Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




С. А. Колобова
Современное православное молодежное движение: ценностные характеристики и технологии деятельности

 

Я хотела бы, уважаемые коллеги, познакомить вас с некоторыми размышлениями на основании анализа современного состоянии молодежив общем. Вот мы все говорим о том, что молодежь должна быть такой, что она очень разнообразная, а что на сегодняшний день представляют собой религиозные компоненты сознания молодежи? Как они сами к этому относятся? Каковы их ценностные ориентации? Что сегодня вообще происходит с молодежным православным движением, есть ли такое в России и почему так важно, чтобы оно функционировало эффективно,и чтобы технологии функционирования ее имели конкретные результаты.

Свое выступление я построила на основе анализа очень интересных социологических исследований, проведенных в 12 регионах Российской Федерации и, в том числе, я сама лично участвовала в 2-х социологических исследованиях, которые мы проводили в Нижнем Новгороде совместнос администрацией нашего города и департаментом по делам молодежной политики. Эти интересные сведения как раз касались вопросов взаимоотношения молодежи, Церкви и государства, и нам бы хотелось сделать некоторые выводы, которые вместе можно было обсуждатьи далее делать какие-то конкретные шаги по привлечению молодежи к деятельности международной общественной организации Императорское Православное Палестинское Общество.

Итак мы сегодня говорим о том, что молодежь в России – это та социальная категория, которая представляет 25% населения нашей страны.По законам Российской Федерации, к молодежи относятся люди в возрасте от 14 до 30 лет. Существует стратегия государственной политики РФ, и вот там закреплена такая возрастная шкала. На сегодня необходимо сделать вывод о том, что молодежь является наиболее уязвимой частью общества, действительно, молодежь вынуждена сталкиваться с очень серьезными противоречиями в собственном развитии. Дело в том, что общество, и сегодня мы об этом говорим на нашем семинаре, ждет от молодежи очень серьезных функций. Все требуют от неё ответственной гражданской позиции на основе сохранения традиционных российских ценностей. Мы все очень хотим, чтобы молодое поколение России было патриотично, чтобы оно опиралось на традиции, имело активную гражданскую позицию, чтобы оно могло вступать в очень серьезный коммуникативный межкультурный диалог, и чтобы молодежь была опорой России. Но, с другой стороны, что происходит в нашем обществе, и этоподчеркивают сами молодые ребята, к сожалению, общество не предлагает тех технологий, которые могли бы формировать такие качества совершенно неопытным социально не адаптированным людям.

На сегодняшний день молодежь очень ждет помощи от государства, и очень приятно, что она сейчас обращает свои взоры к Церкви. Она ждетот государства и Церкви некой социальной защиты. В чём видит молодежь для себя функцию социальной защиты? Что она вообще хочет?Кто ее должен защищать, она для себя определила? В каких вопросах, где она себя неуверенно чувствует и в чем она совершенноне поддержана? Первые самые главные вещи, о которых мы сегодня говорим, в обществе потребления, хорошо это или плохо, остро стоит проблема экономической защиты. Сегодня молодые люди не востребованы на рыке труда, они совершенно не могут определиться после окончания высшего учебного заведения с тем характером деятельности, которому его учили в течение многих лет. И сегодня экономическая тема стоит на самом первом и важном месте их социальных ценностей и ориентаций.

Вторая проблема – это социальная защита. Молодые люди сегодня не знают, кто их духовный лидер, они сегодня не видят того образа, на которыйможно было бы ориентироваться, чтобы быть в обществе потребления успешным, карьерным, чтобы быть духовно-нравственным, чтобы действительно выполнять функцию гражданина, семьянина, человека – продолжателя рода. Сегодня очень большая проблема в этом отношенииу молодых ребят.

Молодые граждане требуют некоторой политической защиты на уровне государственной власти. Сегодня существует стремление молодежи быть лидерами. То, о чем говорил профессор Корнилов, что для достижения цели они будут использовать любые средства, к сожалению – это данность.Мы очень часто у себя в университете проводим такой простой экспресс-опрос, когда мы говорим, ребята, есть два типа людей, первая категория людей – это отличные исполнители, они будут выполнять волю другого и будут прекрасно организованы на уровне личностном, а втораякатегория людей — управляют другими, они будут сами примером для других, они будут для других создавать некие блага. Я прошу, ребята, поднимите руку, кто хотел бы быть в первой категории людей? Одна или две руки на всю аудиторию. И когда я говорю, а кто во второй группе лидеров хочет быть? Это практически вся аудитория. Это значит, что они хотят быть такими востребованными, успешными и т. д.

Следующая категория проблем, с которой сталкивается молодежь, это их духовно-нравственная защита. Очень многие ребята, я опираюсьна конкретные цифры исследований, проведенных как в Нижнем Новгороде, так и в других городах, на сегодняшний день испытывают очень сложные проблемы поиска, духовного ориентира, того стержня, который бы давал определенный фундамент развития их личностных качеств.

Естественно, есть и такая проблема, с которой ребята сталкиваются, как правовая защита.

Вот то, что на сегодня является наиболее ценным и важным для молодого поколения.

Теперь давайте посмотрим на такой момент. Часто говорят, что молодежь потребительскую позицию занимает, они вот все пьют, они наркоманы, они достаточно негативно ведут себя в обществе, они совершенно невнимательно относятся к старшему поколению, но, тем не менее, сегодня наблюдается тенденция и другая. Сегодня роль молодежи меняется, и иждивенческие настроения постепенно заменяются в сознании поведения молодежи установками на собственную активность, на их инициативность, самостоятельность, они хотят формировать этот опыт гражданского действия, и они с большим удовольствием этот опыт гражданского действия хотели бы взращивать в себе вместе с Русской Православной Церковью. Это очень важно. И примером этого является существования на территории Российской Федерации православного молодежного движения. Оно сегодня очень многообразно. Мысль о том, что Всероссийское православное движение должно быть создано, прозвучало 25 января 1991 года, когда Святейший Патриарх Алексий, выступая на съезде русской православной молодежи, заявил о том, что необходимо молодежи консолидироваться. На этом первом съезде было всего 423 человека из всей России, 87 епархий проявили инициативу и пригласили участников православного молодежного движения.

Какова же дальнейшая судьба православных молодежных организаций? Мне кажется, она очень сложная. Дело в том, что до тех пор, пока мыне создадим системного подхода в работе с православными молодежными организациями и не уйдем от мероприятийного подхода (ведь нам что главное — провести мероприятие и рассказать всем о том, что мы замечательно работаем с молодежью), мы никогда не сможем найти в молодомправославном населении тех единомышленников, которые будут строить новую Россию. Вторая проблема, как мне кажется, заключается в том, что православные молодежные организации очень нуждаются в лидерах, настоящих интеллектуальных лидерах. У них есть духовные наставникии лидеры в церкви, но им нужны еще очень серьезные интеллектуалы, интеллигенция, ученые, которые им смогут преподнести эту жизньв контексте современных проблем и противоречий. Сколько бы мы ни говорили о том, какими они должны быть, они сегодня воспитаны определенной средой. Если эта среда сама не создаст им условия для развития, они не будут абсолютно воспринимать эту среду, как нам хочется.И третья проблема, если говорить о перспективе православного молодежного движения, – нужно нашему обществу, нашему государству подуматьо механизмах, которые бы возродили бы традицию создания образов, опорных точек истории тех лидеров, тех конкретных людей, которые создавали действительно уникальную среду православной русской молодежи 19 века, начала 20 века. Ребята не знают историю, они не знаютсвоих героев, не знают сегодня тех людей, которые являясь светскими людьми, выполняли очень серьезную духовную миссию.

Наше Нижегородское отделение Императорского Православного Палестинского Общества делает попытки для того, чтобы обозначить таких интересных людей, предложить им не просто общение между собой, но и общение в серьезной интеллектуальной среде. Александр Алексеевич поскромничал немножко, не сказал, мы занимаемся очень интересным проектом, у нас есть так называемый философский клуб, который объединяет нашу Нижегородскую епархию, наше училище епархиальное, нашу семинарию и непосредственно светских студентов, и мы делаемочень интересный образовательный проект. Мы пытаемся приглашать священников для того, чтобы они в рамках очень серьезных светских мероприятий обозначали духовную составляющую жизнедеятельности человека.

Наш факультет еще ведет очень интересный проект «Международная модель Организации Объединенных Наций». Это проект, который работаетв рамках МГИМО, а вы знаете, что МГИМО является главным учреждением сегодня нового проекта «Александр Невский», и сегодня мы в рамкахмодели ООН приглашаем священника для того, чтобы он говорил со студентами не только духовным, но где-то и светским языком о ценностяхсозидания на земле, о ценностях межкультурного диалога, о ценностях коммуникаций. Т.е. мы пытаемся искать те реальные технологии, которыепомогали бы молодежному православному движению адаптировать тот уникальный исторический опыт к современным условиям нашего достаточного жесткого, противоречивого, очень агрессивного для молодежи мира.

Светлана Анатольевна Колобова,
секретарь Нижегородского отделения ИППО, кандидат политических наук, доцент, докторант ННГУ, директор центра инновационных проблем гражданского образования на ФМО ННГУ


версия для печати