Мероприятие приурочено к датам, связанным с памятью первого Председателя ИППО Великого князя Сергея Александровича, день рождения которого приходится на 11 мая (1889 г.) по новому стилю, и 105-летие со дня трагической кончины которого исполнилось 4 февраля.
Накануне на Святую Землю из Нижнего Новгорода прибыла делегация российских ученых в составе:
Олега Алексеевича Колобова, председателя Нижегородского отделения ИППО, декана факультета международных отношений Нижегородского государственного университета (ФМО ННГУ), доктора исторических наук, профессора, академика, Почетного консула Чешской республики в Нижнем Новгороде, заслуженного деятеля науки Российской Федерации,
Александра Алексеевича Корнилова, заместителя председателя Нижегородского отделения ИППО, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой регионоведения ФМО ННГУ,
Светланы Анатольевны Колобовой, секретаря Нижегородского отделения ИППО, кандидата политических наук, доцента, докторанта ННГУ, директора центра инновационных проблем гражданского образования на ФМО ННГУ,
Виталия Александровича Чумакова, руководителя секретариата Председателя совета Общественной палаты Российской Федерации, кандидата политических наук, доцента,
Елены Александровны Неживенко, доктора экономических наук, профессора, заведующей кафедрой «Оценка бизнеса и конкурентоспособности» и других.
Нижегородская делегация при поддержке православного паломнического центра «Россия в красках»
в Иерусалиме
совершает паломничество по Святой Земле, и 4 мая
в сопровождении
председателя Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонова,
посетила святыни Вифлеема – церковь Рождества Христова, греческий православный монастрыь на Поле
Пастухов в Бейт-Сахуре,
а также
святыни Иерусалима в Гефсимании:
Гробницу Божией Матери, церковь Всех Наций, русский православный храм св. Марии Магдалины. Делегация приложилась к мощам
председательницы ИППО св. преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны – небесной покровительницы Императорского Православного Палестинского Общества.Нижегородцы по линии ИППО давно сотрудничают с Иерусалимским
отделением. Так в
2006 и
2008 году
при содействии Нижегородского и Иерусалимского
отделений ИППО в Иерусалиме
на Сергиевском
подворье ИППО состоялись международные семинары: «Русское подворье вчера и сегодня»
и «Русская Палестина в прошлом
и настоящем».
Тогда пришлось арендовать зал у Общества
охраны природы государства Израиль. Теперь, в 2010 году,
ИППО проводило международный научный семинар на тему
«Христианские добродетели и их роль
в социализации
современной российской молодежи» в своем
историческом здании Сергиевского подворья.Семинар проходил в преддверие
празднования очень почитаемого в Палестине
святого – св. влкм. Георгия Победоносца в народной
трапезной Сергиевского подворья. Среди гостей семинара присутствовали начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
архимандрит Исидор (Минаев); директор Российского культурного центра в Тель-Авиве
профессор Александр Александрович Крюков; представитель Императорского Православного Палестинского Общества в Галилее
доктор Амин Сафия; монахини Горненского русского женского монастыря в Иерусалиме;
известный израильский писатель, пишущий для детей и молодежи,
Борис Дмитриевич Никитенко; иерусалимский краевед и специалист
по архитектуре Москвы Григорий Бокман; сотрудник Комитета по государственному контролю, использованию и охране
памятников и культуры
администрации Санкт-Петербурга (КГИОП) Ольга Алексеевна Шмелева; автор сборника «Святая Земля. Паломнические поездки по Библейским местам. Православные и ветхозаветные
праздники на Святой
Земле» Надежда Исраэли и другие.
Семинар начался с совместного пения всеми присутствующими пасхального тропаря «Христос Воскресе из мертвых».
Работу семинара открыл председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов, который обратил внимание присутствующих на то, что после возвращения Сергиевского подворья России Императорское Православное Палестинского Общество проведение своих мероприятий на подворье начинает с молитвы, и напомнил, что научные мероприятия ИППО организует в Иерусалиме уже с 2005 года, тогда в Иерусалимском университете прошла международная конференция под названием
«Иерусалим в русской духовной традиции» в рамках которой состоялось открытие Иерусалимского отделения ИППО. Павел Викторович приветствовал Нижегородскую делегацию, начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Исидора (Минаева), директора Российского культурного центра в Тель-Авиве профессора Александра Александровича Крюкова, которого особо поблагодарил за прекрасную организацию международного круглого стола «Святая Земля в русской культуре», прошедшего в феврале 2010 года при участии Государственной Академии Славянской Культуры (ГАСК). Павел Викторович выразил радость, что исторические традиции ИППО продолжаются в здании, построенном этой организацией для нужд русских православных паломников, приезжавших на Святую Землю под эгидой Императорского Православного Палестинского Общества.
Затем с приветственным словом к присутствующим обратился директор Российского культурного центра в Тель-Авиве профессор Александр Александрович Крюков:
Глубокоуважаемый отец Исидор, председатель Иерусалимского отделения ИППО Павел Викторович Платонов, уважаемый профессор Олег Алексеевич Колобов, сестры, дорогие члены делегации Нижнего Новгорода, дамы и господа, я с глубоким удовлетворением и радостью передаю вам большой привет от нашего российского посла Петра Владимировича Стегния. Мы вчера с ним говорили о предстоящем вашем мероприятии, он просил передать вам самые теплые слова, самые искренние радостные чувства по поводу проведения этого научно-исторического семинара. Как вы знаете, он сам историк, доктор наук, и очень хотел бы присутствовать на этом мероприятии, но государственные дела не позволяют ему этого. Петр Владимирович заверил, что душой он здесь с нами, и будет рад узнатьо результатах семинара, участникам которого желает успеха.
Мы в Российском культурном центре чрезвычайно рады возвращению русской собственности. Огромная честь — находиться здесь, в родных российских стенах Сергиевского подворья ИППО, это очень трогательно и пронзительно. И это очень важно для русских людей, для христиан. Российское культурное присутствие в Святой Земле было, есть и будет, и мы очень рады, что оно развивается так, как и должно развиваться. С первых дней работы Российского культурного центра в Тель-Авиве были установлены теплые отношения с руководством и сестрами Гефсиманского монастыря, с храмом св. Марии Магдалины в Иерусалиме, Горненского монастыря, мы посетили всех, со всеми познакомились. У нас 2 месяца работала выставка сестер художниц из храма св. Марии Магдалины, чему мы очень рады продолжаем это сотрудничество.
Не так много, как хотелось бы, у нас мероприятий, посвященных духовной, российской, славянской тематике. Как сказал Павел Викторович, плодотворно прошел у нас международный круглый стол «Святая Земля в русской культуре» в феврале этого года при участии Государственной Академии Славянской Культуры (ГАСК). Мы рады, что на нашей площадке состоялось такое мероприятие. Представительство федерального агентства Россотрудничества – Российский культурный центр занимает особое место в системе российских учреждений в Израиле. Диапазон наших действий шире, чем у нашего политического руководства – посольства, и мы с ведома посольства, с помощью его поддержки стараемся это использовать. Мы установили очень хороший контакт с Патриархом Иерусалимским Феофилом III, встречаемся с ним и поздравляем его на праздники. Стараемся обозначать российское присутствие в Израиле везде, где это возможно. Наша особая работа, и об этом важно сказать сейчас, это майские дни. Это работа по поддержанию исторической справедливости по итогам Великой Отечественной войны, 2-й мировой войны — кто настоящий победитель, кто внес главный вклад, кто понес самые тяжелые потери. Я рад, что сейчас по всему Израилю посольство совместно с Российским культурным центром проводит широкую кампанию награждения ветеранов 2-й мировой войны и участников ВОВ юбилейной медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной Войне». Мы ездим по городам и весям страны, где живут наши ветераны в Израиле, и награждаем их медалями за подписью нашего Президента Дмитрия Анатольевича Медведева. Это очень важно, люди открывают шире глаза, смотрят на Россию по-другому, Россия не забывает тех, кто за нее сражался, Россия их поддерживает, несмотря на все трудности, которые, не будем скрывать, есть у нас в стране.
Большой вклад в российское присутствие в Израиле вносит деятельность Иерусалимского отделения ИППО, это чрезвычайно важно. Мы с гордостью наблюдаем, как развивается отделение – научно, исторически, мемориально. Я хочу особо выразить нашу благодарность настоящему подвижнику – председателю Иерусалимского отделения ИППО Павлу Викторовичу Платонову. Знаете, очень важно, кто стоит у дел, у его истоков, кто рождает идеи, и кто, по мере сил и поддержки со стороны, их реализует. Наш Российский культурный центр можетв этом смысле не так много, у нас свои задачи, но всё, что мы можем – информационная поддержка, наша площадка, наши какие-то скромные материальные возможности, культурологические, мы с удовольствием предоставим в распоряжение Императорского Православного Палестинского Общества, потому что гордимся этой дружбой, гордимся этими контактами. Дорогие друзья, как знак нашей дружбы я привез в дар Иерусалимскому отделению ИППО книги, вышедшие в Москве не так давно: «Творцы Русской идеи» (автор Арсений Гулыга) и «Патриарх Тихон» (автор Михаил Вострышев), а также «Славянский мир между Римом и Константинополем».
Далее слово было предоставлено докладчикам.
Первым выступил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
архимандрит Исидор (Минаев) с темой:
«Роль и значение
10 заповедей
Моисея в современных
условиях глобального общества». Он, в частности,
сказал:
«Тема, которая мне досталась, интересная и всегда была актуальной. Дело в том, что в мире есть непреходящие ценности, которыене зависят от того, где и как живут люди, в древние времена или в современном мире. Это, прежде всего нравственные заповеди, без которых человек полноценно жить не может. Представьте себе корабль со всем современным оборудованием и благоустройством, но без компаса – он легко может потеряться, заблудиться, не прийти в нужный ему порт. То же самое происходит с человеком, а компас для человека – это нравственные заповеди, которые даны Богом. По сути, Десять заповедей Моисея – это универсальные заповеди, которые действуют практически во всех религиях. Только где-то их забыли, где-то они потерялись, где-то лукавые люди попытались их обойти. Эти заповеди распространяются, прежде всего, на три мировые религии: иудаизм, христианство и ислам. Это религии, которые исповедуют Единого Бога. Языческие культы всегда отличались от истиной религии своей простотой и приспособлением под человека. В принципе, они есть не что иное как народные верования, которые, скорее всего, люди сами себе и придумали. Так вот универсальные Десять заповедей, данные Богом Моисею на горе Синайской, даны людям для того, чтобы человек не разрушал себя и не разрушал всё вокруг себя. Люди, которые исполняют заповеди, называются праведниками, а современным языком, это люди, ведущие правильную жизнь, по правилам. Заповеди Моисея настолько универсальны, что их можно просто собрать в одну заповедь, которая приемлема во всехрелигиозных течениях: „Не делай другому того, что не желаешь себе“. Мы не хотим, чтобы нас обманывали, мы не хотим, чтобы нам изменял супруг или супруга, мы не хотим, чтобы люди были необязательными по отношению к нам, мы сами не должны так себя вести. То, что нам дал Бог – это нам дано для нашего совершенствования и работы над собой". Далее архимандрит Исидор подчеркнул, что современное глобальное общество, к сожалению, не призывает к смирению, стремится все упростить, стереть границы между доброми злом, что негативно сказывается на мировоззрении молодежи, и чему должны противостоять традиционные религии. Об этом неустанно говорит и Святейший Патриарх Кирилл, возглавляющий Комитет почетных членов ИППО, на встречах самого высокого уровня с государственными и церковными лидерами современного мира. Задача Церкви, верующих людей — противостоять размыванию нравственных ценностей в современном секулярном обществе.
Затем выступил Председатель Нижегородского отделения ИППО профессор О. А. Колобов с докладом на тему: „Справедливость как основа православного миропонимания и воспитания молодежи“. Олег Алексеевич в своем выступлении подчеркнул важность такого понятия как „справедливость“:
„В современных условиях глобализации, когда осуществляется грандиозная по масштабам и мощи нивелировка культур, сопряженнаяс усиливающимися попытками сил зла сокрушить традиции, определяющие положительную динамику духовной жизни стран и народов, воспитание молодежи на основе православных ценностей приобретает особый смысл“. Далее докладчик раскрыл понятие справедливости с позиций экономики, социологии, философии и религии. Докладчик подчеркнул, что „справедливость в понятиях Святой Руси осуществляется не просто стремлением к справедливости, а любовью. Для того, чтобы быть справедливым надо быть самоотверженным, то есть как бы несправедливым к себе. В сборнике „Пчела“ (к. XII-н. XIII в.) особо подчеркивается, что: „Человек справедливый не тот, ктоне обидит, а который мог бы обидеть и не захотел“. Это же понимание справедливости приводится у русских мыслителей более позднего времени. Оно чрезвычайно важно для подрастающего поколения, обучение которого без учета христианских добродетелей ведет к ложной интерпретации тех ценностей, которые формируют личность и обеспечивают последней должный качественный уровень социальной мобильности в глобально организованном мире. Именно поэтому справедливость, как комплексный смысловой конструкт, необходимо вводить в самые различные образовательные проекты и программы, предусматривающие не только нравственное воспитание молодежи, но и развитие всевозможных профессиональных компетенций“.
Тему актуальности Священного Писания для живущих в 21 веке продолжил доклад заместителя председателя Нижегородского отделения ИППО профессора А. А. Корнилова на тему: „Благоразумный разбойник как исповедник и мученик за Христа: размышления в условиях глобализации“. Александр Алексеевич отметил, что „вдвойне приятно выступать здесь на Святой Земле в дни, когда мы преодолели преполовение Пятидесятницы и приближаемся к славному празднику Вознесения Господня, чувства переполняют меня, хорошо находиться в народной трапезной Сергиевского подворья Императорского Православного Палестинского Общества, всё здесь родное, всё здесь близкое, я уверен, что кто-то из наших нижегородских предков был здесь и обедал в этой народной трапезной".
Далее профессор А. А. Корнилов обратился к событиям, происходившим 2 тысячи лет в Иерусалиме.
Евангелист Лука, рассказывая о крестных страданиях Спасителя, повествует о глубоко назидательном событии произошедшемна Голгофе. Один из повешенных на кресте разбойников злословил Христа и говорил „если ты Христос, то спаси себя и нас!“ Другой же, напротив, унимал его и говорил: „или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же, и мы осуждены справедливо, потому что достойно по делам нашим приняли, а он ничего худого не сделал“, и сказал Иисусу „помяни мя Господи, когда приидишь во Царствие Твое!“ И сказал ему Иисус: „Истинно говорю тебе, ныне будешь со мной в раю!“ Чем заслужил разбойник такую милость? Чем заслужил такую милость человек, которого мы бы сегодня в 21 веке назвали бы рецидивистом, „братком со стажем“, человеком, который совершал ужасные преступления в своей жизни, и почему он заслужил такую милость? Ведь еще никому Господь не обещал возвести в Царствие небесное, даже когда апостолы ему задавали вопрос, какое место они могут занять от Христа. Почему же разбойнику так быстро открываются райские двери?
Прежде чем отвечать на этот вопрос следует поразмышлять о состоянии души разбойника, оказавшегося повешенным на Голгофе. Святитель Иоанн (Максимович) так рассуждает об этом разбойнике: „Всю жизнь провел он в разбое и преступлениях, но видно не умерла в нем совесть, и в глубине души осталось нечто доброе“. Это был зов нового ученика Христа, уверовавшего тогда, когда прежние ученики оставили его. Таким образом, благоразумный разбойник открыто исповедовал Христа перед всеми как Господа своего. „Смиренная вера во Христа сделала его исповедником“, говорит святитель Иоанн Шанхайский.
„Каково же современное значение подвига благоразумного разбойника? Вопрос этот я задаю сам себе и задаю, конечно, студентам, с которыми я общаюсь практически ежедневно в университете. Событие на Голгофе имеет прямое отношение к человечеству в 21 веке. Преподобный Варсонофий Оптинский в свое время говорил ученику своему преподобному Никону Оптинскому, когда тот еще только начинал постигать азы монашества, что Голгофа для нас как картина всего человечества, что человечество как бы разделено на две части: одна часть человечества стоит справа от креста, а другая слева. Одна готова следовать за разбойником и говорить „помяни мя Господи егда приидеши во Царствие Твоем“, каяться смиряться, понимать, что мы не соблюдаем заповеди, постоянно спотыкаемся, падаем, встаем, опять идем, но мы смиряемся и знаем, что мы не достойны. А другая часть стоит слева от креста, она продолжает хулить Христа, вытирать об него ноги, злословить Его, страшно поливать грязью и ни в чем не каяться, совершенно ни в чем не готова исправиться. Однако то, что преподобный Варсонофий отмечал, что вот эта часть, которая справа от креста, спасающаяся – ещене значит, что они спасены, а та часть которая слева от креста – погибающая, еще не значит, что они погибли. И у тех, и других есть перспектива изменения, в связи с этим стоит вопрос о спасении души в течение всей земной жизни или же в последний момент.
Может, есть смысл пользоваться все возрастающим комфортом быта, а в старости покаяться и потом подобно благоразумному разбойнику обрести Царство небесное за несколько мгновений?
Именно сегодня в 21 веке, когда большая часть человечества увлечена комфортом и погоней за богатством, пример благоразумного разбойника спасителен для нас. Сердце многозаботливого человека наполнено суетой, тленом, сердце разбойника было наполнено покаяния и обращения ко Христу, поэтому в его сердце был Христос, который мог дать подлинный сигнал радости. Рассуждая о нынешнемвремени, встает вопрос, как же сделать так, чтобы эти примеры вошли в учебный процесс, каким образом побудить молодежь размышлять, читать, узнавать, спрашивать об этом. Я здесь соглашусь со своим деканом Олегом Алексеевичем, который говорит надо практически делать, надо внедрять в учебный процесс факультативные курсы, историко-церковные дисциплины, нужно приглашать священников в нашу студенческую аудиторию, не бояться говорить на разные актуальные и животрепещущие темы“.
На этом завершилась первая часть работы семинара. Всем присутствующим было предложено чаепитие с угощением из самовара в народнойтрапезной Сергиевского подворья.
После перерыва с приветствием к участникам и гостям семинара от имени Секретаря Общественной палаты Российской Федерации академика РАН Е. П. Велихова обратился Виталий Александрович Чумаков – руководитель секретариата Председателя совета Общественной палаты Российской Федерации.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Искренне рад приветствовать ученое собрание!
Проведение семинара на Святой Земле стало уникальной формой мобилизации вашего научного и творческого потенциала.Он нацеливает своих участников на решение ключевых проблем развития общества: укрепление верховенства человеческой морали, разработку политических стратегий, стимулирование гражданских инициатив, поиск путей совершенствования духовной и социальной инфраструктуры, сохранение и развитие культурного наследия.
Актуальность и значимость этих вопросов находит отражение не только в ощутимом количестве собравшихся здесь участников, но и в качественной проработке тем.
Сегодняшняя дискуссия вовлекает в процесс интеллектуального поиска широкие слои элиты различных стран: духовенство, авторитетных ученых, представителей общественных организаций. Всех вас объединяет активная гражданская позиция и деятельное отношениек перспективе развития общества, благополучию нашей молодежи.
Желаю участникам и гостям семинара плодотворного общения, мира, добра и профессиональных успехов!
Секретарь Общественной палаты, академик РАН
Е. П. Велихов
Москва-Иерусалим
Виталий Александрович подарил членам Иерусалимского отделения ИППО Павлу и Ларисе Платоновым флеш-накопители для удобства хранения архивных документов.
Затем в сопровождении мультимедийной презентации с докладом на тему „Современное православное молодежное движение: ценностные характеристики и технологии деятельности“ выступила Светлана Анатольевна Колобова — секретарь Нижегородского отделения ИППО, кандидат политологических наук. При анализе ценностных ориентаций современной молодежи, в т. ч. верующей ее части, она опиралась на данные опроса, проведенного в 12 регионах России, в 2 из них она лично участвовала, которые наглядно показали всю неоднозначность понимания религиозного мировоззрения в молодежной среде.
“Это неудивительно, ведь молодежь от 14 до 30 лет, составляющая четверть населения России, является социально наиболее уязвимой и вынуждена сталкиваться с серьезными противоречиями в собственном развитии. Общество требует от молодых людей преемственностив сохранении традиционных российских ценностей, но не предлагает технологий по их формированию у молодежи. Так и получается, что значительная часть молодежи причисляет себя к традиционным религиям, но не имеет опыта воцерковления и поведения на основе религиозности, зачастую рассматривая свою религиозную принадлежность с культурологической точки зрения. Несмотряна отрицательную роль современных информационных масс-медийных средств и технологий (80% опрошенных высказались за нравственный контроль их содержания) в формировании мировоззренческих взглядов, все-таки главными привлекательными ценностями для подрастающего поколения остаются семья, друзья, здоровье, затем идут интересная работа и деньги, справедливостьи веру молодежь ставит по значимости после предыдущих понятий. Многие колеблются в определении себя как верующего или неверующего человека. При таком положении дел важным примером для самоопределения может оказаться такое явление как православные молодежные движения. Сейчас такие общественные объединения появляются при многих приходах России. Молодые люди собираются вместе не только по признаку вероисповедания, их объединяют общие дела — паломничества, восстановление храмов, помощь малоимущим и обездоленным. Тем не менее активность религиозных движений в общественной жизни приветствует лишь около 5% опрошенных, большинство предлагают православным молодежным организациям определить зону своей компетенции ине вмешиваться в другие области общественной жизни".
На примере православной молодежной организации Нижнего Новгорода Светлана Анатольевна отметила активность ее членов в общественной жизни — диалог с Законодательным собранием области, взаимодействие с общественными организациями третьего сектора, т. е. некоммерческими объединениями, с молодежным парламентом Нижнего Новгорода. Такие положительные тенденции необходимо развиватьи помогать молодым в их самоопределении на основе православных ценностей, чем, в частности, активно занимается Нижегородское отделение Императорского Православного Палестинского Общества.
Далее выступили представители Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов (председатель) и Т. Е. Тыжненко (секретарь) с рассказом о том, как исторически во времена Российской империи православные ценности воспитывались — неустанным трудом по их утверждению и прославлению, в частности, это выразилось в обустройстве в Иерусалиме Александровского и Сергиевского подворий, принимавших на Святой Земле многочисленных паломников, в т. ч. студентов и молодых людей других сословий.
Секретарь Иерусалимского отделения ИППО Татьяна Евгеньевна Тыжненко выступила с докладом на тему: „Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества – святыня Иерусалима“, в котором рассказала историю археологических раскопок, строительства и функционирования первого подворья ИППО в Иерусалиме, который объединил под одной крышей храм, Порог „Судных врат“ и археологические древности.
Так в „Сообщениях ИППО в августе 1896 года“ можно было прочитать восторженные слова по поводу освящения 22 мая на Александровском подворье церкви в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, святого покровителя Императора Александра III, создателя Палестинского общества: „Когда теперь с вершины Елеонской горы, в ранний час восхода солнечного, обращается взор к храму Воскресения Господа, три креста один за другим блестят в утренних лучах, крест над часовнею гроба Господня, крест над греческим кафоликоном и, впереди всех, крест над Русским домом, как бы стоящий на передовой страже. Да сияет этот крест православной Руси многие и многие годы“. На торжестве освящения присутствовало около 250 человек, помимо 600 православных туземцев, разместившихся по коридором и по террасе. Многие жертвователи и знаменитые художники, такие, как И. Е. Репин и Н. А. Кошелев внесли свой вклад в украшение и обустройство этого подворья. Наши предки старались для торжества Православия и во славу России, российского духовного присутствия на Святой Земле. Поминальные доски почивших деятелей ИППО на Александровском подворье являются мемориалом добродетели, совершенной подвижниками ИППО в 19–20 веках. Сейчас настали благоприятные времена для возвращения памяти об этих трудах и духовных подвигах наших предшественников.
Завершил информационную часть семинара председатель Иерусалимского отделения ИППО Павел Викторович Платонов докладом „Русские паломники на Сергиевском подворье Императорского Православного Палестинского Общества“ в сопровождении мультимедийной презентации с уникальными фотографиями 19 века.
По сохранившимся свидетельствам, жизнь паломником на подворье была не только удобной, но и насыщенной, во дворике подворья регулярно проводили вечерние чтения для паломников с рассказом о посещении святых мест, что приносило немалую духовную помощь паломникам, организовывали торжества по праздничным датам. Вот, например, какие незабываемые впечатления получили воспитанники местных школ Палестинского общества, которые приняли участие в праздновании 25-летней годовщины ИППО в 1907 году. С утра они присутствовали на торжественном богослужении в Троицком соборе, по окончании которого все приглашенные участники торжества и служащие в учреждениях Общества отправились в помещение Сергиевского подворья. Здесь в зале первого класса, представитель Общества Ю. Н. Писаревский принимал поздравления и приветствия с знаменательным в деятельности Общества днем. К вечеру все вновь собрались на братскую трапезу, после которой началось народное гулянье и танцы под турецкий военный оркестр. „Праздник закончился в 10 часов вечера. В общем, он прошел очень оживленно, доставив удовольствие как русским деятелям в Иерусалиме и учащимся в школах Общества, так и местному разноплеменному населению. Особенно радовались торжеству арабские девицы-воспитанницы Бейт-Джальской учительской семинарии. Для них все было ново и оригинально в этом торжестве – и военная музыка, и эффектная иллюминация, и оживленное гуляние многочисленной городской публики. Зная русский язык, они очень искусно спели русский народный гимн и некоторые русские песни и этим вызвали большое удивление и восторг среди находившихся в Иерусалиме русских паломников. Воспитанницам были предложены ужин и сласти. Вследствие позднего окончания праздника, они должны былии переночевать на Сергиевском подворье, а на другой день, в сопровождении учительниц, ходили поклониться Гробу Господнюи обозревали храм Воскресения“,— описывали очевидцы.
По окончании научной части семинара председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов провел общеобзорную экскурсию для гостей и участников семинара по Сергиевскому подворью и показал уникальные артефакты будущего музея русского духовного и культурного присутствия в Святой Земле под эгидой Императорского Православного Палестинского Общества: уникальный путеводитель по Святой Земле 1907 года, письмо председательницы ИППО Великой княгини Елизаветы Федоровны вице-председателю Аничкову 1905 года, паломническую книжку, паломнический паспорт, трудовые книжки работников подворья, и многие другие интересные документы.
На память о семинаре П. В. Платонов подарил всем присутствующим наборы открыток с видами Святой Земли.
Семинар показал, что Императорское Православное Палестинское Общество постепенно возвращается в полный формат своего гуманитарного исторического присутствия в Иерусалиме. Возрождена традиция народных Сергиевских чтений на Сергиевском подворье, научные мероприятия Общества собирают на Святой Земле ученых с разных уголков России для дискуссии по самым актуальным проблемам современной науки, культуры и общественной жизни. Консолидация усилий ИППО по возрождению русского духовного, культурного и политического присутствия России в Святой Земле самым активным образом способствует сохранению христианских добродетелей, как никогда имеющих важное значение для социализации российской молодежи в условиях глобального общества.
5 мая 2010 года
Иерусалим, Сергиевское подворье
Иерусалимское отделение ИППО
Фото: Ларисы Платоновой