130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо
130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)
155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме
190 лет
Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО
Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин
Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова
В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой
Приглашаем в паломничество по Святой Земле
Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму
Иерусалимское отделение ИППО разместило в Интернете выпуски "Иерусалимского вестника"
Иерусалимское отделение ИППО переиздало раритетную книгу Джона Гейки о Святой Земле
«Явление Святой Руси в европейском Петербурге» К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма. Д.Б. Гришин
Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. П.В. Платонов
Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов
Цикл статей П.В. Платонова о русских монастырях и храмах на Святой Земле
Монастырь святой Екатерины - древний привал паломников по дороге в Палестину и Иерусалим
«СП» совместно с Костромским региональным отделением Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) продолжает цикл публикаций о памятных местах Святой земли и чтимых православных святынях костромского края.
Но сегодня мы из Святой земли переместимся несколько западнее - на Синайский полуостров, через который проходил путь основной массы паломников, направлявшихся в Палестину и Иерусалим. Пристанищем, молитвенной обителью и местом поклонения многих паломников, прежде чем они сделают свои первые шаги по Святой земле, долгие века был и остается монастырь святой Екатерины, расположенный в центре Синайского полуострова, у подножия горы Синай.
Панорама Синайского монастыря.
Фото Владимира Шелгунова, действительного члена ИППО
Первые насельники
Первые монахи на Синае появились уже в III веке. Это были отшельники, проживавшие в небольших пещерах, лишь по христианским праздникам собиравшиеся вместе для общей молитвы и совместных душеспасительных бесед.
В 330 году монахи Синая обратились к матери византийского императора Константина Елене, прославившейся утверждением христианства в огромной империи и глубокими археологическими изысканиями христианских святынь на Святой земле, с мольбой о постройке возле Неопалимой купины (легендарного горящего, но несгораемого куста, от которого, услышав божественный призыв, Моисей начал выводить свой народ из Египта в Обетованную землю) небольшой церкви, посвященной Богородице, и каменной башни для укрытия монахов от набегов кочевников.
Екатерина и ее сын император Константин удовлетворили эту просьбу, и уже к концу IV века на Синае возникла процветающая монашеская община, куда устремлялись христиане со всех уголков Византийской империи.
Еще одно деяние Юстиниана
Дальнейший толчок развитию монастыря дал византийский император Юстиниан Великий, правивший в середине VI века. За тридцать восемь лет своего правления он, путем военных походов, сумел не только расширить границы своей империи (площадь Византии тогда стала максимальной за всю ее тысячелетнюю историю), но и дать своим подданным новое законодательство - созданный на основе римского права Кодекс Юстиниана, упорядочивший государственное устройство на многие века вперед.
Именно в это время Юстиниан Великий приказал воздвигнуть вокруг монастыря мощные крепостные стены, а также направил в эти места военный гарнизон для защиты монашеской братии.
До сегодняшнего дня сохранилась древняя надпись над главными монастырскими воротами: «С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царем ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его». По этой надписи много веков спустя русский ученый епископ Порфирий (Успенский) установил точную дату окончательной постройки монастыря - 557 год.
Под защитой пророка
Когда в 625 году арабы завоевали Синайский полуостров, монастырская братия направила делегацию в Медину, где пророк Мухаммед вручил монастырю, имевшему к тому времени огромный авторитет и мировую известность, охранную грамоту. Кроме того, монастырь был освобожден от уплаты налогов. Этот документ, защищающий христианский монастырь, скрепленный отпечатком руки Мухаммеда, с 1517 года хранится в Стамбуле как одна из реликвий мусульманской культуры.
С распространением в Египте ислама в монастыре святой Екатерины строится мечеть, сохранившаяся до наших дней. Несмотря на ту, достаточно суровую эпоху, в монастырских стенах тогда сумели сосуществовать две религии, обретшие мировое значение.
Эпоха Крестовых походов породила к жизни Синайский орден крестоносцев, который взялся охранять по дороге в монастырь паломников из Европы. Тогда же в монастыре, наряду с уже существовавшими православным храмом и мечетью, возводится католическая часовня.
В пределах Османской империи
Когда в 1517 году Египет, включая Синай, завоевали турки-османы, права монастыря остались неизменны: по-видимому, настолько большое значение для турок-османов, исповедующих ислам, имела древняя защитная грамота пророка Мухаммеда и авторитет самого монастыря святой Екатерины.
Монастырь, находящийся в пределах Османской империи, вел обширную культурную и просветительскую деятельность: в XVIII веке на острове Крит была открыта духовная школа для греческих священников, а подворья монастыря появились в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в далекой Индии.
Русский вклад
Давние и прочные связи с древности связывали монастырь святой Екатерины с Московским государством, а позднее - с Российской империей.
Уже в 1375 году в Москву из Синая прибывает митрополит Макарий, получивший от московских властей щедрую милостыню для монастыря.
Русский царь Иван Грозный, поддерживавший тесные контакты с монастырской братией, в 1558 году направил к восточным патриархам особое посольство, которое везло в дар монастырю златотканый покров на мощи святой Екатерины.
В XVII веке, в первые годы после преодоления Смуты, на Русь приехали сразу два высокопоставленных восточных архипастыря: синайский архимандрит и иерусалимский патриарх. Они приняли участие в соборной молитве у мощей святого Сергия Радонежского.
С этого времени на нужды монастыря из России регулярно направляются щедрые пожертвования. Одновременно синайское духовенство принимает активное участие в духовной жизни русского государства. К примеру, синайский архиепископ Ананий был участником Большого Московского собора 1666-1667 годов.
А в 1689 году от имени царей Петра и Иоанна царевна Софья объявила о покровительстве России над монастырем: «в призрение свое государское святую гору и монастырь... для единения христианские веры принять изволили». Вместе с царской грамотой в монастырь была отправлена в дар серебряная рака для мощей святой Екатерины, изготовленная на средства царевны Софьи.
Тесное сотрудничество монашеской братии и руководителей монастыря с Россией продолжалось и впоследствии. Так, в середине XVIII века монастырь открыл свое подворье в Киеве, в 1860 году император Александр II послал в дар монастырю новую раку для мощей святой Екатерины, а спустя одиннадцать лет направил на Синай еще одно пожертвование - девять колоколов, в которые и по сей день звонят в древней обители.
В 1887 году русский исследователь Алексей Данилевский составил каталог икон монастыря. Затем эстафету духовного и просветительского сотрудничества приняло Императорское Православное Палестинское общество, которое опубликовало значительное количество материалов об истории монастыря и развитии христианства на Синае. В настоящее время это сотрудничество продолжается.
Опубликовано 26.11.2015
Материалы рубрики «Наши Палестины» выходят по благословению епископа Костромского и Галичского Ферапонта
Составитель и редактор рубрики - председатель Костромского отделения Императорского Православного Палестинского Общества протоиерей Дмитрий Сазонов