Это начинается еще в последний предреволюционный период нашей жизни. Наступает первая мировая война -1914 год. Собственно говоря, не 1917 год, а 1914 разорвал на многие десятилетия прямые связи Русской Палестины с Россией. Потому что, вступление Турции в войну на стороне центральных держав, Германии и Австрии, привело к тому, что русские люди были высланы или интернированы. В том числе преподаватели и преподавательницы русских школ палестинского общества, которые обучали здесь арабских детей. Они были интернированы, а потом высланы. С 1917 года Иерусалим переходит в руки англичан. После 500-летнего турецкого владычества, британский мандат, берет на себя опеку русскими имуществами. Впервые начинают думать о том, что русские имущества являются «вымороченными», будто Россия умерла. Что такое «вымороченные имущества» - человек умер и не оставил наследников. Вопреки тому, что Россия продолжала жить и живет сегодня. Но со времен Британского мандата начинается отношение к России, такое, как к уже усопшему владельцу палестинских достояний русских. Начинается добровольно принудительное и арендное использование русского имущества, которое сохранится и потом в 1948 году при провозглашении государства Израиль. Когда мы сегодня проходим мимо здания Русской Духовной Миссии на которой большими буквами написано, что здесь находится израильский суд также, как находился с 1918 года британский суд - судебное учреждение Британского мандата. С 1948 года еврейский суд находится в здании Русской Духовной Миссии, занимая ее на две трети. Наступает другая эпоха в жизни страны - наступает другая эпоха в жизни Палестинского Общества.
Историю XX века в жизни Палестинского Общества тоже можно подразделить на насколько периодов. Первый, я условно называю - школой выживания - это 1918-1925 годы. В этот период ученым кадрам Палестинского Общества удалось его сохранить в чрезвычайно тяжелых идеологических и материальных условиях. Самые невероятные попытки закрыть Общество, ликвидировать его делались со стороны НКВД и других советских органов. В 1917 году Палестинское Общество перестало называться Императорским. В 1918 году по обстоятельствам времени оно перестало называться православным, а стало называться Российское Палестинское Общество при Академии наук. К 1925 году удалось добиться регистрации Общества органами НКВД. В 1919 году Академия наук утвердила Устав Общества, в 1922 году подтвердила его. По условиям тогдашнего времени было гораздо важнее зарегистрировать Устав Общества органами НКВД. Это было сделано только в 1925 году.
С 1925 года наступает некое затишье в жизни Палестинского Общества, его как бы признают. Проходят научные заседания, делаются доклады. Хотя Общество не имеет собственности, Общество не имеет зала для заседаний, Общество ютится то Академии по изучению материальной культуры, то в других каких-то, принадлежащих АН, зданиях. Происходит утрата великолепной библиотеки Палестинского Общества, которая включала более 20 тысяч томов и представляла собой уникальное собрание книг по палестиноведению и по русско-палестинским духовным и культурным связям. Но, тем не менее, Общество формально существует. Оно существует даже после смерти в 1934 году последнего его председателя из дореволюционного состава- академика Николая Яковлевича Марра. Его не закрывают, а происходит, как говорят про масонские ложи,- усыпление. Постепенно, потихоньку, все реже собираются заседания, все реже делаются доклады. Общество не закрывается, но перестает реально работать. Так до 1948 года. В 1948 году наступает новый период, который связан впрямую с событиями на Святой земле. Возникновение государства Израиль резко активизировало попытки со стороны Советского правительства и советской научной общественности по реанимации Палестинского Общества. Не будет особым открытием, если я скажу, почему Общество не закрыли в самый трудный период - в 20-ые годы, и почему его реанимировали в 1948-50. Большое значение имела просто имущественная сторона дела. Палестинское Общество оставалось держателем очень существенных недвижимостей в Святой Земле. По договоренности с правительством только что созданного государства Израиль все российские имущества, оказавшиеся по разделу 1948 года по демаркационной линии на израильской территории, были возвращены Советскому правительству, Советскому Союзу. За исключением некоторых. Неведома еще судьба Сергиевского подворья. Об этом особый разговор. В том, числе есть и еще несколько объектов недвижимости, судьба которых находится под большим вопросом. Но в основном все, что оставалось на территории государства Израиль, было передано. Это был новый этап в развитии Палестинского Общества. Как только на уровне правительства дается указание о возобновлении Общества, так немедленно принимаются меры по восстановлению его работы. Ведущие академики, ведущие профессора тут же подают заявления. Есть хроника, что буквально каждый день поступали заявления о желании ведущих профессоров и академиках принять участие в работе Палестинского Общества. Первым подал заявление митрополит Крутицкий Николай Ярушевич - представитель русской православной церкви. В это же время принимается решение о возобновлении представительства Российского Палестинского Общества в Иерусалиме. В 1951 году наш первый представитель Калугин приезжает в Иерусалим и размещается в той самой квартире Сергеевского подворья, о возвращении которой сегодня ведется речь. В этот период деятельность Палестинского Общества внутри самой России продолжала носить более всего научный характер.
Возобновляется издание Палестинского сборника, который является одним из авторитетнейших научных востоковедческих изданий. Возобновляются регулярные заседания, конференции научные, издания научных трудов. Но работать с паломниками или тем более работать с русской собственностью на Святой Земле общество еще не имело возможности тоже. Этот период продолжается до 1964-67 года. В 1964 году состоялась так называемая «апельсиновая сделка». Она, конечно, не была «апельсиновой», она была в основном «трикотажной». А те 4,5 миллиона долларов, за которые правительство Хрущева продало Русскую Палестину несколькими траншами, пошло на закупку трикотажа в Израиле. Но от этого не легче ни нам, ни Русской Палестине. Через три года после этого свершилась «шестидневная война». Тогда же происходит и разрыв отношений с Израилем. Что это означало для Палестинского Общества? Как ни странно, опять активизацию его деятельности. Но активизацию в условиях Советской России. Активизация не могла принимать другой характер, как только характер идеологический. Общество начинает активнее принимать участие по заказу, правительственных структур в так называемом идеологическом обличении сионизма. В Обществе создается специальная секция современных проблем Палестины. Помимо того, что существует и продолжает свою деятельность научная секция литературных связей Востока и Запада. Ее возглавляла замечательный ученый, лучший специалист по славянским и русским евангелиям Лидия Петровна Жуковская. Но возникает и секция современных проблем Палестины, в которую вступают ученые, занимающиеся современной проблематикой стран арабского региона, в соответствии с той политической доктриной, которая тогда у Советского Союза была. Преимущественное внимание уделяется псевдосоциалистическим арабским режимам Ближнего Востока. И кроме ученых, которые занимаются современным Ближним Востоком, активизируются политические публицисты. Несмотря на то, что активизация имела идеологическую направленность, оживление было достаточно серьезное. Могу свидетельствовать я и присутствующая здесь Милена Всеволодовна Рождественская. Мы вступили в Палестинское Общество именно в этот период оживления в 1974 году. И очень многие сегодняшние активные работники Палестинского Общества вступают именно на этой волне в Палестинское Общество. Этот период продолжается до начало перестройки, до начала демократизации России, до 1992. Вначале 90-х годов происходит одно печальное, с одной стороны, а с другой стороны, положительное явление. Академия наук по недостатку средств от нас отказывается. Те 5 тысяч рублей, которые составляли бюджет Палестинского Общества, оказались непомерно тяжелыми для РАН в новых экономических условиях. В этот период нам оказывает поддержку только государство.
В 1992 году Верховный совет принимает решение о восстановлении исторического названия Общества - Императорское Православное Палестинское Общество. О необходимой поддержке Палестинского Общества, о признании его правопреемства. Министерство Юстиции Российской Федерации регистрирует общество в 1993 году, оформляет это правопреемства. Этот период в жизни Общества, начиная 1992 и до сегодняшнего дня, ознаменован активизацией Общества во всех направлениях его уставной деятельности. За эти годы мы сумели осуществить несколько паломнических поездок. Мы активно осуществляем научную работу. Первый раз мы приехали в Иерусалим. После 1917 года впервые из России крупная делегация Палестинского Общества приехала в Иерусалим в 1990 году для участия в форуме «Представители трех религий за мир на Ближнем Востоке». Тогда же, в 1990 году, мы провели первую большую международную конференцию в Москве, в которой принимали участие ученые Израиля, и арабских стран, и европейских стран, и Германии, и Англии, и Канады. Нам удалось по-настоящему, за после десятилетия советского периода, впервые выйти на международный научный уровень. Сегодня мы рады вас приветствовать в этом зале на конференции, которую в первый раз Палестинское Общество смогло организовать в самом Иерусалиме. Здесь оно работает уже сто двадцать пятый год. В 2007 году мы отметим 125-летие Палестинского Общества. Сегодня Общество осуществляет целый ряд серьезнейших научных проектов, например - тридцати томное издание дневников начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Антонина Капустина. Издание осуществляется под патронажем Святейшего Патриарха Алексея и Министерства иностранных дел. Министр иностранных дел РФ Сергей Викторович Лавров согласился войти в попечительский комитет этого издания. Дневник архимандрита Антонина Капустина- это уникальный источник истории русско-иерусалимских связей. В1865-1894 года Антонин возглавлял РДМ в Иерусалиме. Значение предпринимаемого издания, как считают наши историки, будет таким же, как было в свое время издание книги «Бытия моего» епископа Порфирия Успенского. Второй мощнейший проект - изучение и публикация наследия Андрея Николаевича Муравьева. Он всем хорошо известен, как духовный писатель-паломник и никому не известен, как деятель русско-иерусалимских церковных связей. Между тем, на протяжении всех 30-х – 40-х годов XIX века именно через Андрея Николаевича Муравьева осуществлялась вся связь со Святой Землей.
Чрезвычайно важное значение имеет и изучение Иерусалимских архивов, того документального наследия, которое по разным причинам сохранилось в различных архивных и библиотечных собраниях самого Иерусалима. Несколько лет назад мне с помощью историко-документального департамента Министерства иностранных дел и архива внешней политики Российской Империи, удалось издать двухтомник «Россия в Святой Земле». Это двухтомник документов и материалов. Впервые за сто с лишним лет история Русской Палестины, русского дела в Палестине, было поставлено на научную документальную основу. Но это только начало. В самом архиве внешней политики лежат еще такие неизведанные сокровища документальных свидетельств, которых хватит на несколько поколений исследователей. Предстоит еще очень глубокое, очень серьезное исследование. Это не возможно без активного научного сотрудничества ученых корпораций России и государства Израиль. Благодарю вас за внимание.
Иерусалим 1 ноября 2005 года.
Конференц-зал им.Маерздорфа в Еврейском университете на горе Скопус.
© Николай Николаевич Лисовой
Кандитат философских наук,
старший научный сотрудник Института Российской истории РАН,
зам.предеседателя ИППО (Москва)
При перепечатке материала - ссылка на сайт "Россия в красках" и адрес http://ricolor.org/ обязательна