Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Проекты / Лекторий / Лекции во временном офисе Иерусалимского отделения ИППО с 15 февраля 2006 по 8 августа 2007 года / Полный список лекций, проведенных во временном офисе Иерусалимского отделения ИППО / Лекция 20-я. Храмовое зодчество Москвы – памятники архитектуры и истории. Беседа четвертая. Заключительная. Земляной город. Москва в предреволюционных границах. Храмовая архитектура XVIII – XIX веков. Григорий Бокман

 

Лекция 20-я

11 октября 2006 года состоялась заключительная беседа из цикла: Храмовое зодчество Москвы – памятники архитектуры и истории 

Беседа четвертая. Заключительная. Земляной город

Москва в предреволюционных границах 

Храмовая   архитектура XVIII – XIX  веков 

 
    Земляной город – исторически сложившаяся территория Москвы между каменными стенами Белого города и четвертым оборонительным поясом. Структура этого пояса. Значение  Земляного вала в истории города на протяжении XVII – XIX веков. Топонимические свидетельства существования Земляного вала – улицы с топонимом вал:  Крымский вал,   Зацепский вал,  Земляной Вал, улицы с названием Садовая на месте бывшего вала Садово-Спасская ул., Садово-Каретная ул., Садово-Триумфальная ул. и т. д. 
Ландшафт Земляного города: левобережная возвышенная часть,  низменная правобережная часть  - Замоскворечье. 
 
    Характер заселение левобережной части - подковообразного пространства между стеной Белого города и Земляным валом.  Слободы, обслуживающие царский дом, ремесленные и военные слободы. Аристократический район в западной части города, его усадьбы: загородные, городские. Торговый север и восток, торговый капитал в аристократических районах – Морозовы, Тарасовы, Рябушинские и т.д.
 
    Монастыри на территории Земляного города: Зачатьевский - история возникновения, сохранившиеся памятники архитектуры. Страстной монастырь, полностью разрушенный в советское  время, колокольня монастыря работы арх. М.Д. Быковского; Федоровский Богородичный за Никитскими  воротами - история возникновения монастыря - памятника становления династии Романовых, монастырская церковь XVII века - церковь Федора Студита - памятник архитектуры и истории - домовая церковь семьи  А.В. Суворова.
 
    Замоскворечье как часть исторического центра Москвы. Особенности ландшафта и своеобразие развития  региона:
 
    1. Пространство между рекой и её старицей, превратившееся после сооружения в семидесятых годах XVIII века Водоотводного канала, в обособленный остров.
 
    Государевы сады после пожара 1493 г. (Старые сады московских вел.. князей в районе Старосадских переулков – ц. св. Владимира,  арх. Аливиз Фрязин). Дворцовые слободы для обслуживания садов при Алексее Михайловиче: Верхние Садовники, Средние и Нижние Садовники. Архитектурные памятники садовнических слобод. 
 
    Усадьба думного дьяка «московского гостя», внука главного государева садовника Кирилла – Аверкия Кириллова, Никольская церковь в Берсеневке («огненная» церковь XVII  в.) –   относительно хорошо сохранившиеся памятники  зодчества середины  XVII в. в Верхних Садовников. 
 
    Церковь св. Софии в Средних Садовниках на набережной,  обращенной к Кремлю - Софийской  по церкви. Состояние архитектурного и исторического памятника в советское время. Памятник архитектуры  второй половины XIX  века -  трехъярусная с шатровым завершением колокольня церкви Софии, вертикальная доминанта острова - арх. Н.И. Козловский.
 
    Церковь Николы Заяицкого в Нижних Садовниках - памятник позднего московского барокко, перестроенный из ранее существовавшей церкви в середине XVII века, также полуразрушенная в советское время.
 
    Купеческий характер застройки Острова на протяжении XVIII-XIX веков.  Памятники светской архитектуры. Приходская церковь ­ Георгия в Ендове – время ее сооружения, стиль.
 
    Болото, Болотная площадь - историческое значение площади: место многолюдных кулачных городских боев (Лермонтов Ю.М «Песня про царя Ивана Васильевича…»),  место публичных казней.
 
    Остров в советское время: «Дом на набережной». Площадь Репина и памятник ему на Болоте.  Проект  М. Шемякина – скульптурная многофигурная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых» на месте былых казней  детей и взрослых в в далекие царские времена.
 
    2. Территория  между Водоотводным каналом и Земляным валом. 
Заселение основной части Замоскворечья от Водоотводного канала до Земляного вала: слободской характер первоначального заселения низменной, подверженной наводнениям и незащищенной от набегов ордынцев части города: слободы ремесленные, стрелецкие. Слободы, связанные с окраинным расположением  этой территории Москвы на южном направлении: татарская, панская, казачья, толмачевская – переводчики,  отсутствие боярско-дворянских усадьб. Особенность планировки района.  Памятные места российской истории в Замоскворечье – места боев с гетманом Хоткевичем, место встречи  послов хана Ахмата.
 
    Замоскворечье после сооружения Водоотводного канала. Купеческий характер застройки региона. Промышленно-торговый капитал  Замоскворечья в XIX веке. «Темное царство» и выдающиеся памятники культура в Замоскворечье в прошлом и в настоящем времени.
 
    Храмы Замоскворечья. Потери в советское время. Выдающиеся памятники храмовой архитектуры Замоскворечья: церковь Воскресения в Кадашах, церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Климента папы римского в Климентовском переулке,  храм Григория Неокесарийского на Полянке – по приданию место венчания царя Алексея Михайловича с Наталией Нарышкиной.
        
    Москва после Петра I. Таможенные и муниципальные границы города. Компанейский  и Камер-коллежский валы: назначение, период существования. Структура Камер-коллежского вала. Территория и население  Москвы  в пределах Камер-коллежского вала. Границы города - век XVIII - начало XX. Историческая память города о Камер-коллежском вале в названиях городских улиц, в названиях бывших московских застав. Топоним «Крестовская застава» как память о  религиозном событии – встреча мощей митрополита Филиппа.  Часовня Животворящего Креста, а затем  церковь  на месте встречи. Дальнейшая судьба часовни и креста.
         
    Архитектура  дворянской Москвы (вторая половина XVIII – первая половина XIX века). Русский  классицизм. Московские храмы в классическом стиле.
         
    Период первый – храмы ротонды. Основатель стиля – М.Ф. Казаков.  Первая ротонда в Москве - церковь Филиппа Митрополита на Мещанской   улице (1777-1778).  В этом же стиле по проектам М.Ф. Казакова сооружены: церковь Косьмы и Дамиана на Мароссейке (1791-1803); Собор Вознесения на Гороховом поле (1788-1793) - яркие памятники московского раннего классицизма, не имеющие аналогов в московской храмовой архитектуре.
 
    Первое московское городское Лазаревское кладбище и церковь Сошествия Св. Духа на нем (1784-1787), арх. Е.С. Назаров –еще один яркий образец раннего московского классицизма. Немосковские особенности церкви.   
 
    Последняя по времени сооружения церковь-ротонда – храм. Богоматери Всех скорбящих радость на Большой Ордынке. Первоначально круглая трехъярусная  колокольня и  трапезная со скругленными углами,  пристроенные к церкви XVII века. (1780), арх. В.И. Баженов.  В 1828 – 1833 гг. старая церковь по проекту О. Бове заменяется ротондой. В комплексе ансамбль церкви одно из лучших произведений московской храмовой архитектуры классического периода.
 
    Период второй – зрелый московский классицизм. Церкви в стиле ротонда над  несущим объемом (четверик).  Покровский собор на Рогожском старообрядческом кладбище (около 1790) как прототип нового архитектурного стиля - проект М.Ф. Казакова. Распространение стиля в храмовом зодчестве Москвы и вне Москвы. Типология пространственно-объемных решений храмов. Московские зодчие, приверженцы классической архитектуры в церковном строительстве. Сохранившиеся храмы – памятники архитектуры (примеры).
 
    М.Д. Быковский - церковь Троицы на Грязях (1868) на Покровке, Белый город
 
    Н.И. Козловский – церковь Троицы в Вешняках (1826), Замоскворечье.
А. Г. Григорьев, Ф. М. Шестаков, О.И Бове – церковь Вознесения за Никитскими воротами (1827-1831). В одном из пределов церкви венчался А.С. Пушкин, Земляной город.
 
    Е.Д. Тюрин – церковь Богоявления в Елохове, (1835-1853), Елоховская площадь. Один из крупных последних памятников московского классицизма. Кафедральный собор в 1931-1983 гг. Церковь, в которой крестили А. С. Пушкина.
 
Николай II и смена архитектурных  стилей московских церквей. Архитектор Тон и «высочайше опробованный» стиль. О Храме Христа Спасителя см. Беседу 3  Храмовое зодчество Москвы в конце XIX. Русский (неорусский)  стиль в московской архитектуре: гражданское зодчество, храмовое зодчество. Собор Всемилостивого Спаса  бывшего  Скорбященского монастыря, арх. И.Т. Владимиров (1891-1894). Современное состояние памятника.  Покровский собор Марфо-Мариинской общины арх. А.В. Щусев (1908-1912), кирпичный декор и фрагменты каменной резьбы С.Т Коненков.
 
    О летописях московских церквей.
 
    Историк Москвы М.И. Александровский (1865-1943) и его Указатель московских церквей, изд. М., 1915. Сорок сороков или 563. Патриарх Иов и регламент общегородских московских Крестных ходов. «Сорок» - как часть религиозной Москвы. Разделение Москвы на 7 (8) частей.
 
    Московский крупный предприниматель и общественный деятель Почетный гражданин Н.А. Найденов (1834-1903) - создатель альбомов фотофиксации Москвы на рубеже XIX –XX. Москва. Монастыри, соборы, церкви.  М., ч. 1-4, 1882-1888
 
    С.К. Романюк – ныне здравствующий историк Москвы, автор ряда книг по истории московских переулков, знаток московских церквей. Его летопись - летопись московских потерь: церквей, монастырей. Москва – утраты. Изд. "Центр", М.
 
Литература.  Памятники архитектуры Москвы. Вып. 1-5, М. «Искусство», 1983-1998
 
 

 


версия для печати