимского вестника"
Иерусалимское отделение ИППО переиздало раритетную книгу Джона Гейки о Святой Земле
«Явление Святой Руси в европейском Петербурге» К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма. Д.Б. Гришин
Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. П.В. Платонов
Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов
Цикл статей П.В. Платонова о русских монастырях и храмах на Святой Земле
Илья Николаевич Березин
Несмотря на то, что научная биография Ильи Николаевича Березина делится на два периода — казанский и петербургский — именно в Казани этот замечательный ученый сформировался и развился как эрудированный исследователь в различных сферах востоковедения. Академик Бартольд пишет о Березине, что «не только как филолог, но и как историк, он успел себе выработать вполне определенные взгляды уже в первые годы своей учебной и ученой деятельности, и эти взгляды потом не подвергались существенным изменениям»[1].
***
Илья Николаевич Березин родился 19 (31) июля 1818 г. под Пермью в семье горного чиновника. Получив домашнее воспитание, он учился в Екатеринбургском уездном училище и в Пермской гимназии, по окончании которой в 1834 г., имея склонность к изучению языков, поступил на восточный факультет Казанского университета.
В Казани Березин особенно усердно занимался арабским и персидским языками под руководством профессоров Ф. Эрдмана и А. Казембека. В 1837 г., по окончании университета, Березин был удостоен ученой степени магистра восточной словесности.
Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, Березин совершил поездку в Астрахань для близкого знакомства с бытом персов и татар, а по возвращении в Казань защитил свою первую диссертацию на тему «Что способствует развитию просвещения и останавливает ход его в державах магометанских», и в 1841 г. ему была присвоена ученая степень кандидата.
В следующем году Березин отправился в свое новое научное путешествие по Востоку за счет университета: по плану и указаниям профессора Казембека он в течение трех лет объездил Закавказье, Персию, Месопотамию, Сирию, Ливан, Палестину, Египет и Малую Азию, занимаясь изучением языков, исследуя современный быт народов, литературу и замечательные древности восточных государств. Это путешествие подробно описано Б.М. Данцигом в книге «Русские путешественники на Ближнем Востоке» (М., 1965, с. 173–177). Отчеты о занятиях Березина на Востоке за это время были напечатаны в «Ученых записках Казанского университета» за 1845–1846 гг.[2]
С обширным собранием материалов, обогащенный практическим знанием языков и словесности Востока, молодой ориенталист вернулся в Казань и 19 (31) марта 1846 г. занял должность экстраординарного профессора на кафедре турецкого языка родного университета.
В марте 1847 г. первое отделение философского факультета Казанского университета рассмотрело дневник Березина и пришло к выводу, что он содержит «богатый источник драгоценных материалов… по Востоку»[3].
Результатом этого путешествия стал также 2-томный труд «Путешествие по Востоку», изданный в Казани (т. I — «Путешествие по Дагестану и Закавказью» (1850); т. II — «Путешествие по Северной Персии» (1852). В казанский период своей научной деятельности Березин издал также «Описание турецко-татарских рукописей, хранящихся в петербургских библиотеках» (в «Журнале министерства народного просвещения» за 1846–1849 гг.), «Турецкую грамматику» (1847), “Recherches sur les dialectes musulmans” (Pt. 1–2, 1848–1853:), то есть «Исследование мусульманских диалектов» (1-я часть — “Système des dialectes Turcs”, то есть «Система турецких диалектов»; 2-я часть — “Recherches sur les dialectes Persans”, то есть «Исследование персидских диалектов»), «Библиотека восточных историков» (в 3-х тт., 1850–1854; 1-й том содержит отысканную Березиным историю монголов и турок на чагатайском наречии под названием «Шейбани-наме» с русским переводом, примечаниями и дополнениями; 2-й том — историю монголов и турок на казанском наречии под названием «Джами-эт-Теварих» («Сборник историй»); 3-й том — перевод с чагатайского наречия сочинения Абу-ль-Гази «Родословная тюркского племени», выполненный Г.С. Саблуковым), «Внутреннее устройство Золотой Орды (по ханским ярлыкам)» (1850), «Ханские ярлыки XIV в.» (1850–1852), первое в России руководство по персидскому языку «Грамматика персидского языка» (1853), «Булгар на Волге» (1853), «О нашествии Батыя на Россию» (в «Журнале министерства народного просвещения» за 1853 г.); «Посещение царьградских достопримечательностей во время пребывания в Константинополе великого князя Константина Николаевича» (в «Журнале министерства народного просвещения» за 1854 г.). Уже труды Березина казанского периода вывели его в число виднейших тюркологов Европы.[4]
В Казани Березину довелось читать лекции только в течение девяти лет, поскольку в Петербурге в 1855 г. состоялось открытие факультета восточных языков при Петербургском университете, и он был приглашен в столицу на должность ординарного профессора по кафедре турецко-татарской словесности. В 1855 г. на прощанье с Казанью Березин издал “Catalogue des mémoires et des médailles du cabinet numismatique de l’université de Casan”, то есть «Каталог памятников и монет нумизматического кабинета Казанского университета».
В петербургский период были изданы его «Народные пословицы турецкого племени» (1856), “Guide du voyageur en Orient. Dialogues arabes d’après trois principaux dialectes: de Mésopotamie, de Syrie et d’Egypte” (1857), то есть «Проводник путешественника по Востоку. Диалоги арабов на трех основных диалектах: месопотамском, сирийском и египетском», «Турецкая хрестоматия» (в 3-х тт., 1857–1890), а также сочинение персидского историка и государственного деятеля Рашид-ад-Дина ат-Табиба (1247–1318) «История монголов» (персидский текст с русским переводом и примечаниями, опубликованные в семи томах в «Трудах Восточного отделения Императорского археологического общества» (1858–1888), — один из наиболее ценных трудов Березина).
«История монголов», точнее «Тарих-и-Газани» («История Газана»), — 1-я часть «Джами ат-таварих» («Сборника историй»), завершенного ок. 1311 г. Это сочинение является основным источником по политической и социально-экономической истории государства Хулагуидов в XIII – начале XIV в., поскольку содержит ярлыки Махмуда Газан-хана (1295–1304), 7-го представителя династии Хулагуидов (1256–1355). В ней излагается история монголов, Чингисхана и созданных монголами государств, в том числе государства Хулагуидов, до 1304 г. Рашид-ад-Дин стоит на промонгольских позициях, но лишь для пропаганды реформы Газан-хана, визирем правительства которого он был. Основная идея автора состоит в том, что предки Газан-хана разрушали, а он, будучи мусульманином, восстанавливал и созидал. Полностью «Джами ат-таварих» (также персидский текст и русский перевод) был издан в 1957 г. в Баку в 3-х томах.[5]
Вместе с этими отдельно изданными работами Березин поместил большую серию статей о Востоке в разных периодических изданиях. Особенно интересные его очерки появились в «Московских Ведомостях» (как, например, «Персидский залив» и «Турецкая полиция»), а также в «Русском Вестнике», где были напечатаны следующие статьи: «Рамазан в Стамбуле» (1856, кн. 1), «Бейрам» (1856, кн. 2), «Сцены в пустыне» (1856, кн. 10; 1858, кн. 2; 1860, кн. 2–4), «Иной мир» (1857, кн. 9) и «Блаженство мусульманина» (1867, кн. 1). Публиковался он также в «Вестнике Европы», «Отечественных записках» и др.
В 1864 г. Березин защитил докторскую диссертацию на тему «Внутреннее устройство улуса Джучиева по ханским ярлыкам» и в следующем году издал ее отдельной книгой.
«Работы Березина… были высоко оценены российской общественностью и европейскими востоковедами»[6]. В 1871 г. Березин стал заслуженным ординарным профессором Петербургского университета, а в декабре 1889 г. Петербургский университет избрал Березина своим почетным членом.
Профессор Петербургского университета по кафедре турецко-татарской словесности Илья Николаевич Березин состоял на этой должности до своей кончины 22 марта (3 апреля) 1896 г.
[1] Бартольд В.В. И.Н. Березин как историк. — В кн.: Академик В.В. Бартольд. Сочинения. Т. IX. М., 1977, с. 737.
[2] См. также: Ольденбург С. И.Н. Березин как путешественник и исследователь иранских наречий. — В кн.: Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. Т. 1. Л., 1925; Кузнецова Н.А., Данциг Б.M. И.Н. Березин — путешественник по Закавказью, Ирану и Ближнему Востоку. — В кн.: Краткие сообщения Института востоковедения. Т. 22. М., 1956; Крачковский И.Ю. Мелочи для характеристики И.Н. Березина. — В кн.: Академик И.Ю. Крачковский. Избранные сочинения. Т. V. М., 1958.
[3] История отечественного востоковедения до середины XIX века. М., 1990, с. 132.
[4] См.: Самойлович А.Н. И.Н. Березин как турколог. — В кн.: Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. Т. 1. Л., 1925.
[5] См.: Владимирцов Б. И.Н. Березин — монголист. — В кн.: Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. Т. 1. Л., 1925.
[6] История отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года. М., 1997, с. 205. См.: Dugat G. Histoire des orientalistes de l'Europe du Xll-e au XlX-e siècle, T. 2. P., 1870, p. 15–20.