– Впрочем, во времена моей молодости он выглядел совершенно иначе, – говорит Беляев. – Если вы присмотритесь, то на стенах увидите остатки барочной живописи. Сложные валютные орнаменты эпохи европейского барокко шли вокруг широкого входа, а также больших окон.
В таком виде собор и предстал во второй половине прошлого века перед исследователями. Долгое время искусствоведы считали, что он был построен при Петре I и послужил образцом для целой серии маленьких ротонд, появившихся в усадебных церквях Подмосковья.
– И это правда, только храм при Петре был не построен, а перестроен, – подчеркивает Леонид Беляев, напоминая, что перед нами стоит памятник архитектуры XVI века. Вернуть собору первоначальный вид помогли результаты археологических раскопок, которые проводились на территории Высоко-Петровского монастыря еще в 80-х годах прошлого столетия.
Работы этого года также преподнесли немало открытий. Сразу за собором когда-то было старое кладбище. В ходе раскопок археологи наткнулись сразу на несколько хорошо сохранившихся надгробий.
– Наши предки с XIV по XVII века клали на могилы, в основном, плоские белокаменные плиты, – рассказывает Беляев. – На эти плиты наносились простые орнаменты, характерные только для Москвы. И в зависимости от его сложности можно было определить возраст артефакта. Однако нам попадались плиты с орнаментом, скажем, явно середины XVII века, тогда как надпись была сделана во времена царя Ивана Грозного, то есть на 70, а то и 80 лет раньше. Как так?
До сих пор научного объяснения у этой временной загадки не было. Но вот теперь археологи нашли сразу две плиты: оригинальную и ее более позднюю копию, которая лежала сверху.
– Это маленькое открытие археологии московского периода доказывает правильность орнаментальной хронологии, – поясняет ценность находки Леонид Беляев, предлагая взглянуть на результаты археологических раскопок за церковью Сергия Радонежского.
Внизу ямы, окруженной кирпичной кладкой, видны пески – это холм, на котором возвели храм. Чуть выше лежит камень, покрытый белым налетом. По-видимому, здесь находилось творило – выложенная досками емкость, предназначенная для гашения извести, которую применяли для строительства храма с его глубокими подклетами и подвалами. Позже вокруг церкви возвели арочную галерею, но к XVIII веку она обветшала и ее начали разбирать. Так что на планах XIX века ее уже нет.
– Все, что вы видите выше трех нижних рядов, выложенных белым тесанным камнем, было построено заново, – заверяет Беляев и ведет группу к найденному на территории Высоко-Петровского монастыря колодцу XVII века. По словам археолога, чтобы построить его на высоком берегу реки Неглинки, монахам пришлось сначала вырыть огромный котлован, а уже потом поставить в него деревянный пирамидальный сруб. Сосновые и еловые бревна колодца идеально сохранились до наших дней. Подземные ключи бьют до сих пор. Реставраторы планируют восстановить древний колодец.
– Надеюсь, когда-нибудь мы сможем испить из него водицы, – сказал на прощание Леонид Беляев.
О новом сезоне проекта "Выход в город" рассказала Галина Маланичева, председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: "У каждого памятника культуры своя длинная история, и знакомиться с ней лучше всего через людей, которые напрямую связаны с тем или иным старинным зданием. Именно поэтому мы стараемся привлекать к своему проекту реставраторов, подаривших вторую жизнь объектам культурного наследия. Так у москвичей появляется возможность пообщаться и задать интересующие их вопросы человеку, который знает о предмете разговора чуть больше, чем все остальные. Новый сезон мы начинаем с экскурсии по Высоко-Петровскому монастырю, где уже сделано множество находок, и непременно будут еще открытия".
В течение двух месяцев Мосгорнаследие организует доступ к 87 объектам культурного наследия, среди которых впервые включены в программу особняк Зиминых в Дегтярном переулке и комплекс Пречистенской пожарной части, и проведет 226 экскурсий. В качестве гидов выступят известные искусствоведы, архитекторы, реставраторы, историки и краеведы.