Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Медиа / СМИ о нас / 2009 / 26 октбяря 2009 г. Благовест Русской Палестины. Михаил Аристов

Над Иерусалимом плывет звон старинных русских колоколов

Здесь на каждой колокольне сохранились и звучат подборы колоколов, привезенных из России. Самый большой — шеститонный колокол Храма Гроба Господня, более ста лет назад отлитый на московском заводе Андрея Самгина,— благовествует на Светлое Христово Воскресение. Русское присутствие в Палестине — это несколько веков паломничества, переросшего затем также и в дипломатическую, образовательную, научную деятельность. «Русской Палестиной» по праву называют построенные во второй половине XIX — начале XX веков храмы, монастыри, подворья,на земельных участках, купленных на деньги Российской Империи.

Одно из первых посольств князя Владимира Красное Солнышко, согласно Никоновской летописи, было направлено именно в Иерусалим.Столетием позже сюда пришел вместе со своей иноческой дружиной игумен Даниил. Он затеплил лампаду у Гроба Господня «от имени всех князей русских» и первым из наших соотечественников рассказал обо всем увиденном в своем замечательном «Хождении». В 1847 году Николай I издалВысочайший указ о создании в Иерусалиме Русской Духовной Миссии, которая имела право на приобретение земельных участков и строительствона них.

Главой этой миссии стал архимандрит Порфирий (Успенский). Он был известен в научных кругах как исследователь истории раннего христианстваи коллекционер древних памятников и реликвий. Ему удалось собрать уникальную библиотеку, в которую вошли книги, манускрипты и документыпо истории православия и русского палестиноведения. Позже на Ближний Восток был направлен знаменитый архимандрит Антонин (Капустин).Он одним из первых организовал археологические раскопки в разных районах Палестины, в том числе на территории, прилегающей к храму Гроба Господня. Его же усердиями был приобретён в 1871 году большой участок земли в Эйн-Керем и там же построен ставропигиальный Горненский казанский женский монастырь, больше известный как Горняя или Москобия, действующий и поныне, «Мамврийский дуб» возле Хеврона. Тольков Иерусалиме в то время было 11 русских церквей и 7 монастырей, 17 гостиниц для паломников, больница, 25 школ, учительская семинария.На всей же территории Святой земли России удалось создать целую инфраструктуру, предназначенную для приёма паломников из России и другихправославных стран, которые чувствовали там себя как дома.

После победы России в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов по воле Александра III в Петербурге была создана благотворительнаяорганизация — Императорское православное палестинское общество (ИППО), которое возглавил брат императора, великий князь Сергей Александрович, а затем, после его гибели, вдова — великая княгиня Елизавета Федоровна (ее останки покоятся в Палестине под сводом Гефсиманской церкви св. Марии Магдалины). Душой этого общества был русский писатель и общественный деятель, блестящий финансист Василий Николаевич Хитрово. В ИППО входила высшая знать, крупнейшие гражданские чиновники, церковные деятели и академическая элита.К 1917 году ИППО принадлежали в Палестине, Сирии и Ливане земельные участки площадью более 270 гектаров. В Хевроне, Яффе, на Елеонскойгоре, в Гефсимании, в Канне Галилейской были построены монастыри, подворья, церкви, скиты, школы, училища, семинарии, больницы.

Широко известна просветительская деятельность Российского палестинского общества — уже через год после его образования были открыты четыре школы для детей православных арабов, а к 1907 году таких школ насчитывалось более сотни, их посещали около 12 тыс. учащихся.В конце XIX века в Палестине работали «русские» женская и мужская семинарии для подготовки школьных учителей — туда охотно шла арабская молодежь. Лучшие выпускники семинарий направлялись для продолжения учебы в Россию. Многие поколения востоковедов учились арабскому языку по хрестоматии одной из выпускниц женской семинарии Палестинского общества, Кульсум Оде-Васильевой.

После 1917 года Палестинское общество фактически перестало существовать. Спасение и возрождение его произошло после Великой Отечественной войны в рамках Академии наук СССР, благодаря ученым. Воссозданное Российское палестинское общество опиралось на глубокиенаучные традиции, его возникновение означало возрождение в нашей стране научных исследований на Ближнем Востоке. В тот период слова «Императорское» и «православное» были исключены из названия «Российское палестинское общество», но оно сумело утвердиться как авторитетнейший научный институт.

В советские времена владения Русской Палестины оказались разбазарены: часть богоугодных заведений перешла под юрисдикцию Русской зарубежной православной церкви, В 1964 году по решению Хрущева, в результате так называемой «апельсиновой сделки», большая часть недвижимости в Палестине была продана Израилю за 4,5 млн долларов США. Хотя апельсинов в реальности не было, эта сумма, на самом деле, была компенсирована израильскими трикотажными изделиями. Часть русских владений в Палестине оказалась на территории Израиля, а часть —в Иордании и Палестинской автономии. В итоге в ведении Московского патриархата остался лишь Троицкий собор и здание Русской духовной миссии, часть которого была арендована Израилем под иерусалимский «мировой суд». Культурное и политическое присутствие российского государства в Палестине резко сократилось. В 1992 году Президиум Верховного Совета России восстановил историческое имя Императорского православного палестинского общества.

В 2007 начались переговоры о возможном выкупе некоторых объектов российской стороной. Началась работа по приведению в порядок прав собственности. В результате переговоров главы Императорского православного палестинского общества Сергея Степашина (руководит обществом с 2007 года) с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом в мае 2008 г. руководство Палестинской национальной автономии передало ИППО участок земли в Вифлееме. Помимо земли в Вифлееме Палестинское руководство приняло решение передать России 3,5 га земли на горе Елеон и такой же участок в городе Иерихон. На Елеоне ИППО планирует построить российский культурный центр. России были переданы территории в Иерихоне: местность Москобия и участок, на котором расположена одна из святынь христианства —библейская смоковница, или дерево Закхея. Израильтяне проявили добрую волю и в 2008 году объявили о возвращении нам Сергиева подворья как объекта, не входившего в список «апельсиновой сделки».

Есть еще одна серьезная проблема, которую предстоит решить Императорскому Палестинскому Обществу. В период «большой алии» (репатриации) в Израиль в составе смешанных семей приехало большое количество славян (русские, украинцы, белорусы). По различным оценкамв Израиле постоянно проживает до 350 тысяч православных. Таким образом, практически прекратившая существовать к 1948 году Русская Община и малолюдные православные приходы РПЦ и РПЦЗ получили значительную людскую поддержку. Попытки зарегистрировать в Израилеюридическое лицо Русской Общины неоднократно предпринимались с начала 90-х годов, но только в 2004 году МВД Израиля оформило официальную регистрацию русской организации. После ее регистрации официальный статус получила Армянская община, которая до недавнеговремени тоже не имела здесь своего юридического лица, несмотря на своё многовековое присутствие на Святой Земле. Однако в стране,являющейся членом ООН с 1948 года, по сей день, не ратифицирована Декларация о правах человека, отсутствует конституция, законо национальных меньшинствах. Поэтому пока Русская Община не имеет возможности официально обжаловать те или иные случаи дискриминации, например, отказ правительства вести учёт русских граждан, которые регистрируются по ведомствам МВД и Центрального статистического бюро, как «неевреи», как «члены еврейских семей», или квалифицируются как «расширенное еврейское население», «нуждающиеся в проведениигиюра».

В октябре нынешнего года председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин совершил рабочую поездкув Израиль и Палестину. Наряду с другими вопросами он обсудил с руководством Израиля и Палестинской национальной автономии вопросы, связанные с передачей России её собственности в Святой земле. В ходе встречи с премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху Степашин передал личное послание Председателя Правительства России Владимира Путина. В частности, речь шла о решении вопроса с отселениемарендаторов из части помещений Сергиевского подворья и проведением реставрационных работ. Глава израильского правительства пообещал, что будет оказывать содействие России в возвращении некогда утраченной собственности.

Есть основания надеяться, что на переговорах о передаче Сергиевского подворья в 2008–2009 гг. был найден тонкий дипломатический баланс. Сегодня стало понятно, насколько важно на Ближнем Востоке русское православное присутствие, традиционно способствующее сохранению мирав регионе. Императорское Палестинское Общество предпринимает максимум усилий для его утверждения на библейской земле и сохранениявеликого наследия Русской Палестины.

РГРК «Россия»

версия для печати