Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Библиотека / Иерусалимский вестник / Иерусалимский вестник ИППО № VII-VIII, 2015 / I. Императорское Православное Палестинское Общество: исторические традиции и современные / Действительный член Императорского Православного Палестинского Общества архимандрит Досифей (Цветков). Архимандрит Тихон (Затёкин)

 

Действительный член Императорского Православного Палестинского Общества архимандрит Досифей (Цветков)


     Архимандрит Досифей, в миру Дмитрий Цветков, уроженец села Драчево, Горбатовского уезда, Нижегородской губернии. Родился 6 февраля 1818 года в семье причетника.  Его отец его, будучи хорошим чтецом и певцом прислуживал в храме в честь св. пророка Божия Ильи.[1]

     Впоследствии, по указу епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея (Близнецова-Платонова), был переведен в село Павлово на более лучший приход. Однако вскоре после перехода на новое место служения, он заболел чахоткой и умер, оставив после себя жену и 3 сыновей. Дмитрию в то время шёл десятый год. Под кровом  бедной вдовы,  при самых скудных средствах к существованию протекли его отроческие годы. По достижении школьного возраста, Дмитрий был отдан в духовное училище, по окончании которого поступил в Нижегородскую Духовную семинарию, где как сирота, был принят на казенное содержание. Безропотно Дмитрий переживал все невзгоды тогдашнего сурового семинарского образования. Он  будучи одаренным от Бога хорошими умственными способностями, учился прилежно и мог бы окончить курс в числе лучших студентов, но будучи от природы кротким по характеру, незлобивый и смиренный в душе, он еще в ранней юности полюбил иночество и уже во время обучения в семинарии  желал посвятить свою жизнь иночеству. Приняв твёрдое решение принять иноческий постриг,  он стал приготовлять себя к этому  высокому и трудному обету и уже меньше стал заботиться о том, чтобы получить звание студента,  смиренно говоря: «пусть наши студенческия места займут другие, — им это нужно в миру, — а мы  проживем и без студенчества».[2]

     Во время обучения в семинарии богословским наукам, Дмитрий Цветков, епископом Нижегородским и Арзамасским Иоанном (Доброзраковым), 8 ноября 1838 года был посвящён в стихарь. По окончании   курса  духовной семинарии в 1840 году, Дмитрий Цветков 5 октября, подал прошение о зачислении его в число послушников Оранской Богородицкой пустыни.[3]

     В то время настоятелем монастыря был молитвенник и подвижник игумен Герман. В том же году, видя усердное стремление молодого послушника, игумен Герман, ходатайствовал перед Преосвященным епископом Иоанном о пострижении его в мантию. 20 декабря, игумен Герман совершил над послушником Дмитрием Цветковым обряд пострижения с наречением именем Досифей. В течение трёх лет проходил своё иноческое послушание в обители монах Досифей, когда 17 января 1843 года, он Преосвященным епископом Иоанном, был рукоположен в сан иеродиакона, а 11 марта 1844 года рукоположен во иеромонаха. Проходя череду служения, по указу епископа Нижегородского и Арзамасского Иакова (Вечеркова), иеромонах Досифей 16 марта 1849 года был утверждён казначеем обители, и в том же году, 20 июня был удостоен своей первой награды – набедренника. Однако не долго ему пришлось пребывать в родной ему Оранской обители. 21 июня 1852 года, по указу Духовной Консистории, иеромонах Досифей был переведён в Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь, с утверждением в должности казначея. 26 сентября 1853 года,  по указу Преосвященного Иеремии, епископа Нижегородского и Арзамасского, он был назначен экономом архиерейского дома, с оставлением должности казначея Печерского монастыря.  10 июля 1855 года, он Всемилостивейшее был удостоен ношения золотого наперсного креста. В 1856 году, иеромонах Досифей был утверждён в должности наместника Печерской обители. За ревностную и беспорочную службу, по указу Святейшего Синода, иеромонах Досифей был возведён в сан игумена, а на следующий год,  11 мая 1857 года, ему был пожалован бронзовый наперсный крест за 1853, 55, 56 годы.[4]   

 

 

Вознесенский Печерский монастырь и Крестовоздвиженская часовня

Вознесенский Печерский монастырь и Крестовоздвиженская часовня

 

 

     В 1858 году, совершая свой визит в Нижний Новгород, Государь Император Александр II, со своей Августейшей супругой Марией Александровной изволили посетить 21 августа  Вознесенский Печерский монастырь. Вместе с Преосвященным епископом Антонием (Павлинским), Их Императорских Величеств возле Святых врат обители встретил с крестом на блюде, наместник архимандрит Досифей. После встречи Государя и Государыни, под звон монастырских колоколов все проследовали в Вознесенский собор, где архимандрит Досифей  рассказал Их Величествам о святынях находящихся в древнем храме обители.[5]

     В 1861 году, игумен Досифей, епископом Нижегородским и Арзамасским Нектарием (Надеждиным) был утверждён в должности благочинного мужских и женский монастырей Нижегородской епархии.

     12 августа, Печерский монастырь вновь был осчастливлен посещением Его Императорским Высочеством, Государем-наследником Николаем Александровичем. В сопровождении Мельникова-Печерского и двух монахов, он осмотрел монастырь, а затем молился за всенощным бдением в Вознесенском соборе. После этого, наместник архимандрит Досифей сопроводил Великого Князя в архиерейский дом, где вместе с Преосвященным епископом Нектарием был устроен ужин для Высочайшего гостя.[6]  

 

Наследник Цесаревич Николай Александрович

Наследник Цесаревич Николай Александрович

 

     В том же году, по благослове­нию Епископа  Нектария, архимандрит Досифей приступил к пристройке алтаря к Крестовоздвиженской  часовне находящейся на спуске к Печерскому монастырю. Эту работу, выполнил благотворитель обители, Нижегородский купец Евграф Алексеевич Барбатенков. Так же его щедрым даянием в новоустроенном храме был изготовлен двухъярусный иконостас. 13 сентября, по благословению Епископа Некта­рия Архи­мандрит Досифей совершил освя­щение престола, и  часов­ня-крест стала именоваться Крес­товоздвиженской церковью.[7]

 

 

Крестовоздвижеская часовня

Крестовоздвиженская часовня

 

     3 ноября 1867 года, последовал указ Святейшего Синода «О бытии наместнику Вознесенскаго Печерскаго монастыря игумену Досифею, настоятелем Суздальскаго Спасо-Евфимиева монастыря, Владимирской епархии». Новое место сужения, архимандриту Досифею было уже заочно  известно тем, что основателем этой древней обители, был выходец из Нижегородского Печерского монастыря, св. преп. Евфимий.

     Келейник архимандрита Досифея записал в своём дневнике об их путешествии из Нижнего Новгорода: «Мы сели в вагон 26 числа ноября в 6 часов вечера. Быстро летела машина, страшно было при переездах через мосты, когда видели себя на краю конечной гибели – над пропастью. К счастью, соседство с О. Архимандритом укрепляло дух мой; нельзя скрывать и того, что на 15-тиминутных остановках я не пропускал случая почерпать себе храбрости. В два часа за полночь прибыли во Владимир, перенеслись с поклажей из вокзала в трактирный номер, где нам едва дали напиться чаю и покормили селянкой вроде таких, какие чаще готовят в харчевнях за 15 коп., а во Владимире это удовольствие стоит 30 копеек серебром. На другой день 27 в понедельник О. Архимандрит отправился в Архиерейский дом, оттуда возвратился к нам после полудня с известием, что Владыки дома их в Москве на погребении Митрополита Филарета. Рассудили дожидаться его, а между тем перекусив немного, переселились к архиерейскому эконому. Во вторник 28-го в 11 часов утра я и Григорий на почтовой тройке направились в Суздаль, предполагая уготовить келлии О. Архимандриту и рассчитывая, что прежний О. Настоятель уже из монастыря выбыл. Пришлось выехать из Владимира в бурю и мороз, но на половине пути, Слава Богу, погода изменилась – стало ясно и тихо. За 10 верст до Суздаля увидели мы этот знаменитый древний город с его 33 церквами, большей частию построенные за последние 600 лет. С приближением к городу вид его постепенно более и более удивлял и очаровывал нас своею древнею колоссальную архитектурою. Наконец въехали в город и около двух верст мчались по прямой улице, пока не приблизились к стенам и вратам Спасо-Евфимиева монастыря…».[8]

 

 

Архимандрит Досифей

Архимандрит Досифей

 

     Далее келейник пишет в своих записках: «Декабрь. Число 4-е.  По прибытии в г. Суздаль в час по полудни о. Архимандрит на пути к монастырю, заезжает во Всесвятскую церковь, где был встречен Наместником. Отсюда, через 10 минут направили к своей обители; здесь во Св. Вратах, приняв от Наместника просфору и икону преп. Евфимия, при торжественном звоне и стечение городских жителей, вступил в Соборный храм, в котором ожидала его вся братия; по выслушании краткого молитвословия, новый Настоятель удостоился облобызать десницу прославленного своего предшественника, испрашивал от него преемственной силы и помощи на предлежащее служение. Затем посетив прежнего Настоятеля, отправился в отведенные для него временные покои. После краткого отдыха, о. Архимандрит посетил вечернюю братскую трапезу, и нашел пищу дурною, в особенности капусту и квас. Число 5-е. Обозревал ризницу и утварь. Обошел весь монастырь с внешней стороны; вечером за всенощной был в Суздальском соборе, он прикладывался к почивающим в нем св. мощам. Экзаменовал хор певчих. Число 6. Служил первую литургию в теплом храме. После оной принимал у себя сослужащую братию и некоторых из граждан; после обеда посетил арестантов, а дома занимался просмотром приходо-расходных книг за 1866-й год, отбирал некоторые сведения от сборщика иеромонаха Михаила. Число 7-е. По прибытии Соборного Протоиерея вместе с ним и Наместником принял ризницу и утварь по описи, равно и четыре храма осмотрел, конюшенный двор с сараями, отбирал сведения от иеродиакона Пимена. С ризничим проверял описи; от о. Илариона принял денежные билеты».[9]  

 

 

Cуздальский Спасо-Евфимиевский монастырь. Литография 1861 г.

Cуздальский Спасо-Евфимиевский монастырь. Литография 1861 г.

 

     Архимандрит Досифей с неутомимой энергией приступил к исполнению возложенного на него нового послушания. Помимо монастырских дел, особое попечение архимандрит Досифей имел о Суздальском Духовном мужском училище. На свои личные сбережения, он устроил в училищной церкви прекрасный вызолоченный иконостас и  резной киот с иконой  «в память чудеснаго спасения Государя и Его Августейшей Семьи».  Училищным советом, архимандрит Досифей был избран председателем собраний Общества вспомоществования нуждающимся ученикам.

 

Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь

Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь

 

     При архимандрите Досифее в монастыре начались работы по возведению памятника-часовни над могилой князя Димитрия Пожарского.  Мемориальные вещи, связанные с именем князя Димитрия Пожарского, были помещены в южном приделе Спасо-Преображенского монастырского собора в специально для этого сделанных шкафах. Он являлся пожизненным членом Братства Александра Невского. В древлехранилище Братства он пожертвовал икону «Евангелист Лука» XVII века, а в епархиальную библиотеку он пожертвовал двенадцать томов  духовной литературы.

 

 

Икона евангелиста Луки

Икона евангелиста Луки

 

     По инициативе отца Досифея, в  1876 году, была отпечатана монастырская «Опись церковной ризницы» 1660 года. Должность ризничего в то время исполнял брат отца Досифея, иеромонах Варсонофий. Благодаря его кропотливому труду, ризница была приведена в должный вид и составлена инвентарная опись. В 1877 году, по благословению настоятеля обители,  был  отреставрирован киот на икону Божией Матери «Корсунская». В  том же году, архимандрит Досифей, осуществил второе дополненное и переработанное издание книги Л.Сахарова «Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря», а в 1880 году его трудами, в Губернской типографии,  была издана книга «Житие Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Евфимия, Суздальскаго чудотворца».

 

 

Житие Евфимия Великого Суздальского чудотворца

Обложка жития

 

 

     В том же году, он написал записку ректору Императорской Академии Художеств о памятной часовне над могилой князя Димитрия Пожарского: «Памятник над гробом Князя Д.М. Пожарского сооружен в Спасо-Евфимьевском монастыре по мысли в Боге почившего Государя Императора Николая I. По Его повелению в 1852 году объявлена была по Империи подписка на добровольные приношения, из которых за шесть лет составилась сумма в 75000 рублей серебром. В 1858 году ныне царствующий Государь Император Александр II изволил предначертать характер построения монумента и правила к обстановке и поддержке его дальнейшего существования (14 ноября 1858 года на докладе Министра Внутренних дел о прекращении подписки). В 1865 году произведена постановка памятника в том виде, в каком он, с внешней стороны, представляется в пору настоящую. В сем же 1865 году Ректор Императорской Академии Художеств Тон от 28 декабря за № 2558 писал к Настоятелю, что по всеподданнейшему докладу Г. Министра Императорского Двора Государь Император соизволил: а) на устройство шкафов для хранения предметов, напоминающих о князе Пожарском и б) на вклад 1000 рублей серебром на неугасимую в памятник лампаду  Архимандрит Досифей от 17-го апреля 1871 года за № 56 представлял Г. Министру Императорского Двора свои по сему предмету соображения; но представление то осталось до сего времени не разрешенным. В 1868 году при письме от 7-го ноября Академиком Горностаевым прислан был мраморный киот для мозаического образа Казанской Б. Матери и поставлен тогда же в памятник. В письме этом Горностаев уведомил, что пред образом будет поставлен серебряный канделябр, который скоро пришлется. Он не прислан до сего времени. В 1880 году Императорской Академией Художеств присланы и поставлены в памятник две мозаические иконы - Спасителя и Божьей Матери. В настоящее время, судя по предначертанию Государя Императора, а равно по содержанию последовавшей затем официальной переписке к настоятелю Спасо-Евфимьева монастыря, остается невыполненным: 1) постановление надгробного камня в часовне 2) изготовление на этом камне покрова или пелены с вышивным крестом 3) изготовление шкафов для помещения предметов, напоминающих о князе Пожарском 4) назначение места постановки сих шкафов 5) присылка обещанного академией канделябра для неугасимой лампады и свеч пред образом Казанской Богоматери и 6) присылка высочайше назначенной Государем императором суммы 1000 рублей на неугасимую лампаду и молитвословия при могиле Князя Пожарского. Независимо от сего Настоятелем Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря Архимандритом Досифеем в текущем 1880 году возбужден в Императорской Академии Художеств вопрос о ремонтировании монумента, остававшегося 15 лет без надлежащего исправления. О сем было написано от Настоятеля Г. Ректору Академии 19 июля 1880 года за № 168. Настоятель Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря Архимандрит Досифей. Декабря 11 дня. 1880-го года».[10]

     В 1885 году, архимандрит заказал мастеру М.Шерстнёву изготовить сребропозлащённую ризу на главный престол  монастырского собора. По бокам серебряной ризы была мастером сделана чеканная гравировка: «Устроено сие напрестольное облачение усердием настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря, Священно-Архимандрита Досифея в вечное молитвенное поминание…».

 

 

Фото ризы

Фото ризы 

 

 

Подпись к ризе

Подпись к ризе

 

 

     Спасо-Евфимиев монастырь, по указу Императрицы Екатерины II, в 1766 году становится местом заточения и ссылки для неблагонадёжных лиц Российской Империи. В указе в частности говорилось: «сосланных из бывшей тайной канцелярии для исправления в уме в разные монастыри колодников, по именам десять человек, для лучшего за ними присмотра и сохранения их жизни, равно, чтобы от них какого, по безумию их, вреда кому учинено не было, свести из некоторых, состоящих в Московской Губернии монастырей, в Спасо-Евфимиев монастырь, определяя для смотрения за ними воинскую команду от суздальской провинциальной канцелярии». В последствии, в монастыре устраивается особое «арестантское отделение» куда стали ссылать на «исправление» лиц не только светских но и духовных. В конце  XIX  века, при архимандрите Досифее «сидели на исправлении» как архимандриты, священники, монахи, сектанты, так и старообрядческие епископы Конон, Геннадий и Аркадий. Отец Досифей с большим вниманием относился к нуждам узников монастырской тюрьмы, и в частности к старообрядческим епископам, которые  в 1881, по  ходатайству министра внутренних дел графа Н.П. Игнатьева были отпущены на свободу.[11]

     В своей книге «Русские писатели о святых местах» граф С. Шереметьев, так описал свою встречу с архимандритом Досифеем: «Мы поспешили в Спасо-Евфимиевский монастырь, настоятель которого архимандрит Досифей, считается одновременно и комендантом крепости. В монастыре караул и гауптвахта. Здесь еще застали мы заключенных в казематах монастырских узников, долго уже томившихся за какие-то неясные преступления. Старший в карауле рапортовал благополучие. О. Досифей, приветливый и умный, переведен сюда из Нижнего, где он прошел через хорошее испытание. Он служил при нижегородском преосвященном Иеремии, о котором распущено столько толков и рассказов о его строптивости и дерзости за что он будто бы и был удален с нижегородской кафедры на покой. В этих слухах много преувеличенного... Мы осмотрели Спасо-Евфимиевский монастырь довольно подробно, насколько нам позволяло время. С разрешения Досифея были мы в казематах, проходили узкими коридорами, со множеством дверей, над которыми были небольшие окна с железными решетками. Из них выглядывали узники. Их было около десяти. По местным отзывам их содержали понапрасну, и нельзя было не сочувствовать их освобождению. Граф Бобринский близко принял к сердцу это дело и пообещал содействовать решению их участи. Их скоро освободили, и быть может, не без его участия. Монастырь удивительно хорош. Мы любовались драгоценностями ризницы и библиотекой, не зная, на чем остановить внимание: такое было изобилие предметов чрезвычайно редких и драгоценных. Не наглядишься и на внешний вид монастыря, с его белокаменными зубчатыми стенами и башнями, разнообразных форм и строений. Одна другой лучше, одна другой изящнее по очертаниям, рисунку и удивительному богатству и разнообразию изразцов».[12]

     Владимирское Епархиальное начальство ценило примерную службу и труды настоятеля прославленной обители. Кроме неоднократных благодарностей от различных ведомств, архимандрит Досифей был неоднократно удостоен Высочайших наград, в том числе: « …орден св. равноапостольнаго князя Владимира III степени и золотой наперсный крест из Кабинета Его Императорского Величества. Из главнаго управления Общества о раненых и больных воинах, о. Досифею был  Высочайше пожалован установленный знак Краснаго Креста и свидетельство. Состоя членом Православнаго Императорского Палестинскаго Общества ему был выдан знак и диплом за № 838, а за 25-летний период настоятельства в Спасо-Евфимиевой обители и за особые труды 19-го декабря 1892 года Высочайше награжден орденом св. Анны I степени. Данная награда весьма редкая для духовных лиц, не имеющих святительскаго сана».[13]

     Своей кротостью, ласковым со всеми обращением, смирением, ревностностью к совершению богослужения и его  благолепием, всегдашним радушием, желанием подать во время добрый совет и искренностью в словах,  архимандрит Досифей снискал всеобщую любовь и уважение всех граждан города Суздаля. 

     4 декабря 1892 года, архимандрит Досифей праздновал свой 50-летний юбилей служения Церкви Христовой и 25-летие своего настоятельства в монастыре.  

     Еще задолго до назначенного юбилея, братия Спасо-Евфимиевского монастыря, чрез наместника обители иеромонаха Исайи, вышла с ходатайством, к Высокопреосвященнейшему Феогносту (Лебедеву)  Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, с просьбой благословить предполагаемое торжество. Владыка благосклонно отнесся к означенному прошению братии, начертав 8 ноября на нём свою резолюцию. 10 ноября 1892 года из Владимирской Духовной консистории последовал указ, что «разрешено почтить церковным торжеством 4-й день декабря 1892 года с отправлением благодарственнаго Господу Богу молебствия». Получив Святительское благословение начались приготовления к торжеству среди всех сословий города и монашествующей братии. Накануне  торжества, в 5 часов вечера, с колокольни Спасо-Евфимиевского монастыря раздался праздничный колокольный звон ко всенощному бдению. Архимандрит Досифей слушал начало всенощного бдения в алтаре, а  на литию и величание вышел сам, где после прочтения евангелия помазывал богомольцев освященным елеем. На следующий день, 4 декабря в 9 часов утра, начался торжественный звон в обители «…призывавший в храм Божий к благодарственной Господу Богу молитве о здравии всеми уважаемаго отца настоя­теля Спасо-Евфимиевой обители, 25 лет прослужившаго на пользу  братии и городу». Божественную  литургию  возглавил архимандрит Досифей в сослужении  двух  архимандритов, проживающих в монастыре, игумена Филарета, протоиерея Кафедрального собора M.И. Хераскова, старшей братии обители и своего племянника, священника села Павлова, Нижегородской губернии А.И. Петропавловского. Монастырский собор был переполнен молящимися. За богослужением присутствовали представители дворянства, Суздальского городского управления, начальство и учителя духовного училища, чины гражданских ведомств и полиции. К концу литургии в собор собралось все духовенство Суздальского благочиния. По окончании богослужения, на амвоне архимандрита Досифея от Суздальской городской думы, приветствовал городской голова В.А. Охлопин следующим адресом: «Ваше Высокопреподобие, отец архимандрит Досифей! Четверть века прошло с того дня, как Вы вступили в управление Спасо-Евфимиевым монастырем. Ограничив круг деятельности своей смиренным и трудным монашеским обетом, проводя жизнь в тишине монастырской ограды, Вы, тем не менее, сумели сблизиться и сродниться с жителями го­рода, и имя Ваше неразрывно связано со всеми важнейшими событиями в жизни горожан. Ни преклонный возраст, ни посещавшия Вас болезни не уничтожили в Вас той отзывчивости, с которой Вы шли всегда на встречу нашему родному городу, когда мы обраща­лись к Вашей помощи, как служителя алтаря: с одинаковой готовностию являлись Вы приносить с нами молитвы Всевыш­нему в наших торжествах и вели нас, граждан, молить Творца об отвращении от нас надвигавшагося народнаго бедствия. Благолепием совершаемаго Вами богослужения Вы привлекали горожан всюду, где Вы служили, и праздники Вашего монастыря сделались праздниками города. Теплое ра­душие и приветливость собирали в настоятельския кельи Ваши из года в год жителей города, и каждый из них, без различия звания и состояния, уносил от Вас ласковое хозяйское слово. Просвещенными трудами Вашими монастырь, а вместе с ним и город наш украсились новым художественно-историческим памятником, с устроением котораго далеко по России еще раз повторилось славное имя нашего роднаго города, хотя и малаго, по тесно связаннаго с вели­кими событиями седой старины отечества. Примите же, Ваше Высокопреподобие, от нас, граждан города Суздаля, в столь торжественный в Вашей жизни день, поздравление и посильный дар наш. Да свидетельствует он о наших непрестанных молитвах пред Творцом о продлении на долгие годы дорогой для нас жизни Вашей. Декабря 4-го дня 1892 года».

     По прочтении адреса В.А. Охлопин  преподнёс юбиляру от жителей г. Суздаля, сребропозлащенный посох украшенный эмалью. Приняв подарок, архимандрит Досифей,  «тронутый выражением добрых чувств и благопожеланий, взволнованным голосом, едва слышно» произнёс ответное слово: - «Искренно благодарю Суздальское общество за его сочувствие 25-летним моим трудами в здешней святой оби­тели и за подносимый мне жезл. Жезл будет напоминать мне о благорасположении ко мне общества, а выслушанное мною приветствие с полными сердечными благожеланиями усугубит мои недостойныя молитвы Господу, чтобы Он хранил общество  здравым, мирным и венчал все его труды и благия предприятия желанным успехом на многия и многия лета».

     После произнесённого слова, слегка опираясь поднесенным посохом и сопровождаемый множеством духовенства, маститый юбиляр прошел вдоль храма и занял первенствующее место  у  западной стены, чтобы дать возможность стать всему духовенству, желающему вознести с ним ко Господу благодарственные  молитвы.  Когда священнослужители заняли в должном порядке свои места, пред отцом архимандритом предстала депутация от Суздальского Общества хоругвеносцев. Они преподнесли юбиляру икону с изображением св. прп. Евфимия Суздальского чудотворца и св. прп. Досифея. После вручения иконы,  председатель  А.А. Шерышев обратился от лица всего Общества хоругвеносцев к настоятелю обители с приветственной речью: «Ваше Высокопреподобие, Всечестнейший и Высокопреподобнейший отец архимандрит Досифей! Да позволено будет и нам, малым в Суздальской братии нашей, хоругвеносцам города Суздаля, засвидетельствовать Вам чувства нашего глубокаго уважения к Вашей священной особе, в юбилейный день Вашего 25-летняго настоятельскаго служения в св. оби­тели преподобнаго Евфимия, Суздальскаго чудотворца. Нас хоругвеносцев учили понимать себя, как знаменосцев духовных; а на нашем знамени, на священной хоругви, недавно отнесенной нами в дар великому Угоднику Божию Сергию, изображен вместе с ним и с другими Суздаль­скими Угодниками и преподобный Евфимий, друг и сомолитвениик Сергия. По житию преподобнаго Евфимия мы знаем, что сиял он, между прочими своими добродетелями, глубоким почтением к священному сану своего Архипастыря, нашего же Суздальскаго святителя Иоанна; заявлял всегда и во всем смиренное послушание ему и ничего не начинал в обители своей без его благословения... И мы, грешные знаменосцы, ищущие и желающие подражать великим добродетелям преподобнаго Евфимия, сочли своею нравственною обязанностию и священным долгом выразить наше усердие и почтение к Вам, о. архимандрит, как преемнику преподобнаго Евфимия, в нынешний радостный день. Показалось нам приличным —  на сооруженной нами иконе в память сего дня изобразить преподобнаго Досифея, небеснаго Вашего покровителя по мо­нашеству, и преподобнаго Евфимия, в обители котораго Гос­подь благословил Вас благополучно прослужить 25 лет. Сии Угодники Божии да будут Вашими пособниками и покровите­лями и на все остальное время Вашей жизни и Вашего служения. А Вас мы усерднейше просим, Высокопреподобный отче Досифее, быть нашим молитвенником пред сими Угод­никами Божиими».

     Взволнованный от умиления  архимандрит Досифей, совершил пред святой иконой троекратное поклонение и, благоговейно приложившись, дрожащим голосом отвечал: «не нахожу слов для выражения своей благодарности Обществу хоругвеносцев за его приветствие и подносимую св. икону. Недавно еще Общество основалось в нашем городе, и счастливо оно, что приняло на себя многотрудный подвиг — носить св. иконы в крестных ходах ради славы имени Божия. Даруй, Боже, чтобы этот подвиг принес каждому члену Общества благотворный плод. А для сего нужно усвоять себе те духовныя совершенства, какия украшали лиц, изображенных на иконах, так чтобы не одно тело подвизалось во славу Божию, но и душа, которая в свое время дает Богу отчет во всех своих мыслях, чувствах и желаниях. В этом смысл и желаю многолетняго процветания и преуспеяния Обществу».

     Настоятельница Ризоположенского монастыря, игумения Серафима (Лотова), преподнесла юбиляру вышитую сёстрами обители вышитую на малиновом бархате и окантованной золотой бахромой «палицу» (предмет священнического облачения)   с памятной надписью сделанной золотой нитью: «От игумении Серафимы с сестрами Архимандриту Досифею, в день юбилея 4 дек. 1867-1892 года».

 

 

Фото палицы

Фото палицы

 

 

     После этого, был отслужен благодарственный молебен по окончании которого были провозглашены многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду, Высокопреосвященнейшему  Сергию, архиепископу Владимирскому и Суздальскому и самому юбиляру.

     Из храма все участники торжества - духовенство, гражданские чины, почетные граждане, учащие духовного училища отправились в настоятельские покои где в ожидании виновника события, разместились в  трапезной палате, куда вскоре, при пении певчими тропаря преподобному Евфимию Суздальскому, явился и сам маститый юбиляр облачённый в мантию.

     Протоиерей Владимирского кафедрального собора М.И. Херасков от лица всего  духовенства приветствовал юбиляра сле­дующей речью: «Высокопреподобнейший отец архимандрит! Суздальская оби­тель преподобнаго отца нашего Евфимия считает и празднует сегодня 25-ю годовщину Вашего в ней настоятельства. День достопамятный, день светлый и радостный в Вашей жизни. Суздальское  духовенство, — Ваши собратия и сослужители по сану и по праву священнодействия, — с одной стороны и по собственному чувству содружества и по совместному сожитель­ству с Вами в богоспасаемом городе Суздале хотя и за стенами управляемой Вами обители, а с другой — помня заповедь и пример великаго Апостола Павла, как он и сам радовался и сорадовался ученикам и духовным детям своим, и им заповедывал  радоваться и сорадоваться себе, - подносим Вам сию священную икону с изображением преподобнаго Евфимия, вашего святаго предшествен­ника по настоятельству, хотя отдаленнаго от Вас по времени, но конечно близкаго и к Вам и к обители Вашей по духу и по молитвенному предстательству за всех нас грешных у Господа Бога. Да будет сия икона памятником нашего общаго сочувствия к Вашей радости в радостный юбилейный день Вашего двадцатипятилетняго настоятельства во святой Спасо-Евфимиевой обители. Господь, по молитвам преподобнаго Евфимия, да укрепит наше общее духовное единение и да поможет нам добре совершить дело нашего служения до вечера и до самаго  заката наших дней во стране нашего земнаго пришельствия и странничества!...». После этого, он преподнёс ему от всего духовенства Суздальского городского благочиния икону художественного письма св.прп. Евфимия в сребропозлащенной ризе,  с надписью на обороте: «Высокопреподобному о. архимандриту Досифею от духовенства Суздаль­скаго благочинническаго округа в юбилейный день  его  25-летняго настоятельства в Спасо-Евфимьевом монастыре.  4-го декабря 1892 года».

     Приложившись к иконе, архимандрит отблагодарил присутствующее духовенство низким поклоном следующими словами:  «…за все высказанныя Вами чувства благорасположения и благожелания и подносимую икону приношу усерднейшую мою бла­годарность. Правда, пришлось мне не мало потрудиться в течение 25-ти лет в здешней обители для всех в ней проживающих и проживавших; но я не своими собственными силами нес на своих раменах тяжелые труды, а укрепляем был всемощною благодатию Божиею. Почерпал я и молит­венно испрашивал эту всемощную благодать особенно в священнослужении во храме Божием, и нередко наблюдал и испытывал, как она иногда в минуты самых затруднительных обстоятельств или озаряла мои мысли и открывала уменье выйти победителем всех житейских невзгод, или посылала добрых помощников в необходимой нужде, или совсем разрушала все грозящее мне какою-либо неприятностию. Счастливы мы, о.о. духовные, что имеем дерзновение часто совершать божественную  литургию и почерпать для себя благодатную силу, подкрепление и утешение в этом величайшем священнодействии».

     Затем юбиляра приветствовал  духовник монастыря иеромонах Фотий: «Ваше  Высокопреподобие, Высокоуважаемый и искренно  любимый  о. наш  настоятель! Сейчас  в св. храме мы молитвенно  благодарили  Господа за то, что Он своими благодатными силами помог тебе благополучно совершить период 25-летняго управления первоклассною Спасо-Евфимиевою обителью. Теперь  в  покоях  твоих   спешим  приветствовать тебя с юбилейным днем и открыть тебе чувства  своей сыновней любви и сердечной признательности к тебе. Твое ревностное исполнение иноческих обетов укрепляет и нас в подвигах иноческаго крестоношения; твоя пламенная лю­бовь, твое  благоговение к священнослужению воспламеняет и в нас ревность к службам церковным; твое неустанное отеческое благопопечение об удовлетворении наших вещественных нужд делает наше житие под твоим многоопытным управлением мирным  и безмятежным. Таким образом, ты воистину наш  нежный многозаботливый отец! Прими же, благостнейший отец, от  нас искреннюю нашу  признатель­ность и преданность тебе».Так же среди почитателей отца архимандрита,  выступил смотритель Суздальского духовного училища, статский советник М.Г. Стаховский и от лица всего училища прочитал благодарственный  адрес «за его постоянныя заботы и деятельное участие в интересах и нуждах училища».

     В заключение юбиляра  поздравил  ризничий Московского Златоустова монастыря,  иеромонах Венедикт и передал ему от имени Комитета «Христианская помощь» - диплом на звание действительного члена данного Комитета.

     По окончании приветствий, архимандрит Досифей  предложил всем собравшимся «чай и трапезу, которая отличалась искренним одушевлением и носила характер чисто братской трапезы». Во время трапезы были получены  поздравительные телеграммы. Из Белграда, юбиляра поздравил митрополит Сербский Михаил: «Поздравляю Вас с 25-летием настоятельства, благословляя молюсь. Митрополит Михаил». Из  Владимира архимандрита поздравил  Архиепископ Феогност и Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Макарий (Миролюбов) в бытность которого отец Досифей проходил послушание наместника в Нижегородском Печерском монастыре.[14]

 

Архиепископ Макарий (Миролюбов)

Архиепископ Макарий (Миролюбов)

 

     Скончался архимандрит Досифей 20 июля 1899 года и был погребён в Спасо-Евфимиевском монастыре.[15]

 

© Архимандрит Тихон (Затёкин),

Наместник Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря,

Председатель епархиальной комиссии по канонизации святых,

член епархиального совета, заведующий музеем Русского Патриаршества в городе Арзамасе,

церковный писатель, краевед,

действительный член Императорского Православного Палестинского Общества 

 

 

Иерусалимский вестник Императорского Православного Палестинского Общества.

Выпуск № VII-VIII. 2015 г.

Издательство: Иерусалимское отделение ИППО

Иерусалим. ISBN 978-965-7392-77-5

Страницы 26-39

 

 

Примечания



[1] Снежницкий А. Адрес-календарь Нижегородской епархии. В память исполнившегося в 1888 году, 900 – летия крещения Руси. Н-Новгород. 1888. С 704.

[2] Чествование настоятеля Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, о. архимандрита Досифея, по случаю исполнившегося 50-летия служения в священном сане и 25-летия его настоятельского служения в гор. Суздале.  // Владимирские Епархиальные ведомости. № 19. Ч.Н. 1893. С 566.

[3]  ЦАНО. Ф. 570. Оп. 558. Д. 194. 1860 г.  Послужной список наместника Печерского монастыря игумена Досифея. Л 1 об. 2.

[4] Там же.

[5] Четыркин И.Н. Историко-статистическое описание Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря. Н-Новгород. 1887. С197.

[6] Путешествие Его Императорского Высочества, Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича в Нижний Новгород, Казань и Москву в 1861 году. Санкт-Петербург. 1861. С 54-55.

[7] ЦАНО. Ф. 579. Оп. 604. Д. 91. Л. 93-97 об. Главная опись монастырского имуще­ства Печерского монастыря за 1895 год

[8] Р Г А Д А.  Ф.1203. Оп 1. Ч 3. Вяз. 328. Д 4. Лл. 1-3. Спасо-Евфимиев монастырь. Бумаги принадлежащие к собственному архиву архимандрита Досифея и относящиеся ко времени управления им Нижегородским Печерским и Благовещенскими монастырями.

[9] Р Г А Д А.  Ф.1203. Оп 1. Ч 3. Вяз. 328. Д 3. Лл 1-2. Спасо-Евфимиев монастырь.Журнал первых дней пребывания архимандрита Досифея из Нижнего Новгорода в Суздале.

[10]  Р Г А Д А.  Ф.1203. Оп 1. Ч 3. Вяз. 317. Д 13. Лл 1-3. Спасо-Евфимиев монастырь. Об устройстве памятника на могиле  князя Дмитрия Пожарского – 1859 год.

[11] Пругавин А.С.Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. К вопросу веротерпимости. . Без даты. С 21, 71.

[12] Шерементьев С. Русские писатели о святых местах. 1999 .

[13] Владимирские Епархиальные ведомости. №… 1893. С 566.

[14] Чествование настоятеля Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, о. архимандрита Досифея, по случаю исполнившегося 50-летия служения в священном сане и 25-летия его настоятельского служения в гор. Суздале.  // Владимирские Епархиальные ведомости. № 19. Ч.Н. 1893. С 566 -579.

[15] Некролог. //Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Книга 2. Владимир. 1900 г. С 23.


Автор: (Затёкин) Тихон, архимандрит

версия для печати