Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Медиа / Интервью / Интервью Иерусалимского отделения ИППО / Павел Платонов: ИППО создало уникальный русский остров в центре Иерусалима. «Нижегородские епархиальные ведомости». Июнь 2010

Павел Платонов: «ИППО создало уникальный русский остров в центре Иерусалима»

Интервью газете «Нижегородские епархиальные ведомости» 

 

В июне Москву и Нижний Новгород посетил председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Павел Платонов. Он принял участие в различных мероприятиях, посвященных русскому присутствию на Святой земле. В одной из бесед Павел Викторович рассказал нам о деятельности ИППО в России и в Иерусалиме, а также о непростой истории православия на Святой земле.

Сам Павел Платонов ведет уникальную просветительскую деятельность, являясь, кроме прочего, председателем православного научно-просветительского общества «Россия в красках» в Иерусалиме, руководителем православного паломнического центра в Иерусалиме «Россия в красках», главным редактором двух международных Интернет-порталов – «Православный поклонник на Святой земле» и «Россия в красках» (посвящен влиянию русской культуры по всему миру).

 

 

 

П. В. Платонов в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре.

14 июня 2010 г.

 

Павел Викторович, какова цель вашего визита в Россию?

Я прилетел в Россию, чтобы принять участие в Первой Конференции ИППО, Председателем Комитета почетных членов которого является Святейший Патриарх Кирилл, Председатель Общества, он же Председатель Счетной палаты Российской Федерации, – Сергей Степашин. На этой конференции мы подвели итоги нашей деятельности с 2008 по 1010 годы. Был принят ряд важных, ключевых решений по различным вопросам деятельности Общества, которой оно традиционно занимается на Ближнем Востоке и в Иерусалиме. Мой приезд в Нижний Новгород связан с горизонтальными отношениями, которые у нас сложились несколько лет назад с Нижегородским отделением ИППО. В частности, мы дружим с двумя известными и интересными людьми – профессором Олегом Колобовым, деканом факультета международных отношений ННГУ и профессором Александром Корниловым, заведующим кафедрой этого факультета. Мы уже провели в формате международных круглых столов три мероприятия в Иерусалиме, и сегодня, по приглашению нижегородцев, я прибыл сюда, чтобы участвовать в международном круглом столе «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь. Россия на Святой земле в прошлом и настоящем». Цель подобных бесед – привлечь внимание к деятельности ИППО, которое, по сути, является национальным культурным и духовным достоянием всей России. И сейчас, к нашей радости, Общество сблизилось с нашей державной властью, как во времена империи, потому что до революции Обществу помогало все руководство страны, правительство, августейшая семья. Председателем был генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, после его трагической гибели Общество возглавила будущая новомученица российская великая княгиня Елизавета Федоровна. Важно вспоминать деятелей прошлого, которые многое сделали для работы Общества, и говорить о том, что делается сейчас. Думаю, что таким образом мы катализируем процессы более скорого возвращения Общества в формат естественного гуманитарного присутствия в Иерусалиме и на Святой земле и дальше будем содействовать его развитию.

Какую деятельность Общество осуществляет сегодня?

ИППО, созданное в 1882 году, поставило перед собой четыре основные задачи. Первая – поддержка русского православного паломничества на Святую землю. Для этого были созданы 52 отдела, которые возглавляли епархиальные архиереи, являвшиеся почетными членами ИППО. Их помощниками в этом деле были губернаторы, помощники губернаторов либо главы городов, и такое взаимодействие духовной и светской власти приносило ощутимые результаты. Фонд Общества на 75 процентов субсидировался благотворителями, и это, в частности, позволяло простым русским людям, которых мы сегодня видим на старинных фотографиях, побывать у святынь Палестины. Мало того, была создана уникальная инфраструктура в центре Иерусалима с подворьями, храмами, паломническими центрами. Люди, которые принимали участие в деятельности общества, были патриотами России.

Второе направление деятельности Общества – просветительская работа, в том числе среди православного населения Святой земли, в основном арабского. Для православных арабов ИППО построило на Ближнем Востоке более ста школ, две семинарии, две больницы, четыре амбулатории, то есть, кроме просветительской осуществлялась еще и врачебная деятельность.

Также Общество не мыслило свое существование без научной работы, и здесь появилось целое созвездие великих ученых. Секретарь Министерства финансов Василий Хитрово за свой счет издал в 1881 году первый «Православный палестинский сборник», в научной работе Общества участвовали профессор Киевской духовной академии Алексей Дмитриевский, крупнейший русский византинист, археолог Никодим Кондаков и многие другие. Одна из учениц школы ИППО создала советскую школу арабистики, ее учеником был Евгений Примаков, возглавляющий сейчас Торгово-промышленную палату, почетный член ИППО. Общество занималось переводами очень серьезных археологических исследований, которые велись на тот момент Британским фондом исследования Палестины и Немецким палестинским фондом. Общество вело издательскую деятельность, проводило Палестинские чтения для простых русских людей во многих епархиях Русской Православной Церкви. В 1910 году, например, в одной епархии лекции посетили 64 тысячи человек, о них объявляли своей пастве приходские священники. На 3–4 лекции в неделю приходило по 400–600 слушателей.

Но в ХХ веке ситуация кардинально изменилась.

В ХХ веке ИППО понесло страшные потери, когда большевики уничтожили весь прежний уклад российского общества. Все имущество ИППО Никита Хрущев продал израильским властям в 1964 году – знаменитая «апельсиновая «сделка. Слава Богу, нашлись потом люди в России, которые решили, наконец, возвращать по крупицам имущество прежней Российской империи, то величие, что мы потеряли. И это осуществляется молитвами подвижников ИППО, среди которых немало прославленных святых Русской Православной Церкви. Почетными членами Общества были, в частности, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Владимир, митрополит Киевский, и другие. И сейчас мы с нижегородцами будем составлять список тех архиереев – членов ИППО, которые стали новомучениками Российскими. Нужно будет ввести этот список в научный оборот.

Как сегодня живется православному христианину на Святой земле, в государстве Израиль?

Дело в том, что на Святой земле достаточно сложная ситуация. Один из членов Совета нашего Общества Олег Озеров, нынешний посол российской Федерации в Саудовской Аравии, недавно впервые поднял вопрос о том, что мы стоим на пороге некоего цивилизационного конфликта. На Ближнем Востоке идет давление на христианское население. Есть этнические арабы, которые веками исповедовали православие. Греческая Иерусалимская православная патриархия занималась и занимается просветительской деятельностью среди арабов, но она находится в очень сложных условиях выживания в государстве Израиль, которое является, по сути, этноцентрическим и поддерживает свои национальные и геополитические интересы. Другое дело, что арабы, которые учатся в христианских школах, поддерживаемых частными фондами, естественно, уезжают в США, Канаду, Австралию. Имея хорошее образование и устав от арабо-израильского конфликта, от бесконечного противостояния, которое накручивается разными политиками. На бытовом и социальном уровне это противостояние гораздо слабее. Ненависть приходит извне, на ней разыгрывают карту уже большие политики, а простые люди являются заложниками этой страшной ситуации. Таким образом, христианское население таких святых для истории вселенского православия городов, как Назарет, Вифлеем, тает. Я был на встрече с мэром Вифлеема, который сокрушался, что арабская община города потеряла три тысячи человек – они уехали. И это активная, интеллигентная молодежь, с высшим образованием, профессионалы. Так что библейская молитва «Просите мира на Святой земле», слова которой послужили девизом, в частности, для Фонда Андрея Первозванного, очень необходима всем.

Какова ситуация с евреями, которые приезжают в Израиль как репатрианты?

Хотя они становятся гражданами Израиля, жить им приходится в чужеродном мире. Активная миссионерская деятельность не ведется там, в частности, по установившимся много лет назад политическим договоренностям. Они, конечно, могут прийти в православный храм помолиться, но процесс самоидентификации происходит очень сложно. Еврей и христианин – в Израиле понятия скорее параллельные. И живется таким людям в Израиле сложно. Например, у православных евреев нет даже обычной воскресной школы, по причинам политическим. Государство Израиль считает, что нельзя среди еврейских детей заниматься христианской миссией. Парадоксально, что при этом Иерусалим – город миссионеров, куда прибывают миссионеры любого толка, чтобы хоть как-то заниматься апологетикой своих идей. Поэтому в условиях такого межконфессионального дисбаланса, да еще на такой маленькой территории, проблемы исповедования Христа гражданами государства Израиль решаются непросто.

И мне кажется, что одной из задач ИППО уже в 21 веке будет миротворчески-гуманитарная миссия – снять межконфессиональное напряжение, этнический дисбаланс. Но для этого оно и создавалось более ста лет назад. Не случайно в него входили как представители Церкви, так и российские дипломаты, представители широкой общественности страны. И по большому счету это была уже народная дипломатия, когда через общественную организацию можно было больше сказать миру, чем через какие-то официальные структуры. ИППО создало уникальный русский остров в центре Иерусалима, который часто называют домом для души православного русского человека, который прибывал в Иерусалим и чувствовал себя как дома в русских постройках. Мы и сейчас должны заявить, что вернулись в Иерусалим не разрушать, а созидать, создавать мосты для диалога, сглаживать конфликты.

Как вы сами оказались в Иерусалиме?

В 1997 году я приехал туда на постоянное место жительства, поскольку там жили родственники моей супруги. Я начал учиться в Иерусалимской академии музыки и танца на факультете у известного джазового музыканта Вячеслава Ганелина. Затем я познакомился с очень интересным человеком в Санкт-Петербурге – протоиереем Василием Ермаковым, который служил в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Он был другом детства Святейшего Патриарха Алексия II и игумении Георгии, настоятельницы Горненского женского русского монастыря в Иерусалиме. Отец Василий открыл для меня заново Россию. Он много говорил о том, что Россия не такая, как ее рисует мир Запада, она яркая, интересная, самобытная, она в красках. И я увидел эту Россию в красках и с тех пор заболел любовью к ней. Это были примерно 2000–2001 годы. И мне захотелось хоть чем-то, хоть лептой вдовицы, помочь России, потому что я почувствовал, что это, может быть, и есть тот земной Иерусалим, который я искал всю жизнь. Отец Василий всегда направлял меня на понимание души этой великой страны, он говорил так: «Чтобы ты понял, что произошло с Россией, ты должен изучать путь новомучеников и исповедников Российской Церкви ХХ века. Тогда ты найдешь ключ к разгадке ее истории».

Когда я увидел в Иерусалиме бывшие российские подворья, которые стали тюрьмой, мне стало грустно: где же та великая Россия, которую мы читаем по книгам? Мне захотелось сделать хоть что-то для возвращения ее величия. И с 2005 года я стал заниматься содействием возвращению российской собственности на Святой земле. Мы учредили Иерусалимское отделение ИППО, я познакомился с членами его Совета, которые приезжали в Иерусалим из Москвы, чтобы провести международную научно-общественную конференцию «Иерусалим в русской духовной традиции». И мы вместе провели ее в очень интересном формате в Еврейском университете. Это было первое серьезное событие ИППО международного формата в послереволюционный период на Святой земле, на которое собрались ученые из многих российских вузов, а также израильские и арабские ученые. Все выступления сопровождал синхронный перевод на английский и иврит. Мы говорили об Иерусалиме в русской духовной традиции. Это было феноменальное и уникальное событие.

С того времени началось моя активная работа в ИППО, и сегодня я являюсь членом его Совета и уполномоченным представителем его Председателя Сергея Степашина. И, в частности, занимаюсь восстановлением и реставрацией Сергиевского подворья ИППО в центре Иерусалима, которое, я надеюсь, будет в скором времени полностью отреставрировано. И тогда там смогут останавливаться во время паломничества наши русские люди. Вообще работы очень много. Но я считаю себя очень счастливым человеком: судьба так распорядилась моей жизнью, что я смог чем-то помочь России, являясь гражданином Израиля.

И все-таки как относятся евреи в Израиле к православию?

Отношение разное. Если человек не очень фанатично настроен, отношение без негатива, часто с любопытством. Есть настроения антагонистические, очень антихристианское. Поэтому наша задача, людей, которые владеют ивритом, смягчать возможные противоречия. Я читаю на иврите лекции, провожу экскурсии, и ко мне нередко приходят студенты из Иерусалимского университета, известных колледжей, и я на иврите пытаюсь им рассказать, что же такое русское духовное, культурное, политическое присутствие на Святой земле. Чтобы, в том числе, снять клише и развеять мифы, порожденные в ХХ веке, которые сформировали негативный образ христианства и, в частности, православия. Им очень интересно это знать, и я считаю это очень важным. Это элемент такой тонкой народной дипломатии. Не надо активно миссионерствовать среди евреев, достаточно просто рассказать о русской культуре. И, поверьте мне, они будут восхищены.


Беседовала Светлана Высоцкая

Интервью было опубликовано в газете «Нижегородские епархиальные ведомости» № 12 2010 г.


Гид в Израиле, Иерусалиме и Святой Земле Павел Платонов

 

Страница гида Павла Платонова в фейсбуке

Православный паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме


Автор: Платонов, Павел Викторович

версия для печати