Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




№ 2

Проект рапорта Н.Р. Селезнева Председателю ППО кн. А.А. Ширинскому-Шихматову о причинах поездки во Францию и Англию

Около 3  октября 1923 г.

 

Председателю Православного Палестинского О[бщест]ва

 

Расследуя причины появления письма г. Пуанкаре[1] российскому посланнику в Париже, мне удалось выяснить, что дело возникло[2] вследствии запроса из Сирии местных властей [в] центральное правительство: как относиться к имущественным правам Пал[естинского]  Общ[ества]  в Сирии. О таком запросе минист[ерство]  ин[остранных] дел известило Российского посланника[3] и Б.А. Татищева[4] было[5] составлено очень коротенькое письмо. Не получив нужных разъяснений правового положения П[равославного] П[алестинского] О[бщест]ва, французское мин[истерство] инос[транных] дел установило тогда свою точку зрения на этот вопрос по донесениям имеющимся в министерстве и не отвечающим действительности и ⃰письмом за подписью министра-президента известившего об этом Российск[ого] посланника⃰. [6]

 

Я обратился к А.Ф. Набурову с просьбою указать пути для исправления неважного для нас положения в Сирии. Он предложил обратиться к Б.А. Татищеву, автору маленького письма[7]  посоветовав оставить дело как есть чтобы не было хуже. Борис Алексеевич признал неудачу выступления посольства и ухудшения положения О[бщест]ва в Сирии до письма г. Пуанкаре, но не находит удобным[8] новое выступление посольства[9].

 

Оставить же дело в столь неприятном для нас положение не представляет возможным по соображениям указанным Сергеем Дмитриевичем[10]. Я тогда обратился к одному русскому присяжному поверенному А.В. Руманову, имеющему личныя знакомства во французск[ом] министерстве иностр[анных] дел, и с ним пошел на Орсейскую набережную. Нужного нам человека в Париже не было (Пэан), он вернется через несколько дней, пришлось вести разговоры с другим чиновником. Рассказав ему положение, я спросил его через кого я должен  подать разъяснения, через Российского посла или непосредственно от себя, как лицо заинтересованное в деле, рассматривавшегося без ведома О[бщест]ва, имеющего представить данные о самих юридических правах на принадлежащие ему имущества. Чиновник посоветовал послать от имени О[бщест]ва, т.к. «посла у вас нет», - добавил он.

 

В то же время я обратился к профессору бар[ону] Нольде[11]  с просьбою дать свое заключение о правовом положении О[бщест]ва на основаниях устава О[бщест]ва, декрета[12]  советского[13] от 23 января 1918 г. и мандата Лиги Наций Англии на управление Палестиной. Оказывается, что ликвидация Пал[естинско]го Об[бщест]ва в России проведена на основании декрета отделения церкви от государства, как религиозного О [бщест]ва, чего у нас в уставе не сказано[14].

 

Составленное мною письмо я прочел С.С. Воейкову[15], Б. Эм. Нольде и спросил удобно ли отвечать на письмо, адресованное посланнику, но в виду уклонения посольства от дальнейшей переписки по делу Палестинского Общества с французским министерств[ом] иностр[анных] дел по мотивам мне понятным, нам остается выступить самим и лучше это сделать председателю Общества на Сирию, держа в запасе слово Совета О[бщест]ва.

 

Представляю при сем копию моего письма в департамент политических и коммерческих дел французского[16] министерства иностранных дел с предложениями на благоусмотрение Вашего Сиятельства. Дубликаты заключения бар[ону] Нольде, приложенный к штампу французскому правительству, я увезу в Англию и представлю тамошним властям.

 

После двухкратного посещения мною митрополита Евлогия и длительных бесед и поданною мною справки владыка, по его словам, наконец уяснил положение дел в Палестине. На основании поручения архиерейского синода выяснить вопрос о Палестинском О[бщест]ве владыка митрополит подаст в синод свое заключение в котором будут следующие пункты: 1) контроль церкви над Палестинским Обществом при полной его автономности в делах и управлении своими имуществами; 2) отзыв его школ и семинарий из Палестины; за монастырями должна следить Миссия; 4) Ссуды от Общества должны быть вексельные 5/закон имуществ фиктивный.

 

Я не имел разговора по первому пункту с владыкой, но указал г. Аметистову[17], что согласно заключению юрисконсультанта Российского посольства г. Нольде для сохранения позиций и имущества Общества Совет вынужден будет наглядно отмежеваться от Церкви до времени падения большевизма и советских декретов. Посему притязания иерархов Р[усской] Ц[еркви] на составление под единым контролем над Обществом поведет к уничтожению всей нашей защитительной работы и захвата имущества О[бщест]ва большевиками. Что Председатель О[бщест]ва обязан наблюдать за исполнением устава не сможет согласиться на изменение конструкции О[бщест]ва нарушающие устав. Чтобы дать Вашему Сиятельству в руки «объективное» орудие для отбития атаки духовенства Б. Эм. Нольде пришлет Вам письмо со своими заключениями по вопросу о притязаниях архиерейского синода к Палестинскому О[бщест]ву. 29 сентября владыка митрополит приглашал бар[она] Нольде в заседание юридической комиссии епархиального Совета для консультации по разным вопросам и между прочим и о Палестинском О[бщест]ве. Вопрос достаточно не разбирался, но заключение бар[она]  Нольде о совершенно частном и неизменном  характере Об[бщест]ва владыке не понравилось и вопрос отложен. Но Т.А. Аметистов уверяет, что митрополит Евлогий подал М.Н. Гирсу[18], В.А. Маклакову[19] и Е.В. Саблину[20] письма с заявлениями о необходимости установления над Палестинским Обществом контроля Церкви. Завтра пойду в посольство выясню положение и дам разъяснения. Постараюсь повидать членов приходского Совета с которыми обыкновенно советуется митрополит Евлогий и разъяснить им суть вопроса чтобы на заседании они были в курсе дела.

 

Несомненно, что установление контроля есть первая ступень к положению рук на Палестинское Общество со стороны духовенства. Полезно отбить первую атаку, а там будет видно, примем свои меры к сохранению принципов, положенных по Уставу О[бщест]ва его учредителями и создателями. Мое невольное пребывание в Париже не прошло без потери для дела О[бщест]ва, я все подготовил для действий в Англии и поэтому там останусь на более короткий срок.

 

Рукописный подлинник.

Примечания



[1] Пуанкаре, Раймон (1860-1934), президент Франции в 1913-20 гг. В описываемый период занимал должность председателя Совета Министров и министра иностранных дел Франции

[2] Исправлено по: «вопрос возник»

[3] Видимо речь идет  о В.А.Маклакове. Маклаков Василий Алексеевич (1869-1957) – посол Временного правительства в Париже. Приказом наркома иностранных дел Л. Д. Троцкого в ноябре 1917 был уволен, но до установления дипломатических отношений между СССР и Францией в 1924 де-факто исполнял обязанности посла.

[4] Борис Алексеевич Татищев (1876-1949), граф, камергер, дипломат, церковный деятель. Посланник в Сербии (1916–1917), директор канцелярии МИД при Временном правительстве (уволен приказом Л.Д. Троцкого от 13.11.1917 за отказ от подчинения СНК), товарищ министра иностранных дел в правительстве П.Н. Врангеля (1920). В эмиграции жил в Париже. Генеральный консул Российского посольства во Франции (1920).  В 1922-1934 член приходского совета и церковный староста Св. Александро-Невского собора в Париже. В 1920-е член Епархиального совета Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви.

[5] Слово написано над частично зачеркнутым «Б.А. Татищева»

[6] ⃰⃰   ⃰   Слова приписаны на следующем листе тетради.

[7] Далее зачеркнуто: «Я просил Бориса Алексеевича».

[8] Перед этим словом зачеркнуто: «возможным».

[9] Предшествующий текст документа написан карандашом.

[10] Сазонов Сергей Дмитриевич (1860-1927), русский государственный деятель и дипломат. С 1883 г. на службе в МИД. Работал в посольствах в Великобритании и США, был дипломатическим представителем в Ватикане. В июне 1909 г. – товарищ министра иностранных дел, с ноября 1910 г. по июль 1916 г. – министр. В январе 1917 г. назначен послом в Великобритании, но в должность не вступил. В годы гражданской войны входил в состав белогвардейских правительств Колчака и Деникина, был их представителем на Парижской мирной конференции 1919 – 1920 гг. В эмиграции во Франции.

[11] Нольде Борис Эммануилович (1876 - 1948), барон, русский дипломат. На службе в МИД – с 1899 г. В июле 1914 г. – мае 1916 г. – управляющий Юрисконсультской частью; в мае 1916 г. – марте 1917 г. – директор Второго департамента. С марта по май 1917 г. – товарищ министра иностранных дел, возглавлявший Второй департамент МИД. С 1920 года проживал в Париже, где работал деканом Русского юридического факультета при Институте славяноведения, многолетний член Института Международного права

[12] Над словом стоит цифра «2».

[13] Над словом стоит цифра «1».

[14] Слово "частное" применительно к общественному объединению (обществу) в дореволюционной России не имело характера индивидуального в современном понимании этого слова. Благотворительная общественная структура, каким было ИППО, управлялось особым образом, находясь под покровительством императора, и опиралась на широкие слои общественной и государственной финансовой поддержки, объединяя в себе представителей разных сословий. Деятельность обществ в дореволюционной России контролировалась государством, которое утверждало их уставы, проверяло отчетность и результаты. В случае с ИППО граница между государственным и общественным была очень прозрачной. Не являсь казенным  учреждением, тесно сотрудничая с Церковью, ИППО содействовало укреплению государственных позиций России на Ближнем Востоке с использованием формы более активной и гибкой общественной инициативы для продвижения гуманитарных проектов.

[15] Воейков Сергей Сергеевич (1892 - 1969). Общественный деятель. Служил в Государственной канцелярии. В мировую войну командовал отрядом Красного Креста. В эмиграции жил в Париже с 1923. Работал бухгалтером. Сотрудник Главного управления Русского Красного Креста (с 1946). Член правления, с 1958 председатель Союза русских дворян. Председатель Объединения бывших воспитанников Императорского Александровского лицея. Член правления Общества помощи русским беженцам (1959). Участвовал в работе Общества охранения русских культурных ценностей, Союза ревнителей памяти императора Николая II и Общества любителей русской военной старины (1960-1962). Состоял в Особом комитете по изданию «Золотой книги русской эмиграции». Член приходского совета Свято-Александро-Невского собора в Париже, входил в состав Особого комитета по сбору средств на ремонт собора. Член Совета зарубежного ППО, был в дружеских отношениях с председателем А.А. Ширинским-Шихматовым.

[16] Вписано над строкой.

[17] Аметистов Тихон Александрович (1884-1941). Окончил Николаевское военное училище, Петербургскую Духовную Академию и Академию Генерального Штаба. Полковник Генштаба. Участник первой мировой войны. С 1918 г. - в Добровольческой армии, начальник разведывательного отдела штаба Крымско-Азовского отдельного корпуса. Покинул Россию в 1920 г. и поселился во Франции. Секретарь епархиального управления в Париже при митрополите Евлогии (Георгиевском). Член Учредительного комитета Свято-Сергиевского Богословского Института. Скончался 28.12.1941г. в Париже.

[18] Гирс Михаил Николаевич (1856-1932)  с 1878г. - работал в МИД России. Посланник России в Бухаресте, Константинополе, Бразилии, Китае, Баварии. В 1916-1917 гг. - посол России в Италии.  Был назначен старшим дипломатическим представителем комитета защиты русских беженцев во Франции. Позднее - председатель совещания бывших послов. Скончался  27.11.1932 г. в Париже.

[19] Маклаков Василий Алексеевич (1869-1957), российский адвокат, политический деятель,  посол Временного правительства в Париже. Приказом наркома иностранных дел Л. Д. Троцкого в ноябре 1917 был уволен, но до установления дипломатических отношений между СССР и Францией в 1924 де-факто исполнял обязанности посла и оставался жить в помещении посольства. В годы Гражданской войны занимался финансовым и дипломатическим обеспечением Белого движения. С 1924 возглавлял Эмигрантский комитет, представлявший интересы русских эмигрантов во Франции.

[20]Саблин Евгений Васильевич (1875—1949). До революции - поверенный в делах Российской Императорской миссии в Персии, первый секретарь посольства в Лондоне. После Февральской и Октябрьской революций оставался вторым лицом в посольстве в Лондоне, а в 1919 стал управляющим посольством, поверенным в делах. После отставки в 1924 стал представителем русских эмигрантов в фонде Нансена, возглавил эмигрантскую колонию в Лондоне. Староста храма св. Филиппа в Лондоне. Сохранились его письма, характеризующие религиозную жизнь русской эмиграции ГАРФ. Р-5919, оп. 1. Д. 92. (Фонд митрополита Евлогия (Георгиевского)).

 

Действительный член Императорского Православного Палестинского Общества

© Диакон Димитрий Сафонов

 

Председатель Иерусалимского отделения

Императорского Православного Палестинского Общества

© Павел Викторович Платонов

 

Иерусалимский вестник Императорского Православного Палестинского Общества.

Выпуск № I.

Издательство: Иерусалимское отделение ИППО.

Иерусалим. ISBN 978-965-7392-29-4. 2012.

Страницы 93-96.

© Иерусалимское отделение ИППО

Копирование и любое воспроизведение материалов этой статьи разрешено только после письменного разрешение редакции нашего сайта: ippo.jerusalem@gmail.com


версия для печати