Юбилеи 2024 года

130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо 


Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. П.В. Платонов

130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)

Архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме


Антонин Капустин — основатель «Русской Палестины». А. Михайлова


155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме


История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. П. В. Платонов

 

190 лет

Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО

Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин

Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова

В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой


95 лет
Кончина почетного члена ИППО Алексея Дмитриевского

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Н. Н. Лисовой

135 лет
Кончина благотворителя Святой Земли Александра Казанцева 

Соликамский член Императорского Православного Палестинского Общества Александр Рязанцев и русский благовестник на Елеоне. Л.Н. Блинова

 

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Новости

В Израиле прошел международный научный симпозиум по Кумрану

13 мая 2018

В Еврейском университете Иерусалима прошёл четырехдневный симпозиум на тему «После семидесяти лет изучения свитков Мёртвого моря: “Приготовьте путь в пустыне”», сообщается на интернет-странице симпозиума.
 

Археологический парк Кумран. Вид на восточный берег Мёртвого моря. © Фото П. В. Платонова. 12 марта 2014

©  Православный паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме 

 
В работе научного форума приняли участие более 60 библеистов, кумранологов, историков и археологов из университетов и исследовательских центров Израиля, США, Великобритании, Канады, Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Дании, ЮАР. С обзорными лекциями и пленарными докладами выступили такие известные исследователи кумранских рукописей, как Эммануил Тов, Лоуренс Шиффман, Джон Коллинз, Лорен Штокенбрук, и др.
 

Кумранские пещеры "Свитков Мёртвого моря".  © Фото П. В. Платонова. 29 апреля 2014 

©  Православный паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме 

 
 
Центральной темой симпозиума стали идея и образ пустыни, особенно часто использовавшийся древнееврейскими авторами при осмыслении событий Исхода из Египта, странствий по Синайскому полуострову до прихода в Палестину и Вавилонского изгнания.
 
Эта концепция и образ и смежные с ней идеи становятся важными для иудаизма периода Второго Храма, говорится в пресс-релизе симпозиума. Кроме того, сама пустыня как реальное географическое место приобретает новое значение для многих иудеев в этот период, о чём, в частности, свидетельствует история Кумранской общины (или общин).
 
Основным предметом докладов и дискуссий иерусалимского симпозиума стал фрагмент из Ис 40:3 («Сделайте прямыми/очистите путь Господу»), сыгравший огромную роль в процессе формирования идеологии различных мессианско-эсхатологических групп и движений раннего иудаизма (II в. до н. э. – I в. н.э.).
 
Первая сессия научного форума была почти полностью посвящены текстологической и экзегетической проблематике Ис 40:3 в связи и в свете открытий (особенно относительно новых) в Кумране.
 
Заслуженный профессор библеистики Еврейского Университета Эмануил Тов выступил с докладом «Vox clamantis in deserto: история интерпретации и искажения смысла Ис 40:3». В понимании этого стиха у авторов кумранских, с одной стороны, и новозаветных текстов, с другой, имеются различия. Причина – разные смысловые разделения во фрагменте Ис 40:3. В Кумране делали акцент на том, чтобы «в пустыне приготовить путь Господу», а Евангелиях этот стих прилагается к Иоанну Крестителю, который характеризуется как «голос, вопиющий в пустыне». По мнению профессора Това, такие разделения и акценты не выражены в оригинальном тексте Книги Исайи и являются плодом последующей реинтерпретации.
 
В сообщении «Использовался ли фрагмент Ис 40:3 исключительно как указание на пустыню?» кумранолог Джон Кэмпен (Методисткая высшая теологическая школа, Охайо, США) поставил под сомнение широко распространённый среди исследователей тезис: цитирование Ис 40:3 в кумранском «Уставе общины» (1QS 8:13-14) является бесспорным подтверждением, что для сектантов этот фрагмент встал своего рода божественной директивой ухода в пустыню. Ученый анализирует все немногочисленные отсылки в Кумранских свитках на слово «пустыня», и обнаруживает слабый интерес у кумранитов к этому образу. Автор доклада считает, что скорее они акцентировали внимание на идее «пути», о котором встречается гораздо больше рассуждений в текстах общины Мёртвого моря, чем о «пустыне».
 
Д-р Пол Мэндель (Шехтеровский институт, Иерусалим) в докладе «Приход в пустыню и хождения/пребывания в ней: о значимости библейских метафор для авторов кумранских текстов» продолжил разбор метафоры «пути», восполнив его анализом образа «хождения», тесно связанного с метафорой «пути». Выступающий выразил согласие с тезисом о периферийности мотива «пустыни» для кумранитов. Свои лингвистические наблюдения он подкрепил и фактическими данными: близость поселения кумранитов к Иерусалиму, очень вероятное наличие большого количества их последователей, называемых ессеями, в столице и в других городах Палестины, и т. д.
 

Северно-западная часть археологического парка Кумран. © Фото П. В. Платонова. 12 марта 2014 

©  Православный паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме

Сообщения второй сессии касались библейских мотивов пустыни в разных версиях Книги Еноха. Здесь, в частности, были представлены следующие доклады: «Традиции, связанные с образом пустыни и Эфиопская книга Еноха», «Пролетая над Великой Пустыней: пустыня в космологии “Книги исполинов” и релевантных ей текстах»; «Населённая земля, моря, пустыни: разделение земли на области обитания в 1 Ен 77 и средневековых источниках» Одна из сессий форума, проходившая в «Храме книги» Музея Израиля, была полностью отдана под доклады по археологии Кумрана. На ней выступили ученые, непосредственные участники продолжающихся раскопок в местах, связанных с общиной Мёртвого моря. В докладе «Новые раскопки в большом пещерном комплексе Нахаль Тзеэлим: место убежища для повстанцев Бар-Кохбы» Ури Давидович и Рои Порат (Еврейский университет в Иерусалиме) поделились результатами анализа археологических артефактов, обнаруженных в 2016 году в местах, которые в конце I-го века стали последним прибежищем для многих еврейских семей, бежавших в Иудейскую пустыню во время Римско-иудейской войны 66-73 гг. н.э.
 
В сообщении археолога Орета Гатфелда говорилось о возобновлении сотрудниками Еврейского Университета раскопок в Пещере 53, находящейся на расстоянии мили на юг от Хирбет-Кумрана. Доклад профессора Марселло Фиданцио (Университет Лугано, Швейцария) касался основных находок в кумранской Пещере №11, предваряя публикации о ней, которые планируется начать в в середине 2018. Прежде всего, это почти пятьдесят новых небольших фрагментов рукописей, которые, как предполагает учёный, могут помочь в более точной атрибуции других рукописей из этой пещеры.
 
Большая часть докладов на последующих сессиях была посвящена теологической интерпретацией концепта «пустыни» в Кумранских текстах и других документах периода Второго Храма: «Опыт гонимых в пустыне: Свитки Мёртвого моря и нарратив подвергающихся притеснениям»; «Мотив “пустыни” в “Медном Свитке” (3Q15)»; «Пересказ истории событий на Синае: компаративистский анализ “Иудейских древностей” 3.83-88»; «Эхо Вавилонского плена в арамейское прошлое: тема пустыни в арамейских текстах Кумрана, от Ахикара до Товита», «“Приготовьтесь в пустыне”: практики совершенствования себя в Иудейской пустыне», и др. Сообщения заключительной, тринадцатой, сессии симпозиума касались сопоставления сходных идей и мотивов в кумранских и новозаветных текстах. Это доклады «Женщина в пустыне и орлиные крылья в Откр 12:13-14»; «Между опытом пустыни и небесной славы: положение народа Божия в Послании к Евреям по сравнению с тем, как она представлена в 1QSerekh ha-Yaḥad»; «Выход из пустыни: Кумран, Иисус и ритуальная чистота»; «Искание Бога в безжизненных местах: молитва и пустыня в раннем иудаизме и раннем христианстве».
 
В рамках работы симпозиума в Музее Израиля состоялся цикл открытых лекций известных кумранологов по теме научного форума.
 
 
© Фото Павел Платонов

 

©  Православный паломнический центр "Россия в красках" в Иерусалиме 
Смотрите фотоальбом "Археологический парк Кумран" на нашем портале
 
 

Тэги: Святая Земля, Израиль

<< назад

версия для печати