Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Новости

Неизвестный коллекционер стал обладателем "Спасителя мира" Леонардо да Винчи

12 марта 2014

 

В начале марта газета The New York Times со ссылкой на свои источники в арт-мире сообщила, что картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» была в частном порядке продана неизвестному коллекционеру за сумму от 75 до 80 миллионов долларов. Это уникальное событие на арт-рынке: написанные маслом работы итальянских старых мастеров первого ряда становятся объектом торга нечасто, а Леонардо — практически никогда.

Примечательно, что все самые дорогие картины старых мастеров были проданы в результате частных сделок; исключение составляет лишь абсолютный чемпион по стоимости — «Избиение младенцев» Рубенса, проданное в 2002 году на Sotheby's за феноменальные 49,5 миллиона фунтов, что в пересчете на сегодняшние деньги составляет 99,7 миллиона долларов. Изображенный Леонардо Христос занимает (в зависимости от того, сколько точно за него было заплачено) с третьего по пятое место в рейтинге.

Картина самого знаменитого художника мира к арт-дилерам попала благодаря воле случая: до недавнего времени о ее существовании знали немногие, а о ее авторе — практически никто. «Лента.ру» вспоминает самые яркие споры об авторстве Леонардо да Винчи.

 

О том, что Леонардо по заказу короля Франции Людовика XII написал Христа с хрустальной сферой в руке, искусствоведы знают благодаря биографу художника Джорджо Вазари. Известно было, что картина находилась в коллекции английского короля Карла I, однако затем след ее затерялся. Снова «Спаситель мира» «всплыл» в 1900 году, изуродованный реставрациями (в частности, Христу, в соответствии с более поздней традицией, пририсовали усы и бородку). Тогда его приписали Джованни Больтраффио, ученику Леонардо, и в итоге продали за 45 фунтов.

 

Новая история «Спасителя мира» началась уже в XXI веке, когда его заметил и выкупил арт-дилер Роберт Саймон. Очищенная от переделок работа была предъявлена специалистам, и те практически единодушно признали в ней потерянного Леонардо. Чтобы закрепить статус картины, ее три месяца выставляли в лондонской Национальной галерее на исторической выставке Леонардо да Винчи.

 

Картина привлекала к себе дополнительный интерес тем, что единственная из всех работ Леонардо имела коммерческую перспективу: когда ее только нашли, СМИ оценивали работу в 200 миллионов долларов. Однако продали ее «всего» за 75-80 миллионов долларов. Хотя это, конечно, гигантские деньги, нет сомнений, что Леонардо должен стоить дороже Рубенса. Но, вероятно, покупателей отпугивал сомнительный провенанс — равно как и то, что никаких дополнительных аргументов, кроме единодушия искусствоведов, публике предоставлено не было.

 

Lenta.ru

Тэги: религиозное искусство, культура

<< назад

версия для печати