Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Новости

На родине почетного члена ИППО святителя Николая Японского чтут его память

17 августа 2018

 

На месте рождения святого равноапостольного Николая Японского, в деревне Берёза Оленинского района, вместо деревянного установлен новый железный крест. Местные жители предполагают, что он будет стоять до устройства мемориального комплекса в честь их великого земляка. При жизни архиепископ Николай (Касаткин) совершил паломничество в Святую Землю, состоял почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества, дружил с адмиралом графом Е.В. Путятиным и его семьей, ставшими членами-учредителями и почетными членами ИППО.

 

Над рекой Берёзой

 

Деревня, в которой некогда стоял отчий дом святителя, раньше называлась Егорьево – в честь храма, где служил его отец. После Великой Отечественной войны он был полностью разобран. А когда возникла необходимость возрождения церковной жизни, то решили строить не в Берёзе, где жителей практически не осталось, а в двух километрах от деревни, в поселке Мирный.

Здесь, на правом берегу реки Берёзы, 15 лет назад усилиями благотворителей и прихожан был возведен деревянный храм во имя святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского – первый в России, посвященный этому святому.

От прежней церкви, которая находилась у подножия холма, называемого тоже Берёзой, остался котлован.

– Крест – не туристический объект. Он для того, чтобы помнить, где родился святитель Николай. Да и не особенно едут сюда паломники – поселок находится далеко от дорог. Если только по пути в Торопец к патриарху Тихону, – говорит настоятель храма Николая Японского Артемий Рублев.

 

Коренных жителей здесь нет – тех, кто обосновался два поколения назад, уже можно считать старожилами. И поэтому так важно говорить детям то, что они не услышат от бабушек и дедушек: «Вы – наследники и земляки святителя Николая Японского». И местные жители знают, что основатель Русской православной церкви в Японии родился именно здесь, а потом был канонизирован как равноапостольный.

Го, самбо, иероглиф


– Этот человек совершил почти немыслимый подвиг. За короткое время он изучил язык, культуру, душу другого народа! Японская цивилизация и сейчас-то очень отличается от западной, а 150 лет назад люди из Страны восходящего солнца вообще казались инопланетянами. Святой Николай смог понять их настолько, что его, несмотря на напряженные отношения с Россией во время русско-японской войны, воспринимали как учителя. О нем говорили, что он более японец, чем многие жители этой страны, – рассказывает протоиерей Артемий Рублев.

Настоятель храма в поселке Мирный изучает японский язык, интересуется сконцентрировавшей в себе японское мировоззрение игрой го, в Ржеве и Оленино ведет клуб этой игры «Никорай-до». Кстати, сегодня и завтра в Ржеве и Татьеве проходит Всероссийский турнир по го на кубок Николая Японского. Кроме того, о. Артемий является тренером секции самбо. Когда-то епископ Николай благословил Василия Ощепкова на изучение дзюдо и создание русской национальной борьбы. Так в начале прошлого века в нашу страну пришел японский вид единоборства и появился новый – самбо.

 

Протоиерей Артемий Рублев хотел бы побывать в храмах, основанных святителем Николаем.

Но для настоятеля деревенского храма это дорогое удовольствие и, как считает сам батюшка, практически невозможное. Однажды ему удалось все-таки совершить недолгое путешествие в Японию, которое было организовано по линии русско-японских культурных обменов. Он участвовал в двухдневной конференции, которая проходила в Токио в русском посольстве. Но интереснее видеть другую Японию, не мегаполис, а приходы – места, где жил святитель.

Мощи Николая Японского хранятся в соборе Воскресения Христова в Токио, а первая привезенная в Россию из Японии частица мощей святого находится на родине святителя Николая, в храме, названном в его честь.

Духовная миссия


Святитель Николай, в миру – Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года. Когда ему было всего пять лет, его мать Ксения Алексеевна умерла 34 лет от роду. Несмотря на крайнюю бедность, мальчика отдали учиться сначала в Бельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. Востоковед-публицист Семен Недачин писал: «При отсутствии железных дорог юноша должен был тащиться по ужасным и теперь еще Бельским трущобам к губернскому городу Смоленску для получения образования в духовной семинарии. Далеко не все семинаристы того времени ездили учиться на лошадях. Очень многим из них, наиболее бедным, к числу которых принадлежал и мальчик Касаткин, приходилось идти пешком на протяжении свыше 150 верст, чтобы явиться в стены семинарии».

В 1856 году Иван блестяще окончил курс семинарии и был за казенный счет отправлен в Петербургскую духовную академию. Из объявления Святейшего синода он узнал, что Российскому императорскому консульству в Японии нужен священник. В первой половине 60-х годов XIX века Россия стремилась к возрождению, усилилась тенденция миссионерства за рубежом. Консул Японии Иосиф Гошкевич решил организовать русскую духовную миссию, хотя там более 200 лет существовал строжайший запрет на христианство.

Иван Касаткин выказывал выдающиеся способности, предполагалось, что он останется при академии для подготовки к профессорской деятельности, однако молодой человек принял решение отправиться в Японию, что совершенно изменило его судьбу.

В возрасте 24 лет он, на тот момент уже иеромонах Николай, отправляется в Японию и сразу принимается за дело. В первую очередь изучает японский язык, культуру, экономику, историю, занимается переводом Нового Завета. Первые три года стали для него самыми тяжелыми. Молодой миссионер пристально наблюдал за жизнью японцев, посещал их буддистские храмы и слушал проповедников.

На четвертый год он нашел первого своего единомышленника, уверовавшего во Христа. Это был настоятель синтоистского храма. Через год у них появился еще один собрат, потом еще. Через десять лет появился первый православный священник-японец.

Николай-до


К 1879 году в Токио уже насчитывалось несколько училищ – семинария, катехизаторское, причетническое и школа иностранных языков. К концу жизни отца Николая семинария получила в Японии статус среднего учебного заведения, лучшие ученики которого продолжали учебу в России в духовных академиях. В церкви увеличивалось количество верующих на сотни. К 1900 году православные сообщества уже были в нескольких городах Японии.

В 1891 году в Токио был построен Воскресенский собор, получивший в народе название «Николай-до». Его масштаб для японских зданий был внушительным, как и возросший авторитет самого Николая Японского.

Когда Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, духовенство и миряне японской церкви обратились к своему епископу с просьбой не уезжать. Отец Николай не покинул место службы: «Я надеюсь, что объявление военных действий не принесет с собою никакой перемены в деятельности нашей церкви. Катехизаторы будут продолжать проповедовать Евангелие Спасителя, ученики – посещать школу миссии, а я сам отдамся всецело переводу наших богослужебных книг».

 

Редкий такт и мудрость, проявленные святителем Николаем в годы войны, еще более повысили его престиж в глазах японского общества, когда война кончилась. Этот престиж святого способствовал быстрому преодолению психологических последствий войны и расчистил пути к русско-японскому сближению, которое продолжалось до 1917 года.

Ушел из жизни архиепископ Николай 16 февраля 1912 года в возрасте 75 лет. Благодаря его пастырской деятельности были обращены в православие почти 32 тысячи человек, построено 265 православных церквей.

10 апреля 1970 года равноапостольный святитель Николай Японский был причислен к лику святых.

 

Сегодня автономная Японская православная церковь — это три епархии, включающие в себя 150 приходов, на которых служат 40 священнослужителей. Все это – наследие святителя Николая.

 

Протоиерей Иван ВОСТОРГОВ: «Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где русская православная миссия, довольно было сказать одно слово «Николай» и буквально каждый рикша сразу знал, куда нужно было доставить гостя миссии. И православный храм назывался «Николай», и место миссии также «Николай», даже само православие называлось именем «Николай». Путешествуя по стране в одежде русского священника, мы всегда и всюду встречали ласковые взоры, и в словах привета и разговора по поводу нас мы улавливали слухом среди непонятных слов и выражений незнакомого языка одно знакомое и дорогое: «Николай»…»

Автор: Марина БУРЦЕВА

Тверьлайф

Тэги: история православия, русская история

<< назад

версия для печати