Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Христианский мир

 
В Палестине имеют свое пребывание три патриарха: — православный, латинский и армяно-грегорианский.
 
История Иерусалимской церкви связана с самыми ранними событиями в маленькой христианской общине, начало которой положили в Иерусалиме апостолы и кучка верных.
 
В городе было неспокойно. Еврейское население находилось в перманентном конфликте с Римом. От трагических событий, обрушившихся на общину при Понтии Пилатe[1], и от того дня, когда некая иерусалимская горница наполнилась шумом ветра, и взволнованные апостолы увидали языки небесного пламени, прошло тридцать лет. Отправляясь в Антиохию, Петр поручил Иерусалимскую церковь Иакову, брату Учителя. Это был первый епископ в Иерусалиме.
 
В 62 году, во время одного из столкновений с иудеями, когда Веспасиан и Тит уже осаждали город, а в храмовой ограде пылали религиозные страсти, какой-то фанатичный шерстобит камнем убил старца. Между тем, X и XV легины и V легион Жаворонка обложили город. Под грохот осады и мерные удары неумолимых таранов апостолы, можетъ быть, вспоминали тот солнечный день, когда они сидели с Учителем на горе, под сенью елеонской оливы, и любовались розоватыми зданиями и башнями Иерусалима. Ничто не предвещало в тот мирный и блаженный день страшных событий, а Учитель говорил о печальных вещах, о том, что камня на камне не останется от этого прекрасного города, что пребывают на крыше не успеют взять своих одежд…
 
—Тогда находяшиеся в Иудее да бегут в горы...
 
Помня о пророчестве, при первых же „военных слухах" община бежала в Пеллу, в горы заиорданской страны, чтобы переждать там гнев Рима. Когда римляне разгромили Иерусалим, христиане вернулись в город, с которым у них было связано столько воспоминаний. Но в 132 году снова вспыхнуло возстание Бар-Кохбы[2]. На этот раз, действительно, от Иepycaлима не осталось камня на камне. Башни Псефина, Гиппика и Фасаила были срыты до основания, дома разрушены, на месте иродова храма построен храм Юпитеру Капитолийскому, а на том месте, где теперь указывают Голгофу, храм Афродиты. Римский легат прошел несколько шагов за плугом, запряженным волами, и этим символическим жестом „запахал" город. Иерусалим перестал существовать. На его развалинах возникла Элия Капитолина. На одних из ворот римляне водрузили эмблему X легиона — ненавистного „трефного" вепря. Христиане ушли в пустыню, в каменную Петру[3].
 
Новая эра началась для воскресшего Иерусалима с прибытем в город византийской императрицы Елены. Обветшалые римские храмы заменились христианскими базиликами. Город наполнился, пеним христианских гимнов. В 450 году Иерусалимский епископ Ювеналий принял титул патриарха.
 
В 614 г. Иерусалимом завладели персы, а в 637 г. Омар[4]. Древнейшие патриархи, четыре митрополии и сто епископских кафедр Палестины или, вернее, то, что от них осталось, попали в зависимость от мусульман. В XI веке крестоносцы вырвали Палестину из рук сарацин. С этого времени ведут свое начало латинские патриархи, назначаемые, Римом, хотя оставались и греческие. После побед Саладина латинянские патриархи превратились в титулярных, имевших пребывание в Риме, так как по традиции римской церкви юридически раз возникшая патриархия не может быть уничтожена. Святыми Местами вновь овладели греки. Позднее возник армянский патриархат. В 1847 году, в пурпуре и горностае, возвратился в Иерусалим латинский патриарх. В его отсутствие охрана прав на Святые Места была поручена папами ордену францисканских монахов — „Кустодии Святой Земли".
 
Вместе с возвращением латинскаго патриарха был возстановлен рыцарский орден „Гроба Господня". Звание гроссмейстера взял на себя папа. Орденcкиe знаки — крест, составленный из пяти красных крестов Готфрида Бульонского, черная муаровая лента и белый плащ. Он жалуется католическими принцам и лицам, оказавшим услуги св. престолу. По статуту ордена посвящение должно совершаться патриархом, в торжественной обстановке, в храме над Гробом Господним, где посвящаемому положено пронести ночь в бдении и молитве. Сцена посвящения по статусу:
 
— Чего ищете вы? — спрашиваетъ  патриарх.
— Посвящения в рыцари Гроба Господня.
— К какому сословию принадлежите вы?
— Я благороднаго происхождения и рожден  от почтенных родителей.
— Обещаете ли вы  хранить заветы Святого Воинства?
— Обещаю, — отвечает посвящаемый,  руки которого держит в своих руках патриарх, — Всемогущему Господу и Иисусу Христу...
 
Патриарх вручает новому рыцарю золоченые шпоры, опоясывает его мечем Готфрида Бульонского[5], надевает на него орден. Рыцарь обнажает меч и патриарх трижды ударяет им посвящаемого:
 
—Посвящаю тебя в воины и рыцари Святого Гроба...
 
В греческом патриархате своя романтика, византийская традиция и двуглавые орлы, церковные чины времен Ираклия[6] или Юстиниана[7], пышные облачения и титулы. Вероятно, до сих пор существуют эти логофеты[8] и саккеларии[9].
 
Патриархат находится в Старом Городе, недалеко за Яффскими воротами, в двух шагах от Гроба Господня. Это целый городок, с домовыми церквами, с квартирами для духовенства, с канцеляриями и библиотеками, с двориками, лестницами и запутанными переходами и коридорами, в которых нетрудно заблудиться новому человеку. Места в старых стенах мало. Приходится тесниться.
 
В обширном вестибюле патриархата, по обычаю, оставшемуся от турецких времен, усатый привратник возлежит на диване. На стенах висят огромные портреты Иерусалимских патриархов в лиловых мантиях с гаммами. Какой-то особенный здесь воздух – запах старины, старой мебели, кофе, чернил и книжной пыли.
 
Нынешний Иерусалимский патриарх Тимофей, еще не утвержденный в этом звании палестинским правительством, так как не разрешены пока какие-то тяжбы между арабским и греческим православными приходами, русского языка не знает. Он получил образование в Англии, говорит по-английски и по-французски. Но к русскому духовенству относится благожелательно.
 
Его блаженство принял парижскаго посетителя в зале аудиенций. В большой зале обычная монастырская обстановка, мебель в чехлах, иконы и портреты архиереев, но на небольшом возвышении стоит патpиaрший трон. По правилам ритуала во время приема присутствует один из архимандритов Синода. Со странным чувством смотришь на такую обстановку. Все-таки не каждый день находишься в присутствии патриарха. За окном, на узкой солнечной улице, притаившийся мятежный город, забастовка, запертые лавки. Пустота в храме Гроба Господня. Иногда взрывается бомба где-нибудь по соседству, у Дамасских ворот. А здесь царит нерушимая тысячелетиями власть церкви, традиции со времен императора Ираклия, нерушимые как стена, догматы  вселенских соборов.
 
Мне разрешено было осмотреть библиотеку. Любезный греческий священник повел посетителя по лестницам и переходам. Тусклая позолота переплетов блеснула на библиотечных полках. Тяжелый фолиант медленно развернулся на столе, и одна за   другой замелькали византийскими  видениями  миниатюры.  „Учение апостолов" — XII века. „Труды Григория Богослова" — XI века. „Толкование св. Писания". Огромные томы в два столбца — произведения усидчивых каллиграфов и рисовальщиков. Ангелы, похожие на голубых бабочек, волхвы, звезда над ними, кони на хрупких условных ногах, воины, участвовавшие в сражениях на Панакалийской равнине. Двунадесятые праздники, на которых розовые дома и голубые холмы, райские пальмы и сказочные деревья. Среди книг драгоценный палимпесест[10]: на какой-то трагедии Эврипида, соскобленной   фанатичным монахом, написана богослужебная псалтирь. Еще нотные крюки IX века из монастыря св. Саввы, рукописи грузинские, арабские, эфиопские.
 
По обычаю восточного гостеприимства в покоях чернобородого архимандрита гостю предлагается чашечка кофе. В этой азиатской жаре глоток крепкого кофе освежает лучше лимонада, подстегивает сердце. Священник отлично говорит по-русски. На стене портрет русского сановника в расшитом золотом придворном мундире. Архимандрит называет фамилию известного до войны министра. Министр—кавалер ордена Рыцарей Гроба Господня. У греческого патриарха существует свой орден, основанный, по преданию, императором Ираклием. В орденский золотой крест, на красной ленте, заключается частица Животворящего Древа. Если кавалер ордена является с его знаками на груди к литургии, священник обязан приложиться к ордену. Так, по крайней мере положено по уставу.
 
Армянский патриарх, со своими церквями и библиотеками, помещается в том же Старом Городе. Но нет никакой возможности в кратком очерке даже перечислить все христианские церкви, общины, монашеские конгрегации и секты, который существуют в Иepyсалиме. А много в них интересного, хотя бы в одном этом эфиопском богослужении на крыше храма Воскресения, с плясками, пурпуровыми зонтиками и музыкальными инструментами.
 
На другом полюсе обширного и многообразного христианского миpa находятся немецкие   храмовники  «темплиеры».
 
Происхождение их в Палестине не лишено интереса. После революцинных треволнений 1848 года, в Германии возникли среди теологов тенденции возродить первоначальную   христианскую общину, которая должна была бы служить примером для современного насквозь прогнившего общества. Один из таких теологов, Христофор Гофман, основал „храм", около которого собралась небольшая группа людей, объединенных верой в грядущее царство Божие на земле. Так как это царство было обещано в Палестине, храмовники решили переселиться в Святую Землю и вести там патриархальную жизнь в духе первых христиан.
 
Первые опыты „сесть на землю" закончились неудачей. В Израильской долине, около Нахалала, на кладбище лежат некоторые из храмовников, сраженные лихорадкой. Но дальнейшие попытки были более успешны. В шестидесятых годах основалась темплиерская колония около Хайфы, а в семидесятых—по соседству с теперешним Тель-Авивом, который в те дни еще не существовала. Это процветающая ныне земледельческая колония „Сарона". Хайфская колония, под горой Кармилом, вытянувшаяся по немецкому ранжиру улица домов под одинаковыми черепичными крышами, тоже процветает. Есть колонии и в других местах, а также нндивидуальные фермы. У немцев отлично поставлено хозяйство (с арабским наемным трудом), прекрасно организовано школьное дело, существует свой банк и налажена взаимная поддержка. Центральное управление колониями находится в Иерусалиме, где каждые семь лет организуются темплиерские съезды.
 
Трудно сказать, насколько храмовники сохранили первоначальные тенденции основоположников „храма". Но немецкую кулььтуру и память о фатерланде они сохранили полностью. Говорят, что среди них много „наци". Германия при случае еще использует энергию этих людей и их знание страны. Но следует отметить, что в еврейско-арабском конфликте темплиеры соблюдают, по крайней мере, официально, нейтралитет.
 
А наряду с этими представителями типично протестантского христианства, не признающими ни божественности Христа, ни троичности Божества, существуют в Палестине исповедания и секты, которые образовались в результате самых субтильных догматических расхождений с постановлениями вселенских соборов. Восток всегда готов был, вести кровопролитные войны за одну какую-нибудь реликвию. За одну букву символа веры.
 
Полная или частичная перепечатка и цитирование только по согласованию с редакцией сайта "Россия в красках" в Иерусалиме
 
 
« Содержание                                                                  Далее »
 
 

Примечания


[1] Шимон Бар-Кохба (ивр. שמעון בר כוכבא ‎) — предводитель иудеев в восстании против римлян при императоре Адриане, в 131—135 гг. н. э. В течение 115—118 годов иудеи три раза безуспешно пытались свергнуть ненавистное им римское иго; наконец, в 130 г., немедленно после отъезда Адриана из Сирии, в тиши приготовленное восстание началось снова — и во главе движения стал Бар-Кохба. Его прозвали Бар-Кохба, то есть «сын звезды», поскольку древнее мессианское пророчество (Чис.24:17) о восходящей от Иакова звезде должно было, по убеждению его сторонников, исполниться на нём. Известен также под оскорбительным именем Бар-Козива (по-арамейски `сын лжи`), данным ему, очевидно, его противниками или теми, кто разочаровался в нем после поражения восстания. Сначала Бар-Кохба боролся с большим успехом против римлян, которые принуждены были даже оставить Иерусалим, так что он был объявлен царём и стал чеканить монету. Война перешла за пределы собственно Палестины; 50 городов и много деревень перешли во власть восставших, которых поддерживал также знаменитый раби Акива со своими учениками. Когда явился полководец Адриана Юлий Север, повстанцы перешли в защиту и Иерусалим пал. После этого Бар-Кохба удалился в крепость Бейтар — и в августе 135 года осаждённые были голодом вынуждены к сдаче, при которой Бар-Кохба погиб от укуса змеи. Сотни тысяч (около 580000 ч.) иудеев погибли в этой борьбе, многие, среди которых был Акива, были казнены, и жестокие кары последовали за этой последней попыткой иудеев возвратить себе политическую независимость. По материалам википедии.
 
[2]  По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus) — римский правитель Иудеи c 26 по 36 годы н. э; римский всадник. Иосиф Флавий и Тацит называют его прокуратором, однако найденная в 1961 году в Кейсарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, носил, по всей видимости, титул префекта. Правление Понтия Пилата ознаменовалось насилиями и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся. По словам философа Филона Александрийского, жившего в I веке, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда. Согласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к распятию Иисуса Христа, в смерти которого были заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»). После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую над ними Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна. Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. Впоследствии считалось, что Пилат стал христианином, и в Коптской и Эфиопской церквах он причислен к лику святых. Его жена, Прокула, была канонизирована Греческой церковью. По другим сообщениям, он казнён Нероном.  Имя Понтия Пилата — одно из двух (кроме имени Иисуса), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.  По материалам википедии.
 
[3] Петра (араб. البتراء‎‎) — столица Едома или Идумеи, позже столица Набатейского царства, главный город сыновей Исава. Город расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 метров над уровнем моря и 660 метров над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик. Проход в долину — через ущелья, расположенные на севере и на юге, тогда как с востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 60 метров в высоту. Другим крупным центром набатейской цивилизации была Хегра.  По материалам википедии.
 
[4] Умар ибн аль-Хаттаб, Омар ибн Хаттаб (араб. عمر ابن الخطاب‎‎ — `Umar ibn al-Khattāb) (581—3 ноября 644) — второй халиф (с 634). Родился в Мекке. Являлся вторым праведным халифом.
585 – рождение Умара
634–644 – время правления.
636 — Битва при Ярмуке близ Дамаска: разгром византийцев.
636 - Битва при Кадисии, разгром персов
637 — захват Иерусалима.
639-641 - завоевание Египта.
644 — убит персидским рабом в Медине. По материалам википедии.
 
[5] Го́тфрид Бульо́нский, Годфруа де Бульон (фр. Godefroi de Bouillon, нидерл. Godfried van Bouillon) (ок. 1060, Булонь—18 июля 1100, Иерусалим) — Граф Бульонский (1076—1096), герцог Нижней Лотарингии (1087—1096), один из предводителей 1-го крестового похода 1096 − 1099 на Восток, после захвата Иерусалима был провозглашен правителем Иерусалимского королевства (с 1099), отказавшись короноваться в городе, где Христос был коронован терновым венцом; Готфрид вместо королевского титула принял титул барона и «Защитника Гроба Господня» (лат. Advocatus Sancti Sepulchri). Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры (Акки). Также есть версия, что погиб от холеры. По материалам википедии.
 
[6] Ираклий — византийский император (5 октября 610—11 февраля 641), основатель правившей 100 лет династии, так называемой династии Ираклия. Родом каппадокийский армянин, сын известного полководца Ираклия, экзарха Африки. В 610 глубокое недовольство императором Фокой охватило всю империю. Тогда правители Ливии, братья Ираклий и Георгий, договорились снарядить каждый свою армию и послать их в столицу под командованиями своих сыновей. Призванный византийскими вельможами против императора Фоки, Ираклий-старший вооружил большие силы и поручил начальство над ними Ираклию, своему сыну (род. 575). Последний низверг тирана и был провозглашен императором. Блестяще одаренный, энергичный и воинственный император реформами в управлении и в войске восстановил на время могущество Византии. Император Ираклий поддерживал близкие дружеские отношения с болгарским ханом Кубратом. Последний вырос вместе с Ираклием в Константинополе в императорском дворце и был крещен в 12 лет. После того как Кубрат объединил болгарские племена и создал государство Великая Болгария, он подписал мирный договор с Византией и заключил дружественный союз, по которому оба государства должны были помогать друг другу. Теснимый с 611 персами, завоевавшими Сирию и Египет и утвердившимися в 617 в самом Халкедоне, и угрожаемый аварами, которые в 619 достигли даже окрестностей Константинополя, Ираклий должен был отказаться от большей части испанских владений и купить у аваров мир (620), после чего вступил в сношения с болгарами, основавшимися между Днестром и Дунаем, чтобы найти в них противовес против аваров; он согласился и на поселение хорватов и сербов между далматинским побережьем и западными Балканами. Зато ему удалось с 622 в целом ряде блестящих походов отразить нашествие персов и отбросить их (несмотря на новое нападение аваров в 626 на Константинополь, окончившееся для них совершенным поражением) в 628 в Месопотамию. О драматических событиях 627 года подробнее см. Взятие Тбилиси (627) и Битва при Ниневии. В своих попытках (с 630) примирить учение православной церкви с монофизитским посредством монофелитства Ираклий потерпел неудачу. Так же безуспешна была его борьба с арабами: в период 632—641 г. арабы завоевали много земель империи: Сирию, Палестину, Месопотамию и Египет. Император Ираклий вернул Животворящий Крест в Иерусалим — одну из главных святынь христианства, который был похищен персидским царем Хосравом. По материалам википедии.
 
[7] Юстиниа́н I (известный как Юстиниан Великий; 482 или 483, Тавресий (Верхняя Македония) — 14 ноября 565, Константинополь), император Византии (Восточной Римской империи) с 527 по 565 гг. При нём была произведена знаменитая кодификация римского права и отвоевана у остготов Италия. Его родным языком был латинский. Юстиниан родился в семье бедного иллирийского крестьянина из Македонии. Ещё в детские годы дядя-полководец, усыновив Юстиниана и прибавив к настоящему имени мальчика Пётр Савватий вошедшее в историю имя Юстиниан, привёз его в Константинополь и дал хорошее образование. Впоследствии дядя стал императором Юстином I, сделал Юстиниана соправителем, а после его смерти Юстиниан унаследовал трон в 527 г. и стал властелином огромной империи. С одной стороны, его отличали великодушие, простота, мудрость политика. талант искусного дипломата, с другой — жестокость, коварство, двуличие. Юстиниан I был одержим идеей величия своей императорской особы. Став императором, Юстиниан I, сразу же начал реализовывать общую программу возрождения величия Рима во всех аспектах. Он мало спал, был чрезвычайно энергичным и внимательным к мелочам. На него оказывала большое влияние его жена Феодора, бывшая куртизанка или гетера, чья решимость сыграла большую роль при подавлении крупнейшего константинопольского восстания «Ника» в 532 году. После её смерти Юстиниан I стал менее решительным как правитель государства. Юстиниан I смог удержать восточную границу с империей Сасанидов, благодаря своим военачальникам Велизарию и Нарсесу отвоевал у вандалов Северную Африку и вернул императорскую власть над Остготским королевством в Италии. В то же время он укрепляет аппарат государственного управления и усовершенствует налогообложение. Эти реформы были настолько непопулярными, что привели к восстанию «Ника», и это чуть не стоило ему трона. В 529 издал указ о закрытии всех философских школ в Афинах, в том числе и Платоновской Академии. Используя талант свого министра Трибониана, в 528 г. Юстиниан приказал полностью пересмотреть римское право, поставив целью сделать его таким же непревзойденным в формально-юридическом плане, каким оно было тремя столетиями раньше. Три основные составляющие римского права — Дигесты, Кодекс Юстиниана и Институции — были завершены в 534 г. Юстиниан связывал благосостояние государства с благосостоянием церкви и считал себя носителем высшей церковной власти, так же как и светской. Его политику иногда называют «цезаропапизмом» (зависимость церкви от государства), хотя сам он не видел разницы между церковью и государством. Он узаконил церковные порядки и ортодоксальную доктрину, в частности позицию Халкидонского собора, согласно которой человеческое и божественное сосуществует в Христе в противовес точке зрения монофизитов, которые считали, что Христос является исключительно божественным существом, и несторианцев, которые утверждали, что Христос имеет две разные ипостаси — человеческую и божественную. Построив в 537 г. храм Святой Софии в Константинополе, Юстиниан считал, что превзошёл Соломона. Также Юстинианом был основан Сайданайский монастырь в Сирии. Прагматичным решением 554 г. Юстиниан ввел использование своих законов в Италии. Именно тогда копии его кодификации римского права попали в Италию. Хотя они и не оказали немедленного влияния, один рукописный экземпляр Дигестов (его нашли позднее в Пизе, а затем он хранился во Флоренции) был использован в конце XI века для возрождения исследований римского права в Болонье. Юстиниан Великий умер бездетным. Престол занял без возражений и борьбы племянник Юстиниана — Юстин II (565—578 гг.). По материалам википедии.
 
[8] Логофе́т (греч. λογοθέτης, лат. logotheta, итал. logoteta, рум. logofăt, букв. «исследователь причин») — название должности в Византии и вообще в восточных церквях. Церковный логофет был хранитель патриаршей печати, заведовавший патриаршей канцелярией и её архивом; на нём же лежала денежная отчётность по патриархии; он часто состоял членом патриаршего суда. Их обязанности описывает Соdin. de Offic. Гражданские логофеты отвечали за различные отрасли государственных расходов: логофет частных имуществ, логофет секретов, логофет стада, логофет воинского казначейства, логофет почты (логофет дрома). Великий логофет заведовал государственным казначейством.По материалам википедии.
 
[9] Сакелларий — одна из церковных должностей в округе константинопольского патриарха в XI—XIV и следующих веках. С. почти всегда имели скромный сан дьякона; даже так называемый великий сакелларий, занимавший второе место в первой пентаде (пятерице), при служении патриарха в храме держал лишь одну из рипид во время выходов из алтаря, а при посвящении диакона в иереи или кого-либо в монашество подводил посвящаемого к посвящающему. Слово С. одни производят от еврейского слова saccus (мошна, торба), другие — от лат. sacellus, мешок для денег. Главной функцией этих церковных чиновников была деятельность фискальная и контрольная в подведомственных каждому С. церквах и монастырях. С. при патриархате, то есть при церкви св. Софии, назывался великим С. и был одним из экзакатакилов, то есть членов патриаршего совета. Это был обыкновенно один из самых могущественных сановников церкви константинопольской, потому что в его ведении находились все финансы константинопольского патриархата: к нему, как к генерал-контролеру церковного управления, доставлялись подробные ведомости от всех приходов и церквей патриархата о приходах и расходах, о состоянии земельных владений каждого монастыря и прихода. Некоторые монастыри на Востоке носили название сакелл (sacellus); они были хорошо защищены от внешних нападений. Сюда обыкновенно посылались на известный срок под надзор местного С. провинившиеся клирики. С. следили за нравственностью монахов, исполняя обязанности "благочинных" позднейшего времени. Они следили также за своевременной обработкой монастырской земли и руководили всем материальным хозяйством обителей. В спорах духовных лиц с мирянами С. являлся непременным защитником первого. Помощником С. был начальник монастырей (греч. ο άρχων τών μοναστηρίων), занимавший первое место в пятой пятерице. В настоящее время в России существует звание С., усвояемое одному из старших священников (протоиереев) Большого дворца. См. преосв. Павел (Лебедев), "О должностях и учреждениях по церковн. управлению в древней восточной церкви" (1857); Цишман, "Die Synoden und Episcopal ämter in den Kirchen" (1867); "Православный собеседник" (1868, май и сентябрь); "Руководство для сельских пастырей" (1868, ноябрь и сл.). При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
[10]  Палимпсе́ст (греч. παλίμψηστον, от πάλιν — опять и ψηστός — соскобленный) — рукопись на пергаменте (реже папирусе) поверх смытого или соскобленного текста. Палимпсесты были вызваны дороговизной писчего материала, которая приводила к его неоднократному использованию. Одним из древнейших палимпсестов является «Ефремов кодекс» V века. При помощи новейших технических средств (фотографирование в ультрафиолетовых лучах, томография и др.) предыдущие записи иногда удаётся прочесть. Так, в 1926 году стал широко известен Лейденский палимпсест, т. е. пергаментная книга, на которую в конце Х в. занесли текст Софокла, а еще через четыре столетия его соскоблили, чтобы написать на освободившихся полутора сотнях страниц сочинения религиозного характера. Лейденский палимпсест с восстановленным текстом является древнейшим источником для современных изданий Софокла. Особый случай палимпсеста — гиперпалимпсест. Этот термин изобрел А. Зализняк для Новгородского кодекса, в котором десятки или сотни текстов наложились друг на друга и поэтому чрезвычайно трудно их восстановить (технических средств, облегчающих эту работу, пока не существует).  По материалам википедии.
 
 

версия для печати