Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Медиа / СМИ о нас / 2008 / 1 декабря 2008 г. Дорога к спасению храма. Сергиевское подворье в Иерусалиме еще можно отреставрировать. Юлия Колосова

Дорога к спасению храма. Сергиевское подворье в Иерусалиме еще можно отреставрировать

 

В начале октября этого года израильское правительство приняло решение о передаче в российскую собственность Сергиевского подворьяв Иерусалиме, которое когда-то было постоялым двором для православных паломников. Сегодня, по истечении почти двух месяцев, благодарность сменяется желанием и осознанной необходимостью приступить к восстановительным работам. Однако от израильтян пока нет разрешения на производство реставрационных ремонтных работ. Ведь официально передача российской стороне Сергиевского подворья ещене состоялась. Как стало известно «Времени новостей», судебные органы Израиля еще не дали ответа по поводу одного из исков местного общества охраны природы, которое занимает в подворье часть комнат.

Между тем целенаправленную реставрационную работу по реанимации здания важно начать уже сейчас. Пришло время действий. Пора реставраторам, архитекторам приступить к комплексному научному исследованию и составлению проектно-сметной документации для реставрации, консервации, ремонтаи приспособления к современным техническим требованиям этого памятника истории и культуры, чтобы далее приступить к реализации реставрационно-ремонтных работ. Так что хотя бы на проведение обмеров, определение объема задач можно было бы дать разрешение и допустить специалистов на объект.

У автора этих строк есть аргументы, которые, надеюсь, убедят интеллигенцию и общественностьмногонационального Израиля. Взгляните на сегодняшний Санкт-Петербург. Среди великолепных архитектурных ансамблей сияют две жемчужины -- Хоральная синагога и Соборная мечеть. Время постройки Хоральной синагоги -- 1881--1883 годы, Соборная мечеть возведена в 1910--1914 годах. Судьбыих одинаковы: открывались, закрывались, опять открывались. Однако эти памятники сохранены, в настоящеевремя отреставрированы и являются высотными доминантами исторической застройки города. И в Иерусалимепосле реставрации засияет архитектурная жемчужина. К сожалению, пока что мы видим запущенное, заброшенное, разрушающееся здание.

Сергиевское подворье построено в 1880-е годы архитектором, арабом и христианином, Георгием Франгиа. Абрис здания является однимиз градообразующих видов в облике Иерусалима. Внутри здания есть небольшая домовая церковь и трапезная, в которых сохранилась сюжетная настенная живопись на библейские темы. Для Иерусалима и в целом Израиля в контексте развития общеевропейского искусства эти росписи являются эпохальным явлением. Большинство христианских храмов и их внутреннее художественное убранство относятся к 30-м годам ХХ века,а период 80-х и 90-х годов ХIХ века представлен именно русским искусством.

Муниципальные власти Иерусалима в силу разных жизненных обстоятельств десятилетиями не уделяли внимания состоянию сохранности исторического здания. А горожане и гости Иерусалима, проходя мимо находящегося в центре города Сергиевского подворья, не видят, что происходит с монументальной живописью, как она разрушается.

Неудовлетворительное состояние здания -- в отсутствии окон, дверей, протечек по кровле, межэтажных перекрытий и стен. Как следствие,отсутствует стабильный температурно-влажностный режим в помещениях, что привело к деструкции основы, расслоению штукатурного слоя, отслоению и осыпям красочного слоя. В местах протечек образовались высолы (налет. -- Ред.) и плесень. На всех поверхностях идут процессы разрушения связей всех слоев: живописного, грунтового и штукатурного, а также лепного декора.

На постсоветском пространстве есть немало примеров сосуществования параллельных миров разных культур. Например, в украинском городке Белз сохранились святые камни цадиков (ортодоксальных иудеев. -- Ред.) на кладбище, а рядом строится гостиница для иудейских паломников.В украинский городок Умань едут хасиды на поклон. Еще один пример -- еврейское кладбище в Санкт-Петербурге. Список сохранившихся там исторических захоронений известных российских деятелей значителен. Назову только два имени: скульптор, академик Марк Матвеевич Антокольский (1843--1902) и востоковед, сотрудник Министерства иностранных дел Иосиф Бакст (1839--1895). В прошедшем лихолетье это место было неразорвавшейся нитью между национальной традицией и жизнью. Примечательно, что День памяти евреев, жертв фашистского геноцида, был впервые отмечен как раз здесь в апреле 1983 года. Так сливаются наше общее прошлое и настоящее.

Муниципальные чиновники Иерусалима, к сожалению, затягивают принятие решения на проведение предварительных исследовательских работи обмеров в Сергиевском подворье как раз тогда, когда начинать реставрационные работы нужно как можно скорее, не теряя драгоценного времени. Тем более здесь пока идет речь о реставрации, а не о восстановлении утраченного. Это особенно ценно, так как воссоздание утраченного всегда в той или иной степени является мифотворчеством согласно современным представлениям. Тогда как научная реставрация подлинного произведения искусства собирает в единое то, что действительно существует.


Автор: Юлия Колосова, реставратор, искусствовед, исследователь монументальной живописи, Санкт-Петербург
Источник: газета «Время новостей»

Посмотреть фото подворья из архива ИППО можно в фотоальбоме Сергиевское подворье

версия для печати