Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Проекты / Научные мероприятия / Международная научно-общественная конференция "Иерусалим в русской духовной традиции". 1-2 ноября 2005 г. / Доклад А. В. Назаренко. «Международная торговля еврейских купцов на Ближнем Востоке и в Европе в XIX-X веках, в первые века существования древнерусского государства»

 

«Международная торговля еврейских купцов на Ближнем Востоке и в Европе в 9-10 веках, в первые века существования древнерусского государства»

 

А.В.Назаренко



 
     Нет прямых свидетельств, которые  указывали бы на непосредственные контакты будущего, раннего древнерусского государства с Иерусалимом. Если внимательно присмотреться к тому геополитическому, экономическому и культурному контексту,  в которое оказываются вписаны процессы образования древнерусского государства в это время, то мы увидим, что в тех или иных отношениях эти процессы оказываются прочно увязанными с делами восточно-средиземноморскими. Все, что связано с зарождением древнерусского государства оказывается вписанным в Восточно-средиземноморский контекст.

     Рассуждая об этом, приведу один, два ярких примеров. Один из них, это структура древнерусского денежно-весового счета. Она, как выясняется, берет за образец ту, которая существовала в это время в арабском халифате. В стандартном золотом  арабском динарии двадцать стандартных арабских серебряных монет - дирхимов.  Это соотношение золотой и серебряной валют, которые в это время обращались на Руси было заимствовано древнерусским денежно-весовым счетом. В одной гривне двадцать кун. В качестве металлической валюты на Древне Руси  в это время прямо ходил серебряный арабский дирхим. Археологи по все древнерусской территории этого времени обнаруживают в огромных количествах клады арабской серебряной монеты, которая и была главным денежным расчетным средством в Восточной Европе, на Руси в это время. Два этих обстоятельства выводят нас на непосредственные  связи той территории, на которой складывается Древнерусское государство. Это территория Среднего Приднепровья с центром в Киеве, который в это время  возникает, как город, в собственном смысле. Связи с Ближнем Востоком и с Восточным Средиземноморьем. Существуют много арабских и арабо-язычных текстов, в которых отложилось огромное количество сведений о первоначальной Руси. На ряду с греческими и византийскими источниками, наряду с латинскими, западно-европейскими, существует огромное количество арабских текстов, очень важных, для того, чтобы понимать, что происходило в это время в Восточной Европе. На одном из  этих текстов хочется заострить внимание слушателей. Речь идет об одном из персидских авторов, писавших по-арабски. В латино-язычной литературе  его называют Ибн-Кура-Дадбих, в русской транскрипции, привыкли называть его Ибн-Хор-Дадбех. Это автор очень осведомленный, потому что, по должности своей он был начальником  почтовой службы в провинции Албжибал - это нынешний персидский Ирак. Его главное произведение, которое дошло до нас в нескольких редакциях, по- арабски называется «Китап ал масалик валмамалик», по русские звучит «Книга путей и царств».
 
     Самим своим названием произведение указывает на географическую основу его содержание, т.е. описание основных дорог, проходивших через халифат того времени. Из всех географических описание, которые в этом трактате содержатся, есть одно, в котором идет речь о путях еврейских купцов по морю и по суши от Запада - тогдашние Экумены, до самого Востока. Вольно процитирую, переводя арабские формы географических названий на более для нас привычные. Путь еврейских купцов, которые говорят по-арабски, по-персидски, по-гречески, по-франски (либо по-латыне, либо на каких-то романских языках) и по-славянски. Они путешествуют по суши и по морю от Алмашрика до Алмагриба и от Алмагриба до Алмашрика. Алмагриб - это Западная оконечность южной части Экумены, т.е. Вселенной того времени, (по арабским представлениям),  а Алмашрик - это Восточная оконечность этой Вселенной, включавшая в себя Китай и Индокитай. Они путешествуют по землям франков  и по Западному морю, т.е. по Средиземному морю до египетского побережья. Затем по Восточному морю, а это уже Красное, захватывая и Индийский океан до Индии и Китая. Оттуда они вывозят ароматы, пряности и другие товары, которые потом по западному морю, доставляют в Византию, иногда поворачивая  в землю Франков, современную Францию, Центральную Европу. Они везут обратно невольников, обычный товар того времени, меха и оружие. Это был путь по морю. Если говорить о сухопутном маршруте, то они отправляются из Аландалуса - это Испания, или из страны Франков - из нынешней Южной Франции, в Тонжер - на северное побережье Африки и от туда уже по суши до Палестины, Дамаска, Багдада, Басры  и снова до Индии и Китая. Но главное в том, что иногда они держат путь по ту сторону Румии, т.е. Византии, в страну славян. Что же значит «по ту сторону Румии» для наблюдателя, находящегося в Халифате?- Это севернее Византии. Затем в Хамлиц - главный город хазар, далее по Каспийскому морю снова в Китай и Индию. Хазарский каганат того времени - это довольно большое государственное образование, занимавшее земли в степях Северного Кавказа примерно от Восточного Приазовья до  низовья Оволки. Если попытаться уточнить неопределенные указания Ибн-Ходадбека о пути еврейских купцов, выходящих с Юга Франции или из Испании, идущих  через страну славян. Это не маршруты по Балтики, сам автор говорит, что это маршрут по суше.
 
     Многочисленные латинские источники того же времени прямо  указывают на интенсивность еврейской торговли между портами Южной Франции, Леоном и Арлем, между Венецией и Среднем Подунавьем. Это стандартные маршрут европейской работорговли IX-X веков. В нашем распоряжении имеется много текстов, в том числе и авторитетных, например «Послание леонского архиепископа Агобарда» первой половины IX столетия, которые наполнены жалобами на то, что еврейские купцы торгуют невольниками христианского происхождении. Что с точки зрения Церкви всегда было предосудительно. Что же дальше, после того, как купцы приходят в Среднее Подунавье? Об этом говорит еще один текст, но более позднего происхождения, середины X столетия. Текст, написанный на древнееврейском языке. Речь идет о послании некоего Хаздая  Ибн Шафрута. Это министр кордовского эмира Абдарахмана третьего при мусульманско-испанском дворе. Это министр еврейского происхождения. Он долго искал связи с хазарским каганатом, услышав, что правители хазар иудейского вероисповедания. Он не знал, как по надежнее отправить эти послания. К нему приходят еврейские купцы и говорят «Дай нами твои письма и мы доставим их царю чехов, в Среднее Подунавье. Он пошлет их израильтянам, живущим в стране венгров, те перешлют его  в страну русс, откуда в булгар, хазаром, или куда ты захочешь». Перед нами восточное продолжение того самого   маршрута, который вырисовывается по латинским источникам для Западной и Центральной Европы. Из Южной Франции к Северу от Альп в Среднее Подунавье. Того маршрута, который в целом, но достаточно неопределенно обрисован Хордадбеком в его сообщении, датируемом  40-м или 80-м годам X столетия.
 
     Выясняется, что существует стабильный, интенсивно действующий трансевропейский торговый маршрут от Испании до Нижней Волге, по крайне мере, который в достаточно большой степени обеспечивают своими усилиями еврейские негоцианты. В этом нет ничего удивительно, имеются и другие данные красноречивые данные того времени. В частности, найдены недавно в Каире, в местной генизе - в хранилище, вышедших из употребление старых документов, обрывки послания видимо конца  IX столетия, отправленного киевско-еврейской общины на юг. Оно сохранилось в Каире. Послание издано в 1981 году Крициком Игобом. Очень интересный документ, где упоминается и само имя «Киев». Таким образом, мы видим, что и в Праге, так же как и других западно-европейских городах того времени, в Киеве,  в самой ранний период древнерусской истории присутствует торговая еврейская община. Это даже и ненеожиданно, известно, что на рубеже IX-X веков венецианских власти принимают ряд очень жестких, протекционистских мер против своих еврейских конкурентов на Средиземноморье, поэтому маршруты торговые еврейского купечества перемещаются чуть-чуть севернее, как описывают  Ибн-Хор-Хадбек и Ибн Шафрут. В послании Ибн-Хор-Дадбека главку об еврейских купцах, путешествующих с Запада на Восток и с Востока на Запад, по всей тогдашней Эйкумене,  прерывает характерная вставка о русских купцах, которые путешествуют через Восточную Европу с севера на юг, к северному Причерноморью до самого Константинополя. Они тоже везут свои товары - меха, невольников и оружие. Эта вставка о русских купцах, неизвестно, как попавшая во внутрь сюжета о купцах еврейских, весьма характерна. Она оказывается на месте. Действительно, мы видим, как  в Среднеподнепровье, в Киеве пересекаются эти два, фундаментальных для истории образования древнерусского государства, торговых маршрута- с Севера на Юг- известный путь из варяг в греки.
 
     Из школьной истории известно, что  Древняя Русь образовалась на пути из варяг в греки. Но оказывается, что она образовалась  не только на пути из варяг в греки, она образовалась на перекрестье этого пути с широтным, трансъевропейским и даже, если взять его в целом, трансазиатским маршрутом. Получается такая картина, кода речь заходила об образовании древнерусского государства науки неудобно было говорить, о том, что в этих процессах  международная торговля играла одну их главных ролей. Но видимо, так оно и было. Эта мысль, высказана еще в XIX веке известным нашим историком Василием Осиповичем Ключевскими, и впоследствии подзабытая, сейчас снова находит себе все больше и больше сторонников, к которым и причисляю себя. Действительно, международная торговля русских купцов, независимо от того, понимать под ними скандинавских купцов или собственно славянских, еврейских, она играла  очень существенную роль в ходе образования, складывания древнерусского государства. Это роль была достаточно ясна уже первоначальному древнерусскому летописцу. Когда он включает в «Повесть временных лет», а так называется наша древнейшая из сохранившихся летописей это рубеж XI-XII веков, известный сюжет, который мы привыкли называть «Сказание о выборе вер князем Владимиром» - крестителем Руси.
 
    Конечно - это предание, конечно- это легендарное осмысление реальных событий. Речь идет о том, что князь Владимир прежде чем крестится в византийское православие, посылает своих послов посмотреть другие веры. Он смотрит веры, о которых говорилось выше. К булгарам, чтобы посмотреть мусульманское вероисповедание, к хазарам, чтобы посмотреть иудейское, в Византию, чтобы посмотреть греческое. В результате останавливается на греческом. Важен сам факт, что в древней Руси перекрещивались и для начального периода органически сочетались все эти культурно-исторические и экономические направления. Подводя итог, хочется сказать, что, может быть, и проведенциальным образом в самые древние, смутные века древнерусской истории, мы наблюдает у ее колыбели сочетание этих культурно-исторических, экономические и любых других традиций, которые становятся судьбоносными и остаются судьбоносными до сих пор для русского человека, тем более для русского паломника, который приходит в Иерусалим, где в более концентрированном виде он до сих пор наблюдает то же самое.

Вопросы - Тот географический маршрут, который был описан докладчиком, особенно по европейской части, напомнил маршрут крестоносных войск, которые шли на восток. Могли ли этим  маршрутом пользоваться, кроме воинов и купцов, еще и пилигримы в 6-7 веке, которые направлялись в Иерусалим?

Ответ - Пилигримы столь раннего времени двигались из Западной Европы чаще всего сухопутным маршрутом, не нужно было огибать Альпы, попадать на Средний Дунай, чтобы через Босфор и Восточное Средиземноморье попадать в Палестину. Маршрут был характерен для английских, для северо-германских скандинавских паломников, более позднего времени, которые предпочитали путь через Северное Подунавье, через Балканы, через Венгрию, под протекторатом византийских властей, затем арабских, когда соглашения еще действовали. Из южной Франции они путешествовали по морю.

Вопрос - Вопрос, о котором писал Пархоменко и другие авторы. Могла ли играть большую роль еврейско-хазарская община Киева того времени в христианизации Руси?

Ответ - Не вижу здесь особой связи между наличием еврейской общины и христианизации Руси. Пархоменко это больше увязывал с существованием гипотетической причерноморской Руси, в районе Северного Причерноморья, Тамани или  Крыма.

-  Он имел ввиду - хазарская беседа.

-  Т.о. наличие хазарской топонимики в Киеве, хазарския беседка. Какие-то районы в Киеве, которые своим названием выдают наличие здесь хазарского населения или квартала. Мы не знаем, какая община существовала, которая отправила письмо, сохранившееся в каирском собрании. Возможно, это были иудеонизированные хазары.

По религиозному признаку это были иудеи, а этнически это вполне могли быть и хазары. Дает некое основание говорить, что это были тюрские руны. Если полагаться на те расшифровки, которые сделал Емельян Иосипович Притцак, один из издателей этого документа. С  наличие хазарского элемента и в Киеве и в южной Руси раннего времени связан рассвет современной иудаистики в современной России, который наблюдаем, о котором говорил наш коллега Бен Арье, израильский. Многие  ученые пытаются нащупать и более отчетливо выявить эту роль хазарского и  иудейского по религиозному признаку  элемента в ранней древнерусской истории.

Вопрос - Вопрос о возможной связи хазарского каганата с христианизацией в Восточной Европе.
 
Ответ - Для XIX века есть свидетельства о хазарской епархии в составе константинопольского патриархата. Когда речь идет о хазарском каганате это совсем не означает одно вероисповедание. В списках епархии Константинопольского патриархата в 9 веке присутствует и хазарская епархия. Хазарская община в Киеве совсем не означает. Хазарское государство, находящееся на  таком перекрестке международных путей в вероисповедальном отношении было очень пестрым. Иудоизированной была только социальная верхушка этого государства. Там было много мусульман. Затронута была территория миссионерской деятельностью, исходившей из Константинополя, из Византии. На одном из этапов этой деятельности и возникла эта хазарская епархия, которая потом и отложилась в списках константинопольской патриархии. Хотя не очень понятно, где она точно располагалась. Она могла быть и ближе к Крыму.

Вопрос - Были ли задействованы  эти пути в период потерянных десяти иудейских колен, которые были во времена завоевания Вавилона. Могли ли по дороге осесть какие- то племена?

Ответ - Нет,  с точки зрения историка те маршруты, проходящие по областям Европы, Испании, через среднее Поднепровье на Нижнюю Волгу. Эти маршруты встречаются только в историческое время. XIX век-самое раннее указание на его появление. В частности интенсификация этого торгового пути связана с перемещением деятельности еврейского купечества собственно из Средиземноморья, когда Венеция начинает их оттуда выдавливать на сушу, в Европу. Тогда начинает образовываться многие еврейские общины, которые мы застаем и в Манте, на Рейне и в Ормсе, в Ковлинце, в Южной Баварии, в Рейнсбурге, в Альсбурге. Это все конец XIX первая половина X века. В это время они начинают упоминаться, и в это время, очевидно, они и появляются. Появляются характерные названия, связанные с этнонимом. Иудеи по пути связывающем Среднее Подунавье с Венецией. Через эти перевалы Австрийских Альп, здесь масса топонимов- типа Юдендорф, которые появляются в начале XI века , во всяком случае. Это все связано с существенно более поздним временем, нежели те процессы рассеяния, о которых был вопрос. Хотя, когда сама иудейская мысль начинает осмыслять, как и при каких  обстоятельствах все это происходило, то многие вещи начинают связываться и с хазарами в том числе. Например, поиски тринадцатого исчезнувшего колена, которое зачастую отождествляется в с хазарским каганатом. Это позднейшие идеологические конструкции, которые с реальными историческими событиями не имеют никакого отношения. В более ранние времена  здесь совсем другая государственно-политическая. В более ранние времена это Римская Империя, варварские королевства, так называемое Великое переселение народов, когда все мешается,  ни о каких стабильных о торговых путях трансъевропейского масштаба не могло быть и речи.

Вопрос- Сравнивая крымских хазар  и еврейских выясняются резкие различия. Греческое влияние было очень сильным в Крыму. Греческие святые, которые погибли и, похоронены  в Крыму много сделали для  христианства. Возможно, это были предшественники теперешних иудео-христиан, возможно у них было две традиции - иудейская и христианская.

Ответ - Я опасался, что разговор может увести далеко. Судьбы еврейского народа в рассеянии, судьбы иудейского вероисповедания   в позднейшие времена, очень косвенно связанные с тем, что я говорил. Здесь масса очень сложных  сюжетов, по поводу которых я не рискую ответственно высказываться.  

Иерусалим 2 ноября 2005 года
Конференц-зал им.Маерздорфа в Еврейском университете на горе Скопус.
© А.В.Назаренко,
Доктор исторических наук, ведущий научный  сотрудник Института всеобщей истории РАН,
Председатель Научного совета РАН «Роль религии в истории» (Москва),
При перепечатке материала - ссылка на сайт "Россия в красках" и адрес http://ricolor.org обязательна

Автор: Назаренко, Александр Васильевич

версия для печати