130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо
130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)
155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме
190 лет
Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО
Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин
Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова
В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой
Приглашаем в паломничество по Святой Земле
Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму
Иерусалимское отделение ИППО разместило в Интернете выпуски "Иерусалимского вестника"
Иерусалимское отделение ИППО переиздало раритетную книгу Джона Гейки о Святой Земле
«Явление Святой Руси в европейском Петербурге» К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма. Д.Б. Гришин
Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. П.В. Платонов
Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов
Цикл статей П.В. Платонова о русских монастырях и храмах на Святой Земле
6 мая 2015
С 18 марта по 24 мая 2015 года в Главном штабе в рамках Года современной фотографии в Эрмитаже проходит выставка «Ксения Никольская. Пыль. Забытая архитектура Каира».
Автор концепции и куратор выставки – М. Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, почетный член и председатель Санкт-Петербургского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2015), который предваряет вступительное слово М. Б. Пиотровского. Авторы статей – М. Б. Пиотровский, К. Никольская, О. Барак, М. Шульц.
Синяя комната, дворец Сакакини, Каир, 2007
Красная столовая, дворец Серагельдин, Каир, 2006
С 2006 по 2011 год петербургский фотограф Ксения Никольская, занимаясь изучением истории, культуры и топографии египетской столицы, снимала памятники каирской архитектуры колониальной эпохи. Заброшенные полуразрушенные особняки, дворцы, виллы и общественные здания, находящиеся на задворках современной жизни города, являют собой историю европейского присутствия в Египте. Ныне покрытые слоем пыли роскошные интерьеры этих домов создавались под влиянием лучших образцов французской архитектуры эпохи барона Османа.
Европейские коммерсанты и дипломаты, наводнившие Каир во второй половине XIX века и прибравшие к рукам экономику и политику страны, и богатые египтяне, путешествовавшие во Францию и проникавшиеся модными веяниями, создали не только новые городские кварталы, но и не виданный ранее в Египте стиль жизни. Пышные приёмы, собиравшие весь цвет международной экономической и политической элиты, финансовые аферы и миллионные предприятия, закрытые клубы в английском стиле, элегантные казино и щегольские рестораны на фоне бедности и запустения старых районов стали характерными атрибутами новой эпохи.
Именно этот Каир времён хедива Исмаила стал одним из главных врагов Египетской революции 1952 года. Магазины, рестораны и кабаре, излюбленные места отдыха и безудержных трат европейцев, уничтожались революционерами как символы ненавистной им власти иностранцев. С приходом нового правительства европейцы резко лишились всех своих привилегий и постепенно покидали город. Роскошные виллы и дворцы европейских кварталов невозможно было продать, а оставаться в них было не только бессмысленно, но и небезопасно. В отсутствие хозяев здания ветшали, горели и разрушались, многие из них были национализированы, перестроены, приспособлены для нужд просвещения и бюрократии, или просто снесены.
Эти запущенные и покинутые дворцы ушедшей эпохи запечатлены на фотографиях Ксении Никольской очень вовремя. Скоро они или исчезнут, или будут восстановлены и отреставрированы, и станут частью нового псевдобогатого Египта, новой туристической достопримечательностью и памятниками уже другой эпохи.
Египетские пирамиды – одно из семи чудес света – известны всему миру. Ежегодно тысячи людей приезжают в Египет, чтобы увидеть их – исполнить свою детскую мечту. Загадочные, исполинские, манящие, они приходят в нашу жизнь со страниц детских энциклопедий и непреодолимо влекут к себе. Будь то многомесячное и многотрудное странствие путешественника XIX века, или пятичасовой авиаперелет современного европейца, – путь к пирамидам лежит через Каир.
Многонациональный, шумный, несколько неопрятный центр Каира являет собой пеструю смесь древнего и современного, Запада и Востока. Историю активного взаимодействия и взаимовлияния этих культур принято отсчитывать от Египетского похода Наполеона. Французская оккупация продлилась всего четыре года (1798–1801), но последствия ее стали судьбоносными для города. Принесенный Наполеоном дух европейской культуры не только сформировал основные черты традиционных колониальных отношений, определивших историю Египта на следующие полтора столетия, но и сделал франкофильство доминирующей культурной ориентацией.
В 1867 году правитель Египта хедив Исмаил, получивший образование во Франции, посетил Всемирную выставку в Париже, ознакомился с проектом перепланировки французской столицы знаменитого барона Османа и загорелся идеей перестройки центральной части Каира в соответствии с новейшими градостроительными идеями. Приглашенные архитекторы и инженеры (большей частью французские и итальянские) закладывали в старом средневековом городе новые «европейские» районы с регулярной планировкой улиц и современной архитектурой. Так рождался «Париж на Ниле». Так рождалась Прекрасная эпоха в Каире – эпоха фешенебельных вилл и дворцов, эпоха путешественников, коммерсантов и авантюристов, эпоха баснословных состояний и безудержных трат, пышных приемов и закрытых клубов, эпоха казино, кофеен «Гроппи» и отеля «Шепердс». Здесь роскошь всегда соседствовала с бедностью, и это соседство стало характерной чертой каирского образа жизни.
Портрет работы Надара, Каср Аль-Дубара (дом Махмуда Сабита), Каир, 2008
Пустая квартира на улице Махмуда Басьюни, Каир, 2010
Комната Барби, Вилла Каздагли, Гарден Сити, Каир, 2010
Ксении Никольской удалось запечатлеть не только сами памятники египетской архитектуры колониализма, но и дух ушедшей эпохи. Заброшенный интерьер всегда имеет много прелести и достоинств, в нем остановившаяся жизнь и рассказ, уводящий в прошлое. Время стоит и раскручивается обратно, и происходит это в обрамлении интерьера и вещей, которые, словно в музее, приобрели другой контекст существования, не менее интересный, чем в их прежней реальности. При взгляде на них ушедший Египет можно почувствовать лучше, чем если бы мы увидели подлинные фотографии той эпохи.
Тысячи путешественников, приезжающих в Египет посмотреть на пирамиды, делают миллионы фотоснимков памятников древности, утопающих в песках. Они преодолевают километры туристических маршрутов по улицам, музеям и паркам чужой страны. Пыль неизбежно оседает на их обуви, скрипит на зубах. От нее хочется отряхнуться, протереть объектив, чтобы четче увидеть эффектные и впечатляющие памятники прошлого. Но иногда стоит свернуть с привычного маршрута, остановиться перед покосившимся домом, чтобы увидеть другую, еще живую историю.
Выставка «Ксения Никольская. Пыль. Забытая архитектура Каира» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков.