130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо
130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)
155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме
190 лет
Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО
Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин
Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова
В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой
Приглашаем в паломничество по Святой Земле
Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму
Иерусалимское отделение ИППО разместило в Интернете выпуски "Иерусалимского вестника"
Иерусалимское отделение ИППО переиздало раритетную книгу Джона Гейки о Святой Земле
«Явление Святой Руси в европейском Петербурге» К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма. Д.Б. Гришин
Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. П.В. Платонов
Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов
Цикл статей П.В. Платонова о русских монастырях и храмах на Святой Земле
23 октября 2017
18 октября в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург) открылась выставка одного экспоната, которая приурочена к 200-летнему юбилею со дня рождения И. К. Айвазовского и 135-летию Императорского Православного Палестинского Общества. На выставке представлено полотно И. Айвазовского "Хождение по водам" из фондов музея.
Как сообщается в пресс-релизе, долгое время источник поступления данного произведения в собрание Музея истории религии был неизвестен. Однако исследования по истории коллекций Императорского Православного Палестинского Общества, проведенные в последние годы, позволили предположить, что данная работа на сюжет, восходящий к событиям, описанным в Евангелиях, является даром художника для часовни паломнического приюта Императорского Православного Палестинского Общества в Таганроге, построенном в 1888-90 гг. В ходе архивных изысканий было установлено, что в 1918 г. картина И.К. Айвазовского находилась в помещении Палестинского Общества в Санкт-Петербурге по адресу Мытнинская ул., дом № 10. С 1922 г. в числе прочего имущества Общества картина состояла на учете Государственного Музейного фонда. В ходе ряда передач сначала в Академию истории материальной культуры, затем – в Институт востоковедения АН СССР, полотно Айвазовского в 1938 г. попало в Музей истории религии, где и находится до наших дней.
Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) – всемирно известный художник-маринист, один из наиболее влиятельных и любимых русских живописцев XIX века, чьи работы ещё при жизни экспонировались в Лувре, а в Голландии – родине маринистической живописи – ему было присвоено звание академика. Он писал картины на исторические и мифологические темы, батальные композиции, портреты, иконы. К религиозным сюжетам И. К.Айвазовский обращался неоднократно. Пример тому его работы – «Хаос» («Момент мироздания»), «Всемирный потоп», «Христос на Тивериадском озере» и др. Несколько работ на тему «Хождения по водам» и «Чуда на Тивериадском озере» находятся музеях Феодосии, где художник жил и работал с 1845 г. Среди феодосийских работ есть близкие по композиции к полотну «Хождение по водам» из собрания ГМИР, известно, что художник неоднократно обращался к этому евангельскому сюжету, в период с 1863 по 1897 гг.
На картине изображен момент, когда лодка с учениками Христа попала в шторм на Галилейском море (Иоанн 6:16-21, Марк 6:47-51, Матфей 14:22-33). В центре композиции - сияющая фигура Христа. Апостолы в лодке и бегущий по волнам к Иисусу Петр - второстепенные персонажи на этом полотне, зритель практически не видит их лиц. Однако великий маринист акцентирует внимание не только на осмыслении евангельских событий, но и на море, изображая его прекрасной, свободной и непокорной стихией: даже берясь за библейские сюжеты, Айвазовский старался выбирать такие, где морская стихия играет ключевую роль, примером тому могут служить такие работы мастера как: «Сотворение мира», «Всемирный потоп» и др.
Выставка продлится до 23 января 2018 г.
См. по теме: Странноприимный домъ для паломниковъ Палестинскаго общества в Таганроге. П.П. Филевский
Тэги: история ИППО, культура