Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Медиа / Интервью / Интервью Иерусалимского отделения ИППО / Павел Платонов: ИППО нужна заинтересованная поддержка высших властных структур, чтобы возродить уникальный русский духовно-культурный остров в центре Иерусалима. Май 2010

Павел Платонов:

«ИППО нужна заинтересованная поддержка высших властных структур, чтобы возродить уникальный русский духовно-культурный остров в центре Иерусалима» 

 
Это интервью состоялось после проведения на Сергиевском подворье в Иерусалиме международного семинара ИППО на тему «Христианские добродетели и их роль в социализации современной российской молодежи» в начале мая 2010 г., в котором приняли участие члены Нижегородского и Иерусалимского отделений. О своем видении развития Императорского Православного Палестинского Общества через активизацию деятельности в Иерусалиме рассказал председатель Иерусалимского отделения ИППО, председатель Православного научно-просветительского общества «Россия в красках», генеральный директор православного паломнического центра «Россия в красках» в Иерусалиме Павел Викторович Платонов. С ним беседовал заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО профессор Александр Алексеевич Корнилов специально для портала Императорского Православного Палестинского Общества.
 

 

Павел Платонов
Председатель Иерусалимского отделения ИППО
П.В.Платонов

 

- Уважаемый Павел Викторович, первый вопрос, который хотелось бы задать, каковы были причины создания Иерусалимского отделения ИППО, каковы были обстоятельства возникновения этого отделения и в каком году оно возникло?

Создание Иерусалимского отделения стало возможным в процессе встречи двух инициатив, одна из которых зародилась здесь, в Иерусалиме, а другая в Москве, в Императорском Православном Палестинском Обществе. В 2004 году мы с группой православной молодежи в городе Иерусалиме создали Православное научно-просветительское общество «Россия в красках», которое занималось изучением русского присутствия на Святой Земле. Познакомившись с историей деятельности русского консульства как дипломатического присутствия, Русской Духовной Миссии как церковного представительства и Императорского Православного Палестинского Общества, мы с удивлением открыли для себя феномен Русской Палестины, в создании которого самую выдающуюся роль из всех российских организаций, когда-либо действующих на Ближнем Востоке, сыграло  Императорское Православное Палестинское Общество. Его деятельность была колоссальной, необыкновенной, разнообразной, широкой, благотворительной, жертвенной... Члены Общество «Россия в красках» стали выявлять те очаги, которые мы могли найти по Святой Земле, где остались следы деятельности ИППО. Мы побывали, например, в деревне Рама в Галилее, где ИППО до революции построило школу для девочек и православный храм св. Георгия Победоносца, в селении Кана Галилейская, где ИППО тоже построило храм св. Георгия Победоносца, куда сейчас греки неохотно пускают русских паломников. Мы познакомились с разнообразной деятельностью знаменитого секретаря Общества Василия Николаевича Хитрово...

Всё это привело нас к тому, что в 2004 году я случайно познакомился в русском Спасо-Вознесенском монастыре на вершине горы Елеон с руководством ИППО в лице известного палестиноведа заместителя председателя ИППО Николая Николаевича Лисового и члена Совета ИППО Сергея Юрьевича Житенева. Разговорились, обменялись визитками. Они, в свою очередь, искали себе партнеров в Иерусалиме, чтобы провести здесь Елизаветинские чтения. Я им предложил нашу помощь в организации подобного мероприятия в Иерусалиме. 

Осенью 2005 года совместное мероприятие состоялось, но не в формате Елизаветинских чтений, а в формате международной научно-общественной конференции «Иерусалим в русской духовной традиции», объединившей научные силы России и Израиля. Конференция проходила в Еврейском университете на горе Скопус (Наблюдателей), ПНПО «Россия в красках» занималось организационными вопросами с израильской стороны, а также представило на конференции свои доклады. На конференцию приехали многие члены Императорского Православного Палестинского Общества,  тогда состоялось мое знакомство с О.Б.Озеровым, Л.А.Беляевым, И.С.Чичуровым, А.В.Назаренко, М.В.Рождественской, С.В.Гнутовой, Г.М.Прохоровым, О.В.Лосевой. Все это имена, известные и заслуженные в научном мире России. 

После работы конференции, поскольку в ее работе участвовали члены Совета ИППО, было проведено заседание Совета Общества и принято решение об открытии в Иерусалиме отделения Императорского Православного Палестинского Общества и избрании меня его председателем. Это произошло 3 ноября 2005 г.

- Павел Викторович, в развитии отделения большую роль играет его лидер, руководитель, расскажите, пожалуйста, несколько слов о себе. Почему Вы заинтересовались русской историей, пришли к палестиноведению, к изучению наследия Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)? Что именно этому способствовало?  

- Я не историк по образованию, я изучал музыку в Академии музыки и танца им. С.Рубина в Иерусалиме, но историей интересовался еще со школы, увлечение историей в дальнейшем перевесило интерес к музыке. Мои помыслы к изучению русской истории, русского духовного и культурного присутствия на Святой Земле направил мой духовник – известный в Санкт-Петербурге священник протоиерей Василий Ермаков. Это был удивительный человек, настоящий патриот России, друг юности настоятельницы Горненского монастыря в Иерусалиме матушки Георгии и Святейшего Патриарха Алексия II, возглавлявшего при жизни Комитет Почетных членов ИППО. Многие верующие говорили об отце Василии как о прозорливом священнике, «прозорливый батюшка, старец», так часто называли батюшку верующие люди, получившие от него мудрый совет и духовное утешение и почитавшие его духовный авторитет. С ним я познакомился в конце 2000 года, и наше общение началось с бесед по телефону, затем уже были и личные встречи.  

Именно отец Василий буквально открыл для меня подлинную, православную, историческую Россию, которая шла путем Православия почти тысячелетие. Он наставлял меня, направлял на путь изучения России, пребывая в Святой Земле, изучения судеб Новомучеников и исповедников Церкви Российской XX века, изучения всех тех русских сил, которые боролись с советским режимом. Отец Василий всё время мне говорил об Императорском Православном Палестинском Обществе, расспрашивал о нем, о том, что здесь сохранилось от этого времени. Получается, он как бы направлял меня на этот путь, хотя тогда я еще членом Общества не был и не помышлял об этом. Только после создания Иерусалимского отделения, я понял, как все это было промыслительно.

Я работал в то время ассистентом в центре изучения еврейского искусства в Еврейском университете в Иерусалиме, там научился работать с первоисточниками, с архивами. Под руководством отца Василия, темы изучения истории 2-й мировой войны, судеб Новомучеников Российских, русского наследия за рубежом и на Святой Земле стали основополагающими в моей исследовательской деятельности. Постепенно я стал собирать цифровую библиотеку по этим темам и библиотеку православной литературы. В результате было собрано несколько тысяч книг. Диски с этими книгами я раздавал всем желающим. Часть из них послужила базой для наших международных интернет-проектов «Россия в красках» и «Православный поклонник на Святой Земле», где мы популяризируем обозначенные мною темы. 

Иерусалим не только в традиции, но и в современной православной русской жизни занимает очень большое место, это, можно сказать, центр духовного притяжения чад Русской Православной Церкви, мирян и духовенства. Скажите, как на основе собранного Вами огромного пласта литературы и источников складывалась Ваша концепция Иерусалима в русской духовной традиции, что для Вас Русский Иерусалим сейчас как для русского православного человека? Как это понятие определяет Ваше мировоззрение?

Наверное, для каждого православного человека, живущего в России, Иерусалим имеет какое-то свое сокровенное звучание и свое притяжение, возможно, в чем-то немного идеализированное. 

Мне же, как русскому православному человеку, оказавшемуся волею судьбы в реально существующем Святом граде Иерусалиме, вдалеке от Родины, было радостно осознавать духовное влияние священного города, но по мере изучения его истории было очень больно видеть свидетельства былого величия России в совершенно жалком виде. Елизаветинское подворье окутано колючей проволокой, потому что там теперь расположилась израильская тюрьма. Великолепное здание Сергиевского подворья оказалось в насильственной аренде совершенно чуждых, не соответствующих его исторической концепции израильских организаций, и пока здесь мало что изменилось после передачи его России. Здание Русской Духовной Миссии со следами пуль рядом с прекрасным русским Троицким собором на 70 % занято израильским окружным судом. И множество других русских построек, подворий и храмов для России потеряно…. 

И это все на фоне процветающих рядом представительств других государств и конфессий, каждое из которых стремится не просто удержаться, но и расширить свое присутствие на Святой Земле. У них все ухожено, все участки освоены, паломники обеспечены всем необходимым, при этом еще и занимаются благотворительными программами для местных жителей. 

 


Я стал задаваться вопросами, почему произошла эта трагедия с Русским Иерусалимом, отчего пошел упадок? Ответы на эти вопросы привели меня к страшному советскому времени, когда растрачивалось всё то, что накапливалось у нас в течение многих десятилетий нашими предками. Эта люмпенизированная, дикая мутация была чужда для моего самосознания. Я искал примеры в людях, часто подвижниках-одиночках, не погружаясь куда-то далеко к святым отцам Церкви, подвиг которых понятен и ясен, я искал примеры для себя в людях близких к нам по эпохе. Например, секретарь ИППО Василий Николаевич Хитрово или Почетный член ИППО, знаменитый начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), которые созидали Русскую Палестину, укрепляли авторитет России на Святой Земле. 

Мне всегда было интересно, в каких условиях работали эти люди, и для себя я сделал потрясающий и интересный вывод: среди изощренных интриг, в условиях сложных противоречий, межконфессионального дисбаланса, порой дикой зависти окружающих эти люди, движимые огромной неподдельной любовью к России, харизмой собственного подвижничества сумели поднять Русскую Палестину. В подвиге тружеников-одиночек, неся на себе крест позорнейших пасквилей, они сумели создать в Иерусалиме и на Святой Земле дом для души русского православного паломника. Они сумели показать православным арабам, которые были во многом брошены здесь в Палестине и никому не были нужны, величие русской души, они сумели миссионерским, ненавязчивым жертвенным пластом русской души показать величие веры Православия, что Христос Воскрес! Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа? Настоящие патриоты России до сих пор несут в сердце слова пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь»!

В том, как этим людям удалось поднять Русскую Палестину, укрепить здесь авторитет России, заложен огромный потенциал нравственного примера настоящего патриотизма для наших современников, для молодежи. А вот «апельсиновая сделка», когда с легкостью от всей русской недвижимости, построенной до революции на деньги всех слоев российского общества, отмахнулись - образчик недальновидности и преступного непонимания важности духовных основ для нравственного здоровья общества. 

Сейчас ситуация меняется, высшее российское руководство ратует за возрождение паломничества, осознает роль православных ценностей в развитии великой России как православной цивилизации. Но я вижу по паломникам, что на уровне обычного среднего обывателя, в хорошем смысле этого слова, еще нет понимания масштабов трагедии атеистического режима. Они не знают историю русского духовного и гуманитарного присутствия на святых местах. Поэтому я считаю необходимым его следы им показать. Когда паломники воочию видят те здания и храмы, на которых выбит знак ИППО, которые строило ИППО и которые в настоящее время утрачены для России, они начинают чувствовать гордость за свою страну, хотя и горечь одновременно. В один голос все говорят, что хотелось бы им пожить в Русском Иерусалиме во время паломничества.

- Следующий вопрос о главных задачах и основных направлениях деятельности Иерусалимского отделения, как бы Вы расставили приоритеты в деятельности Вашего отделения?




Вы знаете, эти приоритеты сразу после создания отделения в Иерусалиме определил еще Святейший Патриарх Алексий II в своем письме в министерство внутренних дел государства Израиль, когда помогал регистрировать наше отделение:

«На протяжении столетий прочные и разнообразные духовные и культурные контакты связывают Святую Землю и Россию. Тысячи русских православных паломников от века шли поклониться святым местам Иерусалим и Вифлеема. Старейшей православной общественной организацией России, которая работает с паломниками, направляющимися в Святую Землю, является Императорское Православное Палестинское Общество.

С 1882 года Общество плодотворно работало на территории нынешнего Государства Израиль, выполняя научные, гуманитарные и просветительские функции.

Ограниченное только научными задачами изучения Ближнего Востока, после 1917 года Общество не имело возможности функционировать на территории Государства Израиль. 

В настоящее время Общество восстанавливает свое присутствие в Святой Земле и других странах Библейского региона.

В качестве важного шага 3 ноября 2005 года было создано отделение Общества в Иерусалиме.

Создание Иерусалимского отделения будет способствовать активизации русского православного паломничества в Святую Землю, а также развитию научных и культурных связей с израильскими образовательными и просветительскими центрами.

В связи с этим обращаюсь к Вам с просьбой оказать содействие в регистрации Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества как общественной организации. 

С уважением, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
Председатель Комитета Почетных Членов Императорского Православного Палестинского Общества
24 января 2006 г.
№ 361».

Это важнейшее письмо в новейшей истории ИППО мы впоследствии разместим в музее ИППО на Сергиевском подворье. 

Таким образом, Патриарх Алексий II, возглавлявший при жизни Комитет Почетных членов ИППО, благословил наше отделение на активизацию паломничества, развитие научного и культурного присутствия в регионе. Государство всеми силами помогает восстановить утраченную инфраструктуру, Патриарх Алексий несколько дней не дожил до официального возвращения Сергиевского подворья, но, что вопрос его возвращения России почти решен, он знал и радовался этому обстоятельству. 

Теперь главное – грамотно распорядиться Сергиевским подворьем. Мы планируем создать на подворье музей и научный центр ИППО, гостиницу для паломников, в соответствии с пожеланиями Патриарха Алексия II. 

Наши планы разделяет руководство ИППО и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который в настоящее время возглавляет Комитет Почетных членов Общества и который знаком с деятельностью ИППО не понаслышке: он вступил в ряды Общества действительным членом еще в те времена, когда Общество называлось Российским Палестинским при Академии наук, до выборов на патриаршее служение занимал должность заместителя Председателя ИППО. На совместном заседании Совета и Комитета Почетных членов ИППО 9 апреля 2009 г. Святейший в своем выступлении сказал, что первая и главная задача, которая была поставлена перед Обществом, - восстановить свою инфраструктуру на Святой Земле, вернуть недвижимость - решается положительно, и пожелал всем нам приложить усилия, чтобы превратить ИППО в реальную площадку сотрудничества церкви, государства и науки для достижения уставных целей Общества, а также в продвижении наших интересов на Ближнем Востоке, в Палестине.

Созвучные мысли на этом же заседании высказал и Председатель ИППО, Председатель Счетной Палаты России Сергей Вадимович Степашин, который заявил, что Общество намерено активно реализовывать гуманитарное сотрудничество с народами библейского региона, содействовать паломничеству в Святую Землю, заниматься палестиноведением, вести научно-издательскую и просветительскую деятельность.

Мы относимся к этим словам и Святейшего Патриарха, возглавляющего Комитет Почетных членов ИППО, и Председателя Общества как к программе действий и здесь, в Иерусалиме, на Сергиевском подворье, пусть еще и не отреставрированном, мы стараемся их наказ выполнять, взаимодействуя с Русской Духовной Миссией, посольством России, русским культурным центром в Тель-Авиве, представителями российской науки, а также с различными израильскими организациями.

- Паломничество и его поддержка является уставной задачей Императорского Православного Палестинского Общества, Вы сами являетесь генеральным директором православного паломнического центра «Россия в красках», можете ли Вы дать оценку и охарактеризовать современное состояние русского православного паломничества в Святую Землю, какие проблемы возникают в XXI веке у русских паломников, и как Иерусалимское отделение может содействовать разрешению этих проблем?

Действительно, Иерусалимское отделение ИППО, благодаря деятельности православного паломнического центра «Россия в красках» в Иерусалиме, накопило бесценный опыт, ведь мы уже более 6 тысяч человек приняли на Святой Земле, прекрасно анализируем и мониторим ситуацию, происходящие здесь, в Святой Земле, процессы, касающиеся паломничества, общаемся со многими известными и авторитетными священниками из России. 

В первую очередь, возникают конкретные бытовые вопросы. Например, нам некуда селить людей, если в Вифлееме есть паломническая гостиница, то в Иерусалиме русской православной паломнической гостиницы нет. Сергиевское подворье могло бы стать, как раньше и было, многофункциональным подворьем в полном хозяйственном управлении Императорского Православного Палестинского Общества, в котором сочетались бы музейно-научный центр, администрация ИППО в Святой Земле и гостевой корпус для русских православных паломников. Надо использовать здесь всё для русских людей, которые стремятся в Святую Землю увидеть её святыни. Пусть они размещаются на подворье и получают полное хозяйственно-бытовое обслуживание той исторической организации, которая эти здания строила и исторически здесь действовала. 

Вторая самая важная сторона – духовная составляющая паломничества. Здесь тоже есть свои сложности. 

На современном этапе развитие паломничества в Святую Землю в общероссийском масштабе, несмотря на имеющиеся положительные примеры, я расцениваю пока как весьма далекое от идеала. На мой взгляд, существуют тысячи разрозненных нитей, называемых паломническими службами. Практически, это «минитурфирмы», которые зачастую копируют организационную деятельность обычных турагентств: собирают группу духовно не подготовленных людей, которые едут в Святую Землю за религиозной экзотикой или быстрым исцелением физических и душевных недугов. Таким паломникам нужно набрать как можно больше свечей, землицы, маслица, цветочков, а что потом они с этим будут делать, они и не знают. Или они рассматривают паломничество как религиозный или даже исторический туризм, постоянно расспрашивают о каких-то вещах, далеких от православия, могут вместо Гроба Господня пойти к Стене плача, чтобы воткнуть туда свою записочку. Ждут чудес вместо большого духовного труда. Иногда превращают паломничество в подобие спортивного марафона по святым местам, при этом в голове и сердце ничего не откладывается.

Но даже, если паломническая служба создана при епархии, храме или монастыре и проводит подготовительную работу с будущими паломниками, есть опасность, что, не зная местной специфики рынка паломнических услуг, они отдадут своих паломников в руки совсем не тех людей, которые должны их водить. На Святой Земле идет жесткая конкуренция по законам свободного рынка между крупными принимающими израильскими турфирмами, а русские православные силы, которые очень слабо здесь представлены, совершенно разрозненны и непонятно, в какой концепции доносят знания по Святой Земле.  

Работу паломнического центра «Россия в красках» мы строим на духовных традициях, которые заложены были именно во времена организации паломничества по линии Императорского Православного Палестинского Общества. Во-первых, стараемся работать с церковными структурами, с приходами. Во-вторых, обязательно стремимся по партнерским бонусным программам обеспечить для группы сопровождение священника, даже не одного, для духовного окормления в поездке, желательно, чтобы это был свой приходской священник. В-третьих, стараемся не обрушивать на людей немыслимое количество святых мест, а даем возможность отдохнуть, осмыслить увиденное, подумать, полюбоваться природой Святой Земли. Такие формы паломничества очень сплачивают прихожан. В-четвертых, после завершения на Сергиевском подворье консервационных работ, мы возобновили на подворье, назвав их Сергиевскими, традицию народных паломнических чтений (раньше их называли палестинскими) или вечеров, которые активно проводило когда-то ИППО на Святой Земле и при епархиях Российской империи, где действовали отделы ИППО. Интересный это был опыт, вечера были благотворительными, вырученные за билеты денежные средства шли на развитие ИППО, помимо лекций о Святой Земле проводились концерты, на которых исполнялись музыкальные произведения и песни как духовного, так и светского характера. 

- Возможно ли сейчас попытаться все это возродить или хотя бы какую-то часть этого наследия взять на вооружение? 

- В настоящее время все эти традиции можно возродить. Если помечтать, то ИППО уже сейчас могло бы взять на себя координирующую функцию в деле паломничества, а потом создать эффективный паломнический отдел с центром в Москве, который будет работать на базе созданных региональных отделений Общества. Надо просить благословения Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, Председателя Комитета Почетных членов ИППО, на соработничество региональных отделений ИППО и епархий Русской Православной Церкви в тесном взаимодействии с епархиальным архиереем в деле организации паломничества. В наших региональных отделениях есть специалисты, которые, будучи людьми православными, имеют еще и опыт преподавательской и научной работы. Они могут заложить основу для будущих просветительских кабинетов, которые будут популяризировать знания о Святой Земле, издавать и распространять среди паломников путеводители, проводить лекции о тех или иных святых местах, разъяснять, что православная традиция паломничества является неотъемлемым образом жизни православного русского человека.  

Руководству Общества надо договариваться с руководством Российских железных дорог, авиакомпаний о предоставлении скидок паломническим группам. Такой опыт организации массового паломничества в настоящее время существует в некоторых европейских странах, у нас он был придуман и реализован уже более 100 лет назад, но выкорчеван с корнем. Хотелось бы, чтобы знак ИППО стал бы такой же известной эмблемой паломника как ракушка для европейского пилигрима. 

Координирующей принимающей стороной может быть как раз Иерусалимское отделение ИППО. Мы знакомы с местной спецификой, знаем гидов, всю туристическую инфраструктуру, можем составить оптимальные паломнические маршруты, как никто лучше, рассказать об истории ИППО, русского духовного присутствия на Святой Земле. Тут еще один немаловажный положительный момент может работать – качество услуг. Одно дело, принять одну группу из далекой российской глубинки, больше они, может быть, вообще не приедут, а другое дело, если в случае некачественного обслуживания вы теряете целый поток паломнических групп, идущих через ИППО. Это уже заставит призадуматься.  

Кроме того, можно рассматривать не только формы паломничества в чистом виде. Ведь при наличии своей инфраструктуры ИППО могло бы принимать на Святой Земле представителей православной молодежи из епархий, университетов, которые помимо посещения святынь могли бы, например, принять участие в семинарских занятиях по управлению, пройти тренинги лидерства, причем не по подобию западных моделей успеха, а на основе наших российских исторических личностей или позаниматься научной деятельностью в архивах ИППО, может быть, потрудничать в монастырях. Церковь сейчас остро нуждается в православных молодежных лидерах, развитии молодежного православного движения. Давайте привезем активную православную молодежь сюда, на Сергиевское подворье, на Святую Землю. Пусть пообщаются, поучатся, побывают на святых местах, пофотографируют. Им будет что рассказать и что показать у себя дома, появятся новые идеи и инициативы. У РПЦЗ есть такие примеры, в 2007 году они привезли на Святую Землю в паломничество «По стопам Моисея» более 100 молодых людей со всех епархий РПЦЗ вместе со священниками. С 1953 года в Европе действует Всемирное православное молодежное содружество «Синдесмос», оно объединяет православную молодежь многих стран, проводит совместные конференции, организует паломничества. Сейчас к его работе подключаются и российские группы православной молодежи. Кстати, Святейший Патриарх Кирилл когда-то сам участвовал в работе исполкома этой организации, поэтому он отлично понимает важность диалога с молодежью. Надо и нам перенимать этот опыт. Будет своя база в Иерусалиме, будет, где этой работой заниматься. Возродим Русский Иерусалим, а Иерусалим поможет через молодежь возродить Россию, многие важные исторические традиции и инновационные начинания. Православный молодой человек должен быть не маргиналом, а активным строителем новой России. Я вижу, как горят глаза у молодых паломников, которые приходят на Сергиевские чтения, история ИППО им очень интересна, этот пласт российских традиций им никто никогда не показывал. 

Наша научная элита может собираться на Святой Земле для проведения исследований, конференций, круглых столов, общения с учеными других стран, совмещая это с паломническими  целями, такой опыт у нас уже есть, мы провели на подворье в последние месяцы уже два научных форума совместно с учеными из России. Как сказал, заместитель Председателя ИППО Н.Н.Лисовой, «ведь не обязательно же возить бабушек, пусть бабушек возят епархиальные и монастырские паломнические службы, а мы будем дедушек возить – профессоров и академиков, возить студентов, нам же нужно воспитывать молодое поколение».

- Кстати, в результате возвращения Сергиевского подворья возникла уникальная возможность изучения архивных документов ИППО, сохранившихся на подворье. Скажите, какие возможности и какой потенциал видит Иерусалимское отделение в сфере именно выполнения уставного пункта о научной деятельности ИППО, какое влияние могут оказать эти архивные документы на развитие науки?

- Императорское Православное Палестинское Общество без научной деятельности просто невозможно. Тогда мы превращаемся в какой-то любительский клуб краеведов или любителей истории на непрофессиональном уровне. Библиотека и архив, которых я оказался официальным хранителем, составляет более 8 тысяч единиц хранения и представляет собой уникальную коллекцию, которую необходимо изучать, разобрать её методически по тематикам, оцифровать, классифицировать, и здесь предстоит гигантская работа. 

Эта библиотека может послужить основанием будущего научного центра, либо института под эгидой Императорского Православного Палестинского Общества. Именно под эгидой ИППО. Не надо выдумывать никаких новых структур, уже есть авторитетная, историческая, концептуальная, намоленная, понятная структура, которая вдохновляется небесной покровительницей Председателем ИППО великой княгиней преподобномученицей Елисаветой  Феодоровной, такими деятелями и патриотами России как Василий Николаевич Хитрово и Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Известнейшие ученые, ученые с мировым именем, принимавшие участие в научной работе ИППО, еще накануне Первой мировой войны планировали создать Иерусалимский институт по подобию Русского Археологического института в Константинополе. Такой институт может привлекать к работе разных специалистов из научных центров страны, при этом не дублировать их работу, а решать свои задачи, географически располагаясь в самом центре Святой Земли. Разные страны и конфессии имеют здесь свои научные представительства и учебные центры. Чем Россия хуже? Императорское Православное Палестинское Общество должно и здесь сыграть координирующую роль. 

Надо возродить научную деятельность Общества на Сергиевском подворье, раз Промысел Божий сохранил наш уникальный архив от полного разорения. В прошлом году знакомиться с архивом приезжал заместитель Председателя ИППО, известный российский историк Николай Николаевич Лисовой. Он считает, что архив имеет определенную ценность, он уникален с точки зрения описания хозяйственно-бытовой стороны деятельности по организации паломничества, сохранились книги, которые после революции ни разу больше не переиздавались в России.  

- Собирается ли Иерусалимское отделение делать эти документы доступными общественности, публиковать их в жанре хрестоматий, монографий, статей и прочих печатных изданий?

Я подал Председателю Императорского Православного Общества, Председателю Счетной палаты Российской Федерации Сергею Вадимовичу Степашину целый проект о функциональном использовании свободного в настоящий момент восточного корпуса Сергиевского подворья, где прописал: такая-то комната должна быть использована для архива, следующая комната должна быть использована для библиотеки. Архив и библиотека – это только начало. Нужно популяризировать нашу историю, необходимо открыть музей ИППО, музей русского духовного и культурного присутствия в Святой Земле XIX века, музей паломничества. Таким образом, научный центр, музей, экскурсии для всевозможных делегаций и Сергиевские чтения для паломнических групп оживят подворье. Естественно, все под эгидой и юрисдикцией ИППО. Научный центр даст возможность молодежи российских духовных школ, университетов, колледжей, гуманитарных и частных вузов и, в том числе, зарубежных и израильских, работать здесь, писать монографии, изучать какие-то уникальные книги, которых нет даже в библиотеках в России. Это создаст новый импульс для научной и издательской деятельности Императорского Православного Палестинского Общества через Иерусалим. Этот архив должен остаться именно в Иерусалиме.

- Будет ли создан электронный каталог архива и библиотеки?

- Электронный каталог должен быть создан обязательно. Все должно быть оборудовано по последнему слову техники. Вы знаете, нам пишут и лично задают вопросы некоторые паломники о том, будут ли оцифрованы домовые книги подворий. Оказывается, в семьях россиян живы рассказы о паломничестве в Иерусалим прабабушек или прадедушек. Они хотели бы увидеть фамилию своего предка в этих книгах, узнать, когда на каких святых местах он побывал. Получается, это важно не только для науки, но и для сохранения живой исторической памяти о тех тысячах людей, которые шли в Иерусалим со всех уголков России помолиться за свою семью. Потомки хотят эту память восстановить. Это очень важно. 

- Все, о чем Вы сейчас говорите – паломничество, научная, издательская деятельность - такие широкомасштабные проекты требуют не только кадров, но и финансирования,  причем стабильного и адекватного. ИППО же организация некоммерческая, где брать деньги для реализации таких, нужных востребованных, но финансовоёмких планов?

- А вот это вопрос о статусе и имидже Общества. И здесь опять же ничего изобретать не нужно. Как при создании Общества его авторитетность была поддержана августейшими покровителями, так и сейчас государству нужно Императорское Православное Палестинское Общество всячески поддержать, помочь возродить его имидж, помочь полностью реализовать его современный девиз: «Сохраним Россию в Святой Земле». Святая Земля – такой мощный источник православных ценностей, примеров подвижничества, что любые инвестиции в эту сферу обернутся сторицей для российского общества. Источники могут быть самыми разными, какие-то проекты может финансировать государство, на какие-то придется искать гранты, пожертвования, взносы, главное, чтобы ИППО стало влиятельной и широко известной организацией, своеобразным министерством без портфеля, чтобы фондам, благотворителям, волонтерам было престижно помогать русскому делу на Святой Земле, в котором ИППО может стать эффективным инструментом народной дипломатии и гуманитарного присутствия на Святой земле. 

А вот чтобы стать таким инструментом, надо понять одну важную вещь, ИППО нельзя недооценивать и дробить его деятельность на кучу мелких местечковых проектиков, и при этом плодить на подворье какую-то «коммуналку» российских учреждений разного толка. Глобальный геополитический эффект будет только тогда, когда мы возродим ИППО как мощный организм во всех своих исторических составляющих – научной, паломнической, гуманитарной, тогда это будет инструмент, способный адекватно ответить на все вызовы современного мироустройства.

- Давайте на этом важном аспекте деятельности Палестинского Общества остановимся немного подробнее. Как Вы позиционируете себя среди израильских общественных организаций, которые стремятся к налаживанию культурных мостов и диалога с Россией, русской культурой, как Вы думаете какую роль может Иерусалимское отделение сыграть в налаживание этих культурных мостов, как вообще вас рассматривает израильская интеллигенция, общественные организации, что за ситуация сейчас?

- Я бы сказал, что среди израильской общественности Императорское Православное Палестинское Общество пользуется устойчивым интересом. В начале нашей беседы я рассказывал о совместной международной конференции ИППО, Еврейского университета и др. израильских учебных заведений. Общение ученых было очень плодотворным. Наше отделение поддерживает научные связи с Еврейским университетом в Иерусалиме, в частности, с его преподавателем, кандидатом филологических наук Еленой Леонидовной Румановской, которая ведет уникальный курс «О русской культурном и духовном присутствии в Святой Земле» на языке иврит для израильских студентов. 

В течение 2006-07 годов мы в своем временном офисе в Иерусалиме проводили «лекции по средам», в общей сложности около 40 встреч, которые были весьма популярны как у слушателей, так и у выступающих. К нам приходили не только историки, церковные деятели, но и композиторы, поэты, писатели, ни с чьей стороны не было отказа.  

С 2009 года я являюсь официальным и уполномоченным представителем Императорского Православного Палестинского Общества в государстве Израиль, в этом качестве меня избрали в Координационный совет Всеизраильского Объединения Российских Землячеств – это серьезное общественное объединение, которое вобрало в себя те позитивные силы, которые содействуют укреплению добрых отношений между Израилем и Россией. Возглавляет этот совет известный израильский политический и общественный деятель Михаил Райф, заместитель управляющего Израильскими железными дорогами и депутат горсовета города Ришон Лецион, член правления Международного совета Российских соотечественников (МСРС) в Москве под эгидой правительства Москвы. Меня тоже приглашают на мероприятия в МСРС, который возглавляет известный общественный деятель граф Петр Петрович Шереметьев. У нас складываются хорошие отношения с Иерусалимской патриархией, монастырями РПЦЗ. Это потрясающий опыт. Мы со всеми наводим мосты. Наша концепция и позиционирование очень простые – Общество пришло сюда с мирными целями, мы не навязываем никакой политической линии, наша миссия гуманитарная, культурологическая, миротворческая. Мы говорим на понятных языках с народами Ближнего Востока, если это евреи на еврейском, если это арабы, то на арабском, мы пришли не осложнять ситуацию, мы пришли разрешать противоречия и сложный конфликт, который здесь сформировался, на основе добрых отношений, на основе поддержки русского паломника, который прибывает сюда, на основе изучения исторического уникального опыта ИППО, которое всегда являлось источником благотворительности для народов Святой Земли. Мы созидаем, а не разрушаем. Не зря в Иерусалиме с уважением и пониманием отнеслись к появлению исторического флага ИППО на башне Сергиевского подворья.

- Чувствуете ли вы поддержку в решении всех этих благородных задач и начинаний Иерусалимского отделения со стороны российских учреждений, государственных и негосударственных? Как Вы думаете, опираясь на опыт XIX века и не очень может быть благоприятный опыт XX века, когда ИППО существовало и действовало как сугубо научная организация, можно ли создать некую оптимальную схему взаимодействия российских государственных  учреждений, общественных организаций и ИППО на Святой Земле  для выполнения уставных задач ИППО на Святой Земле?

- А эта схема опять же уже создана нашими предшественниками. Дело в том, что в свое время знаменитый секретарь Общества Василий Николаевич Хитрово видел это сотрудничество в следующем: «МИД – это голова, Церковь – это душа, а ИППО – это тело». Душа и голова – это хорошо, а кто практически всё делать будет? Императорское Православное Палестинское Общество. 

МИД не может в полной мере быть инструментом народной дипломатии, у него другие задачи. Церковь ограничена здесь представительством в виде Русской Духовной Миссии, находящейся в сложных межконфессиональных отношениях с другими церквями, действует в Святой Земле на канонической территории Иерусалимской Православной Церкви. Русский культурный центр в Тель-Авиве - сугубо светская организация, Вы сами слышали на открытии семинара, который мы проводили на подворье, что директор РКЦ профессор А. Крюков сказал, что у них в центре нет таких духовных мероприятий.

Императорское Православное Палестинское Общество является организацией со своей уникальной нишей на Святой Земле – гуманитарной, просветительской, научной, паломнической. Во взаимодействии и при поддержке друг друга мы можем делать общее дело, каждый со своей стороны. И что интересно, у ИППО со всеми есть общие интересы. 

Посольство РФ помогало нам описывать архивы после возвращения Сергиевского подворья, ведет работу с МИД и органами высшей власти России по возвращению недвижимостей, урегулированию вопросов с арендаторами…  

Русская Духовная Миссия активно содействует всем нашим инициативам на подворье по служению молебнов, панихид памяти деятелей ИППО, подарила нам икону Державной Божией Матери, монахиня по благословению начальника РДМ о. Исидора позолотила табличку у входа на подворье, которое изготовили члены Вифлеемского отделения ИППО. 

Мы дружим с Русским культурным центром в Тель-Авиве, проводим совместные мероприятия, развиваем горизонтальные связи с другими отделениями ИППО на Святой Земле – в Акко и в Вифлееме. 

Нас поддерживают паломники из России, Сергиевскому подворью подарили тульский самовар с дарственной надписью, после чтений на подворье мы теперь можем попить чаю, поднесли в дар несколько аналойных икон: Христа Спасителя, Воскресения Христова, святителя Николая Чудотворца, преп. Серафима Саровского.
 
Так постепенно кое-что обустраивается. Надеемся, сбудутся самые смелые наши мечты. Наши предшественники сумели создать Русскую Палестину, сможем и мы. Главное, всем держаться вместе и помогать друг другу. 

И, конечно же, Общество должно консолидироваться со всеми силами, которые позитивно и положительно относятся к его деятельности в России. Таких сил немало. Но сейчас, как никогда, ИППО нужна заинтересованная поддержка со стороны высших властных структур, чтобы возродить уникальный духовно-культурный русский остров в центре Иерусалима.

- Уважаемый Павел Викторович, позвольте пожелать Вам успехов в реализации задуманного, и Вам лично, и Вашей семье – многая лета! 

 

- Спасибо!

Вопросы задавал заместитель председателя Нижегородского отделения ИППО
профессор А.А. Корнилов

Интервью записано 8 мая 2010 года, Иерусалим

Использованы фото из архива Иерусалимского отделения ИППО
Православный паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме

Автор: Платонов, Павел Викторович

версия для печати