130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо
130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)
155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме
190 лет
Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО
Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин
Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова
В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой
Приглашаем в паломничество по Святой Земле
Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму
Иерусалимское отделение ИППО разместило в Интернете выпуски "Иерусалимского вестника"
Иерусалимское отделение ИППО переиздало раритетную книгу Джона Гейки о Святой Земле
«Явление Святой Руси в европейском Петербурге» К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма. Д.Б. Гришин
Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. П.В. Платонов
Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов
Цикл статей П.В. Платонова о русских монастырях и храмах на Святой Земле
Октябрь 1923 г.
Постановление Совета О [бщест]ва по делу К.Н. Петропуло[1].
Приступая к обсуждению вопроса[2] о деятельности К.Н. Петропуло по надзору за имуществами О-ва в Палестине во время войны, Совет Общества пожелал установить[3] основания которые[4] действиях г. Петропуло с 2 ноября 1914 г.; до времени возвращения в Иерусалим Н.Р. Селезнева. Законным и единственным основанием для деятельности г. Петропуло в Иерусалиме в дни войны является письмо Канцелярии О[бщест]ва о возвращение г. Петропуло из отпуска к месту службы в Палестину от за № и циркулярное письмо канцелярии О [бщест]ва от за № .
В обоих документах определенно сказано о предназначавшейся г-ну Петропуло роли надзирателя за подворьями. «Кроме консула покровительствующей русским державы, надзирающим за подворьями О [бщест]ва назначается и.об. бухгалтера Конторы тур[ецко] подан[нный] К.Н. Петропуло». Никому в голову не приходило защитником интересов и имущества О[бщест]ва против произвола турецких властей назначать турецкого поданного, грека по происхождению. Распоряжением Совета О[бщест]ва может отменять только Совет. Посему ссылка г. Петропуло на письмо ис[полняющего] об[язанности] в то время управляющего подворьями врача В. Я Северина, назначившего г. Петропуло своим заместителем по должности управляющего не выдерживает малейшей критики и не может быть принята во внимание. Это письмо г-ну Петропуло написано В. Я Севериным для облегчения получения денег О[бщест]ва из итальянского консульства для устранения всяких формальных препятствий со стороны консульства и предназначались, конечно для внутреннего использования с указанной целью[5].
I. Совет Об[бщест]ва, направляя г. Петропуло находившегося летом 1914 года в отпуску в России, обратно к месту служения в Иерусалим, обратился к нему с следующим письмом…. .
Затем с августа того же года Совет обратился с циркулярным письмом к сотрудникам О-ва…….
Из этих документов видно: 1) что с момента вступления Турции в войну все учреждения О[бщест]ва в Палестине и Сирии должны быть закрыты; 3[6]) в связи с прекращением функций Российского консульства защиту имущественных прав О[бщест]ва осуществляют дружественные державы; 2) служащие на подворьях и учит[ельских] общежит[иях] распущены за очень малым исключением; 4) На К.Н. Петропуло был возложен надзор за зданиями О[бщест]ва и раздача денег в счет жалования служащим считавшимся на службе проживавшим в Палестине.
Для большей ясности созданного положения необходимо указать, что в первых числах августа [1]914 г. в Иерусалимское Генеральное Консульство и Управление подворьями предложило всем проживающим на подворьях женщинам-паломницам выехать в Россию, предупредив, что в случае вступления с Турцией в войну подворья О[бщест]ва будут закрыты и О[бщест]во снимает с себя всякую заботу об остающихся в Иерусалиме. В силу этого объявления 26 августа на итальянском пароходе выехало в Россию 214 человек женщин и мужчин (8 ч[еловек] призывного возраста). Проживающие в обителях в городе и около 120 чел[еловек] на Мариинском подворье из числа давно проживающих в Палестине не поехали.
Указание г. Петропуло на письмо ис[полняющего] об[язанности] Управл[яющего] В.Я. Северина итальянскому консулу о том, что в качестве управляющего заступит Н.К. Петропуло ни для Совета О[бщест]ва ни для г. Петропуло не могли иметь значения законного распоряжения. Постановления Совета может отклонять и принять только Совет. С момента отъезда Северина, продолжавшего заведовать имуществами О[бщест]ва до 2 ноября, г. Петропуло вступил в исполнение обязанностей надзирающего за подворьями всеми вытекающими из сего последствиями, указанными в циркулярном письме О[бщест]ва. Всякому было ясно, что лицо турецкого подданства не может ни управлять имуществами русского учреждения, ни защищать его интересы перед турецкими военными властями во время войны. Письмо г. Северина имело значение для обеспечения получения г. Петропуло денег О[бщест]ва, хранимых в итальянском консульстве. Управлять было нечем, а защищать интересы О[бщест]ва мог только консул нейтрального государства по международному праву.
Руководствуясь перечисленными выше положениями Совет Общества приступил к рассмотрению материалов освещающих деятельность г. Петропуло за время войны при этом обнаружено и установлено по документам.
Еще в 1915 году в Совет О[бществ]а поступила телеграмма от Российского Александрийского консула о дошедших до него слухов о неправильных распоряжениях К.Н. Петропуло с суммами переводимых ему консулом. Вследствие этого А.М. Петров просит Американского консула защищавшего тогда интересы русских, непосредственно передавать деньги служащим О[бщест]ва, минуя г. Петропуло.
I Нарушение инструкций Совета О[бщест]ва
а) Вопреки ясному и определенному постановлению Совета, Иерусалимская контора О[бщест]ва подворья не были закрыты, г. Петропуло после принятия надзора над зданиями О[бщест]ва.
К.Н. Петропуло, вступив в исполнение надзирающим за зданиями О[бщест]ва 2-го ноября [1]914 г. не закрыл конторы и подворий, не сдал ключей от дверей помещений и кладовых итальянскому консулу, не передал под его официальную защиту имущества О[бщест]ва и не предоставил себя в его распоряжение, а все оставил под своим личным управлением и действовал независимо от консульства;
б) Как оставленные в итальянском консульстве суммы, так и получаемые через амер[иканского] консула в 1915 и 1916 гг. деньги О[бщест]ва, переводимые из Египта распределялись на нужды не указанных в циркулярах.
3) Принял на себя роль и консульские обязанности в деле покровительства русских граждан как и защиты их интересов, что является грубым вторжением в чужую область и что для О[бщест]ва повлекло расходы в несколько десятков тысяч франков.
4) Не распустить прислугу подворий открыв в Сергиевском подворье столовую для турецких офицеров и заставил русских людей работать на них. Только 12 декабря Бах-паша, немецкий офицер закрыл эту кухню-столовую. Держал всех трех проводников и всех привратников при подворьях занятых турецкими войсками, что обошлось О[бщест]ву около 20 тыс. франков.
Рукописный подлинник. После нее оставлены незаполненные страницы тетради.
[1] Петропуло Корнилий Николаевич, с 27 января1895 г. являлся и.о. бухгалтера Управления ИППО в Иерусалиме.
[2] Вписано по зачеркнутому: «обширного материала».
[3] Далее зачеркнуто «общие».
[4] Вписано над зачеркнутым: «для суждения о деятельности г. Петропуло».
[5] Далее страница тетради оставлена пустой, текст продолжается со следующей страницы.
[6] Исправлено с цифры «2».