Юбилеи 2019 года

125 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо

 

Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. Павел Платонов

 

165 лет
Завершение деятельности первого состава РДМ в Иерусалиме

 

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

 

160 лет
Паломничество великого князя Константина Николаевича на Святую Землю


Первые Августейшие паломники на Святой Земле. 1859 год. Татьяна Тыжненко

 

130 лет
Поднятие флага ИППО над Сергиевским подворьем в Иерусалиме в честь дня рождения вел.кн. Сергея Александровича


Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): история и современность. Павел Платонов

150 лет
Освящение домовой церкви РДМ в Иерусалиме
 

История здания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с домовым храмом св. мученицы Александры. Павел  Платонов

Информационные партнеры

Россия в красках: история, православие и русская эмиграция

 

Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура




Главная / Новости

В Москве открылась выставка, посвященная проектированию паломнического подворья ИППО в Бари

15 сентября 2017

14 сентября в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева (залы "Аптекарского приказа") состоялось открытие выставки "Итальянские постройки Алексея Щусева. Храм Святителя Николая в Бари и Русский павильон в Венеции".

 

Организаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Императорское Православное Палестинское Общество. Кураторы: Марианна Евстратова, Сергей Колузаков.

 

В приветствии министра культуры России Владимира Мединского отмечалось, что в итальянских проектах архитектора А.В. Щусева, представленных на выставке, сполна раскрывается вся глубина нашей национальной культуры, находят вторую жизнь образцы древнего зодчества, ощущается дух русской старины.

 

Алексей Викторович Щусев – один из выдающихся архитекторов ХХ столетия, автор проектов Марфо-Мариинской обители, Казанского вокзала, Мавзолея Ленина, гостиницы «Москва», один из авторов «Сталинского генплана» - плана реконструкции Москвы, основатель Музея Русской архитектуры. Знаменитый русский архитектор оставил свои творения и за пределами России. Путешествуя по городам Италии, изучая и зарисовывая многочисленные памятники архитектуры, он не раз посещал Рим, Неаполь, Палермо, Венецию, Падую, Виченцу, Верону, Флоренцию.

 

 

В 1910-годы, накануне Первой мировой войны и в преддверии революционных событий в России, Щусеву удалось построить в Италии два замечательных сооружения. Это Храм Святителя Николая Чудотворца со странноприимным домом в Бари, возведенный силами Императорского Православного Палестинского Общества под патронатом Великой княгини Елизаветы Федоровны, второго Председателя Общества. Также по проекту Щусева был построен Русский выставочный павильон в Венеции. Неосуществленным остался его проект храма Христа Спасителя в Сан-Ремо.

Подворье в Бари проектировалось по заказу Императорского Православного Палестинского Общества как крупный паломнический центр, предназначенный для обслуживания русских паломников, приезжающих в Бари поклониться мощам Святителя Николая. Павильон в Венеции создавался в 1913-1914 годах как постоянное выставочное пространство России для участия в знаменитых международных венецианских биеннале.

Оба проекта были трактованы зодчим в русском стиле, оба должны были представлять за границей Российскую империю, показать самобытность культуры и силу государства, оба патронировались лично императором Николаем II и членами царской фамилии. Сам Щусев тогда писал: «Если же вглядимся в искусство самой Италии, мы увидим, что вся она полна самых причудливых конгломератов архитектуры. Каждая эпоха вкладывала свое лучшее в общую сокровищницу искусства, то стремясь к роскошному ансамблю, как в площади Св. Петра в Риме, то к конгломерату, как площадь Св. Марка в Венеции. Выбор был свободен и предоставлен артисту, художнику, строителю, который вплетал лишнее звено в общую золотую цепь».

На выставке будет экспонировано более 100 графических произведений Щусева из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева и частных коллекций, в том числе потомков архитектора. Большая часть из них предстанет перед зрителем впервые и раскроет рождение авторского замысла от первоначальных эскизов, до презентационных чертежей и фотографий. Особенный интерес представляют рисунки интерьеров зданий и предметный дизайн. Помимо осуществленных работ, посетители увидят неизвестный эскизный проект Щусева для храма в Сан-Ремо, который впоследствии возводился по чертежам итальянского архитектора Пьетро Агости. Представленные в экспозиции работы позволят современникам по-новому взглянуть на малоизученный дореволюционный период в творчестве выдающегося мастера.


Выставка будет работать до 6 декабря 2017 года.


В рамках выставки запланирована образовательная программа – лекции и экскурсии.

 

Адрес музея: Москва, ул. Воздвиженка, 5/25.

 

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева 

 

Об истории Барградского подворья ИППО см. раздел "Императорское Православное Палестинское Общество в Бари"

Тэги: Италия, русская история, культура

<< назад

версия для печати