Юбилеи 2018 года

100 лет
Мученический подвиг августейшей председательницы ИППО вел.кнг. Елизаветы Федоровны

 

Преподобномученица Елизавета – небесный покровитель ИППО. Павел Платонов

 

135 лет
Открытие Порога Судных врат на месте строительства Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

115 лет
Кончина инициатора создания ИППО Василия Хитрово

 

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Николай Лисовой

 

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. Свящ. Иоанн Лабутин

 

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Лидия Соколова

 

130 лет
Завершение основных работ по строительству Сергиевского подворья в Иерусалиме

 

Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): история и современность. Павел  Платонов

 

115 лет
Завершение проектирования Николаевского подворья ИППО в Иерусалиме

 

Николаевское подворье ИППО в Иерусалиме. Николай Лисовой

 

А.Е. Элкин - архитектор Николаевского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме. Лариса Блинова

 

100 лет
Мученическая гибель  почетного члена ИППО сщмч. Владимира (Богоявленского)

 

В Киеве прошла научная конференция, посвященная 100-летию со дня мученической смерти почетного члена ИППО сщмч. Владимира (Богоявленского)

 

190 лет
День рождения первого уполномоченного ИППО в Иерусалиме Дмитрия Смышляева

 

От Урала до Иерусалима: труд и подвиг Дмитрия Смышляева. Николай Лисовой

 

170 лет
День рождения члена-учредителя и почетного члена ИППО графини Ольги Путятиной

 

"Христианнейшая графиня" Ольга Евфимьевна Путятина — благотворительница, член-учредитель и почетный член ИППО. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




 

Современное положение Лавры преп. Саввы Освященного

 

Монастырь св. Саввы Освященного в Иудейской пустыне (Основан в конце V века). Ноябрь 2006 г. Фото © "Россия в красках"

Монастырь св. Саввы Освященного в Иудейской пустыне (Основан в конце V века).

Ноябрь 2006 г. Фото © Православный паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме

 
После того как паломники мужчины входят в узкие врата центрального входа, который открыт по строгому уставу только для мужчин, то по достаточно крутой лестнице они попадают в открытый двор перед часовней-усыпальницей преп. Саввы, построенной еще в VII веке.

 

В монастыре преп. Саввы Освященного. © Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме

В монастыре преп. Саввы Освященного.

Крутая лестница основного входа в монастырь. 6 января 2009 г.

© Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме

 

Женщины в это время остаются перед входом в Лавру и к ним выходит монах, послушание которого состоит в том, чтобы вынести женщинам мощи святых отцов Савваитов, угостить чаем или кофе, а также раздать информационные буклеты с историей Обители и ее святынь.  

 

Паломницы молятся у входа в лавру преп. Саввы. © Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме

Паломницы молятся у входа в лавру преп. Саввы.

6 января 2009 г.

Фотоархив © Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме

 

Под площадью двора находятся погребальные пещеры братской усыпальницы для насельников обители. Усопшего кладут на каменное ложе под полом - особая плита покрывает это место - и когда тело истлевает, кости собираются в общую усыпальницу[1]. Над входом в часовню виднеется надпись по-гречески Ο τάφος του αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы).

 

Часовня над кенотафом преп. Саввы Освященного © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com 

Часовня над кенотафом преп. Саввы Освященного

 

Внутри часовни находится кенотаф преп. Саввы с датой 5 декабря 532 года. Интерьер часовни украшает иконография в византийском стиле, связанная с житием преп. Саввы Освященного.

 

Икона преп. Саввы с образами двух львов (агресивного и смиренного). Часовня св. Саввы © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Икона преп. Саввы с образами двух львов (агресивного и смиренного).

Часовня св. Саввы. Фото 19 декабря 2006 г.

 

Удивительна иконография святого Саввы и льва, напавшего на старца в пустыне.  

 

Кенотаф преп. Саввы Освященного в часовне, где он был похоронен в 532 году © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

 

Кенотаф преп. Саввы Освященного в часовне, где он был похоронен в 532 году © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Кенотаф преп. Саввы Освященного в часовне,

где он был похоронен в 532 году

 

С западной стороны часовни, прямо в скале, находится самый древний храм Обители – пещерная церковь святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

 

Богозданный пещерный храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Богозданный пещерный храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца

Фото 29 марта 2007 г.

 

Это самый древний храм Обители, основанный святым и освященный 12 декабря (по ст. ст.) в 491 году на месте чудесного явления огненного столба. Поэтому его еще называют ΦΕΟΚΤΙΣΤΟΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑ (в переводе с русского Богозданная церковь).

 

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа в Богозданном храме святителя Николая Чудотворца © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа

в Богозданном храме святителя Николая Чудотворца

19 декабря 2006 г.

 

В нем в южном приделе находится мартирион-костница, где собраны кости мучеников монахов, пострадавших от нашествия персов в 614 году, а также сарацин, мусульман и мамлюков в период VII-XIII веков. В левом приделе находятся главы святых отцов-монахов, принявших мученическую смерть, черепная часть глав которых имеет форму креста.  

 

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа в Богозданном храме святителя Николая Чудотворца © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа

в Богозданном храме святителя Николая Чудотворца

 Фото 29 марта 2007 г.

 

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа, отмеченные крестом в лобной части черепа Пещерный храм свят. Николая Чудотворца 492 года. © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

 

 

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа, отмеченные крестом в лобной части черепа Богозданный храм свят. Николая Чудотворца 492 года. © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа,

отмеченные крестом в лобной части черепа

 

Центральный собор Лавры освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в 502 году.

 

Центральный вход в кафоликон и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Центральный вход в кафоликон и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Фото 29 марта 2007 г.

 

В нём справа, в отдельной стеклянной раке почивают мощи преп. Саввы Освященного после возвращения в 1965 году из Венеции в результате переговоров Патриарха Константинопольского Афинагора и Папы Римского Иоанна Павла VI.

 

Мощи преп. Саввы Освященного в храме Благовещения Пресвятой Богородицы © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Мощи преп. Саввы Освященного в храме Благовещения Пресвятой Богородицы

© Фото П.В. Платонова

 

Мощи преп. Саввы Освященного в храме Благовещения Пресвятой Богородицы © Фото В.В. Шелгунова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Мощи преп. Саввы Освященного в храме Благовещения Пресвятой Богородицы

© Фото В.В. Шелгунова

 

После нашествия персов и нависшей в последующем времени опасности прихода мусульманских завоевателей, мощи святого были перенесены в Константинополь. В Венецию мощи святого Саввы попали в 1256 году во время разграбления крестоносцами Константинополя, когда в массовом порядке вывозились в западную Европу православные святыни. Затем после переговоров в 1965 году, католики в качестве жеста доброй воли передали мощи св. Саввы из Венеции сначала в Рим, затем в кафоликон Храма Гроба Господня в Иерусалиме и уже оттуда в Лавру, где святые мощи были закрыты под стекло в соборе Благовещения и опечатаны сургучной печатью патриарха Иерусалимского Венедикта. Здесь, под красивой резной деревянной сенью, мощи преп. Саввы Освященного, облаченные в схимнические одежды инока-монаха почивают по сей день.
 
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы 502 года © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы 502 года

Фото 19 декабря 2006 г.

 

Ручной резьбы иконостас собора Благовещения XVI века, принесенный сюда из базилики Рождества Христова в Вифлееме, имел до недавнего времени царские врата с изображением четырех Палестинских святых: преподобных Саввы, Харитона Евфимия и Иоанна Молчальника, однако в XXI веке иконы были заменены на более новые образа.

 

Иконостас храма Благовещения Пресвятой Богородицы © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Иконостас храма Благовещения Пресвятой Богородицы

Фото 19 декабря 2006 г.

 

 

В храме находятся чтимые иконы «Акафистная икона» Божией Матери и «Верую»[2], а также образ иконы Божией Матери «Троеручица», пожертвованной в 2007 году из Афонского Хиландарского монастыря.  

 

Акафистная иокна Божией Матери © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Акафистная икона Божией Матери

Фото 14 декабря 2011 г.

 

Из центрального входа, вверх по лестнице, в восточном направлении, имеется выход на балкон, откуда открывается чудесный вид на Кедронское ущелье, дно которого к сожалению загрязнено сточными водами потока канализации, сбрасываемыми как с территории государства Израиль с восточного Иерусалима, так и с территории Палестинской национальной администрации по дну Кедронского потока.

 

Кедронское ущелье по дну которого идут сточные воды канализации из Восточного Иерусалима © Фото В.В. Шелгунова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Кедронское ущелье, по дну которого идут

сточные воды канализации из Восточного Иерусалима

© Фото В.В. Шелгунова

 

 

До середины ΧΧ века никаких сточных вод на дне Кедронского ущелья не было. На противоположной стороне ущелья находятся входы, закрытые дверьми пещеры, когда-то подвизавшихся здесь отшельников-монахов. Среди них с правой стороны выделяется одна пещера с большими, заглавными буквами на решетке сделанного в ней окна АС (Агиос Саввас – Святой Савва, в пер. с греческого).

 

Восточный склон Кедронского ущелья. Пещера св. Саввы, указанная Ангелом © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Восточный склон Кедронского ущелья. Пещера св. Саввы, указанная Ангелом

© Фото П.В. Платонова. 19 декабря 2006 г.

 

Пещера, указанная Ангелом преп. Савве Освященному © Фото В.В. Шелгунова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Пещера, указанная Ангелом преп. Савве Освященному

Восточный склон Кедронского ущелья

© Фото В.В. Шелгунова

 

Пещера преп. Саввы Освященного. Внутренний вид © Фотоархив Иерусалимского отделение ИППО

Пещера преп. Саввы Освященного. Внутренний вид

 

Это скит преп. Саввы Освященного – пещера, указанная ему Ангелом, согласно житию преподобного Саввы,  где он по преданию подвязался до основания Лавры и встретил льва. В этой небольшой пещере имеется только каменная скамья и совсем маленькое место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры составляют 5,5 на 3,2 метра, высота достигает до 2,7 метров.  

 

Выше основного Благовещенского храма Лавры, в северном направлении, находится келья знаменитого святого Иоанна Дамаскина, подвязавшегося здесь в VIII веке.

 

Пещерная келия св. Иоанна Дамаскина © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Пещерная келия св. Иоанна Дамаскина

© Фото 29 марта 2007 г.

 

Келья имеет совсем крошечные размеры, туда с трудом могут протиснуться 2 человека. Над пещерой устроены кенотаф св. Иоанну Дамаскину и небольшая домовая церковь во имя св. прав. Иоанна Предтечи – небесного покровителя Иоанна Дамаскина.  

 

Храм во имя св. Иоанна Предтечи над пещерой св. Иоанна Дамаскина © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Храм во имя св. Иоанна Предтечи над пещерой св. Иоанна Дамаскина

Фото 19 декабря 2006 г.

 

Кенотаф св. Иоанна Дамаскина © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Кенотаф и вход в пещерную келию св. Иоанна Дамаскина

Фото 19 декабря 2006 г.

 

Ниже на один этаж от храма св. Иоанна Предтечи, расположена совсем крохотная церковь св. вклм. Георгия Победоносца, в алтарь которой вмещается лишь служащий священник.  

 

Церковь св. вклм. Георгия Победоносца © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Церковь св. вклм. Георгия Победоносца

Фото 10 декабря 2006 г.

 

На территории монастыря до сих пор находится святой источник - Агиазма, обнаруженный еще преп. Саввой в тишине ночной молитвы в V века.

 

Источник Агиазма в Лавре преп. Саввы Освященного © Фотоархив Иерусалимского отделение ИППО

Источник Агиазма в Лавре преп. Саввы Освященного

 

 

По преданию монастыря преп. Савва после слов молитвы: «Владыка Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с Твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам – множеству мужей, боящихся имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего», услышал шум, раздающийся внизу у пересохшего русла Кедронского потока и увидел при свете полной луны дикого осла, копающего копытами землю.

 

Икона "Обретение св. Саввой источника агиазма". Часовня св. Саввы © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Икона "Обретение св. Саввой источника агиазма" в часовня св. Саввы

Фото 19 декабря 2006 г.

 

Святой Савва понял, что Господь услышал его молитвы, сошел вниз и обнаружил источник воды. Агиазма, употребляется монахами обители только для питья и дается в благословение приходящим на поклонение в монастырь паломникам.  

 

В южной оконечности Лавры, на западном склоне Кедронского ущелья находится еще одна келия преп. Саввы Освященного. Теперь - это часовня, освященная в воспоминание молитвенных подвигов основателя Обители - преп. Саввы Освященного. 

 

Келия преп. Саввы Освященного. На териитории южной части Лавры. Внутренний вид © Фотоархив Иерусалимского отделение ИППО

Келия преп. Саввы Освященного. На территории южной части Лавры. Внутренний вид

 

Также, на территории монастыря с давних времен росла финиковая пальма, которая засохла после принесения в 1965 году в Лавру святых мощей преп. Саввы Освященного. После этого паломникам стали давать на благословение только кусочки засохшего дерева. Совсем недавно дерево вновь дало ростки: на старом корне выросло небольшое деревце, листочки которого имеют чудесные свойства лечить бесплодие супружеским парам.

 

Чудотворная пальма в Лавре преп. Саввы. 1 августа 1937 г. Фото Вильсона. Библиотека конгресса США

Чудотворная пальма в Лавре преп. Саввы. 1 августа 1937 г.

 

Их заваривают и пьют, как принято обычно заваривать и пить чай. При этом проситель сорок дней должен пребывать в посте, воздержании и усердной молитве, не оставлять посещение храма Божия[3].   Часто паломникам монахи Обители дают листики от чудотворной пальмы вместе с информационным буклетом на русском языке с благословеним игумена монастыря преп. Саввы Освященного архимандрита Евдокима, приводим текст благословения монастыря преп. Саввы Освященного:

 

"Чудотворная финиковая пальма святого Саввы


     Благочестивые поклонники святых мест и нашей святой обители, вы держите сейчас в своих руках как великое благословение несколько листочков от чудотворной финиковой пальмы, которую посадил в своей Лавре сам св. Савва. Несколько десятилетий назад дерево засохло, но чудесным образом вновь дало ростки и продолжает быть источником многочисленных чудес, особенно для благочестивых супругов, которые страдают бесплодием. 
     Возлюбленные во Христе братья, не забывайте, что главным условием действия благодати Божией является непоколебимая вера, страх Божий и благочестивое почитание святого Саввы. Кроме этого от вас потребуется пост - по силам и возможностям каждого - в сочетание с воздержанием от телесного супружеского общения. Само собой разумеется, что при этом на усилить как личную, так и совместную вашу супружескую молитву, м часто приступать к Святым Таинствам исповеди и причастия. 
     Когда духовный труд Ваш (усиленная молитва и половое воздержание) кончится, сделайте из листьев отвар (листочки надо потом сжечь), выпейте его и после этого вновь со страхом Божиим, верой и любовью вступайте в физическое общение. 
     Заверяй вас, что бесплодие и неспособность к деторождению ни в коем случае не является наказанием или проклятьем Божьим. Наоборот, часто бывает, что ведя и воспитывая нас таким особым путем, Господь являет свою изобильную любовь, желая, чтобы мы всегда возлагали надежды и упования наши на всесильный и благой Его Промысел, а не на человеческое.
     Подумайте, сколько бесплодных жен в Священном Писании благодаря своему терпению, совершенной любви и надежде на милость Божию стали счастливейшими матерями! Анна, мать пророка Самуила, Елизавета, мать Иоанна Предтечи, св Праматерь Божия Анна, мать Пресвятой Богородицы, и множество других святых Ветхого и Нового Завета, перечисляя имена которых пришлось бы написать целую книгу. 
     Возлюбленные братья, да сотворит с нами Господь, как Он Сам знает. Будет благодарить Его всегда и за благословения Его, и за Его благословенные отеческие воспитательные меры. Только одно надо понимать хорошо: Господь не хочет, чтобы мы давали Ему для того, чтобы мы получали что-то взамен. Но Он хочет, чтобы мы предались Ему всем сердцем и всем помышлением. Если Он удостоит ва когда-либо обрести детей, не думайте, что они безраздельно и окончательно принадлежат вам: все, чем мы владеем - Его дары. Если же Он не даст детей, то и это по одной только любви. Научимся не ждать одних лишь даров от Бога, но искать Его Самого и Царствия Его, как Он Сам сказал (Матфей 6, 33), и тогда все, что нам действительно нужно, Он дарует нам изобильно и богомудро. 
     От всего сердца молимся, дабы благодать Божия и благословение Преподобного Саввы Освященного пребывали с вами всегда и везде. 


Архимандрит Евдоким
Holy Monastery of St. Savva
P.O. Box 19824, Jerusalem 91199, Israel"

 

Кроме того, монастырь имеет в своем ведении несколько скитов (ΗΣΥΧΑΣΤΡΙΟΝ по греч. - скит) [4] - пýстыней (ΑΣΚΗΤΗΡΙΟΝ по-греч. пустынь) [5].  

 

В северном направлении на восточном склоне Кедрона находится уединенный скит - пýстынь Иоанна Молчальника, где святой подвязался в VI веке.  В первой половине VI века в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник[6]. Его келия, расположенная на втором ярусе скита, имеет размеры 4 на 2,8 метра и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 метра. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами, использовавших пещеру под свои жилища.  

 

Пустынь св. Иоанна Молчальника. Епископа Колонии © Фотоархив Иерусалимского отделение ИППО

Пустынь св. Иоанна Молчальника. Епископа Колонии

 

Еще севернее, но на западном склоне Кедронского потока, находится пýстынь св. Софии – мамы преп. Саввы Освященного. По преданию монастыря, преп. Савва её построил изначально для своей матери - св. Софии, которая желала уединиться в молитве рядом с монастырем, но по его строгому уставу как женщина она не могла в него даже входить.  

 

Пустынь св. Софии - матери преп. Саввы Освященного © Фотоархив Иерусалимского отделение ИППО

Пустынь св. Софии - матери преп. Саввы Освященного

(Строения, прилепившиеся к середине противоположного склона Кедронского ущелья)

 

В юго-западном направлении примерно в 300-х метрах от монастыря находятся: скит - пýстынь Ксенофонта (пещера Ксенофонта) и пýстынь Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия)[7].  

 

Белыми треугольниками указаны: слева пустынь св. Аркадия, справа пустынь св. Ксенофонта © Фотоархив Иерусалимского отделение ИППО

Белыми стрелками отмечены:

слева пустынь св. Аркадия, справа пустынь св. Ксенофонта

 

 

Пустынь св. Аркадия © Фотоархив Иерусалимского отделение ИППО

Пустынь св. Аркадия

 

Карта Лавры преп. Саввы Освященного и ее окрестностей © Иерусалимское отделение ИППО. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Карта Лавры преп. Саввы Освященного и ее окрестностей

 

 

1) Великая Лавра - основная территория Обители, огражденная защитными стенами различных периодов.
2) Пещера преп. Саввы. Находится на восточном склоне Кедронского ущелья. По преданию пещеру святому Савве указал Ангел. В ней святой молился пять лет. Сейчас здесь обустроена часовня.
3) Богозданная церковь святителя Николая на месте явления Огненного столпа. Основана в 491 году преп. Саввой.
4) Агиазма - святой источник, обретенный по молитвам святого Саввы, молившегося в ночи и обратившего внимания на ослика, копающего в этом месте землю.
5) Келия (пещера) св. Иоанна Дамаскина, над ней кенотаф святого и церковь св. Иоанна Предтечи во имя небесного покровителя св. Иоанна Дамаскина.
6) Кафоликон - центральный храм Лавры во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, основанный в 502 году преп. Саввой.
7) Келия преп. Саввы в южной части Лавры, где он жил и молился в основанной им Обители. Сейчас здесь обустроена часовня. 
8) Юстинианова сторожевая башня, основанная на пожертвования данные преп. Савве византийским императором Юстинианом в 531 году.
9) Кедронский поток - так называемая «Юдоль плачевная». Ущелье, тянущееся сюда из восточного Иерусалима. Небольшой поток воды по дну ущелья образуется только после крайне редких в пустыне дождей. Те сточные воды канализации, которые сливаются и протекают по дну ущелья рядом с Лаврой, не имеют никакого отношения к историческому названию Кедронского потока. 
10) Пустынь св. Иоанна Молчальника епископа Колонии. Находится на восточном склоне Кедронского ущелья. Иоанн Молчальник (Савваит; 454-558) - преподобный. После смерти своих богатых родителей (472). Иоанн всё своё богатство частично роздал бедным, частично использовал на постройку храмов. Затем удалился в лавру Саввы Освященного. Занимал епископскую кафедру в одной из армянских церквей с 482 по 491; последнюю часть жизни провёл в пещере. Память 3 декабря и 30 марта. Самый древний перевод жития Иоанна на славянском языке изложен в супрасльской Минее XI века.
11) Пустынь св. Ксенофонта. Находится на отвесной скале западного склона Кедронского ущелья. Преподобный Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное образование, они отправили их в финикийский город Бейрут. Промыслом Божиим корабль, на котором отправились оба брата, потерпел крушение. Братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, братья посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные супруги благодарили Господа, промыслительно соединившего всю семью. Оставшуюся жизнь преподобные Ксенофонт и Мария посвятили Богу, приняв иночество. Преподобные Аркадий и Иоанн, простившись с родителями, отошли в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости. Преподобные старцы Ксенофонт и Мария, подвизаясь в безмолвии и строгом постничестве, также получили от Бога дар чудотворений. (Православный церковный календарь).
12) Пустынь св. Аркадия - сына преп. Ксенофонта. Находится южнее скита св. Ксенофонта. И представляет со собой несколько строений, соединенных между собой. 
13) Пустынь св. Софии - матери преп. Саввы Освященного. Этот скит был специально построен св. Саввой для своей мамы. Находится на западном склоне Кедронского ущелья, чуть северней Великой Лавры. 
14) Башня сербов, основанная сербскими монахами, подвизавшимися в Лавре в XVI веке. Имеет церковь св. Симеона и цистерну для сбора дождевой воды. 
 
Согласно официальному информационному буклету, который раздают монахи Лавры паломникам при посещении Обители, также как и в древние времена, монашеская жизнь современной Лавры оставается очень строгой и аскетичной, а монастырский уклад жизни продолжает строится по византийскому времени:  

 

«Весь уклад жизни строится по византийскому времени. Так например, двенадцатый час ночи совпадает с заходом солнца. Церковные последования начинаются через час-два после полуночи (привычного для нас времени) и продолжаются ежедневно 6-7 часов, а в период св. Четыредесятницы 9-10 часов.

 

Византийские часы © Фотоархив Иерусалимского отделение ИППО

Таблица времени по византийским часам

 

Трапеза бывает лишь один раз в день. В субботние и воскресные дни, а также в дни великих праздников – дважды в день, в дни св. Четыредесятницы монахи довольствуются неваренной пищей, т.н. сухоядением. Преп. Савва не желает, чтобы иноки имели разнообразие в пище и много заботились о возделывании сада или огорода, поэтому в самой Лавре растут лишь декоративные растения, оливковые и лимонные деревья. Некогда преп. Савва, будучи молодым монахом, был борим помыслом съесть яблоко, тогда как было не время вкушения. Когда же он победил этот помысел и растоптал яблоко ногой, он положил себе за правило не вкушать яблок до конца своей жизни. Приводя себе на память такое воздержание преп. Саввы и стремясь подражать ему в этом, монахи-Савваиты никогда не едят яблок.  

 

Температура в Иудейской пустыне колеблется от 0° до +45-50° по Цельсию. Три или четыре раза в году в Лавре и в прилегающей к ней местности бывает дождь. Дождевую воду, которая стекает в резервуары, находящиеся внутри Лавры, монахи используют для подсобных работ. Снабжение водой монастыря являестя особым промышлением Божиим.  

 

В Лавре не используют электричество, кроме исключительных случаев, когда использование его необходимо для проведения строительных работ.  

 

На территорию монастыря часто заползают ядовитые змеи и скорпионы, но, несмотря на опасность их присутствия, благодатью Божией и предстательством преп. Саввы они никому из монахов не причинили никакого вреда.  

 

Молитвами преп. Саввы и всех святых, в обители его просиявших, благодать Господня да укрепляет вас навсегда на пути вашего духовного подвига. Аминь»[8].  

 

Православные паломники, прибывающие в Святую Землю со всего мира, стараются обязательно посетить это благодатный и удивительный, духовный оазис посреди безводной и аскетичной Иудейской пустыни, получив таким образом особое благословение Великого подвижника Святой Земли – преподобного Саввы Освященного.  

 

Икона "Преп. Савва покрыл своим омофором Лавру". Часовня св. Саввы © Фото Павла Викторовича Платонова. Все права защищены. Использование фотографий разрешено только после получения письменного разрешения редакции нашего сайта: e-mail: ippo.jerusalem@gmail.com

Икона "Преп. Савва покрыл своим омофором Лавру" в часовня св. Саввы

Фото 19 декабря 2006 г.

 

 

Содержание всей статьи

 

 

© Павел Викторович Платонов


Гид в Израиле, Иерусалиме и Святой Земле

 

Страница гида Павла Платонова в фейсбуке

Православный паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме


Иерусалим


Фотоархив Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества 

8 июля 2014 года. Все права защищены. Полная или частичная перепечатка и цитирование только по письменному разрешению Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Иерусалиме и по согласованию с редакцией нашего сайта

Смотрите фотоальбом "Лавра преп. Саввы Освященного" на нашем портале

 

Примечания

 



[1] Святая Земля. Епископ Мефодий (Кульман). Публикация на портале «Православный поклонник на Святой Земле». http://palomnic.org/xm/sv_mest/holly_land/
[2] Святая Земля. Исторический путеводитель. Москва. 2000. Изд. «Третье тысячелетие». Под общ. Ред. Профессора М. В. Бибикова. Стр. 107.
[3] Лавра преподоного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. Информационный буклет издания Лавры преп. Саввы. Перевод с греч. Игумена Тихона. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. 31 янв. 2006 г. С. 6-7.
[4] Скит (греч. Σκήτη) - в христианстве уединённое жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре. Название происходит от Скитской пусты́ни - места первоначального распространения монашества. Монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные обеты (например строгого поста, усиленной молитвы, затворничества и т. п.). Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами.
[5] Пу́стынь  (греч. ΑΣΚΗΤΗΡΙΟΝ) - монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённый от основного монастыря скит, располагавшийся в незаселённом людьми месте. Прежде пустынями называли небольшие мужские монашеские общины, имевшие обычно не более одного храма. В дальнейшем такой монастырь мог значительно вырасти в размерах, но сохранить в своём названии слово пустынь.
[6] Иоанн Молчальник (Савваит; 454-558) - преподобный.После смерти своих богатых родителей (472). Иоанн всё своё богатство частично роздал бедным, частично использовал на постройку храмов. Затем удалился в лавру Саввы Освященного. Занимал епископскую кафедру в одной из армянских церквей с 482 по 491; последнюю часть жизни провёл в пещере. Память 3 декабря и 30 марта. Самый древний перевод жития Иоанна на славянском языке изложен в супрасльской Минее XI века.
[7] Преподобный Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное образование, они отправили их в финикийский город Бейрут. Промыслом Божиим корабль, на котором отправились оба брата, потерпел крушение. Братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, братья посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные супруги благодарили Господа, промыслительно соединившего всю семью. Оставшуюся жизнь преподобные Ксенофонт и Мария посвятили Богу, приняв иночество. Преподобные Аркадий и Иоанн, простившись с родителями, отошли в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости. Преподобные старцы Ксенофонт и Мария, подвизаясь в безмолвии и строгом постничестве, также получили от Бога дар чудотворений. (Православный церковный календарь).
[8] Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. Информационный буклет издания Лавры преп. Саввы. Перевод с греч. Игумена Тихона. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. 31 янв. 2006 г. С. 7-8.
 

версия для печати