Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




В Иерусалиме

 
Иерусалим... Камнями побивающий своих пророков и наполненный дымом жертвенных приношений. Город царей, псалмопевцев и левитов[1] , город патетических воплей и раздираемых одежд. Но прозаический автобус на второй скорости  взбирается  на гору, и за ней ничего не видно, ни священных камней, ни библейских олив. Только недостроенные дома предместья, резервуар, первая улица, вывеска портного на трех языках, как во времена Пилата[2], и лимонадная будка.
 
Скрежещет рычаг коробки скоростей. Мы - на Яффской улице. Торговая суета и вывески, лавченки менял, отели, маленький базар, на котором бородатые, похожие на волхвов или эфиопов, йеменские евреи продают виноград и дыни, помидоры и зеленый перец. От улицы идут кривые переулки. В одном из них синагога. Десяток стариков в талесах[3] совершают утреннюю молитву. Семисвечник напоминает о субботе, а на бархатной красной завесе, за которой хранится Тора[4], вышита золотом царская корона Давида и два льва Иуды. Синагога[5] бедная. Таких тысячи по городкам Полыни и Литвы, а вывески   напоминают о пейзаже виленских местечек. Но здесь же книжные магазины,   кинематограф, иерусалимская  редакция   „Гаареца",   два   кафэ — „Вена" и „Европа" - это Монпарнасс, а на улице непривычно пестрая толпа - францисканские монахи и английские солдаты, арабы и евреи, русская богомолка и греческий или армянский священник.  Иерусалим Библии и Евангелия там, за Яффскими воротами.
 

Вид на старый город Иерусалима. Фото начала XX века

Фотоальбом © Православного Общества «Россия в красках» в Иерусалиме

@ Фотогалерея портала "Православный поклонник на Святой Земле"

 
Мы выехали из Тель-Авива рано утром - пять автобусов в сопровождении автомобиля с вооруженными полицейскими. Путь невелик: каких-нибудь сорок километров по прекрасной шоссейной дороге Яффа-Иерусалим. Поездом ехать скучнее.
 
Сначала еврейские земли, Миквэ Израэль[6], две-три колонии, потом арабские поселки. На дороге довольно оживленное движение. Грузовики, караваны верблюдов, отдельные путники на осликах, арабские женщины в черных, вышитых малиновыми и желтыми узорами одеждах. Посмотришь на такую женщину с кувшином на голове, или на верблюда с колокольчиком и понимаешь, что, ведь, это Восток, караванная дорога, бытъ может шестого века... А далеко на горизонтом уже голубеют Иудейские горы[7].     
 
Какая дорога! Я видел пасущихся на сжатых ячменных полях верблюдов и стада овец, быков, работающих на току, под солнцем, среди вороха соломы, и к ним был припряжен на подмогу старый ослик. Я видел арабку-девушку, у которой в руках был пучек колосьев, собранный на поле какого-нибудь богача - Руфь двадцатаго века...
 
В Рамлэ, который так часто упоминается въ телеграммах, терраса полицейскаго поста была укреплена мешками с землей. На дороге, кое-где шотландцы, голыми коленками напоминающие римских легионеров. Рамлэ[8] - родина Иосифа Аримафейскаго[9] , городок арабских горшечников. Можетъ быть, древняя Рама[10], где плакала о своих детях Рахиль и не хотела утешиться? Но впереди уже другое селение - Эммаус[11], с которым связана в памяти картина, изображающая двух взволнованных, торопящихся апостолов, городок, откуда происходили родом храмовые флейтисты, и Латрун [12] - родина раскаявшегося разбойника. Это долина Айалон[13], та самая, над которой по молитве Ииcyca Навина остановилось солнце во время битвы.
 
В те дни передвижение по палестинским дорогам было небезопасным. В Баб-Эль-Вадe[14] автомобиль с полицейскими заменялся военным грузовиком, а на нем стоял готовый к действию пулемет. Этот грузовик сопровождал встречный караван автобусов из Иерусалима. Пассажиры только что проскочившие опасную зону смотрят на нас и желают счастливого пути. Предшествуемые грузовиком с пулеметом мы стали подниматься в горы.
 
Мало на земле таких дорог. Она зигзагами вьется среди холмов, среди олив и камней. Иудейские горы лежат каменными  ржаво-розовыми волнами. Пейзаж дикий, скудный, но о нем можно было бы написать книгу… Его освятили три с половиной тысячи лет назад   Библия и Евангелие. Два-три облака на  голубом, знойном небе… Живописные арабские деревни, похожие на те селения, мимо которых проходил Христос - каменные, грубые дома с куполообразной крышей, тропинки вместо улиц, ослики и верблюды на евангельскх дорогах.  Нельзя без умиления смотреть на них, нельзя без волнения дышать этим воздухом.
 
Справа Эйн-Карем[15] или „Горняя", как называют ее pyccкиe. Здесь среди олив русский монастырь на месте встречи Девы Марии и Елизаветы. Дева поспешила в нагорную страну, в город Иудин, и здесь в доме Захарии, приветствовала Елизавету. На каждом шагу трогательные легенды. А вот и знаменитая по „официальным сообщениям" верховного комиссара арабская деревня Лифта, в пределах  Вениаминовых.
 
На пути были два крутых поворота, на которых замедляют свой бег автобусы. В этих местах их частенько обстреливали с гор арабские террористы. Но все обошлось благополучно. Мы прибыли в Иерусалим без приключений.
 
Иepycалим расположен на солнечных холмах, а вокруг него патетической декорацией застыли волны Иудейских гор. Один из прекраснейших городов в мире раскинулся широко. Торговая Яффская улица не похожа на новый квартал Рехавии, а арабский   квартал Мусрара на тихую улицу Пророков. Но роднит их один и тот же строительный   материал - розоватый камень иерусалимских каменоломен. Кажется, что с утра до вечера иерусалимские дома освещены розовым сиянием невидимой зари. Дома болee монументальны, чем в Яффе или в Тель-Авиве, с  некоторым  пристрастием к арке. Есть на многих зданиях  какой-то отблеск Рима, его прочных и чистых линий. Но город еще находится в процессе строительства. Дома выросли, как грибы, а рядом, загроможденные мусором пустыри, дремлют пыльные сельские оливы, мусульманское кладбище тянется печальным полем без единой травинки, без единого цветка, и тут же стоит огромный банк, и христианский собор оглашает звоном колоколов соседние улицы.
 
Самое новое в городе - квартал Рехавии. Это иерусалимский Auteuil, буржуазная часть города. Новые улицы, еще без тротуаров, уходят далеко на запад. Недалеко отсюда находится и отель «Царя Давида», «King David», как его называют в Иерусалиме, прославленный посещением негуса[16]. Здесь же развивается большинство разноцветных консульских флагов. На дворах валяются огромные ящики, в которых немецкие беженцы привезли свою берлинскую мебель. На ящиках крупными буквами написано „Гамбург", а в  кафэ все забивает немецкая речь. Сюда привезли из музыкальной Германии скрипки и флейты, и из Восточной Европы манеру пить чай в подстаканниках.
 

Вид на гостиницу "King David" в Иерусалиме. 1936 г.
Фотоальбом © Православного Общества «Россия в красках» в Иерусалиме

@ Фотогалерея портала "Православный поклонник на Святой Земле"

 
Это на юго-западе. Более живописен город по другую сторону Яффской улицы. Там на Абиссинской[17] улице вы увидите львов Иуды на вратах эфиопской, круглой, как башня, церкви, и такого же льва на фасаде эфипского консульства. Тут уголок Аддис-Абебы[18]. Черномазые эфиопы грустно сидят у церкви. Молодая эфиопка в поношенной мужской шляпе и розовом платье проходит с корзинкой в руках, и у нее страшные, тысячелетние глаза. В двух шагах кинематограф «Эдиссон», тот самый, с которого произошла трагическая стрельба.
 
В центре города помещается pyccкий собор и учреждения русской миссии. Здесь каждый метр земли стоит огромных денег, a pyccкие дома раскинулись широко, как в деревенской  усадьбе.
 
Совсем близко от русских владений находится почта и стены Стараго города. На почте время от времени взрываются бомбы, а старый город, как кладбище. Умолкли его пестрые базары, не всхлипывают старики-евреи у Стены Плача[19], и нет на Крестном Пути[20] и, в мечети Омара[21] американских туристов. За этими стенами xpистианские святыни, древние монастыри, патриархат с византийскими и армянскими библиотеками, с патриаршими тронами и средневековыми ритуалами, безконечные путанные переулки и запертые уже три меясяца лавки базаров, где еще пахнет имбирем и мускатным орехом. А по другую сторону стены, за Львиными воротами[22], лежит Кедронская долина, оливки растут в ложбине и поднимаются за ними склоны Елеонской горы с грандиозной башней русского монастыря.
 
С утра с путеводителем Стеймацкаго[23] под мышкой, с черными очками на носу я начал хождение по городу. Надо побывать там-то, разспросить такого-то, а по дороге остановиться и полюбоваться на открывшийся, неожиданно среди домов библейский вид на соседние горы или выпить бутылочку „национального палестинского напитка", как в шутку называют здесь „Асис" - питье из местных фруктов. Проходя мимо перечного дерева, нельзя не сорвать зеленую веточку и, растерев ее пальцами, не понюхать этот крепкий, острый запах, как нельзя не остановиться, когда в живописном наряде проходит мимо арабка, или когда мальчишка-молочник едет на ослике и погоняет бедного упрямца палкой, или когда у здания суда уличный  писец-араб строчит, в тени эвкалипта, такого пахучего под палестинским солнцем, какую-то  кляузу, а неграмотные-феллахи стоят около столика и взирают   на юридические арабески. На каждом шагу новая, непривычная жизнь. Но не следует думать, что Иерусалим есть нечто похожее на восточный базар.  Кроме этих осликов, верблюдов и живописных  эфиопов, есть еще большая современная, экономическая и интеллектуальная жизнь. Иерусалим - резиденция палестинского правительства, в Иерусалиме выходят газеты, город полон всяких научных учреждений, ученых монахов, археологов и еврейских писателей и профессоров. Наконец, в Иерусалиме есть университет.
 
Надо сесть в один из красных автобусов, бойко бегающих по иерусалимским улицам, и поехать на гору Скопус[24], мимо „гробниц царей", вернее гробницы Елены, царицы Адиабены[25] и  ее детей, принявших  иудаизм в I веке по Р.X. Несколько минут езды, и, вы попадаете на гору, на ту самую гору, на склоне которой император Тит[26] в трагические дни Иерусалима, под гул таранов, устроил лагерь X и XV легионов, принимавших участие в знаменитой осаде.
 
Вы видите перед собой величественное здание университетской библиотеки, построенное в палестинском стилe. Триста тысяч книг. Портрет Маймонда[27] в читальной зале. В комнате каталогов - шкаф с карточками русских книг. Книги хранятся внизу, в бетоне и железе. По другую сторону дороги особняки факультетов. Целый городок. Что здесь изучают? В институте еврейских знаний - Библию, Талмуд[28], Палестинологию, еврейский язык[29], в институте восточных знанний, - арабскую литературу, философию ислама и т. д. А кроме того, здесь всякие лаборатории, музеи, в том числе самый трогательный - музей библейской ботаники. Все эти странные растения, которые попадаются на широких полях Библии и которые так чудесно звучат для слуха, - медоносный иссоп, хевронские дубы и кедры ливанские, колеблемый ветром тростник и лилии Сарона[30], огромные - то лиловые, почти черные, то розовые, - одетые более пышно, чем царь Соломон[31] во всей славе и красоте, попали в ботаническую классификацию, под номером, за стекло музейного гербария. Но эти новенькие лаборатории стоят на древней земле. На университетском дворе обнаружили погребальную пещеру, в которой находился оссуарий[32] с надписью: „Кости Никифора из Александрии, воздвигшего врата". Речь идет о бронзовых вратах храма Иерусалимского, о которых было уже раньше известно, что они сооружены неким Никифором. Теперь гробница в Британском музее, а в пещере похоронен русский еврей Пинскер, автор наделавшей столько шуму книги - „ Автоэмансипация".
 
На противоположном склоне горы устроен огромный амфитеатр с видом на иудейскую пустыню, на долину Иордана и Мертвое море.
 
Второй центр еврейской жизни в квартале Рехавия - национальные еврейские учреждения. Там витает тень другого основоположника сионизма[33] - доктора Герцля[34]. В помещении „Керэн-Кайемета" сохраняется обстановка его кабинета: библиотека из немецких и французских книг, мебель fin de siecle, семейные портреты и простой студенческий стол из парижскаго отеля средней руки, за которым работал Герцль на какой-нибудь улице Латинскаго квартала.
 
Иерусалим жил тогда, как в лихорадке. После кроваваго инцидента у кинематографа „Эдиссон" (о нем много писали в свое время в газетах всего миpa) хождение по улицам Иерусалима прекращалось в семь часов, когда уже начинает здесь смеркаться. Но в 6 часов умолкали пишущие, машинки  Еврейского Агентства [35] , и было битком набито кафэ „Рехавия", полным полно в „Европе" и „Вене", где собирались журналисты, иностранные и местные, чувствовавшие себя немножко корреспондентами на театре военных действий. Ведь почти каждый день бомбы и перестрелки, ведь мимо кафе с грохотом проносились грузовики с загорелыми, белокурыми британскими солдатами. Пишущие братья сплошь   профессионалы, корреспонденты телеграфных агенств или еврейских, египетских и   английских газет, ребята, как на подбор, и xopoшиe товарищи. Спустя пять минутъ вы уже знали, что надо делать, куда пойти, как получит ночной пропуск, и где найти директора бюро печати, который, оказывается, принимал журналистов в правительственном доме, там, у Дамасских ворот, где вечно что-нибудь случалось, гдe стояли шотландцы с примкнутыми штыками.
 
В семь часов жизнь в городе замирала. Торговцы спешили закрыть магазины и заблаговременно добраться домой, чтобы не напороться на неумолимых английских полицейских. А, если вы были счастливым обладателем ночного пропуска, то вы могли бы провести вечер в барe „Кинг Дэвида[36] " или в каком-нибудь гостеприимном иерусалимском доме. По дороге же домой, среди ночной тишины, когда луна медленно восходит, над иудейскими горами, занятно было заглянуть в единственный ночной ресторан, в котором собирались журналисты и полицейские.
 
Полицейские, в черных барашковых шапках и серых рубахах, приходили с ночного   обхода, клали на столе тяжелые английские винтовки и пили пиво. Журналисты за столиками обменивались новостями. Обстановка оригинальная и не лишенная своеобразной прелести. Все-таки, это не было похоже на обычную жизнь.
 
Колокола церквей и соборов отбивали на все лады полночь. Где-то в старом городе пели петухи, и казалось, что этому петушиному пению две тысячи лет.
 
Православное Научно-Просветительское Общество "Россия в красках" в Иерусалиме 
 
Полная или частичная перепечатка и цитирование только по согласованию с редакцией сайта "Россия в красках" в Иерусалиме
 
 
 
« Содержание                                                                  Далее »
 
 

Примечания

[1] Леви́ты (от ивр. לֵוִי‎, Леви) — представители колена Леви за исключением коэнов. Из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в переносном храме — Скинии, а позднее — в Иерусалимском храме. Священнослужители разделялись на три степени: первосвященники, священники (коэны) и левиты. К последним принадлежали все те потомки Левия, которые не попали в первые два разряда священнослужителей. На левитах лежали обязанности священнослужения: они охраняли порядок при богослужении, руководили народом при жертвоприношениях, были музыкантами и пели псалмы. Традиционно левиты занимались обучением народа закону Торы, в древности летописцы выходили по преимуществу из левитов. Храмовые жертвоприношения совершались коэнами, однако остальные левиты принимали участие в богослужении и были обязаны заботиться о содержании Скинии, а впоследствии — Храма. В эпоху Второго Храма левиты также убивали и подготавливали животных для жертвоприношений. Поскольку из всех колен Израиля левиты были единственным коленом, не наделённым землей, они находились в зависимости от своих собратьев. Это положение не позволяло левитам выродиться в замкнутую, гордую своим богатством жреческую касту, как бывало у других народов древнего Востока. При царе Давиде левитов насчитывалось 38 тыс. человек от 30 лет и старше. Однако левитам были выделены земельные наделы в окрестностях различных городов, при этом каждый город должен был поддерживать своё священство десятинами и пожертвованиями. Эта повинность стала значительным фактором, вызвавшим восстание десяти северных колен после смерти Соломона (ок. 930 до н. э.). Вождь этого восстания, Иеровоам, изгнал из нового царства Израиля всех левитов. По ипьнотпдпи википедеии.
 
[2] Пилат (Иоан. XIX, 1), или Понтий Пилат (Мф. XXVII, 2) — был назначен римским правителем, или прокуратором Иудеи в 29 году по Р. X. Жил он в Кесарии, но являлся в назначенные времена в Иерусалиме для наблюдения за сбором податей римскому правительству и в то же время производил здесь и судебные разбирательства (Иоан. XIX, 20) во дворце или претории, воздвигнутой, как кажется, именно для этой цели (Иоан. ХVIII, 28). Его правление было вообще крайне неприязненно для иудеев, так как он нисколько не колебался продавать за деньги правосудие и произносить какой бы то ни было приговор вопреки справедливости. Историки передают о его хищничестве, его убийствах, тех мучениях, которым он подвергал невинных без судебного разбирательства; кратко, по их словам, он отличался крайне суровой жестокостью во все время своего правления (Лк. ХIII, 1). Вызванный в Рим по делу об убийстве галилеян по его распоряжению в самом храме во время жертвоприношения, Пилат, по определению суда, был низложен и сослан в заточение в Вену, в Галлию, где мучимый угрызениями совести, лишил себя жизни. (Евсев. Ц. Ист. кн. 2 гл. 7; Древ. кн. ХVIII, гл. 4, § 1, 2). Личность Пилата имеет особое значение для христиан, потому что по суду его был предан на поругание и крестную смерть Господь наш Иисус Христос. Явная невинность Божественного Страдальца долго удерживала Пилата, хотя и привычного к смертным приговорам, от осуждения Господа. Он старался уклониться от суда над Ним, несмотря на настойчивые требования о том первосвященников и народа (Лк. ХХIII, 4-11); на суде до трех раз защищал невинность Иисуса, при чем ссылался и на засвидетельствование о невинности Его от Ирода, решению которого Пилат попытался предоставить решение участи Подсудимого. К заступничеству за Иисуса побуждала Пилата и жена его: не делай ничего праведнику тому, просила она Пилата, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф. XXVII, 19). Первосвященники, книжники и фарисеи отвечали на все ужаснейшим воплем, когда-либо вырывавшимся из человеческих уст: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. XXVII, 25). После чего Пилат, вероятно из опасения лишиться своей должности (Иоан. XIX, 12), велел бичевать Его и затем, умыв руки перед народом, причем сказал еще раз не повинен я в крови праведника сего, предал Его в руки разъяренной толпы на распятие. По крестной смерти Господа Иисуса, Пилат составил форму надписи, которая была прибита на кресте; и когда иудеи просили его переменить надпись, чтобы представить Иисуса важным преступником — притязателем на царство Иудейское, Пилат, быть может сознавая, что он уже пожертвовал правосудием, решительно отказался исполнить эту просьбу (Иоан. XIX, 19-22). Он дал Иосифу позволение снять тело Иисуса с креста и положить его в своем гробе и наконец, по просьбе иудеев, поставил стражу ко гробу (Мф. XXVII, 57-66). По материалам библейской энциклопедии.
 
[3] Тали́т или та́лес (также таллит, ивр. טַלִּית‎) — молитвенное покрывало у евреев. Образ талита был использован в создании флага государства Израиль. Талит обычно делают из овечьей шерсти, хотя используют и другие материалы, такие как лён, хлопок, шёлк, а сегодня даже синтетику. Обычный размер талита — 1х1.5 метра, возможны и другие размеры. В его 4 угла вдеты кисти цицит. Обычно с верхней стороны талита вытканы 2 синие или чёрные полосы. По материалам википедии.
 
[4] Тора - у евреев — первая часть библии, т. наз. Пятикнижие Моисеево. 2. Пергаментный свиток с текстом пятикнижия, хранимый в синагоге. Толковый словарь русского языка Ушакова.
 
[5] Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת‎, бейт кнессет — «дом собрания»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного богослужения. По материалам википедии.
 
[6] МИКВЕ́ ИСРАЭ́ЛЬ (מִקְוֵה יִשְׂרָאֵל — Надежда Израиля, см. Иер. 14:8 и 17:13), сельскохозяйственная школа, расположенная к востоку от Тель-Авива на границе с Холоном. Основанная в 1870 г., школа может считаться старейшим еврейским сельскохозяйственным поселением нового времени в Израиле. По материалам еврейской энциклопедии.
 
[7] Иудейские горы (ивр. הרי יהודה‎; в транскрипции Harei Yehuda) — горы 800—900 м над уровнем моря, расположенные на востоке Израиля — чуть западнее Иерусалима до Иудейской пустыни, которая спускается к Мертвому морю. Иудейские горы, вид при подъезде к Иерусалиму из Тель-АвиваЧерез Иудейские горы проходит линия израильской железной дороги, которая из Бейт-Шемеша через Brook of Sorek и долину Рефаим идет до Иерусалимской южной ж/д станции. В настоящее время разрабатывается план развития региона Иудейских гор. С политической точки зрения, в настоящий момент территория на которой расположены Иудейские горы управляется частично государством Израиль и администрацией Западного Берега. По материалам википедии.
 
[8] Ра́мле (ивр. רמלה‎) — город в Израиле, основанный в VIII веке при арабском халифате. 63,5 тыс. жителей (2004). Евреи восточных общин и арабы. Жизненный уровень ниже среднего по стране. В расположенной в 20 км от Тель-Авива Рамле интересны 30-метровый минарет мечети «Белая башня» (XIII век) и церковь Никодима и Иосифа (1902 г.). Уникальный подземный арочный бассейн. По материалам википедии.
 
[9] Иосиф Аримафейский, ученик Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Будучи членом синедриона и человеком добрым и праведным (Лк 23:50; Мк 15:43), Иосиф, по-видимому, отсутствовал на том заседании, на котором судили Иисуса (Мк 14:64; Лк 24:51). После казни Иисуса Иосиф помог перенести его тело в принадлежавшую ему новую, еще не использованную гробницу и также предоставил тонкое полотно для погребальных пелен (Мф 27:57-60; Мк 15:43-46; Лк 23:50-53; Ин 19:38-32). По материалам энциклопедии "Кругосвет".
 
[10] Рама (высота) — название след. мест и городов: Нав 18:25, Мф 2:18, Иер 31:25 — город в колене Вениаминовом, лежавший близ границ колена Ефремова. Это та самая Рама, где пророчица Девора под пальмою на горе Ефремовой между Рамою и Вефилем судила Израиля (Суд 4:4-5) и которая лежала на пути из Иерусалима к горе Ефремовой и через которую должен был проходить левит, возвращавшийся из Вифлеема в дом свой (Суд 19:1-21). Об этом городе упоминают пророки: Ис 10:29 и Ос 5:8. Здесь пр. Иеремия получил свободу из плена, тогда как прочие Иудеи собраны были здесь Навузарданом, полководцем Навуходоносора, чтобы отвести их в Вавилон (Иер 50:1); тогда Иудея опустела. Изображая это печальное событие, пророк в другом месте писал: "Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет" (Иер 31:15). В Новом Завете в этом печальном событии ев. Матфей видел прообраз другого печального события — избиения младенцев Вифлеемских Иродом, и потому в избиении сих младенцев он дает видеть исполнение пророчества, как прообраза (Мф 2:16-18). Ныне это эр-Рам — бедное селение с развалинами, на холмистой горе, между Гаваоном и Гевою, на 1/2 часа пути от Гевы и на 2 часа пути к с. от Иерусалима. Нав 19:29 — Рама город на границах колена Асирова, и очевидно, не в дальнем расстоянии от Тира. Робинсон указывает его в селении Рамех к ю.-в. от Тира, близ которого находится много саркофагов глубокой древности. Нав 19:36 — город колена Невффалимова, на склоне горы в прекрасной долине. Ныне небольшое селение, обитаемое Христианами и Друзами и окруженное масличными деревьями, с прекрасным источником. 1Цар 1:1, 19:2 — нагорный город колена Ефремова на границах колена Ефремова. В этом городе родился, имел свое местопребывание и погребен пр. Самуил. Иначе этот город называется Рамафа или Рамафаим, т.е. двоякое возвышение, или две высоты, также Рамафаим-Цофим, может быть в отличие от Рамы Вениаминовой. Название Рамафаим-Цофим город получил от имени основателя своего Цуфа, Ефрафянина. Здесь, в Раме, пр. Самуил имел свою пророческую школу и сюда приходил к нему Давид, спасаясь от Саула. В Раме Саул первоначально помазан был Самуилом. Впрочем местоположение его определенно неизвестно. Нав 19:8 — город, лежавший в южных пределах колена Иудина и принадлежавший колену Симеонову. Он, по своему положению, называется южною Рамою или южным Рамофом (1Цар 30:27) и принимается за одно с Ваалаф-Беером (Нав 19:8), называется и просто Ваалом. Может быть это то же, что Валоф (Нав 15:24), но местоположение его определенно неизвестно. 2Пар 22:5-6 — город в Галааде, в колене Гадовом. По материалам библейской энциклопедии архимандрита Никифора.
 
[11] Эммаус (Лк 24:13) — небольшое селение на северо-запад от Иерусалима, судя по числу означенных в Евангелии стадий (шестьдесят), верстах в 10-12 от Иерусалима. Здесь воскресший Господь узнан был двумя учениками в преломлении хлеба. Сего селения нельзя смешивать с другим Эммаусом, который иначе называется Никополем и отстоит от Иерусалима на 176 стадий. При таком далеком расстоянии удостоившиеся видеть Господа не могли бы в тот же вечер возвратиться в Иерусалим. На месте Эммауса, о котором говорит св. Лука, теперь видна груда развалин, называемых Гебеби, и между ними остатки древнего храма, бывшего на месте дома Клеопы, одного из двух учеников, бывших в Эммаусе с воскресшим Спасителем. По материалам библейской энциклопедии архимандрита Никифора.
 
[12] Латру́н (Domaine de Latroun) - географическая область в Израиле, в 15 км к западу от Иерусалима. По одной из версий, слово «Латрун» происходит от французского La toron de Chevalier — рыцарская крепость. Ла торон дэ Шэвалье, здесь была резиденция одного из рыцарей крестоносцев в Средние века. Находятся в 30 км к востоку от Тель-Авива на пересечении дороги №3 и шоссе №1. На холмах располагается Латрунский монастырь Богородицы, основанный в 1890 году монашеским орденом траппистов молчальников. В начале XIX века, вместе с кампанией Наполеона в Святую Землю была привезена виноградная лоза. Её посадили на территории Латрунского монастыря, и по сей день обитель славится отличными винами, которые изготовляются из винограда, выращиваемого на принадлежащих монастырю виноградниках (из Наполеоновской лозы). В библейские времена здесь была деревушка, из которой, по преданию, были родом разбойники, распятые вместе с Христом. На вершине холма находятся руины придорожной крепости крестоносцев, разрушенной Саладином. От крепости сохранились остатки вала и к западу от него остатки ворот. К северу от вала идут три ряда крепостных помещений. Частично эти помещения использовались иорданскими солдатами как опорные пункты во время Шестидневной войны. Около этого места проходят траншеи и окопы, выкопанные иорданскими солдатами. В Латруне также находится музей Израильских танковых войск, а также музей «Мини-Израиль», где все главные достопримечательности государства представлены в миниатюре. По материалам википедии.
 
[13] АЯЛО́Н (אַיָּלוֹן), долина в центральной части Израиля между областью Шфела и горами Иудеи. Ее пересекает ручей Аялон, стекающий с Иудейских гор и являющийся притоком реки Яркон. Место многочисленных битв, упоминающихся в еврейской истории. Аялон упоминается в книге Иисуса Навина (Ис.Навин 10:12). Окончательно этот район был завоеван царем Давидом. После раскола царства Соломона долина принадлежала Иудее и не раз переходила из рук в руки в войнах с Египтом (924 г. до н. э.) и с Филистией (см. Филистимляне). Римляне шли долиной Аялон к Иерусалиму во время Иудейской войны I (66 г. н. э). В 637 г. в долине находился главный штаб арабских армий, которые потерпели поражение под Эммаусом. Во время крестовых походов долина Аялон вновь служила полем битвы, и крестоносцы воздвигли там крепость Ле Торон де Шевалье (12 в.). Чуть ниже руин крепости, на склоне Иудейских гор, находится монастырь Латрун (искаженное Ле Торон), принадлежащий траппистам, в 2 км к северу — остатки древнего Эммауса. Далее, к западу, — развалины библейского города Аялон, принадлежавшего колену Дана (ИбН. 19:42). В долине велись также бои во время похода генерала Э. Алленби на Иерусалим (1917). Около 1 км к западу от Латруна английские власти построили укрепленный полицейский форт. В Войну 1948г. в этом районе шли тяжелые бои с Арабским легионом за овладение дорогой, ведущей в Иерусалим. Попытки взять форт силами Цахала (Армии обороны Израиля) не увенчались успехом, и линия прекращения огня 1949 г., или «зеленая черта», рассекла в этом месте долину Аялон, образовав так называемый Латрунский выступ. Дорога на Иерусалим с запада (фактически единственная, связывавшая его с побережьем) до 1967 г. проходила в непосредственной близости от иорданских позиций. В ходе Шестидневной войны долина Аялон была занята Армией обороны Израиля. После 1967 г. в Аялонской долине возник ряд новых поселений, было проложено скоростное шоссе, сократившее путь между Иерусалимом и международным аэропортом имени Д. Бен-Гуриона, в южной части долины был заложен лес «Парк Канада». По материалам еврейской энциклопедии.
 
[14] ША́‘АР-ХА-ГА́Й (שַׁעַר הַגַּיְא; по-арабски — Баб-эль-Уад, `ворота ущелья`), горный проход, ведущий из Шфелы в Иудейские горы и Иерусалим, а также название перекрестка на шоссе Тель-Авив—Иерусалим у поворота на Бет-Шемеш. Во все исторические эпохи через Ша‘ар-ха-Гай проходила одна из важнейших дорог, связывающих Шфелу с Иерусалимом: близ Ша‘ар-ха-Гай найдены остатки древней римской дороги и сторожевой башни; развалины хана (постоялого двора) османского периода; восточнее Ша‘ар-ха-Гай находился полицейский форт периода британского мандата. Во время Войны 1948 г. район Ша‘ар-ха-Гай (Баб-эль-Уад ) был ареной тяжелых боев: арабские нерегулярные части, базировавшиеся в арабских деревнях в Иудейских горах, стремились не допустить прохода по шоссе еврейского транспорта со снабжением в осажденный Иерусалим. У Хаганы (Армии обороны Израиля) не было возможности держать обширный горный район окрестностей Ша‘ар-ха-Гай под постоянным контролем. В результате колонны грузовиков со снабжением для жителей Иерусалима, неся тяжелые потери, часто так и не достигали города. Положение усугубилось в мае 1948 г. с вторжением в страну арабских регулярных армий. Арабский легион (армия Трансиордании) захватил английский полицейский форт в районе Латруна, тем самым блокировав дорогу. Три попытки израильских войск взять Латрун окончились безрезультатно. В обход Латруна была проложена так называемая Бирманская дорога (названная по аналогии с дорогой, проложенной английскими войсками в джунглях Бирмы в обход японских позиций во время Второй мировой войны). Этот путь в Иерусалим шел по маршруту вышеупомянутой римской дороги и обходил стороной враждебные арабские деревни в Ша‘ар-ха-Гай, служившие базами войск неприятеля. В октябре 1948 г. бригада Хар’эль Армии Обороны Израиля прорвала блокаду, осада Иерусалима была снята, движение через Ша‘ар-ха-Гай возобновилось. Арабские силы на момент подписания соглашения о прекращении огня с Трансиорданией в 1949 г. удерживали только район Латруна (так называемый Латрунский выступ). В июне 1967 г. в ходе Шестидневной войны силы Цахала освободили Латрун, в обход которого до этого шло шоссе Тель-Авив—Иерусалим (через Рамлу до Ша‘ар-ха-Гай). В 1973 г. была закончена новая трасса — нынешнее шоссе №1, пересекающее Аялонскую долину (см. Аялон) с запада на восток и входящее в Ша‘ар-ха-Гай севернее Латруна. Вдоль шоссе (на участке между перекрестком Ша‘ар-ха-Гай и Иерусалимом) до сих пор можно видеть остатки бронированных грузовиков, разбитых и сгоревших во время боев в 1947–48 гг., которые оставлены в память о тех событиях. В 2,5 км восточнее перекрестка Ша‘ар-ха-Гай, между двумя полосами шоссе, находится самый маленький в Израиле заповедник «Шмурат ха-шаярот» (`Заповедник караванов`), в котором растут огромные старые оливы и дубы. В центре заповедника — несколько старинных строений, в том числе могила имама Али, почитаемая мусульманами. В 1922 г. во время своего второго посещения Эрец-Исраэль вблизи Ша‘ар-ха-Гай жил композитор Михаил Гнесин, здесь он написал музыку к первой опере на иврите «Юность Авраама».
 
[15] Эйн Ка́рем (ивр. עין כרם‎, араб. عين كارم‎‎) — западная окраина Иерусалима. Присоединен к Иерусалиму в 1961 г. С этим местом христианская традиция связывает два важных события: рождение Иоанна Крестителя, он же Иоанн Предтеча, и встречу беременной Девы Марии с Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя.В Эйн Кареме на небольшом расстоянии друг от друга расположено несколько монастырей и церквей, в том числе: Горненский русский православный женский монастырь, основанный архимандритом Антонином (Капустиным) в 1871 году. Францисканский монастырь св. Иоанна Крестителя, построенный в 1885 года на развалинах византийской церкви IV века. Монастырь Сестер Сиона, принадлежащий ордену Богоматери в Сионе (фр. Notre Dame de Sion). Монастырь Сестер Сиона основан в 1860 г. крестившимся евреем Альфонсом Ратисбоном, здесь же и похороненным. По материалам википедии.
 
[16] Негус (полностью «царь царей» — нгусэ нэгест) — титул императора Эфиопии вплоть до свержения монархии в 1975. Негус был главой государства и главой правительства, сосредотачивал в своих руках полную исполнительную и законодательную власть. Журнал National Geographic называет имперскую Эфиопию «номинальной конституционной монархией» и «доброжелательной автократией»1. В течении ряда столетий этим титулом именовались феодальные правители крупных провинций Эфиопии. Царь Менелик II (1889—1913), боровшийся за централизацию Эфиопского государства, сохранил титул негус только за центральным правителем. Рас Тафари Маконен в 1928 г. принял титул негуса при жизни императрицы Заудиту, а после её смерти в 1930 г. стал «царём царей» как Хайле Селассие I. По материалам википедии.
 
[17] Абиссинской – Эфиопской (Прим. П.Платонова)
 
[18] Адди́с-Абе́ба – столица Эфиопии и Африканского союза, а также его предшественника – Организации африканского Единства. С населением 3 627 934 жителей является крупнейшим в мире городом, расположенным в стране, не имеющей выхода к морю. Имеет статус отдельного региона Эфиопии. Аддис-Абебу часто называют «столицей Африки» или «Парижем Африки» в связи с его историческим, политическим и дипломатическим значением для континента. Город населяют люди множества национальностей из разных регионов Эфиопии: амхара, оромо, тиграи, сомали и многие другие. Богат также религиозный состав населения – здесь бок о бок живут православные христиане, мусульмане, иудеи, протестанты и приверженцы традиционных африканских верований. Аддис-Абеба – это одна из самых высокогорных столиц в мире. Самая нижняя точка города – 2326 м, расположена в районе Боле, где находится аэропорт. Самая высокая точка – гора Энтото с высотой 3000 м, расположенная на севере города. Аддис-Абеба была основана в 1886 году императором Менеликом II по просьбе его жены – императрицы Таиту. По материалам википедии.
 
[19] Стена Плача или Западная Стена (ивр. הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי‎, hа-Котель hа-Маарави) — часть (длиной 485 м) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшей после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. Стена Плача или Западная Стена (ивр. הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי‎, hа-Котель hа-Маарави) — часть (длиной 485 м) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшей после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. По материалам википедии.
 
[20] Ви́а Долоро́за (лат. Via Dolorosa, букв. «Путь Скорби») — улица в Старом Иерусалиме, по которой, как считается, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия. На Виа Долороза находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние оставшихся остановок находятся на территории Храма Гроба Господня. Маршрут Крестного пути начинается от Львиных ворот Иерусалима, неподалёку от места, где стояла римская крепость Антония, ведёт на запад по Старому Иерусалиму до Храма Гроба Господня. Данный маршрут был установлен в XIV веке монахами-францисканцами. По материалам википедии.
 
[21] Купол Скалы, иногда переводят как Купол над Скалой, (араб. مسجد قبة الصخرة‎‎ — Масджи́д Кубба́т ас-Сахра; англ. Dome of the Rock) — монумент (не мечеть) на Храмовой горе в Иерусалиме, рядом с мечетью Аль-Акса. Мечеть скалы в Иерусалиме. В 691 году на Храмовой горе (гора Мориа), на месте, где некогда находился Второй храм, было завершено строительство мечети Омара, как ее ошибочно называют, т.к. она была построена по приказу халифа Омара. Правильное название — мечеть Скалы. На иврите "Кипат а'Села" (купол скалы). И действительно, мечеть, воздвигнутая над скалой — святилищем Соломонова храма, — является как бы куполом, прикрывающим священную скалу. Мечеть Скалы является не только третьей по значимости святыней ислама, но и самым величественным архитектурным памятником Ближнего Востока. Она имеет форму восьмиугольника. Наружные стены выложены голубыми изразцами. Мечеть увенчана куполом, который хорошо виден со многих точек Иерусалима. Он был, в свое время, покрыт свинцовой крышей, а наружная поверхность — листами позолоченной меди. Свинцовая крыша сохранялась вплоть до 1964 года. В ходе ремонта мечети покрытие купола сделали из алюминиевых листов, которым химическим путем был придан цвет золота. Внутри мечеть колоннами делится как бы на три круга. В среднем круге за металлической решеткой находится огромная бесформенная глыба из белого известняка — святыня Соломонова храма. Под камнем расположена пещера, куда ведут 11 ступеней. В потолке пещеры имеется отверстие, через которое сте- кала кровь жертвенных животных. Настоящая мечеть мечеть Омара (Иерусалим) — расположена напротив южного внутреннего двора Храма гроба Господня. После Осады Иерусалима армией рашидов под командой Абу Убайда ибн аль-Джарра, Софроний Иерусалимский отказался сдаться всем кроме халифа Омара. Омар поехал в Иерусалим и принял сдачу. Он тогда посетил Храм гроба Господня, куда Софроний Иерусалимский пригласил его помолиться, но он мусульманин и не мог это сделать в христианском храме. Вместо этого он молился снаружи во внутреннем дворе. Мечеть Омара была построена в ее текущей форме Султаном Айюбидом султаном аль-Афдалом бин Саладином 1193. У мечети есть минарет 15 метров высотой, который был построен до 1465 и был отремонтирован султаном Абдул Хамидом II (1839-1860). По материалам википедии.
 
[22] Львиные ворота. Овечьи ворота (как они упоминаются в евангелии). Ворота св. Стефана, они же Львиные, названы так из-за изображений львов, а на самом деле пантер, установленных на них султаном мамелюков Байбарсом. Ворота имеют еще целый ряд названий — Иосафатские, поскольку ведут в долину Иосафата, Баб ер-Риха или Иерихонские — арабское мусульманское название, и Ситна Мирьям — арабское христианское. Львиные ворота, на иврите Шаар ха-Арьет, выводят в сторону Масличной горы. По материалам сайта "Мой Израиль"
 
[23] «Стеймацки» (ивр. סטימצקי‎‎) — старейшая и крупнейшая израильская книготорговая сеть. Первый магазин сети был открыт в 1925 году в Иерусалиме на улице Яффо Ихезкиэлем Стеймацки, иммигрантом из Германии российского происхождения. Он прибыл в Израиль с коротким визитом по случаю открытия Еврейского университета и решил остаться, обнаружив в Подмандатной Палестине растущий рынок сбыта книг на иностранных языках — среди иммигрантов и британских солдат. Предприятие оказалось столь успешным, что уже в том же году открывается ещё один магазин — в Хайфе, а позже ещё один филиал на улице Алленби в Тель-Авиве. В 1927 году «Стеймацки» начинает экспансию на Ближний Восток, открывая магазин в Бейруте. Компания меняет название на «Стеймацки — Ближневосточное агентство». В годы Второй мировой войны филиалы «Стеймацки» открываются в Багдаде, поблизости от британской военной базы, а затем в Каире, Александрии и Дамаске. Распространение сети прекращается с началом арабо-израильской войны 1948 года и национализацией всех филиалов в арабских странах. В 1963 году Эри Стеймацки, сын основателя компании, вступает в семейный бизнес и десятью годами позже становится генеральным менеджером. В 1995 году «Стеймацки» приобретает сеть магазинов «Сифри», практически становясь монополистом до 2002 года, когда компании «Цомет Сфарим», «Ярид Сфарим» и издательство «Модан» объединяются под названием «Цомет Сфарим» (около 40 магазинов и интернет-представительство). В 2004 году «Стеймацки» образует совместно с Издательским домом «Кетер» собственный издательский дом. В 2005 году фонд «Маркстон» за сумму около 50–60 млн долларов приобретает компанию «Стеймацки», включая более 150 магазинов и 49-процентную долю «Стеймацки» в издательском доме. К 2006 году магазины «Стеймацки» имеются в 68 городах Израиля, а также в Лондоне и Лос-Анджелесе. Компании принадлежит около 40 % израильского книжного рынка. В сентябре 2007 года Эри Стеймацки подаёт в отставку, оставляя управление компанией в руках фонда «Маркстон». По материалам википедии.
 
[24] Елеонская гора, Масличная гора (евр. Хар ха-Зейтим; араб. Джебель ат-Тур), известняковый кряж к востоку от Иерусалима. Эта гора упоминается в Ветхом Завете как священное место погребений и как место, где предстоит начаться мессианской эпохе. В Новом Завете она упоминается много раз. Гефсиманский сад, расположенный у ее подножия, описывается здесь как излюбленное место отдыха Иисуса. Согласно евангельскому рассказу, она явилась также местом, откуда Иисус вознесся на небеса спустя сорок дней после воскресения. В честь событий, о которых рассказывается в Библии, здесь воздвигнуто множество церквей, часовен и мечетей. В северной части кряжа находится гора Скопус, откуда открывается вид на Храмовую гору. На горе Скопус расположен Еврейский университет. Весь горный массив, за исключением горы Скопус, отошел к Иордании в результате арабо-израильской войны 1948, но был вновь занят Израилем в 1967. По материалам эциклопедии "Кругосвет".
 
[25] Елена (ивр. הֵילֶנֵי [הֶלֶנֵי] הַמַּלְכָּה [hеле́ней hа-малка́], царица Елена‎, I в. н. э.) — царица небольшого государства Адиабена, располагавшегося в верховьях Тигра, в Месопотамии (современный иракский Курдистан) и подчинённого парфянскому «Царю Царей». Сестра и жена царя Адиабены Монобаза I. Приблизительно в 30 году н.э. вместе со своим сыном Изатом перешла в иудаизм, сделав его государственной религией Адиабены. По материалам википедии.
 
[26] Тит Фла́вий Веспасиа́н (лат. Titus Flavius Vespasianus), в отличие от отца, своего полного тёзки (Веспасиана), вошедший в историю под личным именем Тит — римский император (79—81). Обожествлён (божественный Тит, лат. Divus Titus). По материалам википедии.
 
[27] Маймонид (Maimonides), настоящее имя Моше бен Маймон или сокращенно на иврите Рамбам (Раби Моше бен Маймон) (1135—1204) — еврейский мыслитель, врач — лейб-медик египетского султана Саладина, философ и теолог. Последние годы жизни провел в Каире, занимаясь торговлей драгоценными камнями. Один из наиболее авторитетных раввинов средневековья. Основные философские сочинения: "Наставник заблудших" ("Морэ невухим"; ок. 1190, написано на арабском языке, позже переведено на древнееврейский), "Книга заповедей" и др. Упорядочил, опираясь, в частности, на ряд подходов философии Аристотеля, труднопонимаемые до того времени предания Талмуда, осуществив оптимальное их истолкование. М. — автор первого полного систематизированного кодекса еврейского права — "Мишнэ Тора", позволявшего избегать утомительных поисков соответствующих тезисов в Талмуде. Автор символа веры иудаизма, выраженного в 13 пунктах, адаптированный текст которого помещен во многих еврейских молитвенниках (двенадцатый пункт гласит: "Я всем сердцем верую в приход Машиаха, и даже если он задерживается, я все равно буду ждать его"). Согласно М., высшие принципы Истины, отраженные в постулатах еврейской религии, нуждаются в строгом и рациональном обосновании. По мысли М., разум и вера лишь на поверхности производят впечатление взаимоисключающих друг друга. Разумное доказательство существования Бога, единства Его бытия и бестелесности, по М., вполне осуществимо. Мирское, согласно М., то есть, то отсутствует: поскольку оно не имеет в себе оснований собственного бытия, постольку оно отсылает нас к бытию иного порядка — к бытию необходимому. Или: в свете концепции творения в мирском присутствует нечто более высокое, чем необходимое бытие. Утверждая иное, мы ставим под сомнение свободу Божьего промысла. Так как Бог являет собой действующую и финальную причину универсума, то действующий интеллект един и отличен от умов людей, наделенных лишь пассивным интеллектом. Действуя, люди уменьшают дистанцию между собой и подлинным интеллектом. Умирая, люди утрачивают индивидуальные различия промеж собой: остается лишь чистый, высший интеллект — в этом смысле (как фрагмент указанного интеллекта) человек бессмертен. Аргументы М. оказали определенное влияние на организацию мышления Фомы Аквинского (неоднократно цитировавшего "Раби Моисея") и Спинозы. Неоднократно подвергался критике со стороны еврейских и мусульманских ортодоксов. М., видимо, единственный философ нашей эры, символизирующий единение четырех культур: греко-романской, западной, еврейской и арабской. По материалам википедии.
 
[28] Талму́д (ивр. תָלְמוּד‎, «учение, учёба») — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве. Талмуд — уникальное произведение, включающее дискуссии, которые велись на протяжении около восьми столетий (с II в. до н. э. по VI в. н. э.) законоучителями Эрец-Исраэль и Вавилонии и привели к фиксации Устного Закона. Известен также как Устная Тора (Устное Учение или Устный Закон). Центральным положением ортодоксального иудаизма является вера в то, что Устная Тора была получена Моисеем во время его пребывания на горе Синай, и его содержание веками передавалось от поколения к поколению устно, в отличие от Танаха (еврейской Библии), который носит название Письменная Тора (Письменный Закон). По материалам википедии.
 
[29] Древнееврейский язык — первый язык евреев, распространённый в древнем Израиле (Ханаан, (др.-евр. ארץ כְּנַעַן ‛страна Ханаанская’; др.-евр. ארץ ישראל ‛страна Израильская’). В течение 1-го тысячелетия до н. э. находился как в устном, так и в письменном употреблении, выйдя впоследствии из устного употребления, но оставаясь вплоть до наших дней языком еврейской литературы и литургии. Точное время, когда древнееврейский язык перестал употребляться в качестве повседневного средства общения, остаётся предметом дискуссии. С конца XIX века н. э., благодаря усилиям Элиэзера Бен-Йехуды, древнееврейский язык в его библейской форме лёг в основу современного иврита, впоследствии ставшего государственным языком государства Израиль. По материалам википедии.
 
[30] Сарон - название плодородной приморской равнины на территории Палестины. Упоминается в Библии в Книге пророка Исаии (Ис. 33:9). По материалам википедии.
 
[31] Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб. سليمان‎‎ Сулейман в Коране) — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э.. Считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский храм — главная святыня иудаизма. По материалам википедии.
 
[32] ОССУА́РИИ (от лат. ossuarium — погребальная урна), небольшие каменные саркофаги для захоронения костей. О. стали употребляться в Палестине во *Второго Храма период, когда из-за роста населения семейные склепы-пещеры стали тесны. Костные останки начали помещать в О., чтобы дать место новым захоронениям. Значение О. для библ. *археологии велико, поскольку на их стенках делались надписи, а сами кости дают материал для историч. и антропологич. исследований. Много О. найдено в Иерусалиме и его окрестностях. Внимание археологов привлекли О. еванг. времен с именами Мария, Марфа, Лазарь, Елизавета, часто упоминаемыми в НЗ. В одном из О. был погребен Александр, сын Симона. Примечательно, что в Мк сказано об Александре и Руфе, сыновьях Симона (15:21), а в Рим 16:13 Руф упомянут уже без своего брата Александра. Другой О. имеет надпись на греч. языке с указанием звания умершего: "διδάσκαλος", учитель. Это подрывает историч. скептицизм экзегетов, к-рые утверждали, что в еванг. эпоху этого звания еще не было. Сенсационной считается находка О. в Гиват-ха Мивтар (1968) в Иерусалиме. В нем погребены останки человека, казненного на кресте. Огромные гвозди пробили кости, и при погребении их, вероятно, не смогли извлечь. Находка подтверждает еванг. рассказ о способе распятия, к-рый прежде подвергался сомнению (полагали, что распятых лишь привязывали к крестам). По материалам. Discoveries and Studies in Jerusalem, Phil., 1970; Kroll G., Auf den Spuren Jesu, Lpz., 1978.
 
[33] Сиони́зм (ивр. צִיּוֹנוּת‎, цийону́т — от названия горы Сион в Иерусалиме) — еврейское национальное движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Израиле (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается. Идеология сионизма объединяет различные по своей ориентации движения — от лево-социалистических до ортодоксально-религиозных. До Второй мировой войны (см. Холокост) сионизм был одним из наиболее крупных общественно-политических движений еврейского народа (наряду с ратовавшим за культурную автономию рабочим движением Бунд и территориализмом). После Холокоста он стал практически единственным. По материалам википедии.
 
[34] Теодор Герцль (нем. Theodor Herzl; Биньямин Зеев; 2 мая 1860, Будапешт — 3 июля 1904, Эдлах, Австрия, похоронен в Иерусалиме) — австрийский писатель еврейского происхождения, журналист. Основоположник идеологии политического сионизма, провозвестник еврейского государства и создатель Всемирной сионистской организации. В честь Теодора Герцля назван город Герцлия. По материалам википедии.
 
[35] Еврейское агентство для Израиля (JAFI) (ивр. הסוכנות היהודית לארץ ישראל‎ а-Сохну́т а-Йеуди́т ле-Эрец-Исраэль), известно также как Еврейское агентство или Сохну́т, — официальная организация государства Израиль, которая занимается вопросами репатриации в Израиль (Алии). По материалам википедии.
 
[36] Кинг Дэвид – старейший отель в Иерусалиме. Во времена Британского мандата над Палестиной в нем располагались Британские административные власти. (Прим. редакции)
 

версия для печати