Юбилеи 2017 года

170 лет
Учреждение Русской духовной миссии в Иерусалиме

 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел Платонов

 

На Святой Земле отпраздновали 170-летие Русской духовной миссии

 

135 лет
Создание Императорского Православного Палестинского Общества

 

Роль ИППО в организации быта и нужд русских поклонников в конце XIX начале XX веков. Павел Платонов

 

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке (1882–1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений. Петр Федотов

 

Еще статьи раздела "История ИППО"

 

160 лет
День рождения первого председателя ИППО великого князя Сергея Александровича

 

Великий князь Сергий Александрович и его соратники. Н. Н. Лисовой

 

200 лет
День рождения архим. Антонина (Капустина)

 

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

 

Документальный фильм «Архимандрит Антонин (Капустин)»

 

Антонин Капустин - основатель «Русской Палестины». Александра Михайлова

 

170 лет
Назначение свт. Феофана Затворника в состав РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

120 лет
Кончина игум. Вениамина (Лукьянова)

 

Вениаминовское подворье в Иерусалиме. Павел Платонов

 

130 лет
Закладка Александровского подворья в Иерусалиме

 

Иерусалим. Александровское подворье. Татьяна Тыжненко

 

От «Русских раскопок» до Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в Иерусалиме. Павел Платонов

 

120 лет
Открытие отдела ИППО в Нижнем Новгороде


Памятные места Нижегородской земли, связанные со святыми именами и с историей ИППО. Павел Платонов

 

110 лет
Юбилей со дня рождения члена ИППО, благотворителя Святой Земли А.В. Рязанцева

 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Лариса Блинова

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Паломнику / Праздники на Святой Земле / Празднование памяти св. прав. Симеона Богоприимца и пророчицы Анны в храме св. Симеона Богоприимца в Катамонах в Иерусалиме. Павел Викторович Платонов

Празднование памяти св. прав. Симеона Богоприимца и пророчицы Анны в храме св. Симеона Богоприимца в Катамонах в Иерусалиме

16 февраля 2006 года по иерусалимскому обычаю праздник Сретения Господня праздновался на следующий день после Сретения Господня в день памяти св. прав. Симеона Богоприимца и св.пророчицы Анны в присутствии патриарха Иерусалимского. Как обычно, это событие отмечается при многочисленном стечении паломников, в основном из России. В этом году Богослужение возглавил лично Его Блаженство Патриарх Иерусалимский Феофил III. 
 
 Его Блаженство Патриарх Иерусалимский Феофил III возглавил Богослужение в храме св.Симеона Богоприимца в Иерусалиме

Его Блаженство Патриарх Иерусалимский Феофил III возглавил богослужение
в храме св.Симеона Богоприимца в Иерусалиме

 
Православный храм на месте дома св. Симеона Богоприимца находится в одном из респектабельных районов современного западного Иерусалима, называемого «Сан Симон». Т.е. и сегодня в названии этого места  сохранилась историческая привязанность к памяти св.Симеона Богоприимца. Сам храм, огороженный достаточно высоким забором и утопающий в зелени вечнозеленых деревьев, едва виден издали.
 
Греческий православный храм во имя св.Симеона Богоприимца в Катамонах в Иерусалиме

Греческий православный храм во имя св.Симеона Богоприимца в Катамонах в Иерусалиме

 
Есть еще и другое историческое название этого района – Катамоны. Как пишет историк и палестиновед Н. Н. Лисовой ""Катамонас" в переводе с греческого означает "стоящий отдельно". Но с изменением одной буквы ("катамонос") это слово звучит "пребывающий", "долго живущий". И тот и другой смысл можно вкладывать в историю жизни праведного старца Симеона".
 
Храмовая икона, изображающая евангельское событие

Храмовая икона, изображающая евангельское событие

 
Евангелие нам повествует, что в Иерусалиме жил человек по имени Симеон, старец весьма преклонных лет, славящийся своей праведной жизнью, которому было предсказано, что он не умрет пока не увидит Христа. Ведомый Святым Духом старец Симеон, имя которого в переводе означает с древнееврейского "услышание" приходит в храм и видит на руках Пресвятой Богородицы Богомладенца Иисуса. Тогда старец произносит тот молебный гимн без которого невозможно представить Богослужение Православной Церкви. 

 

                    Ныне отпущаеши
                    Раба Твоего, Владыко,
                    По глаголу Твоему с миром,
                    Яко видеста очи мои
                    Спасение Твое,
                    Ежи еси уготовал
                    Пред лицем всех людий -
                    Свет во откровение языком
                    И славу людии Твоих, Израиля.
 
После этого св. Симеон обращается к Божией Матери со словами: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец".
 
Вскоре после этого св.Симеон на 360 году жизни отходит ко Господу. 

 

События эти развернулись еще за 270 лет до Рождества Христова, когда Птолемей Филадельф – царь тогда эллинизированного Египта решил создать для своей Александрийской библиотеки греческий перевод священных книг иудеев, то есть Библии - Ветхого Завета. Для этого было собрано 70 переводчиков-ученых иудеев, которые  перевели Библию с еврейского языка на греческий, известный под переводом Септуагинта или - "Перевод Семидесяти", лежащий в основе православной Библии.
 
Св.Симеон, которому выпало переводить тексты пророка Исаии, усомнился в одном месте Писания где "Дева во чреве приимет" и хотел изменить текст на «молодая женщина», но какая-то неведомая сила остановила его, а также старцу было явлено откровение, что не найдет смерть пока не увидит Девы, родившей Еммнуила (что значит "С нами Бог")...


Его Блаженство Патриарх Иерусалимский Феофил III совершает таинство евхаристии.

Его Блаженство Патриарх Иерусалимский Феофил III совершает таинство евхаристии


Есть еще версия этого события, отраженного в иконографии храма св.Симеона в Иерусалиме. Согласно древнейшему преданию Св.Симеон, беседуя на обратном пути с своими спутниками, высказал по этому предмету своё сомнение и неверие; когда же он дорогою переходил чрез какую-то реку, то, сняв перстень с своей руки, бросил его в реку сказав: „если найду его, то могу поверить изречению Пророка по букве».


Иконография предания с рыбой и кольцом

Иконография предания с рыбой и кольцом


Остановившись на ночлег в одном селении, отстоящем недалеко от реки, он на другой день купил там рыбу и когда по приготовлении ел ее вместе с товарищами, то чудным образом нашел во чреве рыбы брошенный им в реку свой перстень. Увидевши это, праведный Симеон был изумлен и очистил душу свою от всяких сомнений: тогда же было ему откровение, «не видети смерти, прежде даже не узрит Христа Господня. "Достигнув пределов Иерусалима, он поселился там и ежедневно по утрам посещал  храм, нем и с нетерпением ожидал исполнения бывшего ему откровения и той блаженной минуты, когда, увидит; Божественного Младенца.
 
После смерти старца, его святые мощи были перенесены в Константинополь при императоре Иустине (565-578 гг.) и положены в Халкопратийском храме, в приделе Иакова Брата Господня.


Заместитель начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме - игумен Тихон читает евангелие на церковно-славянском языке.

Заместитель начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

игумен Тихон читает евангелие на церковно-славянском языке
 

Русские колокола, изготовленные московскими мастерами - дар русских правславных людей храму св.Симеона в Иерусалиме.

Русские колокола, изготовленные московскими мастерами -
дар русских правславных людей храму св. Симеона в Иерусалиме


В Иерусалиме сохранялось древнее предание, что «что на холме, лежащем в югу от продолговатой  горы, находился дом праведного и благочестивого Симеона с его садом, в котором были и семейные их могилы, как это было к обычае у Иудеев и других древних  народов, например у Египтян, у жителей Палестины, Сирии и проч. Что касается до построек древнейших времен, то все они с течением  времени были истреблены и исчезли; существование же в древние времена прочных и великолепных построек свидетельствуется тем, что и по ныне сохраняются от зданий больше и обтесанные камеи, также различные подземные водоемы около зданий и многие места на поверхности земли, устланные мозаикой, - что свидетельствует о великолепных зданиях, бывших в эпоху христиан. В 1859 году этот участок приобретает монах Аврамий, из города Мадита, бывший тогда поверенным по постройкам Греческого монастыря. Он производит раскопки и обнаруживает в результате которых под скалой внизу были открыты вырубленные гробницы наполненные землей, камнями - и костями, которые однако, при соприкосновении с воздухом, тотчас обратились в прах. Эти погребальные пещеры и были признаны за место погребения праведного Симеона.
 
Современный храм в Катамоне состоит из двух частей, соединенных общим широким портиком.

Могила св.прав.Симеона Богоприимца в левом приделе храма

Могила св.прав.Симеона Богоприимца в левом приделе храма

 
Могила праведного Симеона находится в боковом левом приделе. Это пустая могильная яма (мощи, как мы говорили, давно были перенесены в Константинополь, а ныне, унесенные при разграблении города крестоносцами, находятся в городе Загорье, в Хорватии).

 

Фото ковчега с мощами св.прав.Симеона Богоприимца в католическом храме в Хорватии.

Фото ковчега с мощами св. прав. Симеона Богоприимца
в католическом храме в Хорватии


Над могилой беломраморная плита, покоящаяся на четырех столбах, над ней - высокий резной деревянный киворий. Слева от гробницы, на северной стене храма, размещен ряд икон, иллюстрирующих историю о Симеоне. На первой из них Симеон со своими сотрудниками работает над созданием Септуагинты. На второй - он бросает перстень в реку, и рыба тотчас подхватывает его. На третьей иконе изображена трапеза. Симеон разрезает рыбу и видит свой перстень. На восточной стене придела в особом аркосалии находится икона "Не рыдай Мене Мати", интересно, что по гречески этот извод называется "Крайнее смирение".
 
Храм освящен в 1881 г. при Патриархе Иерусалимском Никодиме, который особенно любил это место и превратил его в одну из загородных патриарших резиденций. Раньше храм был приходским, поскольку вокруг жило много православных арабов. В 1948 г. арабские жители ушли из этого района и храм этот посещается в основном православными паломниками чаще из Греции. Русские паломники любят приезжать сюда на праздник памяти св.Симеона Богоприимца и св.пророчицы Анны.
 
© Павел Платонов

Иерусалим, 16 февраля 2006 года
 
Литература
 
1. Н. Н. Лисовой. «Свидетельства Бога на земле»
2. Краткое описание обители Св. Симеона Богоприимца называемой "Катамонас" и находящейся близ Св. Града Иерусалима. (Составлено Архимандритом Кириллом Афанасием и издано  во Св.граде Иерусалиме с благословения Иерусалимского  Патриарха Иерофея)
3. Житие св. прав. Симеона Богоприимца

Автор: Платонов, Павел Викторович

версия для печати