22 января 2015 года в Центре Императорского Православного Палестинского Общества в Москве состоялась международная научно-практическая конференция «Русский мир и Святая Земля: страницы прошлого и живая летопись настоящего». Конференция прошла в рамках направления "Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие" XXIII Международных Рождественских образовательных чтений.
Организаторы конференции: Шахтинская епархия Донской митрополии РПЦ (МП), Ростовское отделение Императорского Православного Палестинского Общества, кафедра "Православная культура и теология" Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО Донского государственного технического университета.
В начале конференции прозвучали приветствия участникам конференции.
Приветствие Председателя Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Вадимовича Степашина зачитал управляющий делами ИППО Михаил Иванович Калинин.
В приветствии, в частности, говорится:
"Императорское Православное Палестинское Общество исторически успешно сочетает в себе традиции плодотворного соработничества государства и Церкви при широкой общественной поддержке в деле укрепления и расширения российского присутствия на Святой Земле.
Общими усилиями всех патриотических созидательных сил будем способствовать формированию объективного образа России в глазах населения ближневосточного региона, будем стремиться, чтобы Отечество наше стояло на прочном духовном фундаменте, который зиждется на вечных ценностях и национальных традициях.
Ваш актуальный научно-просветительский проект ставит важные задачи консолидации и расширения Русского мира, осмысления православной культуры вообще, и традиций паломничества, в частности, популяризации научного палестиноведения и гуманитарного сотрудничества с народами библейского региона. Важным обстоятельством со значительным воспитательным потенциалом является активное и деятельное участие в таких проектах студенческой молодёжи".
Благословил работу конференции Преосвященнейший Симон, епископ Шахтинский и Миллеровский. Он в своем приветственном слове к участникам конференции подчеркнул:
"Появление и развитие идеи Русского мира как единого пространства русской культуры, русского языка, определённого цивилизационного выбора и особой модели развития в эпоху духовного опустошения, охватившего современный мир, представляется важным, консолидирующим фактором созидания России.
Отрадно, что активное участие в конференции, посвящённой духовно-нравственной, церковно-исторической и культурологической проблематике, наряду с маститыми учёными принимает и студенческая молодёжь".
С приветствием выступил первый заместитель Главы Администрации г. Шахты Игорь Иванович Медведев. Он передал собравшимся приветственные слова от себя лично и от имени Главы Администрации города Шахты Дениса Ивановича Станиславова.
"Сегодня мы понимаем, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Для народов Русского мира объединяющим фактором является православная вера и связанная с ней духовная сфера и культура.
Трудно переоценить значение деятельности ИППО для продвижения идеалов мира и добра на Святой Земле, формирования объективного образа нашей страны у населения Палестины и государств библейского региона, развития доверия и взаимопонимания, гуманитарных и духовных связей между народами.
Отрадно, что вы поднимаете волнующее общество темы, – проблемы просвещения, созидания духовности, осмысления национальной и мировой культур, защиты традиционных для нашей страны нравственных ценностей. Несомненно, это те сферы, где необходимо расширять взаимодействие государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций.
Уверен, что работа конференции будет способствовать осмыслению феноменов Русского мира, Русской Палестины, православной культуры; станет полезной площадкой профессионального общения учёных, педагогов и общественных деятелей".
Пресс-секретарь Шахтинской епархии, заместитель заведующего кафедрой "Православная культура и теология" Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ДГТУ, действительный член ИППО Илья Геннадиевич Шарков зачитал приветствие из святого града Иерусалима - от представителя ИППО в Израиле, председателя Иерусалимского отделения ИППО Павла Викторовича Платонова. В нем, в частности, отмечается:
"Очень символично, что конференция, организованная при содействии Императорского Православного Палестинского Общества, посвящена связям России и Святой Земли, как историческим, так и современным.
Мы из святого града Иерусалима особо приветствуем выбранную тему. С каждым годом количество паломников из России увеличивается. Мы каждый день наблюдаем, что стремление поклониться Гробу Господню влечет в святой град тысячи паломников не из праздного любопытства, не ради приобщения к истории, а ради прикосновения к неиссякаемому благодатному источнику, ценнее которого больше нет на планете".
Завершил приветственные обращения член ИППО, представитель палестинского посольства советник-посланник доктор Ахмед Хазаль, который отметил, что последним российским проектом в Палестине, который очень благожелательно воспринят в Палестине, стало строительство школы в Вифлееме, где планируется преподавать русский язык в качестве иностранного. Д-р Хазаль выразил надежду на столь же плодотворное укрепление дальнейших российско-палестинских связей и пожелал успеха участникам конференции.
В ходе конференции прозвучали почти два десятка интересных докладов представителей ИППО, Шахтинской епархии, преподавателей и студентов донских вузов (см. программу). Были рассмотрены самые разные аспекты связей России со Святой Землей, Афоном, Константинополем - богословские, аксиологические, духовно-культурные, даже ботанические...
Остановимся подробно лишь на тех выступлениях, которые отразили проблематику современной деятельности Палестинского Общества в ретроспективе его истории и в свете уставных целей, задач, направлений.
С докладом на тему "Зиждитель Русской Палестины. Деятельность ИППО в Святой Земле" выступил заместитель Председателя ИППО Юрий Алексеевич Грачёв. Он обратил внимание присутствующих на то, что за сто с лишним лет ничего не изменилось в главной составляющей деятельности Императорского Православного Палестинского Общества - финансовой. Как в истории, так и в живой летописи настоящего, все проекты требуют финансирования, расчета окупаемости и вложения средств. Причем, в нынешних экономических условиях эта сторона деятельности не поддается долгосрочному прогнозированию, например, из-за скачков курса доллара.
В то же время в планах Общества значатся такие проекты, как создание музея на Сергиевском подворье в Иерусалиме, открытие собственной структуры в Москве, которая бы целенаправленно занималась организацией разноформатных поездок на Святую Землю - от экскурсионных до паломнических.
Принимающая структура на Святой Земле в лице Иерусалимского отделения ИППО уже создана, разработаны эксклюзивные программы с учетом истории Русской Палестины, с проведением просветительских Сергиевских чтений для паломников.
К активизации паломнической деятельности под эгидой ИППО неоднократно призывал Святейший Патриарх Кирилл, выступая на Конференциях ИППО. К этой цели Общество не перестает стремиться, даже несмотря на объективные трудности, ведь паломническая деятельности до сих пор никак не регулируется на законодательном уровне.
Юрий Алексеевич подчеркнул, что в настоящее время Общество накопило большие пласты новостных и информационных материалов по темам современной деятельности Общества, истории ИППО, Русской Палестины и паломничества, представленных на сайтах ИППО - ippo.ru, old.ippo.ru, jerusalem-ippo.org, а также на сайтах информационных партнеров - Россия в красках и Православный поклонник на Святой Земле, и продемонстрировал их на экране, показав, как выйти на эти площадки с главной страницы нашего сайта IPPO.Ru.
Подводя итог своему выступлению, Ю.А. Грачёв отметил: "Наша деятельность направлена в вечность! Именно из этого надо всегда исходить, говоря о том, что мы делаем или уже сделали".
С докладом на тему "Религиозное паломничество в период глобальной нестабильности: исторические и цивилизационные аспекты" выступил заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, президент Международной общественной туристской академии, член Совета Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Юрьевич Житенёв.
Он отметил, что русский народ исконно стремился не только к святым местам внутри России, но и святыням Вселенского Православия. Традиция паломничества на Святую Землю насчитывает несколько веков и прерывалась дважды, оба раза почти на столетие. Первый раз это случилось в XIII веке, во время татаро-монгольского ига, которое сейчас многими либеральными историками подается как время вовсе не страшное для истории России. На самом деле население крупных городов резко сократилось, в то же время общество сохранило свою религиозность, и как только появилась малейшая возможность, в XIV веке паломничество вновь возобновилось.
Более страшным был перерыв после 1917 года, когда были разрушены религиозные устои. Поездки по святым местам 1990-х годов в целом нельзя назвать паломническими, потому что люди не знали, как вести себя в храме, что такое литургия... Это был религиозный туризм. Фирмы, которые начали такие поездки организовывать, выросшие на базе Интуриста и профсоюзных комитетов, тоже ничего этого не знали и не понимали различий между паломничеством и религиозным туризмом.
Докладчик обозначил различия между этими понятиями. Религиозный туризм - это светский туризм с познавательными и культурными целями. Его участники не совершают церковных ритуалов и обрядов. В то же время Святейший Патриарх Алексий в свое время указывал, что иногда из таких поездок туристы возвращаются верующими людьми.
Паломничество - это религиозная деятельность, в ходе которой люди поклоняются святым местам, находящимся за пределами их места жительства.
В начале двухтысячных годов Русская Православная Церковь сумела создать свою структуру паломнических центров, которые открывались при епархиях, приходах, монастырях.
Говоря о паломничестве в период нестабильности, докладчик обратил внимание, что в настоящее время много факторов оказывает влияние на развитие паломничества - это и рецессия в экономике, причем мировой кризис продолжается во всех странах мира, и общественно-политические процессы в разных странах, которые можно назвать цивилизационным кризисом. Учитывая, что Россия вписана в эти глобальные мировые процессы, которые испытывают определенную деформацию, нас это тоже затронет и в сфере туризма.
По оценкам всемирных организаций, в сферу международного туризма вовлечен 1 млрд. туристов, их обслуживает огромная экономическая инфраструктура.
В настоящий момент, по мнению докладчика, идет крах гайдаровской экономики, и по отношению к туристической сфере, это не просто колебания маятника, а крах всей системы, связей и закономерностей, заложенных в 1990-е.
По прогнозам Сергея Юрьевича, международное паломничество должно резко сократиться, потому что будут увеличиваться расходы на транспорт, дорожать инфраструктура приема. Экономическая структура не выдержит. В некоторых странах, в том числе Ближнего Востока остро стоит проблема воды, ее добывание, меры экономного расходования - это большие затраты, что тоже будет отражаться на удорожании поездок. А паломники, как правило, люди небогатые.
Выход в такой ситуации, по мнению докладчика, лежит в области социального паломничества, когда кто-то - государство, профсоюз, благотворители доплачивают паломникам или за проезд, или за проживание, или за питание. Такой пример есть в странах Европы, в Канаде, Австралии и США, где пенсионерам доплачивают за туристические поездки, поэтому там путешествуют в общей сложности 400 млн. пожилых людей. "Вопрос о социальном паломничестве можно ставить, но пока я не вижу источника финансирования", - отметил С.Ю. Житенёв.
Кроме того, в современных реалиях Ближнего Востока, где усиливаются гонения на христиан, разрушения инфраструктуры, может встать вопрос о безопасности поездок в этот регион. А значит, международное паломничество будет сокращаться, и начнут возрастать внутренние поездки по святым местам России.
С продолжения темы социального паломничества начал свое выступление заместитель Председателя ИППО, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук Николай Николаевич Лисовой. Его доклад назывался "Русская Палестина как историческая реальность и национальный проект". Он начал с исторической реальности. Вспомнил, как вместе с С.Ю. Житенёвым они занимались в 1990-е годы различными аспектами паломничества, в том числе и богословскими, провели множество конференций, издали множество книг. Вспомнил, что и тогда уже поездки постепенно дорожали и дорожали. Но в ходе дискуссий никто никогда не обозначил, что русское православное паломничество всегда было социальным, иного просто никогда не было.
Докладчик привел несколько цифр из истории дореволюционного паломничества под эгидой ИППО, о котором так много любят вспоминать. Всего до 1914 года русские постройки в Иерусалиме приняли 86 тысяч паломников. Для того времени, это безумная цифра. Есть данные, сколько из них каким классом проехало на пароходах от Одессы до Яффы: 120 человек - 1-м, несколько сотен - 2-м, а остальные проехали социальным способом, частично - 3-м классом, а основная масса - просто на палубе.
То же было на Святой Земле. При Палестинской комиссии проживание на русских постройках было бесплатным. При создании ИППО В.Н. Хитрово предложил отказаться от такого подхода, чтобы не плодить паразитов и пьяниц, каковые среди паломников тоже были. Была введена плата 13 копеек в день, которая включала обед, 10 стаканов чая, хлеб, постель, мыло. Конечно же, на самом деле это стоило гораздо дороже. Поэтому Палестинское Общество было одной из самых щедрых благотворительных организаций России. В 1907 году в своем рескрипте по случаю 25-летия ИППО император Николай II привел цифру паломников, которых ИППО принимало в год, - 10-11 тысяч человек, одномоментно на Пасху в Иерусалим съезжалось до 6 тысяч человек.
Число паломников все время росло, и нужно было строить подворья. Возникает вопрос, на какие деньги? Это второй аспект исторической реальности. Да, Палестинское Общество собирало пожертвования, но народные деньги не могли покрыть таких расходов, и строительство всегда было дотационным из государственных источников. На рубеже XIX - ХХ веков бюджет Общества составлял примерно 400 тыс. тогдашних рублей, из них только 50-60 тыс. составляли народные пожертвования, остальное покрывало государство. Императорское Православное Палестинское Общество делало социальным паломничество, благодаря государственной поддержке. Но это стало невозможным сегодня.
Как в современных условиях осуществлять православное паломничество без поддержки, если по наблюдениям, православные верующие в нашей стране живут беднее других слоев населения. Докладчик привел в пример себя, что его месячной зарплаты в академическом институте не хватит на неделю паломничества в Святой Земле, а раньше паломники заезжали к Рождеству, а возвращались после Пасхи. В то же время мусульманский хадж поддерживается на уровне государства и организационно, и материально, а православное паломничество нет.
Н.Н. Лисовой задал риторический вопрос, в стране с православными ли традициями мы живем, и перешел к раскрытию понятия "национальный проект" применительно к Палестинскому Обществу. Выступающий отметил, что в названии конференции использовано словосочетание "Русский мир", которое сейчас принято понимать как сообщество русских людей, живущих в чужих странах. Но эта трактовка не совсем исторична. Есть более древний синоним этого понятия - «Римский мир» (“Pax Romana”), который означал Римскую империю, создающую условия для нормальной жизни своих пределов. Слово "мир" здесь нужно писать в дореформенной орфографии - мiр, как умиротворение, которое обеспечивала жесткая имперская структура. Чтобы преподобный Серафим Саровский мог тысячу дней молиться на камне, чтобы Церковь могла нести свое служение, империя геополитически должна обеспечить мир, защиту, безопасность.
Важнейший национальный проект, которым было Императорское Православное Палестинское Общество, задумывался в первую очередь как геополитическая ось для духовной связи России с Иерусалимом, с которого собственно и начиналось русское присутствие в мире. Паломники зримо обозначали российское присутствие в святом граде. Деятельность по перевозке паломников начало осуществлять еще до появления Палестинского Общества Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), которое возникло взамен Черноморского военного флота, которого Россия лишилась по итогам Крымской войны. Все капитаны судов РОПиТа были военными, на 50% и больше это акционерное общество финансировалось из казны. Всем было понятно, что паломники не смогут принести коммерческую прибыль, но они нужны, чтобы обеспечить единение Российской империи со Святой Землей.
Ради того, чтобы единственный в мире духовный ориентир был у русской культуры, и осуществлялась вся эта работа на Святой Земле по созданию Русской Палестины. Для этого создавалась Русская Духовная Миссия, генеральное консульство, Палестинский комитет, Императорское Православное Палестинское Общество.
Более того, заключил докладчик, Палестинское Общество и сейчас существует для этой связи, но в настоящее время немногие люди во власти это понимают. Современные политики порой даже не догадываются, что успешная политика всегда базировалась на духовных основах, которыми жило общество. На самом деле нашему Палестинскому Обществу нужно помочь вернуться к прежнему размаху деятельности, чтобы вернуть устоявшийся мировой порядок, на котором стояла Святая Русь. Без него мы пропадаем, многие современные российские реалии происходят от утраты связи со Святой Землей.
Следующим выступил пресс-секретарь Шахтинской епархии, заместитель заведующего кафедрой "Православная культура и теология" Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ДГТУ, действительный член ИППО Илья Геннадиевич Шарков. Его доклад назывался "Донская ветвь древа Русской Палестины: лица и судьбы".
Илья Геннадиевич конкретизировал тему Русской Палестины, так как за любым глобальным феноменом стоят конкретные люди, и показал вклад донских членов ИППО в историю и современную деятельность Палестинского Общества. Он рассказал о первом уполномоченном ИППО в Таганроге, главе отделения РОПиТ, будущем генерале Ипполите Ильиче Чайковском, брате знаменитого композитора, о Вере Андреевне Ищенковой, пожертвовавшей ИППО свой дом для приема паломников, ожидавших в Таганроге пароходов, о знаменитом художнике И.К. Айвазовском, подарившем свою картину "Хождение по водам" в часовню нового приюта ИППО и о других людях, внесших свои лепты в развитие ИППО в Таганроге. В 1895 году был открыт Донской отдел ИППО, собиравший средства в пользу Общества, проводивший палестинские чтения с рассказом о Святой Земле. Причем, как отметил докладчик, это не была академическая среда, это был мудрый просветительский проект для тысяч обычных горожан и жителей окрестных сел.
Особое место в докладе было уделено личности последнего флигель-адъютанта императора Николая II генерала Михаила Георгиевича Хрипунова, которому была суждена долгая жизнь. Выпускник Донского кадетского казачьего корпуса, вынужденный эмигрировать из России, он нашел свое место на Святой Земле, где был чтецом в Гефсиманском монастыре, пел на клиросе, а потом возглавил работу эмигрировавших членов Палестинского Общества, которые пытались работать на Святой Земле в условиях изоляции от России, сохраняя русские постройки. Уникальные люди, которые увезли в своих сердцах память о России, мечтавшие вернуться, но нашедшие последнее пристанище на чужбине.
Ростовское-на-Дону отделение ИППО было возрождено в 2007 году. В настоящее время отделение организует паломнические поездки по святыням Донского края, проводит научные конференции на темы Святой Земли и России. "Звоним в маленький колокольчик, где рушились храмы и монастыри, где на долгие десятилетия прервались духовные традиции".
Хорошей иллюстрацией разносторонней деятельности членов Ростовского отделения ИППО стали выступления заслуженного художника России, академика РАХ скульптора Сергея Михайловича Исаковаи иерея Симеона Есина. Сергей Михайлович рассказал об установке православных скульптур святым в разных городах нашей страны, а иерей Симеон поделился планами создания ландшафтного сада библейских растений подворья Покровского кафедрального собора г. Шахты. Из примерно 120 растений, упомянутых в Библии, в этом саду планируется развести около половины, которым подходят климатические условия региона, часть из них будут выращиваться в теплице. В саду также будут размещены скульптурные группы, посвященные библейским персонажам.
Иерей Симеон Есин на декабрьском заседании Совета ИППО был принят в действительные члены ИППО. Пользуясь предоставившейся возможностью, управляющий делами ИППО Михаил Иванович Калинин вручил ему членский билет и знак Палестинского Общества. Также билет и знак были вручены Хиноеву Давиду Оганесовичу.
В ходе конференции был показан видеосюжет о деятельности Ростовского отделения ИППО, подготовленный студентами ИСОиП (филиала) ДГТУ.
Гости с интересом познакомились с экспозициями Музея истории Императорского Православного Палестинского Общества, которые стали хорошей иллюстрацией к теме конференции.
По окончании конференции всем участникам форума от лица руководства ИППО были подарены издания Палестинского Общества, в том числе последний выпуск научного издания - Православный Палестинский сборник.