130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо
130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)
155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме
190 лет
Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО
Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин
Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова
В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой
Приглашаем в паломничество по Святой Земле
Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму
Иерусалимское отделение ИППО разместило в Интернете выпуски "Иерусалимского вестника"
Иерусалимское отделение ИППО переиздало раритетную книгу Джона Гейки о Святой Земле
«Явление Святой Руси в европейском Петербурге» К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма. Д.Б. Гришин
Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. П.В. Платонов
Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов
Цикл статей П.В. Платонова о русских монастырях и храмах на Святой Земле
Монография М. Хёфнер завершает издание археологических и эпиграфических материалов, собранных К. Ратьенсом во время его путешествий по Йемену в 1931, 1934 и 1937 гг.1) Таким образом, материалы К. Ратьенса стали первым собранием южноарабских древностей, получившим полное научное описание, которое включает характеристику места и обстоятельств находки и археологическое описание объектов, что значительно увеличивает ценность обнаруженного эпиграфического материала.
Работа М. Хёфнер посвящена публикации надписей и включает 160 текстов, сгруппированных по местам находок: ‛Амран (№№ 1-13), Гайман (№№ 14-31), Шибам ал-Каукабан (№№ 35-54) и Сан‛а (№№ 55-69). Место происхождения остальных надписей неизвестно.
Некоторое число надписей, обнаруженных К. Ратьенсом, было известно и ранее по различным публикациям; в этих случаях М. Хёфнер сообщает данные о предыдущих изданиях, уточняет местонахождение и палеографию текстов и вносит исправления, иногда довольно существенные, в чтение и интерпретацию надписей. В тех случаях, когда предыдущее издание основывалось на неудовлетворительной копии, даются новое чтение и истолкование текста (RES 4979, 4988, Nami 62 и т. д.).
Вновь изданные надписи, как правило, представляют собой небольшие фрагменты и не дают важных исторических данных. Тем не менее публикация в целом содержит много новых сведений о самых различных сторонах жизни древней Южной Аравии: языке, культуре, религии и социально-экономических отношениях.
Наиболее важна надпись CIH 126 (№ 42, стр. 21-26), сабейский царский декрет III—II вв. до н. э., представляющий собой единственный известный в сабейской эпиграфике уголовный закон. Эта надпись была ранее опубликована по копии довольно плохого качества и, несмотря на специально посвященное ей исследование А. Бистона,2) оставалась во многом непонятной. М. Хёфнер привлекла не только новую копию К. Ратьенса, но и эстампаж текста, сделанный Э. Глазером, что позволило ей дать более полный и надежный текст и убедительную интерпретацию надписи.
Надпись № 65 с посвящением Мутибнатйан послужила М. Хёфнер основанием для исследования большой группы аналогичных текстов из Харама (стр. 31-35). Палеография текста позволяет датировать его концом графического периода А, что дает датировку и для всей группы, совпадающую и с другими имеющимися хронологическими данными.
М. Хёфнер несомненно права, когда рассматривает эти надписи, в противоположность мнению Г. Рикманса и А. Жамма, как посвящения божеству людей. Следует только отметить, что в период мукаррибов подобные посвящения были широко распространены в сабейском государстве и не ограничивались храмами в Кутале, Джидфир ибн Мунайхир и Джисват Ал Джарадан.3)
Весьма интересно, что надписи из Харама, написанные на сабейском языке, показывают многочисленные элементы, свойственные минейской эпиграфике (употребление глагола śl’ „посвящать" наряду с сабейским hqny, обозначение рода d’hl, упоминание наряду с отцом автора надписи его сына), и свидетельствуют о сильном минейском влиянии в этом городе.
Большое значение для социально-экономической истории Южной Аравии имеет надпись № 48 (стр. 26-27), закрепляющая право собственности на мавзолей за женщиной и содержащая „запретительную" формулу w’1/t‛ly.
Издание выполнено на высоком научном уровне, очень тщательно и добросовестно. Комментарий весьма подробен и дает очень большую информацию о публикуемой надписи и имеющихся параллелях. Лишь в крайне редких случаях эту информацию можно несколько дополнить.. Так, надпись № 30 находится в настоящее время в музее в Сан‛а и была недавно опубликована в числе надписей этого музея.4) Род ḍmrn, упомянутый в надписи № 95, может быть идентифицирован с ḍmrn, ветвью сабейского эпонимного рода Хазфарам, упомянутой в надписи Fa 30.
Надписи №№ 139 и 151 представляют собой непосредственно соприкасающиеся фрагменты одного текста, что ясно показывают фотографии, приводимые М. Хёфнер.
Монография М. Хёфнер вводит в науку значительный и интересный новый материал, превосходно изданный и богато прокомментированный, и сыграет большую роль в дальнейшем изучении древнего Йемена.
1) С. Rathjens. Sabaeica. I. Teil. Der Reisebericht; II. Teil, Die unlokalisierten Funde. Mitteilungen aus dem Museum für Völkerkunde in Hamburg, XXIV. Hamburg, 1953, 1955.
2) A. F. L. Вeeston. A Sabaean Penal Law. Le Muséon, 64, 1951, pp. 305-315.
3) А. Лундин. Социально-экономические данные сабейских посвятительных надписей периода мукаррибов. ВДИ, 1962, № 3, стр. 106-108, 115-118.
4) А. Лундин. Новые южноарабские надписи музея в Сан‛а. ЭВ, XV, № 6, 1963, стр. 41-42.