130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо
130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)
155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме
190 лет
Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО
Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин
Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова
В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой
Приглашаем в паломничество по Святой Земле
Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму
Иерусалимское отделение ИППО разместило в Интернете выпуски "Иерусалимского вестника"
Иерусалимское отделение ИППО переиздало раритетную книгу Джона Гейки о Святой Земле
«Явление Святой Руси в европейском Петербурге» К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма. Д.Б. Гришин
Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. П.В. Платонов
Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов
Цикл статей П.В. Платонова о русских монастырях и храмах на Святой Земле
Драматично складываются события на Святой Земле во время Первой мировой войны 1914 года. Турция принимает участие в боевых действиях против России на стороне Германии, соответственно большинство русских построек аннексируются турецким правительством, и начинается их использование в виде насильственной аренды для различных государственных ведомств, разваливающейся Турецкой Империи. Эта печальная участь постигла и Александровское подворье, которое было предано разграблению турецкими солдатами.
С 1917 года в Палестину приходят Британские власти, и до 1948 года на Святой Земле начинается период правления Британского мандата над Палестиной. В это время в ИППО произошли трагические события, связанные с революцией в России и захватом власти большевиками в 1917 году. Большая часть руководства Общества, осталась в России, захваченной большевиками, меньшая часть вместе с русской эмиграцией оказалась заграницей. В апреле 1917 года после сложения с себя полномочий председателя ИППО Великой княгини Елиcаветы Феодоровны, которая считала, что ее присутствие в Обществе усложнит отношения с новыми советскими порядками в России, председателем избирается прежний вице-председатель ИППО князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов [54]. Осенью 1918 года новоизбранный председатель эмигрирует в Германию и руководство Общества, в составе которого оставались такие маститые палестиноведы как А.А. Дмитриевский, В.В. Латышев, Ф.У. Успенский и другие, решило избрать нового председателя, которым стал академик Василий Васильевич Латышев, который д того на протяжении многих лет возглавлял отделение научных изданий в Палестинском Обществе [55].
Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов,
с 1905 г. вице-председатель ИППО, с 1918 г.— в эмиграции
А.А. Ширинский-Шихматов, оставаясь в эмиграции возглавляет Совет Православного Палестинского Общества зарубежом, создав альтернативную, эмигрантскую часть Общества с центром в Германии, затем в Париже до самой смерти в 1930 году, после чего его преемником на посту Председателя зарубежного Палестинского Общества стал А.А. Нератов, бывший крупный российский дипломат[56].
Подобное разделение происходит и в Российской Православной Церкви. Часть архиереев Российской Православной Церкви эмигрировали заграницу, и в 1920-е годы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ) как русскую православную эмигрантскую церковную организацию, вышедшую из административного подчинения Московскому Патриархату вследствие революции 1917 года в России и гражданской войны; она объединяла ряд епископов Православной Российской Церкви, оказавшихся в изгнании и эмиграции, которые не пожелали подчиниться «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927, считая его несвободным в своих решениях в условиях атеистических и политических гонений на церковь и находящимся в порабощении у большевистского режима[57].
Таким образом, после разделения ИППО и РПЦ, вся недвижимость Палестинского Общества, находящаяся за границей, подпала под юрисдикцию заграничного Палестинского Общества и, в том числе Александровское подворье в старом городе Иерусалима, а церковное имущество Российской Православной Церкви попадает под юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Тем не менее британские власти передают опеку над всеми имуществами РПЦ и ППО чиновнику-администратору Британского мандата над Палестиной и уже через него представителями Церкви и ППО осуществлялось управление русскими постройками[58].
Обязанности управляющего русскими постройками в Иерусалиме нес Николай Романович Селезнев, ему помогал бывший царский консул в Персии Василий Константинович Антипов, затем в 1945 году управляющим подворьями в Иерусалиме становится секретарь зарубежного Православного Палестинского Общества полковник В.А. Самарский[59]. Председатель зарубежного Палестинского Общества князь А.А. Ширинский-Шихматов так ни разу и не появился в Иерусалиме в этот сложный для истории Общества период.
В период правления британцев, только к 1921-му году подворье смогло упорядочить свой образ жизни, совершая редкие богослужения в домовой церкви св. Александра Невского. Надо отметить и роль Русской Православной Церкви Заграницей в поддержке Палестинского Общества в Иерусалиме. Заместитель председателя ИППО Николаевич Лисовой в одном из последних своих интервью, посвященном неизвестным страницам истории ИППО подчеркивает:
«Конечно, Русская Православная Церковь за рубежом очень много сил приложила к сохранению русского наследия. В 1924 году Иерусалим посетил глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий), с 1925 года здесь жил постоянно в полуофициальной должности „Наблюдающего за деятельностью Русской Духовной Миссии в Иерусалиме“ архиепископ, впоследствии митрополит и Первоиерарх Зарубежной Церкви Анастасий (Грибановский). Одно время начальником Русской Духовной Миссии был прекрасный богослов и крупный церковный ученый архимандрит Киприан (Керн), который написал замечательную книгу об архимандрите Антонине (Капустине). Т.е. много было сделано для того, чтобы сохранить преемство и собственно само существование и Миссии, и подворий Палестинского Общества»[60].
С 1925 года усилиями митрополита Анастасия (Грибановского), при содействии Британских властей, была начата традиция крестных ходов в Великий Четверг от Гефсиманской русской обители к Порогу Судных Врат.
14 мая 1948 года происходит образование нового государства на Ближнем Востоке – государства Израиль, государство Палестина создано не было, и сразу же после образования государства Израиль, пять арабских государств: Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Трансиордания начали военные действия. В Израиле эта война называется «Война за независимость», среди арабских государств «Накба» — катастрофа.
В результате арабо-израильской войны 1948 года около половины территорий, выделенных под арабское государство, а также Западный Иерусалим, оказались под контролем государства Израиль. Остальные арабские территории, а также Восточный Иерусалим, оказались оккупированы Иорданией и Египтом и оставались под их управлением до 1967 года[61].
Восточный Иерусалим, включая старый город Иерусалима, с 1948 по 1967 годов был оккупирован Иорданией. Александровское подворье ИППО, таким образом, с 1948 года оказывается на территории ближневосточного государства Иордании.
С момента образования государства Израиль при содействии израильских властей, идет передача Русской Православной Церкви от администратора русских имуществ в юрисдикцию Русской Православной Церкви Московской Патриархии церковного имущества, оказавшегося на Израильской территории[62].
С 25 сентября 1950 года распоряжением Совета Министров СССР о возобновлении деятельности Палестинского Общества при Академии наук СССР и утверждении штата его представительства в государстве Израиль представителями Российского Палестинского Общества были заняты комнаты восточного корпуса Сергиевского подворья, включая народною трапезную с угловой башней и гараж, где до сих пор сохранился автомобиль представителя Палестинского Общества марки «Шевроле» 1961 года.
Между советской и израильской сторонами начинается имущественный спор по правам на здание. Израильская сторона в 1952 году проводит суд, по которому имущество в одностороннем порядке передает госопекуну государства Израиль, который в свою очередь все здание, кроме восточного крыла, занимаемого представителями Российского Палестинского Общества сдает различным арендаторам.
Российское Палестинское Общество во главе с своим представителем Михаилом Павловичем Калугиным продолжает находиться на Сергиевском подворье вплоть до 1967 года. Далее разгорается Шестидневная война, СССР разрывает дипломатические отношения с Израилем, и представители Российского Палестинского Общества покинули свои помещения восточного корпуса. Помещения были опечатаны госопекуном и никто не должен был открывать помещения Палестинского Общества. Тем не менее, на протяжении периода с 1967 года вплоть до возвращения здания Российской Федерации 28 декабря 2008 года, в помещения восточного крыла несанкционированно и незаконно проникали работники временных арендаторов и использовали эти помещения под склады и для своих личных нужд. 20 января 2002 года на втором этаже восточного корпуса, занимаемом минсельхозом государства Израиль произошел пожар, в результате которого были безвозвратно потеряны исторические художественные росписи потолков комнат I класса. После посещения Сергиевского подворья президентом России Владимиром Путиным в 2005 году, началась катализация процесса возврата этого здания России. Был проведена многотрудная комплексная работа всех российских сил, стремящихся вернуть величие России в Иерусалиме и в Святой Земле и, наконец, 28 декабря 2008 года Сергиевское подворье было возвращено России[63].
Генерал М. Г. Хрипунов
Фото: www.st-nikolas.orthodoxy.ru
В 1959 году членом зарубежной эмигрантской части Православного Палестинского Общества был избран флигель-адъютант государя императора Николая II генерал Михаил Георгиевич Хрипунов.
К 1920 году остатки Белой Армии были рассеяны по всему свободному миру и начинали свою новую жизнь на чужбине. Генерал М.Г. Хрипунов со своей женой поселились во Франции, в Каннах, где он управлял имением одной состоятельной англичанки леди Джуль. Когда началась Вторая мировая война, эта дама пригласила Хрипуновых в Ирландию, где купила им дом, в котором и жили генерал с женой до 1955 г. Оттуда они переехали в Женеву. В соборе Воздвижения Креста Господня генерал стал чтецом.
Иерусалим. У ворот Александровского подворья (Порог Судных Врат).
Первый ряд: генерал Хрипунов, о. архим. Серафим (Седов),
жена генерала Нина Георгиевна.
Второй ряд: Ольга Амфовна Уахбэ, князь Владимир Галицын из Парижа,
Тимофей Степанович Денке (погиб при крушении самолета, когда летел на Синод),
о. Герасим. Фото: www.st-nikolas.orthodoxy.ru
Генерал М. Г. Хрипунов и о.игумен Стефан с сестрами на Иордане на русском участке.Фото: www.st-nikolas.orthodoxy.ru
Четыре года спустя, в 1959 г. генерал был избран членом зарубежного Православного Палестинского Общества (ППО) и переехал в Иерусалим, устроившись в Гефсиманской Обители Русской Зарубежной Церкви. Сразу по приезду генерал всецело погрузился в работу Общества.
В 1967 году разразилась Шестидневная война на Ближнем Востоке между Израилем, с одной стороны, и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой (5—10 июня 1967). С 5 по 7 июня 1967 года в Иерусалиме шли спорадические бои за контроль над восточной частью города. В ходе Шестидневной войны Восточный Иерусалим был оккупирован, а в 1980 году в одностороннем порядке аннексирован Израилем. Как иорданская, так и израильская аннексии не были признаны ни одной страной мира.
Александровское подворье, находящееся на территории старого города Иерусалима, попало в зону боевых действий. Генерал Хрипунов оказывается в сложной ситуации. В 1968 году он становится Председателем Палестинского Общества, посвятив себя заботам по сохранению русского имущества на Святой Земле. В этом году структура Общества была перестроена, согласно новому статусу Православного Палестинского Общества, устроенному новым начальником Русской Духовной Миссии (РПЦЗ) в Иерусалиме архимандритом Антонием (Граббе), который сам был также членом и вице-председателем Совета Общества.
Генерал М. Г. Хрипунов. Фото: Кадетская перекличка
Каждый день в течение двадцати лет генерал Михаил Георгиевич ревностно выполнял обязанности чтеца в монастырском храме св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании и пел басом с хором. На пластинке, напетой хором Гефсиманских инокинь, слышен именно его голос, его бас[64]. М.Г. Хрипунов практически был администратором Александровского подворья, ревностно, как мог в тех сложных условиях, выполняя свои обязанности.
Могила генерала М. Г. Хрипунова на кладбище
Гефсиманской обители.Фото: www.st-nikolas.orthodoxy.ru
6 апреля 1983 года генерал М.Г. Хрипунов скончался и был похоронен на монастырском кладбище Гефсиманской обители в Иерусалиме.
Епископ Антоний
(Граббе Алексей Юрьевич (Георгиевич)) (1926 — 2005)
На шее виден золотой знак
Императорского Православного Палестинского Общества
Фото: Русское Зарубежье
Печальный и трагичный период в истории Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) связан с деятельностью епископа Антония (Граббе). Сын известного деятеля РПЦЗ епископа Григория (Граббе), с 1968 года по 1986 год он возглавлял Русскую Духовную Миссию (РПЦЗ) в Иерусалиме.
С 1967 года Иерусалим в результате Шестидневной войны становится полностью под контроль государства Израиль. С 1969 года Зарубежное ППО находится под временным попечением Архиерейского Синода РПЦЗ и делится на три независимые секции по всему миру: секция «ППО/США», секция «ППО в Европе» и секция «ППО в Святой Земле».
В 1972 году, тогда еще игумен Антоний подает иск от имени РПЦЗ и ППО (РПЦЗ) против государства Израиль, где заявляет свои права собственности на русскую недвижимость, в том числе проданную по пресловутой «апельсиновой сделке» 1964 года. Окружным судом Иерусалима от 24 мая 1984 года иск был удовлетворен суммой 7 млн. долларов США[65], что почти в 2 раза превышало сумму «апельсиновой сделки»[66]. Государство Израиль поставило своим условием требование, что теперь ППО (РПЦЗ) не имеет никаких претензий и притязаний по возврату русских недвижимостей на Святой Земле.
В приемном зале для посетителей
на Александровском подворье в Иерусалиме.
Слева направо: Вера Алексеевна Кравченко,
дочь б. дьякона при храме Марии Магдалины в Иерусалиме,
долголетняя сотрудница Александровского подворья,
член Палестинского Общества и с 2001 до 2004 гг.
вице-президент Палестинского Общества в Святой Земле,
вл. Григорий Граббе, вл. Павел (Штутгартский и потом Австралийский),
свят. Филарет Вознесенский, вл. Антоний Граббе,
рясофорный монах Иоасаф Костельчук,
Елена Н. Кадесникова. Кон.1960-х-нач.70-х гг.
Фото: mitr.livejournal.com
После смерти Н.Г. Хрипунова, когда А. Граббе никто уже не мешал, начинается период растрат русской собственности, как на территории Израиля, так и на территориях Палестинской национальной администрации. Удачно совмещая с 1983 года должность начальника Русской Духовной Миссии (РПЦЗ) в Иерусалиме и председателя Православного Палестинского Общества (ППО) в Иерусалиме, Граббе продает участки, купленные еще Палестинским Комитетом[67] и находящиеся затем в ведении Русской Духовной Миссии и Императорского Православного Палестинского Общества. Одновременно архимандрит Антоний являлся настоятелем церкви св. Александра Невского у Порога Судных Врат на Александровском подворье.
Циничная распродажа русских земель находится вне поля зрения Архиерейского Синода РПЦЗ. Когда в 1986 года члены Синода спохватились, в чем дело, архимандритом Антонием были проданы такие известные в архивных описях участки как: участок «Москобие» в районе «Баб Хота», рядом с Дамасскими воротами вблизи стен Иерусалима общей площадью 71 678 кв. м. на котором государство Израиль впоследствии выстроило дорожную развязку напротив Дамасских ворот, участок «Баляд-ен-Насара» близ Хеврона 265 000 кв.м., участок «Халиль-эль-Бутме» 18 000 кв. м.[68], участок «Милосердного самарянина» по дороге из Иерусалима на Мертвое море и многие другие.
На вырученные деньги Граббе, казалось бы, пытается наладить церковную жизнь для православных детей – потомков русских эмигрантов в США, создав синодальную школу в Нью-Йорке. Но обучение в Америке дорогое и средства быстро иссякают и Граббе затевает бесполезные суды с государством Израиль, а чтобы оплачивать дорогостоящих адвокатов, продает русские участки. Какое-то время у него был покровитель в Синоде в лице первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета, но после его смерти Антоний (Граббе) был смещён с должности начальника Русской Духовной Миссии и, согласно указу, Архиерейского Синода за номером 1135136 от 4 сентября 1986 года лишен сана (но не монашества) за «безответственную растрату церковных средств, отсутствие отчетности в Русской духовной Миссии в Иерусалиме, нарушения законов об управлении чужим имуществом и соблазнительный образ жизни в нравственном отношении».
По результатам работы синодальной комиссии выяснилось, что финансовая отчетность в Миссии практически отсутствовала, а некоторые крупные пожертвования, например, в размере 5 млн. долларов шли непосредственно на личный счет архимандрита Антония (Граббе). Также в результате деятельности Граббе из Иерусалима исчезла большая часть экспонатов археологического музея, собранных архимандритом Антонием (Капустиным), следы, которых затерялись где-то на просторах мегаполиса Нью-Йорка[69].
Антоний (Граббе) прекрасно понимая, что Синод РПЦЗ рано или поздно его разоблачит, сознательно к этому подготовился, создав на основе отделившейся от Зарубежного ППО секции «ППО в Святой Земле» своё самозванное «Православное Палестинское Общество» («граббовское общество» как часто его называют в Русской эмиграции), а в церковном отношении провел переговоры сначала с неканоничными раскольниками «Российской Автономной Православной Церкви» с центром в Суздале (оттуда положительного ответа не пришло), а затем с греческим старостильным Синодом, где в 1995 году и был рукоположен в сан епископа иерархами «Истинно-Православной Церкви Греции» («хризостомовский» Синод) митрополитами Паисием и Амфилохием и епископами Викентием и Спиридоном. Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ), пытаясь отстоять свои права, подает на А. Граббе в суд.
«С 1986 по 1996 гг. происходило судебное разбирательство между Верховным Советом Православного Палестинского Общества (ППО) и РПЦЗ с одной стороны и секцией ППО в Святой Земле с другой стороны. Для нужд арбитража адвокаты Синода Е. Зезюлина и Д. Мартин в марте 1988 году перевезли из канцелярии Миссии в Синод папки, касающиеся Хеврона и некоторых других участков Миссии. Количество перевезенных документов составляло немногим больше половины документов, переданных архимандритом Антонием (Граббе), но по своему значению именно эти документы составляли основную часть архива. В частности, среди этих документов находились оригиналы купчих и текущих контрактов, т.к. адвокаты в суде могут работать только с оригиналами купчих и документов, подтверждающих права собственности»[70].
Фактически с 1986 по 1995 гг. во время бесконечных судебных тяжб с Архиерейским Синодом РПЦЗ Антоний (Граббе) был низвержен из сана архимандрита и являлся простым монахом, восставшим против своей Церкви. Суды привели к тому, что уже после лишения сана, Антоний (Граббе) с точки зрения израильских властей являлся формальным владельцем всего русского имущества на Святой земле (за исключением Свято-Вознесенского монастыря на Елеоне). Такая лояльность израильских властей к личности А. Граббе объясняется его циничной продажей имущества РПЦ и ИППО государству Израиль и израильским поселенцам. Тем не менее, без решения синода РПЦЗ ни Граббе, ни его последователи не могут продать всё оставшееся. Всё, что они могли,— только требовать арендную плату от своих бывших соратников и братьев, что лишенный священства «инок-епископ» и его последователи по новоиспеченному «Грабовскому Палестинскому Обществу» и пытались, но безуспешно сделать.
Рукоположение Антония Граббе в епископы осуществлялось уже в раскольничьей неканоничной Церкви. Все эти события тяжелым бременем отложились в истории РПЦЗ.
На дверях Александровского подворья висит табличка,
указывающая на его самозванного владельца —
«Православное Палестинское Общество (Иерусалим и Ближний Восток)»
Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО
Практически с 1986 года Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества уходит под контроль Антония (Граббе) и его самозваного карманного «Православного Палестинского Общества», которое с 2004 года амбициозно стало себя называть «Императорское Православное Палестинское Общество — Иерусалим и Ближний Восток». На самом деле здесь произошло полное отделение секции «ППО в Святой Земле» под руководством Антония (Граббе) от Зарубежного ППО, его американской и европейской секций и от РПЦЗ в церковном отношении в новое «граббовское ППО».
В 2001 году епископ Антоний вновь подал прошение Архиерейскому Синоду «Российской православной автономной церкви» (РПАЦ — неканоническое церковное образование на территории России с центром в городе Суздале) с просьбой принять его в лоно «Российской православной церкви». Владыка Антоний, в частности, представил письмо митрополита Виталия, первоиерарха РПЦЗ, от 28 августа 2001 года, в котором говорилось: «Я как Первоиерарх Русской Православной Зарубежной Церкви признаю Вашу хиротонию действительной». Архиерейский Синод РПАЦ, всесторонне рассмотрев вопрос о хиротонии Епископа Антония, определил принять его в лоно Российской Православной Церкви»[71]. Надо сказать несколько слов о том, что новое церковное раскольничье образование так называемая «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ) отделилась от РПЦЗ усилиями отца Антония Граббе епископа Григория (Граббе) тогда еще протопресвитера Георгия, скандально прославившегося в РПЦЗ венчанием самозванца Голеневского, выдавшегося себя цесаревичем Алексеем Николаевичем, за что был смещен Синодом РПЦЗ с должности секретаря Синода. Именно епископ Григорий (Граббе) внушает иерархам РПЦЗ проект о «зарождении свободной части Русской Церкви на территории Советского союза»[72], которая должна быть настоящей церковной структурой. Суздальский раскол – практически ответ епископа Григория (Граббе) на его смещение первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием. Создание новой церкви Граббе считал делом своей жизни, и он личным приездом в Суздаль не только укрепил тамошнее собрание, но и направил на «путь истинный» своих родственников: сына — архимандрита Антония, дочь, бывшую долгие годы ему незаменимым помощником, и зятя, протоиерея Владимира Шишкова, поныне плодотворно трудящихся на ниве церковного раскола.
Таким образом, Александровским подворьем стали руководить теперь раскольники из так называемой РПАЦ. С 1994 по 2004 год Антоний (Граббе) является председателем самозванного «ППО», которое не имеет никакого отношения ни к зарубежному ППО (Американская и Европейская секции), ни к Русской Православной Церкви Заграницей. Известно, что последние годы он страдал болезнью Паркинсона и тяжело умирал в своей квартире в Нью-Йорке. На этом история не заканчивается.
В 2004 году новым председателем «граббовского Палестинского общества» становится малоизвестный человек по имени Николай Воронцов-Гофман, который выдает себя за потомка графов Воронцовых, постоянно проживающий в Германии в городе Мюнхене и возглавляющий также фонд памяти известного русского композитора, покинувшего СССР и закончившего свои дни в эмиграции А.К. Глазунова[73]. Приезжая в Иерусалим, новоиспеченный председатель вводит общественность в заблуждение, выдавая себя за потомка семьи графов Воронцовых, которые якобы отступали с Белой армией, а Николай родился в Праге в Чехии. Каково же было удивление иерусалимской общественности, когда православные верующие люди, прихожане РПЦЗ в Мюнхене, узнали в новом председателе человека по имени Николай Гофман, который, естественно, не является никаким «графом Воронцовым» и уж тем более потомком русской белой эмиграции, а приехал в Европу по еврейской репатриационной линии из Западной Украины бывшего СССР. Однако в Германии не сложно поменять свое им в паспорте и официально этот человек называет себя в СМИ как Николай Воронцов-Гоффманн[74].
Банальная история самозванства, к сожалению, коснулась русского имущества ИППО на Святой Земле. Николай Гофман, эмигрировав из СССР в Германию, некоторое время работал диктором «Радио Свобода» на украинском языке, откуда затем был уволен. Потянулись долгие унылые годы безработицы, и вот — удачное интервью для локальной русской газеты в Германии, знакомство с известным дирижером Ростроповичем и затем лоббирование Гофмана с помощью Ростроповича в фонд композитора А.К. Глазунова. Став председателем правления крохотного фонда, состоящего из 7 членов!?[75] и заняв для своей деятельности частный дом дочери композитора А.К. Глазунова - Елены, Николай Воронцов-Гофман регистрирует в Германии «Русское православное общество в Святой земле», которое также юридически числится в частном доме Глазуновых в городе Мюнхене[76]. Но чтобы как-то придать своему явно нелегитимному статусу «императорские очертания» новый председатель ППО (граббовского общества) самопровозглашает себя то как «Николай Воронцов Председатель ИППО (Иерусалим и Ближний Восток)», то как «председатель ППО в Святой Земле», то как «председатель ИППО в Святой Земле», то как «председатель ИППО», повторяя неустанно, что его «Общество» в церковном статусе не имеет отношения ни к Русской Православной Церкви Заграницей, ни к Русской Православной Церкви Московской Патриархии, что его Общество – частный фонд, который претендует на преемственность и всё имущество исторического Императорского Православного Палестинского Общества в Святой Земле. Данные частного фонда «Русское православное общество в Святой земле» – официального зарегистрированного в Германии, в Мюнхене и официально опубликованные на сайте «ИППО-Иерусалим и Ближний восток», созданного Гофманом для придания себе «статусности»[77], в точности совпадают с реквизитами фонда композитора А.К. Глазунова, находящегося в частном доме дочери композитора в Мюнхене – тот же юридический и почтовый адрес, тот же телефон[78]. Показательно, что громко объявленная микро-организация – «ИППО Иерусалим и Ближний Восток», на самом деле согласно юридической регистрации, имеющей название «Русское православное общество в Святой земле», состоит из 8 постоянно меняющихся, кроме самого Гофмана членов, что доказывает, имущественные притязания одного человека – гражданина Германии, ставящего целью занять историческое русское здание ИППО в Иерусалиме[79].
Эта новоявленная, самозваная имаргинальная организация, состоящая из 8 человек, даже никак не может определиться со своим названием, что видно из их небольшой странички в интернете по адресу www.ippo-jerusalem.info:
1) на главной странице сайта в шапке название значится «Императорское Православное Палестинское Общество Иерусалим и Ближний Восток»,
2) внизу страницы, где указана дата создания сайта, организация называется «ИППО Иерусалим © 2005-2010»,
3) в разделе «Состав Совета» организацию называют «ППО в Святой Земле»,
4) в том же разделе с 2008 года «ИППО в Святой Земле»,
5) в статье «ИППО и Святая Земля» «председатель» Н. Гофман подписывается как председатель организации «ИППО (Иерусалим и Ближний Восток)»,
6) на странице «Контакты» организация называется «Правление ППО Иерусалим / Ближний Восток» с указанием 2-х адресов в Иерусалиме и Мюнхене.
В то же время в интервью для сайта «Кредо.ру» от 9 января 2009 года, Н. Гофман почему-то указывает в качестве адресов руководства ИППО – Мюнхен и Нью-Йорк, а организацию называет «ИППО в Святой Земле». В общей сложности эта организация имеет как минимум семь (!) разных «названий», ею же озвученных в СМИ. В том же интервью на «Кредо.Ру» Н. Гофман весьма запутанно и туманно пытается «объяснить» почему у них в названии Общества то исчезает, то появляется слово «Императорское», ссылаясь на некое «тайное» решение Совета ППО и противореча своей же фразе: «Для того, чтобы возродить Императорское общество в России нужен император» (интересно, что в предложении отсутствует вторая запятая, а в зависимости от ее местоположения смысл может несколько меняться. Прим. авт.). Получается, что поскольку Н. Гофман свое Общество именует с 2008 «Императорским», значит для его Общества наличие русского Императора совсем не обязательно.
Н. Гофман с сигаретой на фоне святого града Иерусалимана страницах своего журнала,
претендующего на гламурность и пестрящего разными рубриками с приставкой VIP.
Его рассуждения об «ответственности за дело,
которое он принял из невидимых рук Великого Князя Сергея Александровича и
Великой Княгини Елизаветы Федоровны»,
опубликованы в рубрике «VIP-возможности» под заголовком «Благословение»
В журнале, который издавался единомышленниками Гофмана, он позирует с сигаретой в руках на фоне святого Иерусалима, а на своем сайте и вышедшей недавно книге «Порог Судных Врат. Александровское подворье. Императорское Православное Палестинское Общества», предъявляет имущественные притязания и на Сергиевское подворье ИППО.
2 ноября 2008 года «Совет» самозваного «ППО» устраивает в одном из подвальных помещений Александровского подворья, часовню Феодоровской Божией Матери, указывая на своем сайте причину её устройства: «Феодоровская Богоматерь почитается как покровительница невест и защитница семейного благополучия, помогает рождению потомства у бездетных пар, облегчает сложные роды». С этого момента начинается коммерческое использование подворья в «массовых венчаниях» для приезжающих россиян и местных жителей. Работники подворья не стесняются делать рекламные интернет-рассылки с текстом, который мы, в том числе, получили на Гостевую книгу нашего портала «Россия в красках»:
New! 337. albert
84.110.199.190 84.110.199.190
Город: Иерусалим Израиль
E-mail: ladna@rambler.ru
Время: 23.7.10 20:49
Сообщение: кто желает обвенчаться александровское подворье
обращайтесь по почте ladna@rambler.ru
Венчания совершаются без благословения какой-либо канонической церковной юрисдикции, «случайными» священниками, «неофициально», но с помпой в подвале обустроенной часовни в стиле «русский ампир» подальше от любопытных глаз. В обычные дни часовня закрыта решетчатой дверью, недоступной для посещения верующих. В исторической церкви же св. благ. Александра Невского, построенной ИППО еще в XIX веке прямо над иконостасом устроена камера наблюдения, в противоречие церковным канонам и сохранения таинства духовной жизни верующих.
Коммерческий проект «венчаний» на Александровском подворье раскручивается под брендом «Царское венчание в Иерусалиме» и проводится с широким размахом в рекламах турфирм «Turtess», «Трамп Тревел», «паломнической службы „Ковчег“ и др. со следующими комментариями (орфография сохранена):
„Наша компания предлагает Вам обвенчаться в Старом городе Иерусалима, рядом с главной святыней всего Христианского мира, Храмом Гроба Господня, в Александровском Подворье, которое считается историческим местом венчания знаменитой династии Романовых. Здесь еще с давних времен, во времена правления Александра ІІІ-го, проводились свадьбы царских семей. Разумеется, в то время мало кто имел право организовывать здесь свадьбы и любые другие праздники. На сегодняшний день, молодожены, которые не принадлежат династии Романовых, но очень любят друг друга, имеют прекрасную возможность провести здесь церемонию своего венчания.
Недавно в честь Царственного дома и Государства Российского рядом с храмом Св. Александра Невского, напротив Судных врат и „Игольного ушка“, была возведена красивейшая часовня в честь Федоровской иконы Божьей Матери“.
Или:
„Паломнический центр „Ковчег“ предлагает проведение обряда венчания в самом сердце Святого Града Иерусалима рядом с главной святыней всего христианского мира, Храмом Гроба Господня, в Александровском Подворье. На территории подворья находится знаменитый Порог Судных Врат, через которые переступил Спаситель, восходя на Голгоф; „Игольное ушко“, которое упоминается в Евангелие, а также храм св.Александра Невского, построенный как домовая церковь дома Романовых, в которой только имеют право венчаться только члены Августейшей Семьи.
Недавно в честь Царственного дома и Государства Российского рядом с храмом св. Александра Невского, напротив Судных врат и „Игольного ушка“, была возведена уникальная часовня в честь Федоровской иконы Божией Матери — покровительницы Августейшего Дома. При создании часовни использовались ценные породы деревьев, позолота, бронза, итальянский мрамор. Необыкновенные цвета и переливы капы тополя дали ей название „янтарной часовни“.
В углу часовни, у иконы свв. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, оставили открытой часть подножия Голгофы, по которому ступал Спаситель.
Сейчас счастливым парам открылась возможность венчаться в „янтарной“ часовне в храме св. Александра Невского на Александровском Подворье“.
Или
„Особое внимание паломники и посетители Александровского подворья уделяют храму св. Александра Невского – домовой церкви Августейшего рода Романовых, освященного в память об императоре Александре III. Царская комната в стенах постройки с дарственными портретами Государей Российских, в которой бывали Великие Князья, – это ушедшая некогда в Иерусалим Россия.
За 113 лет существования церкви в ней не было проведено ни одного обряда венчания или крестин. Только члены Августейшей Семьи Романовых имеют право на венчание или приятие в лоно Православной Церкви в домовом храме св. Александра Невского.
Однако недавно положение изменилось. В честь Царственного Дома и Государства Российского рядом с храмом св. Александра Невского на подножии святой Голгофы, напротив Порога Судных Врат и Игольного ушка, у руин арки императора Адриана была построена в стиле русский ампир уникальная часовня во имя Феодоровской иконы Божьей Матери — покровительницы Августейшего Дома, особенным образом украсившая подворье.
При созидании часовни использовали ценные породы дерева, позолоту, бронзу и итальянский мрамор. Из-за необыкновенного цвета и переливов капа тополя поклонники прозвали ее „янтарной часовней“. В углу, у большой иконы св. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, оставили вскрытой часть подножия Голгофы, по которому некогда ступала нога Спасителя. Паломники считают, что приложиться к этому святому месту — Божье Благословение и Милость Господа Бога.
Узрев святыни Александровского подворья и приложившись к ним, посетители, как некогда пророчески царь Давид, часто восклицают: „аще забуду тебе Иерусалим, забвена буди десница моя“.
Счастливым парам открылась сейчас возможность не только увидеть святые места и уникальные древности, но и венчаться в Царской Часовне – величественном созидании, расположенном среди главных святынь Иерусалима“.
Десятки российских турфирм, участвующих в раскрутке коммерческого бренда Гоффманна „царское венчание“, предлагают и форму прошения, которое надо подавать для осуществления венчания на Александровском подворье, причем в обход канонических церковных властей и подаваемого безлично, на имя самозваного „ИППО в Святой Земле на Александровском подворье в Иерусалиме“, а не, как положено, на имя канонической Русской Православной Церкви или Иерусалимской Православной Церкви Греческой Патриархии (впрочем, если даже форма прошения после публикации этой статьи и будет исправлена, то это будет очередным лукавством, потому что, как мы уже отмечали, Гофман отмежевался от всех каноничных Церквей, тем самым нарушив суть Устава Императорского Православного Палестинского Общества):
„ОТ РУКИ Город. Дата.
Императорскому Православному Палестинскому Обществу в Святой Земле
Александровское подворье
Иерусалим
Прошение на совершение Таинства Венчания.
Мы, нижеподписавшиеся Ф.И.О., Ф.И.О., крещёные в православной вере, состоящие в законном браке, просим вашего разрешения на обряд венчания в часовне, освящённой в честь Феодоровской иконы Божией Матери на Александровском подворье в Иерусалиме в четверг, дата прописью (Дата).
Подписи супругов:
(Ф.И.О.) _____________
(Ф.И.О.) _______________
Я, Ф.И.О. в прошлом в браке не состоял: ______________(подпись).
Я, Ф.И.О. в прошлом в браке не состояла: ______________(подпись)“.
Надо отметить, что все эти циничные рекламные заявления не соответствуют исторической действительности и являются сознательной ложью для привлечения потенциальных клиентов. Представители Августейшей семьи Романовых никогда не совершали венчаний в Святой Земле, а прибывали сюда смиренными паломниками для поклонения библейским святыням. Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества использовалось как паломнический приют для простых русских людей, а его домовой храм никогда не был „домовым храмом Августейшей семьи Романовых“, а служил для удовлетворения духовных нужд всех русских людей, которые прибывали по линии Императорского Православного Палестинского Общества и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Штат работников Александровского подворья до революции составлял всего лишь три человека, что ясно и понятно, например, из циркуляра „Список должностных лиц Императорского Православного Палестинского Общества на 1 января 1900 года“:
„9. Русский (Александровское подворье) дом.
Надзирательница — П. Петухова. (Поступила на службу 1 Июля 1899 г.).
Коридорная—Елена Ишижова. (Поступила на службу 1 Ноября 1898 г.).
Сторож—Аксен Такрури. (Поступила на службу 22 Апреля 1896 г.)“.
Все скромно было до революции, без помпы, в соответствие с концепцией использования этой паломнической страноприимницы, и три человека работников подворья вполне справлялись. Люди останавливались на подворье, и уж можем себе представить, как бы „влетело“ надзирательнице П. Петуховой от начальства ИППО, находившегося в Управлении русскими подворьями на Сергиевском подворье, если бы она задумала кого-то венчать прямо на „Пороге судных врат“, за отсутствием на подворье во времена госпожи П. Петуховой новоявленной мифической святыни — „подножья Голгофы“. Всем воцерковленным православным верующим людям сейчас, а уже тем более тогда, понятно, что такие важные церковные таинства как крещение, венчание — совершаются в приходских храмах по месту жительства, а уж никак во время совершения паломничества. Паломничество в Святую Землю предполагает осознанное молитвенное созерцание святынь, и прежде всего сопереживание библейских событий, происходивших когда-то в этих местах с последующим изменением себя в лучшую сторону, изменения своего духовного сознания. Но современные самозванцы на Александровском подворье, пользуясь духовным невежеством приходящих в церковь людей — новообращенных-неофитов с модной тягой к гламуру, устроили из церковных таинства венчания фарс, не имеющий никакого отношения к церковной традиции, где внешний антураж на циничной коммерческой основе, превалирует над здравым смыслом и духовностью.
В этих невежественных рекламных опусах помимо перечисления таких святынь, как Порог Судных врат, древние ворота – „Игольное ушко“, храм св. благ. Невского, соседнего храма Гроба Господня, придумали новую „святыню“ — часть подножия Голгофы, что является полным абсурдом, поскольку место нахождения часовни, как и всего подворья, располагается в значительном отдалении от Голгофы, внутри стен древнего Иерусалима. Ни в одном из археологических источников нет указания на присутствие „подножья Голгофы“ на месте выстроенного Александровского подворья. Кроме того, в рекламных объявлениях вместо фотографий „Царской янтарной часовни“ (как называют новодельную подземную Федоровскую часовню) даются фотографии совершенно других иерусалимских церквей.
„Царскому венчанию“ соответствуют и „царские цены“, объявленные на одном из сайтов турфирм, отправляющих обманутых россиян к Гофману венчаться:
„По минимуму затраты на бракосочетание — это
пожертвование священнику: 200$
икона, рушники, свечи: 120$
оплата услуг сопровождающего-гида: 220$
профессиональная фото съемка в день церемонии: 500$;
- съемка до начала церемонии, во время и после церемонии, монтаж, красивый альбом с фотографиями, а так же диск со всеми фотографиями.
Возможность видео-съемки во время церемонии: 320$
Шампанское и конфеты в номере отеля после венчания: 80$
Автомобильное сопровождение в течении дня:
- автомобиль эконом класса: 300$
— Мерседес S-Class: 570$
— Съем лимузина на день: 900$
Украшение автомобиля: от 80$
Праздничный ужин в ресторане: от 100$.“
Таким образом „царское венчание“ на Александровском подворье обходится дороже 2-х тысяч долларов. Но дело даже не в цене, вопрос стоит о совершении церковных таинств без благословения Церкви, случайными священниками, которые тайно, без благословения священноначалия используют эти возможности для повышения своего личного материального благополучия.
„Царская тема“ раскручивается на подворье по полной программе, начиная от банального мифа превращения с легкой руки Гофмана приемного зала на Александровском подворье в „царскую комнату, которая была построена специально для русских царей, во время их прибытия в Святую Землю и соответственно простым верующим туда входа не было“. Справедливости надо отметить, что ни один из русских царей и императоров в силу тех или иных обстоятельств, так и не побывал в Святой Земле. Более того, на одном из схематических планов фотоальбома „Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества. XXV. 1882-1907“ пресловутая „царская комната“ указана как приемный зал.
Схематический план Александровского подворья ИППО, где буквой Б обозначен приемный зал.
Фото: „Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества. 1882-1907“
Такие приемные залы для посетителей или фойе существовали на всех подворьях ИППО в Иерусалиме и в Назарете. Надо же было где-то посетителей принимать, либо дожидаться своей очереди на прием и т. д. Безусловно, в соответствие с дореволюционной традицией в каждом приемном зале обязательно висели портреты Императора и членов его Августейшей семьи. Новоявленному „аристократу Воронцову“ – Гофману понадобилось создание мифа о „царской комнате“ для оправдания последующего мифа о мнимом „запрете на венчание всем верующим, кроме Царской семьи на Александровском подворье“.
Александровское подворье в фотоальбоме:
„Русские учреждения в Святой Земле и почившие деятели Императорского Православного Палестинского Общества. 1882-1907“
Фото из архива Иерусалимского отделения ИППО
В продолжение раскручивания мифа о „царской комнате“ и „царских венчаниях“
над входом в Александровское подворье появились вензеля Председателей ИППО
Великого князя Сергия Александровича и преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
На старинном снимке вверху хорошо видно, что дверь (см. слева) была деревянной,
без решеток и без вензелей,
а народ на пороге подворья и рядом вовсе не царственного вида.
Получается, что Александровское подворье, задуманное и предназначенное Императорским Православным Палестинским Обществом для приюта и молитвы русских православных паломников, превратилось в личный бизнес-проект Н. Воронцова-Гофмана, который делает деньги на именах царственных страстотерпцев и эксплуатации истинных и мнимых христианских святынь.
Описанная деятельность самозваной организации, по историческому искушению действующей в настоящее время на Александровском подворье ИППО, не сопоставима с именами Почетных членов ИППО – Августейшей семьи Российских императоров, часть из которых является Новомучениками, и оскорбляет их историческую память. Коммерческое использование подворья полностью противоречит благородным целям и задачам, прописанным в уставе Императорского Православного Палестинского Общества, что лишь еще раз доказывает, что небольшая группа самозванно объединившихся людей под условным названием „ИППО — Иерусалим Ближний Восток“ — не имеют ни морального, ни исторического, ни юридического, ни духовного права говорить от имени Императорского Православного Палестинского Общества, равно как и занимать здание Александровского подворья в Иерусалиме.
Архиерейский Синод РПЦЗ вполне официально признал самозванство Гофмана, но избегает прямых конфликтов, поскольку их церковное духовенство изредка допускается совершать традиционные церковные службы в церкви св. Александра Невского на Александровском подворье.
Возникает вопрос о юридической легитимности и исторической правопреемственности пребывания „граббовского общества“ и его последователей на Александровском подворье Императорского Православного Палестинского Общества. На каком основании представители зарубежного частного фонда находятся на русском подворье в Иерусалиме, земельный участок которого в XIX веке было приобретен еще Российским правительством, а само подворье было построено Императорским Православным Палестинским Обществом на средства Императорской семьи и русских православных людей?
Гид в Израиле, Иерусалиме и Святой Земле Павел Платонов
Православный паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме
Сообщение для печати, подготовленное Синодальной Канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ в 1986 году
в ответ на инспирированные родственниками Антония Граббе статьи,
опубликованные, прежде всего, в русскоязычном „Новом Русском Слове“
Архіерейскій Синодъ Русской Православной Церкви Заграницей со скорбью наблюдаетъ все учащающіеся нападки и критику законной церковной власти, на страницахъ печати, въ связи съ нѣкоторыми мѣрами, принятыми Церковью, касательно ея клирика, архимандрита Антонія (Граббе), и относительно нѣкоторыхъ учрежденій съ которыми онъ былъ связанъ.
Не желая вызывать въ не церковной печати полемику, по своимъ чисто церковно-административнымъ дѣламъ, Церковь до сихъ поръ избѣгала преданію огласкѣ имѣющіеся матеріалы и факты по дѣлу архим, Антонія. Однако, сейчасъ, ввиду все шире и шире распространяющихся кривотолковъ среди нашихъ пасомыхъ, вызванныхъ, повидимому, кругами враждебными Св. Церкви, и желая оградить нашу боголюбивую паству отъ душевредной дезинформаціи, Синодальная Канцелярія вынуждена довести до свѣдѣнія клира и вѣрныхъ чадъ Русской Зарубежной Церкви слѣдующее:
1. Архіерейскій Соборъ въ сентябрѣ 1985 г., созванный въ Маннсонвиллѣ, Квебекъ (Канада), послѣ доклада Начальника Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ, архим. Антонія (Граббе), назначилъ Комиссію, состоящую изъ Преосвященныхъ Архіепискапа Антонія Лосъ Анжелосскаго и Южно-Калифорнійскаго, Архіепископа Лавра Сиракузскаго и Троицкаго и Епископа Иларіона Манхеттенскаго, для ревизіи денежныхъ и административныхъ дѣлъ Начальника Миссіи архим. Антонія.
2. Въ концѣ октября 1985 г., въ теченіе трехъ недѣль, члены Комиссіи посѣтили Іерусалимъ и приступили къ ревизіи финансовой отчетности Русской Духовной Миссіи, провѣрили имѣющіеся документы и допросили лично архим. Антонія по разнымъ вопросамъ, связаннымъ съ ревизіей.
3. Комиссія обнаружила, что денежная отчетность Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ находится въ хаотическомъ состояніи, несмотря на то, что Ревизіонная Комиссія 1973 г. дала архим. Антонію точныя указанія какъ упорядочить отчетность. Какъ пркмѣръ,можно указать на то, что приходо-расходная книга вообще отсутствовала.Нѣкоторыя очень крупныя суммы денегъ шли непосредственно /более 5 млн. долларов, полученных арх. Антонием от израильских властей – прим. публикатора/ на личный счетъ о. Антонія. Также было много недочетовъ и въ связи съ разными финансовыми вопросами и съ продажѣю земельныхъ участковъ Миссіи /Израилю – через „подставную“ компанию – прим. публикатора/.Докладъ Комиссіи по дѣлу о. Антонія, излагающій подробно явныя нарушенія фидуціарныхъ обязанностей (опекунства русскаго церковнаго имущества) архим. Антоніемъ, былъ представленъ Архіерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшемуся въ г. Нью-Іоркѣ во второй половинѣ января 1986 г. На основаніи этого доклада и послѣ продолжительнаго обсужденія этого вопроса, Соборъ предложилъ о. Антонію подать въ отставку отъ всѣхъ своихъ обязанностей въ Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ и въ Православномъ Палестинскомъ Обществѣ и отстранилъ его отъ вышеуказанныхъ обязанностей.
4. На своемъ засѣданіи 14/27 марта с.г., состоявшемся въ г. Монреалѣ, Архіерейскій Синодъ продолжилъ разборъ дѣла архим. Антонія и издалъ обвинительную резолюцію, содержащую подробное перечисленіе нарушеній архим. Антоніемъ рядъ каноновъ и церковныхъ правилъ. Въ этой резолюціи Синодъ проситъ Предсѣдателя Архіерейскаго Синода, Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Виталія, въ чьемъ вѣдѣніи находится архим. Антоній, запретить послѣдняго въ священнослуженіи до полнаго урегулированія о. Антоніемъ всѣхъ вопросовъ, представленныхъ ему въ резолюціи Синода. Послѣ Свѣтлой Пасхальной недѣли с.г. Митрополитъ Виталій запретилъ архим. Антонія въ священнослуженіи впредь до рѣшенія его дѣла церковнымъ судомъ.
5. Между тѣмъ, архим. Антоній, безъ благословенія на то своей церковной власти, полетѣлъ въ Бѣлградъ къ Сербскому Патріарху Герману, прося принять его въ юрисдикцію Сербской Православной Церкви. Представитель Сербской Церкви въ ОША, Епископъ Христофоръ, въ письмѣ Митрополиту Виталію отъ 7-го мая с.г., выразилъ согласіе принять архим. Антонія въ свою епархію, если послѣдній получитъ каноническій отпускъ отъ своего церковнаго начальства.
6. Въ письмѣ отъ 23 мая/5 іюня с.г. Митрополитъ Виталій отвѣтилъ Епископу Христофору, что пока архим. Антоній находится подъ запрещеніемъ и подъ церковнымъ слѣдствіемъ, то Синодъ не можетъ выдать ему отпускную грамату.
7. Одновременно, архим. Антоній подалъ прошеніе Высокопреосвященнѣйшему Митрополиту Виталію о переводѣ его въ Сербскую Православную Церковь.Прошеніе это обсуждалось на засѣданіи Архіерейскаго Синода въ Макнсонвиллѣ 16/29 мая с.г. и архим. Антонію были даны слѣдующія указанія:
а) Пока Вы находитесь подъ запрещеніемъ, не можетъ быть и вопроса о Вашемъ отпускѣ въ другую Православную Помѣстную Церковь.
б) Объясненія, представленныя Вами отъ 9/22 мая 1986 г., Архіерейскій Синодъ считаетъ неудовлетворительными, потому что они не являютоя ни отвѣтомъ по существу Резолюціи Архіерейскаго Синода отъ 14/27 марта 1986 года, ни урегулированіемъ нарушеній, перечисленныхъ въ той-же резолюціи.
в) Вамъ, какъ монаху и клирику, обязанному послушаніемъ своей церковной власти, предписывается снять съ себя обязанности директора Свято-Сергіевской Гимназіи, по окончаніи учебнаго года (въ іюнѣ 1986 г).
г) Вы временно командируетесь въ вѣдѣніе Преосвященнаго >Епископа Марка, какъ хранитель церковнаго имущества въ Висбаденѣ, мѣстомъ жительства въ церковномъ домѣ, куда предписывается Вамъ выѣхать въ теченіи мѣсяца послѣ окончанія текущаго учебнаго года.
д) Архіерейскій Синодъ вмѣняетъ Вамъ въ обязанность немедленно прекратить всякую дѣятельность, прямую или косвенную, въ связи съ дѣлами Православнаго Палестинскаго Общества.
е) Для отвѣта по существу и урегулированія вопросовъ, перечисленныхъ въ резолюціи отъ 14/27 марта с.г., Вамъ дается срокъ до начала сентября мѣсяца, по новому стилю, 1986 года.»
8. Вмѣсто того, чтобы подчиниться, какъ монахъ и священнослужитель, своему церковному начальству, и смиренно принять новое свое назначеніе и другія указанія, архим. Антоній самочинно и незаконно ушелъ изъ подчиненія Русской Зарубежной Церкви, и былъ такъ же незаконно принятъ старостильнымъ греческимъ митрополитомъ въ Асторіи (Нью-Іоркѣ) Паисіемъ. Русская Православная Церковь Заграницей по ряду причинъ съ 1974 г. не находится въ евхаристическомъ общеніи съ этой вѣтвью грековъ-старостильниковъ. Опубликованный въ «Новомъ Русскомъ Словѣ» /русскоязычная еврейская газета, выходящая в Нью-Йорке, выступавшая на стороне А. Граббе – прим. публикатора/ указъ отъ 1969 года о признаніи старостильниковъ былъ дѣйствителенъ только до 1974 г. Самочинный переходъ архим. Антонія и незаконное принятіе его митр. Паисіемъ нарушаютъ слѣдующіе церковные каноны, которые гласятъ: «Аще кто пресвитеръ, или діаконъ, кли вообще находящійся въ спискѣ клира, оставивъ свой предѣлъ, во иный отидетъ, и совсѣмъ премѣстяся, въ другомъ жити будетъ безъ воли епископа своего: таковому повелѣваемъ не служити болѣе, и наипаче, аще своего епископа, призывающаго его къ возвращенію,не послушалъ. Аще же останется въ семъ безчиніи: тамо, яко мірянинъ, въ общеніи да будетъ» (Апост. пр. 15)."Аще же епископъ, у котораго таковымъ быти случится, въ ничто вмѣнивъ опредѣленное имъ запрещеніе служенія, пріиметъ ихъ яко членовъ клира: да будетъ отлученъ, яко учитель безчинія" (Ап. пр. 16). «Аще кто изъ клира, или мірянинъ отлученный отъ общенія Церковнаго, или недостойный пріятія въ клиръ, отшедъ, въ иномъ градѣ принятъ будетъ безъ представительной граматы: да будетъ отлученъ и пріявшій и пріятый» (Ап. пр. 12) Заявленія митр. Паисія и архим. Антонія о томъ, что надъ послѣднимъ былъ несправедливый судъ — недѣйствительны и не соотвѣтствуютъ правдѣ, т. к. церковнаго суда надъ архим. Антоніемъ до сего дня еще не было, а были только предварительныя разслѣдованія.
9. Секретарь Архіерейскаго Синода, Преосвященный Архіепископъ Лавръ, послалъ письменный протестъ Первоіерарху грековъ-старостильниковъ въ Аѳинахъ, Архіепископу Хризостому, о незаконномъ вмѣшательствѣ члена его Синода въ дѣло Русской Зарубежной Церкви. 19 іюня (по ст.ст.) греческіе Архіепископъ Хризостомъ и Епископъ Каллиникъ прислали Секретарю нашего Синода копію ихъ письма митр. Паисію, въ которомъ они даютъ ему слѣдующее распоряженіе: «Имѣя въ виду желаніе для возстановленія каноническихъ отношеній съ Синодомъ /Русской Зарубежной Церкви/, которыя были прерваны неразумными дѣйствіями бывшаго архіепископа, теперь монаха, о. Авксентія Пастрасъ, Овященный Синодъ /грековъ-старостильниковъ/, на своемъ засѣданіи 18 іюня/1 іюля с.г., единогласно издалъ заявленіе противъ принятія въ общеніе архим. о. Антонія Граббе. Вамъ слѣдуетъ принять во вниманіе, что каждое Ваше отрицательное дѣйствіе будетъ препятствовать попыткамъ къ возстановленію добрыхъ <отношеній нашей Церкви съ сестрой, Русской Церковью Заграницей». Такимъ образомъ, даже церковная власть самого митр. Паисія признала незаконность его дѣйствій.
10. По достовѣрнымъ свѣдѣніямъ, архим. Антоній, будучи подъ церковнымъ запрещеніемъ, началъ священнодѣйствоватъ и собирается создавать новый раскольничій приходъ подъ юрисдикціей митр. Паисія. По понятіямъ Православной Церкви, такое богослуженіе и таинства, совершенныя клириками подъ запрещеніемъ, являются безблагодатными и святотатствомъ. Такой поступокъ архим. Антонія, въ случаѣ его нераскаянія, непремѣнно повлечетъ за собой строжайшія церковно-дисциплинарныя мѣры, вплоть до лишенія сана/ такой указ был вскоре издан – см. статью Павла Троицкого – прим. публикатора/.
Архіерейскій Синодъ предупреждаетъ своихъ вѣрныхъ чадъ не имѣть никакого молитвеннаго или богослужебнаго общенія съ архим. Антоніемъ (Граббе) пока онъ находится въ расколѣ со своимъ законнымъ священноначаліемъ.Согласно І0-го правила Св. Апостолъ: «Аще кто съ отлученнымъ отъ общенія Церковнаго помолихся, хотя бы то было въ домѣ: таковый да будетъ отлученъ».
11. Это краткое сообщеніе всѣхъ фактовъ и обстоятельствъ по дѣлу архим. Антонія (Граббе) сообщается нашимъ вѣрующимъ для разъясненія этого вопроса, съ просьбой святыхъ молитвъ объ вразумленіи заблудшаго.
КАЦЕЛЯРІЯ АРХІЕРЕЙСКАГО СИНОДА
[54] Николай Лисовой: „Императорское Православное Палестинское Общество никогда не умирало, оно будет продолжаться и дальше“. К 127-летию учреждения Общества. Часть 1. Известные и неизвестные страницы истории Императорского Православного Палестинского Общества в период крушения Российской империи: люди и судьбы. Часть 1. Интервью на сайте ИППО. ippo.ru
[55] Там же.
[56] Николай Лисовой: „Императорское Православное Палестинское Общество никогда не умирало, оно будет продолжаться и дальше“. К 127-летию учреждения Общества. Часть 2. Последствия революции: в России и в Святой Земле. Часть 2. Интервью на сайте ИППО ippo.ru
[57] Г. Троицкий. Патриарх Сергий и русский зарубежный церковный раскол. // ЖМП. 1968, № 6, стр. 18—27 (окончание).
[58]Н.Н. Лисовой. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке. Раздел 5. Глава 15. Судьбы российского наследия на Ближнем Востоке в XX веке. Стр. 395. Москва. 2006 г. Издательство „Индрик“.
[59] Николай Лисовой: „Императорское Православное Палестинское Общество никогда не умирало, оно будет продолжаться и дальше“. К 127-летию учреждения Общества. Часть 2. Последствия революции: в России и в Святой Земле. Часть 2. Интервью на сайте ИППО ippo.ru.
[60] Там же.
[61] Kenneth Michael Pollack. Arabs at war: Military effectiveness, 1948–1991. — University of Nebraska Press, 2002. — 698 p.
[62] Архимандрит Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 1997 год. Стр. 390
[63]П.В. Платонов. Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): история и современность. К 120-летию поднятия флага ИППО на башне Сергиевского подворья. Публикация на официальном сайте ИППО. ippo.ru
[64] Генерал М. Г. Хрипунов // Журнал „Кадетская перекличка“ № 33 1983 г. http://www.xxl3.ru/kadeti/xripunov.htm
[65] Н. Лисовой. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке. Раздел 5. Глава 15 стр. 412. Москва. 2006 г. Издательство „Индрик“.
[66] „Апельсиновая сделка“ — название соглашения № 593 „О продаже правительством Союза Советских Социалистических Республик имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль“ от 17 октября 1964 года. Соглашение было подписано в Иерусалиме министром Иностранных дел Голдой Меир и министром финансов П. Сапиром с израильской стороны и Чрезвычайным и Полномочным послом СССР в Израиле М. Бодровым. Сделка названа „апельсиновой“, потому что Израиль заплатил яффскими апельсинами и текстилем. К 1917 году Российской империи принадлежало 70 объектов недвижимости в Святой земле. В 1964 году правительство СССР объявило себя „единственным собственником“ большой части этого имущества и продало его Израилю за 3,5 млн израильских лир (4,5 млн $). Среди прочего были проданы дом Российского генконсульства, Русская больница, Мариинское, Елизаветинское, Николаевское и Вениаминовское подворья в Иерусалиме, подворье в Назарете, несколько участков в Хайфе, Афуле, Эйн-Кареме и Кафр-Канне. Здания Русской Духовной Миссии, Сергиевского подворья и Свято-Троицкого собора проданы не были. Законность сделки остается спорной, так как непонятно являлся ли СССР законным собственником подворья. Идут переговоры о возвращении Русского подворья России.
[67] Палестинский Комитет при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел был учрежден 23 марта 1859 года. Руководителем проекта был назначен Б.П. Мансуров. Главной задачей Комитета было приобретение собственных земельных участков в Иерусалиме и другим местах Палестины и застройка их подворьями, призванными обеспечить нормальные условия для русских паломников. Прим. П.В. Платонова.
[68] „Россия в Святой Земле“. Опись всех русских недвижимостей в Палестине и Сирии. Т.1. Москва. Издательство „Международные отношения“ стр. 95-98.
[69] Ю. Милославский. Бой за наследство Авраама. НГ-религия, № 8 от 28 августа 1997 г.
[70] Иерусалима ради не умолчу… По страницам Хевронского рапорта председателя Православного Палестинского Общества Татьяны Каменевой. ВЕРТОГРАДъ-Информ № 5, 2000.
[71] В юрисдикцию РПАЦ принят епископ Антоний (Граббе) — сын приснопамятного епископа Григория. ВЕРТОГРАДЪ, 19.12.2001.
[72] Из письма к В. И. Алексееву от 21 марта/3 апреля 1990 г.
[73] Алекса́ндр Константи́нович Глазуно́в (29 июля (10 августа) 1865, Санкт-Петербург — 21 марта 1936, Нёйи-сюр-Сен) — русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории (1899), в 1907—1928 — ее директор. После Октябрьской революции Глазунов сумел остаться на своём посту, наладив отношения с новым режимом, и в частности с наркомом просвещения Анатолием Луначарским, и сохранить за консерваторией престижный статус. Он выступал как дирижёр на фабриках, в клубах и др., принимал участие в музыкально-общественной жизни страны. В 1922 ему было присвоено звание народного артиста Республики. Тем не менее, против Глазунова в консерватории были настроены как некоторые группы профессоров, желавших более прогрессивных методов преподавания, так и студентов, жаждавших большей свободы. В 1928 году Глазунов был приглашён на композиторский конкурс в Вену, посвященный столетию со дня смерти Франца Шуберта, и по его окончании принял решение не возвращаться в СССР. Некоторое время Глазунов выступал как дирижёр, а в 1932 в связи с ухудшившимся здоровьем вместе с женой поселился в Париже, где изредка сочинял (среди его поздних работ — Концерт для саксофона с оркестром, посвящённый Сигурду Рашеру).Глазунов умер в Париже в 1936 году. А в 1972 году его прах был перевезён в Ленинград и торжественно захоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В Мюнхене открыт институт, занимающийся исследованием творчества композитора, архив его партитур хранится в Париже.Именем композитора назван малый зал Санкт-Петербургской консерватории.
[74] Состав Правления и Попечительского совета фонда А.К. Глазунова: http://www.glasunow.org/ru/node/54
[75]Там же.
[76] Официальный сайт фонда памяти А.К. Глазунова в Мюнхене http://www.glasunow.org/ru/node/61
[77]Юридический и почтовый адрес «Русского православного общества Святой земли»: Russian Orthodox Society Holy Land, Am Perlacher Forst, 190 81545, Munchen, Germany Tel: +49 (0) 089 / 64 43 63. Источник сайт «ИППО. Иерусалим» http://www.ippo-jerusalem.info/frames/doc_raznoe1.html
[78]Юридический и почтовый адрес фонда имни А.К. Глазунова: Alexander K. Glasunow-Stiftung, Am Perlacher Forst 190, 81545 München, German. Официальный сайт фонда памяти А.К. Глазунова в Мюнхене. http://www.glasunow.org/ru/node/97
[79] «Совет ИППО в Святой земле». http://www.ippo-jerusalem.info/frames/doc_raznoe1.html
[80] Интервью с С.В. Степашиным, 6 декабря 2007 для израильской русскоязычной газеты „Новости недели“. См.сокращенный вариант на портале newsru.co.il
[81] Новость на официальном портале Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 15 декабря 2008 года http://www.rusdm.ru/?item=267
[82] Официальное заявление Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество» (ИППО) от 27 сентября 2010 г. http://ippo.ru/about/doc/1/3/
[83] Сохраним Россию в Святой Земле! Летопись Императорского Православного Палестинского Общества 2007-2012 гг. Издание ИППО. Святой Град Иерусалим 3 июня 2012 г. стр. 172.
[84] Иерусалимское Св. Елисаветинское сестричество милосердия. Вэб-страница «ИППО. Иерусалим- Ближний Восток». http://www.ippo-jerusalem.info/frames/doc_raznoe1.html
[85] Официальное заявление Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество» (ИППО). 23 сентября 2011 г. http://ippo.ru/about/doc/1/2/
Автор: Платонов, Павел Викторович