Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / События / 2005-2012 гг. / 2006 г. / В Иерусалимском отделении ИППО обсуждалась дальнейшая судьба русских построек в Иерусалиме

Русское духовное наследие в Иерусалиме под угрозой исчезновения.

В Иерусалимском отделении ИППО обсуждалась дальнейшая судьба русских построек в Иерусалиме

 

     12 марта 2006 года в Иерусалимском отделении ИППО обсуждалась дальнейшая судьба русских построек в Иерусалиме. Принято решение привлечь внимание к этой проблеме и донести обеспокоенность общественных организаций и частных лиц, заинтересованных в восстановлении справедливости, до израильских властей.

      
        Русское духовное присутствие на Святой Земле имеет многовековую историю. Оно зародилось с принятием христианства на Руси и особенно ярко проявилось во 2-й половине 19-го века. На сегодняшний день россияне все больше узнают о многогранной деятельности русских благотворительных организаций, действовавших на Святой Земле. Для многих впервые открывается смысл важнейшего для России служения, которое осуществляли Русская Духовная Миссия (РДМ) в Иерусалиме и Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО).
 
      Если заглянуть в прошлое своих семей, то многие из православных верующих смогут проследить у себя в роду предков, совершивших паломничество на Святую Землю. Православное паломничество всегда было неотъемлемой частью образа жизни верующего русского человека. Эта традиция уходит корнями в ту древнюю Русь, воспетую еще в литературном памятнике игумена Даниила в 12 веке, когда он пришел в Иерусалим ко Гробу Господню, для того, чтобы поставить неугасаемую лампаду с молитвой о земле Русской.

      К началу 20-го века, когда количество паломников достигало цифры 20 тысяч человек в год, на Святой Земле было построено множество подворий, приютов, больниц, православных монастырей, церквей, семинарий. Были созданы русская почта, консульство,  около 100 школ для местных жителей, а также большое количество объектов недвижимости, принадлежавших русским гражданам. Первая мировая война поставила под угрозу всё это величайшее культурное наследие, т.к. Россия вступила в войну с Османской империей, в состав которой входила Палестина. Всё русское имущество и недвижимость были отобраны турками, но в 1917 году в Палестину победоносно вступили британские войска генерала Аленби, что положило начало британскому Мандату над Палестиной. Часть имущества была возвращена тем русским гражданам, которые не могли вернуться в советскую Россию, а также эмигрантам, которые были обречены на изгнание. Однако британские власти возвратили далеко не всё русское имущество законным владельцам, используя политическую катастрофу в России, захваченную большевиками-атеистами, оборвавшую все невидимые нити, связывавшие на протяжении многих веков русский народ и Святую Землю.

       В 1948 году на территории Палестины было образовано государство Израиль и Хашимитское королевство Иордания. Одна часть русской недвижимости оказалась в Израиле, а другая в Иордании. На территории государства Израиль были возрождены Русская Духовная Миссия Московского Патриархата и Императорское Православное Палестинское Общество, переименованное в советский период в Палестинское Общество. В то же время на территории Иордании оставалась Русская Духовная Миссия, подчинявшаяся Синоду Русской Православной Церкви зарубежом. Недвижимость, находящаяся на территории государства Израиль, была оккупирована в 1948 году израильскими государственными структурами. Однако, в связи с возрождением деятельности РДМ МП и ИППО в Иерусалиме, израильтяне были вынуждены вернуть часть русского имущества, при этом все же удерживая за собой его большую долю. Далее начались имущественные споры между Церковью и израильскими властями, насильственно арендующими большинство русских построек.

       В начале 50-х годов резко меняется политика правительства государства Израиль по отношению к СССР, и передача русского имущества законным владельцам прекращается. Любые попытки возвращения русской недвижимости были обречены на провал. Русским постройкам в центре Иерусалима отводилась важная роль в перспективных планах молодого и динамично строящегося еврейского государства. Когда в 1959 году переговоры о русской недвижимости зашли в тупик, и у СССР не было никаких шансов на возвращение имущества, израильтяне предложили «выгодную сделку» по продаже русской недвижимости государству Израиль. «В любом случае это имущество останется за общественными структурами государства Израиль, либо оно будет продано СССР, либо перейдет к нам в долгосрочную аренду» (свыше 100 и более лет – прим. авт.), так было заявлено представителями специально созданного израильского госкомитета по русской недвижимости. После пятилетних торгов советское правительство во главе с Н.С. Хрущевым пошло на сделку, которая впоследствии получила название «апельсиновой», потому что от общей суммы (4,5 млн. долларов США) две трети были «выплачены» импортом израильских цитрусовых в СССР. Несмотря на то, что в 1964 году это было внушительной суммой, ее нельзя сопоставить с сотнями гектаров незаконно проданной русской земли. Важно отметить, что до сих пор эта сделка не имеет юридической силы. Ведь соглашение было подписано между правительствами, которые не являлись фактическими владельцами этой недвижимости. Во многих документах в  качестве  владельцев русских земель значатся частные лица, общественные и церковные организации, а также Русская Православная Церковь. Советское правительство никогда не являлось хозяином этих земель, однако было признано таковым государством Израиль. Еще одним немаловажным доводом против правомерности этой сделки является тот факт, что во время переговоров и при подписании соглашения ни разу не была задействована ни одна юридическая инстанция, и сделка осуществлялась вне правового поля. Так или иначе, в 1964 году Россия потеряла сотни гектаров земель и десятки величественных зданий, когда-то построенных на пожертвования русских людей.
 
ЕП

Елизаветенское подворье со знаком ИППО,

переданное советским правительством государству Израиль в 1964 году

 

 

 РБ

Русская больница ИППО, незаконно проданная

 советским правительством по "апельсиновой сделке"


       В 1967 году были прерваны дипломатические отношения между СССР и  государством Израиль,  восстановленные лишь в начале 90-х годов. Но, несмотря на это, ничего не было возвращено из русской недвижимости законным владельцам в лице Русской Духовной Миссии и Императорского Православного Палестинского Общества до сегодняшнего дня. На неоднократные запросы и требования  российской стороны израильское правительство дипломатично молчит, более того строит далеко идущие планы по эксплуатации русских построек в центре Иерусалима. После длительной подготовки, в ноябре 2005 года кабинет министров правительства А. Шарона одобрил проект размещения в русских постройках в центре Иерусалима академии художеств «Бецалель», которая в этом году празднует свой 100-летний юбилей. В результате этих действий ставится под угрозу архитектурный облик Русского Иерусалима, созданного в 19-м веке Российской Империей. Таким образом, может быть нарушен неповторимый исторический и архитектурный вид Святого Града, а главное, навсегда исчезнет веками складывавшееся русское духовное наследие в Иерусалиме.
 
 СТС

Свято-Троицкий собор в Иерусалиме, окруженный со всех сторон стоянками

 
       Одной из неотъемлемых частей Русского Иерусалима является Сергиевское подворье, не внесенное в «апельсиновую сделку». До сегодняшнего дня оно юридически числится за Императорским Православным Палестинским Обществом, но  эксплуатируется министерством сельского хозяйства государства Израиль. При этом на подворье находятся опечатанные комнаты, в которых до 1967 года находилась штаб-квартира ИППО. Помимо Елизаветинского и Николаевского подворий на территории  «Русского Иерусалима», вошедших в список проданной недвижимости по «апельсиновой сделке», кабинет министров предложил также отдать в эксплуатацию и Сергиевское подворье, что является вопиющим фактом, свидетельствующим о неправомочности действий со стороны правительства Израиля. Подобные акты совершаются также в отношении помещения Русской Духовной Миссии, большая часть которого арендуется израильским мировым судом.
 
СП

Здание Сергиевского подворья в 19-м веке. Общий вид

 

 

 

РДМ

Здание Русской Духовной Миссии, большая часть

которого занято израильским мировым судом

        
        Можно привести еще один удручающий пример утраты русского наследия в Иерусалиме. На одной из самых важных исторических улиц Иерусалима, носящей название улицы Пророков, в 1887 году был куплен дом православным священником иеромонахом Вениамином, служившим в РДМ и собиравшим пожертвования для строительства приюта в Иерусалиме на протяжении многих лет. Изначально квартиры в этом доме предоставлялись (несмотря на неправославное вероисповедание) паломницам из Англии и Германии, не имеющим возможности остановиться в других местах. В 1889 году, в результате испытуемых сложностей в управлении и содержании подворья, иеромонах Вениамин безвозмездно передает этот приют в пользование Императорского Православного Палестинского Общества. Именно ИППО на тот момент было единственной организацией, способной эффективно содержать приют, удовлетворяя нужды его жильцов. Впоследствии старец Вениамин был избран почетным членом ИППО.
 
ВП

Вениаминовское подворье в 19-м веке


     5 июля 1892 года в день тезоименитства председателя ИППО великого князя Сергея Александровича были торжественно открыты новые ворота подворья  «с мраморной доской и с надписью золотыми буквами», а также знаком ИППО, спроектированные известным иерусалимским архитектором Георгием Франгия. Отец Вениамин выделил на это 100 наполеондоров, и ворота, по свидетельству смотрительницы подворья К. А. Хомутовой, «вышли краса всему городу. Его Высочеству не совестно будет иметь такой приют, все иностранцы любуются» (письмо надзирательницы К. А. Хомутовой к помощнику председателя ИППО М. П. Степанову, 7 октября 1892 г.). В августе 1893 на пожертвования русских паломников иеромонах Вениамин строит новый корпус на участке подворья. 10 сентября 1897 года старец Вениамин отошел ко Господу и его отпевание возглавил лично Патриарх Иерусалимский Дамиан. Отец Вениамин был похоронен на православном кладбище на горе Сион. После его смерти подворье, официально оформленное на имя председателя ИППО великого князя Сергея Александровича, в память о благочестивом старце стало носить имя Вениаминовского.
 ВВП

Исторические ворота Вениаминовского подворья. Современный вид



       В отличие от других русских подворий, предоставлявших временный, как правило, сезонный (с Рождества до Пасхи) приют паломникам, это была своеобразная богадельня, где за небольшой вступительный взнос русские женщины, желавшие окончить свои дни в Иерусалиме, могли «откупить» себе или отдельную комнату, или место в общей (с 2-3 совладелицами). Вениаминовский приют пользовался доброй славой среди обитательниц Русской Палестины. Во всяком случае, на каждое вакантное место немедленно находилось несколько желающих, и нередко, чтобы соблюсти справедливость в очередности, требовалось вмешательство Совета ИППО из Петербурга.
 
      Поскольку Сергиевское подворье, в котором располагалась контора управления ИППО, находилось рядом с Вениаминовским приютом, то в период Британского мандата работники ИППО жили на Вениаминовском подворье вместе с постоянными его обитателями. После образования государства Израиль в 1948 году улица Пророков вместе с Вениаминовским подворьем оказались на территории государства Израиль. Там остались русские православные люди, жившие в Иерусалиме, и не пожелавшие перейти на сторону Иордании в восточный Иерусалим. В начале 60-х годов, когда готовилась «легендарная апельсиновая сделка», несмотря на то, что во всех официальных бумагах Вениаминовское подворье было записано на имя председателя ИППО, оно было продано советским правительством государству Израиль, которое и разместило в нем израильскую благотворительную организацию «Яд Сара», по сей день занимающую помещение приюта.

ЗВП
         Здание Вениаминовского подворья. Современный вид

     Сегодня, в рамках проекта муниципалитета Иерусалима по расширению улицы Пророков, планируется снос Вениаминовского подворья как «здания, не представляющего никакой архитектурной ценности». Несмотря на возрождение связи России и Святой Земли и увеличение потока паломников в Иерусалим, продолжается планомерное обезличивание и стирание исторической памяти Русской Палестины. Самое парадоксальное то, что никакая из правозащитных организаций, включая ЮНЕСКО,  и не говоря уже о российских организациях, призванных защищать русское историческое наследие, даже и не помышляет хотя бы о привлечении общественного внимания к этой немаловажной проблеме. ИППО,  несмотря на совсем недавнюю активизацию своей деятельности в Иерусалиме, пожалуй, первая из российских организаций, которая уже сделала первые шаги в попытке возвращения еще уцелевших памятников русской культуры на Святой Земле. Мы надеемся, что люди, которым дорога судьба русского культурного наследия на Святой Земле, не останутся равнодушными к поднятой теме и примут активное участие в  его возвращении России.

12 марта 2006 года 

версия для печати