130 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо
130 лет
Кончина архимандрита Антонина (Капустина)
155 лет
Освящение храма св.мц. царицы Александры в Иерусалиме
190 лет
Юбилей Василия Хитрово - инициатора создания ИППО
Памяти старого паломника почетного члена и секретаря Императорского Православного Палестинского Общества Василия Николаевича Хитрово + 5 мая 1903 г. И. К. Лабутин
Памяти основателя Палестинского общества. Некрополь Никольского кладбища Александро-Невской лавры. Л. И. Соколова
В. Н. Хитрово — основатель Императорского Православного Палестинского Общества. Н. Н. Лисовой
Приглашаем в паломничество по Святой Земле
Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму
Иерусалимское отделение ИППО разместило в Интернете выпуски "Иерусалимского вестника"
Иерусалимское отделение ИППО переиздало раритетную книгу Джона Гейки о Святой Земле
«Явление Святой Руси в европейском Петербурге» К столетию освящения Барградского Николо-Александровского храма. Д.Б. Гришин
Лавра преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне. П.В. Платонов
Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов
Цикл статей П.В. Платонова о русских монастырях и храмах на Святой Земле
1 июля 2016
24 июня в Эрмитаже в Санкт-Петербурге торжественно открылась выставка «Византия сквозь века», которая проходит в рамках культурных мероприятий перекрестного Года Греции и России. На церемонии открытия выставки выступили выступили заместитель министра иностранных дел Греции Иоаннис Аманатидис и генеральный секретарь Министерства культуры и спорта Греции Мария Андреадаки-Влазаки, с российской стороны присутствовал министр культуры В.Р. Мединский.
Масштабная экспозиция сокровищ великой империи представляет публике 121 образец византийского искусства высокой художественной и исторической ценности из 22 государственных музеев и церковных коллекций Греции: музеев, библиотек и монастырей Афин, Фессалоник, Касторьи, Верьи, Коринфа, Хиоса, Спарты, Родоса, Аргоса, Халкиды, Беотии, Серр, Лесбоса, Киклад. Греческие памятники дополняют экспонаты из хранилищ Эрмитажа, а также «Святой Петр» Эль Греко из Национальной картинной галереи.
— О такой выставке мечтали поколения сотрудников Эрмитажа, — отметил, открывая экспозицию, директор музея Михаил Пиотровский, - почетный член и председатель Санкт-Петербургского отделения Императорского Православного Палестинского Общества. — Здесь есть диалог разных коллекций и прекрасная история. Мы видим, как из античности рождалось византийское искусство, а дальше русская культура, которая показана у нас в других залах.
Повествование экспозиции начинается с ранневизантийского периода, когда еще были яркими отголоски античности. Выставка освещает многонациональный характер византийского государства, его отношения с соседями и, конечно, бурную историю вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Представлены все художественные форматы — скульптуры, фрагменты фресок, напольных и настенных мозаик; бронзовые литургические сосуды; ювелирные золотые изделия; перегородчатые — с использованием тончайших металлических пластинок — эмали; иллюминированные — украшенные красочными миниатюрами и орнаментами — рукописи. Кроме того, в экспозиции — двухметровая, шитая шелком плащаница XIII века из Фессалоник и, конечно, живописные иконы XII – середины XV веков.
На выставке встретились две шедевра иконописи. Эрмитаж, который обладает одним из лучших собраний византийской иконописи VII–XV веков, представил икону «Преображение». Этот шедевр был частью единого Праздничного ряда, написанного на длинной доске, а затем распиленного на отдельные сцены. Одна из них — «Воскрешение Лазаря» из Византийского музея в Афинах — привезена в Петербург, и зрители имеют возможность увидеть ее вместе с «Преображением» — как и предполагал безымянный мастер.
Мозаичная икона «Богоматерь Эпискепсис», 1300 г. Византийский и Христианский музей в Афинах
Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports
Мозаичная икона «Богоматерь Эпискепсис» происходит из церкви св. Василия в малоазийской Триглии, откуда ее перевезли в Грецию. Термин «эпискепсис», или «встреча», был использован Константином Багрянородным при описании святынь Влахернского храма. Изысканный колорит — красные, зеленоватые, оливковые и золотые тона — выделяет икону среди памятников Палеологовского ренессанса, пережитого империей перед гибелью.
Есть в экспозиции и хронологический диссонанс, который устроители называют сознательным. Среди византийских икон, мозаик и фресок размещено живописное полотно «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Последний византийский гуманист, по замыслу организаторов, объединяет искусство через века.
В информационной зоне экспозиции подготовлены печатные издания, экспликации, фильмы и иллюстрированный научный том «Искусство дивной красоты и духовности», написанный куратором выставки Юрием Пятницким, членом Санкт-Петербургского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.
Выставка «Византия сквозь века» в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга продлится до 2 октября 2016 года.