Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Проекты / Научные мероприятия / Международная научно-общественная конференция "Иерусалим в русской духовной традиции". 1-2 ноября 2005 г. / Доклад О. В. Лосевой. Святогробский Типикон и его отражение в древнерусской литургической традиции.

Святогробский Типикон и его отражение в древнерусской литургической традиции

 

Формирование годичного цикла церковных праздников восходит к собраниям, по-гречески - синаксисам, совершавшихся на святых местах в память Евангельских событий. Богослужение древнего Типикона Иерусалимской церкви неотъемлемо связано с Евангельской топографией. Но только с храмами, воздвигнутыми на Святых местах, Голгофе, Сионе, Елеоне, Гефсимании, Вифезде, в могиле Лазаря в Вифании и другими, но и с горами полями, реками, озерами, селениями. Например, собрание на Поле Пастушков в канун Рождества Христова, собрание на берегу Тивериадского озера, у Иордана, на месте, где крестил Иоанн Предтеча в дни предпразднества Богоявления. Селение Эйн-Карем в память Елизаветы - матери Иоанна Крестителя - 28 августа, на горе апостолов - чествование апостолов Петра, Павла, Филиппа и Фомы- 9 мая. Ибо вся Палестина, земля по которой ходил Спаситель, есть Святая Земля. Постепенно цикл праздников в честь событий и лиц, о которых повествуется в Новом Завете, стал дополняться памятью Мучеников, затем Святителей и Преподобных. Характер богослужений Матери Церквей - Иерусалимской - храм Гроба Господня - всегда имел огромное значение для любой христианской литургической традиции.
 
Неоднократно в истории наблюдались попытки воспроизведения Палестинских реалий. Золотые врата, через который Христос в Вербное воскресение торжественно въехал в Иерусалим, вспомнив Константинопольские Золотые ворота, с построенных рядом храмом, называвшимся Новый Иерусалим, и от Золотых ворот Ярослава Мудрого, до глобального замысла Нового Иерусалима патриарха Никона.  Воспроизведение святынь в архитектуре и топографии, например -  престол Новгородской Софии в меру Гроба Господня, Лобное место на Красной площади, Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря на острове Анзер, Вифанский монастырь, Гефсиманский скит около Троицо-Сергеевской Лавры, Северный Иерусалим на Валааме, в обиходе - в прорубе-Иордане и даже в церковной утваре, так называемых Сионы и Иерусалимы, имело место максимальное духовное и физическое приближение к благодати таинственных событий, освятившей Святые Места на тысячелетия. Неотъемлемой частью истории русской церкви является история ее религиозных, культурных и политических связей со Святой Землей с древнейших времен до сегодняшнего дня. Своеобразную историческую информацию о древнейших периодах этих связей содержат церковные календари - месяцесловы. Месяцеслов православной церкви в первое тысячелетие ее существования складывался и развивался на основе взаимодействия богослужебных и монологических традиций поместных церквей, отличавшихся ярким своеобразием из-за присутствия большого числа местных празднований.
 
Наиболее значительные праздники крупных религиозных центров становились обще церковными. Так  многие из палестинских подвижников, церковных деятелей, почитаемых святыми в Иерусалимской патриархии, впоследствии были включенных в календари константинопольские и других церквей, заняв видное место в системе церковных праздников. Состав праздников и различие в датах чествования одних и тех же святых зависели не только от особенностей календаря данной поместной церкви, но и от специфических черт богослужебных Уставов, Типиконов, возникавших в рамках данных церквей. Традиционно история русского богослужения связана с историей развития и изменения трех Типиконов- Устава Великой Церкви, Студийского и Савваитского. Устав Великой Церкви сложился в результате литургической практики Храма Святой Софии в Константинополе. Создание Студийского Устава связано с именем великого подвижника Федора Студита - игумена Студийского монастыря в Константинополе. Савваитский Устав, первоначально возникнув в Палестинской Лавре Саввы Освященного, впоследствии вытеснил в Иерусалимском патриархате Святогробский Типикон. Что касается Святогробского Типикона, то он сложился на основе богослужебных порядков, обрядов и традиций Храма Воскресения в Иерусалиме- важнейшего религиозного центра христианского мира. Святогробский Типикон потерпел серьезные изменения в 7 веке, после персидского и арабского завоеваний. После разрушения в 1009 году по приказу халифа Аль-Хакима  Храма Святого Воскресения и других церквей,  Святогробский Устав окончательно утрачивает свое значения в Иерусалимском патриархате и сменяется Савваитских, за которым закрепилось название Иерусалимского. Это так называемый ново-савваитский синтез, по терминологии Роберта Тафта. Именно Савваитский Устав распространился на всем православном Востоке. Хотя до нас  и дошли некоторые  греческие списки Святогробского Типикона, например, фрагментарно сохранившийся список 1122 года, отражающий характер богослужения середины X века. Обряды Святогробского Типикона реконструируются  по армянским и грузинским литургическим памятникам. Святогробский Типикон был принят в качестве образца для богослужения армянской и грузинской церквей.
 
Данная традиция достаточно полно отражена в Иерусалимских  лекционариях. Формирование армянской версии Иерусалимского лекционария относится к первой половине пятого века. Грузинская версия восходит к оригиналу седьмого века. Богослужение по Святогробскому Типикону сохранилось в Армении и Грузии дольше, чем в Иерусалиме - центре своего возникновения. И это не удивительно.  Крупные религиозные и культурные центры всегда являлись источником инноваций, долго удерживались на периферии. Нас интересует, прежде всего, календарный раздел Святогробского Типикона, отличавшийся большим своеобразием. Он включает большое число местных праздников. Например, праздник Обретение Святой Чаши, отмечавшийся третьего июля  церковью Великомученика Федора Тирона, построенной в Иерусалиме александрийским  патриархом  Ианном Местиевым. Торжество в честь ковчега Завета в Кириафе Ариме второго июля. Разрушение и сожжение персами Иерусалима в 614 году - семнадцатого мая. В календарном разделе Святогробского Типикона насчитывается более 30 дат, связанных  с освящением Палестинских церквей. Например, Кузикской Лавры- 18 января, В Овчей купели - 9 июля, на Силоамском источнике 6 сентября, Святой Софией Новой, где был дом Пилата, 21 сентября, на Елеоне 7 октября, Святого Георгия в Лидде - 3 ноября и Святого Георгия в Двидовой башне 23 ноября, в Лавре Саввы освященного 12 декабря. Упоминается значительное число Иерусалимских патриархов, многое из которых не получили обще церковного почитания. Проилий 417-420 годы, Анастасий 1 458 -478 , его приемники Мартирий, Солюстий, Илия 2-ой, патриарх Петр 524-544 годы, патриарх Амос 594-601 год и другие. Утверждение об исключительной роли Константинополя в крещении Руси и об отсутствии прямых контактов русской церкви в X-XI веках в Иерусалимской являлось до сих пор аксиомой. Однако, хотя три названных Типикона- Устав Великой Церкви Студийский, Савваитский действительно играли ведущую роль в жизни русской церкви, при внимательном изучении древнейших русских календарных памятников, нам удалось обнаружить  следы влияния еще одного Устава - Святогробского  патриаршего Типикона. Для изучения Иерусалимского вклада в русский календарь привлечены месяцесловы Евангелий- наиболее распространенный тип календарей того времени, интереснейший и малоизученный комплекс исторических источников. В отличие от других типов богослужебных книг, организованных по календарному принципу, например - прологов, служебных Миней, Стихирорей, Кондакарей, Месяцесловов,  Евангелией и Апостолов отличатся пестротой и разнообразием состава, делающими невозможной классификацию по редакциям, видам или семьям.
 
Среди древнерусских Месяцесловов нет не только одинаковых, но и близко сходных друг с другом, которые так же являются большой редкостью. Особый интерес  представляют Остромирово Евангелие, созданное в 1056-1057 годах по заказу Новгородского посадника Остромира, родственника Изеслава Ярославича. И Мстиславово Евангелие 1117 года, написанное для Новгородского князя Мстислава Великого, старшего сына Владимира Мономаха. До настоящего времени ряд событий и лиц, упоминаемых календарями Острмировым и Мстислововым Евангелиями, оставался загадкой для исследователей. Их сравнение с календарными разделами Святогробского Типикона пролило свет на темные места в древнерусских месяцесловах XI, начала-XII  веков.

Месяцеслов древнейшего русского датированного Остромирово Евангелия 1056-1057 годов отмечает под 22 октября освещение Церкви Богородицы. Т.е. Храма Богородицы в Гефсиманском саду, построенного на месте Ее Успения Византийским императором Маркианом, правившем в 450-457 годах.  Местный праздник Святогоробского Типикона. Под 31 октября - память Великомученика Пантелеимона, отмечаемая согласно Святогробской традиции в этом день, вместо 27 июля. Под 8 и 10 января дважды празднуют память святителя Григория Нисского. 10 января - обще церковное помяновение  святого, а 8 января - местное, отмечаемое Святогробским Типиконом и испытавшим Его влияние литургическими Памятниками, например, Синайским Евангелием номер 150. Под 18 января - память Александра патриарха Александрийского, указываемого Святогробским Типиконом в этот день, на ряду с обще церковно поминаемыми Афанасием и Кириллом Александрийскими. Под 26 января - память Священномученика Паликарпа Смирнского. Местное чествование этого святого в Иерусалимском патриархате, помимо главного празднования 23 февраля. Месяцеслов Мстиславового Евангелия включает под 27 октября праздник Положение Главы Иоанна Предтечи, который не известен Уставу Великой церкви ни Судийскому, ни Савваитскому. Однако, по Святогробскому Типикону - 26 октября, в постройке патриарха Иоанна Милостивого, отмечается память Обретения Главы Иоанна Предтечи, а 27 октября- праздник положения Главы Иоанна Предтечи. Эти праздники являются обычными для сирийских яковитских календарей. Скорее всего, причина учреждения этих празднований могло послужить перенесением Главы Иоанна Предтечи 26 октября 452 года из Собора церкви сирийского города Мессы в ново построенную церковь во имя этого святого, о чем сохранился рассказ архимандрита Маркела, участника этого события. Оба роскошных Кодекса Остромирова и Мстиславово Евангелия написаны в княжеских скрипториях. История их создания связана с Новгородом. Несмотря на малочисленность подобных фактов, праздников, сам уровень книжных памятников, в которых они находятся, исключает случайный характер попадания Иерусалимских известий в русские календари. Включение местных Иерусалимских праздников в Месяцесловы XI-XII веков, указывает на  знакомство со Святогробским Типиконом на Руси в период становления русской церкви. И на применение Его в литургической практике в ближайшее после принятия крещения время.

Одним из главных праздников Святогробского Типикона является праздник Освящения построенного Константином Великим, Храма Воскресения  над Гробом Господним, произошедшего 13 сентября 335 года. По свидетельству историка Сезомена, это событие стало отмечаться ежегодно непосредственно со времени освящения и на него стекалось множество паломников со всех концов христианского мира. По описанию галльской паломнице конца IV века - это было незаурядное церковной празднование. Служба в этот день совершалась столь же торжественно, как на Пасху и Рождество. Первоначально это событие отмечалось, как местный Иерусалимский праздник, но, учитывая значение Храма Гроба Господня, оно постепенно стало получать все большее распространение. Обновление Храма Воскресения  13 сентября вносится в сирийские, армянские, грузинские календари. В константинопольских Месяцесловах он начинает эпизодически появляться лишь с XI века. Наиболее ранними датированными рукописями константинопольского происхождения, упоминающими под 13 сентября праздник Обновления Храма Воскресения является Месяцеслов Евангелия 1034 года из Российской национальной библиотеки собрания Санкт-Петербургской духовной академии Кодекс Б и парижский список Великой церкви 1063 года. На фоне новых данных о знакомстве древнерусских календарей XI-XII веков с праздниками Святогробского Типикона, гипотезе о преднамеренном приурочивании дня Освящения храма Святой Софии в Новгороде 14 сентября 1050 года к празднику Освящения Храма Гроба Господня 13 сентября обретает достаточную убедительность. Выбор дней освящения первых русских церквей имел символический смысл. Первое освящение киевской Софии 11 мая и десятинной церкви 12 мая были приурочены к празднику рождения  Константинополя, т.е. ко дню основания Константином Великим новой столицы империи на месте древнего города Византия 11 мая 330 года и вручения ее заступничеству Богородицы. Первые русские князья- христиане при выборе дня для освящения  главных храмов  государства руководствовались идеей преемственности и равнозначности второму Риму - Царьграду, а так же идеей посвящения столицы Руси, как и  столицы Византии Богородицы. 
 
Сознательное сближение дат освящения Новгородской Софии и Храма Гроба Господня имеет идеологический подтекст. Выбор Храма Гроба Господня, как прообраза Новгородской Софии и уподобление самого Новгорода, во всем соперничавшего в Киевом, уже не Первому или Второму Риму, а Святому граду Иерусалиму. Наиболее ранние упоминания праздника 13 сентября в русских рукописях встречается в Стихирорях XII века из библиотеки Академии наук в Санкт-Петербурге, шифр 34-73, из Российской национальной библиотеки, шифр кварта пергаменная 1-15, из Государственного исторического музея в  Москве, синодальное собрание номер 279, содержащее песнопения в честь освящения Храма Воскресения. Уже не гипотезой, а красноречивым фактом, является сообщение новгородской первой летописи об освящении Храма Воскресения в Новгороде, построенном стяжанием архимандрита Мартирия, 13 сентября 1196 года. 
 
Таким образом, праздник освящения Храма Воскресения в Иерусалиме стал известен на Руси задолго до введения  в концеXIV века в русскую Богослужебную практику Савваитского Устава. В свою очередь, нам представляется возможным сделать гипотезу о символике даты освящения другой Софии - Киевской. В  Месяцеслове Мстиславова Евангелия под 4 ноября сообщается об освящении Собора Святой Софии в Киеве митрополитом Ефремом, приемником Иллариона. Выбор этой даты вызывает недоумение у исследователей, поскольку неясны мотивы выбора рядового дня столь торжественной церемонии. Единственным значительным праздником, содержащимся в календарях по соседству с 4 ноября, является освящение храма Великомученика Георгия  в Лиде - 3 ноября. В Святой Земле этот праздник являлся вторым по значению после 13 сентября среди празднований в честь освящения палестинских церквей.
 
Показателен сам факт, что из многочисленных  дат освящения Храмов Святой Земли Савваитский Устав заимствовал из Святогробского Типикона только две даты 13 сентября и 3 ноября. Это не удивительно, так как в храме, построенном в Лиде императором Иустинианом, хранились мощи одного из  самых чтимых христианами святых - Великомученика Георгия Победоносца. Как и все больших церковные торжества, освящение храма Великомученика Георгия в Лидде отмечалось в течении нескольких дней. Согласно Святогробскому Типикону, празднование этого события продолжалось и на следующий день - 4 ноября. Вероятность случайного совпадения этих дат невелика. Святой Георгий являлся небесным покровителем Ярослава Мудрого, более того в Святой Софии им был устроен предел в честь влкм. Георгия. Именно в годы правления Ярослава усилиями нескольких государей было предпринято восстановление церкви Георгия в Лидде, разрушенной в 1009 году. Работы были начаты, вероятно, еще при императоре Константине VIII, а завершены Константином IX Мономахом. Сохранилось свидетельство, что в восстановлении Храма принимал участие  венгерский король Стефан I. Вряд ли  можно предположить, что киевский князь мог оказаться не в курсе этих  событий. Установлены факты бытования на Руси литургических памятников, отражающих обряды и традиции Храма Гроба Господня, в соответствии с его древнем Типиконом. Расширяют наши представления о культурных и религиозных связях киевского государства в XI веке и об особенностях начальных этапов истории русского Богослужения. Выявление этих фактов является в своем роде закономерным, т.к. без благословения Матери Церквей - Иерусалимской - не могла состояться рождение новой христианской церкви. 
 
Иерусалим 1 ноября 2005 года.
Конференц-зал им. Маерздорфа в Еврейском университете на горе Скопус
© Ольга Викторовна Лосева,
Кандидат исторических наук,
Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» (Москва)
 
При перепечатке материала - ссылка на сайт "Россия в красках" и адрес http://ricolor.org/ обязательна

Автор: Лосева, Ольга Викторовна

версия для печати