Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / События / 2005-2012 гг. / 2010 г. / 28 февраля 2010 г. Международный круглый стол «Святая Земля в русской культуре»: для плодотворного научного общения на Святой Земле собрались члены ИППО из разных городов

Международный круглый стол «Святая Земля в русской культуре»:для плодотворного научного общения на Святой Земле собрались члены ИППО из разных городов

 

28 февраля 2010 года в Тель-Авиве и Иерусалиме состоялся международный круглый стол «Святая Земля в русской культуре». В круглом столе принимали участие приехавшие из Москвы преподаватели и аспиранты Государственной академии славянской культуры, среди которых есть члены Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), член Санкт-Петербургского отделения ИППО и профессор Санкт-Петербургского государственного университета М. В. Рождественская, преподаватель Еврейского университета Е. Л. Румановская, а также председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов и секретарь отделения Т. Е. Тыжненко.

Инициатором мероприятия выступила Государственная академия славянской культуры (ГАСК), делегация которой приехала в паломничество по Святой Земле. Мероприятие прошло в рамках XIII этапа Международной миротворческой миссии «Юность славянского мира», проходившегов Израиле в период с 22 февраля по 1 марта 2010 года, при поддержке Российского культурного центра в Тель-Авиве и Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), которые организовали его проведение на Святой Земле.

Делегация ГАСК в течение недели совершала паломничество по святым местам, посетив святыни Иерусалима, Вифлеема, Галилеи, приняла участие в ночном богослужении у Гроба Господня в Иерусалиме. Духовным наставником делегации был архимандрит Иероним (Карпов) – духовник Академии, настоятель храма Успения на Городке в Звенигороде Московской области.

Завершилось паломничество научным мероприятием — проведением международного круглого стола «Святая Земля в русской культуре», которое проходило в течение всего дня и состояло из двух частей.

Первая часть мероприятия проходила в Российском культурном центре в Тель-Авиве, где собрались представитель Патриарха Иерусалимского архимандрит Евсевий, представители Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, монахини Русской Православной Церкви заграницей из Гефсиманского монастыря, председатель Правления ассоциации «Дружбы и сотрудничества граждан Израиля и России» Павел Аронсон, представители израильской общественности, журналисты.

 

Выступление А.А. Крюкова - директора Российского культурного ценрта в Тель-Авиве © Иерусалимское отделение ИППО

Ведущими круглого стола были профессор Александр Александрович Крюков – директор Российского культурного центра в Тель-Авиве; профессор Алла Кирилловна Конёнкова – ректор ГАСК, кандидат культурологии, профессор, зав. кафедрой искусствоведения, член Императорского Православного Палестинского общества; профессор Михаил Николаевич Громов – первый проректор ГАСК, член Императорского Православного Палестинского общества и архимандрит Иероним (Карпов) – духовник Академии.

 

Директор Российского культурного центра в Тель-Авиве профессор Александр Александрович Крюков торжественно открыл мероприятие, выступив с приветственным словом, затем после краткой презентации Государственной Академии славянской культуры профессор Алла Кирилловна Конёнкова представила известных российских ученых — участников круглого стола.


Первым выступил с докладом на тему «Историческая, культурная и сакральная уникальность Святой Земли» профессор, доктор философских наук М. Н. Громов (Институт философии РАН, ГАСК). Михаил Николаевич отметил, что представление о Святой Земле, исходящее из библейскихи евангельских текстов, уже более тысячи лет входит в сознание русских людей. В России, помимо Библии, существовал огромный корпус творенийи сопутствующих ей толкований на отдельные тексты. Сюжеты на псалтирь постоянно присутствуют в русской литературе. Докладчик подчеркнул, что не было бы русской литературы, русской музыки, живописи и архитектуры сакральной, без участия и вхождения в состав нашей культуры ветхозаветного наследия. Мы приняли это через Византию, которая впитала в себя ценности восточной средиземноморской культуры. Замечательный синтез – Иерусалима и Афин — явился в Константинополе.

 

Выступает член ИППО профессор М.Н. Громов

Профессор Владимир Сергеевич Глаголев в своем выступлении на тему «Святая Земля в сердце русского человека» поделился со слушателями своими ощущениями от пребывания на Святой Земле: «все мы переполнены впечатлениями, которые получили за несколько дней паломничества по этой удивительной, насыщенной символикой, искусством, удивительно согретой человеческими сердцами трудников Святой Земле. Наиболее устойчивый процесс российских паломнических связей, когда поток паломников пошел на территорию Святой Земли, конечно, связан с созданием Императорского Православного Палестинского Общества в 1882 году. Здесь огромное количество фотографических и документальных свидетельств того времени».

 

Выступление профессора В.С. Глаголева. © Иерусалимское отделение ИППО

Профессор Александр Юрьевич Евдокимов в своем докладе «Политика императора Николая I по защите Святой Земли» обратился к сложной теме внешней политики России, целью которой была защита интересов христиан в Святой Земле. Как сказал докладчик, «когда мы несколько дней паломничали по Святой Земле, то прозвучала среди из наших коллег мысль, что здесь, на Святой Земле, порой демонстрируется не объединение,а разъединение христиан». Небольшой экскурс в историю показал, что на Святой Земле всегда было неспокойно. Кроме того, до известногопериода здесь была проблема в защите от ересей внутри самого христианства. XIX век – это логическое продолжение многовековой борьбы за защиту наших духовных ценностей. Николай I назвал Турцию «больным человеком на Босфоре» и для защиты православных христиан в Святой Земле начал военые действия против Османской империи, сторону которой приняли Франция и Англия. Считается, что борьба закончилась поражением России, но это можно оспорить по многим аспектам.

Затем к диалогу подключились израильские участники круглого стола.

С приветственным словом к участникам международного научного мероприятия обратился представитель Иерусалимского Патриарха архимандрит Евсевий, который отметил, что связи между Византией, Грецией и Иерусалимской Патриархией существуют с момента Крещения Руси через Византию, что сразу же положило начало традиции русского паломничества в Святую Землю. Также греческие Иерусалимские патриархи посещали Святую Русь и искали там помощь моральную, духовную и, в том числе, финансовую, поскольку святые места и Гроб Господень были в опасности. В коммунистический период связи между Грецией, Иерусалимом и Россией были прерваны, но после посещения Святой Земли Патриархом Алексием I между патриархиями возникла договоренность посылать с Святой Земли учиться в Россию священников. «Нам необходимо усилить связи между Греций, Иерусалимской Патриархией и Россией. Я хотел передать вам патриаршее благословение нашего Иерусалимского Патриарха Феофила, который поручил мне прийти сюда к вам. Вчера у Гроба Господня мы молились за Россию, пусть сегодняшнее заседание пройдетс успехом»,— сказал архимандрит Евсевий.

Далее выступили члены Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

Председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов в своем докладе на тему «Роль ИППО в организации быта и нужд русских православных поклонников в конце XIX начале XX веков» отметил важное значение Императорского Православного Палестинского Обществане только в приеме на Святой Земле русских паломников, число которых в начале ХХ века исчислялось тысячами, но и в просвещенииправославного арабского населения. Благодаря ИППО было создано и содержалось более 100 православных школ на Ближнем Востоке. Кроме того, ИППО проводило большую научную и издательскую работу. Докладчик подчеркнул: «Безусловно, историческая заслуга Императорского Православного Палестинского Общества состоит в создании целого культурного русского острова в сердце Иерусалима, который служил русским православным паломникам. ИППО сумело снять напряженность в русских делах в Святой Земле, оно вобрало в себя и паломничество,и издательскую деятельность, и культуру, что всё вместе отражало многогранную связь российского общества со Святой Землей. Императорское Православное Палестинское Общество исторически поднимало престиж России в ближневосточном регионе, благодаря его деятельности Россия имеет сейчас такой авторитет в арабских странах».

 

Выступление П.В. Платонова. © Иерусалимское отделение ИППО

Павел Викторович Платонов попросил российских ученых передать низкий поклон профессору Изольде Константиновне Кучмаевой – члену Императорского Православного Палестинского Общества, Президенту и основателю ГАСК, с которой они вместе принимали участие в организации международной научно-общественной конференции «Иерусалим в русской духовной традиции» в 2005 году, проходившей в Иерусалимском университете, и поблагодарить ее за прекрасную работу по исследованию жизни небесной покровительницы ИППО преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны.

Секретарь Иерусалимского отделения ИППО Т. Е. Тыжненко затронула тему первого Августейшего паломничества в Святую Землю, которое в мае1859 года совершили великокняжеские супруги Константин Николаевич и Александра Иосифовна. Александра Иосифовна, после принятия православия, всецело посвятила себя воспитанию своей семьи и делам широкой христианской благотворительности. И, когда представилась счастливая возможность побывать на Святой Земле и ознакомиться с бытом российских паломников в Иерусалиме, она с радостью решилась сопутствовать своему Августейшему Супругу. 28-летняя великая княгиня отправилась в далёкое путешествие со своим первенцем великим князем Николаем Константиновичем, которому исполнилось всего лишь 8 лет, оставив дома троих малолетних детей – Ольгу, Веру и Константина. Материал о паломничестве Татьяна Евгеньевна почерпнула из писем великой княгини Александры Федоровны. Докладчица поделилась с аудиторией своими воспоминаниями: «С необычайным трепетом держала я в руках рукопись, написанную в 1859 году великой княгиней, хранящуюся в отделе Национальной библиотеки в С.-Петербурге (бывшая Публичная библиотека им М. Е. Салтыкова-Щедрина). На первойстранице значилось «Письма с Востока к моим родным. 1859 г.». На следующей — «Фонд № 531. Ед. хр. № 164». «Александра Иосифовна, кн. (жена кн. Константина Николаевича). Письма с Востока моим родным. 1859 г. Автограф А. С. Норова и писарская копия с редакторской правкой карандашом, Авраама Сергеевича Норова. Путевые заметки о путешествии Аллександры Иосифовны с мужем и сыном на фрегате «Громобой» от Афин до Иерусалима и о пребывании у турецкого султана. 1859 г. 27 лл.»».

 

Выступление Т.Е. Тыжненко. © Иерусалимское отделение ИППО

 


Своими открытиями, сделанными в рукописном отделе Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, поделилась и следующая докладчица — преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме, кандидат филологических наук Е. Л. Румановская, которую с Иерусалимским отделением ИППО связывает давняя дружба, Елена Леонидовна неоднократно принимала участие в лекциях и конференциях, проводимых по линии ИППО и его Иерусалимского отделения. Ее доклад назывался «Новые источники для изучения русского паломничества в Святую Землю». «Курс, который я читаю в еврейском университете в Иерусалиме, посвящен паломничеству и читаю я его на языке иврит. Сложилось так, что паломническая литература всем давно хорошо известна. Она изучена и продолжает изучаться в России, а в Израиле ее не всегда изучают, потому что не все владеют русским языком, поэтому возникают любопытные казусы. Например, к паломничеству игумена Даниила в Святую Землю нет библиографического комментария, или есть такие места, которые он называет по-своему, сейчас они звучат по-иному, и на карте их найти просто невозможно». Владение двумя языками облегчает для Е. Л. Румановской проведение научных исследований. «Два документа, которые мне удалось обнаружить в рукописном отделе Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, послужили основанием для издания моей книги «Два путешествия в Иерусалим». Это обзор паломнических путешествий некоего монаха Серапиона (до пострижения Стефана) в 1830–31 г.г. и дворянина Н. П. Поливанова – племянника А. С. Норова в 1861 г. Издание включает в себя исторический очерк, исследование знаковых ситуаций русских паломничеств в Иерусалим и обширный комментарий, в котором прослеживаются связи печатаемых дневниковс однородной литературой на русском языке 1805–1862 гг.»

 


Выступление Е.Л. Румановской. © Иерусалимское отделение ИППО

Завершилась первая часть круглого стола ярким выступлением в сопровождении мультимедийной презентации ректора ГАСК профессора Аллы Кирилловны Конёнковой, которая рассказала о евангельской теме в русском изобразительном искусстве XX века. Русское искусство XX века – это очень сложное явление и включает в себя смешение очень многих направлений, но хотя все направления разные, они обладают внутренним единством, и перед исследователями сейчас стоит задача – разобраться в этих направлениях. Мы знаем, что в середине XX века основным направлением было официальное направление, подчиненное идеологии, но творчество не удержишь, и постепенно возникло «другое искусство» или, как его называют, «андеграунд» или «нонкомформизм». Часто художники этого направления обращались к религиозным темам, что позволяло им быть более свободными от давления какого-либо социального или политического заказа, выражая именно то, что они хотели сказать о жизни через обращение к Евангелию.

 

Вручение памятных подарков Российскому культурному центру в Тель-Авиве © Иерусалимское отделение ИППО

Участники круглого стола поблагодарили директора Российского культурного центра в Тель-Авиве Александра Крюкова за организацию мероприятия. А. К. Конёнкова от имени руководства ГАСК передала А. А. Крюкову в дар несколько книг, изданных преподавателями Академии, а председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов подарил Российскому культурному центру проспект с хроникой событий на Сергиевском подворье ИППО за 2009 год и документальный фильм, рассказывающий о евангельских святынях Иерусалима. В ответ Александр Александр Крюков пригласил участников круглого стола и гостей на чаепитие.

 

Члены делегации ГАСК на Сергиевском подворье ИППО в Иерусалиме. © Иерусалимское отделение ИППО

 


Затем все члены делегации, гости круглого стола, переехали в Иерусалим на Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, где председатель Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонов провел обзорную экскурсию по подворью, гости увидели своими глазами помещения «Конторы Управления русских построек ИППО в Иерусалиме», квартиру эконома, помещения восточного корпуса с уникальной фреской 1890 года, комнату, где жили В. Н. Хитрово, И. Е. Репин, А. А. Дмитриевский, Н. А. Кошелев и другие известные люди. После насыщенной экскурсии участники и гости посетили народную трапезную русских построек Иерусалима, где им был предложен чай из тульского самовара, пожертвованный Сергиевскому подворью семьями Фадеичевых и Осиповых из России. Чаепитие была весьма актуальнов условиях дождливой и холодной погоды в этот день в Иерусалиме.


Ведущими второй части круглого стола, проходившей на Сергиевском подворье Императорского Православного Палестинского Общества, были П. В. Платонов и А. К. Конёнкова.

 

Выступление научного сотрудника академии С. И. Михайловой с докладом на тему: «Русская архитектура на Святой Земле: вклад архимандрита Антонина (Капустина)» сопровождалось редкими фотографиями XIX века по архитектуре Святой Земли, которые докладчица, по ее признанию, черпала из фотоальбомов Иерусалимского отделения ИППО, представленных на сайтах «Россия в красках» и «Православный поклонник на Святой Земле», Светлана Игоревна выразила большую благодарность, что эти замечательные материалы так бережно хранятся, находятся в свободном доступе и всем можно увидеть уникальные фотографии, сохранившиеся с конца XIX века. Эти фотографии для иллюстрации своего доклада С. И. Михайлова выбрала неслучайно. «Поскольку мы сами проехали по Святой Земле и своими глазами посмотрели на храмы отца Антонина сегодня, я выбрала для оформления своего выступления фотографии именно конца XIX века, чтобы мы видели, какими эти храмы были изначально, и насколько бережно это всё сохраняется, в том виде, как это было при архимандрите Антонине (Капустине)». Послание, вложенное о.Антонином в архитектуру русских храмов, Светлана Игоревна выразила теплой фразой, почерпнутой из письма его отца — Ивана Леонтьевича Капустина, который писал своему сыну: «и пусть посмотрят, и увидят греки, что и русские любят Бога».

 


Выступление С.И.Михайловой. © Иерусалимское отделение ИППО

 

Интересную тему связей Святой Земли и России поднял в своем выступлении аспирант академии О. Ю. Робинов, доклад которого был посвящен теме «Вифанский и Гефсиманский скиты в Троице-Сергиевой лавре». В конце 17–19 веков в живописных местах Свято-Троицкой лавры были основаны несколько обителей, где могли найти уединение и молитвенный покой монахи Троице-Сергиевой лавры. Как известно, Лавра привлекала большое количество паломников, там всегда было много народу, а монахам хотелось молитвенного уединения. И первый такой скит построил митрополит Московский, а тогда еще епископ Платон (Лёвшин). Он получил название – пустынь Вифания, и впоследствии указом Государя был учрежден 2-классным монастырем. Место было выбрано лично архиепископом Платоном.

 

 

Выступление О.Ю. Робинова. © Иерусалимское отделение ИППО

Доклад «Образ Святой Земли в русской эмали второй половины XIX и в начале XX веков» студентки очного отделения факультета изобразительного искусства ГАСК Марии Голдиновой был основан на изучении небольшой коллекции ростовской эмали второй половины XIX века, хранящейся в экспозиции при домовом храме ГАСК во имя преп. Серафима Саровского. Образ Святой Земли в иконе на эмали находит выражениев традиционных ветхозаветных и евангельских сюжетах. Несмотря на различные влияния, которым подвергалась русская финифть, икона на эмали не утратила древней связи с иконописной традицией. Ремесленность исполнения способствовала сохранению не только византийской, но и древнехристианской иконографии. В середине XIX века в Ростове написание финифтевых икон стало народным творчеством.

 

Выступление М.Д. Голдиновой. © Иерусалимское отделение ИППО

 

Доцент ГАСК, кандидат культурологии, преподаватель древних языков О. Ю. Иванова рассказала о влиянии новозаветных событий, происходивших на Святой Земле, на одного из представителей русской литературы. Доклад на тему «Библейские мотивы в творчестве И. Ф. Анненского» был посвящен неожиданной персоне. «У нас принято говорить о библейских мотивах в творчестве Лермонтова, в творчестве Пушкина, Толстого и т. д., а Иннокентий Федорович Анненский – это фигура, я бы сказала, языческая в русской литературе, поскольку, как правило, библеизмов у Анненского мы не наблюдаем. И вообще ничего очевидного в творчестве Анненского не существует, он слишком не напоказ писал».По мнению Ольги Юрьевны, для того, чтобы каким-то образом интерпретировать творчество Анненского с позиций библейского мировоззрения, необходимо сделать интеллектуальное усилие и хорошо выстроить ассоциативную связь со всем тем, что было когда-то написано предыдущим культурным слоем, наследником которого он был.

 

Выступление О.Ю. Ивановой. © Иерусалимское отделение ИППО

 

Далее преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме Е. Л. Румановская затронула малоизученную и интересную тему «Евреи глазами русских паломников XIX века». Русские православные паломники XIX века, приезжая в Святую Землю, видели вокруг себя множество новых вещей, они видели святые места. Но замечают ли они евреев, которые на тот момент составляли значительную часть всего населения Старого города Иерусалима? Судя по описаниям, все видят башню Давида, которая к царю Давиду не имеет никакого отношения, «Сион», «Гробницу Иудейских царей», что вписывается в концепцию «смерти всего Ветхого Завета». Муравьев в 1830 году описывает Иерусалим следующим образом: «везде образ и память смерти вокруг Иерусалима, кладбище целого народа в Иерусалиме, гробы пророков к востоку на Елеоне, гробы странных к югу Геены, гробы судей и царей к северу». Образованные люди читали Библию по-французски. Норов, который читал на семи языках, знал иврит и арабский языки, Муравьев читал Библию на французском и цитировал Шатобриана. Необразованные паломники приезжали с набором «легенд». Но все они почти не упоминают нигде о евреях. Монах Серапион о евреях пишет в своем дневнике один единственный раз в том же 1830 году. Он рассказывает легенду о еврее Руде, который жил от момента распятия Христа до момента, когда царица Елена – мать императора Константина приехала в Иерусалим, и этот еврей указывает на то самое место, где был честной Животворящий Крест и кресты разбойников в пещере Обретения. Человек прожил полгода в Иерусалиме, обошел все святые места и не заметил ни одного еврея.

 


Выступление Е.Л. Румановской. © Иерусалимское отделение ИППО

Тему паломнических описаний продолжил доклад члена Санкт-Петербургского отделения ИППО, профессора кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ М. В. Рождественской на тему «О «райско-палестинском» тексте в древнерусской книжности». В частности, Милена Всеволодовна отметила: «Можно перечислить многие описания в древнерусской книжности, посвященные Святой Земле. Мы знаемописания игумена Даниила, мы знаем записки Ионы Малого, Зосимы, мы знаем хождения Антония Новгородского, Арсении Суханова, но вот что удивительно, первым описанием Святой Земли, первым памятником жанра паломнической литературы по праву считается «Хождение игумена Даниила». Игумен Даниил дал определенную модель описания Святой Земли, которая потом устойчиво сохраняется в древнерусской книжности, несмотря на многие различия у авторов, которые писали о своем пребывании в этих местах и в более поздние эпохи. Их объединяют утопические представления о Палестине как о «рае»… Мы знаем, что очень большую роль в формировании древнерусской литературы сыграли библейские тексты. Они формировали жанр летописи, они формировали житийную литературу».

 

Выступление М.В. Рождественской. © Иерусалимское отделение ИППО


Завершил работу круглого стола доклад председателя Иерусалимского отделения ИППО П. В. Платонова на тему «Русские паломникина Сергиевском подворье Императорского Православного Палестинского Общества». Участникам круглого стола было особенно интересно видеть старинные фото XIX века, физически находясь в историческом здании Сергиевского подворья, которое спустя столетие, переходя из рук в руки различных временных постояльцев, мало чем напоминает былое великолепие.

 

Выступление П.В. Платонова. © Иерусалимское отделение ИППО

 

 

С особым чувством воспринималось слушателями, находящимися на месте давнего события, описание празднования 25-летия ИППО на Сергиевском подворье: «В три часа дня в садике Сергиевского подворья загремела музыка: играл военный турецкий оркестр, присланный на торжество воинским начальником Иерусалима. На звуки музыки к русским постройкам со всех концов св. города стали собираться арабы, грекии евреи. Очень быстро на соседней площади образовалось импровизированное гулянье, в котором приняла участие молодежь и старики, мужчиныи женщины. Скопление гуляющих было так велико, что военный оркестр должен был расположиться в более централизованном месте – в садике возле Троицкого собора. После обеда в столовой первого класса, все участники палестинского юбилея были приглашены в сад Сергиевского подворья, где был сервирован десерт и вечерний чай. В дружеской, родственной беседе провели вечер русские деятели на далекой чужбине, делясь воспоминаниями о прошлой деятельности Палестинского Общества и выражая свои искренние пожелания и надежды относительно дальнейшего развития этого дорого для всех многополезного учреждения. С русскими деятелями солидарны были в мыслях и чувствах учителя и учительницы из арабов, присутствовавшие на юбилейном празднике Палестинского Общества. Один из них — г. Атыя, старейший преподаватель арабского языка в Бейт-Джальской семинарии выразил мысли и чувства арабского народа по отношению к Палестинскому Обществу в специально написанной им для юбилея оде на арабском языке, которая и была прочитана вечером 21 мая, в присутствии всех участников торжества. В оде самым восторженным образом прославлялась плодотворная деятельность Палестинского Общества, выражалась благодарность Обществу со стороны арабского народа и высказывались искренние пожелания относительно его будущего прогресса. Прочитанная с увлечениеми глубоким чувством, ода г. Атыя произвела на всех знающих арабский язык наилучшее впечатление».

С тех пор минуло более ста лет, насыщенных лихими событиями, очень долго на подворье не была слышна русская речь… Наконец-то в декабре 2008 года Сергиевское подворье было возвращено в собственность России. Далее Павел Викторович изложил хронику консервациии возрождения Сергиевского подворья за прошедший год со дня его возвращения: на южной башне Сергиевского подворья водружен флаг ИППО, как было когда-то, на подворье служатся молебны, начаты Сергиевские чтения, описан сохранившийся архив ИППО, проходят экскурсии… Подворье посещали высокие гости: Генеральный директор МИДа Д. Г. Завгаев, Управляющий делами Президента РФ В. И. Кожин. П. В. Платонов напомнил, что 13 октября 2009 г. Сергиевское подворье посетил Председатель Императорского Православного Палестинского Общества. С. В. Степашин, который сказал в интервью журналистам, что подворье должно служить России и ее православным паломникам. Предстоит большая работа по его полному восстановлению.

На память о встрече всем участникам и гостям международного круглого стола от имени Иерусалимского отделения ИППО были подарены открытки с видами Святой Земли. Государственной академии славянской культуры был подарен документальный фильм о евангельских святынях Иерусалима. Профессор Алла Кирилловна Конёнкова от имени руководства ГАСК передала в дар Иерусалимскому отделению ИППО несколько книг, изданных преподавателями Академии.

Подводя итог, можно отметить, что международный круглый стол «Святая Земля в русской культуре» прошел плодотворно и насыщенно, благодаря координации всех сил, стремящихся на месте земной жизни Спасителя сохранить русскую культуру, которая в свою очередь во многом сформировалась, благодаря существованию прочных духовных связей России со Святой Землей, что еще раз доказали научные исследования участников круглого стола.

28 февраля 2010 года.
Тель-Авив — Иерусалим
Фото: Иерусалимское отделение ИППО



версия для печати