130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо
130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)
155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме
190 лет
Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО
Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин
Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова
В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой
Приглашаем в паломничество по Святой Земле
Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму
Иерусалимское отделение ИППО разместило в Интернете выпуски "Иерусалимского вестника"
Иерусалимское отделение ИППО переиздало раритетную книгу Джона Гейки о Святой Земле
«Явление Святой Руси в европейском Петербурге» К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма. Д.Б. Гришин
Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. П.В. Платонов
Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов
Цикл статей П.В. Платонова о русских монастырях и храмах на Святой Земле
18 апреля 2014
В музее Института востоковедения Чикагского университета открылась выставка «В память обо мне: совершение церемоний поминовения умерших на древнем Ближнем Востоке», сообщает Седмица со ссылкой на сайт института.
Во всех культурах на протяжении истории существовали обычаи и ритуалы поминовения и почитания усопших. Организаторы нынешней выставки ставили своей целью показать, как древние жители стран ближневосточного региона относились к умершим, и как в ритуальных церемониях, связанных с загробным миром, выражалось представление о человеческой душе и ее посмертном существовании в Месопотамии, Египте и странах Восточного Средиземноморья.
Центральным объектом выставки является открытый в 2008 г. в окрестностях Зенджирли (на территории современной южной Турции) надгробный монумент, датированный 735 г. до н. э. От имени своего заказчика, одного из царских чиновников Царства Сам’ал (государство со смешанным хеттским и арамейско-аккадским населением, существовавшее в 1-й пол. I тыс. до н.э. в районе горного хребта Аманос, турецкая область Хатай) памятник получил название – Стела Куттамува.
Стела сделана ещё при жизни придворного самалского царя Панамува и была установлена после его смерти. В надписи на монументе, сделанной на одном из диалектов западно-семитских языков, очень близкого к арамейскому, предписывается, чтобы Куттамува поминали с пиршеством. В последних строках описан поминальный обряд, который совершался рядом с надгробием. Фраза «и заколет перед душой моей» в строках 10-11 предполагает, что овцу для поминальной трапезы следовало заколоть перед стелой, и плечо жертвенного животного (символ силы) следовало положить перед стелой для самого Куттамува (строки 12-13). Особое внимание специалистов привлекла фраза «для души моей, которая в стеле сей» в строке 5, на основании которой делается вывод, что тело Куттамува было кремировано, а душа его, как считалось, перешла в данную стелу.
Это один из древнейших документов, в которых говорится о душе, как о чём-то отдельном от тела. Кремация характерна для индо-европейских культур и обычно не встречается среди семитов.
Сама стела хранится в Газиантепском археологическом музее в Турции, однако для чикагской выставки было сделана электронная факсимильная версия оригинального размера.
До открытия стелы ученые даже не были уверены, что в этом регионе изображения заупокойных трапез на других монументах были символическим указанием просьбы умерших, адресованные смотрящему на стелу, совершать ежегодные жертвоприношения животных и плодов винограда, или вина. При этом жертвы, судя по всему, приносились как умершим, так и богам, при этом не только в усыпальницах и в домах, но и в специальных частных святилищах, в одном из которых и была обнаружена стела из Зенджирли.
Несколько других разделов выставки посвящены сходным заупокойным ритуальным практикам Египта, Ирака, Палестины. Артефакты включают в себя: каменные надгробные таблички из Месопотамии с изображением поминальных трапез; египетские деревянные статуэтки людей-поваров и слуг, которые, по представлениям древних, видимо, должны были обеспечивать пищей мертвых; а также каменные фигурки, которые, предположительно, должны были служить вместилищами душ умерших.
Тэги: археология