Юбилеи 2018 года

100 лет
Мученический подвиг августейшей председательницы ИППО вел.кнг. Елизаветы Федоровны

 

Преподобномученица Елизавета – небесный покровитель ИППО. Павел Платонов

 

135 лет
Открытие Порога Судных врат на месте строительства Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

115 лет
Кончина инициатора создания ИППО Василия Хитрово

 

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Николай Лисовой

 

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. Свящ. Иоанн Лабутин

 

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Лидия Соколова

 

130 лет
Завершение основных работ по строительству Сергиевского подворья в Иерусалиме

 

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): история и современность. Павел  Платонов

 

115 лет
Завершение проектирования Николаевского подворья ИППО в Иерусалиме

 

Николаевское подворье ИППО в Иерусалиме. Николай Лисовой

 

А.Е. Элкин - архитектор Николаевского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме. Лариса Блинова

 

100 лет
Мученическая гибель  почетного члена ИППО сщмч. Владимира (Богоявленского)

 

В Киеве прошла научная конференция, посвященная 100-летию со дня мученической смерти почетного члена ИППО сщмч. Владимира (Богоявленского)

 

190 лет
День рождения первого уполномоченного ИППО в Иерусалиме Дмитрия Смышляева

 

От Урала до Иерусалима: труд и подвиг Дмитрия Смышляева. Николай Лисовой

 

170 лет
День рождения члена-учредителя и почетного члена ИППО графини Ольги Путятиной

 

"Христианнейшая графиня" Ольга Евфимьевна Путятина — благотворительница, член-учредитель и почетный член ИППО. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Библиотека / Иерусалимский вестник / Иерусалимский вестник ИППО № VII-VIII, 2015 / III. Святая Земля / Святая гора Фавор - место славного Преображения Господня. П.В. Платонов

 

 

 

Святая гора Фавор - место славного Преображения Господня

 

     В этот день праздновался древний праздник "кущей" или "возведения шалашей", которые строили перед приближающейся осенью. Иисус Христос взошел вместе со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на "гору высокую", чтобы помолиться. И вдруг "просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет". Рядом с Христом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия. Взволнованный Петр предложил сделать для них три кущи.

 

 

Символические три кущи в греческом православном монастыре на вершине горы Фавор Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Символические три кущи в греческом православном монастыре на вершине горы Фавор

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

     «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых»[1].

     Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене в начале IV века. Самые ранние упоминания о почитании горы Фавор местом Преображения Спасителя известны ещё в сочинениях церковного историка Оригена в III веке[2], а также в сочинениях ранних учителей Церкви - св. Кирилла Иерусалимского в IV веке[3] и св. Иеронима Стридонского в V веке[4].  Установление празднования Преображения Господня на горе Фавор и христианское паломничество[5] к этому святому месту имеют древнюю историю[6].

 

 

Греческая икона Преображения Господня

Греческая икона Преображения Господня

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

Твоя суть небеса, и Твоя есть земля.

Вселенную и исполнение ея Ты основал eси.

Север и море Ты создал eси:

Фавор и Ермон.

 

Твоя мышца с силою

да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя.

Блажени людие ведущии воскликновение

Господи, во свете лица Твоего пойдут,

И о имени Твоем возрадуются.

 

(Псалтирь 88, 12-17)

 

     Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в Библейской истории. Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами израильских колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере[7].

 

Карта раздела земли между коленами Израилевыми

Карта раздела земли между коленами Израилевыми

 

 

     Величественная высотой 588 метров, одиноко стоящая посреди Издрелонской долины гора, находящаяся на пересечении торговых путей и занимающая важное стратегическое место всегда привлекала внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей.

 

Святая гора Фавор © Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

Святая гора Фавор

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

Вид на гору Фавор с долины Изреель Фото 26 января 2014 г. © Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

Вид на гору Фавор с долины Изреель

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

Святая гора Фавор © Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

Святая гора Фавор

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

 

     Здесь решались судьбы народов Святой Земли в эпоху Судей. Книга Судей повествует о пророчице Деворе, стоявшей во главе израильтян[8]: «пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, … на горе Ефремовой; и приходили к ней [туда] сыны Израелевы на суд». (Суд. 4:4). Женщины начинают играть решающую роль в племенном объединении израильтян, начиная с периода сестры Моисея Мариам и до Саломеи Александры, возглавлявшей Хасмонейское царство в последние годы его расцвета[9]. Девора, вдохновленная Богом, борец за свободу, призвала к себе Варака - выдающегося военачальника колена из удела Неффалима и сказала ему: «Повелевает [тебе] Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собой десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; а я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы и  многолюдное [войско] его, и предам его в руки твои». (Суд. 4:6-7)

 

 

Пророчица Девора. Гравюра Гюстава Доре. Середина XIX в.

Пророчица Девора. Гравюра Гюстава Доре. Середина XIX в.


     Пророчество Деворы сбывается. Израильтяне во главе с Вараком и 10-ти тысячным войском разбивают наголову Сисару, стоявшего во главе войска ханаанского. Сисара был полководцем властителем города Хацор[10]. Несмотря на численное превосходство ханаанцев, имеющих на вооружении 900 тяжелых колесниц, они проигрывают сражение израильтянам. Сам Сисара был убит Иалией - женой Хевера Кенеянина, в чьем шатре пытался скрыться. Согласно Библии, Хевер Кенеянин был вождем родственного израильтянам кочевого племени[11].

     На сегодняшний память пророчицы Деворы сохранилась в названии бедуинского села, расположенного у подножья горы Фавор. Село имеет название Дебурия в память о библейской битве и ее вдохновительнице[12].

 

 

Современное бедуинское селение Дебурия у подножья горы Фавор

Современное бедуинское селение Дебурия у подножья горы Фавор

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 


      Гора Фавор связана  с  еще одной битвой израильтян, только уже с римлянами. Войско Александра - сына Аристобула терпит у горы Фавор тяжелое поражение римлянам в 53 году до н.э. при консуле Римской республики - Гнее Помпее Великом[13]. В этом сражении погибает более 10 тысяч иудеев[14].  У древнего историка Иосифа Флавия[15] гора  Фавор называется Итавирион[16].

 

 

Иосиф Флавий Фото скульптуры с сайта "Мой Израиль"

Иосиф Флавий

Фото скульптуры с сайта "Мой Израиль"


     При Иосифе Флавии - командующем северным округом армии иудейских повстанцев в 67 году н.э.- часть из них закрепляется в  гарнизоне на горе Фавор, держа там оборону до полного истощения запасов продовольствия и воды. Флавий в своей знаменитой книге "Иудейская война" так описывает это событие:

     «Веспасиан меж тем, как побочное дело, предпринял поход против гарнизона на горе Итавирион, лежащей посредине между Большой равниной и Скифополисом. Она (Гора Фавор прим. П. Платонов) подымается на высоту 30 стадий и едва досягаема с северной стороны; на ее вершине расстилается равнина на 26 стадий, вся занятая укреплениями. Объемистую обводную стену Иосиф построил в 40 дней, в течение которых ему все необходимое, а также вода доставлялись снизу, так как наверху нет иной воды, кроме дождевой. Так как здесь сосредоточилась огромная толпа иудеев, то Веспасиан послал против них Плацида с 600 всадниками. Подняться на гору ему было невозможно. Ввиду этого он манил их к себе вниз обещанием мира и прощения. Они действительно пришли, но с тем, чтобы и ему подставить ловушку. Плацид только потому и завязал с ними мирные переговоры, чтобы завладеть ими в открытом поле, а они делали вид, что предаются добровольно - тоже с целью неожиданно напасть на него. Победила, однако, хитрость Плацида. Как только иудеи пустили в дело оружие, он для вида обратился в бегство и увлек за собой преследующих далеко в поле; здесь же он обратил на них всадников, большую часть уничтожил, а остальной массе отрезал путь на гору. Они покинули Итавирион и бежали в Иерусалим. Собственно же население горы, страдавшее уже от недостатка воды, передало себя вместе с горой в руки Плацида»[17].

    Остатки стены этого гарнизона, возведенной Иосифом Флавием с юго-восточной стороны горы Фавор, сохранились до наших дней.

 

 

Руины древних построек на горе Фавор

Руины древних построек на горе Фавор

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 


     В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как место Преображения Господня, хотя в Евангелии упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на горе Фавор не существует. Есть упоминание в Евангелии от Матфея и Марка о "горе высокой"[18].

     «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». (Мф. 17, 1-5)

     Евангелист Лука  упоминает только о "горе"[19].

     Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. При ней на Фаворе строится величественная базилика на месте Преображения и другой трехпрестольный храм[20] на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн[21]. Базилика Преображения стояла на самой высокой точке горы, второй храм несколько ниже, на близком расстоянии от базилики.

     В V веке Антонин мученик в своем сочинении «De locis sanctis» упоминает от трех церквях (tres ecclesiae)[22] на горе Фавор[23], в память того обстоятельства, что апостол Петр во время Преображения предлагал Спасителю построить три кущи: одну Ему, одну Моисею и одну Илии[24].

     В VI веке на пятом Вселенском Соборе было решено образовать здесь епископию, и святитель оставался там даже при последовавшем через столетие нашествии мусульман[25].

     Паломник Аркульф в своем сообщении биографу в VII веке также сообщает об увиденных им трех церквях на горе Фавор, упоминая о монастыре, странноприимном доме и кельях монахов[26].

     Около 720 года Беда Достопочтенный[27] повторяет Аркульфа и упоминает о "большом монастыре с грандиозными сооружениями, окруженными стеной"[28].

     Вильбальд (723-726 г.) указывает, в честь кого созданы были эти три церкви: в честь Спасителя, Моисея и Илии[29].

     В IX веке к вершине Фавора поднималась длинная лестница в 4340 ступеней. Паломники восходили по ней пешком.

     В XII веке на Святую Землю приходят крестоносцы, которые вносят свои изменения в положения о святых местах. Теперь значительную роль в судьбе Фаворских монастырей, (как и всех на Святой Земле), стали играть латинские монахи. Об этом свидетельствует в своих "Хождениях на Святую Землю" русский паломник XII века игумен Даниил. Тогда еще не было сильных различий между православными и католиками. Это подтверждает игумен Даниил, описывая радушную встречу его и спутников с католическими монахами:

     «И есть же на самом версе горы тоя (Фавора)  место  высоко ко востоку лиц к зимнему, аки горка камена,  мала, островерха и на том месте преобразился есть Христос Бог наш; и ту есть церкви добра создана на месте том во имя Преображения, а другая, во имя святых пророк Моисея и Илии, подали того места есть создана церкви на север лиц от Преображения[30]. Место же то святого Преображения отделано есть около градом   каменым твердо, врата же имат железна градот; и то есть трете было епископа, ныть оке есть монастырь латыньский.... И ту почестиша ны добре в монастыри том у святого Преображенья, и ту обедахом, и, опочивше добре и вставите идохом в церковь святого, Преображения, и поклонихомся на месте святем, идеже преобразися Христос Бог наш, и, облобызавше Место  то святое с любовию  и  радостию великою и  вземше благословение от игумена и от всей братии, изидохом  из монастыря того святого и обходивше вся места свята по всей горе той святей»[31].

 

 

Игумен Даниил на приеме у корроля Балдуина Фото с сайта "Институт русской цивилизации"

Игумен Даниил на приеме у корроля Балдуина

Фото с сайта "Институт русской цивилизации"

 

     Участник первого крестового похода (1096-1099 гг.) рыцарь Танкред[32] воздвиг на Фаворе новый храм, причем для строительства использовались основания прежних древних сооружений[33]. Паломник Зевульф[34], посетивший Святую Землю вскоре после первого крестового похода, в своем "Путешествии Зевульфа в Святую Землю 1102-1103 гг." также, как и игумен Даниил, описывает на Фаворе три церкви, посвященные празднику Преображении и святым пророкам Моисею и Илии:

     «Приблизительно на четыре миллиария к востоку от Назарета находится гора Фаворская, войдя на которую Господь преобразился в глазах Петра, Иоанна и Иакова; она покрыта густою травою и цветами и настолько возвышается на совершенно гладкой и зеленой равнине, Галилейской, что значительно превосходит высотою все, соседние горы. Три монастыря, построенные на ее вершине в древние времена, стоят до сих пор: один во имя Господа Нашего Иисуса Христа, другой во имя Моисея, третий же несколько поодаль во имя Илии, согласно со словами Петра: "Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии"»[35].

     В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом из Крита и современник византийского императора Мануила Комнина (1143-1180) оставляет интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках латинян:

      «Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря (μσναι δυο) в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями (άλλογωσσψ υμνψ), и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов (λατιων μοναστων), а на правой стороне наши назореи освящаемые (οι χαθ ημαζ ναξηαιοι) освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых»[36].

     Греческий паломник точно сообщает, что место Преображения находится в руках католических монахов, поскольку, как и в случае игумена Даниила, разделения между православием и католицизмом тогда еще не было в полной мере.

     Трагическому испытанию подвергаются оба монастыря в XII веке, когда мусульманский полководец Салах-ад-Дин[37] в 1183 году подверг атаке греческий православный монастырь, монахи которого скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Этот монастырь продержался[38] еще до поражения крестоносцев в главе с королем Ги де Лузиньяном в битве с мусульманами под предводительством Салах-ад-Дина в 1187 году[39]. После этого войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов. В 1212 году брат Салах-ад-Дина Мелек-Адель воздвиг на вершине Фаворской горы грандиозную крепость для отражения нападений со стороны крестоносцев, державшихся еще в Птолемаиде[40]. В 1263 году, когда господство мусульман прочно укрепилось на Святой Земле, по повелению тогдашнего султана все укрепления Фаворской горы были срыты, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груди камней и мусора. Анонимный греческий паломник 1253-54 годов, говоря о Фаворской горе, замечает, что «на средине горы находится та пещера, в которой Мелхиседек пробыл 40 лет»[41]. О каких либо иных сооружениях здесь, монастырях или храмах он хранит полное молчание[42].

 

 

Саладин, из арабского кодекса XII века

Фото из http://www.air-tours.ru/index/0-156 

 

     С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится одинокой и необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение[43].   

     В 1729 году святую гору Фавор посещает русский путешественник из Киева Василий Григорович Барский, оставляя свои впечатления от поездки в Святую Землю:  

    «Идох с единим иереем и иними вооруженними шестма християни на гору Фавор поклонитися, ибо тамо единому или двом несть мошно отъити, разбойников ради, и тии, яко страннолюбни суше, с мною купно отъидоша. Фавор гора от аравов тамо именуется Тур; яже отстоит от Назарета трема часи, от Иерусалима же трема денми есть округла и красна взором, высока же зело, час от низу на верх восхождения имат» [44].

 

 

Монах и путешественник

Василий Григорович Барский

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме


    В 1799 году святую гору снова огласили звуки войны. Войска Наполеона вступили у подножия горы Фавор в сражение с турками и разгромили армию Абдаллы-Паши из Дамаска[45]. Но к XIX  веку в этих местах воцарились относительные мир и спокойствие, что позволило паломниками снова подниматься на святую гору[46].

 

 

Окрестности горы Фавор

Окрестности горы Фавор

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

Вид с вершины горы Фавор на Изреельскую долину и город Назарет Фото 26 января 2014 г. © Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

Вид с вершины горы Фавор на Изреельскую долину и город Назарет

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

 

     Русский путешественник и писатель Андрей Николаевич Муравьев[47], посетивший Палестину в 1830 году, также оставил яркое воспоминание от посещения горы Фавор. «"Накануне праздника", пишет Муравьев, "стекаются иноки Благовещения, вместе с христианами Назарета на священную вершину Фавора. Там проводят они в отдыхе или молитве летнюю ночь, очаровательную под небом Востока, окруженные ярким течением звезд. Еще до рассвета пробуждается Фавор их торжественным гимном, и солнце, восстающее из-за гор Аравии, первыми лучами озаряет в поднятой священной чаше дивное преображение хлеба и вина в искупительное Тело и Кровь, и перед этим великим Таинством падает ниц смятенный народ, как бы внемлющий гласу: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, и в Нем же Мое благоволение»[48]

 

Андрей Николаевич Муравьев

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

     Через пять лет после Муравьева в 1835 году святую гору Фавор посещает другой известный русский писатель и общественный деятель - Авраам Сергеевич Норов[49], который вспоминал, что «остатки храма, воздвигнутого св. Еленой, еще существуют; под его нижними сводами христиане назаретские служат один раз в год обедню, в день Преображения Господня»[50].

    В 1840-м году афонский постриженик инок Парфений (Агеев), посещая гору Фавор вспоминал, как там происходило богослужение: «Как стало солнце всходить, мы взошли на гору и нашли то самое место, где преобразился Господь наш Иисус Христос пред учениками Своими прежде на сем месте была великая церковь; а где Господь стоял, был алтарь, и стоял престол, а ныне только осталось основание»[51]. Такая ситуация продолжаться оставаться все 50-е годы XIX века и по этому поводу писали в русской печати того времени: «на Фаворе существуют развалины двух храмов (православного и католического), и оба вероисповедания претендуют на соединение священной точки со своими бесформенными трудами»[52].

    Уже тогда нахождение подлинного места Преображения Господня вызывало споры в обществе. Православные считали подлинным место в своем монастыре, католики в своем.  Об этом рассуждал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский). «Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился. Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении. Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небес слышен был по всей горе. Итак, вся вершина горы священна»[53].

 

 

Гора Фавор  1877 год

Гора Фавор. Фото 1877 года

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме


      С 1854 года руины древних монастырей на горе Фавор стали привлекать особое внимание православных и католиков. На этой общей волне интереса к Святой Земле сюда прибыл сначала простым паломником архимандрит Иринарх (1767-1859) - выходец из Молдавии, уроженец деревни Роман недалеко от Ясс, питомец учеников знаменитого старца - архимандрита Паисия (Величковского). С 1839 года он решил подвязаться в молитвенных подвигах на Святой Земле до конца жизни и сначала поселился в Лавре преп. Саввы Освященного в Иудейской пустыне, а затем, странствуя по Галилее,  решил поселиться вместе со своим духовным чадом – сиротой, выходцем из своей родной деревни - иеродиаконом Нестором на горе Фавор. Эти подвижники благочестия обустроили себе келью в так называемой «пещере Мелхиседека», рядом с развалинами древнего храма. Пещера существует и по нынешний день справа после центрального входа в монастырь. Питались подвижники злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками. Своими подвигами и строгостью жизни русские монахи сникали уважение  местных жителей бедуинов  и  их вождя Акил-аги, который не раз приходил к старцу Иринарху за советом и был готов защищать его от всех опасностей[54]. Волею случая архимандрит Иринарх  вместе с иеродиаконом Нестором находят среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старец стал служить для приходящих сюда паломников молебны. Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали старцу средства на строительство храма. Также старцу помогли исполняющий обязанности русского консульского работника и агента Русского Общества Пароходства и Торговли в Кайфе[55], местный житель Константин Аверино, собравший среди жителей своего края на храм сумму в 14000 пиастров. Помог и Иерусалимский патриарх Кирилл II, приславший на строительство пожертвование 5000 пиастров и дав распоряжение Иерусалимской патриархии помогать старцу по мере надобности. Таким образом, у старца Иринарха собралась сумма около 40000 пиастров и он приступил к строительству храма, а также трех жилых комнат, кухни и лошадиной мельницы. Всю площадь земли, занятую старцем Иринархом, обнесли невысокой стеной[56].

 

 

Иерусалимский Патриарх Кирилл II

Иерусалимский Патриарх Кирилл II 

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

     Денег на строительство храма не хватило, снова пришлось обратиться за помощью к епископу Мелитопольскому Кириллу (Наумову) - начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, лично хорошо знавшего 90-летнего старца Иринарха. Он представил председателю Палестинского Комитета великому князю Константину Николаевичу докладную записку с изложением обстоятельств этого дела:

     «Св. Фавор, запечатленный великим евангельским событием, - писал он 15 сентября 1859 г. в этой записке, но несчастно забыт теперь и оставлен без внимания местными православными властями, между тем как латины рыщут уже около него,  усиливаясь  взять; его себе в добычу. На  страже святыни стоит теперь только маститый отшельник, девяностолетий старец родом из славян, пришедший на Фавор вследствие бывшаго ему видения, поселившийся тут и своими собственными руками открывающий развалины и восстановляющий древнюю церковь. Без содействия греков, несмотря на противодействие латин, среди бедуинских шаек (питающих, впрочем, к нему религиозное благоговение, как к чудотворцу), этот дивный старец успел уже положить доброе начало, пользуясь пособиями только с нашей   стороны.  Все место священных развалин обведено стеною, развалины храма очищены и в одном древнем алькове устроен уже престол, на котором старец совершает священнодействие. Храмоздатель просит теперь 30 тысяч пиастров (около 1.500 руб. сер.), чтобы довершить начатое здание. Впоследствии времени потребуется, может быть, еще такая же сумма для снабжения церкви иконостасом, который приятно было бы иметь из России, и утварью... Не благоугодно ли было бы Его Императорскому Высочеству обратить Августейшее внимание на забытый священный Фавор и там устроить священный памятник счастливого события в Августейшем семействе Его. Вместе с пособием можно бы передать святому старцу мысль об устройстве в храме особого придала во имя равноапостольного царя Константина»[57].

 

Мемориальная памятная мраморная доска арх. Иринарху Справа от придела св.Моисея и Илии Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Мемориальная памятная мраморная доска арх. Иринарху

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

Чудотворная акафистная икона Божией Матери, которую ошибочно называют "Неувядаемый цвет" Фото 26 января 2014 г. © Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

Чудотворная акафистная икона Божией Матери,

которую ошибочно называют "Неувядаемый цвет"

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 


     Старец Иринарх не дожил до завершения строительства храма и его освящения. Он отошел ко Господу в день Рождества 25 декабря 1859 года. Дело продолжил его верный ученик  иеродиакон Нестор, получивший от старца завещание довести все постройки до конца. Русский паломник В. Каминский, посетивший гору Фавор в апреле 1862 года за несколько месяцев до освящения храма, описывает, как выглядел тогда храм:

      «Здание, пишет он, очень хорошее и обширное, в греческом вкусе, с тремя приделами, по внутри ничего нет. Два крайние придела вовсе открыты, средний большой тоже не имеет иконостаса, даже ни завесы, которая бы заменила его, а вместо этого из древесных ветвей сделана стена, царския врата вовсе без врат и даже не завешаны завесой, окна без стекол. В нижней части храма навалены кучи извести, на ветвях иконостаса висят только три местныя иконы: Спасителя, Богоматери и Преображения, пред ними два самые простые подсвечника. Каменный престол обнаженный и покрывается самым скудным покровом. Все показывает,  что патриархия не принимает никакого участия в существенном»[58].

 

 

Дорога к греческому православному монастырю на горе Фавор

Дорога к греческому православному монастырю на горе Фавор

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

  

Современная территория монастыря. © Фото В. В. Шелгунова © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Современная территория монастыря. © Фото В. В. Шелгунова

© Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

 

 

http://jerusalem-ippo.org/gallery/d/983-2/056.jpg 

Современная территория монастыря. Фото 26 января  2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

 

Православный храм Преображения Господня. Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Православный храм Преображения Господня. Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

Греческий православный монастырь на вершине горы Фавор. 2010 г. © Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

Греческий православный монастырь на вершине горы Фавор. 2010 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

 

Интерьер греческого православного храма на вершине горы Фавор. 2010 г. © Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

Интерьер греческого православного храма на вершине горы Фавор. 2010 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

 

 Руины византийского периода IV века на территории греческого православного монастыря Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Руины византийского периода IV века на территории греческого православного монастыря

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 


     6 августа 1862 года по ст. стилю, на праздник Преображения Господня, патриарх Иерусалимский Кирилл II прибыл на святую гору Фавор и торжественно освятил храм вместе с греческими митрополитами Акрским и Назаретским. До этого патриарх, подготовляя храм к предстоящему торжеству 17 июля, приказал тело архимандрита Иринарха, погребенное в 1860 году внутри церкви с правой стороны от входных дверей, вне линии алтаря и иконостаса, вынуть из земли и положить в могиле снаружи церкви, с правой стороны от входных дверей. Это распоряжение патриарха, потревожившее прах всеми глубокочтимого старца, произвело весьма тяжелое впечатление не только на православных, но даже на мусульман бедуинов[59].

     Новые пожертвования со стороны России были использованы для внутренней отделки храма. Благодаря указаниям и просьбам нового начальника русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), бывший посол русский в Константинополе граф Н.П. Игнатьев в 1869 году выхлопотал у русского правительства для Фаворской обители 2.000 рублей[60].

     Следы древних сооружений сохранились в алтарных абсидах храма. Храм трехпрестольный: центральный - посвящен Преображению Господню, правый -  пророкам Моисею и Илии, левый - Георгию Победоносцу и Дмитрию Солунскому. В архондарике[61] для паломников рядом с храмом находится икона Преображения - дар великого Князя Сергия Александровича - председателя Императорского Православного Палестинского Общества и его супруги великой княгини Елисаветы Феодоровны во время их посещения горы Фавор в 1888 году.

 

 

Икона Преображения, пожертвованная председателем ИППО великим князем Сергием Александровичем

Икона Преображения, пожертвованная председателем ИППО великим князем Сергием Александровичем

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

Икона Преображения, пожертвованная председателем ИППО великим князем Сергием Александровичем © Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

Русская плащаница - дар паломников из России

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 


     Правительственный вестник от 29 сентября – по 6 октября 1888 года повествует о посещении горы Фавор великими князями Сергием и Павлом Александровичами и великой княгиней Елисаветой Феодоровной: «Великие Князья и Великая Княгиня, кроме Константинополя, посетили, до Иерусалима, Смирну, развалины Ефеса, Бейрут, развалины Баальбека, Дамаск, Кайфу, Назарет, Кану Галилейскую и Фавор, и всюду Им был оказан не только официально-торжественный, но вполне восторженный прием. Не говоря уже о местных властях, которые сделали все зависящее, чтобы в точности исполнить инструкции своего повелителя, - нельзя не обратить внимание на местных жителей, которые с неподдельным энтузиазмом всюду встречали Августейших Путешественников: все поездки Их Высочеств по Сирии и Палестине были отмечены рядом триумфальных шествий: в овациях смешивались положительно все без различия национальности: греки, турки, арабы, евреи»[62].

     Первоначальное место погребения старца Иринарха отмечено мемориальной мраморной доской справа от алтаря придела пророков Моисея и Илии. Монастырская колокольня возвышается над воротами ограды. Воздвигнута она на пожертвования русской благодетельницы Ольги Кокиной[63]. Двор и прилегающие к нему ограждения засажены кипарисами, смоковницами и маслинами, дающими приятную тень. Греческий монастырь давал убежище до 400-м русским паломникам, для чего позади храма построены сводчатые залы[64]. Из храмовых святынь на сегодняшний день особо почитается акафистная икона Божией Матери, находящаяся слева по входу в храм. Рядом с храмом находится пещера Мелхиседека, в окрестностях которой согласной преданию Мелхиседек встретил праотца Авраама с хлебом и вином[65].

 

 

Колокольня, построенная на пожертвование  русской благодетельницы Ольги Кокиной Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Колокольня, построенная на пожертвование

 русской благодетельницы Ольги Кокиной

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

Новая колоколья монастыря, обустроенная в 2012 году Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Новая колоколья монастыря, обустроенная в 2012 году

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

Новая часовня на территории греческого православного монастыря, построенная в XXI веке Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Новая часовня на территории греческого православного монастыря,

построенная в XXI веке

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме


     В 1872 году интересное упоминание о посещение горы Фавор оставляет военный историк и мемуарист, адъютант великого князя Николаевича Николаевича Старшего в своем путевом дневнике «Путешествие по востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году. Д.А. Скалона. Санкт-Петербург 1881»[66]. В свиту великого князя Николая Николаевича входили известные люди того времени: принцы Ольденбурские Александр Петрович и Константин Петрович, граф Г.А. Строганов, генералы Д.И. Скобелев, М.Н. Дохтуров, В.Н. Сипягин, А.А. Галл и др[67]. Вот, как описывает Д.А. Скалон их посещение горы Фавор:

     «Через три часа показался Фавор и мы увидели подходивший к его подошве поезд Его Высочества. Фавор стоит среди долины, знаменитой своим плодородием и множеством битв. Он возвышается на 1000 футов над окружающею местностью и со всех сторон имеет вид усеченного конуса, скаты которого покрыты различным кустарником, диким фисташником, акацией с чрезвычайно крупным листом и дубовым, редким корявым лесом.

     Пока мы добрались только к подножию горы, Великий Князь уже подходил, по бесчисленным зигзагам, к вершине. Дорога очень камениста и крута, а с полгоры она делает повороты на каждых 15-20 саженях. Палатка для привала была раскинута пред греческим монастырем, которого церковь первоначально построена императрицею Еленою, как говорят, на месте Преображения Господня. Обойдя монастырский двор и церковь, самой простой архитектуры с выбеленными внутри гладкими стенами, я присоединился к нашему отдыхавшему обществу. Великий Князь был встречен на дороге пред Фавором восьмидесятипятилетним иерусалимским патриархом Кириллом, против которого восстала вся греческая иерархия за то, что он не подписал отлучение болгарской церкви и не хотел мешать интересов иерархических с религиозными. С виду, патриарх Кирилл, седой, как лунь, коренастый старец, среднего роста, с орлиным носом, добродушною улыбкой и быстрым взглядом серых глаз, еще полных энергии и выражения. Его сопровождали митрополит назаретский, замечательный красавец, и два диакона, из которых один довольно чисто говорил по-русски.

     Привал продолжался два часа. Его Высочество приказал мне прочесть из Евангелие те места, где упоминается о Преображении. Во всех трех Евангелиях стоит: "Иисус возвел их на высокую гору" (Матф. XVII, 1; Марка IX, 2; Луки IX, 28); но нигде не сказано, чтобы это был Фавор. За разрешением вопроса, мы обратились к патриарху. Он указал на 2 послание апостола Петра, гл. I, ст. 16-19, но и там Фавор не назван, а сказано: "будучи на святой горе". Во всяком случае, с первых веков христианства предание и отцы церкви указывают на Фавор, как место Преображения Господня, а в Ветхом Завете гора эта связана со священными воспоминаниями евреев, вот почему может быть так и назвал ее апостол Петр.

     Отдохнув под тенью шатра, я пошел искать место с возможно более открытым кругозором и набрел на груду развалин какого-то города. Вершина горы имеет вид плоского овала и покрыта кустарником и лугами; площадь ее весьма значительна.

     Но какой восхитительный вид открывается с Фавора, удивительнейшим образом поставленного среди широкой долины Эсдрелонской, которая постепенно ниспадает к Средиземному морю с высоты 440 футов. Мне пришло в голову закрыть глаза и, стараясь забыть только что пройденную дорогу, мысленно перенестись с берегов Генисаретского озера на вершину Фавора. Если там я чувствовал, что нахожусь в недрах земли, окруженный неразрывным кольцом гор, то после такого быстрого перелета на крыльях мысли, когда я открыл глаза, мне почудилось, будто я высоко поднялся над землею, вместе с выделившимся из нее Фавором, а замкнутое кольцо опустилось и обозначились очертание горных цепей и глубоких долин Палестины. С севера в плодоносную долину врезывается широкий кряж гористой Галилеи, а по ту ее сторону тянется неразрывная цепь высоких плоскогорий Самарии и Иудеи, перерезанная отдельными хребтами. За Галилейскими горами видно южное очертание долины, кончающееся у берега горою Кармель, за которою, правее, видна полоса Средиземного моря, сливающегося на дальнем горизонте с синевою неба.

     Когда Великий Князь стал спускаться с горы, его провожали колокольным звоном. Мы давно уже не слыхали благовеста и теперь он отрадно отзывался в сердце родным отголоском»[68].

     Примечателен факт, что через пять лет эти военные, совершившие паломничество на Святую Землю, принимают активное участие в боевых действиях русской армии на Балканах под командованием великого князя Николая Николаевича Старшего.

     Несколько позднее, после того как было осуществлено православное строительство на горе Фавор, начались работы католическими монахами-францисканцами, по восстановлению руин оставшихся от крестоносцев и от еще более древних построек. В 1873 году ими была устроена небольшая часовня на месте монастыря, построенного еще Танкредом. Русские паломники, посещавшие Фавор, сообщали, что католическая обитель на Фаворе была в те годы достаточно скромной[69]. Об этом пишет, например, священник Александр Анисимов из Харьковской губернии, сподобившийся побывать на Фаворе в 1881 году. Когда он со своими спутниками подошел к католической обители, то вышедший им навстречу францисканский монах пригласил русских паломников осмотреть католическую капеллу. «Она небольшая и имеет вид часовни, - пишет О. Александр. - Особенно замечательного в ней мы ничего не заметили, исключая чудную икону Преображения Господня, составленную из подобранных по цвету красок иконы разноцветных камней»[70].

     Католики неоднократно проводили на своем участке систематические археологические раскопки и в 1889 году один из русских авторов сообщал: «Большая часть развалин находится у католиков; там все раскопано, очищено и содержится в образцовом порядке; только несколько месяцев тому назад раскопана ими часть холма, где найдены остатки довольно хорошо сохранившейся комнаты, прилегавшей к церкви, которая служила по предположению, местом отдыха для молящихся»[71].

 

 

Археологические раскопки в католическом монастыре на вершине горы Фавор Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Археологические раскопки в католическом монастыре на вершине горы Фавор

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

Территория католического монастыря на вершине горы Фавор Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Территория католического монастыря на вершине горы Фавор

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

     В 1913 году известный русский церковный историк и секретарь Императорского Православного Палестинского Общества Алексей Афанасьевич Дмитриевский писал: «Владельцам места Преображения Господня на Фаворе следует считать католиков. За это говорят величественные, поистине монументальные руины обширных древних христианских сооружений, являвшихся здесь бесспорно результатом важнейших и древнейших христианских преданий, связанных с этим священным местом»[72].

     В 1919-24 годах известным итальянским архитектором Антонио Барлуцци вместе со своим братом Джулио была выстроена на вершине горы Фавор францисканская базилика Преображения.

 

 

Архитектор Антонио Барлуци

Архитектор Антонио Барлуци

 

Памятная доска архитектору католической базилики - итальянскому архитектору Антонио Барлуци (1884-1960) Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Памятная доска архитектору католической базилики -

итальянскому архитектору Антонио Барлуци (1884-1960)

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

     В путеводителе епископа Мефодия (Кульмана) эта базилика описывается следующим образом: «Красивый фасад возникает из окружающих масс темного камня, многочисленных развалин отдельных зданий, храмов и келий. Видимо, здесь и наблюдались в средних веках 4 храма. Две башни фасада справа и слева от входа стоят над часовнями - одна во имя пр. Илии, а другая - Моисея, на месте древних им же посвященных малых церквей. Отсюда колоссальный корабль базилики ведет к главному алтарю, куда вниз ведут несколько мраморных ступеней, - древнему уровню места - здесь можно видеть камни первоначальной византийской базилики»[73].

 

Католическая базилика Преображения Господня на горе Фавор, построенная итальянскими братьями архитекторами  Антонио и Джулио Барлуцци в 1919-24 годах Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Католическая базилика Преображения Господня на горе Фавор,

построенная итальянскими братьями архитекторами

 Антонио и Джулио Барлуцци в 1919-24 годах

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

Интерьер католической базилики Преображения Господня на горе Фавор Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО

Интерьер католической базилики Преображения Господня на горе Фавор

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

 

 http://jerusalem-ippo.org/gallery/d/881-2/022.jpg  Часовни пророков Моисея и Илии внутри комплекса католической базилики Преображения. Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО
Часовни пророков Моисея и Илии внутри комплекса католической базилики Преображения.

Фото 26 января 2014 г.

© Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме

 

     Интересное описание как самой горы Фавор, так и православного и католического монастырей дает в своем паломническом дневнике «Каникулярная поездка в Св. Землю» (1899 г.) преподаватель Киевской духовной семинарии Павел Петрович Петрушевский. Он посещает Святую Землю летом 1899 года, испытывая не только духовную потребность паломничества, но и как человек пишущий научную любознательность, как отмечает сам автор «отправляясь на православный Восток и главным образом в Св. Землю, я желал найти там реальную предметную основу для библейских и церковно-исторических картин, образов, характеристик и объяснений»[74]. Имея такое глубокий внутренний подход в своем посещение святынь Востока, Павел Петрович оставляет яркое воспоминание о посещении горы Фавор в 1899 году:

     «Фавор теперь стоял перед нами во всей красе; по склону он покрыт лесом, только не таким густым, как наши, а редким, ибо каменистые ребра его дозволяют расти деревьям лишь на известном расстоянии одного от другого. Гора это действительно стоит как бы особняком от других, но не вполне она и обособлена.  В связи с нею к западу есть другая возвышенность, также покрытая лесом. Она тянется до самого Назарета и обрамляет с севера Эздрелонскую долину. Однако между этой возвышенностью и Фавором есть узкая дорога, на половину опоясывающая ее с запада; другая такая же долина опоясывает ее с севера. С востока и юга гора круто спускается в Ездрелонскую долину. Чтобы достигнуть Фавора, мы должны были прежде спуститься в долину, опоясывающую Фавор с севера. При спуске в долину стоит полуразрушенная арабская крепость. В стенах ее стрельницы и ворота. Проводник наш сообщил, что в недавнее время здесь устраивалась ежегодная ярмарка. Теперь и этого здесь не бывает. Затем мы поехали северной долиной. Из нее стали подниматься вверх, по расселине, отделяющую западную возвышенность от горы Фавора. Дорога была очень живописная. По сторонам растет дубовый лес. Дуб здешний не высокий, ветви его не так развесисты, как у нашего. Листья также узки, как у Мамврийского, но шапки желудя более широки; самый желудь меньше, чем у Мамврийского. Грунт, по которому идем, вулканической породы; по местам видны в стороне от дороги растрескавшиеся скалы. Через полчаса мы повернули налево и стали взбираться на Фавор. Дорога на гору проведена зигзагами, с юго-запада. Она очень удобна для пешеходов и верховой езды, но совсем не для экипажа. До самого верха мы едем среди мелкого, преимущественно дубового леса. Утомленные и слабые лошади наши (у меня и студента) бредут вяло; но третий наш спутник Кезма уехал далеко вперед. На одном из поворотов мы неожиданно догнали его. Он стоял на скале, обращенной к Ездрелонской долине и предложил нам полюбоваться отсюда чудным видом на окрестность. Место было весьма удобное для обозрения громадной равнины, расстилающейся у подошвы Фавора. Мы взошли на каменную площадку крутого утеса. Нам открылся обширный вид на всю окрестность с южной и западной стороны. У подножья горы было селение Даборриа. Это местность напоминает пророчицу Девору, некогда разделившую с Вараком честь победы над сидами Иавина, царя Асорского. У самого подножья горы, далеко в направлении с востока на запад тянулась обширнейшая долина Эздрелонская. Она вся была засеяна хлебом и цизамом[75]. По ту сторону долина эта ограничивается горой Малым Ермоном и горами Гелвуйскими. Вдали на запад у подножья Гелвуя виднеется селение Наин, где Спаситель воскресил сына у одной вдовы, а немного ближе к юго-западу, у подошвы гор Гелвуйских, селение Аендор, куда ходил Саул вопросить волшебницу об исходе злосчастной войны его с филистимлянами. При виде безжизненных и голых склонов этих гор  мне невольно припомнилась та страшная, роковая битва с филистимлянами, в которой погибли прекрасные сыны Израиля в высотах Гелвуйских, и я невольно произнес слова плакавшего Давида: «горы Гелвуйские, да не снидет на вас дождь, и да не падет роса на вас»…

     Полюбовавшись видом, мы двинулись дальше. По дороге мы встречали уже некоторых арабов и католиков, возвращавшихся с праздника Преображения. В ½ 10-го часа утра мы приехали на вершину. Вправо – местность, занятая католиками. Миновав ее, приехали к воротам греческого монастыря. Местность, принадлежащая грекам, представляет гораздо меньший участок, чем занятая латинянами. За воротами начинается небольшой двор. Влево идут хозяйственные постройки и гостиницы. Посредине небольшая церковь, а дальше за церковью во дворе посажены растения тропические, но не на обыкновенной площади, а в яме, так как, вероятно, на открытой площади они  не могли бы вырасти. Подле имеется небольшая пасека. Она очень оригинальная: ульи глиняные, при том положенные горизонтально, один на другом, с отверстиями, открытыми в одну сторону. Вследствие этого вся пасека представляет собой как бы один сот, в котором вместо ячеек служат глиняные улья. В самом конце двора имеется гостиница для приезжающих. Сюда мы и отправились. Архондарик просторный и светлый. Нас встретил здешний игумен о. Макарий. Он еще молодой человек, недавно окончивший школу при Крестном монастыре. Был одет очень чисто и изящно. Принял нас любезно. Тотчас позаботился об умывании нашем и чае. По его уходе пришли две его сестры, из которых одна замужняя и живет в Назарете, а другая – барышня. Они много говорили только по-гречески. Мы узнали, что братии здесь очень мало, человек 5, и те живут не в монастыре, а по виноградникам. Главные посетители Фавора – наши русские богомольцы, которых между прочим ожидали здесь к 6 августа. Отдохнув после утомительной дороги и подкрепив себя пищей, спешили осмотреть те места, с которыми предание связывает событие Преображение Господня.

     Прежде всего мы пожелали помолиться в православном храме Преображения. В половине 2-го ч. по полудни  мы пошли туда в сопровождении о. Макария. Храм снаружи мало выдается над прочими строениями. Внутри светлый; несколько рядом лампад висит посредине; иконы греческого письма; есть прекрасное изображение Преображение Господня из России. В главном и правом боковом абсидах алтаря нижнее основание стены древнее; в полу средней части храма есть мозаика. Кафедра чтения для Евангелия и проповеди устроена над главным входом в церковь, на месте наших хор. Вообще церковь не поражает величием. Все в ней просто, не бедно, но и не богато, содержится чисто и прилично. Мы спросили о. игумена: где указывается место Преображения? Он ответил: точно нельзя указать, но церковь во имя Преображения здесь стоит с древнейших времен (с 4 или 5 в.), что доказывается остатками древней стены  и мозаики»… В церковь пришло несколько человек православных арабов и все они с замечательной простотою обращались к о. игумену. Мы спросили: часто ли бывают здесь русские богомольцы? Игумен ответил бывают, и теперь он ждет их к Преображению. Записали имена свои и родных   на поминовение.

     Так как нас интересовал сегодняшний католический праздник, то мы решились немедленно отправиться в здешний латинский монастырь. Было уже около полов. 3-го часа дня. Миновав греческую церковь, мы вышли к боковой калитке, вправо от главных ворот, и пошли узенькой улицей; стены греческой усадьбы имеют много камней с старинными арабскими надписями. Здесь мы встретили двух католических монахов: оба они были Назаретские. Один из них чех, другой немец; чех был Назаретский врач, очень опытный и уважаемый за свое искусство. Мы приветливо встретились и отрекомендовали друг другу. Говорят, будто здесь нет культурной борьбы и противоположности интересов, но этому трудно поверить, так как цели католической церкви везде одни, только не везде ясно выступают наружу. Во дворе католического монастыря мы увидели много лошадей и подгулявших арабов с ружьями, саблями и кинжалами. Прямо против главных ворот стоит небольшой костел, почти ничем не отличающийся от прочих, стоящих рядом строений. Перед костелом множество древних колонн, без капителей. Мы прежде вошли в жилой коридор. Он весь увешан прекрасными фотографиями и планом Фавора с отметкой, что принадлежит католикам, и что им не принадлежит. По сторонам – кельи монахов. Мы вошли боковым ходом в костел. Он не велик. Человека монахов молились коленопреклоненно. Отсюда вышли тем же ходом во двор. Мы просили здешних хозяев проводить нас к древним развалинам. Нам дали одного араба, который хорошо говорил по-французски и кажется, отлично наставлен латинской премудрости. Со двора прошли к востоку по непродолжительному узкому проходу и вошли в местность, сплошь занятую расчищенными руинами. Руины эти находятся по сторонам главного хода. По правой стороне в древности были какие-то помещения; по левой же стороне шли одна за другой две церкви, кажется византийской постройки; среди этих построек наш проводник указал несколько сооружений, будто бы принадлежавшим временам арабского владычества: так, с правой стороны обращает на себя внимание водопровод, который будто бы проведен был далеко от из под горы (от нынешней черкесской деревни)[76], с левой же стороны наш проводник показывал еще дворец какой-то арабской царевны и даже баню. Но особенно замечательные развалины третей церкви: они находятся от первых двух к северо-востоку и отличаются гораздо большими размерами. Католики объясняют, что здесь именно, а не на месте греческого монастыря было Преображение Господне; и доказывают следующим соображением: Петр сказал: сотворим здесь три палатки: одну Тебе, другую Моисею и третью Илии. На тех местах, где по преданию, находились во время Преображения Иисус Христос и его два собеседника Моисей и Илия, и были построены потом, вместо трех палаток, три церкви, из которых третья в честь Преобразившегося Господа, была больше прочих двух. Сегодня служение совершалось в развалинах большой церкви и в абсиде ее мы видели устроенный католический алтарь для совершения мессы. Наш проводник обещал нам показать самое подлинное место Преображения. Он повел нас мимо главной руины за алтарь. Мы свернули вправо, стали взбираться на какую-то возвышенность и прошли на холм, высотой сажня 1½. На нем – площадка: это и есть будто бы место Преображения Господня, потому что (говорил он) крестоносцы построили здесь дворец. Так ли это было, как говорил нам проводник, оставляем этот вопрос в стороне, но нельзя отказать в остроумии и находчивости католикам. Мы занялись обозрением окрестностей. Отсюда, действительно, открывается один из обширнейших видов. На северо-востоке видной устье Иордана, ближе к Фавору, но все таки на приличном расстоянии; с той же стороны находится черкесское селение; до него будто шел отсюда с Фавора подземный ход, устроенный турками, которые оттуда доставали себе воду, пока этого хода не перекопали крестоносцы. К югу видны были Малый Ермон и Гелвуй и селения Аедор и Наин. Отсюда же видны основания Фавора; большая часть горы с южной стороны Фавора теперь, говорят, уже в руках латинян. Налюбовавшись видами, мы возвратились опять в латинский монастырь. Нас пригласили в гостиницу и угостили по праздничному вином. Главная зала гостиницы вся убрана прекрасными литографиями пап и др. лиц из католического клира, а в правом конце комнаты над дверью стоит прекрасно сделанное чучело рыси, убитой на Фаворе. Здесь на стене висит и подробный план горы Фавор.

Поблагодарив хозяев, мы возвратились в греческий монастырь. Налево виднелись сады и виноградники латинских монахов. Мы сердечно поблагодарили о. Макария, уплатили ему за угощение и простились с ним. Всюду по горе мы встречали под деревьями арабов, которые усевшись группами, очень шумно и оживленно разговаривали. Спустившись с горы, переехали опоясывающую с запада долину и стали взбираться на соседнюю возвышенность[77]». К этому красочному и самобытному рассказу можно добавить интересный факт, что спутником Павла Петровича был его ученик по Киевской духовной семинарии Тауфик Кезма – младший брат знаменитого Александра (Искандера) Кезмы директора Назаретской семинарии Императорского Православного Палестинского Общества. Тауфик Кезма впоследствии переезжает в Россию в Киев и становится известным востоковедом[78].

 

 

Тауфик Кезма

Тауфик Гаврилович Кезма 


    Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской греческой Патриархией во главе с Патриархом Иерусалимским служится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него на специально сооруженном помосте с устроенным алтарем, ввиду того, что храм не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.

 

© Православный паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме

© Павел Викторович Платонов,

Председатель Иерусалимского отделения,

член попечительского Совета

Императорского Православного Палестинского Общества

 

Иерусалимский вестник Императорского Православного Палестинского Общества.

Выпуск № VII-VIII. 2015 г.

Издательство: Иерусалимское отделение ИППО

Иерусалим. ISBN 978-965-7392-77-5

Страницы 233-256

 

 

 

 Примечания

 



[1] (Св. Евангелие от Матфея 17:5-9)

[2] Сочинения Оригена. Comm. in Ps. lxxxviii, 13

[3] Св. Кирилл Иерусалимский. Катехизические беседы. II. 16

[4] Блаженный Иероним Стридонский. 46 послание, 53 и 108.

[5] Традиция христианского паломничества на гору Фавор начинается с IV века.

[6] «В виду господствующего значения горы Фавор над окружающею местностью, гора эта сыздавна имела военно-стратегическое значение. Здесь были и римские укрепления. Поэтому, некоторые ученые не желают в «горе высокой» видеть гору Фавор, а предпочитают ей параллельную гору Ермон, как более удаленную якобы от Mирской суеты и удобную для уединенной молитвы нашего Спасителя и Его славного Преображения. Но эти ученые оставляют без внимания слова апостола Петра, обращенные в восхищении к Спасителю: «Господи, хорошо нам здесь быть. Вели хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». (Матф. XVII, 4). Каким бы пламенным энтузиазмом ни обладал св. апостол Петр, он едва-ли мог избрать местом постоянного жительства соседний Ермон, с которого к тому же и, нет возможности созерцать тех очаровательных картин природы, какие открываются в действительности с вершины благодатного (1.100 футов высоты) в климатическом отношении и богатого растительностью и влагою Фавора». Цитируется по «Праздник Преображения на горе Фавор». Профессора А.А.Дмитриевского. Издание ИППО. СПб 1913.  Интернет-публикация на сайте «Россия в красках» http://ricolor.org/russia/9/9/  Май 2005

[7] Раздел земли между израильскими племенами XII-XI в.в. до н.э. См. карту.

[8] Хаим Герцог, Мордехай Гишон. Библейские сражения. Москва. 2006 г. Изд-во «Астрель». Стр. 65.

[9] Там же.

[10] Владимир Цывкин. «По стопам Иисуса на Святой Земле. Гора Тавор и ее история». Иерусалим. Стр. 218.

[11] Хаим Герцог, Мордехай Гишон. «Библейские сражения». Москва. 2006 г. Изд-во «Астрель». Стр. 66.

[12] Там же.

[13] Гней Помпе́й Вели́кий, или Гней Помпей Магн (лат. Gnaeus Pompeius Magnus; 106 г. до н.э. — 248 г. до н.э.) — древнеримский государственный деятель и полководец, консул Римской республики 70, 55 и 52-го годов до н.э., командующий лояльными сенату войсками в гражданской войне 49—45 годов до н.э.

[14] Иосиф Флавий. «Иудейская война». Изд. «Фолио». Харьков. Книга первая. Глава восьмая. Стр. 36.

[15] Иосиф Флавий. (Josephus Flavius) Йосеф бен Матитьяху (ок. 37 - ок. 100), еврейский историк и военачальник. Иосиф происходил из знатной семьи священнослужителей, в возрасте 19 лет присоединился к фарисеям и стал влиятельным человеком в Иудее. Около 64 побывал в Риме, желая добиться от Нерона освобождения нескольких знатных евреев. Мощь и культурное превосходство римлян произвели огромное впечатление на Иосифа. По возвращении в Иерусалим он обнаружил, что евреи готовятся восстать против римского правления, и, не испытывая энтузиазма, был вынужден к ним присоединиться. Иосифу была поручена оборона Галилеи, т.е. северной части Палестины, однако его действия были малоуспешными, и, выдержав 47-дневную осаду в городе Иотапате, он в 67 попал в плен к будущему императору Веспасиану. Чтобы спасти себе жизнь и помочь соотечественникам после их неизбежного поражения, Иосиф предложил свои услуги Веспасиану и до конца войны был переводчиком у него и Тита, а также посредником между римлянами и евреями. После падения Иерусалима в 70 Иосиф отправился в Рим, где получил римское гражданство и пенсион. Иосиф известен дошедшими до нас на греческом языке трудами - Иудейская война (о восстании 66–70) и Иудейские древности. (Энциклопедия «Кругосвет»)

[16] Иосиф Флавий. «Иудейская война». Изд. «Фолио». Харьков. Стр. 36, стр. 261.

[17] Там же. Книга четвертая. Глава первая. Стр. 261

[18] Евангелие от Матфея (16, 21-28), Евангелие от Марка (8, 31-39).

[19] Евангелие от Луки (9, 22-27).

[20] А. А. Дмитриевский. «Праздник Преображения на горе Фавор». 1913 год. Издание Императорского Православного Палестинского Общества. Интернет-публикация на сайте «Россия в красках» http://ricolor.org/russia/9/9/  Май 2005

[21] Евангелие от Луки (9, 32).

[22] Tobler et Molinier. Itinera Hierosolymitana t. l, pag. 94. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.

[23] А. А. Дмитриевский. Указанное произведение. http://ricolor.org/russia/9/9/  Май 2005

[24] Евангелие от Луки (9, 39).

[25] Архимандрит Августин (Никитин). «Русские паломники у католических святынь». Фавор. Храм Преображения.

[26] Владимир Цывкин. «По стопам Иисуса на Святой Земле. Гора Тавор и ее история ». Иерусалим. Стр.220

[27] Беда Достопочтенный (Beda Venerabilis), 674-735, церковный историк, монах, автор "Historia ecclestastica gentis Anglorum", единственного источника древнейшей истории Англии до 731 (изд. Holder, 1890, и Plummer, 1816). (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

[28] Ibid pag. 230. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.

[29] Ibid pag. 260. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.

[30] Это определение вполне отвечает нынешнему положению греческого храма во имя Преображения Господня. Цитируется по указанному произведению А. А. Дмитриевского.

[31] Православный Палестинский Сборник  III и IX вв. стр. 111-115, СПб. 1885 г. Цитируется по указанному произведению А. А. Дмитриевского.

[32] Танкред († 1112) - племянник Боэмунда Тарентского, один из героев первого крестового похода.

[33] Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.

[34] Зевульф (англ. Saewulf) — англосаксонец, сочинение которого о путешествии в Святую Землю, представляющее весьма важный исторический источник, сохранилось в единственной рукописи XII века в библиотеке колледжа Corpus Christi Кембриджского университета. Он путешествовал в 1102-1103. Русский перевод его путешествия сделан П. Безобразовым («Сборник Православной Палестинской общины» т. III, вып. 3); в предисловии переводчика указаны заграничные издания и литература. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

[35] Православный Палестинский сборник. СПб. 1885 г. «Путешествие Зевульфа в Святую Землю 1102-1103 гг.»

[36] Православный Палестинский Сборник в. XXIII (т. VIII, в. II) стр. 8 - 9, 37- 38. Спб. 1889 г. Цитируется по указанному произведению А. А. Дмитриевского.

[37] Салах-ад-Дин, Саладин, Юсуф ибн Айюб (1138 - 4.3.1193, Дамаск), правитель Египта с 1171, основатель династии Айюбидов. Курд по происхождению. Сын Айюба ибн Шади - одного из военачальников сирийского султана Нур-ад-дина, успешно боровшегося с крестоносцами. В 1164-69 участвовал в военных походах на Египет. В 1169 был назначен везиром Египта, а в 1171, после смерти последнего халифа династии Фатимидов, захватил власть в Египте и провозгласил сюзеренитет Аббасидов, получив от них в 1174 титул султана. После смерти Нур-ад-дина в 1174-86 подчинил его сирийские владения и некоторые владения мелких иракских правителей. 3-4 июля 1187 войско Саладин разгромило крестоносцев под Хиттином (Палестина), 2 октября 1187 взяло Иерусалим, затем изгнало крестоносцев из большей частью Сирии и Палестины. Его внутренняя политика характеризовалась развитием военно-ленной системы, некоторым снижением налогов, укреплением суннитской ортодоксии. (БСЭ).

[38] Владимир Цывкин. «По стопам Иисуса на Святой Земле. Гора Тавор и ее история».  Иерусалим. Стр.220

[39] Битва при Хитти́не (современное название на иврите этого места в Нижней Галилее - קרני חיטין  - Карней Хиттин - «Рога Хиттина») - сражение, произошедшее 4 июля 1187 года между Иерусалимским королевством крестоносцев во главе с королем Ги деЛузиньяном и силами династии Айюбидов. Крестоносцы были разгромлены мусульманскими армиями под началом Саладина.

[40] Птолемаида - эллинистическое название города Акко в IV-II вв. до н. э.

[41] Православный Палестинский Сборник т. XIV, Вып. 1, стр. 2, 11, Спб. 1895 г.

[42] Указанное произведение А.А. Дмитриевского.

[43] Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.

[44] Странствования Василия Григоровича Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 годы. Ч.П. СПб., 1886 г., стр.148

[45] Наполеон. Избранные произведения. — М.: Воениздат, 1956 г., Гл. 10. http://militera.lib.ru/science/bonapart/-10.html

[46] Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.

[47] Муравьев Андрей Николаевич - писатель (1806 - 1874).

[48] Путешествие ко Св. Местам в 1830 г. Цитируется по Спутник паломника по Святым местам епископа Мефодия Кульмана. Из книги «Святая Земля». Париж 1961 г.

[49] Норов Авраам Сергеевич - государственный деятель и писатель (1795 - 1869).

[50] Норов А. С. Путешествие по Святой Земле в 1835 году. Ч. 1-2. Изд. 3-е. СПб., 1854 г., стр.208.

[51] Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле постриженика святыя Афонския горы инока Парфения. М., 1856 г., стр.93

[52] Мансуров Б. П. Странствование в Палестину. (м,б) г., с.138. Цит. по Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.

[53] Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. T.I. СПб., 1894 г., стр. 531.

[54] Указанное произведение А. А. Дмитриевского.

[55] Кайфа – так называли в XIX веке город Хайфа.

[56] Там же.

[57] Дело Палестинского  Комитете № 15 (бывшего Азиатск. Департ. № 926) л. 3 об.-1. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.

[58] 2 ч. Воспоминаний «за годы  с 1 июля 1861 по 17 апреля 1864 г.» В. Каминского рукопись Библиотеки Императорского Православного Палестинского Общества. Цит. по указанному произведению А. А. Дмитриевского.

[59] Дело Пал. Комитета № 15 (Аз. Ден. № 926) л. Цит. по указанному произведению А.А. Дмитриевского.

[60] А. Дмитриевский, «Граф Н. П. Игнатьев, как церковно-политический деятель на православном Востоке», Спб. 1909 г. стр. 28.

[61] Архонда́рик или фонда́рик (греч. αρχονταρικόν, от άρχοντας — аристократ, знатный человек) — приёмная комната для гостей в православном монастыре, также гостиница для паломников, как правило, в Греции (на Афоне, в Метеорах), в греческих монастырях Святой Земли или в Египте (Синайский монастырь). В архондарике также ведутся духовные беседы с паломниками. Название происходит от греческого слова архонт, означающего именитого посетителя монастыря, которого принимали с особым почётом.

[62] Путешествие в Святую Землю великих князей Сергия и Павла Александровичей и великой княгини Елисаветы Феодоровны. Правительственный вестник, С.-Петербург, 27 октября 1888 г. АВП РИ, ф РИППО, оп. 873/1, д. 293, л. 47-48 об. Россия в Святой Земле. Москва. Международные отношения. 2000. Стр. 160-161.

[63] Н. Н. Лисовой. «Свидетельства Бога на земле. Фавор – гора Преображения». М-ва. 2000 г. Издание РПЦ. Стр. 99.

[64] Спутник паломника по Святым местам епископа Мефодия Кульмана. Из книги «Святая Земля». Париж 1961 г.

[65] Бытие (14:18)

[66] Д.А. Скалон. «Путешествие по востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году. Д. А. Скалона. Санкт-Петербург 1881 г. Россия в Святой Земле.  Москва. «Международные отношения». 2000 г. Стр. 135

[67] Д.А. Скалон. «Путешествие по востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году. Д. А. Скалона. Санкт-Петербург 1881 г. Москва. Издательство «Индрик». 2007

[68] Д.А. Скалон. «Путешествие по востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году. Д. А. Скалона. Санкт-Петербург 1881 г. «Индрик». Москва. 2007. Стр. 118.

[69] Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.

[70] Анисимов А., свящ. Путевые записки русского пастыря о священном Востоке. Изд. 2-е. СПб.,1889, с.320-321. Цит. по Архимандрит Августин (Никитин). Указанное произведение.

[71] Якубович А. И. Прогулки по Палестине.

[72] Дмитриевский А. А. Праздник Преображения на Фаворе. СПб.,1913 г., стр.27.

[73] Спутник паломника по Святым местам епископа Мефодия Кульмана. Из книги «Святая Земля». Париж 1961 г.

[74] «Каникулярная поездка в Св. Землю» (1899 г.). Паломнический дневник пятью рисунками. Киев. Типография Императорского университета св. Владимира. 1904 г. Стр. 2.

[75] Это растение в роде льна; из его очень мелкого зерна делают халву, постное масло и пр. (Прим. П.П. Петрушевского)

[76] Имеется ввиду Кфар-Кама - черкесская деревня, основанная в XIX веке, выходцами из России и существующая по нынешний день.

[77] «Каникулярная поездка в Св. Землю (1899 г.). Паломнический дневник пятью рисунками. Киев. Типография Императорского университета св.Владимира. 1904 г. Стр. 341-347. Архив ИППО на Сергиевском подворье в Иерусалиме.

[78] Родился в 1882 году г. Дамаск в Сирии. Окончил Назаретским семинарию. Окончил Киевскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию (1906). С 1907 - помощник проректора Киевского университета св. Владимира, преподавал церковно-славянский язык, греческий, древнееврейский язык, латынь. С 1913 по 1915 надштатный преподаватель арабского и тюрского языка Киевского коммерческого института. В 1914 находился в Персии, где совершенствовал персидскую речь. С 1917 дополнительно преподавал турецкий и персидский языки. В советский период научный сотрудник ВУАН, занимался арабской филологией. Результатом его научной деятельности стало создание в 1920-1930-х годах вместе с Агафангелом Крымским Украинской ориенталистикой школы и подготовке специалистов-востоковедов, дипломатов и ученых. «Значение арабистики для востоковеда, - писал Т. Кезма, - и целого ряда друга научные трудно переоценить. Известно, что сочинения историков и географов, Писавший на арабском языке, являются одним из ценнейший источников для изучения Киевской Руси, о международных связях этого могущественнейшего славянского государства, о жизни и быте древних славян, о возникновении письменности на Руси ... Изучение арабского Востока имеет огромное значение ». Высокую оценку среди специалистов получает написанный им учебник арабского языка. В течение 40 лет (с перерывами) преподавал арабский язык студентам киевских вузов и аспирантам Академии Наук. В 1930-х его уволили с работы "за отсутствие научной квалификации", восстановить справедливость попытался А. Е. Крымский. В 1938 - 1939 - был арестован. После войны к нему, в его «келью на Андреевском», течет поток молодых людей, желающих овладеть арабским и турецким языками. До самой смерти Тауфик Кезма был старостой Андреевской церкви. До 1958 - преподавал арабский филологию в Киевском государственном университете им. Т.Г. Шевченко. В 1958 умер в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище. Фрагмент из монографии: Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии. Монография. Кол. авт.; Под общей редакцией академика О. А. Колобова. - Бейрут/ Нижний Новгород: Изд-во НИМ «Махинур», 2006.- с. 472 Глава IV. Взаимовлияние культур. § 7. Диаспора Леванта в славянском социокультурном континууме, стр. 314-325.  Публикация на сайте «Россия в красках»  28 января 2012 г. http://ricolor.org/russia/6/28_01_2012/


версия для печати