Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Библиотека / Иерусалимский вестник / Иерусалимский вестник ИППО № II, 2012 / I. Императорское Православное Палестинское Общество: исторические традиции и современные реалии / Размышления о прошлом и будущем: Императорское Православное Палестинское Общество отмечает свой 130-летний юбилей. Ю. А. Грачёв, Л. Н. Блинова

Размышления о прошлом и будущем:

Императорское Православное Палестинское Общество отмечает свой 130-летний юбилей

 

В 2012 году Императорское Православное Палестинское Общество отмечает свой 130-летний юбилей. Поздравляя с этой замечательной датой всех своих друзей, единомышленников, союзников и партнеров, коих немало среди читателей «Иерусалимского вестника», мы приглашаем всех вас вместе с нами поразмышлять о славной истории ИППО, его дальнейших перспективах и о значении Святой Земли для современной России.

 

Фактор геополитики

 

С момента принятия христианства в 988 году Россию связали со Святой Землей прочные духовные нити. Тысячу лет туда стремятся паломники. Исконно Россия после падения Византии считалась защитницей и покровительницей христианства на Ближнем Востоке, именно к ней обращались за помощью православные Восточные Патриархаты.

 

Внешнеполитические реалии в середине XIX века, неудачи Крымской войны поставили перед российским правительством задачу выработки новой  концепции русского присутствия на Святой Земле в условиях возросшей конкуренции европейских государств, которые стали привносить на Святую Землю католическую и протестантскую миссию. Именно религиозный фактор в дипломатической и внешнеполитической жизни государств того времени был очень важен для геополитического влияния.

 

Россией был выбран путь поддержки русского паломничества, который на тот момент никак не был организован и имел стихийную форму.

 

Для этого в сердце христианского мира – в Святом Граде Иерусалиме – стали создаваться условия для укрепления русского присутствия в библейском регионе и для размещения паломников из России. В 1847 году в Иерусалиме была открыта Русская Духовная Миссия, а в 1859 году – российское консульство.

 

К 1864 году был построен целый русский городок в Иерусалиме, до сих пор именуемый «Русскими подворьем». На его территории разместились Свято-Троицкий собор, здания Русской Духовной Миссии, русского консульства, Мариинского (женского) и Елизаветинского (мужского) подворий, Русской больницы.

 

Вид на Свято-Троицкий собор и здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Русские постройки в Иерусалиме. Фото XIX в. 

 

С каждым годом количество желающих посетить святые места возрастало. Имеющиеся подворья уже не могли обеспечить нормальных условий для размещения большого потока паломников.

 

Стоит назвать организации, которые осуществляли преобразования на Святой Земле и стали предшественниками Императорского Православного Палестинского Общества. Сначала это был Палестинский комитет, который возглавил Великий князь Константин Николаевич, адмирал, глава Морского министерства. Сотрудники этого ведомства и составили ядро Палестинского комитета. В кратчайшие сроки именно Палестинский комитет построил Русский Иерусалим, он вел дело с размахом и не подчинялся контролю со стороны лиц, определявших российскую политику на Ближнем Востоке.

 

После выполнения своей основной задачи комитет был закрыт, заниматься паломниками стала Палестинская комиссия – структура, созданная при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел в 1864 году. На этом этапе дело начало сильно буксовать.

 

Идейным вдохновителем и душой Палестинского комитета был чиновник особых поручений Морского министерства Б.П. Мансуров, он же вошел в состав руководства Палестинской комиссией, фактически стал ее главой. Секретарь Императорского Православного Палестинского Общества А.А. Дмитриевский, два года составлявший летопись ИППО к его 25-летнему юбилею, начав описание его деятельности с изучения работы предшественников, достаточно подробно разъясняет причины неудачи. Коротко они сводятся к тому, что Палестинская комиссия, скопив достаточные средства, не спешила вкладывать их в улучшение инфраструктуры и условий для паломников и не обладала необходимой верой в то, дело, которому призвана служить. А.А. Дмитриевский метко назвал такую работу «полной неподвижностью»[1]. За свое двадцатипятилетнее существование комиссия не построила ничего существенного на Святой Земле, в русских подворьях не было устроено даже элементарной канализации. Зато Мансуров очень радел о процветании Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ) – коммерческой организации, занявшейся перевозкой паломников и грузов на Святую Землю. По словам А.А. Дмитриевского, Б.П. Мансуров на самом высоком уровне доказывал, что участие российского правительства на Святой Земле надо всячески маскировать под частное дело, в качестве частного лица он выдвигал РОПиТ. РОПиТ даже готов был взять на себя расходы по содержанию русских консульств в регионе при условии, что консулы станут его официальными агентами. Как пишет А.А. Дмитриевский, Палестинская комиссия «из мнительной осторожности, с целью образовать „запасный капитал“ про черный день, спокойно обрекла наших паломников на печальную необходимость валяться в коридорах и под нарами наших приютов или еще хуже, искать себе приюта в забракованных некогда сырых и холодных греческих монастырях, турецких духанах или даже грязных подвалах»[2]. А.А. Дмитриевский прямо указывал, что поиск коммерческой выгоды вредит русскому делу на Святой Земле и никак не способствует укреплению авторитета России.   

 

Из разочарования результатами деятельности Палестинской комиссии и возникла идея попробовать начать все заново, опираясь на благотворительность, а не на коммерцию. 

 

Благотворительность, а не личная выгода

 

8 мая 1882 года Император Александр III подписал Указ об учреждении Православного Палестинского Общества. Учитывая особые условия работы в многоконфессиональном регионе, Общество было создано как неправительственная общественная организация. Туда входил любой – от аристократа до крестьянина – кто мог заплатить членские взносы и разделял цели Общества.

 

Император Александр III

Император Александр III


Цели создания Общества были предельно просты – развивать паломничество, помогать местным народам в получении образования и медицинской помощи, поддерживать православные Восточные Патриархаты, заниматься научным изучением региона Святой Земли. Эти цели актуальны для Императорского Православного Палестинского Общества и сегодня.

 

Инициатором создания Общества и его многолетним усердным тружеником был В.Н. Хитрово (1834-1903), выпускник Императорского Александровского лицея, чиновник генерал-аудиториата Морского министерства, а затем Министерства финансов, изучавший за границей передовые методы бухгалтерского учета, организатор и двадцатилетний руководитель ссудо-сберегательных товариществ России. Именно он с 1871 года, когда впервые побывал на Святой Земле и увидел, как себя чувствуют там русские паломники, начал продвигать идею о необходимости кардинальных преобразований и привлекать единомышленников. Именно его практический опыт позволил затем выстроить эффективный финансовый механизм Палестинского Общества, разноуровневую систему источников пожертвований.

 

Секретарь ИППО - В.Н. Хитрово. (1882-1903). © Иерусалимское отделение ИППО

Василий Николаевич Хитрово


Первым Председателем Общества стал брат Императора Александра III Великий князь Сергий Александрович (1857-1905), будущий генерал-губернатор Москвы. В двадцать лет он участвовал в русско-турецкой войне, а в двадцать пять возглавил Императорское Православное Палестинское Общество. За год до учреждения ИППО, Великий князь сам побывал на Святой Земле, которая оставила очень сильные впечатления в сердце Сергия Александровича. Во время паломничества начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин), ставший впоследствии почетным членом ИППО, внушил Сергию Александровичу и его братьям, приехавшим в паломничество вместе с ним, идею постройки русского храма в Иерусалиме. Строительством храма занималось впоследствии Императорское Православное Палестинское Общество.

 

Сергий Александрович и Елизавета Федоровна. Фотография К. Бергамаско © Иерусалимское отделение ИППО

Великий князь Сергий Александрович и

Великая княгиня Елисавета Федоровна.

Фотограф Бергамаско. С.-Петербург, 1887 г.

Альбуминовая бумага, картон, чернила


Первым личным участием Великого князя Сергия Александровича в новом деле стало финансирование им археологических раскопок на русском участке, купленном еще Палестинским комитетом для строительства здания русского консульства. Участок, расположенный рядом с храмом Гроба Господня, оказался перспективным с точки зрения библейской археологии. Там были обнаружены остатки самой первой базилики, построенной императрицей Еленой на месте Воскресения Иисуса Христа, предположительно остатки городской стены и Судных врат, через которые Христа вели на казнь. Благодаря участию Сергия Александровича, христиане обрели важную святыню. Позднее на этом месте ИППО построило Александровское подворье, в стенах которого священные исторические находки стали частью комплекса подворья.       

 

После гибели Великого князя Сергия Александровича пост Председателя заняла его супруга Великая княгиня Елисавета Феодоровна (1864-1918), ныне прославленная в лике святых как алапаевская преподобномученица. Императорское Православное Палестинское Общество почитает августейшую Председательницу своей небесной покровительницей.

 

В 1889 году заслуги Православного Палестинского Общества получили одобрение Императора. Своим Указом от 24 марта он взял Общество под свое покровительство. Это означало, что Император лично утверждает смету Общества, проверяет его финансовую деятельность и утверждает руководство. Общество стало называться Императорским. Этим же Указом была ликвидирована Палестинская комиссия, ее имущества и капиталы были переданы в ведение ИППО. Из Русских построек в Иерусалиме к Обществу перешли Елизаветинское и Мариинское подворья, а также Русская больница.   

 

Еще до этого августейшего решения Императорское Православное Палестинское Общество начало строить свои подворья. В Иерусалиме их было возведено три: Новое (Сергиевское) (1889), Александровское (1891), Николаевское (1906). В 1891 году игумен Вениамин подарил ИППО здание построенного им приюта, которое стали называть Вениаминовским. В Назарете было построено прекрасное паломническое подворье, названное в честь первого Председателя ИППО - Сергиевским. До 1917 года ИППО имело несколько десятков земельных участков на территории Святой Земли (Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Бейт-Джала, Иерихон, Хайфа и пр.) общей площадью 23,5 га. В 1916 году был построен паломнический комплекс с храмом в городе Бари (Италия), к слову сказать, верх инженерной и дизайнерской мысли того времени. В России под Калугой ИППО построило Сергиев скит, а при нем Мелхиседекову пустынь, в Санкт-Петербурге – храм святого Александра Невского (Барградский храм), доходы от которого шли на строительство комплекса в Бари.

 

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме. © Иерусалимское отделение ИППО Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) было открыто для приема русских паломников 20 октября 1889 г. и традиционно служило русским богомольцам на Святой Земле. В нем находились: контора всех русских подворий Императорского Православного Палестинского Общества, комнаты I и II класса, столовые, народная трапезная, водогрейная, хлебопекарня, кухня, баня, прачечная и др. хозяйственные учреждения для обслуживания потребностей паломников.

Сергиевское подворье в Иерусалиме. Фото XIX в. 


Основной наплыв паломников начинался с 15 сентября и длился до Пасхи. Количество паломников на иерусалимских подворьях доходило до 6-10 тысяч. Время было опасное, чтобы паломников не грабили, караваны охраняли вооруженные кавасы ИППО.

 

ИППО занималось и другими вопросами, связанными с устройством паломников, в том числе размещением, питанием, обеспечением бытовых нужд, оказанием медицинской помощи. Были открыты иконная и книжная лавки. По вечерам во дворике Сергиевского подворья в Иерусалиме для паломников читались лекции – «палестинские чтения».

 

Со временем ИППО сумело добиться скидок для проезда паломников, ввело паломнические книжки, по которым предоставлялись льготы в России и на Святой Земле.

С первых же лет своего основания Императорское Православное Палестинское Общество стало помогать местным жителям. В Муджедиле (Мжделе) в 1882 году была открыта первая школа ИППО, в 1885 году там же был построен храм. В 1883 году открылась школа в Раме (эр-Рама), Кефр-Ясифе (Кфар-Ясиф), в 1884 году – в Саджаре... В 1885 году был построен храм в Кане Галилейской.

 

Ер-Рамэ. Галилея. Здание школ Императорского Православного Палестинского Общества Участок в селении Рама, с двухэтажным домом для мужской и женской двухклассных школ, с садом, огородом и цистерной 586 кв. м. © Иерусалимское отделение ИППО

Школа ИППО в Раме. Фото 1907 г.


В Назарете были открыты женская школа, учительская мужская семинария, при ней мужская школа. Большая помощь оказывалась храму архангела Гавриила над источником Божией Матери в Назарете.

 

В Иерусалиме, Хомсе, Дамаске, Бейт-Джале, Назарете, Вифлееме работали амбулатории ИППО для местных жителей, которые принимали больных любого вероисповедания. Каждая амбулатория была рассчитана на 16-18 тысяч посещений в год, а это значит, что медицинскую помощь получали многие тысячи пациентов. Стоит отметить, что медицинские учреждения оснащались на высоком уровне, инструментарий и оборудование выписывали из Европы.    

 

Всего в Палестине, Иудее, Галилее, Ливане и Сирии ИППО открыло свыше 100 школ, при некоторых из них работали детские сады. Кадры для них готовили две учительские семинарии – мужская в Назарете и женская в Бейт-Джале. Их преподаватели и выпускники внесли большой вклад в развитие культуры стран Ближнего Востока и в укрепление связей с Россией. Они стали переводчиками, преподавателями (в том числе, в университетах России), писателями, журналистами. Среди них можно назвать такие имена, как братья Александр (Искандер) и Тауфик Кезма, Константин (Костанди) Канази, Халиль Байдас, Михаил Нуайме, Клавдия (Кульсум) Оде-Васильева, Антуан Хашшаб, Георгий Халеби, Пантелеймон Жузе (Бандали аль-Джаузи), Селим Кубайн, Месих Хаддах, Несиб Арида, Искандер аль-Хури аль-Бейтджали, Антуан Баллан, Михаил Искандер.

 

Бет-Джала. Здание учебных завденией Императорского Православного Палестинского Общества в 1892 г. В 1890 году ИППО принимает решение о создании в Бет-Джале женской учительской семинарии по образцу мужской учительской семинарии, функционировавшей с 1886 г. в Назарете. Начальная школа продолжавшая существовать в соседнем здании, была сделана "образцовой", т.е. в ней проходили педагогическую практику воспитанницы Бет-Джальской учительской семинарии © Иерусалимское отделение ИППО

Школа ИППО в Бейт-Джале. Фото 1907 г.


До сих пор в арабских семьях, где принято бережно чтить историю рода, хранятся тетради прабабушек и прадедушек, обучавшихся грамоте в школах ИППО.

 

В настоящее время на Святой Земле живут потомки тех, кто обучался в школах Императорского Православного Палестинского Общества. Лучший ученик первого выпуска Назаретской учительской семинарии Константин Канази был направлен в Киевскую духовную академию для продолжения образования, затем он вернулся на родину. Его имя до сих пор вспоминают в Назарете с уважением, он занимался благотворительностью, построил два приюта для бедняков, собрал уникальную библиотеку, которая стала достоянием города, и передал свою любовь к России своим потомкам. Его внук Джордж Канази стал профессором Хайфского университета и Президентом Академического Института Назарета, единственного научного учреждения, основанного усилиями арабской общины Израиля. В общении с членами ИППО на одном из международных семинаров он рассказал, что их недавно созданный институт финансируется в основном фондами США, но они мечтают поддерживать отношения в сфере образования с Россией – одной из самых культурных держав мира. Профессор Канази считает логичным продолжать традицию тесных связей с Россией, установившихся благодаря Императорскому Православному Палестинскому Обществу.  

 

Воспитанники старшего класса Назаретской учительской семинарии ИППО имени В. Н. Хитрово © Иерусалимское отделение ИППО

Учащиеся Назаретской семинарии ИППО


Правнук директора Назаретской учительской семинарии Александра (Искандера) Кезмы стал священником Иерусалимского Патриархата. Отец Роман (Радуван) родом из Хайфы, из арабской православной семьи, закончил семинарию в Джорданвилле, хорошо знает русский язык, много занимается русскоязычной паствой. Он организовал общественную организацию «София», которая занимается объединением русскоязычных православных и решением их проблем. Отец Роман пользуется очень большим уважением среди прихожан. 

 

Обожание имени русского Императора

 

В действиях Императорского Православного Палестинского Общества, в присутствии России на Святой Земле не было никакого диктата, унижения или превосходства. Реализовывались только благотворительные проекты и гуманитарные инициативы. Такая политика принесла реальные добрые плоды. Местные жители отвечали уважением и благодарностью, русских и Россию очень любили. Целым событием для местного населения османской Сирии и Палестины был заход в порты русских военных кораблей. Вся команда матросов и офицеров приезжала в Иерусалим, останавливалась на Сергиевском подворье и посещала святые места. Месяцами православные арабы в Вифлееме могли ждать, когда приедут русские паломники, чтобы пригласить их в крестные отцы или матери к своим детям. Бейрутские православные были уверены, что самые настоящие, искренние христиане – это русские.

 

Русские военные моряки на Сергиевском подворье. Команда фрегата "Владимир Мономах" во дворике Сергиевского подворья. Фото о. Тимона. Апрель 1890 года. © Иерусалимское отделение ИППО

Русские военные моряки фрегата «Владимир Мономах» во дворе Сергиевского подворья в Иерусалиме.

Фото мон. Тимона.  Апрель 1890 г.


Выражения «родные палестины», «в наших палестинах», лермонтовская «Ветка Палестины» зародились в те незаслуженно забытые славные времена величия России на Ближнем Востоке.

 

Кульсум Оде, выпускница Назаретской школы ИППО, затем Бейт-Джальской учительской семинарии ИППО, вышла замуж за русского врача И. Васильева, работавшего в Назаретской амбулатории. Уехав в Россию в 1910 году, она стала известным арабистом, профессором Ленинградского университета, после переезда в Москву преподавала в Дипломатической академии и Московском институте востоковедения. Приведем ее слова: «Памятуя, что я обязана своим образованием и положением России, я считаю себя неоплатной должницей русского народа. Вступая в восьмой десяток жизни, я низко кланяюсь русскому народу и говорю сердечное русское спасибо»[3].

 

Кульсум Оде


О высоком авторитете России и ее Императора среди местных жителей докладывал член ИППО М.И. Караулов Великому князю Сергию Александровичу в 1902 году: «До какой степени доходит обожание имени русского Императора, может служить следующее: в большие праздники арабы приносят в церкви портреты нашего Государя Императора, ставят их на видном месте и убирают цветами, а после богослужения некоторые даже целуют их. Выражению арабами публичных симпатий ко всему русскому не препятствует даже присутствие турецких властей, которые, впрочем, в последнее время к русским стали благосклонны»[4].

 

Таков был результат всего лишь первого двадцатилетия работы  Императорского Православного Палестинского Общества за пределами России, которое принесло ей такое почитание за рубежом.

 

«Как таких людей в чюство привести?»

 

Необходимо отметить, что большая просветительская работа проводилась Обществом внутри России. До революции отделения Общества или, как они назывались, отделы, работали в 52 городах Российской Империи – от Варшавы до Якутска, хотя и этого было недостаточно. Авторитет Общества поддерживался в регионах избранием в руководство отделений первых и вторых лиц светской и духовной власти губернии.

 

На местах сотрудники отделений проводили те же палестинские чтения, что и в Иерусалиме на Сергиевском подворье. Их посетили многие и многие тысячи людей. Приведем данные из отчета ИППО за 1909 год: Калужский отдел устроил 916 чтений в 213 пунктах для 58 631 слушателя, Кишиневский – 335 чтений в 46 пунктах для 45 824 слушателей, Новгородский – 228 лекций в 35 пунктах, на которые пришло 22 248 человек, Пензенский  отдел провел 573 чтения в 105 пунктах, которые в общей сложности посетили 64 451 человек.

 

Слушателям раздавались бесплатные листовки с видами святых мест, подворий ИППО. Каждый мог сделать пожертвование в пользу Общества или узнать, как поехать в паломничество.

 

Деятельность Императорского Православного Палестинского Общества оказывала возвышающее духовно-нравственное воздействие на население России. Интересно перелистать заявления о вступлении в члены ИППО. Написаны они с ошибками, порой под диктовку, но уникальны как свидетельства эпохи и отклика на дела ИППО среди народа. Приведем выдержки[5].

 

«…мы просто и не слыхали некогда, [что] ето таковое – Православное Аполести[нское] Общество, - и по сея время не зна[л]и [бы]. Был я, Марчана, на поклоненеи во святом граде Иерусалиме, там мне расказале про все. Просто то я по[о]бещался и просил Бога, чтобы мне сподобел Господа хотя бы немного послужить вашему Императорскому Православ[ному] Палистинскому Обществу. Лита мои – лет около 50-т, первое. Еще второе – к тяжела работе неспособен. В трет[ьи]х, бе[с]семейной. Зая[вляя] в том, до свиданея, остоюсь всепокорнеше быть пред ваме слугой, и пре сей заочной прозбе – без[з]емелн[ый] крестьянен Емельян cын Якова Марчонкова». 1893 год, г. Славянск Харьковской губернии.

 

«Я сечас приехала и[з] святого града Иерусалима, и вот уведомляю я вас, что я побывала в царстве [Божием], и какими судьбами я слетала туда, даже самой удивительно! Я сноха, и я у свекра, [а] вотче хочю послужить Богу, где и как – вот меня Господь научил! Наш отец и все братья – такие все неверующие, что страшно вам объяснить. Как таких людей в чюство привести? А [еще считаются] церковные православные християня, [а] в Божью церкву никогда не ходят, только все посещают гостиницы. Купцы первые в Нижнем Новгороде – братья Лунины. И леса, и магазины везде в городах, и мельницы, заводы, и всегда дело имеют с богачами, а самое нужное в жизне не понимают! Хочю возбудить своех братьев с тем, [чтобы] собирать для Живоносного Гроба Господня, и сказаваю им, что очень хорошо там. Слушают со слезами, что дальше будет?... Адрес мой: Нижней Новгорот, село Пурех. Жду с нетерпением, Мария Пименавна Лунина»

 

«Желая вступить в члены Православного Палестинского Общества, будучи стариком 60 лет и имея в виду, что провиденье Божие меня не оставляет, и я из бичеджиков став более или менее человеком состоятельным, я имею честь всепокорнейше просить Палестинское Общество не отказать удостоить меня отычетом, какие именно документы я обязан представить, чтобы быть зачисленным в члены Общества... Крестьянин Никифор Мангазеев расписался [Подпись другого лица] села Почитанского Почитанской волости Мариинского округа Томской губернии. 25 октября 1895 года».

 

«Прошу Вас мне как можно скорее уведомить, ибо я человек старый, под 80 лет, но желаю сам до моей смерти пожертвовать и орден или отличия получить». Из прошения Василия Осиповича Мокшицкого казначею ИППО Аркадию Петровичу Корнилову от 6 сентября 1891 г.

 

Очевидно, что Императорское Православное Палестинское Общество было настоящим международным и национальным проектом, проявлением таких понятий, которые в современных терминах обозначаются как «народная дипломатия» и «гражданское общество».

 

Частное Общество с государственным финансированием

 

Очевидно, что столь масштабная деятельность по приему паломников, удешевлению их проезда к святым местам, помощи местному населению и Восточным Патриархатам и со столь впечатляющими результатами не могла строиться лишь на волонтерском почине. Нужны были средства и немалые, потребность в которых увеличивалась с расширением деятельности.

 

При своем учреждении Императорское Православное Палестинское Общество задумывалось как организация, объединяющая частных лиц, которая должна осуществлять свою деятельность на членские взносы и пожертвования.  

 

Так первоначально и происходило. Августейшее покровительство делало Общество авторитетным для жертвователей, его цели находили сочувствие у людей разных социальных слоев. Кто-то вносил в кассу ИППО десятки тысяч рублей, а кто-то одну копеечку. Например, А.А. Дмитриевский пишет: «В 1885 году сход крестьян Подберезовской области Новгородской губернии пожертвовал в Общество 30 руб. и обязался вносить ежегодно по копейке с души, что составит в год 33 руб. 77 коп., а в 1886 г. эти же крестьяне увеличили свои пожертвования до 2 коп. с души. В число членов записались даже лица иудейского вероисповедания»[6].

 

В 1885 году В.Н. Хитрово вышел в Совет Общества с инициативой два раза в год проводить для ИППО сбор во всех храмах империи. После обсуждения и высочайшего утверждения этого предложения было разрешено в пользу Общества проводить сбор в церквах один раз в год в Вербное воскресенье, поэтому этот вид дохода получил название «вербный сбор». При этом выдвигалось условие – половину сбора передавать Палестинской комиссии, с которой ИППО действовало параллельно до ее ликвидации в 1889 году. Первый же вербный сбор 1886 года дал более ста тысяч рублей. В разные годы суммы варьировались, но это был один из основных, и главное постоянных, источников дохода для Общества. Не будем забывать, что Русская Православная Церковь в то время управлялась Священным Синодом – государственным учреждением, вербный сбор был одобрен Императором, а значит, этот доход был своеобразной формой поддержки на государственном уровне, хотя и не шел напрямую из казны. Архиереям, в чьих епархиях были собраны большие суммы, направлялись рескрипты августейших Председателей ИППО, за особое радение в пользу Общества они избирались в Почетные члены.

 

С определенного времени Общество для поддержания своей деятельности начало получать средства из государственной казны. Император Николай II, Почетный член ИППО, личным распоряжением не раз помогал Императорскому Православному Палестинскому Обществу при финансовых затруднениях.

 

В 1913 году обер-прокурор Священного Синода В.К. Саблер внес в Государственную думу на утверждение представление об отпуске из казны по 100 000 рублей (в современном эквиваленте это примерно 120 млн. рублей) ежегодно на пособие Императорскому Православному Палестинскому Обществу. В первые годы существования Общества его подвижники о такой сумме не смели и мечтать. Помимо этого предполагалось выделять целевые субсидии на дорогостоящие, но насущные проекты, на постройку новых зданий, содержание школ в Сирии и пр.  Большие планы вынашивались в области научных исследований, на которые также закладывалось финансирование.

 

В представлении Саблера указывалось, что в качестве пособия от государственного казначейства и из средств разных ведомств Общество получало в отчетном 1907-08 году 105 000  рублей, к 1911-12 году эта сумма возросла до 233 550 рублей. Бюджетная поддержка в структуре доходов была самой существенной. На втором месте стояли пожертвования от частных лиц и вербного сбора.

 

Таким образом, деятельность Императорского Православного Палестинского Общества в дополнение к имеющимся источникам пожертвований получила постоянное государственное финансирование, что было прекращено с началом Первой мировой войны и последующих за ней событий.

 

Императорское Православное Палестинское Общество сегодня

 

После 1917 года ИППО стало называться Российским Палестинским Обществом и работало при Академии наук СССР. Основными его интересами были научные исследования. Большой научный багаж был накоплен в дореволюционные годы, когда ИППО спонсировало несколько научных экспедиций, которые занимались археологическими изысканиями, изучением манускриптов и рукописей в древних монастырях библейского региона и Средиземноморья. В советский период доступ на Святую Землю был закрыт.

 

Ситуация стала меняться после 1992 года. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 2835-I от 25 мая 1992 года Общество получило возможность вернуть себе историческое имя и стало постепенно возвращаться в Святую Землю. Начались переговоры о восстановлении утраченных прав его собственности на объекты, расположенные на территории Израиля и Палестинской национальной администрации. Большая заслуга в этом принадлежит экс-председателям Общества, почетным членам ИППО  О.Г. Пересыпкину, А.Ф. Чистякову, Я.Н. Щапову.

 

Процесс возвращения принял наиболее интенсивный характер с 2007 года, когда Председателем ИППО был избран Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Вадимович Степашин.

 

В 2008 году было завершено юридическое оформление в собственность Российской Федерации и ИППО трех участков в Иерихоне (два из них были переданы Русской Православной Церкви), одного участка в Вифлееме и здания Сергиевского подворья в Иерусалиме. Решения о возвращении Российской Федерации собственности, принадлежащей ранее ИППО,  были приняты на самом высоком уровне – руководством Палестинской национальной администрации и государства Израиль.

При активном содействии руководства Императорского Православного Палестинского Общества осенью 2008 года был введен безвизовый режим с Израилем, что позволило значительно увеличить поток паломников на Святую Землю – в Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Иерихон, Хеврон и к месту Крещения Иисуса Христа на реке Иордан.

 

 

© Иерусалимское отделение ИППО Делегация ИППО во главе с С.В.Степашиным вместе с представителями Российского посольства в ПНА на месте Крещения Господня на святой реке Иордан

Председатель ИППО С.В. Степашин с членами делегации

на месте подлинного места Крещения Господня на реке Иордан. 17 декабря 2008 г.

 

В настоящее время Императорское Православное Палестинское Общество продвигает в главных христианских городах свои гуманитарные проекты.   

 

На участке в Иерихоне, исторически принадлежавшем Обществу и оформленному усилиями ИППО во взаимодействии с МИД России в российскую собственность, 18 января 2011 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев открыл лучший на Ближнем Востоке Музейно-парковый комплекс.

 

Основной вход в музейно-парковый комплекс в Иерихоне. @ Иерусалимское отделение ИППО

Основной вход в Российский музейно-парковый комплекс в Иерихоне

@ Иерусалимское отделение ИППО

 

 

В него вошли археологический раскоп, ландшафтный парк и культурный центр с музеем. В музее представлена экспозиция, посвященная истории Императорского Православного Палестинского Общества. В парковой зоне растет древнее дерево, почитаемое христианами как место встречи мытаря Закхея и Иисуса Христа. Рабочая группа ИППО под руководством действительного члена Общества Михаила Одинцова в 2010 году провела комплекс агротехнических мероприятий по оздоровлению библейской смоковницы. Ковчежцы с частицами дерева Закхея преподнесены в дар Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву. Во многих храмах и соборах в разных уголках России можно поклониться частицам священного дерева, сохраненным после обрезки старых ветвей.  

 

 

Председатель ИППО С.В. Степашин с сопровождающими лицами у смоковницы мытаря Закхея в Иерихоне © Иерусалимское отделение ИППО. Официальная церемония по случаю празднования 10-тысячелетия Иерихона

Председатель ИППО С.В. Степашин с делегацией на участке ИППО

в Иерихоне у древа мытаря Закхея. 13 октября 2010 

 

Закончилось строительство Центра ИППО в Вифлееме, где, по решению Председателя Общества, поддержанному руководством нашей страны, уже работает Российский центр науки и культуры. В нем размещены библиотека, конференц-зал, кабинеты для развивающих занятий с детьми, русский магазин, кафе, офис Вифлеемского отделения. В Центре установлено уникальное лингафонное оборудование для изучения русского языка. Этот проект Императорское Православное Палестинское Общество смогло реализовать при спонсорской поддержке компании «РуссНефть». Президент «РуссНефти» Михаил Гуцериев, состоящий в членах Императорского Православного Палестинского Общества, награжден почетным памятным знаком ИППО «Медаль имени В.Н. Хитрово» и высшей наградой Общества «Орден Вифлеемской звезды».

 

Рядом с Центром ИППО в Вифлееме власти Палестинской национальной администрации выделили еще один участок. Здесь будет построена средняя школа с изучением русского языка.

 

В 2005, 2009-2010 годах Императорское Православное Палестинское Общество на гранты российских общественных организаций и фондов реализовало проекты по изучению русского языка в Вифлееме и в православной школе для девочек в Вифании.

 

На Сергиевском подворье в Иерусалиме осуществляется масштабная реставрация. Не дожидаясь окончания ремонта, Иерусалимское отделение ИППО проводит на подворье научные мероприятия, чтения и экскурсии для паломников. Императорское Православное Палестинское Общество дарит россиянам уникальную возможность очутиться в подлинном историческом здании и в сопровождении старинных фотографий услышать рассказ о совершенно неизвестных страницах истории. По инициативе председателя Иерусалимского отделения ИППО П.В. Платонова, 12 мая 2009 года, в день рождения первого Председателя Общества Великого князя Сергия Александровича, в память о традиции, основанной 120 лет назад, над угловой башней Сергиевского подворья был вновь поднят флаг со знаком ИППО. После реставрации на подворье под эгидой ИППО планируется разместить музей, проводить выставки, оснастить научный центр по изучению истории ИППО и Святой Земли.

 

 

Лекцию на тему «Храм Гроба Господня в Иерусалиме: история и современность» читает председатель Иерусалимского отделения ИППО для паломников из Санкт-Петербурга 26 октяря 2011 г. © Иерусалимское отделение ИППО

Сергиевские чтения на Сергиевском подворье в Иерусалиме


В настоящее время зарубежные представительства Общества осуществляют свою деятельность в Иерусалиме, Вифлееме, Акко, Варне, Салониках, Ларнаке и Киеве. На территории России отделения Общества работают в 18 городах.

 

Региональные отделения ИППО активно работают в формате народной дипломатии. Благодаря Владимирскому отделению и по инициативе Сергея Степашина города Владимир и Суздаль стали побратимами палестинских городов Вифлеема и Иерихона. Тверское и Калужское отделения ИППО передали в храм святой Марии Магдалины в Иерусалиме, где покоятся мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, две иконы. На одной изображен сподвижник Елисаветы Феодоровны святой Сергий (Сребрянский), чьи мощи покоятся в Твери, на другой – сама Елисавета Феодоровна в окружении калужских монастырей, в которых она паломничала при жизни. Нижегородское отделение активно работает со студенческой молодежью как в области международного сотрудничества со странами Ближнего Востока, так и в плане преемственности традиционных ценностей – патриотизма и православия. 

 

Большую работу среди молодежи проводят отделения ИППО в Нижнем Новгороде, Карачаево-Черкесии, во Владимире, в Калуге. Активно работает недавно воссозданное Московское отделение, возглавляемое префектом Центрального административного округа города Москвы С.Л. Байдаковым. По его инициативе в рамках юбилейных мероприятий у входа в Центр ИППО в Москве установлен памятник инициатору создания Общества В.Н. Хитрово.    

 

Большую помощь оказывает Обществу Московское Правительство, выделившее здание для размещения Центра ИППО на улице Забелина. В Постановлении Президиума Верховного Совета Российской Федерации 1992 года, по которому Обществу было возвращено его историческое имя,  отдельным пунктом было записано: «Рекомендовать Правительству Российской Федерации принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению Императорскому Православному Палестинскому Обществу имущества (архивов, книжных фондов, культурных и других исторических ценностей) по имеющимся документам и другим официальным свидетельствам»[7]. Надо ли говорить, что нас не удивляет, что даже адрес, где отныне будет располагаться Центр ИППО в Москве, косвенно связан с именем первого Председателя ИППО. Ведь Великий князь Сергий Александрович, будучи Председателем Исторического музея, тесно работал с известным русским историком Иваном Егоровичем Забелиным, в память о котором и названа московская улица. Совершение исторической справедливости лишь для непосвященных выглядит чудом.     

 

Императорское Православное Палестинское Общество осуществляет свою деятельность при поддержке руководства Российской Федерации, активно взаимодействует с МИД России и академическими научными институтами страны. Проекты ИППО поддерживает Русская Православная Церковь. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавляет Комитет почетных членов ИППО.

 

23 марта 2012 года Императорскому Православному Палестинскому Обществу объявлена благодарность Президента России Дмитрия Медведева «за большой вклад в сохранение и популяризацию культурного и исторического наследия России на Святой земле, укрепление дружбы и сотрудничества между народами».

 

О перспективах

 

Процесс возвращения объектов недвижимости и земельных участков на Святой Земле в российскую собственность только начинается. Роль в этом Императорского Православного Палестинского Общества трудно переоценить. Например, действовать в Восточном Иерусалиме государственные структуры не могут, а там расположено ценнейшее для нашей истории Александровское подворье ИППО, на горе Елеон есть привлекательный для инвесторов не застроенный земельный участок.  Оба объекта записаны в собственности Российского Императорского Правительства.

 

Но сводить роль Императорского Православного Палестинского Общества лишь к роли посредника в собирании русских земель было бы очень недальновидно. Его наработанный авторитет на Святой Земле, мощный научный и общественный потенциал, исторический опыт межцивилизационного диалога могут принести современной России неоценимую пользу. Императорское Православное Палестинское Общество –совершенно уникальная организация, аналога которой просто нет, и которая имеет свою целевую нишу в структуре неправительственных организаций. А именно на них опирается сейчас официальная дипломатия во всем цивилизованном мире.

 

Как международная организация наше Общество легитимно присутствует в международном сообществе в качестве члена Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). Это один из главных органов Организации Объединенных Наций, координирующий сотрудничество в экономической и социальной областях. Императорское Православное Палестинское Общество подписало меморандум о сотрудничестве с МИД России.  

 

Уникален членский состав ИППО. В наших рядах много дипломатов, членами ИППО являются видные представители науки, деятели культуры, священнослужители.

Наши члены трудятся в ведущих академических институтах, работают в лучших музеях страны. В проектах Императорского Православного Палестинского Общества они могут участвовать в совместных исследованиях и программах с мировыми академическими и культурными институтами. Культура России притягивает к себе сердца всего мира. Императорское Православное Палестинское Общество может и должно стать ведущим академическим учреждением по изучению Святой Земли, по аналогии с такими мировыми организациями как Deutsche Palastina verein (Немецкое Палестинское общество, основанное в 1877 году) или Palestine Exploration Fund (Британский фонд исследования Палестины, основанный в 1866 году).

 

Императорское Православное Палестинское Общество, разделяя ценности православия, не является церковной организацией, мы не занимаемся миссионерством, в наших рядах состоят люди разного уровня воцерковленности. Кого-то привлекает православие лишь с культурологической точки зрения, а кто-то вообще может относиться к другой конфессии, но разделять цели Общества.

 

В настоящее время Общество работает над программой поездок на  Святую Землю для ученых, студентов, молодежи, для любителей русской истории и людей, интересующихся православием, чтобы лучше понимать культуру своей страны. Сергиевские чтения для паломников, регулярно, проходящие на Сергиевском подворье в Иерусалиме вносят образовательный компонент в паломничество верующих людей, что активно приветствуется священнослужителями, предостерегающими от превращения паломничества в музейную экскурсию или поездки на Святую Землю ради венчания в иерусалимских храмах, обставленного с циничной роскошью, подменяющей глубокий смысл таинства гламурным спектаклем.

 

Программы работы с подрастающим поколением могут лечь в основу молодежных лагерей на подворьях ИППО в Иерусалиме. Есть и другие интересные направления в концепции развития и перспектив Общества.

 

7 октября 2011 года. Флаг ИППО над башней Сергиевского подворья в Иерусалиме © Иерусалимское отделение ИППО

Флаг Императорского Православного Палестинского Общества

над южной башней Сергиевского подворья в Иерусалиме


Для осуществления всех этих инициатив нужна развернутая инфраструктура и постоянное системное финансирование. К достижению этих целей неуклонно движется руководство ИППО. В одном из интервью


С.В. Степашин сказал: «Не надо путать возможности ИППО, когда его возглавляли Августейшие особы, и земли на Святой Земле приобретались Царской Россией, и возможности сегодняшние. Мы ни от чего не отказываемся, мы за расширение участия в наших проектах всей нашей страны».

 

Наш Председатель, понимая, что сейчас у Общества не может быть поддержки в лице августейших особ, использует любую возможность, чтобы привлечь к делам Общества неравнодушных единомышленников, заинтересованных в укреплении авторитета России и формировании ценностных установок у ее элиты и народа на основе исторической целостности и преемственности.   

 

Императорское Православное Палестинское Общество реализует свои проекты на пожертвования частных лиц, фондов и организаций, которые содействуют развитию связей России со странами Ближнего Востока.

 

Адрес Центра ИППО в Москве:

 

Центр ИППО на улице Забелина в Москве

 

Москва 101000, ул. Забелина, дом 3, строение 2. Тел: +7 (495) 978-07-13.

 

Реквизиты рублевого счета: 

Наименование получателя платежа: Международная общественная организация «Императорское Православное Палестинское Общество»

ИНН получателя платежа: 7704066610

Номер счета получателя платежа: 40703810100020000004

Наименование банка и банковские реквизиты: ОАО Банк ВТБ г. Москвы

К/с 30101810700000000187

КПП 770401001

БИК: 044525187

Наименование платежа: Добровольный взнос на содержание и осуществление уставной деятельности.


Реквизиты валютного счета:

Beneficiary Bank – JSC VTB Bank, SWIFT CODE  - VTBRRUMM

Account number  -  40703840100020000003

Account name – Imperial Orthodox Palestine Society

Voluntary contribution to the authorized activities

Correspondent  Bank  -  Bank of New York, New York, SWIFT CODE  -  IRVTUS3N, Accountnumber -  8900055006

 

Адрес Центра ИППО в Иерусалиме:

7 октября 2011 года. Флаг ИППО над башней Сергиевского подворья в Иерусалиме © Иерусалимское отделение ИППО

 

 

Imperial Orthodox Palestine Society, Jerusalem Branch, Sergey Compound

Heleni ha-Malka st. 13, 91990 Jerusalem, Israel

Иерусалимское отделение ИППО. Сергиевское подворье в  Иерусалиме, ул. Царицы Елены 13. Иерусалим. 91990. Израиль

 

Расчетный счет для пожертвований Иерусалимского отделения:

Account Name: Imperial Orthodox Palestine Society

Address: 84 HANEVIIM st., Jerusalem 94702, Israel

 

             IBAN: IL81-0204-0200-0000-0388-626

             Account No. 002-388626

             Imperial Orthodox Palestine Society

             MIZRAHI-TEFAHOT BANK LTD.

             SWIFT code: MIZBILIT

             BRANCH 402, JERUSALEM Payment details:

             Voluntary payment on authorized activity

 

 

Адрес Центра ИППО в Вифлееме:

 

Культурно-деловой центр ИППО в Вифлееме

 

Палестинская Национальная Администрация. Вифлеем.

Вифлеемское отделение ИППО. Здание Российского культурного центра  в Вифлееме.

 

Расчетный счет для пожертвований Вифлеемского отделения

 

Account Name: Imperial Orthodox Palestine Society Bethlehem

Address: Dawoud MATAR, Beit Jala-Sahel ST., Beth Lehem Destrict., W. B. Palestine, Pox 97

 

       Account No. 9050729586-510

       Arab Bank Bethlehem branch

       SWIFT code: ARABPS 22050

       Intermediary Bank: Credit Suisse, Zurich, SWIFT code: CRESCHZZ80A

 

       Payment details: Voluntary payment on authorized activity

 

 

Сегодня в соответствии с Уставом Международной общественной организации "Императорское Православное Палестинское Общество" действительными членами Общества могут быть православные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, разделяющие уставные цели Общества, выполняющие требования Устава и принимающие участие в работе Общества. Граждане, лица без гражданства и иностранные граждане иных конфессий могут быть приняты как члены Общества.

 

Для поощрения партнеров, помощников и членов Общества Совет ИППО утвердил в 2008 году несколько почетных памятных знаков нашей международной общественной организации: Орден Вифлеемской звезды, Орден Великого князя Сергия Александровича, Орден Великой княгини Елисаветы Феодоровны, медали в честь В.Н. Хитрово, архимандрита Антонина (Капустина) и А.А. Дмитриевского. Эти награды имеют уже сотни людей, которые активно сотрудничают с Императорским Православным Палестинским Обществом, как в России, так и за рубежом.

 

Узнать подробную информацию о деятельности ИППО можно на официальном сайте ippo.ru. Читателей «Иерусалимского вестника» приглашаем посетить официальный сайт http://www.ippo-expo.ru/ представительной международной юбилейной выставки «Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока», которая прошла в ЦВЗ «Манеж» с 5 по 14 июня 2012 года. На выставке была представлена насыщенная культурная программа, в ней приняли участие гости из Египта, Сирии, Иордании, Израиля, Палестины, Ливана, ведущие музеи России, книжные издательства. Ежедневно в период проведения выставки проходили встречи с деятелями ИППО, зарубежными гостями, учеными, дипломатами и специалистами, занимающимися исследованиями стран Ближнего Востока и Северной Африки.

 

26 июня 2012 года состоялось еще одно важное мероприятие, приуроченное к юбилейному году ИППО. В Вифлееме прошла торжественная церемония открытия Центра Императорского Православного Палестинского Общества. В Центре, построенном силами ИППО при финансовой поддержке компании «РуссНефть», возглавляемой действительным членом ИППО Михаилом Гуцериевым, разместился Российский центр науки и культуры. Современное здание вместило в себя классы для развивающих занятий, библиотеку, конференц-зал на 350 мест, русский магазин и русское кафе. В церемонии открытия приняли участие Главы России и Палестины Владимир Путин и Махмуд Аббас. 

 

Церемония закладки камня в Вифлееме

Церемония закладки камня будущего российского культурного центра в Вифлееме

 

Возвращенное Сергиевское подворье ИППО в Иерусалиме, вновь построенные музейно-парковый комплекс в Иерихоне и культурный центр в Вифлееме – все эти важные объекты российского присутствия в Святой Земле стали реальностью при содействии Императорского Православного Палестинского Общества. 130 лет оно служит России, и годы только работают на его авторитет.  

 

© Юрий Алексеевич Грачёв,

заместитель Председателя

Императорского Православного Палестинского Общества,

помощник Председателя Счетной палаты Российской Федерации

 

© Лариса Николаевна Блинова,

заместитель председателя Иерусалимского отделения

Императорского Православного Палестинского Общества

 

Иерусалимский вестник Императорского Православного Палестинского Общества.
Выпуск № II.
Издательство: Иерусалимское отделение ИППО.
Иерусалим. ISBN 978-965-7392-45-4. 2012.
Страницы 11-28.

 

© Иерусалимское отделение ИППО
Копирование и любое воспроизведение материалов этой статьи разрешено только после письменного разрешение редакции нашего сайта: ippo.jerusalem@gmail.com

 

Примечания



[1] А.А. Дмитриевский. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882-1907. М.- Спб., 2006. С. 149.

[2] А.А. Дмиитриевский. Указ. соч. С.168-169.

[3] Оде-Васильева К. В. Взгляд прошлое. Палестинский сборник. 1965. Вып. 13 (76). С. 176.

[4] Цит. по: Хохлов А. Н. Святая Земля в XIX- 1-й половине XX века глазами россиян //Вестник церковной истории. 2008. № 4 (12). С. 147.

[5] М.Ю. Нечаева. «Желая посвятить себя Святым местам…». Документ. Архив. История. Современность. Вып. 12. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2011. Электронная публикация на официальном сайте ИППО: http://www.ippo.ru/istoriya-ippo/zhelaya-posvyatitj-sebya-svyatym-mestam-.-1.html

[6] А.А. Дмитриевский. Указ. соч. С.261.

[7] Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 2835-I 25 мая 1992 года «Об Императорском Православном Палестинском Обществе»


Авторы: Блинова, Лариса Николаевна, Грачёв, Юрий Алексеевич

версия для печати