130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо
130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)
155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме
190 лет
Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО
Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин
Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова
В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой
Приглашаем в паломничество по Святой Земле
Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму
Иерусалимское отделение ИППО разместило в Интернете выпуски "Иерусалимского вестника"
Иерусалимское отделение ИППО переиздало раритетную книгу Джона Гейки о Святой Земле
«Явление Святой Руси в европейском Петербурге» К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма. Д.Б. Гришин
Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. П.В. Платонов
Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов
Цикл статей П.В. Платонова о русских монастырях и храмах на Святой Земле
9 апреля 2019
Археологи во время раскопок в древнейшем районе Иерусалима – так называемым Городе Давида – нашли две печати с еврейскими именами возрастом около 2600 лет. Обе находки были сделаны в руинах здания, которое погибло в пожаре во время разрушения Иерусалима войсками вавилонского царя Навуходоносора II.
В 586 году до нашей эры Иудейское царство окончательно пало под ударами вавилонян. Царь Навуходоносор II захватил Иерусалим, разрушив храм Соломона. Жители страны были уведены в плен. Археологи, работающие в Иерусалиме, нередко находят следы разорения города вавилонянами. Недавно ученые из Управления древностей и Университета Тель-Авива, ведущие раскопки на участке Givati Parking Lot к западу от ворот древнего города, нашли остатки большого общественного здания VI века до н. э.. Обломки обгоревших деревянных балок и следы огня на осколках керамики свидетельствуют, что оно было разрушено пожаром, вероятно тем самым, который сопровождал взятие города Навуходоносором.
Среди руин были найдены две печати. Одна из них представляет собой буллу, то есть оттиск каменной резной печати на глине, которая стала твердой благодаря обжигу. Документ, к которому была прикреплена булла, погиб во время пожара.
Другая находка – это уже непосредственно печать, вырезанная на кусочке агата. Размер каждой из находок около сантиметра.
Анат Мендель-Геберович (Anat Mendel-Geberovich) из Еврейского университета в Иерусалиме по форме букв в надписях датирует обе находки серединой VII – началом VI века до н. э. Археологи особенно отмечают ценность того факта, что печати обнаружены непосредственно в ходе раскопок, так как значительная часть древних иудейских печатей поступает с рынка древностей, и их археологический контекст остается неизвестным.
Надпись на глиняной печати переводится так: ««[принадлежит] Натан-Мелеху, слуге царя» (LeNathan-Melech Eved HaMelech)». Имя Натан-Мелех упоминается в Четвертой книге царств, где говорится о борьбе царя Иосии с распространившимися среди иудеев языческими культами: «и [Иосия] отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень близ комнат Нефан-Мелеха евнуха, что в Фаруриме, колесницы же солнца сжег огнем» (23:11). Слово «евнух» употреблено в синодальном переводе Ветхого завета вслед за Септуагинтой, в некоторых других переводах в данном месте используется слово, означающее «царедворец».
Выражение «слуга царя», уже встречавшееся ученым на других печатях и их оттисках, обозначало высокопоставленного чиновника в Иудейском царстве. Мендель-Геберович отметила, что, поскольку слуга царя был упомянут на печати только по имени, можно предположить, что он был известен всем и не было никакой необходимости добавлять в надпись его родословную. По словам Мендель-Геберович, «хотя невозможно с полной уверенностью утверждать, что Натан-Мелех, упомянутый в Библии, действительно был владельцем печати, невозможно игнорировать некоторые детали, связывающие их вместе».
Вырезанная на куске агата печать содержит надпись: «[принадлежит] Икару сыну Матаньяху» (LeIkar Ben Matanyahu). Имя Матаньяху известно и из Библии, и из других археологических находок, еврейское имя Икар встречается впервые. Хотя буквально оно означает «земледелец», Мендель-Геберович полагает, что здесь оно выступает в качестве личного имени, а не указывает на род занятий.
Фото: (c) Eliyahu Yanai, City of David
Тэги: Израиль, археология, библейская археология, наука