Для проверки и подробного осмотра, строящегося объекта, Совет ППО 7 августа 1887 г. принимает решение прислать в Иерусалим художника-реставратора П. К. Соколова, чтобы «проверить смету, доброкачественность материалов и стоимость уже оконченных работ, составить подробные соображения о суммах, необходимых для окончания всех предположенных построек, и о всем изложенном представить Совету Общества доклад» [15].
7 января 1888 г. Д.Д. Смышляев пишет подробный доклад Совету ППО, где указывает, что место под будущее Сергиевское подворье было приобретено им в мае 1886 г. у турецкого поданного Мусы Тануса, площадью около 1000 саженей, которое обошлось со всеми расходами 22 329 фр. 25 с. Для составления проекта и сметы будущего здания Смышляевым был приглашен инженер турецкого правительства Георгий Франгия«который и были составлены планы и фасады зданий и по смете исчислено на их сооружение 232,627 франков» [16]. Опасаясь ошибки в смете, Смышляев просит известного Иерусалимского архитектора Конрада Шика подсчитать самостоятельную смету, которая у него вышла в сумму 439, 481 франк. Франгия пересчитывает смету и приходит к цифре 328, 482 фр.
Д. Д. Смышляев дает подробный отчет о тех сооружениях, которые уже были построены к 7 января 1888 года:
«1. Под южным корпусом устроена цистерна, размерами внутри стен 14 сажен длиною, 4 шириною и 3 глубиною; вся внутренность ее покрыта слоем цемента, и в настоящую зиму цистерна эта наполняется водою, которая будет употребляться для предстоящих построек, что избавит от значительного расхода на покупку и подвозку воды, который был для построек необходим в текущем году.
2. Рядом с цистерной построен подвал, размерами внутри стен длиною 5 сажен, шириною 4 и вышиною 5 аршин и с 6 окнами. Подвал отштукатурен и выбелен; в него ведут две каменные лестницы, со двора и кухни.
3. Немного не окончена цистерна для бани, прачечной и поливки садов, размерами внутри стен: длиною 9 сажен 1 аршин, шириною 3 сажени 1 аршин и глубиною 3 сажени 2 аршина.
4. Устроены выгребные ямы: а) под баней и прачечной и рядом б) два отхожих места отдельного северного корпуса; в) два отхожих места западного корпуса и г) два – в восточном угле.
5. Устроен подвал для склада каменного угля. Все эти работы выполнены в цельной скале, при помощи пороха.
6. Выстроен первый этаж восточного корпуса, с воротами на южной стене и пассажем посередине. Большая часть его, от ворот и кончая пассажем, окончательно отделана: настланы плиточные полы, поставлены внутренние стены из камня и из пустого кирпича, оштукатурены и выбелены; вставлены железные задвижки и рамы в окна и навешены двери; рамы и двери окрашены масляной краской. В пассаже расписан потолок, сделаны каменные скамьи для ожидающих. В это части здания 5 комнат жилых и передняя, чулан, контора с окном, выходящим в пассаж, комната для прислужника, лестница в верхний этаж и отхожее место. В пассаже навешены наружные двери, железные, а во дворе деревянные. Все отдельные части здания на зиму покрыты временной черепичной крышей.
7. В южном корпусе окончательно отделана большая столовая для поклонников 3 класса, имеющая внутри стен 5 сажен 1 аршин длины и 5 сажен ширины. В столовую открывается большая ниша, составляющая нижний этаж башни. Ниша эта может служить часовней. В настоящее время столовая служит для чтений поклонникам, которые открыты о. Александром Анисимовым 20 декабря истекшего года.
8. Рядом, в помещении, назначающемся для кухни, водогрейной, пекарни, лавки, кладовой и комнат экономки и прислуги, настланы плиточные полы и устроены сверху железные балки, далее следуют ворота, уже оконченные, и по ту сторону ворот – небольшое отделение на <прп.> кроватей для поклонников 3 класса.
9. Выстроен нижний этаж корпуса, первоначально назначавшегося для гостиницы 1 класса, а затем для помещения поклонников 3 класса. Здесь возведены только стены и уложены балки для потолков.
10. Возведены два амбара и над ними сушило для белья. Амбары эти вполне окончены и уже служат своему назначению; в них настланы каменные плиточные полы и здание окончательно закрыто черепичной крышей.
11. Рядом с ними – здание, назначенное для бани и прачечной; внутри оно пока не отделано, готовы только полы и потолки; но покрыто окончательно черепичной кровлей.
12. На юго-восточном углу зданий устроена башня в три этажа: в подземном она образует нишу, открывающеюся в подвал; в первом этаже – такую же нишу, как уже было сказано, открывающуюся в столовую; во втором этаже башни – витая дубовая лестница, ведущая на верхнюю платформу, с которой открывается обширный вид на окрестности, на все стороны. Башня построена из разноцветного камня – белого и бледно-розового, полосами. Посредине ее, с наружной стороны, высечен рельефом из твердого камня знак Православного Палестинского Общества». [17]
Секретарь ИППО А. А. Дмитриевский в своей работе по истории ИППО описывает отзыв В. Н. Хитрово о проделанных работах на подворье в этот период: «В 1888 г. работы продолжались, но были все еще далеко от конца. Посетивший в этом году Иерусалим В. Н. Хитрово, в письме от 6 июня 1888 г. дает о подворье весьма утешительные отзывы. Фотографии, постоянно присылавшиеся в Общество и наглядно говорившие его членам о росте воздвигаемых сооружений, по словам его, “отчасти дают о нем понятие. Скажу одно, что оно далеко лучше фотографий. Сожалею об одном, что великий князь не увидит их вполне оконченными. В день нашего отъезда в Назарет в них поместилась первая наша паломница – графиня Путятина, чему я крайне рад и доволен”. В новом подворье Д. Д. Смышляев устроил временную столовую для деятелей палестинских школ, съехавшихся на съезд в Иерусалим, а затем и сам перебрался сюда на постоянное жительство. Но в общем работы на постройках шли медленно, в виду недостатка тесанного камня, некоторых неблагоприятных атмосферных явлений (отсутствие дождя), а главным образом благодаря частым столкновениям и неприятностям с консулом Д. Н. Бухаровым, много мешавшим правильному ходу построек. Окончание наших построек предположено было завершить к паломническому сезону 1889 г.»[18].

Член ИППО Графиня О. Е. Путятина - первая паломница на Сергиевском подворье в Иерусалиме
Фото из альбома „Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества 1882–1907“. Изд.1907 г.
Таким образом, в январе 1888 года все основные работы были окончены. Общество планировало еще возведение второго этажа над восточным и южным корпусами, занималось устройством кухни, пекарни, водогрейной, окончательной отделкой и обстановкой помещений для комнат 1 и 2 классов и для 150 чел. 3 класса, а также вывозом накопившегося за время строительства мусора[19].
К сожалению, к октябрю 1888 г. Д. Д. Смышляев подает в отставку с поста уполномоченного ИППО в Иерусалиме и вместо него им становится Н. Г. Михайлов, которого Смышляев подробно инструктирует перед свом уходом «в будущем году предстоит наложить второй этаж на западном корпусе, предназначенном для 3 класса и построить еще один двухэтажный корпус для 3-го же класса и на северном конце места, над готовою уже банною цистерной. Для этих построек необходимо заготовить, в течении зимы, оконные рамы и двери, и сверх того, для готовых уже восточного и южного корпусов оконные ставни (жалюзи), для окон, выходящих на две улицы. Сверх этих работ можно будет, пользуясь дешевизною, заготовить для будущих построек некоторое количество камня (мизи ягуди – для стен, какули – для облицовки окон и наружных дверей)» [20]. Причины ухода Д. Д. Смышляева с должности уполномоченного ИППО в Иерусалиме можно понять из исторической записки секретаря ИППО А. А. Дмитриевского «Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века 1882-1907» в которой он в частности пишет: “Получил Ваше письмо от 20 июля, - писал Д.Д. Смышляев М.П. Степанову, - но успокоюсь, когда Бухаров точно уедет в Стогкольм, а пока он здесь, от него много еще можно ожидать дурного. Вообще я очень выбился из сил, а потому только дождусь великого князя, а потом прошу уволить меня от должности уполномоченного Общества в Иерусалиме, ибо не имею более сил продолжить борьбу с врагами… Я болел, насилу мог написать это письмо. Моего слугу консул не велел пускать на казенные постройки даже за получением с почты моих писем. Не могу более выносить такое положение и еще раз прошу уволить меня, после отъезда великого князя, т.е. в октябре”. И действительно мы знаем, что благодаря своему нервному и впечатлительному характеру, сделавшему его пребывание в Палестине невыносимым, Дмитрий Дмитриевич, по окончании построек, покинул Иерусалим и 7 октября 1889 г. вернулся в родную Пермь, где и скончался 15 ноября 1893 г., оплаканный почитателями его, горячо любившими Святую Землю. Самый факт его удаления из Иерусалима признавался одним из неизменным его почитателей В.Н. Хитрово за крупную потерю для Общества. “Бухаров здесь и едет ли в Иерусалим – не ведаю, - писал он архимандриту Леониду еще 18 декабря 1887 г. – Здесь же Смышляев, про которого также не могу сказать – возвращается ли он в Иерусалим. Это для нас крупная потеря. Что будешь делать? Ни заместить его не берусь, не могу и бросить начатого в Иерусалиме. Для меня совершенно безразлично – вернется ли Бухаров или нет. Полагаю, что, начиная от Доргобужинова и кончая Бухаровым и через длинный ряд их наследников – все они одного поля ягоды, и от всех от них пользы не дождешься не только для нас, но и вообще для русского дела… Иное дело для нас иерусалимские уполномоченные: пошлешь такого, что потом не расхлебаешь каши. С помощью Божьею будем биться, пока силы хватит»[21].
Часть II. Период с 1889 до 1914 года
Освящение Сергиевского подворья
© Архив Иерусалимского отделения ИППО
Н.Г. Михайлов принимает дела по окончательной стадии строительства Нового подворья и уже в декабре 1888 года докладывает М.П. Степанову о медленном ходе работ из-за сильных проливных дождей[22]. 29 апреля 1889 года (12 мая по новому стилю) в день рождения великого князя Сергия Александровича над угловой башней Нового подворья был поднят флаг Императорского Православного Палестинского Общества. Само будущее Сергиевское подворье ИППО было торжественно освящено 1 ноября (новый стиль) 1890 года в день рождения великой княгини Елизаветы Федоровны (в будущем председательницы Императорского Православного Палестинского Общества).
При строительстве Нового (Сергиевского) подворья только к 1890 г., на специально для этой цели поступившие пожертвования, была устроена русская баня, состоявшая из ожидальной, мыльной и парильной и прачечная (из описи имущества Сергиевского подворья 1910 г). За вход в баню не более чем на 1,5 часа платили 5 паричек (около 10-12 коп.). Стирать в бане строго запрещалось. Самостоятельно стирать белье паломники могли в специально для этого устроенных помещениях при общих палатах, используя дрова, купленные на свои средства[23].
Сохранилась опись построек Сергиевского подворья, сделанная помощником управляющего подворьями в Иерусалиме Ю.Н. Писаревским от 10 апреля 1910 г.:
«Сергиевским подворьем занят участок в 4252 кв. метра. На участке находится каменное двухэтажное здание Главного корпуса, огибающее с трех сторон внутренний дворик в виде сада и выходящее на 2 улицы и переулок; с 4-ой стороны (северной), застроено одноэтажными постройками служб, примыкающими к соседнему владельцу.
На углу, при пересечении двух улиц, при здании построена каменная башня с выходом на террасу с плоским плиточным покрытием. Вся остальная часть крыши подворья, - черепичная.
Парадный вход в здание со сквозным проходом в сад находится с восточной стороны. С южной стороны имеются ворота для въезда во двор.
Под южной частью здания устроены 2 цистерны общей вместимостью в 52 650 ведер воды.
Все нечистые воды сведены подземными водостоками в общий городской канал.
В юго-восточном углу в подвальном этаже помещается склад продовольственных припасов, а на углу к западной стороне , в подвальном этаже склад угля и топлива. Междуэтажные потолки подвала и первого этажа устроены каменными сводиками между двутавровых железных балок, таким же образом устроены и междуэтажные потолки 1-го и 2-го этажа. Потолки верхнего этажа состоят из деревянных балок с подшитыми к ним тонкими деревянными скатами, оштукатуренными снизу.
Полы всех помещений покрыты красными марсельскими плитками за исключением полов кухни, водогрейной и кладовых, которые покрыты обыкновенными простыми каменными плитами.
Со стороны двора, отступив на 2 метра от Главного корпуса, с восточной и южной сторон построены 2 каменные круглые башни одной высоты с главным корпусом, с которым они на уровне полов 2-го этажа соединены небольшим коридором.
В этих башнях, в обоих этажах, устроены отхожие места, на крышах помещены большие железные баки, вместимостью до 400 ведер воды, проведенной в здание.
В уровень пола 2-го этажа, при Главном корпусе, снаружи, со стороны двора, устроен деревянный балкон с деревянными резными перилами.
С северной стороны имеется ряд одноэтажных каменных построек, занятых службами.
Первое помещение, от запада к востоку, занимает небольшой дровяной сарай, рядом с ним 2 комнаты в ряд, занятые прислугою при кухне и прачечной.
Далее находится прачечная с прямоугольным выступом во двор. Прачечная состоит из приемной грязного белья, прачечной, гладильной, раздаточной белья, складом белья и одной комнаты для помещения кастелянши.
За прачечной следует помещение бани, состоящее из узкого помещения ожидальной, раздевальной, мыльной и парильни.
Часть ожидальной отгорожена под небольшую комнату банщика. Рядом с банею каменный, с 2-мя отделениями, одноэтажный склад с антресолями над ним, для хранения запасного инвентарного имущества.
Во дворе подворья, вдоль одноэтажных построек северной стороны, по одну сторону прямоугольного выступа во двор прачечной, пристроен барак из волнистого железа с таким же покрытием, стояки которого и потолок изнутри обшиты деревом, оштукатурены и окрашены масляной краской.
Внутри барака устроены одноэтажные нары.
Барак этот служит преимущественно для помещения команд матросов прибывающих военных станционеров.
По другую сторону выступа прачечной устроен навес на деревянных столбах, крытых черепицею, обтянутый кругом проволочной сеткой, для сушки в нем белья.
Под этим навесом имеется цистерна вместимостью в 37 648 ведер воды.
В двухэтажном, огибающем с трех сторон двор, Главном корпусе, помещается, начиная последовательно с северо-восточного угла:
В 1 этаже
Восточная сторона
1. Помещение смотрителя (эконома) - 2 комнаты, передняя, небольшие сени и WC .
2. Контора управляющего с небольшими сенями и WC - 3 комнаты.
3. Большие сени парадного входа.
4. Парадная лестница во 2-ой этаж, под ней швейцар.
5. Небольшой коридор, при нем: комната Библиотеки и
6. Два номера первого разряда, № 6 и № 7.
Юго-восточный угол
Народная столовая 3-го разряда.
Южная сторона
1. Кухня общая 1-го, 2-го и 3-го разрядов.
2. Водогрейная.
3. Пекарня (помещение печей), сени и склад муки со складом хлеба и помещение хлебопеков.
4. Помещение дворника.
Проезд во двор (ворота).
5. Четыре номера 3-го разряда: №№ 31, 32, 33 и 34 - и при них коридор.
Западная сторона
1. Четыре номера 3-го разряда: №№ 29, 28, 27 и 26 - при них коридор.
2. Небольшая комната работников при складе.
3. Сени и лестница во 2-ой этаж.
4. По другую сторону сеней комната прислуги.
5. Шесть №№ 3-го разряда - "" 20, 21, 22, 23, 24 и 25.
7. Ватерклозет на 2 отделения - в конце коридора.
Во 2-ом этаже
Восточная сторона
1. Помещение бухгалтера - 4 комнаты, кладовая, WC и передняя.
2. Помещение буфетчика и женской прислуги (2 комнаты).
3. Один № первого разряда 1 комната № 1.
4. Общая гостиная 1-го разряда. Лестница с площадкою.
5. Коридор, при нем:
6. 3 номера первого разряда - №№ 2, 3 и 4.
7. Ванная комната.
Юго-восточный угол
Столовая 1-го разряда.
Южная сторона
1. Буфетная 1-го разряда.
2. Буфетная 2-го разряда с помещением буфетчицы.
3. 5 номеров 2-го разряда - №№ 8, 9, 10, 11 и 12.
4. Столовая общая 2-го разряда.
Западная сторона
1. Квартира управляющего подворьем, состоящая из 6-ти комнат, кухни и ватерклозета.
2. Над частью коридора в западной стороне антресоли для помещения прислуги.
3. Лестница; при ней небольшая комн. прислуги.
4. Восемь номеров 3-го разряда - №№ 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 20. При них коридор и общее отхожее место на 2 отделения» [24].
Часть2. Устройство быта на Сергиевском подворье
Сергиевское подворье было единственным из всех русских подворий, где находились комнаты трех классов, столовая I класса и буфетная II класса. Также здесь были единственные на всех русских постройках баня и прачечная.
Обычно, когда паломники прибывали в Иерусалим, то получали свой багаж через администрацию железной дороги в конторе Управления подворьями, которая находилась на подворье, а также отдавали на хранение свой паспорт, паломническую книжку и пароходный билет, внеся в залог 5 руб. Залог этот возвращался по отъезду из Иерусалима. Также уплачивался один рубль на русскую больницу с правом, в случае необходимости, воспользоваться в ней бесплатным лечением и содержанием. Первые две недели по приезду в Иерусалим паломники, остановившиеся в общих палатах, ничего не платили за помещение, а после этого срока при желании продолжить пребывание на русских постройках, платили за помещение 3 коп. в день с человека. Чемоданы, сундуки и другие тяжелые вещи, сдавались на хранение в особые кладовые при каждом здании подворья.